Миссия за истекший год несомненно стлала новые поступательные шаги, в деле внутреннего своего развития и организации. Особенно утешительным является усиление благопопечительных забот епархиальных начальств об учреждении миссий там, где таковых доселе не существовало, об открытии новых миссионерских вакансий, а равно и об изыскании средств и мер к лучшему обеспечению миссионерствующих приходских пастырей и самых миссионеров. Новые епархиальные миссии в истекшем году учреждены в С.-Петербургской епархии и Грузинском экзархате, в Кишинёвской епархии, Олонецкой, Томской и Забайкальской. Новые вакансии открыты; С.-Петербургской (две), в Киевской (третьего епархиального противо-сектантского миссионера), Черниговской (противо-сектантского) Тамбовской (второго противо-сектантского), Херсонской (противо-раскольничьего), Олонецкой (епархиального противо-раскольничьего), Вятской (противо-раскольничьего при Сарапульском викариатстве) Рязанской и др. Независимо от сего, во многих епархиях открыто по нескольку вакансий окружных миссионеров, напр., в Рязанской, Тамбовской в Херсонской и проч. Знаменательным представляется также и то обстоятельство, что в приходском духовенстве и в учащейся духовной молодёжи заметно пробуждаются и растут дух любви к миссионерству и разумение высоты и разности этого служения в церкви, – интерес и потребность к изучению миссионерства и сектоведения. Признаками этого отрадного явления может служить уже один тот факт, что никогда ранее миссия не имела в рядах своих столько новых деятелей из состава академических воспитанников, как в истекшем году. Не смотря на неопределённость миссионерской службы в правовом и материальном отношении кандидаты академии дело миссии начинают предпочитать даже преподавательским кафедрам, между тем как ещё недавно на миссионерские вакансии, особенно же противо-раскольничьи – по целым годам приходилось епархиальным начальствам искать достойных кандидатов; ещё недавно академики противо-раскольничью миссию считали лабиринтом, разбираться в котором учёным людям не стоит; два–три года назад почтенный Вологодский (а ныне Херсонский) миссионер о. Полянский представлял в противо-раскольничьей миссии как академик чуть ли не единственное счастливое исключение. В настоящее время противо-раскольничья миссия насчитывает в составе своём уже десять кандидатов академии, в том числе в истекшем году выступило на эту миссию пять человек, из них два преподавателя семинарий (Калужской – г. Чельцов и Олонецкий о. Плотников, – известный автор истории и обличения раскола); весь же состав внутренней миссии в истекшем году увеличился более, чем на 15 деятелей из кандидатов академии, т. е. число миссионеров и академиков возросло в год на целую треть против той цифры, какую застала статистика 3 всероссийского миссионерского съезда в Казани, в 1897 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

наказ. угол. и испр. (изд. 1866 г.) изъятие от телесных наказаний государственных крестьян, избранных в церковные старосты, распространяется, в равной мере, на все вообще лица сельского сословия, состоящие в должности церковных старост православных церквей. Государь Император на журнале Соединённого Присутствия в 22 день Ноября 1867 г. соизволил написать Собственноручно: «Исполнить». И, по справке, Приказали: О содержании изъяснённой выписки из Высочайше утверждённого в 22 день Ноября минувшего 1867 г. Журнала Соединённого Присутствии Главного Комитета об устройстве сельского состояния и Департамента Законов Государственного Совета, относительно прав и преимуществ церковных старост из временно обязанных крестьян, дать знать указами Преосвященным как Киевскому, Кишинёвскому, Полынскому, Полоцкому и Смоленскому, в последствие представлений их по настоящему предмету, так и всем прочим Епархиальным Архиереям, для сведения и надлежащего в потребных случаях руководства. Января 27 дня 1868 г. 8. -по поводу непрестанно повторяющихся при представлении епархиального духовенства к пенсиям уклонения от предписанного на сей предмет Временными Правилами порядка и происходящей вследствие того излишней переписки по делам сего рода, замедляющей самый ход таковых дел, Приказали: В избежание, на будущее время, напрасной переписки и проволочки по делам, о назначении пенсий духовенству Епархиального ведомства, вследствие несоблюдения, при представлении к пенсиям, постановленного Временными Правилами о пенсиях епархиальному духовенству порядка, предписать Епархиальным Преосвященным указами принять к надлежащему по этим делам руководству и исполнению следующие правила; 1) на основании Временных Правил пенсии за епархиальную службу назначаются только протоиереям, священникам и вдовам их; диаконам же и семействам их право на получение пенсий по этим правилам не предоставлено, а потому и ходатайств о назначении им пенсий не должно быть. 2) Пенсии за епархиальную службу назначаются не иначе, как по выслуге священнослужителями указываемого в ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В числе сих последних находятся все без исключения монастыри (46) и общины (9) следующих 19 епархий; Архангельской, Астраханской, Воронежской, Вятской, Екатеринославской, Енисейской, Кишинёвской, Новгородской, Орловской, Пензенской, Полтавской, Самарской, С.-Петербургской, Симбирской, Смоленской, Таврической, Тульской, Харьковской и Ярославской. По отзывам Преосвященных оказывается, что большая часть монастырей не имеют средств к учреждению ни воспитательных, ни благотворительных заведений в таком виде, чтобы для сих заведений были особые помещения для воспитанниц и призреваемых из мирянок и особые от монастырских способы содержания. Монастыри большею частью наполнены бедными сиротами, малолетними и престарелыми, которые находятся на полном содержании и попечении монастырском. Монахини, по назначению настоятельниц, кроме монастырских послушаний, занимаются в келиях обучением грамоте и рукоделью малолетних и уходом за престарелыми и больными без особо заведённых школ, больниц и богаделен. Впрочем и в этих последних монастырях настоятельницы предполагают завести особые благотворительные и воспитательные заведения в то время, когда представятся к тому способы. Таким образом оказывается, что там, где средства позволяют и надобность ощутительнее, женские монастыри наши имели и имеют при себе, в том или другом виде, как училища, так и богадельни и больницы, но что, к сожалению, число таких монастырей, сравнительно, не велико и в скором времени не может быть увеличено, по крайней бедности большей части сих монастырей. Вследствие сего и имея в виду, что, согласно Высочайшей воле, открытие новых обителей допускается исключительно под непременным условием устройства при оных учебного или благотворительного заведения, Святейший Синод определяет: не делая до времени обязательным для всех существующих ныне женских монастырей устройства при них того или другого из помянутых учреждений, предписать Епархиальным Начальствам усугубить свои попечения как о поддержании и развитии существующих при женских обителях школ, богаделен или больниц, так и об устройстве таковых там, где будет представляться к тому возможность; о чём и дать знать Епархиальным Преосвященным циркулярными указами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец, мне хотелось бы привести некоторые сведения о деятельности православного духовенства, почерпнутые мною из донесений в Св. Синод епархиальных преосвященных. Из этих донесений видно, что в 20-тп епархиях, как-то: Московской, Владимирской, Ярославской, Нижегородской, Курской. Калужской, Псковской, Воронежской, Кишинёвской, Херсонской, Ставропольской, Олонецкой. Пермской, Самарской, Оренбургской, Якутской, Иркутской, Камчатской, Туркестанской и Грузинском экзархате совсем не существовало обществ трезвости. В остальных же 36 епархиях, хотя с 1889 года, т. е. со времени указа Св. Синода, и начали появляться общества трезвости, но число их весьма незначительно. Так в 7-ми епархиях: Тверской, Костромской, Симбирской, Харьковской, Рижской, Тобольской и Енисейской открыто было всего по одному обществу трезвости. Затем, в следующих 9 епархиях было открыто только по два общества трезвости: Вологодской, Рязанской, Тульской, Орловской, Екатеринославской, Астраханской, Могилевской, Минской и Варшавской. В остальных 20-ти епархиях хотя в среднем выводе можно считать по 20-ти обществ, но состав их так незначителен, что они представляют из себя жалкое существование, – число членов в некоторых простирается от 10 до 3-х. Вообще, все эти общества находились в самом зародыше, так что весьма многие из них, по отзывам епархиальных преосвященных, «не обнаружили почти никакой деятельности». В донесениях губернаторов н жандармских губернских начальников в 1898 г. все эти Общества не показаны, за исключением 6-ти. Вероятно, как внезапно появились, так внезапно же и окончили своё существование. Затем, из дел Департамента полиции видно, что с 1891 по 1899 г. было открыто в разных губерниях 95 Обществ трезвости, утверждённых Министерством Внутренних Дел, которые распределяются так: в К этому числу следует прибавить ещё 36 церковно-приходских обществ трезвости, открытых с разрешения духовной власти в последние десять лет. Таким образом, в среднем выводе будет приходиться только по два общества на каждую губернию, или по одному на 229 православных приходов, считая последних 30.000 в России 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

В отчётном году число местных органов Миссионерского Общества, или Епархиальных Комитетов оставалось прежним, ограничиваясь 41 Комитетом. Не открыты доселе Комитеты Миссионерского Общества в епархиях: Архангельской, Холмско-Варшавской, Виленской, Волынской, Курской, Олонецкой, Пензенской, Псковской, Тульской и Ставропольской. Что касается деятельности уже открытых Комитетов Православного Миссионерского Общества, из которых некоторых в отчётном году вступили в третье десятилетие своей жизни, то деятельность эта, состоящая главным образом в распространении среди православно-русского народа сведений об отечественном веропроповедничестве его целях, задачах, нуждах, современном положении и проч., а также в собирании денежных средств, столь необходимых для его поддержания и дальнейшего развития, сопровождалась в разных епархиях, неодинаковыми результатами как относительно сборов в пользу Миссионерского Общества, так и числа членов его, записавшихся в Епархиальных Комитетах. Есть, напр., епархии с миллионным, коренным православно-русским народонаселением, Миссионерские Комитеты которых имеют в своих списках лишь тридцать-сорок лиц, внесших в Комитет по три рубля и тем приобретших право действительных членов означенного Общества... С другой стороны, не подлежит сомнению, что в епархиях, в которых председатели Комитетов относятся с живым, сердечным интересом к делу отечественного благовестничества, примечается благоуспешность сборов на это святое дело, а равно и постепенное увеличение числа членов Миссионерского Общества. В этом отношении заслуживает того, чтобы быть особо отмеченным следующий факт, занесённый в отчёт по Кишинёвскому Епархиальному Комитету за минувший год. В заседании Кишинёвского Комитета, происходившем 24 января отчётного года, было заслушано предложение председателя Комитета о том, что число членов Миссионерского Общества из лиц Кишинёвской епархии весьма незначительно (в 1891 году 75 членов) и что сборы в пользу Общества поступают в Комитет несвоевременно, а потому он находит полезным обратиться к оо. Благочинным Кишинёвской епархии с просьбою принять меры к тому, чтобы духовенство епархии, в видах привлечения большего количества членов и жертвователей, разъясняло прихожанам цели и задачи Миссионерского Общества в поучениях, приглашало к пожертвованиям членов причта, старост церковных и известных благотворительностью лиц, кроме того просит благочинных своевременно высылать сборы в пользу Общества. Единогласно принятое Комитетом это предложение председателя сопровождалось письменными (от его имени) отношениями к оо. Благочинных Кишинёвской епархии с просьбою оказать возможное с их стороны содействие Комитету в настоящем случае. Как и следовало ожидать, результатом вышеуказанной простой и практической меры было увеличение, сравнительно с 1891 годом, членов Миссионерского Общества по Кишинёвскому Комитету на 87 лиц и пожертвований в пользу Общества на 503 руб. 19 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

С.-Петербургский Комитет в отчётном году также продолжал с прежнею энергией и прежним успехов трудиться над выполнением тех задач, которые указаны Епархиальным Комитетом Уставом Миссионерского Общества, в широкой мере пользуясь помощью, какую уже несколько лет оказывают сему Комитету торжественные общие собрания членов его, с чтением на сих собраниях об отечественном миссионерстве в разных его отношениях. Таких собраний, отличавшихся особенным многолюдством, было три 23 февраля, 8 марта и 29 ноября. На этих собраниях записалось 263 члена и была собрана значительная сумма пожертвований в пользу Миссионерского Общества. Одно из вышеупомянутых торжественных собраний было приурочено к воспоминанию столетней годовщины со дня рождения знаменитого алтайского миссионера, о. Архимандрита Макария. В этот день роздано было присутствовавшим за литургией в Казанском соборе и вечером на общем собрании множество брошюр, листков и проч., знакомящих с жизнию великого подвижника на поприще православного благовестничества. Не излишне заметить здесь, что Комитетом, нарочито, в виду этого особо знаменательного дня, были изданы следующие книжки: ) «Архимандрит Макарий, основатель Алтайской духовной миссии» и 2) «Жизнеописание архимандрита Макария». Сост. М. Макаревский. Спб. 1892 г. Что касается общего количества доходов по С.-Петербургскому Комитету за отчётный год, то доходы сии возросли до 19,459 руб. 57 к. Но кроме Полтавского и С.-Петербургского Комитетов, резко выделяющихся среди других Комитетов своею особенно благоуспешною деятельностью на пользу Миссионерского Общества и отечественных миссий, некоторое увеличение доходов и числа членов Общества в отчётном году усматривается в Епархиальных Комитетах: Владимирском (прибавилось 20 новых членов), Кишинёвском (87 членов), Самарском (16 чл.), Смоленском (14 чл.), Якутском (7 чл.) и Тверском (6 чл.). Этими увеличениями однако не могут быть вознаграждены те чувствительные потери и в количестве членов и в денежных поступлениях, какие Миссионерское Общество понесло в отчётном году в двух только Комитетах: Одесском и Харьковском. В первом из сих Комитетов убавилось, сравнительно с предшествующим годом, 415 членов и 5654 р. 39 коп. доходов, а во втором 130 членов и 2180 руб. 86 к. Уменьшение в численности членов и доходов встречается, хотя в меньшей степени, в Комитетах: Каменец-Подольском (убав. 16 членов), Тобольском (171 чл.), Пермском (21 чл.), Витебском (8 чл.), Уфимском (8 чл.), и Енисейском (50 членов). Как выше было замечено, это печальное явление преимущественно объясняется неурожаем и эпидемиею минувшего года, но, без сомнения, нечто надобно отнести здесь и на долю недостаточно усердного и внимательного отношения к обязанностям по сбору пожертвований в пользу Миссионерского Общества, какое обнаруживали в иных Епархиях некоторые лица из приходского духовенства 3 . III часть

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

Ф. 796. Оп. 131. Д. 826. Л. 127-127 об.), Синодом было принято решение о возвращении остающихся рукописей епархиальным архиереям, чтобы они приказали исправить и дополнить их, особенно в статистическом отношении, и передали затем на рассмотрение цензуры для последующей публикации. В 1868 г. общероссийский проект создания епархиальных описаний Синодом был окончательно закрыт. После того как в 1865 г. было решено остававшиеся в Духовно-учебном управлении рукописные описания вернуть на места, руководство Синода сочло себя свободным от к.-л. дальнейших распоряжений и действий по этому вопросу. Между тем нек-рые из архиереев продолжали присылать в Синод рапорты о ходе работы над описаниями своих епархий. Поэтому Синод принял особое определение, в к-ром подобные донесения были названы «излишними». Их предписывалось впредь не присылать, а само дело о составлении описаний приказано, «почислив конченным, сдать в архив». Работа по составлению епархиальных историко-статистических описаний, предпринятая в сер. XIX в., представляет собой важную веху в развитии региональной истории и краеведения, а также провинциальной археографии. Впервые в истории страны было задумано подготовить по единому плану подробное научное описание всех ее регионов (в данном случае - в церковно-историческом отношении). И, несмотря на то что данный замысел удалось реализовать лишь частично, сделано было немало. Рапорты архиереев позволяют утверждать, что в течение 50-х гг. XIX в. в большинстве епархий был собран, обработан и частично подготовлен к публикации значительный массив материалов по региональной церковной истории, большая часть к-рых осталась неопубликованной. Судьба описаний (или отдельных материалов к ним), присланных в 50-60-х гг. XIX в. в Синод, сложилась по-разному. Одни из них (варшавское, камчатское, минское и саратовское) были возвращены на места и опубликованы. Другие же (владимирское, кишинёвское, пензенское, полоцкое и отдельные части кавказского, могилёвского и симбирского) по неизвестным причинам обратно высланы не были и остались в архиве Синода.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

нием Комитета, о назначении в текущем году в состав ново-образуемых курсов духовных академий окончивших курс воспитанников духовных семинарий. Приказали: Рассмотрев настоящий журнал Учебного Комитета, Святейший Синод определяет: 1) разрешить академическим Советам вызвать к подлежащему сроку из числа 170 семинарских воспитанников, рекомендованных местными епархиальными и семинарскими начальствами, в состав новых в академиях курсов 87 воспитанников, окончивших курс семинарского учения, а) в С.-Петербургскую академию 25, именно по одному воспитаннику из семинарий: Витебской, Владимирской, Иркутской, Калужской, Курской, Минской, Могилевской, Новгородской, Олонецкой, Орловской, Пензенской, Пермской, Полтавской, Псковской, Рижской, Рязанской, С.-Петербургской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Холмской, Черниговской и Ярославской; б) в Киевскую академию 25, именно по одному воспитаннику из семинарий: Витебской, Владимирской, Волынской, Воронежской, Вятской, Донской, Екатеринославской, Кишинёвской, Киевской, Костромской, Кутаисской, Нижегородской, Новгородской, Одесской, Орловской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Ставропольской, Тамбовской, Тифлисской, Томской, Тульской и Ярославской; в) в Московскую академию 20, именно по одному воспитаннику из семинарий: Вифанской, Вологодской, Волынской, Воронежской, Екатеринославской, Костромской, Красноярской, Курской, Литовской, Могилевской, Московской, Новгородской, Орловской, Полтавской, Рязанской, Самарской, Ставропольской, Тамбовской, Тверской и Харьковской; 2) в Казанскую академию 17, именно по одному воспитаннику из семинарий: Астраханской, Владимирской, Вятской, Иркутской, Казанской, Калужской, Курской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Смоленской, Тверской, Томской, Уфимской, Черниговской и двоих из Тобольской. 2) Остальные затем казённокоштные вакансии в академиях С.-Петербургской – 5, Киевской – 5, Московской – 10 и Казанской – 13 предоставить лучшим из имеющих явиться к приёмным испытаниям, в качестве волонтёров; 3) Советы духовных академий должны немедленно сообщить о настоящем постановлении Святейшего Синода подлежащим семинарским Правле-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Еп. Исаакий (Положенский) учредил в 1892 г. епархиальный комитет для заведования противосектантской и противораскольнической миссией, способствовал распространению в епархии внебогослужебных собеседований пастырей с прихожанами. При нем количество церковноприходских школ и школ грамоты увеличилось со 151 до 243. Еп. Неофит (Неводчиков) инициировал открытие в Кишинёве отд-ния Императорского Православного Палестинского об-ва. Еп. Иаков (Пятницкий) ввел должности противосектантских миссионеров в каждом уезде, в 1899 г. открыл миссионерское Христорождественское братство, заменившее епархиальный миссионерский комитет, благотворительное Александро-Невское братство подчинил непосредственно епархиальной власти. В авг. 1901 г. прошел I епархиальный съезд миссионеров. На рубеже XIX и XX вв. еп. Иаков дважды ходатайствовал перед Синодом о разрешении публиковать книги на молдав. языке. В 1900 г. он инициировал издание русско-молдав. краткого молитвослова, русско-молдав. листков нравоучительного содержания. В дек. 1902 г. в Кишинёве усилиями еп. Иакова было организовано Бессарабское церковное историко-археологическое об-во, офиц. открытие которого состоялось 4 апр. 1904 г. В 1907 г. об-во создало церковно-археологический музей. В 90-х гг. XIX в. значительно выросло число церковных школ в Бессарабии, этот рост продолжился и в нач. XX ст. В 1907 г. имелось 606 церковных школ, в т. ч. 8 двухклассных, 176 школ грамоты, 408 одноклассных, 8 воскресных и 6 второклассных, а также 2 образцовые школы - при семинарии и жен. уч-ще. К 1914 г. в К. е. насчитывалось 663 церковные школы (13 двухклассных, 617 одноклассных, 33 школы грамоты). В апр. 1904 г. еп. Иаков одобрил предложение кишинёвского Христорождественского братства ходатайствовать перед Синодом об издании богослужебных книг на молдавском языке. Реализация этой инициативы началась при Кишинёвском еп. Владимире (Синьковском) . Епархиальный съезд духовенства в нояб. 1905 г. принял решение об учреждении молдав. церковной типографии и о введении молдав. языка и молдав. церковного пения в качестве необязательных предметов в Кишинёвской ДС и в духовных училищах, что и было исполнено в 1906 г. В окт.-нояб. 1905 г. в Кишинёвской семинарии происходили революционные волнения, занятия прекратились. В основном протест имел политическую направленность, студенты выступали за «демократизацию» учебного процесса, выдвигалось также требование преподавания молдав. языка и по желанию - болгарского. После возобновления занятий в янв. 1906 г. в учебную программу семинарии был введен молдавский язык.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Наконец, архиереи, соединяя в своих руках административную власть с судебной, крайне неохотно официально наказывали клириков, виновных в конфликтах с прихожанами (чтобы не создавать впечатления о неблагополучии своей епархии). Это мешало бороться против распространённых пороков духовенства – пьянства, вымогательства и др. В результате обер-прокурору приходилось всё больше и больше ужесточать контроль за местным епархиальным управлением, действуя через консисторских чиновников. Епископов непрерывно перемещали из епархии в епархию, причём зачастую на значительные расстояния: так, в 1882 г. на Кишинёвскую кафедру был переведён архиерей из Казани, на его место поставлен рязанский преосвященный, на место последнего – симбирский. Из 49 епархиальных архиереев, перемещённых в 1881–1894 гг., 8 были переведены по два, и 8 – по три раза. В среднем за год перемещалось по 3 епархиальных архиерея и по 3 викарных епископа, 4 викария получали назначения на самостоятельную кафедру; срок пребывания епархиального архиерея на одной кафедре ограничивался в среднем 5 годами 37 . В рамках высшего церковного управления – Святейшего Синода – Победоносцев сохранил и даже ужесточил традиционную практику обер-прокурорского манипулирования. «Главное назначение присутствующих в Синоде – это подписывать, – вспоминал один из крупных иерархов победо-носцевской эпохи, лично близкий к обер-прокурору архиепископ Херсонский Никанор (Бровкович) . – Синодальных протоколов и журналов приносят по домам множество, и все их приходится подписывать; согласен ли ты с их содержанием или нет, об этом никому не нужно знать, а всё-таки требуется: „подписать“» 38 . Вызванные в Синод архиереи в среднем находились здесь около полутора лет, но с 1888 г. на летние месяцы их стали увольнять в епархии, вызывая на этот срок других епископов, прозванных «статистами». «Вот этим-то статистам, – писал управляющий синодальной библиотекой А.Н. Львов, – предлагают подписать угодное чиновникам решение по тому делу, по которому уже состоялось действительное определение Синода... Те, понятно, подписывают, и вот иногда митрополиты, помнящие, как они решали известное дело, получают указ, где говорится, что... Синод определил по этому поводу совсем другое» 39 . Сам обер-прокурор, видимо, искренне считал, что заботится таким образом о благе Церкви, но среди епископата его действия со временем стали вызывать острейшее раздражение, вылившееся в 1905 г. в резкое выступление против обер-прокурорского надзора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010