Важное значение имело возобновление по решению еп. Серафима в 1910 г. особого почитания Гербовецкой чудотворной иконы Божией Матери, была установлена традиция еженедельного чтения акафиста иконе в кафедральном соборе. Более частыми стали поездки правящего архиерея в отдаленные приходы, усилился контроль над финансами. В 1911 г. на средства владыки открыто Кишинёвское епархиальное древлехранилище-музей при Бессарабском церковном историко-археологическом об-ве. В 1912 г. учрежден епархиальный ревизионный комитет, что укрепило финансовую дисциплину. Была усилена борьба с сектой иннокентьевцев. По ходатайству еп. Серафима лидер секты, бывш. иером. Иннокентий, живший в Каменце-Подольском и почти беспрепятственно распространявший свои еретические проповеди, в февр. 1912 г. был выслан в Олонецкую губ., также уволен его соратник, настоятель Циганештского мон-ря игум. Феодосий. Тем не менее сектантское движение продолжало усиливаться; т. к. отдельные лидеры секты скрывались, мать иером. Иннокентия была провозглашена «богородицей», и к ней в с. Косоуцы стал стекаться народ. В целях дальнейшей борьбы с иннокентьевцами архиеп. Серафим в 1913 г. благословил миссионерскому комитету К. е. печатать молдав. антисектантское приложение к русскоязычным «Кишинёвским епархиальным ведомостям», а также опубликовать антисектантские брошюры и листовки авторства кишинёвского епархиального миссионера-проповедника прот. Феодора Кирики в переводе их на молдав. язык. В 1913 г. архиеп. Серафим инициировал решение епархиального съезда об открытии 2-го епархиального жен. уч-ща в Кишинёве, на которое владыка изыскал средства. Однако в 1914 г. данное решение было отменено из-за вызванных войной финансовых трудностей. В мае 1912 г. к 200-летнему юбилею присоединения Бессарабии к России, на средства архиеп. Серафима капитально отремонтирован Христорождественский кафедральный собор г. Кишинёва. В нояб. 1908 г. решением Синода была официально образована Кишинёвская епархиальная богадельня, основанная по инициативе главы Кишинёвского епархиального попечительства о бедных прот. Луки Лашкова. В 1910-1911 гг. по инициативе еп. Серафима был построен 3-этажный епархиальный дом (в честь основателя официально наименованный Синодом в 1912 г. «Серафимовским»). Там разместились епархиальные попечительство о бедных, училищный совет, музей, б-ка кишинёвского Христорождественского братства.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Всего дореволюционные и преемственные издания 1917-1922 гг. использовали не менее 107 различных заглавий. Лишь немногие из них имеют подробные общие указатели («Подольские ЕВ» за 1862-1905, «Пензенские епархиальные ведомости» за 1866-1900, «Иркутские ЕВ» за 1863-1904, «Минские ЕВ» за 1868-1897) или указатели к одной из частей (к неофиц. части «Черниговских епархиальных известий» за 1861-1905, «Вятских епархиальных ведомостей» за 1863-1912, «Полтавских епархиальных ведомостей» за 1863-1912, «Воронежских ЕВ» за 1866-1915, «Волынских ЕВ» за 1867-1907, «Кишинёвских ЕВ» за 1867-1912, «Якутских ЕВ» за 1887-1907, «Архангельских ЕВ» за 1888-1912; к офиц. части «Симбирских ЕВ» за 1876-1898). Остальные имеют указатели или обзоры содержания только за первые годы издания, указатели статей по определенной тематике, а издания некоторых епархий (Варшавской, Владивостокской, Гродненской, Екатеринбургской, Забайкальской, Костромской, Литовской, Могилёвской, Московской, Олонецкой, Псковской, Рижской, Туркестанской, Уфимской, а также Грузинского Экзархата) имеют лишь годовые оглавления. Всего в 1860-1916 гг. вышел 2581 годовой комплект Е. в. с 80 названиями, издания хранятся в РНБ (2522 полных комплекта и 53 неполных) и РГБ (2399 полных комплектов и 164 с лакунами), 77 названий представлено в БАН (1673 полных и 343 неполных комплекта). В др. б-ках (ГПИБ, СПбДА, МДА) мн. изданий нет, а большинство имеющихся представлено с лакунами или фрагментарно; лишь в нек-рых обл., краевых и республиканских б-ках и архивах собраны местные издания. Издания 1917-1922 гг. в комплексе не собраны нигде, мн. номера невозможно найти ни в одном хранилище. В 1922-1928 гг. епархиальные управления обновленцев выпускали не менее 38 периодических изданий, как правило недолговечных. Нек-рые из них имели традиц. для Е. в. заглавия: «Тульский церковный вестник» (1923), «Тульские ЕВ» (1924-1928), «Самарские ЕВ» (1924), «Вятские епархиальные известия» (1924), «Орловский епархиальный вестник» (1925), «Архангельский церковный голос» (1925-1926), «Церковный вестник» (Петрозаводск, 1925-1926; Иркутск, 1925-1928), «Пермские ЕВ» (1926), «Уральские церковные ведомости» (Свердловск, 1927-1928). На заглавиях других отразилось стремление отмежеваться от «церковной контрреволюции»: «Церковное оживление» (Одесса, 1922), «Друг православного народа» (Саратов, 1922), «Голос живой веры» (Тамбов, 1922-1923), «Живая Церковь» (Пенза, 1922; Киев, 1922-1923), «Обновление Церкви» (Царицын, 1922; Челябинск, 1923), «Церковная заря» (Вологда, 1922-1923), «Церковное обновление» (Орёл, 1922-1923; Рязань, 1923-1926). Неск. журналов выходило в городах, к-рые раньше не были епархиальными центрами (Царицын (ныне Волгоград), Челябинск, Пятигорск, Минусинск, Клин). В кон. 20-х гг. выпуск всех епархиальных периодических изданий в СССР, в т. ч. обновленческих, прекратился.

http://pravenc.ru/text/190001.html

Iai, 2008. P. 207-218; eadem. Biserica ortodoxa din Basarabia intre 1882-1918: Teza de doctor in istorie. Chiinu, 2010; Стратулат Н. В. Православная Церковь в Молдавии в контексте истории молдавско-румынских межцерк. отношений в XX в.: Дис./СПбДА. СПб., 2010; Шкаровский М. В. Православная Церковь Румынии и церковная жизнь на занятых румынскими войсками территориях с 1918 по 1940-е гг. 2010 г. 4 ч.//www.bogoslov.ru/text/637896.html, 656120.html, 656557.html, 656598.html [Электр. ресурс]; Oazele duhovniceti ale Mitropoliei Basarabiei din Protopopiatul Chiinu. Chiinu, 2010; Manastiri i schituri din Republica Moldova/Coord., red. A. Eanu, Chiinu, 2013. В. Г. Пидгайко Монастырская и церковная архитектура Изучение православного искусства на территории совр. Республики Молдова сопряжено со многими трудностями. Многочисленные войны и переселения народов на заре христианства и в период раннего средневековья, отсутствие документальных источников и недостаток археологических памятников позволяют лишь в общих чертах обозначить время появления христ. искусства в данном регионе. К его изучению местные историки обратились лишь в сер. XIX - нач. ХХ в., когда в Бессарабии появились первые периодические печатные издания. Согласно письму Мин-ва внутренних дел Российской империи (1837), адресованному губернатору Бессарабии П. И. Фёдорову (гражданский с 1834 и военный с 1836 по 1854), требовалось провести инвентаризацию данных о существовании античных и др. памятников на территории края. Губернатор поручил сотрудникам бессарабской канцелярии составить списки всех мон-рей, церквей и замков, представляющих историческую ценность ( Халиппа. 1902. С. 89-108). Впосл. этими списками пользовались большинство историков, изучающих бессарабские памятники. На их основе Н. Н. Мурзакевич опубликовал обзор бессарабских мон-рей и краткие исторические справки ( Мурзакевич. 1848). Эти сведения были дополнены в монографиях о Бессарабии А. И. Защука, П. Н. Батюшкова, З. К. Арбуре-Ралли, Н. Йорги, П. А. Крушевана и А. И. Яцимирского. Исследование архитектуры Молдавии началось сравнительно недавно. Монастырское зодчество сыграло значительную роль в становлении архитектурного облика Днестровско-Прутского междуречья (историческая область в составе Румынии, после 1812 - часть Российской империи под названием Бессарабия). Описание и исторические данные о церковных и других памятниках Бессарабии публиковались в «Кишинёвских епархиальных ведомостях», «Бессарабских епархиальных ведомостях» (1-й журнал в Бессарабии, выходивший с 1 июля 1867), «Записках Одесского общества истории и древностей» (1844-1919), «Бессарабских губернских ведомостях» (газета, издававшаяся с 17 июля 1854 по 1917) и в «Трудах Бессарабского церковного историко-археологического общества» (с 1909 по 1914).

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Церковные Ведомости. 1918. 69. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об утверждении членов Высшего Церковного Совета, избранных от Священного Синода Святейшим Патриархом и Священным Синодом 21 февраля (6 марта) 1918 г. за 69 постановлено: признать избранными от Священного Синода в состав Высшего Церковного Совета, согласно полученному по избранию большинству голосов, митрополита Новгородского и Старорусского Арсения [Стадницкого], архиепископа Кишинёвского и Хотинского Анастасия [Грибановского ] и митрополита Ярославского и Ростовского Агафангела [Преображенского]. Церковные Ведомости. 1918. 9/10 70. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об увольнении, согласно прошению, протоиерея Тихона Рождественского от должности сверхштатного члена Тульской духовной консистории Святейшим Патриархом и Священным Синодом 21 февраля (6 марта) 1918 г. за 70 постановлено: протоиерея Тихона Рождественского уволить, согласно прошению, от должности сверхштатного члена Тульской духовной Консистории. Церковные Ведомости. 1918. 9/10 64. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об учинении на местах епархиальным начальством расследования всех случаев насилия, имеющих отношение к Церкви Святейший Патриарх и Священный Синод 21 февраля (6 марта) 1918 г. слушали: выписку из протокола Соборного Совета от 14(27) февраля 1918 г. за 64, ст. 5 по предложению члена Собора Н. Н. Медведкова о расследовании на местах всех случаев насилия, имеющих отношение к Церкви и Её служителям и православным христианам. Постановлено: поручить епархиальным начальствам о всяком насилии, о всяком отдельном случае арестов, убийств, пролития крови во время религиозных манифестаций или при исполнении духовенством своих обязанностей и вообще о всяком случае насилия, имеющем отношение к Церкви и Её служителям и православным христианам, пострадавшим за веру Христову, учинять на местах, чрез особые Комиссии, надлежащие расследования о случившемся и акты таковых расследований препровождать в Священный Синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

К концу пребывания И. на Кишинёвской кафедре она давала ежегодный доход 1 тыс. р. В 1853 г. по благословению И. было издано на молдав. языке 600 экз. Триоди (репринт издания 1848 г. Нямецкого в честь Вознесения Господня мон-ря ), 603 экз. Евангелия (репринт издания 1812 г., осуществленного в Буде). В 1856 г. отпечатан Типикон на молдав. языке, за основу взята книга, изданная в 1816 г. в Яссах. Ко времени назначения И. на Кишинёвскую кафедру мн. церковные здания находились в аварийном состоянии. И. разрешил закрывать их лишь при условии возведения новых каменных построек. К 1858 г. из 865 церковных зданий 314 были каменными. 17 марта 1858 г. И. был перемещен на Подольскую и Брацлавскую кафедру. 11 июля 1858 г. И. был утвержден вице-президентом Подольского попечительного о тюрьмах комитета. При И. в 1862 г. начали издаваться «Подольские епархиальные ведомости» . В том же году было учреждено Иоанно-Предтеченское братство, к-рое должно было строить и благоукрашать храмы в Каменец-Подольске. В городе были возведены Георгиевская и Покровская церкви. В 1862 г. началось строительство новых семинарских зданий в сев. части города (завершено в 1865). И. заботился о свечной торговле, поощрял священников наградами за увеличение прибыли, за 2 года с момента вступления епископа в управление епархией доходы выросли на 4500 р. Эти средства тратились на нужды духовного образования. И. обязал священников, окончивших семинарский курс, писать в год не менее 12 катехизических поучений и регулярно читать проповеди за богослужениями. Одновременно епархиальные священники были освобождены от обязанности проповедовать в храмах Каменец-Подольска. 20 дек. 1863 г. И. был определен архиепископом Рязанским и Зарайским. При нем 1 сент. 1865 г. начали выходить «Рязанские епархиальные ведомости» , И. оказывал поддержку этому изданию. 29 авг. 1867 г. по прошению из-за болезни уволен на покой в рязанский в честь Преображения Господня мон-рь с назначением его настоятелем. 21 авг. 1868 г. в Рязанской епархии было учреждено Михайловское вик-ство, мон-рь стал резиденцией викария. В связи с этим И. в сент. того же года был переведен в рязанский во имя Св. Троицы мон-рь , стал его настоятелем и управлял им до смерти. Вел строгую, почти затворническую жизнь, большую часть времени проводил в келье, лишь изредка выходил на монастырский двор и в сад. Богослужения совершал только в самые большие праздники. Готовил к печати свои проповеди и поучения, которые издал в 1868 г. в 10 частях. Переписывался со свт. Иннокентием (Борисовым), архиеп. Херсонским (был его учеником в период работы в Орловской ДС).

http://pravenc.ru/text/673977.html

В 1894 г. В. открыл и освятил Покровскую жен. общину, к-рая 6 февр. 1898 г. была преобразована в Покровский жен. мон-рь - первый во Владикавказе. Построил колонию для прокаженных (1897), осет. приют, 30 авг. 1897 г. устроил и освятил архиерейский дом с церковью, 28 янв. 1901 г. освятил церковь в ДУ. В 1903 г. отмечался 10-летний юбилей служения В. во Владикавказской епархии. Среди многочисленных наград и подарков, полученных по этому случаю, был драгоценный крест с частицей св. мощей, присланный Иерусалимским Патриархом Дамианом . В 1904 г. В. присутствовал в Святейшем Синоде. 12 авг. 1904 г. В. был назначен на Кишинёвскую и Хотинскую кафедру. 16 сент. 1908 г. переведен в Новочеркасск с возведением в сан архиепископа Донского и Новочеркасского. 11 июля 1914 г. по болезни уволен на покой с назначением сверхштатным членом Московской синодальной конторы и управляющим Заиконоспасским московским в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-рем . Награжден орденами св. Анны 3-й (1890) и 1-й (1895) степени, равноап. кн. Владимира 3-й (1892) и 2-й (1900) степени. В. перевел на казах. язык и издал «Первоначальные сведения о святой христианской вере готовящимся ко Святому Крещению» (Каз., б. г.), «Чин обращения магометан к Святой Церкви, молитвы», «Евангелие от Луки» (Каз., 1883), «Жизнь и страдания св. вмч. Евстафия Плакиды с семейством» (Каз., 1886), «Плач души грешника при разлучении ее от тела о грехах своих» (Каз., 1888), «Священную историю Ветхого Завета» (Каз., 1890), вероучительные и нравоучительные книги прот. И. Г. Поспелова (Как жить по православной вере, Кострома, 1878-1879; пер.: 1891-1892 и др.). Миссионерские записки В. печатались в журналах «Православное обозрение» , «Странник» , «Московские церковные ведомости», «Миссионер» , «Томские епархиальные ведомости» и др. Соч.: Празднование Алтайскою духовною миссиею 50-летнего своего юбилея//Томские ЕВ. 1881. 5. Ч. неофиц. С. 65-73; Зап. алтайского миссионера Черно-Ануйского отд-ния свящ. Филарета Синьковского за 1876, 77, 78, 79, 80 и 81 годы.

http://pravenc.ru/text/159074.html

Что до меня, я совершенно достоин того, что вы не пишете ко мне. Трудно найти человека, который бы менее меня любил переписку и меньше меня находил досуга для неё. Дела поглощают всё моё время, и я прошу у вас только снисхождения, чтоб вы не упрекали меня за моё молчание и не сочли его признаком уменьшения моей к вам глубочайшей признательности» 319 . Только один вид литературной деятельности не оставлял преосвященный Сергий и будучи в сане архиерейском, это – проповедь. Следуя слову апостола: аще благовествую, несть ми похвалы: горе же мне есть, аще не благовествую ( 1Кор. 9:16 ), преосвященный Сергий проповедание слова Божия почитал одною из важнейших и наиболее непременных обязанностей своего архипастырского служения и не преставал произносить проповеди до самой кончины своей, на что, как мы видели, и в Высочайшем рескрипте указано было. Проповеди его, которые он, по заповеди Апостола ( 2Тим. 4:2 ; сн. Тит. 1:9 ), произносил весьма часто при всяком удобном случае и которые отличались, с одной стороны, простотою, общедоступностию, а с другой – глубиною мысли, силою слова, сжатостию выражения и назидательностию, уже в 1870 году, по собрании их воедино, составили целый большой (стран. VII+678) том, изданный в Москве. С 1870 года и до самого последнего времени проповеди преосвященного Сергия стали печататься на страницах Душеполезного Чтения, быв печатаны в то же время и в местных органах духовной печати тех епархий, в которых святительствовал проповедник, как-то: в Курских Епархиальных Ведомостях, в Православном Собеседнике, издаваемом при Казанской Духовной Академии, в Кишинёвских, Херсонских Епархиальных и Московских Церковных Ведомостях, а равно и в некоторых других повремённых изданиях. Пред самым перемещением преосвященного Сергия на Московскую святительскую кафедру Одесское свято-андреевское братство, состоящее при Одесской духовной семинарии и имеющее целию укрепление в народе истинной православной веры и благочестия и ограждение его от пагубного влияния лжеучителей, издало снова все «Слова и речи архиепископа Сергия» в двух томах (Одесса, 1893 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Е. в. являлись сугубо церковным ведомственным изданием, штат которого состоял из редактора, корректора и письмоводителя, иногда 1-2 помощников редактора. Очень часто редактирование офиц. и неофиц. частей осуществлялось раздельно, в этих случаях офиц. часть обычно подписывал секретарь или другой чиновник консистории, а неофиц. часть - ректор или др. сотрудник ДС или ДУ. А. Г. Стадницкий (впосл. митр. Ташкентский Арсений ) был преподавателем Кишинёвской ДС и редактировал «Кишинёвские ЕВ» в 1887-1895 гг. Буд. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в 1904-1905 гг. был инспектором Псковской ДС и исполнял обязанности редактора «Псковских епархиальных ведомостей» , а в 1909-1911 гг. в должности ректора Тульской ДС редактировал «Тульские епархиальные ведомости» . Редакторами в Е. в. были и др. ректоры духовных семинарий: архим. сщмч. Ермоген (Долганёв ; впосл. епископ Тобольский) в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» в 1898-1901 гг., архим. сщмч. Фаддей (Успенский ; впосл. архиепископ Тверской) в «Олонецких ЕВ» в 1903-1908 гг., архим. Анастасий (Грибановский ; впосл. митрополит, Первоиерарх РПЦЗ) в «Московских церковных ведомостях» в 1906 г., архим. сщмч. Мефодий (Краснопёров ; впосл. епископ Петропавловский) в «Уфимских епархиальных ведомостях» в 1908-1913 гг., архим. сщмч. Иоанн (Поммер ; впосл. архиепископ Рижский) в «Литовских ЕВ» в 1911-1912 гг., архим. сщмч. Лаврентий (Князев ; впосл. епископ Балахнинский) в них же в 1913-1915 гг., архим. Вениамин (Федченков ; впосл. митрополит Саратовский) в «Таврических ЕВ» в 1912-1913 гг., архим. сщмч. Серафим (Остроумов ; впосл. архиепископ Смоленский) в «Холмской церковной жизни» в 1914-1915 гг. и др. Значительный вклад в издание Е. в. внесли редакторы - местные историки и краеведы, такие как Н. И. Суворов («Вологодские ЕВ» в 1865-1896), Н. Н. Корсунский и М. П. Троицкий («Ярославские ЕВ» в 1871-1898 и 1903-1915), прот. Евфимий Сецинский («Подольские ЕВ» в 1892-1905), И. Н. Летницкий ( «Астраханские епархиальные ведомости» в 1896-1918), Н. В. Малицкий («Владимирские ЕВ» в 1903-1919).

http://pravenc.ru/text/190001.html

132 . Получались в дар следующие периодические издания в 1902 и 1903 г.: 1) Ελησιαστιη Αληθεια; 2) Χριστιανιη Αληθεια; 3) Allgemeine Bibliographie; 4) Bookseller; 5) Catalogo inensile della libreria italiana; 6) Mittheilungen B. G. Teubner; 7) Periodical; 8) Ενωσις ελησιων; 9) Славянский Век; 10) Живая Мысль; 11) Свет (из Америки); 12) Церков. Ведомости 1902 г.; 13) Моск. Вед.; 14) Московские Церков. Ведомости; 15) Вера и Разум; 16) Вера и Церковь ; 17) Американский Православный Вестник; 18) Руководство для сельских пастырей; 19) Душеполезное Чтение; 20) Духовный Вестник Грузинского Экзархата; 21) Wöchentliches Verzeichnis; и Епархиальные Ведомости: 22) Архангельские; 23) Благовещенские; 24) Екатеринбургские; 25) Калужские; 26) Кишинёвские; 27) Нижегородские; 28) Оренбургские; 29) Орловские; 30) Саратовские; 31) Ставропольские; 32) Тверские; 33) Уфимские; 34) Якутские; 35) Ярославские. 133 . Кроме сего из студенческой библиотеки получено 40 названий Епархиальных Ведомостей 1902 года. Определил и: Благодарить жертвователей. XX. Записку экстраординарного профессора Академии Анатолия Спасского о выписке книг, которые он считает нужным приобрести для академической библиотеки. Определил и: Поручить библиотекарю Академии Константину Попову выписать для академической библиотеки, по справке с её наличностью, означенные в записке книги и о последующем представить Правлению Академии. XXI. а) Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что действительные студенты Академии: Величкин Николай (выпуска 1900 года), Моисеев Николай (выпуска 1901 года), Буркович Томо, сербский уроженец, (выпуска 1902 года), иеромонах Игнатий (в мире Илья Абуррус, сирийский уроженец), иеродиакон Афанасий Трифонов, Попов Христо и Бунтовников Стефан, болгарские уроженцы, Ващенко Григорий, Нечаев Ксенофонт, Смирнов Алек- —295— сандр и Троицкий Дмитрий (выпуска текущего 1903 года) – удовлетворительно выполнили поставленные им при окончании академического курса условия для получения степени кандидата богословия, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

19-25 апр. 1917 г. состоялось 1-е чрезвычайное собрание духовенства и мирян К. е., в котором участвовали 200 делегатов (140 священников, 60 мирян). Собрание высказалось за автономию правосл. Церкви в Бессарабии, за предоставление епархии статуса митрополии и создание помимо Кишинёвской кафедры Хотинской и Измаильской епархий. Была принята резолюция об обязательном изучении в семинарии, церковных уч-щах и школах молдав. языка и молдав. пения, высказано пожелание об открытии в Кишинёве богословского ин-та. Было решено реорганизовать «Кишинёвские епархиальные ведомости» и издавать еженедельную церковную газету на молдавском языке. Со 2 июня 1917 г. «Кишинёвские епархиальные ведомости» стали издаваться под названием «Бессарабский церковный голос» с приложением на молдав. языке. Был избран Кишинёвский епархиальный совет из 24 лиц, его деятельность была согласована с правящим архиереем. 25 апр. сформировали Кишинёвский епархиальный исполком, его главой стал молдав. историк, преподаватель семинарии Н. А. Поповский, заместителями - свящ. Феодор Богос, редактор «Кишинёвских епархиальных ведомостей» прот. Иоанн Щука, ректор Кишинёвской ДС архим. Филипп (Гумилевский). Собрание было очень политизированным, его председателем являлся один из инициаторов провозглашения автономии Бессарабии - П. Н. Гурский. По инициативе последнего духовенство по благословению архиеп. Анастасия одобрило «Тезисы о политической автономии Бессарабии», при Кишинёвском епархиальном совете была образована комиссия по политическим вопросам, занимавшаяся вовлечением духовенства в политическую деятельность. 3-9 авг. 1917 г. состоялся II чрезвычайный епархиальный съезд духовенства и мирян, участниками к-рого стали 29 священников, 25 псаломщиков и 40 мирян. Председателем съезда был избран прот. Александр Балтага. Съезд избрал делегатов на Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. : свящ. Александра Вылкова (Вылкула), псаломщика П. Д. Посторонко, мирян Гурского, Г. Г. Фотеско и Г. А. Моцока. Съезд выступил с новыми инициативами по «демократизации» церковной жизни. Было, в частности, постановлено в приходах со смешанным населением совершать богослужение на языках «церковнославянском и церковномолдавском», а в приходах исключительно с молдавским населением - на молдавском языке ( Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. М., 2001. С. 124).

http://pravenc.ru/text/1841177.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010