Из лит. источников известно, что в XVIII в. строили в основном из дерева - весьма распространенного материала в центральной и сев. части Молдавии. В 30-х гг. XIX в. в городах Бессарабии деревянные сооружения были заменены каменными ( Боровский. 1988. С. 64). Монастырские ансамбли XVIII в. Собор в честь Вознесения Господня. Вознесенский Гыржавский мон-рь. 1829–1836 гг. Фотография. 2012 г. Собор в честь Вознесения Господня. Вознесенский Гыржавский мон-рь. 1829–1836 гг. Фотография. 2012 г. Монастырские ансамбли XVIII в., как правило, невелики. В Гербовецком Успенском мон-ре (Хырбовэц) (XVIII в.) небольшой двор окружен настоятельскими и монашескими кельями, домом старцев, служебными и хозяйственными постройками. Они образуют отдельные дворики. На фасадах зданий в расположении окон и дверей нет строгой симметрии. Так же прихотлива и живописна композиция их объемов и форм. Все эти невысокие постройки подчеркивают величественность Успенского собора (1816), построенного молдав. боярином Стефаном Лупу и архим. Серафимом. Трехчастный в плане теплый собор состоит из квадратного притвора, более широкого прямоугольного нефа, алтарной полукруглой апсиды на востоке. На западе - 3-ярусная колокольня, к-рая завершает объем здания, перекрытого высокой скатной кровлей. Фасады храма и колокольни украшают широко распространенные в молдав. зодчестве этого времени плоские 2-ступенчатые ниши с арочными перемычками, к-рые придают массиву стены пластическую выразительность и светотеневую живописную игру. С композиционным замыслом колокольни как «четверика на четверике» диссонирует небольшая ротонда, сооруженная в 30-40-х гг. XIX в. Оригинальна декоративная система аркатурных ниш в нижнем ярусе колокольни: в плоские вытянутые ниши вписаны меньшие, более глубокие и вытянутые, а в них - миниатюрные оконца. Пропорциональный строй вписанных ниш основан на золотом сечении, что отражает специфику архитектуры Успенской ц. Пропорции здания церкви характерны для периода расцвета «молдавского» архитектурного стиля. Своеобразие архитектуры Успенской ц. выражено в преемственности форм и образа деревянной церкви XVII в., в строительстве к-рой принимал участие известный молдав. мастер Роман Калфа.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

В 1958-1963 гг. проводилась новая антирелиг. кампания (см. в ст. Хрущёв Н. С.). Только в 1959 г. было упразднено 7 мон-рей. При закрытии Речульского (Рэчула) в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-ря произошли столкновения с верующими, 1 защитник обители был застрелен, несколько тяжело ранены. Настоятельница мон-ря игум. Сепфора (Кирьякова) была осуждена на 15 лет лишения свободы, 12 прихожан приговорены к длительным срокам заключения. Однако верующие продолжали защищать храмы: в частности, длительное противостояние с круглосуточным дежурством прихожан при храмах имело место в селах Слободзея-Душка, Михайляны, Кунича. К 1962 г. в Молдавии осталось 327 зарегистрированных приходов, 3 мон-ря и 255 зарегистрированных священников. В 1962 г. были закрыты мон-ри Новонямецкий и Кэприана. В дек. того же года прекратилось богослужение в Христорождественском кафедральном соборе в Кишинёве, была взорвана соборная колокольня, позднее (до 1990) кафедральным храмом К. е. стал кишинёвский собор вмч. Феодора Тирона. К нач. 1965 г. в Молдавии насчитывалось 222 прихода и было 197 зарегистрированных священников, из мон-рей действующим остался только Жабский Вознесенский женский. Затем закрытия церквей не было до 1975 г., когда лишились регистрации 4 общины. К 1 янв. 1977 г. действовали 199 зарегистрированных церквей, 381 священнослужитель. В 1979 г. имелось 199 зарегистрированных общин РПЦ. К 1980 г. часть храмов была отреставрирована в связи с тем, что в период проведения в СССР Олимпийских игр через 10 районов Молдавии проходила трасса олимпийского огня. К 1987 г. в Молдавии насчитывалось 197 действующих храмов, в 1988 г.- 196. Здание собора в честь Рождества Христова в Кишинёве, используемое как выставочный зал. Фотография. 80-е гг. XX в. Здание собора в честь Рождества Христова в Кишинёве, используемое как выставочный зал. Фотография. 80-е гг. XX в. Возрождение церковной жизни началось в 1988-1989 гг. В 1988 г. в К. е. праздновалось 1000-летие Крещения Руси. Только в 1988 г. было зарегистрировано 159 православных общин.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Во 2-ю группу входят Жабский, Сахарнянский и Бутученский монастыри. Внутренние пространства, переходящие одно в другое, создают анфиладу помещений. Как правило, ансамбли этой группы эволюционировали в сторону увеличения числа построек-помещений и расширения территории. В XIX в. их сооружения сохраняли на фасаде нек-рые особенности (метр и ритм) изначальной композиции, изредка дополненный низкой колокольней: над церковью в с. Бутучены (Бутучень) была надстроена в XIX в. 2-ярусная звонница, возвышающаяся над скалой, рядом построена ц. Успения Пресв. Богородицы для жителей с. Бутучены. Скальный Бутученский монастырь и скит (XIV в.) расположены в глубине известковой скалы. К почти круглому в плане притвору с одной стороны примыкают кельи, разделенные естественными скальными перегородками, а с другой - храм. Неширокий проход связывает кельи с пещерной 3-частной в плане церковью. Притвор, сводчатый неф и алтарь соединены между собой арками. В алтаре устроены ниши для жертвенника и ризницы, а престолом служит кубовидный выступ скалы. От притвора влево ведет проход на небольшую скальную террасу, с к-рой открываются пейзажи живописной долины р. Рэут; вправо, в сторону с. Бутучены, выходит невысокий и неширокий туннель. В XIX в. рядом с входом в пещеры была сооружена каменная Успенская ц. в неорусском стиле. В плане церковь 3-частная, все помещения квадратные, перекрыты плоскими потолками. Над притвором возведена колокольня типа «восьмерик на четверике» с шатровым завершением и главкой. Такой же формы декоративная главка расположена над нефом, а алтарь перекрыт двускатной кровлей. Архитектура здания аскетична, плоскости стен оживляют дверные и оконные проемы, тяги вокруг них и несложный карниз. Жабский Вознесенский монастырь возник в XVII в. В известняковой скале была устроена маленькая скальная церковь, 3-частная в плане, с квадратным нефом (4,5 ´ 4,5м), прямоугольными входным притвором (3 ´ 4 м) и алтарем (2,5 ´ 3 м). Все помещения мягко округлены, на их стенах видны следы обработки инструментом. Постепенно мон-рь расширился и занял расположенную на берегу р. Днестр террасу. От этих холмов мон-рь был отделен системой прудов, к-рые пополнялись водой из нескольких подземных источников. Скальные Сахарнянский и Жабский мон-ри со временем запустели; в XIX в. на более ровной террасе были возведены монастырские комплексы с каменными соборами, кельями и хозяйственными постройками.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Народные иконы были распространены в основном в сельской местности, они не соответствовали церковным канонам и требованиям, соблюдаемым профессиональными иконописцами. Самые ранние известные народные иконы относятся к XVI в., напр. «Богоматерь с пророками» из монастыря Пынгэраци (XVI в., Национальный художественный музей Румынии) - асимметричный рисунок ликов Пресв. Богородицы и фигур пророков не встречается в средневек. иконографии. В более традиц. манере написана икона «Богоматерь Одигитрия» из Вэлени (XVI-XVII вв., Румыния) с изображениями 2 ангелов симметрично по обе стороны Пресв. Богородицы с Младенцем на руках. Многочисленны народные иконы XVII в., напр. «Благовещение» (апокрифическое) из старой церкви в с. Тырнова (Национальный художественный музей Молдовы), неоднократно переписанная и частично очищенная от поздних наслоений икона, к-рая написана на грубо вытесанной топором доске ( Ciobanu, Stavil . 2000. P. 211); парные иконы из с. Петрушены - «Христос Пантократор» и «Богоматерь с Младенцем» (XVII в., Национальный художественный музей Молдовы, Кишинёв). В XVII в. наблюдается тенденция к обновлению сюжетов: «Христос Пантократор» из с. Ротунда, цикл праздничных икон, написанных для мон-ря Кэприана, напр. «Рождество Богоматери», «Крещение», «Вход Господень в Иерусалим» и «Тайная вечеря» (Национальный художественный музей Молдовы, Кишинёв). Для народных икон XIX в. характерно разнообразие сюжетов, стилистических приемов; чрезвычайно распространены изображения свт. Николая, архиеп. Мирликийского, Марии Магдалины, Христа Доброго Пастыря, св. Иакова, вмч. Георгия, мч. Иоанна Воина, вмц. Варвары. Как показывают совр. исследования, на территории Вост. Молдавии не существовало школ иконописи, большинство иконописцев были самоучками, напр. Иоанн Яворский. Сохранились его работы, созданные в разное время. Самая ранняя - роспись наружной части ризницы церкви в с. Иванча р-на Орхей, законченная в 1807 г., близка к работам других народных мастеров. Две иконы - «Христос Пантократор на троне» и «Богоматерь с Младенцем на троне» (1813) из ц.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Деятельность еп. Владимира по переводу богослужения в ряде приходов на молдавский и частично гагаузский языки вызвала бурные дискуссии как среди местного духовенства, так и за пределами К. е. Так, напр., свящ. Алексий Матеевич в работе «Моменты церковного влияния в происхождении и историческом развитии молдавского языка» (1910) писал о «спасительности» присоединения Бессарабии к России как для молдав. языка, так и для молдав. богослужения, поскольку в связанной с Бессарабией Румынии, где ранее богослужение совершалось по молдав. церковным книгам, в XIX в. в богослужении утвердился «созданный филологами-новаторами» румынский лит. язык - латинизированный и искусственный ( Матеевич А., свящ. Моменты церковного влияния в происхождении и историческом развитии молдавского языка// I dem (Mateevici A.). Opere. Chiinu, 1993. Vol. 2. P. 12). Свящ. А. Матеевич писал о необходимости ограничить в крае румын. влияние, подпитывающее молдав. церковный сепаратизм. В 1906 г., при еп. Владимире, был введен выборный порядок при замещении должностей благочинных, их помощников и окружных духовных следователей. Это привело к ряду злоупотреблений, к ослаблению власти архиерея. Новый правящий архиерей, сщмч. еп. Серафим (Чичагов; с 1912 архиепископ), прибывший в Кишинёв 28 окт. 1908 г., решил укрепить власть епархиального управления. По его ходатайству Синод в февр. 1909 г. отменил выборность благочинных и их помощников в К. е. (в 1910 г. были учреждены благочиннические советы). Для улучшения системы управления 30 дек. 1909 г. синодальным решением открывается 2-е вик-ство К. е.- Измаильское, на к-рое 17 января 1910 г. был хиротонисан еп. Гавриил (Чепур), совмещавший должности викария и настоятеля новоучрежденного Измаильского Успенского монастыря, где ему была определена резиденция. 31 авг. 1909 г. еп. Серафимом учрежден Кишинёвский епархиальный миссионерский совет. При этом из-за открывшихся финансовых злоупотреблений еп. Серафим в 1909 г. преобразовал Церковно-молдавскую епархиальную типографию в коммерческое учреждение в непосредственном подчинении епархии и упразднил коллегиальный орган - комитет типографии. В связи с румынофильской деятельностью был уволен редактор ж. «Луминэторул» прот. Константин Попович и переведен в др. епархию его помощник, архим. Гурий (Гросу), пытавшийся заменять молдав. церковный язык румынским в издаваемых им церковно-учебных пособиях. Объясняя свои действия, еп. Серафим в 1910 г. писал: «Свидетельствую, что мои старания заключаются в сохранении чистого молдавского языка в богослужении. Борюсь против сепаратистов, стремящихся обучать молдаван культурному румынскому языку, неизвестному молдаванам, сердечно преданным Царю и России» (Друг. 1910. 3. С. 2).

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Наиболее красноречивый пример - иконостас и иконы для Новонямецкого мон-ря. Строительство ц. в честь Вознесения продолжалось довольно долго (1867-1878, под рук. петербургского архит. Н. П. Голикова); иконостас также был заказан в столице России в 1862 г. ювелиру С. Ф. Верховцеву, иконы написаны в 1870 г. в Одессе Т. Дзярковским (см.: Гурий (Гросу). 1911. С. 95, 136). В 1902 г. в Одессе был создан иконостас для ц. в честь Успения Пресв. Богородицы того же мон-ря (худож. А. Ивашкевич - Там же. С. 136). Местные иконописцы старались имитировать академический стиль. В иконостасы помимо основных изводов, напр. Христос Пантократор, Богоматерь с Младенцем, в XIX в. писали многочисленные образы святых в духе иконографии XVIII в.- «Св. Варвара» (в церквах совр. сел Рашков, Нэпэдень, Цареука и Ниморень), «Свт. Николай» (в совр. селах Климэуць, Ворничень, Боросень), «Мария Магдалина» (Боросень). В числе первых известных иконописцев кон. XIX - нач. XX в. был мон. Иоасаф из Новонямецкого мон-ря (1862-1921), учившийся в художественных мастерских Киево-Печерской лавры (поступил в мон-рь в 1887, принял постриг в 1895). Одна из первых его икон - «Распятие» посл. десятилетия XIX в. была найдена в с. Бакчалия (р-на Кэушень). Следующая работа - «Христос Виноградная Лоза» (1903, Национальный музей истории Молдовы, Кишинёв) с подписью и датой написана в духе наивного искусства. Позже пропорции и композиция отчасти соответствуют требованиям академического стиля. Икона «Божия Матерь Елеуса» (1905) из с. Ст. Загайканы (ныне Зэикань) не имеет ничего общего с наивными иконами: совершенство рисунка и пропорций, удачная компоновка живописного пространства, имитация эмалевого орнамента - все напоминает произведение, написанное рукой профессионала. Лит.: Влахо-болг., или Дако-славянские грамоты, собр. и объясненные Ю. Венелиным. СПб., 1840. С. 61; Мурзакевич Н. Н. Сведения о нек-рых правосл. мон-рях епархий Херсонской и Кишиневской//ЗапООИД. 1848. Т. 2. С. 302-329; Защук А. И. Мат-лы для географии и статистики России, собр.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Добрушский мон-рь (Добруша). Фотография. 2013 г. Добрушский мон-рь (Добруша). Фотография. 2013 г. В 1740 г. в с. Гиржавка (Гыржавка, Хыржаука) был основан Вознесенский скит, неоднократно разрушенный во время набегов татар и восстановленный в нач. XIX в., когда он получил статус мон-ря (см. ст. Вознесения Господня Гыржавский мон-рь ). Мон-рь лежит на невысокой террасе рельефа, из-за холмов архитектура комплекса не просматривается издали. К воротам ведет аллея пирамидальных тополей. Кирпичные стены ограды с обеих сторон окаймляют главную дорогу, но благодаря ажурной с просветами кладке вблизи впечатление замкнутости внутреннего пространства рассеивается. Ворота увенчаны 3 главками, за ними видны купола летнего собора. План ансамбля решен своеобразно: в виде подковы, раскрытой на восток. Благодаря этому акцентирован композиционный центр - летняя ц. Вознесения Господня (1820-1836), построенная на месте деревянной. В плане она крестовая, однокупольная; ее вост., алтарная ветвь полукруглая; северная, южная и западная - короткие, прямоугольные. В средокрестье, по осям ветвей, устроены 4 опорных пилона, несущие с помощью подпружных арок и парусов купол на круглом барабане, а также сводчатые перекрытия. Над зап. ветвью устроена колокольня с высоким островерхим шпилем, характерным для молдавской архитектуры XVIII в. Основной объем храма завершает антаблемент с развитым фризом, но упрощенными архитравом и карнизом. Все ветви креста, кроме восточной, увенчаны треугольными фронтонами. На глади стен выделяются только окна, неширокие тяги и профили антаблемента. Архитектура церкви отмечена большой строгостью, это одно из лучших произведений стиля классицизм в Молдавии. Наряду с летней церковью на территории мон-ря находятся зимний храм, покои архимандрита, здания келий. Добрушский монастырь (Добруша) был основан в 1527 г. (с 1772 - скит). Он имеет 2 территории: старый мон-рь на горе и новый, обустроенный (нижний). В 1822 г. в новом мон-ре был возведен каменный собор во имя свт. Николая Чудотворца. В 1837-1839 гг. на верхней террасе вместо деревянного построен каменный кладбищенский 3-частный крестообразный храм с отдельно стоящей колокольней (не сохр.). Зимняя (теплая) ц. в честь Преображения Господня (1847) возведена под одной крышей с покоями архимандрита. Планировка монастыря замкнута: пространство окружено 2- и 3-этажными корпусами келий, зданиями трапезной, зимнего храма и другими постройками. Расположение собора нового (нижнего) монастыря в центре, рядом с высокой, монументальной 3-ярусной надвратной колокольней, придает ансамблю облик средневековой крепости.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Iai, 2008. P. 207-218; eadem. Biserica ortodoxa din Basarabia intre 1882-1918: Teza de doctor in istorie. Chiinu, 2010; Стратулат Н. В. Православная Церковь в Молдавии в контексте истории молдавско-румынских межцерк. отношений в XX в.: Дис./СПбДА. СПб., 2010; Шкаровский М. В. Православная Церковь Румынии и церковная жизнь на занятых румынскими войсками территориях с 1918 по 1940-е гг. 2010 г. 4 ч.//www.bogoslov.ru/text/637896.html, 656120.html, 656557.html, 656598.html [Электр. ресурс]; Oazele duhovniceti ale Mitropoliei Basarabiei din Protopopiatul Chiinu. Chiinu, 2010; Manastiri i schituri din Republica Moldova/Coord., red. A. Eanu, Chiinu, 2013. В. Г. Пидгайко Монастырская и церковная архитектура Изучение православного искусства на территории совр. Республики Молдова сопряжено со многими трудностями. Многочисленные войны и переселения народов на заре христианства и в период раннего средневековья, отсутствие документальных источников и недостаток археологических памятников позволяют лишь в общих чертах обозначить время появления христ. искусства в данном регионе. К его изучению местные историки обратились лишь в сер. XIX - нач. ХХ в., когда в Бессарабии появились первые периодические печатные издания. Согласно письму Мин-ва внутренних дел Российской империи (1837), адресованному губернатору Бессарабии П. И. Фёдорову (гражданский с 1834 и военный с 1836 по 1854), требовалось провести инвентаризацию данных о существовании античных и др. памятников на территории края. Губернатор поручил сотрудникам бессарабской канцелярии составить списки всех мон-рей, церквей и замков, представляющих историческую ценность ( Халиппа. 1902. С. 89-108). Впосл. этими списками пользовались большинство историков, изучающих бессарабские памятники. На их основе Н. Н. Мурзакевич опубликовал обзор бессарабских мон-рей и краткие исторические справки ( Мурзакевич. 1848). Эти сведения были дополнены в монографиях о Бессарабии А. И. Защука, П. Н. Батюшкова, З. К. Арбуре-Ралли, Н. Йорги, П. А. Крушевана и А. И. Яцимирского. Исследование архитектуры Молдавии началось сравнительно недавно. Монастырское зодчество сыграло значительную роль в становлении архитектурного облика Днестровско-Прутского междуречья (историческая область в составе Румынии, после 1812 - часть Российской империи под названием Бессарабия). Описание и исторические данные о церковных и других памятниках Бессарабии публиковались в «Кишинёвских епархиальных ведомостях», «Бессарабских епархиальных ведомостях» (1-й журнал в Бессарабии, выходивший с 1 июля 1867), «Записках Одесского общества истории и древностей» (1844-1919), «Бессарабских губернских ведомостях» (газета, издававшаяся с 17 июля 1854 по 1917) и в «Трудах Бессарабского церковного историко-археологического общества» (с 1909 по 1914).

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Немногочисленная группа иннокентьевцев в Молдавии существует нелегально; раскольники имеют зарегистрированную общину на Украине - в с. Куйбышевском Одесской обл., откуда ведут пропаганду своего лжеучения, в т. ч. среди молдав. населения. В. Г. Пидгайко Старообрядчество на территории современной К. е. Старообрядчество на территории современной К. е. представлено только в Кишинёвском муниципалитете (историю старообрядчества в Бессарабии см. в ст. Молдавия ). Старообрядцы начали селиться здесь в кон. XVIII в. Ок. 1817 г. в Кишинёве была построена старообрядческая моленная, в 1850 г. возведена церковь, освященная в честь Покрова Пресв. Богородицы, в 1881 г. к ней пристроили алтарь и колокольню. В сер. XIX в. старообрядцев здесь насчитывалось 3 тыс. чел. По данным прот. Пагкратия Дементьева, в 40-50-х гг. XX в. исполнявшего обязанности секретаря старообрядческой К. е., в 1893-1944 гг. при Покровской общине служили священники Лукиан Житилов (с 1893), Григорий Шокин, Харитон Кирченков. В Кишинёве наряду с последователями Белокриницкой иерархии жили сторонники беглопоповского лужковского согласия , беспоповцы-красовцы (по фамилии наставника И. Красовского). В 1925 г. они в основном влились в белокриницкое согласие. В кишинёвском Покровском храме служил 1-й старообрядческий Кишинёвский еп. Иннокентий (Усов ; 1920 - 21 июля 1940; впосл. митрополит Белокриницкий). До перехода в Румынию здесь жил старообрядческий писатель-апологет Ф. Е. Мельников , служил прот. Стефан Кравцов (впосл. Белокриницкий митр. Силуян ), здесь был рукоположен во иерея Кирилл Иванов, впосл. основавший старообрядческую общину в Австралии. В 1942 г. румын. оккупанты арестовали в Молдавии и на Буковине сотни старообрядцев. 11 янв. 1943 г. был взят под стражу Белокриницкий митр. Тихон (Качалкин) , освобожденный через неск. месяцев по ходатайству митр. Виссариона (Пую). В дек. 1944 г. в качестве временного заместителя Кишинёвского епископа в столицу Молдавии приехал прот. Пагкратий Дементьев, затем прибыл еп. Иосиф (Моржаков ; 9 сент. 1945 - 19 февр. 1961; впосл. архиепископ Московский и всея Руси), при котором в Покровском храме служил диаконом Никита Латышев (впосл. Московский архиеп. Никодим ). В 1955 г. в связи с городской перепланировкой улиц Покровский храм был разобран. Старообрядцам передали самое старое сохранившееся здание в городе (XVIII в.), стоящее на месте основания Кишинёва в 1436 г.,- Мазаракиевскую ц., в которую был перенесен иконостас Покровского храма. Ныне это кафедральный храм Кишинёвской и всея Молдавии епархии Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ); во главе епархии с 2005 г. стоит еп. Евмений (Михеев).

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Долгое время преобладала гипотеза искусствоведа К. Д. Роднина, который относил настенные росписи Каушан ко 2-й пол. XVIII в. и атрибутировал иконописцам из Молдавского княжества (БСЭ. 1973. Т. 11. С. 546). Данная т. зр. была разработана в сборниках исследований и статьях 60-80-х гг. ХХ в. Иной т. зр. придерживались историки искусства из Румынии. Историк архитектуры Г. Балш определил каушанские росписи как «фрески в мунтянском стиле» ( Bal G. Bisericile i mânstirile moldoveneti din veacurile al XVII-lea i al XVIII-lea. Bucur., 1933. P. 257-258). Историк искусств В. Дрэгуц характеризовал их как «наиболее отдаленное отражение Хурезской школы живописи» и рассматривал в рамках постбрынковянского искусства сер. XVIII в. ( Drgu V. Arta româneasc. Bucur., 1982. Т. 1. P. 468). В 90-х гг. XX - нач. XXI в. исследователи Э. Драгнев, К. Чобану, С. Чокану датировали каушанские настенные росписи 1-м периодом правления господаря Молдавии Григория Каллимаки (1761-1764; 1767-1769). Чобану обнаружил в работах Йорги ссылку на грамоту канцелярии Григория Каллимаки от 25 дек. 7272 (1763) г., свидетельствующую о посредничестве бывшего великого спатара Костаки в финансировании строительства Каушанской церкви ( Iorga N. Documente privitoare la familia Callimachi. Bucur., 1902. Т. 2. Р. 128). В путевых заметках нач. XIX в. Бальтазара фон Кампенгаузена (1746-1808) говорится, что «[Каушанская] церковь расписана al fresco, как внутри так и снаружи, на розовом фоне» ( Dragnev E. Noi precizri referitoare la biserica Adormirea Maicii Domnului din Cueni//Patrimoniul cultural al judeului Tighina. Chiinu, 2003. Р. 27). Ранее считалось, что первым храм в Каушанах заметил военный губернатор Бессарабии Фёдоров, любитель древностей. В ряде заметок о ее истории (1837-1838) он отметил, что Каушанская церковь была построена неким архиереем Даниилом при участии хана Керим-Гирея на территории, в 60-х гг. XVIII в. принадлежавшей ногайским татарам (возможно, поэтому церковь вкопана в землю; на землях, контролируемых мусульманами, напр. в пашалыках к югу от Дуная, существовали предписания о допустимой высоте христ. храмов). В заметках Фёдоров привел свидетельства очевидца строительства Сидора Борака, жителя Ст. Каушан, чей отец Тома Борак участвовал в «воздвижении» (или в капитальной реконструкции) храма.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010