32. Ириней Братанович хирот. 26 апр. 1775 из архим. Ростовского Яковлевского монастыря. В 1788 повелено именоваться «Вологодский и Устюжский»; † 23 апр. 1796. Погребён в Софийском соборе. VI. Епископы Вологодские и Устюжские 33. Арсений Тодорский хирот. 15 авг. 1796 из архим. Юрьева монастыря; † 15 июня 1802. Погребён в Софийском соборе. 34. Антоний Знаменский 5 июля 1802 перев. из викариев Новгородских, а 13 февр. 1803 – в Тобольск. 35. Феофилакт Слонецкий хирот. 26 апр. 1803 из архим. Киево-Николаевского монастыря; 3 янв. 1808 отставлен; † 13 авг. 1823 в Киево-Печерской Лавре. 36. Евгений Болховитинов 24 янв. 1808 перев. из викариев Новгородских, а 19 июля 1813 – в Калугу епископом. 37. Онисифор Боровик 22 февр. 1814 хирот. из вдовых протоиереев армии; 28 нояб. 1827 перев. на Екатеринославскую епархию. 38. Моисей Богданов-Платонов ( Антипов ) 28 нояб. 1827 перев. из викариев Новгородских; а 29 нояб. 1828 – в Саратов. 39. Стефан Романовский 24 нояб. 1828 перев. с Волынской епархии, а 1 мар. 1841 перев. в Астрахань. 40. Иннокентий Борисов 8 мар. 1841 перев. из викариев Киевской епархии, а 12 янв. 1842 – в Харьков. 41. Иринарх Попов 12 янв. 1842 перев. из викариев Воронежских, а 12 нояб. 1844 перев. в Кишинёв. 42. Евлампий Пятницкий 22 нояб. 1844 перев. из Орла, а 15 июня 1852 перев. в Тобольск. 43. Феогност Лебедев 13 июня 1852 перев. из викариев Воронежской епархии, а 31 июля 1856 перев. в Тобольск. 44. Христофор Еммауский 31 июля 1856 перев. из викариев С.-Петербургских, а 17 июня 1866 перев. в Вятку. 45. Павел Доброхотов , 219 ректор Вятский семинарии, хирот. 21 авг. 1866, а 7 июля 1869 перев. в Псков. 46. Палладий Раев , С.-Петербургский викарий, (епископ Ладожский) перев. 15 июля 1869; 13 июня 1873 перев в Тамбов. 47. Феодосий Шаповаленко 13 июня 1873 перев. из Тамбова. 21 авг. 1868 учреждено викариатство. Епископы Тотемские 1. Павел Попов 13 окт. 1868 хирот. из архим. Спасо-Прилуцких; † 4 нояб. 1874. 2. Варлаам , из ректоров Кишинёвской семинария, хирот. 16 февр. 1875. Епархия Устюжская

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гавриил (Чепур), еп. Измаильский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Чепур[а] Григорий Маркеллович; 19.12.1874, близ Херсона - 14.03.1933, Панчево, Сербия), архиеп. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ). Род. в семье военного. С раннего детства интересовался церковным пением и богослужением. По окончании с золотой медалью гимназии в 1892 г. поступил в КДА, где учился на одном курсе с М. Н. Скабаллановичем . В 1896 г. окончил КДА со степенью канд. богословия за соч. «Типикон Великой Константинопольской Церкви: Исторический очерк». В том же году пострижен в монашество, рукоположен во иерея и определен преподавателем в Новгородскую ДС. С кон. 1896 г. преподавал гомилетику и литургику в Александровской (Ардонской) ДС (Владикавказская епархия), в 1899 г. назначен инспектором Александровской ДС. С 1901 г. занимал должность инспектора Могилёвской ДС. В 1902 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Полтавской ДС. Из-за конфликта с профессорско-преподавательским составом семинарии в 1906 г. переведен в Москву на должность синодального ризничего и настоятеля ц. Двенадцати апостолов в Московском Кремле. В 1908 г. Московским и Коломенским митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским) Г. назначен ректором Вифанской ДС. 30 дек. 1909 г. по представлении Кишинёвского архиеп. сщмч. Серафима (Чичагова) Г. определен и 17 янв. 1910 г. рукоположен во епископа Измаильского, 2-го викария Кишинёвской епархии. С 22 нояб. 1911 г. 1-й викарий Кишинёвской епархии с титулом «епископ Аккерманский». Активно занимался текущей епархиальной работой при частых отъездах правящих архиереев Серафима (Чичагова), Платона (Рождественского) , Анастасия (Грибановского) . Принимал участие в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. После захвата в 1918 г. румын. войсками Бессарабии Г., к-рому было поручено временное управление Кишинёвской епархией, отказался исполнить канонически незаконное требование войти в юрисдикцию Румынской Православной Церкви, вслед. чего он и Измаильский еп. Дионисий (Сосновский) были насильственно высланы из епархии. 20 июня 1918 г. Г. прибыл в Одессу. После доклада Патриарху св. Тихону об изгнании из Кишинёвской епархии получил назначение на Челябинскую и Троицкую кафедру, но в связи с военными действиями отбыть к месту назначения не смог. Осенью 1918 г. Киевским митр. Антонием (Храповицким) назначен руководителем пастырско-миссионерского уч-ща в Бизюковом Пропасном во имя сщмч. Григория, просветителя Армении, муж. мон-ре Херсонской епархии. Участвовал в работе Юго-Восточного Русского Церковного Собора в Ставрополе (19-24 мая 1919), на к-ром он был избран кандидатом в члены Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России .

http://pravenc.ru/text/161319.html

Однако, несмотря на притеснения сначала со стороны правительства Пилсудского, а затем коммунистических властей, Православная Церковь в Польше сохранила Своё влияние, особенно в восточных областях. Проживающие в Польше Православные и поныне остаются Русскими и по языку (на Русском языке печатается официальный орган Варшавской митрополии – «Православный вестник»), и по осознанию неразрывности своих духовных и исторических судеб с Матерью – Русской Православной Церковью. Поскольку в 1918 году Бессарабия вошла в состав Румынского Королевства, за пределами нашей страны оказалась также большая часть Кишинёвской епархии. Архиепископом Кишинёвским и Хотинским в это время был видный Русский церковный деятель, активный участник Поместного Собора 1917–1918 гг. – Преосвященный Анастасий (Грибановский) . В 1919 г. Румынские власти предложили ему покинуть Кишинёв, на его место был поставлен архиерей-румын, а епархия отошла в ведение Румынской Церкви. Так обстояли дела с Церковным устройством на бывших национальных окраинах Российской Империи. Вместе с тем, события революции и Гражданской войны явились причиной эмиграции из России сотен тысяч людей, остававшихся чадами Русской Православной Церкви. В разных источниках число бывших Российских граждан, оказавшихся в рассеянии, колеблется от 2 до 10 миллионов. В начале 20-х годов Русских эмигрантов в немалом числе можно было встретить в Париже и Берлине, Белграде и Софии, Лондоне и Нью-Йорке, Вене и Праге, Каунасе и Буэнос-Айресе. Много их осело тогда в Китае, так что отдельные кварталы Харбина напоминали Русский город начала XX столетия. Судьбу наших Русиян разделили тогда и представители Русского духовенства – епископы и клирики, частью ещё до революции имевшие кафедры и приходы за рубежом, частью отрезанные от России вследствие Гражданской войны и изменения границ. Многие священнослужители, связавшие свою судьбу с Белым движением были принуждены обстоятельствами покинуть свои епархии, оставшиеся на советской территории. Вставал вопрос об организации Русского Церковного управления за рубежом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Мурзакевич Н. Н. Сведения о нек-рых правосл. мон-рях епархий Херсонской и Кишинёвской//ЗапООИД. 1848. Т. 2. С. 314-315; Ганицкий М. А., прот. Мон-ри в Бессарабии//Кишинёвские ЕВ. 1883. 16. С. 542-543; Яновский А., прот. О церковно-приходских школах при мон-рях Кишинёвской епархии//Там же. 1895. 14/15. С. 504, 507; Михалевич Е. Е., свящ. Курковский мон-рь//Там же. 1896. 7. С. 217-226; 8. С. 246-249; 9. С. 278-290; 10. С. 311-318; Бессарабия: Геогр., ист., стат., эконом., этногр., лит. и справочный сб. М., 1903. С. 153; Справочная кн. Кишинёвской епархии на 1907 г. Киш., 1907. С. 8; То же, на 1911 г. Киш., 1911. С. 12; Visarion (Puiu), arhim. Mnstirile din Basarabia. Chiinu, 1919. P. 31; Anuarul Eparhiei Chiinului i Hotinului (Basarabia). Chiinu, 1922. Р. 2; Памятники архитектуры Молдавии (XIV - нач. XX в.). Киш., 1986. С. 145-147; Tepordei V., preot. Amintiri din GULAG. Bucur., 1992. P. 70; Stici I. Curchi//Mnstiri Basarabene. Chiinu, 1995. P. 93-94; Golub V. Manastirea Curchi. Orhei, 2000. P. 14, 16, 23, 29, 33-34, 43, 50; Locasuri sfinte din Basarabia/Ed. I. Babii. Chiinu, 2001. P. 32-35, 42; Иосиф (Павлинчук), иером. Кишинёвско-Молдавская епархия в период с 1944 по 1989 г. Ново-Нямецкий мон-рь, 2004. С. 221, 228, 279; Православие в Молдавии: Власть, Церковь, верующие, 1940-1991: Собр. док-тов: В 4 т./Отв. ред.: В. Пасат. М., 2009. Т. 1. С. 310, 359, 412. 96; С. 597. 143; С. 659. 163; С. 671. 172; С. 672, 673. 173; С. 673, 674. 174; С. 676. 176; Содоль В. А. Мон-ри Молдавской ССР в 1945-1948 гг.: Экон. деятельность//Славяноведение. 2009. 5. С. 61, 65; он же. Правосл. мон-ри Молдавии и советская власть: Экон. взаимодействие//Русин. Киш., 2010. 2(20). С. 105; он же. 1812 год в судьбе правосл. Церкви Молдавии//Там же. 2012. 4(30). С. 53; Шорников П. М. Церковная агрессия Румынии: 1941-1944 гг.//Вост. политика Румынии в прошлом и настоящем (кон. XIX - нач. XXI в.): Сб. докл. междунар. науч. конф. М., 2011. С. 183-184; Negrei I. Mnstirea Curchi//Mnstiri i schituri din Republica Moldova: Studii enciclopedice. Chiinu, 2013. P. 259-260, 262-263, 267-272, 279.

http://pravenc.ru/text/2462301.html

Богородицы (1722) и мощевик с частицами мощей мн. святых. На территории К. м. находится 3 родника, воду к-рых жители близлежащих сел считают целебной. Монастырю принадлежат 8 га земельных угодий, на к-рых выращиваются различные сельскохозяйственные культуры, имеются 8 коров, 15 быков, конь, куры, гуси, утки, индейки. Обитель располагает 3 тракторами, грузовыми и легковыми автомобилями, плугом, сеялкой и др. сельскохозяйственным инвентарем. Часть продуктов, получаемых от работы в монастырском хозяйстве, передается в дом престарелых с. Кэлэрэшеука и в др. мон-ри. Арх.: НАРМ. Ф. 3046. Оп. 1. Д. 15. Л. 20, 94, 95; Д. 26. Л. 48, 155; Д. 29. Л. 123, 166; Д. 75. Л. 69; Д. 101. Л. 50, 51; Оп. 2. Д. 349. Л. 1, 25, 26 об., 41, 42, 55-57, 61, 109 об., 141. Лит.: Халиппа И. Н. Роспись землевладения и сословного строя населения Бессарабии по данным переписи 1817 г.//Тр. Бессарабской губ. УАК. Кишинёв, 1907. Т. 3. С. 73; Visarion (Puiu), arhim. Mnstirile din Basarabia. Chiinu, 1919. P. 63-65; Сымботяну К. И. Социально-экон. развитие монастырских вотчин Бессарабии в 1812-1873 гг.: АКД. Кишинёв, 1969. С. 27; он же. Сельское хозяйство на монастырских землях Бессарабии в 1812-1868 гг.//Социально-экон. развитие Бессарабии в XIX в. Кишинёв, 1977. С. 49, 51; Mãnãstiri Basarabene. Chiinãu, 1995. P. 226, 227, 231; Locauri sfinte din Basarabia. Chiinu, 2001. P. 16-18; Трагира В. П., Трофэилэ В. М. Отачь - Атаки: Страницы истории. Кишинёв, 2002. С. 164-168; Иосиф (Павлинчук), иером. Кишинёвско-Молдавская епархия в период с 1944 по 1989 гг. Ново-Нямецкий мон-рь, 2004. С. 221, 228; Содоль В. А. Молдавские мон-ри и монашество после окончания Великой Отечественной войны//Общественная мысль Приднестровья. Тирасполь, 2006. 2(3). С. 49; он же. Мон-ри Молдавской ССР в 1945-1948 гг.: Экон. деятельность//Славяноведение. 2009. 5. С. 61, 66; он же. Правосл. мон-ри Молдавии и советская власть: Экономическое взаимодействие//Русин. Кишинёв, 2010. 2(20). С. 103, 104, 107; Православие в Молдавии: власть, Церковь, верующие, 1940-1991: Собр.

http://pravenc.ru/text/1319921.html

Своеобразие форм карнизных профилей, вариации арок (параболическая арка на 1-м ярусе колокольни, стрельчатая аркада притвора, двойная аркатура главы) - все вместе придает церкви неповторимый облик. Деревянные церкви сохранились в разных районах К. е. Как правило, это 3-частные в плане сооружения с квадратным нефом и гранеными алтарем и притвором. Колокольня расположена с западной стороны. В интерьере низкий притвор контрастирует с высоким и светлым подкупольным пространством. Одна из древнейших - ц. арх. Михаила в с. Петрушень (Петрушаны) (р-н Рышкань, 1702). Оригинальна ее планировка: колокольня примыкает вплотную к притвору с южной стороны. Скатная кровля мягко облегает все 3 сруба на алтаре и притворе, повторяя их граненый абрис. Формы и масштабы 2-ярусной колокольни типа «четверик на четверике» подчеркивают живописный объем церкви, придавая ей величественность. Живописность и неповторимый облик ансамбля позволяют отнести его к лучшим произведениям молдав. деревянного зодчества. Покровская ц. в с. Паланка (р-н Кэлэрашь, кон. XVIII - нач. XIX в.) имеет граненый 5-стенный алтарь под пирамидальной крышей. В XIX в. с запада к притвору пристроена 2-ярусная колокольня типа «четверик на четверике» с 4-гранным куполом барочных форм. Купол над нефом многосоставный: над 2 заломами - 8-гранный грушевидный барочный верх, увенчанный широким восьмериком и небольшой главкой. Хорошо выверенные пропорции, монументальность форм и раскрытое на высоту пространство интерьера позволяют причислить церковь к лучшим памятникам молдавской деревянной архитектуры. Гораздо скромнее ансамбль Михайловской ц. и ее небольшой 2-ярусной колокольни (в с. Ротунда р-на Единец; обе - кон. XVIII в.) - наиболее типичное произведение народной деревянной архитектуры XVIII в., отмеченное высокими художественными достоинствами. Притвор перекрыт плоским потолком, неф - 8-гранным пирамидальным срубным сводом, алтарь - сомкнутым сводом. Высота среднего сруба гармонично относится с высотой скатной кровли (1:2). Изящные формы стоящей рядом звонницы подчеркивают величественный массив церкви; сложный состав завершения (4-скатная кровля с ажурным восьмериком с арками для звонов и 2-ярусный барочный купол) делает ее очертания неповторимыми. Интересны ц. арх. Михаила в с. Сударка р-на Дондушень (1797), а также ц. арх. Михаила в с. Хилиуць р-на Рышкань (XVIII в.) - выдающийся памятник молдавской народной архитектуры (в плане она состоит из 3 срубов). Примечательны церкви в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Ворничень (в р-не Стрэшень, кон. XVIII в.) и в с. Гырбова (в р-не Окница, 1775). Изобразительное искусство

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Сахарнянский мон-рь. Фотография. Нач. 2000-х гг. Сахарнянский мон-рь. Фотография. Нач. 2000-х гг. В первые послевоенные годы имели место массовые аресты клириков по обвинению в коллаборационизме (во время второй мировой войны Румыния действовала на стороне Германии). В первую очередь репрессии коснулись тех священников, которые участвовали в деятельности Румынской духовной миссии в Транснистрии. В 1946 г. были арестованы бывш. секретарь Кишинёвской консистории прот. Михаил Чакир, бывш. благочинный Бершадского окр. и настоятель Бершадского мон-ря архим. Варлаам (Кирица) и его отец прот. Мисаил Кирица. Были осуждены репатриированные из Румынии бывш. настоятель Новонямецкого мон-ря архим. Авксентий (Мунтяну), бывш. настоятель Злоцевского мон-ря иером. Серафим (Дабижа), бывший настоятель Гербовецкого мон-ря игум. Ираклий (Флоча), духовник Каларашовского мон-ря иером. Нифонт (Андрусевич) и бывш. настоятель Курковского мон-ря архим. Феофилакт (Попович). Из представителей белого духовенства репрессиям подверглись настоятель кишинёвского кафедрального собора прот. Феоктист Прокоп, священники Феодор Флоря, Леонид Антонович, Георгий Бурьянэ, Владимир Вартичан и др. В 1945-1946 гг. был проведен окончательный подсчет правосл. общин и храмов в Молдавской ССР. На 1947 г. были учтены 943 церкви; действующими являлись 600, в них служили 313 священников и 7 диаконов. Среди действующих церквей значились храмы 23 монастырей (15 мужских и 7 женских). Были зарегистрированы общины др. конфессий: 22 старообрядческие, 5 римско-католических, 2 армяно-григорианские. В 1949 г. имелось 608 действующих церквей, в них служили 376 зарегистрированных священников и 9 диаконов. Небольшой рост числа храмов и увеличение количества клириков связаны с тем, что в 1947-1948 гг. регистрационные сводки дополнялись новыми данными; открытие церквей в эти годы не происходило. Напротив, были упразднены мон-ри: в 1947 г.- Кондрицкий и Фрумоасский, в 1948 г.- Рудянский, в 1949 г.- Цыповский (Ципова) и Злоцевский. С 1949 г. число общин и количество клириков уменьшалось. В 1950 г. действовали 563 зарегистрированные общины, 13 муж. и 8 жен. мон-рей, в 1953 г.- 544 общины, число мон-рей не изменилось. В 1953-1957 гг. число зарегистрированных приходов и количество клириков немного увеличилось за счет преобразования монастырских храмов в приходы. Так, в 1958 г. было 546 приходов и 14 монастырей (7 мужских и 7 женских), на учете состояли 392 приходских священника и 1393 монашествующих. Однако при этом продолжалось упразднение монастырей: в 1956 г. закрыт Хынковский Параскевинский мужской, в 1957 г.- Сахарнянский во имя Св. Троицы мон-рь .

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Роспись сохранилась плохо: во мн. местах слой краски рассыпался, цвета одеяний практически стерлись, очертания фигур почти неразличимы. Из-за разрушения красочного слоя невозможно установить, были ли изображены в руках у ангелов свечи и литургические предметы (копье, трость, лжица), кадило. В центре - престол, увенчанный полукруглым киворием. Слева от престола находится композиция «Евхаристия», справа - «Небесная литургия». Апостолы изображены в движении, их руки вознесены в молитве, у ног - образы херувимов. Христос облачен в архиерейский саккос и омофор, апостолы - в туники и гиматии. Соединение 2 композиций произошло, вероятно, из-за отсутствия купола; но, возможно, существовали и причины исторического характера. Процесс перемещения композиции «Небесная литургия» из подкупольного пространства можно проследить в искусстве Валашского княжества времен Матея Басараба. Напр., в ц. Успения скита Роата-Кэтуну, расписанной в 1668 г., «Небесная литургия» еще располагается в барабане купола ( Pilat. 1980. P. 36-37), а в алтаре изображена лишь «Евхаристия». В ц. свт. Николая в с. Крецулешти-Мынэстиря (Ребеджешти), жудец Дымбовица, Румыния (1669) «Небесная литургия» замещает «Евхаристию» - редкий случай в православной иконографии ( Eadem. P. 34). В росписях ц. св. Иоанна Крестителя мон-ря Тополница (1673) «Небесная литургия» находится в алтаре, под ней - «Евхаристия» ( Eadem. P. 23-25). Архидиак первомч. Стефан. Роспись ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в Каушанах. 1763 г. Архидиак первомч. Стефан. Роспись ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в Каушанах. 1763 г. Присутствие некоторых сюжетов, напр. «Коронование Богородицы» в 4-м регистре на юж. склоне свода, показывает, что стенопись была выполнена в XVIII в. Эта иконография зародилась на Западе, в искусстве правосл. стран стала известна после XVI в. В Молдавии той эпохи она есть лишь в монастыре Сучевица, ктиторы которого, господари семьи Мовилэ (Могила), ориентировались на польскую культуру. Аналогом каушанской композиции является румын.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Движение в защиту старого стиля («старостилизм») в 1924 г. возглавил кишинёвский свящ. Борис Бинецкий, его поддержали священники Четатя-Албской епархии Павел Бандуровский и Димитрий Стецкевич. Вскоре они были уволены с приходов, в нач. 30-х гг. XX в. Синод Румынской Церкви лишил их сана. В 1934 г. впервые гражданскому суду был подвергнут свящ. Димитрий Стецкевич, в окт. 1937 г. свящ. Борис Бинецкий и другие были осуждены в рамках дела о «панславистской пропаганде». Движение сторонников старого стиля активизировалось после отмены в Бессарабии в 1928 г. режима осадного положения. Прот. Мисаил Кирица при поддержке верующих в 1928 г. неоднократно требовал у церковных и гражданских властей разрешения совершать богослужение по старому стилю. Митрополия запретила ему служить, он был вынужден эмигрировать. В нач. 1935 г. рукоположенный в Вене свящ. Николай Климович организовал приход в молдав. с. Ст. Албинец (Албинецул-Векь, ныне р-на Фэлешть) в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) , служил по старому стилю. 19 авг. 1935 г. его община была разогнана властями, при этом 5 крестьян были убиты и 120 арестованы. В февр. 1938 г. арестовали монаха Кондрицкого во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Леона (Талмазана), агитировавшего за старый стиль. В февр. 1940 г. оставил церковное служение не выдержавший преследований свящ. Борис Бинецкий. Меры по румынизации Церкви ужесточились в февр. 1938 г., после установления в Румынии диктатуры кор. Кароля II. 6 апр. 1938 г. Четатя-Албский еп. Дионисий (Ерхан) издал циркуляр с требованием перевести богослужение с церковнослав. языка на румынский, заменить в храмах все кириллические надписи румынскими, проповедовать и разговаривать в храмах и др. публичных местах только по-румынски. В качестве обоснования своего распоряжения еп. Дионисий ссылался на «совместное желание архиепископа Кишинёвского и командования 3-й армии» (расквартированной в Бессарабии). Результатом стали протесты духовенства и прихожан, случаи перехода православных к баптистам и в др. протестант. деноминации, не подчинившиеся политике румынизации. В апр. 1938 г. полиция известила Румынскую Патриархию о том, что в Четатя-Албской и Измаильской епархии «не соблюдается распоряжение об использовании только румынского языка в церквах и что в большинстве церквей служба проводится на русском языке». 3 мая 1938 г. Синод в целях компромисса постановил: в приходах со слав. населением богослужение проводить на церковнослав. и румын. языках. 19 мая 1938 г. Синод распространил «разъяснение»: «В молдавских приходах богослужение проводить исключительно на румынском языке, так же проводить богослужение в гагаузских приходах, а в приходах с преимущественно славянским населением половину богослужения проводить на славянском языке». Разъяснять Свящ. Писание Синод разрешил на любом языке, понятном населению: румынском, русском, болгарском, гагаузском, албанском.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Над средокрестьем возвышается высокий 8-гранный барабан, увенчанный куполом. Своеобразна его пирамидальная кровля с изломом и большим выносом над гладкими поверхностями стен без карнизов с немногочисленными окнами. Однако массивность объема смягчена ярусами плоских арочных ниш, расположенных по периметру здания. Стены Троицкой ц. украшены аркатурами в 2, иногда в 3 яруса. Интересен динамичный, изменяющийся ритм арок: попеременно они чередуются с окнами либо соединяются в нишу сложной формы. При этом с каждым ярусом размер их убывает; создаваемая этим ложная перспектива зрительно возвышает стены и придает динамичность всей композиции. Архитектура храма пластически выразительна. Ритм различно освещенных стен энергично подчеркивает высоту внутреннего пространства. В интерьере храма четко очерчены паруса, барабан и полусфера высокого купола. В Троицкой ц. прослеживается «молдавская» система сводов. Четыре арки 1-го яруса служат основанием для 8 арок второго, расположенного под углом 45° к первому. Троицкая ц. (17,4×10,9 м) построена в пропорциях золотого сечения. Скальный Сахарнянский мон-рь. Фотография. 2013 г. Скальный Сахарнянский мон-рь. Фотография. 2013 г. К числу древних мон-рей, реконструированных в XIX в., относится и Сахарнянский. Летняя Троицкая ц. (1821) расположена на высокой террасе верхнего двора. По преданию, церковь строили 3 года, она освящена митрополитом Молдавии в день Св. Троицы. Это однокупольный триконх с 2-ярусной колокольней над притвором. Пластичность ее объемно-пространственной композиции достигается благодаря апсидам-конхам, из к-рых алтарная крупнее боковых. Две стройные вертикали, купола и колокольни, завершают общую композицию. Купол типа «колокольчик», 8-гранный снаружи и круглый внутри, покоится на высоком барабане. Венчающий его мотив повторен в форме главы колокольни. Декор стен составляют пилястры, ряд плоских арочных ниш, лопаток и мелкоступенчатый карниз. Массивные стены фасада расчленены на плоскости замкнутыми рельефными рамками. Карниз, пилястры и цоколь объединены рельефом одной высоты и единым белым цветом. Редкие окна вытянутой арочной формы обрамлены едва намеченными архивольтами. Фигурная крыша нависает над почти гладкими стенами.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010