Процесс перехода правосл. храмов и монастырей Молдавии, Валахии и Бессарабии в состав Экзархата был непростым, в первую очередь вслед. сопротивления греков - настоятелей многочисленных «преклоненных» мон-рей (мон-рей, приписанных к крупным греч. обителям: афонским, Святогробскому, Синайскому мон-рям и др.- или состоявших в юрисдикции различных восточных Патриархатов; «преклоненные» мон-ри выполняли функции подворий, имели обширные владения в Молдавском и Валашском княжествах, где осуществляли управление местным духовенством). Греческое духовенство пользовалось поддержкой англ. и франц. консульств в Бухаресте. 23 дек. 1808 г. Синод предоставил митр. Гавриилу право назначить из местного духовенства новых настоятелей во все мон-ри, к-рые к тому времени были «преклонены» к заграничным мон-рям и Патриархатам. Однако это право не было реализовано, т. к. его опротестовали молдавский господарь Скарлат Каллимаки и французский вице-консул. При их поддержке юрисдикцию митр. Гавриила оспорили управлявшие «преклоненными» монастырями безместные греческие архиереи: митр. Иринопольский Григорий (настоятель Голийского Вознесенского мон-ря), митр. Евхаитский Феоклит (настоятель Арон-Водского Вознесенского мон-ря), митр. Эдесский Серафим (настоятель ботошанского Николаевского мон-ря), митр. Анамийский Паисий (настоятель ясского Галатского Вознесенского мон-ря и Михайловского собора в Кишинёве, «преклоненных» к Иерусалимскому Патриархату), а также 4 архимандрита: настоятель ясского Трёхсвятительского мон-ря Серафим, настоятель Побратского Николаевского мон-ря Анфим, настоятель ясского Свято-Саввского мон-ря Григорий и настоятель Кэприана в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря под Кишинёвом Анфим. Становление русской церковной администрации в Молдавии, Валахии и Бессарабии усложнялось еще и тем, что там оставались 2 румын. архиерея, не признавшие экзаршество митр. Гавриила: Хотинский еп. Амфилохий († 1814) и управлявший в 1780-1788 гг. Проилавской митрополией митр. Проилавский, Ренийский и всея Ханской Украины Кирилл, в 1803 г. живший в Дубоссарах. 20 дек. 1809 г. митр. Гавриил написал в Синод рапорт об окончательном упразднении Проилавской епархии и титулярного Проилавского еп-ства, основываясь на том, что проживавший на покое митр. Кирилл «стар и немощен», а поставленный в 1803 г. Проилавский митр. Парфений после начала русско-тур. войны в 1806 г. бежал в К-поль.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Кишинёва. Фотография. 1912 г. Кафедральный собор в честь Рождества Христова г. Кишинёва. Фотография. 1912 г. Георгиевская ц. в Кишинёве (1818) 3-частная в плане, с квадратным притвором, прямоугольным нефом и полуциркульной апсидой. На 2-м ярусе притвора устроена колокольня - «четверик на четверике». Конструкция нефа типична для молдав. зодчества. Несущие арки расположены в 3 яруса: в первом 4 подпружные арки несут 8 арок 2-го яруса, над которыми проходят 16 арочек, несущих барабан купола. Вторым вертикальным акцентом является колокольня над притвором, увенчанная высоким шпилем. Лопатки оживляют большие плоскости стен, их ритм усиливает торжественность и выразительность фасадов. В архитектуре церкви соединены приемы и формы классицизма и народного молдав. зодчества. Пример позднего церковного строительства - храм Св. Троицы (1812-1914, архит. Щусев) в с. Кухурештий-де-Сус (В. Кугурешты). Архитектор, хорошо изучивший традиции молдав. средневек. зодчества, в частности 3-нефные конховые храмы XV-XVI вв., создал своеобразный романтический образ церкви. В плане она 3-частная, ориентирована по продольной оси; 3 апсиды-конхи алтаря переходят в почти квадратный неф, а последний - в квадратный притвор. Интересен метод построения плана: в основе лежит модуль, равный диаметру подкупольного барабана, т. е. все размеры церкви кратны. Такое решение позволило создать соразмерную, масштабную и пропорционально совершенную композицию. Единственная глава церкви, так же как и купольные завершения церквей в монастырях Кэприана и Кэлэрэшеука, имеет форму «колокольчика», распространенную в архитектуре средневековой Молдавии. Стремление к контрасту - черта, свойственная локальному народному искусству, лежит в основе фасадного решения церкви: стрельчатая аркада открытого притвора, своеобразные формы обобщенных карнизных профилей и ритмично распределенная двойная аркатура главы. Местный бутовый камень неправильной формы в сочетании с кирпичом и черепицей составляет оригинальную фактурную и цветовую композицию.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Были созданы приходские духовные училища в Аккермане (1823, в 1839 открылось 2-е училище), Тирасполе (1823), Оргееве, Сороках, Атаках и Кагуле (1847), церковные школы в Кишинёве (1822), Хотине, Бендерах (1827), в них преподавали выпускники Кишинёвской ДС. При поддержке архиеп. Димитрия в 20-х гг. XIX в. в Бессарабии распространялись школы белл-ланкастерской системы обучения, являвшиеся приходскими. Первые «ланкастерские» школы были открыты в мае 1824 г. в Бельцах и Измаиле, с 1827 г. они имели статус приходских уч-щ. В 1828 г. в Бессарабии насчитывалось 75 учащихся в духовных, 136 - в приходских училищах. В 1842-1844 гг. повсеместно устраивались церковноприходские школы с преподаванием на молдав. языке в соответствии с утвержденными в июле 1842 г. архиеп. Димитрием правилами организации школ. В 1858 г. насчитывалось 11 приходских уч-щ (9 «ланкастерских», гл. обр. в городах, и 2 в помещичьих имениях) с 479 учащимися, 159 церковноприходских школ, в к-рых обучалось 1520 детей. Школы распределялись по епархии неравномерно: в Сорокском у. имелось 122 школы, в Оргеевском у.- 20, в Кишинёве и Кишинёвском у.- 14 школ. С 1836 г. священники открывали домашние школы для обучения грамоте; первая такая школа появилась в 1836 г. в с. Бачой Кишинёвского у. Архиеп. Димитрий много занимался переводами на молдав. язык: богослужебных текстов (с церковнославянского), творений св. отцов, синодальных распоряжений (с рус. яз.); тексты издавались в местной типографии. За плодотворную переводческую деятельность архиерею 17 авг. 1841 г. была объявлена благодарность Синода. Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Добрушском мон-ре. 1822 г. Фотография. 2013 г. Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Добрушском мон-ре. 1822 г. Фотография. 2013 г. С 1827 г. архиеп. Димитрий хлопотал о выделении средств на строительство нового кафедрального собора в Кишинёве, потому что Михаило-Архангельская ц. была маловместительной. Закладка собора в честь Рождества Христова состоялась в 1830 г., храм был освящен в окт.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

19-25 апр. 1917 г. состоялось 1-е чрезвычайное собрание духовенства и мирян К. е., в котором участвовали 200 делегатов (140 священников, 60 мирян). Собрание высказалось за автономию правосл. Церкви в Бессарабии, за предоставление епархии статуса митрополии и создание помимо Кишинёвской кафедры Хотинской и Измаильской епархий. Была принята резолюция об обязательном изучении в семинарии, церковных уч-щах и школах молдав. языка и молдав. пения, высказано пожелание об открытии в Кишинёве богословского ин-та. Было решено реорганизовать «Кишинёвские епархиальные ведомости» и издавать еженедельную церковную газету на молдавском языке. Со 2 июня 1917 г. «Кишинёвские епархиальные ведомости» стали издаваться под названием «Бессарабский церковный голос» с приложением на молдав. языке. Был избран Кишинёвский епархиальный совет из 24 лиц, его деятельность была согласована с правящим архиереем. 25 апр. сформировали Кишинёвский епархиальный исполком, его главой стал молдав. историк, преподаватель семинарии Н. А. Поповский, заместителями - свящ. Феодор Богос, редактор «Кишинёвских епархиальных ведомостей» прот. Иоанн Щука, ректор Кишинёвской ДС архим. Филипп (Гумилевский). Собрание было очень политизированным, его председателем являлся один из инициаторов провозглашения автономии Бессарабии - П. Н. Гурский. По инициативе последнего духовенство по благословению архиеп. Анастасия одобрило «Тезисы о политической автономии Бессарабии», при Кишинёвском епархиальном совете была образована комиссия по политическим вопросам, занимавшаяся вовлечением духовенства в политическую деятельность. 3-9 авг. 1917 г. состоялся II чрезвычайный епархиальный съезд духовенства и мирян, участниками к-рого стали 29 священников, 25 псаломщиков и 40 мирян. Председателем съезда был избран прот. Александр Балтага. Съезд избрал делегатов на Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. : свящ. Александра Вылкова (Вылкула), псаломщика П. Д. Посторонко, мирян Гурского, Г. Г. Фотеско и Г. А. Моцока. Съезд выступил с новыми инициативами по «демократизации» церковной жизни. Было, в частности, постановлено в приходах со смешанным населением совершать богослужение на языках «церковнославянском и церковномолдавском», а в приходах исключительно с молдавским населением - на молдавском языке ( Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. М., 2001. С. 124).

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Многоплановым является ансамбль Каларашовского мон-ря (Кэлэрэшеука), состоящего из неск. разноуровневых террас. Он окружен лесистыми, скалистыми горами. Летняя и зимняя церкви, деревянная колокольня создают сложный силуэт с общим понижением ярусов к Днестру. П-образной регулярной композицией парадный двор резко отличается от хозяйственного, где одноэтажные здания расположены вокруг искусственного бассейна. Со стороны Днестра асимметричный силуэт монастыря воспринимается динамично: 2-этажные кельи, Успенская летняя ц., зимняя ц. свт. Митрофана Воронежского и 3-ярусная колокольня, расположенная на самой высокой точке рельефа. Успенская ц. (1780-1782) отражает традиции молдав. архитектуры периода расцвета (XV-XVI вв.); она представляет собой трилистник: 3-конховая часть алтаря и удлиненный неф, присоединенный к квадрату притвора. На нижнем ярусе - притвор, над ним - башня колокольни. Широкие боковые апсиды захватывают стены 3-ярусной квадратной колокольни, перекрытой 4-скатной крышей. На уровне 2-го яруса колокольни к ней примыкает невысокий световой барабан церкви со шлемовидным 8-гранным куполом. Высокая скатная кровля церкви с большим выносом над гладкими белыми стенами закруглена над апсидой-конхой алтаря. Небольшие заглубленные окна выявляют значительную толщину стен (более 90 см). Три ряда массивных контрфорсов, подчеркивающих 3-частную структуру плана, колокольня, похожая на крепостную башню, создают образ монументального, укрепленного сооружения. Сложную объемно-пространственную композицию представляет собой и ц. свт. Митрофана (1911). Трехчастная форма подчеркнута 3 объемами разной высоты. Центральная, самая высокая часть перекрыта 4-скатной кровлей, в центре которой возвышается световой барабан с луковичным куполом; аналогичные, но гораздо меньших размеров главки отмечают притвор и алтарь. Портик-лоджия из 4 тосканских колонн с базами и фронтон, поднятый на раскрепованном карнизе, украшают главный вход. Небольшие хоры в интерьере придают ему камерность. Рядом с ц. свт. Митрофана стоит деревянная звонница, принадлежавшая деревянному храму 1780 г. Это уникальное каркасное сооружение с высоким фигурным шатром, купольное покрытие к-рого обшито тесом. Фундамент и 1-й ярус колокольни сложены из крупных бутовых камней; помещение 1-го яруса используется под хозяйственные нужды, деревянная лестница ведет на колокольню.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

В нач. ХХ в. появились издания, освещающие вопросы художественного наследия, напр. «Архивы Бессарабии» (1929-1938), где с участием историков Йорги, Ш. Чобану, Л. Боги, К. Томеску и др. публиковались статьи о древних воеводских грамотах и предметах из музея Кишинёвского историко-археологического и церковного об-ва (всего 24 тома, последние 14 были выпущены на румын. и рус. языках). Большинство исследований было посвящено памятникам архитектуры или отдельным мон-рям. В 1911 г. архим. Гурий (Гросу) выпустил «Историю Ново-Нямецкого Свято-Вознесенского монастыря» с детальной хроникой строительства церквей, заказа иконостасов и икон в С.-Петербурге. В. Г. Курдиновский описал арм. церковь в Килии - одну из древнейших в Бессарабии и упомянул о сохранившихся старых иконах ( Курдиновский В. Список древнейших церквей Бессарабской губ.//Тр. Бессарабского церк. ист.-археол. об-ва. 1909. Вып. 1. С. 4-57). Более детальные статьи были опубликованы в изданиях Бессарабской секции Комиссии по историческим памятникам, к-рая выпустила 3 тома ежегодника (1924, 1928 и 1931) с участием Чобану, Ш. Берекета, Н. Цыганко, П. Константинеску-Яшь, П. Михайловича и Г. Г. Безвикони. Одной из наиболее фундаментальных работ, посвященных истории Бессарабской Церкви, является монография Н. А. Поповского. Исследователи дореволюционного периода основное внимание уделяли общим вопросам истории, этнографии и экономики края. Монастырская архитектура в их трудах была недостаточно освещена. Только в 50-60-х гг. XX в. советские исследователи, в их числе - аспиранты Московского архитектурного ин-та, открыли для себя самобытный архитектурный мир молдав. монастырей. Особенно увлекся монастырским зодчеством Молдавии архит. А. И. Захаров. По его воспоминаниям, академик А. В. Щусев, уроженец и знаток Бессарабии, предложил в качестве темы диссертационной работы архитектуру молдав. мон-рей. В книге 1960 г., посвященной народному молдавскому зодчеству, Захаров опубликовал результаты. Архитектурные памятники культового зодчества XVIII-XX вв., в основном монастырские здания и ансамбли, рассмотрены в ряде статей, монографий и диссертаций, но как целостное художественное явление остается вне поля зрения исследователей.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

По мнению свящ. И. Няги из прихода в с. Заим близ Каушан, к-рый был знаком с местными легендами и воспоминаниями старожилов, ц. Успения Пресв. Богородицы следовало относить ко времени правления молдав. господаря Василе Лупу (1634-1653) по типологическому сходству с др. церквами, углубленными в землю, напр. ц. св. Николая в г. Килия. Свящ. И. Няга считал, что изображения в притворе церкви молдавских господарей Григория Каллимаки, Скарлата и Григория Гики, Константина и Николае Маврокордатов появились во время ремонта в сер. XVIII в. при митр. Данииле Проилавском. Более подробное описание фресок было сделано искусствоведом М. И. Воробьёвым в ходе проведения в Каушанах Всесоюзным производственным научно-реставрационным комбинатом Мин-ва культуры СССР реставрационных работ (1968-1972). В алтаре реставраторы обнаружили имена 2 мастеров, расписавших церковь: Станчула и Войкула. Они же и Раду упомянуты и в центральной лапидарной греч. надписи на внешнем фасаде западном стены храма. В 1986 г. К. Чобану и реставратор В. Негруцэ расшифровали все 3 высеченные в камне, довольно разрушенные греческие надписи, из которых явствует, что церковь, «посвященную Успению Пресвятой Богородицы Фанеромени», построили на средства «митрополита «бывшего» Сидского и... Проилавского Кира Даниила», его посаженой матери «родом из Янины» при помощи «правителя всей Молдовалахии, Кира Иоана Григориу Иоану Калемаха воеводы, в год Спасителя 1763, в месяце сентябре, 18»; названы имена «изографов»: Станчула, Раду, Войкула, каменщика, рядом стоит дата - 1766 г.; упоминается также «епитроп Василе Гэлушкэ». Румын. надпись на той же стене церкви с внутренней стороны известна с XIX в.; она сообщает о посвящении престола празднику Успения, о том, что прежде храм был деревянным, что митр. Даниил при помощи своей матери и на пожертвования, в т. ч. от господаря, выстроил церковь в камне и расписал. Химические исследования, проведенные во время реставрации, показали, что настенная роспись выполнена в смешанной технике. Она была использована и в декоре каменного иконостаса, отделяющего неф от алтаря. Отсутствует лазурит в росписи фонов, к-рые почернели от копоти и имеют многочисленные белесые «выцветы» из-за повышенного уровня засоления.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Церковь во имя свт. Митрофана Воронежского Каларашовского мон-ря. 1911 г. Церковь во имя свт. Митрофана Воронежского Каларашовского мон-ря. 1911 г. Архитектурный комплекс мон-ря Кэприана - древнейший на территории К. е., это наиболее яркий, но мало исследованный памятник архитектуры Молдавии. Контраст в архитектуре разных стилей свойственен и ансамблю Курковского Рождество-Богородицкого мон-ря (Куркь) в р-не Орхей (основан в 1773). Монастырский двор расположен на 2 террасах, верхней и нижней, обнесен каменной стеной с башнями по углам, окружен по периметру зданиями братских келий, настоятельских покоев и хозяйственных сооружений. На нижней террасе находится каменный бассейн-пруд. Храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (1810) 8-гранный в плане, окружен выступающим алтарем и притворами по главным осям и небольшими приделами по диагональным осям. Центральная часть перекрыта фигурным куполом на высоком круглом барабане. Первоначально 4 придела венчались башенками (сохр. только 2 западные). Вертикальный, сильно расчлененный объем храма, своеобразно исполненный тосканский ордер, наличники окон с лучковыми фронтонами, боковые главы в виде башенок-колоколен, спаренные пилястры барабана купола ставят церковь в ряд лучших произведений классицизма, сохранивших приемы и элементы барокко. В кон. XIX - нач. ХХ в. были сооружены настоятельские покои с зимней ц. во имя вмч. Димитрия Солунского, братские кельи и ограда с надвратной башней. Теплая (или зимняя) Димитриевская ц., памятник неовизантийского стиля, в плане состоит из полукруглого алтаря, прямоугольного нефа и квадратного притвора. Неф перекрыт куполом на круглом световом барабане, а притвор и алтарь - сводами. Простая гладь стен оживлена оконными проемами со скромными наличниками и с несложным карнизом. Интерьер светлый и величественный благодаря высоко раскрытому пространству нефа. Церковь Св. Троицы Рудянского мон-ря. 1777 г. Фотография. 2010 г. Церковь Св. Троицы Рудянского мон-ря. 1777 г. Фотография. 2010 г. Наиболее ярким сооружением позднего молдавского зодчества является летняя Троицкая ц. Рудянского монастыря (Рудь) (1777). Она наследует традиц. молдав. черты архитектуры небольших храмов-триконхов. Вост., юж. и сев. апсиды-конхи в интерьере почти одинаковы по высоте и диаметру. Однако на фасаде алтарная апсида выступает немного больше. Вытянутая зап. часть церкви связана тройной аркадой с нефом. Колонны увенчаны 4-ступенчатыми капителями. В зап. стене притвора находится лестница, ведущая на хоры. С сев. стороны притвора позднее пристроен дополнительный вход.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Еп. Владимир столкнулся с активизацией деятельности лютеран, баптистов и старообрядцев после принятия в 1905 г. закона «Об укреплении начал веротерпимости» . Для более эффективной миссионерской деятельности было важно наладить церковное книгопечатание на молдав. языке. Важнейшим событием в жизни епархии стало торжественное открытие 22 окт. 1906 г. в Кишинёве на Харлампиевском подворье Добрушского мон-ря Церковно-молдавской епархиальной типографии. В типографии печатали на молдав. языке Свящ. Писание, богослужебные книги, нравоучительные листки. Там же разместился отдел гражданской печати кишинёвского Христорождественского братства, курировавшего публикации. Совет братства руководил типографией через комитет епархиальной типографии, куда вошли наиболее образованные молдав. и рус. клирики К. е.: епархиальный миссионер иером. Гурий (Гросу), прот. Константин Попович, свящ. Константин Парфеньев, свящ. Александр Евстратьев. В кон. 1906 г. в комитет были включены еще 3 молдав. клирика: протоиереи Александр Балтага и Михаил Пламадяла, свящ. Михаил Чекан - и известный гагаузский миссионер и переводчик прот. Михаил Чакир. В дек. 1907 г. Синод разрешил изучение молдав. церковного пения в том же порядке, в котором изучался молдав. язык в семинарии. В 1908 г. стал издаваться церковный ж. «Luminatorul» (Светильник) на молдавском языке. В 1909 г. впервые были выпущены силами епархии «Труды Бессарабского церковного историко-археологического общества» (в 1909-1918 вышло 10 т.), в 1919-1933 гг. издавался «Журнал церковного историко-археологического общества» (выпуски 11-23). В издании широко освещалась молдав. церковная и светская история. 31 окт. 1907 г. Синод официально разрешил издание молдав. церковного журнала, а также преподавание молдав. языка в семинарии, кишинёвскому Христорождественскому братству было дано предписание начать издание богослужебных книг и Свящ. Писания на гагаузском языке. По благословению еп. Владимира на гагаузском языке были изданы богослужебное Евангелие-апракос (1907), Малый Требник (1908). Переход богослужения в ряде сел с церковнославянского на гагаузский язык инициировал еп. Владимир, который, исходя из своего миссионерского опыта, в 1905 г. связывал необходимое оживление церковноприходской жизни с богослужением на родном зыке (Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. М., 2004. Т. 1. С. 242).

http://pravenc.ru/text/1841177.html

6 авг. 1812 г. митр. Гавриил обратился к командующему рус. Дунайской армией адмиралу П. В. Чичагову с донесением, в котором сообщил о своем отъезде из Ясс (город остался в Оттоманской Порте) и указал, что «для архиерейской кафедры приличнее других мест г. Кишинёв» (ранее в Кишинёве жил протопоп Лопушнянского цинута, в Лопушне находился его наместник). Для организации в Кишинёве центра Молдавского Экзархата митр. Гавриил просил предоставить ему в качестве кафедрального Михаило-Архангельский собор, «преклоненный» к Иерусалимскому Патриархату, а приписанный к афонскому Зографскому мон-рю мон-рь Кэприана обратить в загородный архиерейский дом. Эти просьбы были выполнены с учетом согласия патриарха Иерусалимского Поликарпа передать эту обитель в дар имп. Александру I, о чем предстоятель Иерусалимской Церкви сообщил в письме от 26 окт. 1814 г. обер-прокурору Святейшего Синода кн. А. Н. Голицыну (РГИА. ф. 797. Оп. 2. Д. 7769). 24 сент. 1812 г. митр. Гавриил прибыл в Кишинёв, вместе с ним переехала экзаршеская консистория, разместившаяся первоначально в доме кишинёвского мещанина Сабова. Здание при кафедральном Михаило-Архангельском храме было отведено для нужд жившего в Молдавии греч. Иерапольского еп. Григория и викария Молдо-Влахийского Экзархата еп. Димитрия (Сулимы). Тогда же загородным имением митрополичьего дома стал мон-рь Кэприана, перешедший в ведение митр. Гавриила вместе с монастырскими владениями Пуркары и Раскайцы в Аккерманском у. 10 нояб. 1812 г. митр. Гавриил сообщил в Синод, что в его ведении состояло 749 церквей в 755 селениях Бессарабии. Экзарх просил о передаче ему степных приходов, указывал, что его титул следует сменить на «Кишинёвский и Хотинский», потому что в Кишинёве размещено гражданское управление, а в Хотине ранее был правящий епископ. 30 сент. 1812 г. митр. Гавриил распорядился открыть в Кишинёве духовное правление из 8 присутствующих с наименованием его экзаршеской дикастерией. Первоприсутствующим и кафедральным протоиереем стал Петр Куницкий, он же был назначен ректором предполагаемой к открытию Кишинёвской ДС. Тогда же митр. Гавриил представил в Синод «План для предположенной новой Заднестровской епархии, долженствовавшей называться Кишинёвской и Хотинской», предлагая сохранить за епархией статус митрополии и Экзархата. На основании «Плана...» Синод 4 дек. 1812 г. утвердил доклад об учреждении епархии.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010