докум. и дел архива св. Синода», I, 516 (дело о выдаче м-рю жалованья на 1721 г.; игум. Маремьяна); II, ч. 1, 182 (о том же); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1839 г., XXXIII, 485 (опис. м-ря); 1841 г., XL, смесь, 31 (грамота Дмитрия Самозв., данная в 1606 г. м-рю). 605. Александров – Успенский на Куште, мужской, приписной к Белавинской-Спасо-Каменной пустыни, где ныне погост Александров, Вологодской губ., Кадниковского у., в Закушской волости, в 40 вер. к зап.-сев.-зап. от Кадникова, в 4 вер. от юго-вост. берега Кубенского озера и в 3 вер. от села Кубенского, при рч. Куште. Основан преп. Евфимием в начале XV в.; к нему вскоре пришел преп. Александр, постриженник Спасо-Каменного мон. и основатель монастыря на р. Сенжеме; они поменялись основанными монастырями, и преп. Александр оставался здесь до своей кончины, последовавшей в 1439 г. 9 июня, в каковой день и чтится его память. В 1764 г. монастырь упразднен. Мощи преподобного покоятся в Николаевской церкви, построенной после пожара 1519 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 88; Ратшин, 72; “Словарь ист. о свят.», 16; “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.», смесь, 19 (учреждение Вологод. епархии); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 121, 252 (преп. Александр); Суворов, “Владим. Заоникиев. пуст.», 1888 г., 28 (состояние в 1718 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 758, 14; Ключевский, “Жит. свят.», 300, 372; “Акты юридич.», 216 (Платежная 1633 г. в кормов. деньгах); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 211; VII, 528; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 149 (в 1744 г. имел 60 душ крест.); 1876 г., IV, Отд. 2, 113 (воспомин. архим. Пимена); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 249 (дозорн. книга 1613 г. вотчин. владений); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.», I, 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память преп. Александра 9 июня). 606. Александро – Ошевенский – Кириллов, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Олонецкой губ., Каргопольского у., в 41 вер. к сев.-сев.-зап. от Каргополя, при рч. Чурьяге. Основан вскоре после 1453 г. преп. Александром, по фамилии Ошевенским, иеромонахом КириллоБелозерского мон., скончавшимся в 1479 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Можайскомъ, а въ 1812 г. французами. Храмовъ при монастыре четыре каменныхъ: 1) во имя Рождества Христова; 2) во имя св. Ферапонта, построенъ въ XVI в., теплый, съ приделомъ во имя главы св. Крестителя; 3) въ честь во храмъ Пр. Богородицы (существовалъ уже въ 1547 г.); 4) надъ древними св. воротами, во имя Господня. Вне монастыря, при ручейке Исавицы, деревянная часовня надъ родникомъ, назыв.колодцемъ преп. Ферапонта. Въ храме преп. Ферапонта у правой стены подъ спудомъ покоятся мощи пр. Ферапонта; сверху медное, посеребренное Въ ограде монастыря погребенъ настоят. монастыря, архим.Митрофанъ 2-й. Замучен поляками въ 1617 г. Монастырь владеетъ 37 дес. земли и получаетъ изъ казны 1249 руб. 7 коп. Архимандритъ. Монаховъ и послушниковъ 26. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908, изд. Ступина А.Д., стр.483-484 Можайский Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь расположен на окраине г. Можайска на высоком правом берегу р. Москвы среди обширных пойменных лугов, в местности, издревле именовавшейся «Лужки». Основан в 1408 г. третьим сыном св. блгв. Димитрия Донского кн. Андреем Дмитриевичем, владевшим Можайском, Вереей, Медынью, Калугой и Белозерском. Первым игуменом обители стал прп. Ферапонт. Прп. Ферапонт (в миру Федор) род. ок. 1337 г. в г. Волоколамске от благочестивых родителей бояр Поскочиных. Около 1377 г. он тайно удалился из отеческого дома, пришел в новоустроенный Московский Симонов монастырь, где принял постриг от свт. Федора, племянника прп. Сергия Радонежского. Кроме старца добрыми советниками и образцами иноческой жизни служили для Ферапонта его друг, прп. Кирилл и особенно прп. Сергий, часто посещавший Симонов монастырь. Около 1397 г. прпп. Ферапонт и Кирилл, оставив московскую обитель удалились на север. После многих странствий они прибыли в пределы Белозерские и, наконец, нашли то место, которое было указано прп. Кириллу в видении Пресвятой Богородицей. Отшельники водрузили здесь крест и ископали себе землянку. Но вскоре по внушению Божьему прп. Ферапонт отошел в уединенное место (в 15 поприщах от прп. Кирилла) и водворился там. К подвижникам стали приходить ревнители пустынножительства – так было положено начало двум впоследствии знаменитым монастырям: Кирилло-Белозерскому и Ферапонтову. Когда молва об обителях дошла до владевшего Белозерьем кн. Андрея Можайского, он возгорелся желанием устроить обитель в своем стольном граде и умолил прп. Ферапонта стать ее основателем. Здесь, на берегу реки Москвы, в память о северном монастыре, князь поставил деревянный храм, освятив его во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По некоторым сведениям, уже 1420 г. на месте деревянного он же возвел каменный собор. 27 мая (9 июня) 1426 г. прп. Ферапонт преставился и был погребен у северной стены соборного храма.

http://sobory.ru/article/?object=00447

3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Самарского и Сызранского Сергия открыть Троицкий женский монастырь в селе Ташла Ставропольского района Самарской области и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Варвару (Ястребову). 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия назначить монахиню Нонну (Тютикову) на должность игумении Сухотинского Знаменского женского монастыря села Сухотинка Знаменского района Тамбовской области. 5. В связи с прошением Преосвященного митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия освободить игумена Паисия (Яцко) от должности наместника Арзамасского Спасо-Преображенского мужского монастыря города Арзамаса Нижегородской области. 6. В связи с прошением Преосвященного митрополита Саранского и Мордовского Зиновия назначить игумена Романа (Невского) на должность наместника Александро-Невского мужского монастыря села Кимляй Ковылкинского района республики Мордовия. 7. В связи с прошением Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия назначить иеромонаха Анастасия (Додарчука) на должность наместника Кирилло-Белозерского мужского монастыря города Кириллова Вологодской области. 8. В связи с прошением Преосвященного епископа Орского и Гайского Иринея открыть Иверский женский монастырь города Орска Оренбургской области и назначить игуменией этого монастыря монахиню Ксению (Пашкову). 9. В связи с прошением Преосвященного епископа Губкинского и Грайворонского Софрония открыть женский монастырь в честь Тихвинской иконы Божией Матери в поселке Борисовка Белгородской области и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Иову (Иванову). 10. В связи с прошением Преосвященного епископа Каменского и Алапаевского Мефодия освободить игумена Нестора (Болкова) от должности наместника Преображенского мужского монастыря города Каменска-Уральского Свердловской области. 11. В связи с прошением Преосвященного епископа Троицкого и Южноуральского Григория открыть Николаевский мужской монастырь близ села Кадымцево Троицкого района Челябинской области и назначить на должность наместника этого монастыря иеромонаха Амвросия (Лутовинова).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4434246...

Иеродиак. Анфим, Соловьёва И. Д. Александров Свирский в честь Святой Троицы мужской монастырь//Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С.: 608-610  Мельник А.Г. Ансамбль Соловецкого монастыря в XV-XVII веках. Ярославль, 2000. С.: 24; Он же. Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря в памятниках древнерусской живописи//Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980. С.: 231-267  Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979. С.: 127, 144-151, 166, 294-296; Кочеткова И.А., Лелекова О.В., Подъяпольский С.С. Кирилло-Белозерский монастырь. Л., 1979. С.: 27  Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1999. С.: 147, 172, 246, 397  Описание храмов Архангельской губернии//Известия императорской Археологической комиссии. Спб., 1911. Вып. 41. С.: 160  Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942  Свирский Александров монастырь: Исторический очерк по документам монастырского архива. Спб., 1874. С.: 24, 60, 67 Филатов Н.Ф. Нижегородские зодчие XVII начала ХХ века. Горький, 1980;  Тарабарина Ю.В.  Собор Алексеевского монастыря в Звонница Александро-Свирского монастыря расположена между Троицким собором и Покровской церковью на месте, ранее занимаемом деревянными звонницами. Построенная между 1647 и 1674 гг. колокольня представляет трёхъярусную на широком четырёхугольном основании постройку, составлявшую выразительный акцент своими тремя шатрами завершения в силуэте центральной группы зданий. На нижнем ярусе колокольни по западному фасаду устроены три арки, подчёркивающие внутреннее её членение. Здесь размещались кладовые, в одну из которых сверху спускались гири часов. Сквозная лестница соединяет все ярусы и выходит на площадку звона. В северо-западном углу третьего яруса были устроены " боевые " часы, разобранные в XIX столетии, когда колокольня была перестроена. В 90-х гг. того же столетия шатровое завершение колокольни заменили " фонариком " , увенчанным восьмигранным шатром с главкой, и заложили открытые арки первого и второго ярусов. Звонница Троицкого монастыря восстановлена в 1970-е годы по проекту архитектора А. Н. Милорадовича, а производил реставрационные работы - мастер-реставратор И. П. Матросов.

http://sobory.ru/article/?object=32615

  Библиография     Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 4. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589 гг.)/митр. Макарий (Булгаков). М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. С. 173.  Послание Иоанна Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь//Библиотека литературы Древней Руси. РАН Институт русской литературы. Т. 11. XVI в./под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 2001. С. 14–42. С. 12.   Будовниц И. У . Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV–XVI вв./И.У. Будовниц. М., 1966. С. 173.  «Церкви у них не бысть… из-за нападения ради неверных человек… не вси приаша святое крещение, но множество живуще неверных человек»: Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре//Святые подвижники и обители Русского Севера/Изд. подгот. Г.М. Прохоров и С.А. Семячко. Спб., 2005. С. 34. Синицына Н .В. Типы монастырей и русский аскетический идеал (XV–XVI)//Монашество и монастыри в России XI–XX века: Исторические очерки. М., 2005. С. 19.   Шамина И. Н . Глушицкий Сосновицкий во имя святого Иоанна Предтечи мужской монастырь/И. Н. Шамина//Православная Энциклопедия. М. Т. 1. С. 615–616.  Житие преподобного Дионисия Глушицкого//Святые подвижники обители Русского Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Климентский, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели. РАН Институт русской литературы (Пушкинский Дом)/под ред. Г. М. Прохорова и С. А. Семячко. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2005. С. 139.  «Да из иных княжений приходящие…податей не платят никаких», Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV – нач. XV вв. Т. 3. М.: Изд-во «Наука», 1964. С. 234.  См. Житие преподобного Дионисия Глушицкого….С. 120.  Эти церкви называет и пишет, что они существовали и в последующие столетия. Суворов Н. И . Глушицкий монастырь Вологодской епархии/Н. И. Суворов. Вологда, 1876. С. 32.  См. Житие преподобного Дионисия Глушицкого… С. 121.

http://bogoslov.ru/article/6174669

На территории воздвигнута часовня вмч. Георгия Победоносца (2002), новый надвратный храм прп. Сергия Радонежского (2005), часовня блж. Ксении Петербургской (2006), часовни в честь икон Божией Матери «Живоносный Источник» и «Спорительница хлебов». Последняя из них находится при пекарне, в которой выпекаются вкусные и ароматные хлебные изделия. На территории обители располагаются часовня-костница, где хранятся останки похороненных в монастыре монахов и муромских граждан; часовня в честь свт. Николая Чудотворца. На территории обители с благословения архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия было открыто Муромское Православное духовное училище имени Святейшего патриарха Пимена. По инициативе игумена Кирилла в 2006 году также была открыта Муромская православная гимназия прп. Илии Муромца. Первоначально и она находилась на территории монастыря. В 2013 году отдельное здание для гимназистов построено в городе Муроме на ул. Московская. В 2013 году была образована Муромская и Вязниковская епархия, выделенная из состава Владимирской епархии. С этого времени обитель стала и административным центром новообразованной епархии. Настоятелем монастыря является в настоящее время епископ Муромский и Вязниковский Нил. http://spass-murom.ru/istorija/ В период церковных реформ Патриарха Никона Муром довольно значительное время оставался в оппозиции нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества. Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658-1662 гг.) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя «яко у царя тако поют». В 1662 г. архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона (1657-1674 гг.) был отстранен от управления монастырем, а в феврале 1666 г. вызван на собор в Москву. Несмотря на принесённое покаяние архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=00632

Так, вкладом стольника Олферьева служили 2 серебряные лампады 1636 и 1643 гг., в т. ч. на поминовение дочери - младенца Феодосии ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 41; Щурина Е. Г. Серебряные лампады сер. XVII в. Кирилло-Белозерского мон-ря//Кириллов: Краевед. альм. 2003. Вып. 5. С. 217-222), и запрестольный крест 1651 г. (КБМЗ), «деревянный, осмиконечный, со всех сторон обитый тонким белым серебром, с передней стороны - чеканное серебряное Распятие, по деревам, продольному и 3 поперечным, с обеих сторон 93 из тонкого серебра позолоченные дробницы с резными изображениями праздников, страстей Господних и ликов св. угодников, надпись над рукояткою в серебре резана» (в пересчете на совр. меры длины ок. 150×100 см; см.: Варлаам (Денисов). 1859. С. 22; в кон. XIX в. находился за алтарем придела во имя прп. Кирилла - Геронтий (Кургановский). 1897. С. 61, с датой 1646 г. см.: Художественное серебро XV - нач. XX в. в собр. КБМЗ. 2013); в 1675 г. жена стольника Васса вложила в монастырь архимандричью шапку ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 46). Преображение Господне. Пелена. 2-я пол. XV в. (ГРМ) Преображение Господне. Пелена. 2-я пол. XV в. (ГРМ) Уже в нач. XX в. поклонники старины сетовали, что «трудно ныне представить... какой художественной сокровищницей обладал монастырь до конца XVII в., имея столь богатую ризницу, если современная нам есть лишь жалкие остатки прежней» ( Макаренко. 1914. С. 40). У посетителей музея в 30-х гг. XX в. монастырское собрание также оставляло впечатление «жалости»: «разрозненные, случайные вещи третьестепенного значения, оставшиеся от некогда богатейшего собрания» ( Тарабукин. 1991. С. 349). Наиболее древние драгоценные предметы (оклады богослужебных книг, панагии, наперсные иконы) сохранились в собраниях музеев Московского Кремля и ГРМ. Сложившаяся коллекция драгоценных металлов КБМЗ, прежде всего серебра, тем не менее включает произведения всех эпох существования мон-ря, а также из окрестных церквей г. Кириллова, Ферапонтова мон-ря и близлежащих селений (Художественное серебро XV - нач.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

289 Член Собора епископ Иннокентий (Ястребов), с 1915 г. был настоятелем Донского монастыря. – Примечание 291 Выступление члена Собора князя Григория Николаевича Трубецкого в защиту патриаршества см.: Деяния... Т. 2. С. 393–397. – Примечание 293 Протоирей Е. 3. Капралов прочитал доклад об обязательном преподавании Закона Божия в школе (См.: Деяния... Т. 2. С. 57–61). – Примечание. 294 Симонов (Успенский) монастырьмужской монастырь в юго-восточной части Москвы, на левом берегу Москвы-реки, основан в 1370 г. – Примечание. 295 Имеется в виду епископ Мисаил (Крылов). Мисаил (Крылов Михаил Иванович; 1837 – после 1918). В 1883 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. С 1885 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, с 1889 г. епископ Орловский и Севский, с 1896 г. епископ Могилевский и Мстиславский. В 1904 г. уволен на покой с назначением настоятелем Жировицкого монастыря Гродненской епархии. С 1905 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский. В 1908 г. уволен на покой с назначением управляющим Ставропигиальным Симоновым монастырем в Москве, штатный член Московской Синодальной Конторы. 21 сентября 1917 г. уволен согласно прошению от должности члена Московской Синодальной Конторы и управляющего Московским Симоновым монастырем с назначением ему местожительства в Кирилло-Белозерском монастыре Новгородской епархии. Скончался после 1918 г. – Примечание. 296 Речь идет о семье графа Леонида Алексеевича Комаровского (Камаровского) (1846–1912), известного юриста-международника, доктора юридических прав, члена-корреспондента Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Подробнее о семье см.: Дневник. Т. 1. С. 578–579; Дневник. Т. 2. С. 206–207. – Примечание. 297 В Чудовом монастыре в церкви Святителя Алексия в 1906 г. под храмом была устроена церковь прп. Сергия Радонежского, ставшая усыпальницей убитого в 1905 г. великого князя Сергея Александровича. Великий князь Сергей Александрович Романов (1857–1905), седьмой сын Императора Александра II, в 1891–1905 гг. генерал-губернатор Москвы. Основатель и председатель Императорского Православного Палестинского общества. В 1884 г. женился на принцессе Елизавете Гессен-Дармштадтской (Елизавете Федоровне). В 1905 г. убит эсером-террористом Каляевым. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Каменное строительство в монастыре началось в конце XVI в. К этому времени каменное зодчест­во Севера имело уже более чем вековую историю, если первыми каменными сооружениями считать соборы Спасо-Каменного, Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей. С XVI в. на каменное зодчество Севера особенно сильное влияние ока­зывает Москва. Об этом свидетельствует архитек­тура соборов Спасо-Прилуцкого монастыря в Во­логде, Христорождественского в Каргополе, Со­фийского в Вологде. Соборный тип храма как нельзя лучше отвечал тем требованиям, которые в XVI в. предъявлялись к главному храму города или монастыря. Этот тип постройки импонировал внушительностью внешнего облика, вместительно­стью интерьера, традиционным пятиглавием. Первой каменной постройкой монастыря стал Троицкий собор. В Москву был направлен старец Герасим с челобитием, чтобы царь Федор Иванович позволил строить каменный храм, который хотел возвести еще " царь и великий князь Иван Василь­евич " . Великий князь Федор Иванович дал монастырю жалованную грамоту от 8 ноября 1587 г. на строительство каменного собора. По этой грамоте, деньги, которые обитель платила в казну, должны были поступать на постройку церкви. Льгота была предоставлена с 1587 по 1591 г. из расчета, что оброк составляет 73 р. в год. Итого 365 р. предоставлял государь для сийского " камен­ного дела " , а также выделял мастера-зодчего, ко­торый должен был руководить строительством храма в течение пяти лет. За это время в монасты­ре четыре года заготовляли запасы свай, камня, опоки, извести, песку, железа и кирпичей, а приехавший мастер Захар " подошву завел, и сваи набил, и камнем до половины выбутил " . По­скольку основная часть средств пошла на заготовку строительных материалов, то грамотой от 23 янва­ря 1592 г. монастырю были предоставлены льготы еще на два года на сумму 146 р. По грамоте от 10 марта 1593 г., доделывать Троицкую каменную церковь в Списком монастыре были назначены подмастерье каменного дела Василий Дула и 30 человек вологодских каменщиков: " и как к вам сея наша грамота придет и подмастере с каменщики прибудут, и вы бы тот час тех каменщиков заста­вили ту церковь каменую делать " . В помощь к каменщикам следовало, согласно грамоте, приста­вить по 5-6 человек " слуг монастырских " к каж­дому, а на подсобные работы — по 30-40 человек к каждому каменщику (устанавливалась и оплата труда, когда начнутся работы: " подмастерью по 8 денег, каменщикам по 6 денег в день " ).

http://sobory.ru/article/?object=08656

Кондак, глас 4 Христа ради юродством воздушная мытарства на руках ангельских неприкосновенно прешед, царскаго достигл еси престола и от Царя всех Христа Бога дар прием благодать исцелений, многими бо чудесы твоими и знамением страшным удивил еси град твой Великий Устюг: людем твоим милость испросив, миро от честнаго образа Пресвятыя Богородицы молитвою извел еси и недужным подал еси цельбы. Тем же молим тя, чудоносче Прокопие: моли Христа Бога непрестанно подати грехов наших прощение. Сведения о преподобных отцах наших Афанасии и Феодосии Череповецких 8 Память их празднуется месяца июля в 5-й день, месяца сентября в 25-й день и месяца ноября в 26-й день † 1392 Ученики преподобного Серия Радонежского чудотворца, отшельники – Афанасий, по прозванию Железный Посох, и Феодосий поселились в Новгородском краю на Череповском урочище, в весьма красивой местности, при впадении речки Ягорбы в реку Шексну, среди непроходимых дремучих лесов. Там поставили они церковь в честь Святой Троицы и устроили Воскресенский Череповский монастырь, который был разорен до основания во время нашествия Литвы, а потому не сохранилось сведений о блаженных его основателях, кроме одной надписи на вкладной книге 1568 г.: «Сия книга святой обители Воскресения Христова и Живоначальныя Троицы и начальников преподобных отец наших Феодосия и Афанасия». Обитель упразднена в 1764 г., а монастырская слобода и ближнее село Феодосьево в 1780 г. обращены в уездный город Череповец. В соборном храме погребены преподобные Афанасий и Феодосий. Память их 25 сентября (Строев, «Списки Иерархов», стр. 83. Рассказы из Ист. Р. Ц., стр. 200). Тропарь и Кондак общие. Дополнительные сведения Галкин А. Наследие Череповецкого монастыря//София 50 . Новгород. 1998. С. 32–35. Уездный город Новгородской губернии Череповец (ныне – крупнейший город Вологодской области), так же как Кириллов и Тихвин, возник из подмонастырского поселения. В годы, близкие явлению Тихвинской иконы Богоматери (1383) и основанию Кирилло-Белозерского монастыря (1397), здесь, на высоком мысу Шексны, при впадении в нее речки Ягорбы, начал строиться мужской монастырь. Окрестные места были известны как «Череповесь». По одной из версий, основа этого топонима восходит к слову «череп » в значении «возвышенного места». Так что подобный холм близ Иерусалима, Голгофа, возможно, одноименен Череповцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010