Спасо-Преображенский монастырь (Муром) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Муромский Спасо-Преображенский монастырь («Спасский что на Бору») — мужской монастырь Муромской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки. Содержание История [ править править код ] Местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI века «Повести о водворении христианства в Муроме», связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем (не позднее 1015 года). Появление монастыря на рубеже X—XI веков прочно утвердилось в российской историографии, хотя существуют и другие точки зрения на время появления обители. В середине XVI века после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря. С именем цара Ивана Грозного связано и начало экономического расцвета Спасского монастыря. Наделив обитель обширными вотчинами, царь установил в нём также «общежительство». В описях Мурома 1624 и 1636—1637 годов монастырь значится как «строение государево», что подтверждает активное участи в жизни обители представителей царствующего дома. В 1616 году Муром подвергся нашествию вооружённого литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь. В период церковных реформ Патриарха Никона Муром значительное время отказывал нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества. Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658—1662) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют». В 1662 году архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона был отстранён от управления монастырем, а в феврале 1666 года вызван на собор в Москву. Несмотря на принесённое покаяние, архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Краснохолмский Николаевский Антониев мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь - православный монастырь в Тверской области. Основан в конце XV в. Был закрыт в начале XX века, возвращен Церкви в 2014 году. Содержание История [ править править код ] Монастырь был основан в конце XV в. старцем, пришедшем, вероятно, из прославленной Кирилло-Белозерской обители, так как монастырский летописец указывает, что преподобный Антоний был из «страны Белозеския». Оказавшись в городе Городецк Бежецкого Верха (пограничье новгородских и тверских земель), старец занемог. По излечении от болезни он решил поселиться недалеко от города в уединенном месте. К нему стали стекаться люди, вскоре собралась братия, и возник монастырь. Согласно монастырскому Летописцу, основную роль в устроении обители сыграли местные бояре Неледенские-Мелецкие. Но, анализируя политическую ситуацию конца XV в., более вероятно выглядит участие князя Андрея Большого Углического в создании монастыря на землях его удела. Наличие в Николаевском Антониевом монастыре уже в XV-XVI вв. двух каменных строений (главного Никольского храма с пределом и церкви св. влкм. Димитрия Солунского с трапезной), богато украшенных икон, разнообразной богослужебной утвари, богатых священнических облачений и богослужебных книг (имелось 11 напрестольных Евангелий, часть которых была украшена золотом, серебром и бархатом), значительных земельных наделов и различных монастырских служб (среди которых мельничные и «солодяничные») ставят его в один ряд с крупнейшими обителями того времени. XVI – XVII вв. – это время развития, если не расцвета, Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. В обитель вносят пожертвования как местные землевладельцы, так и представители именитых боярских родов (среди вкладчиков монастыря были кн. Андрей Большой Угличский, бояре Нелединские, архим. Новгородского Юрьева монастыря Варфоломей, Бутурлины, Шереметевы, Годуновы). За счет передачи в собственность монастыря сел и деревень растет его вотчина (в 1564 г. монастырь имел 149 деревень, а в них 215,5 вытей), усиливается его экономическое благосостояние и влияние в крае. На территории обители возникают новые здания (в конце XVI в. строится церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, тоже с трапезную и с разными службами; устраивается трехпрестольная надвратная церковь в честь Вознесения Господня, св. влкмч. Димитрия Солунского и св. благ. кн. Бориса и Глеба - последняя в 1650 г. переосвящена в честь Алексия человека Божия; некоторые другие церкви, каменные кельи и ограда, и прочие постройки), формируется Некрополь монастыря. С конца XVII века в монастыре учреждена архимандрия (или архимандрития – наиболее почетная среди монашеских обителей сановная степень), хотя, вероятно, и не без усердного ходатайства его влиятельных вкладчиков.

http://azbyka.ru/palomnik/Краснохолмский...

Николо-Пешношский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Николо-Пешношский монастырь - православный мужской монастырь, расположенный в Дмитровском районе Московской области. Основан в 1361 г. учеником Сергия Радонежского Мефодием. В 1927 г. закрыт, в 2007 г. возвращен Церкви. В настоящее время монастырь действующий, но еще продолжается его восстановление. В храмах обители совершаются ежедневные богослужения. При монастыре действует зоопарк. Содержание История [ править править код ] XIV—XVII века Основан в 1361 учеником Сергия Радонежского Мефодием. В XVI веке во время общего расцвета дмитровских земель разбогател, торгуя хлебом с Белозерском; тогда же в монастыре началось каменное строительство, так что к XVII веку деревянных зданий в нём уже не осталось. Способствовали развитию монастыря и значительные пожертвования дмитровских князей Петра Дмитриевича (1389—1428) и Юрия Васильевича (1462—1473), а позже — царя Ивана IV Грозного (1533—1584). В 1544 митрополит московский Макарий возводит в сан игумена монастыря Варсонофия, будущего епископа тверского. С 1542 в монастыре на покое проживал бывший епископ Коломенский Вассиан (Топорков). В 1553 по пути в Кирилло-Белозерский монастырь Николо-Пешношский монастырь посетил Иван Грозный. По преданию царь спросил Вассиана: «Отче, как лучше править государством?» — на что получил ответ: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым па царстве и грозою для вельмож». Иван Грозный на это сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета». Вскоре после этого царь пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости. Когда же в Казани в 1555 создавалась новая епархия, Варсонофий был направлен туда в сане архимандрита для основания новой обители: Спасо-Преображенского монастыря. В 1666 году происходит Никоновская реформа системы церковной власти и её унификации с Византийской. Церковная реформа и также другие, проведённые царями Романовыми и, последовавший за ним раскол общества, вызвали гражданскую войну в стране.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Пешношс...

В Вологодской епархии открыт мужской монастырь Нило-Сорская пустынь 11 июня 2019 г. 13:02 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 30 мая 2019 года в Санкт-Петербурге, было принято решение об открытии мужского монастыря Нило-Сорская пустынь местечка Пустынь Кирилловского района Вологодской области и назначении на должность игумена этого монастыря иеромонаха Евфимия (Ершова) ( журнал 66 ). 9 июня, в день памяти преподобного Ферапонта Белоезерского, по окончании Литургии в Ферапонтом монастыре  митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий прибыл в Нило-Сорскую пустынь, где совершил чин поставления иеромонаха Евфимия (Ершова) во игумена монастыря с вручением игуменского посоха, сообщает сайт Вологодской митрополии . За богослужением молились игумены монастырей Вологодской епархии , монашествующие в священном сане Кирилло-Белозерского монастыря, клирики Вологодской епархии, а также настоятельница Воскресенского Горицкого женского монастыря игумения Тавифа (Федорова) с сестрами обители. «Нило-Сорская пустынь вновь стала монастырем, — сказал в своем слове по завершении богослужения глава Вологодской митрополии , — теперь предстоит долгая и кропотливая работа братии над собой, работа над зданиями, работа с паствой. Это сложное, но благодатное дело». «Я верю, что преподобный Нил, богоносный отец наш, будет руководить жизнью обители и всей округи, а мы будем ему помогать», — добавил архиерей. Митрополит Игнатий также напомнил, что заседание Синода, на котором было принято решение об открытии двух монастырей в Вологодской митрополии, состоялось ровно через пять лет после его назначения на Вологодскую кафедру, и с удовлетворением отметил: «В то время в епархии было четыре действующих монастыря, сегодня в Вологодской митрополии их 11». «Впрочем, успокаиваться рано: на территории области еще много порушенных церквей и обителей, которые предстоит еще возродить и восстановить», — завершил владыка митрополит. Нило-Сорская пустынь в местечке Пустынь Кирилловского района основана в 1480-е годы преподобным Нилом Сорским. В 1924 году монастырь был закрыт, в нем разместили колонию, затем инвалидный дом и психоневрологический интернат. В 2014 году указом правящего архиерея Вологодской епархии епископа Игнатия было учреждено Архиерейское подворье Нило-Сорская пустынь. В конце 2018 года интернат был выведен с территории пустыни.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Архив Пн В Вологодской митрополии прошла аттестация слушателей и аккредитация курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих 9 февраля 2024 г. 13:50 8 февраля 2024 года по благословению заместителя председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви архимандрита Феофилакта (Безукладникова)  Вологодскую духовную семинарию посетила выездная аккредитационная комиссия, в состав которой вошли: иеромонах Апполинарий (Панин), ректор Перервинской духовной семинарии, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви , — председатель выездной комиссии; инокиня Спиридония (Свердленко), помощник секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, насельница  Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря  г. Москвы, — секретарь выездной комиссии. По прибытии в семинарию члены выездной комиссии провели встречу с руководством духовной школы: руководителем курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Вологодской митрополии иеромонахом Ферапонтом (Широоковым), проректором по учебной работе Вологодской духовной семинарии чтецом А.В. Сартаковым и проректором по научно-методической работе иподиаконом А.Н. Красиковым. Аккредитация курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Вологодской митрополии прошла в виде аттестации по дисциплине «Основы богослужебного устава и литургики» у насельников и насельниц пяти монастырей Вологодской и Череповецкой епархий (Успенский Кирилло-Белозерский мужской монастырь, Воскресенский Горицкий женский монастырь, Горне-Успенский женский монастырь, Иоанно-Предтеченский Леушинский женский монастырь, Троице-Благовещенская Евфросино-Синоезерская пустынь). Члены комиссии также ознакомились с учебно-методической документацией курсов, материально-технической базой и библиотечным фондом. После экзамена состоялась встреча с митрополитом Вологодским и Кирилловским Саввой , в ходе которой обсуждались итоги учебного процесса курсов и были определены основные перспективы дальнейшей работы.

http://patriarchia.ru/db/text/6101745.ht...

На Соловках открылась научная конференция на тему «Книжное наследие Соловецкого монастыря XV- XVII веков» 5 сентября 2005 г. 15:35 С 5 по 10 сентября в Соловецком монастыре-заповеднике пройдет научная конференция на тему «Книжное наследие Соловецкого монастыря XV—XVII веков». Об этом сообщил директор Соловецкого государственного музея-заповедника М. Лопаткин. Организаторы конференции — Институт русской литературы РАН (Пушкинский дом), Соловецкий музей-заповедник и Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь при поддержке Международного благотворительного фонда имени Дмитрия Лихачева. Ожидается, что на Соловки приедут более 30-ти специалистов в области истории и филологии. С докладами выступят ученые из Петербурга, Архангельска, Сыктывкара, Пскова, Карелии и даже Японии. «За три дня конференции предполагается выслушать и обсудить 25 научных докладов, посвященных богатому книжному наследию Соловков», — рассказал М.Лопаткин. Помимо докладов и выступлений участников конференции ждет обширная экскурсионная программа. Как заметил собеседник агентства, «большинство участников конференции исследуют соловецкую тему в течение многих лет, но на Соловках побывают впервые». Книжное собрание Соловецкого монастыря считается одним из самых крупных в России. По количеству рукописей оно сопоставимо с библиотеками Троице-Сергиевой лавры и Кирилло-Белозерского монастыря. Систематическое изучение соловецкой библиотеки началось в 30-е годы XIX века. «Открывающаяся конференция — это возможность поделиться результатами многолетней научной работы и приобрести новые знания. Несомненно, она станет важной вехой на пути осмысления уникального соловецкого книжного наследия», — отметил Лопаткин. Конференция является первым совместным научным конгрессом Соловецкого музея-заповедника и Соловецкого монастыря. Как заметил ученый, это «особенно знаменательно в преддверии пятнадцатилетия возрождения Соловецкой обители, которое будет отмечаться 25 октября 2005 года». Росбалт /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/38750.html

Лит.: Амвросий (Орнатский), иером. Описание Кириллова Белозерского мон-ря. М., 1811; Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь. М., 1850. Ч. 2; Савваитов П. И. Оружейная палата Кирилло-Белозерского мон-ря, по описным книгам 1668 г.//ЗОРСА. 1851. Т. 1. С. 5-45; он же. Церкви и ризницы Кирилло-Белозерского мон-ря по описным книгам 1668 г.//Там же. 1861. Т. 2. С. 126-343; Горский, Невоструев. Описание; Варлаам (Денисов), архим. Описание ист.-археол. древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском мон-ре//ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-104; он же. Обозрение рукописей собственной б-ки прп. Кирилла Белозерского//Там же. 1860. Кн. 2. Отд. 3. C. 1-69; Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1894; Геронтий (Кургановский), иером. Ист.-стат. описание Кирилло-Белозерского (Успенского) муж. первокл. мон-ря Новгородской епархии. М., 1897; Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1; 2006. Т. 2: Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение/Подгот. изд.: З. В. Дмитриева и др.; он же. Описание рукописей Кирилло-Белозерского мон-ря, сост. в кон. XV в. СПб., 1897; он же. Когда было написано обличительное послание царя Ивана Васильевича в Кирилло-Белозерский мон-рь?//ХЧ. 1907. 6. С. 839-852; Тюменев И. Ф. 500-летие Кирилло-Белозерского мон-ря//ИВ. 1897. Т. 69. 7. С. 118-147; 8. С. 447-482; Успенский Н. П. Кириллов Белозерский Успенский 1-го класса мон-рь. Кириллов, 1897; он же. О больших строителях Кирилло-Белозерского мон-ря//ЧОИДР. 1897. Кн. 1. С. 1-58; он же. Охранная опись рукописям Кирилло-Белозерского мон-ря. СПб., 1901; Ефимов Н. И. Прп. Кирилл Белозерский и его послания. Симбирск, 1913; Антипин Г. Г. Крепость Кирилло-Белозерского мон-ря. Кириллов, 1934; Копанёв А. И. История землевладения Белозерского края в XV-XVI вв. Л., 1951; Горфункель А. Х. Рост землевладения Кирилло-Белозерского мон-ря в кон. XVI и XVII в.//ИЗ. 1963. Вып. 73. С. 219-248; он же. «И то твое истинно иноческое житие…»: (Монашеский идеал и повседневная жизнь Кирилло-Белозерского мон-ря)//ТОДРЛ.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

В 70-80-х гг. XX в. не прекращалось молитвенное почитание прп. Кирилла. У стены Кирилловского храма молились местные жители, над местом погребения преподобного читали акафист сотрудники Кирилло-Белозерского музея. 22 июня 1991 г., в день памяти прп. Кирилла, состоялось 1-е богослужение в К. Б. м.: всенощное бдение и литургию совершил иером. Арсений (Шастель), настоятель Богоявленской ц. в с. Ферапонтове. 15 авг. 1992 г. молитву прп. Кириллу над местом его погребения прочитал патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 22 июня 1993 г. состоялся 1-й архиерейский крестный ход на территории обители во главе с Вологодским и Великоустюжским еп. Максимилианом (Лазаренко) . Указом Президента РФ от 2 апр. 1997 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник включен в Гос. свод особо ценных объектов культурного наследия. «Малый» Иоанновский мон-рь передан в бессрочное пользование РПЦ. В том же году над могилой прп. Кирилла была установлена дубовая резная рака. В 1998 г. восстановлено регулярное богослужение на территории бывш. мон-ря, Кирилловская ц. передана Вологодской епархии. 6 окт. 1998 г. на территории Иоанновского мон-ря была открыта муж. обитель. С 10 окт. 2009 г. по 22 окт. 2015 г. наместником мон-ря являлся игум. Игнатий (Молчанов). К 2014 г. в помещениях старого Успенского мон-ря работал музей. Ист.: Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского мон-ря//ЗОРСА. 1851. Т. 1. С. 46-105; Куприянов И. К. Выписки из кормовой книги Кирилло-Белозерского мон-ря//ИИАО. 1863. Т. 4. Вып. 1. Стб. 18-23; Извлечения из архивных книг и дел Кириллова Белозерского мон-ря/Сообщ.: архим. Иаков (Поспелов)//Древности: Тр. МАО. М., 1880. Т. 8. С. 135-154; Дебольский Н. Н. Из актов и грамот Кирилло-Белозерского мон-ря. СПб., 1900; АСЭИ. 1958. Т. 2; Вотчинные хозяйственные книги XVI в.: Вытные книги, хлебные оброчники и переписная книга вотчин Кирилло-Белозерского мон-ря 1559-1601 гг./Сост.: А. X. Горфункель, З. В. Дмитриева. М.; Л., 1983. 3 вып.; Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 19942; Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского мон-ря: 1397-1893 гг./Публ.: Г. О. Иванова, А. В. Смирнова//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 273-347; Дмитриева З. В. Уставные грамоты Кирилло-Белозерского мон-ря XVI-XVII вв.//Российское гос-во в XIV-XVII вв.: Сб. ст., посвящ. 75-летию со дня рожд. Ю. Г. Алексеева. СПб., 2002. С. 261-269; она же. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского мон-ря XVI-XVII вв. СПб., 2003; она же. Келарские приходные и расходные книги старца Кирилло-Белозерского мон-ря Матфея Никифорова (1645-1660 г.)//Времена и судьбы: Сб. ст. в честь 75-летия В. М. Панеяха. СПб., 2006. С. 442-463; Энциклопедия рус. игумена XIV-XV вв.: Сб. прп. Кирилла Белозерского (РНБ. Кир.-Бел. XII)/Ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2003; Приходные и расходные денежные книги Кирилло-Белозерского мон-ря 1601-1637 гг./Сост.: З. В. Дмитриева. М.; СПб., 2010.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

2002. Вып. 6. С. 170-174; она же. Прп. Кирилл Белозерский: Житие в иконе. СПб., 2009; Враская О. Б. Об орнаментации рукописных книг из Кирилло-Белозерского мон-ря//ДРИ. 1983. [Вып.:] Рукописная книга. Сб. 3. С. 267-276; Шакурова Е. В. Рака Кирилла Белозерского из Кирилло-Белозерского мон-ря//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 408-416; Popova O. Altrussische Buchmalerei 11. bis Anfang 16. Jh. Leningrad, 1984; Лелекова О. В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря, 1497 г.: Исслед. и реставрация. М., 1988; она же. Мат-лы к истории худож. мастерской Кирилло-Белозерского мон-ря в XVII-XVIII вв.//ДРИ. 1989. [Вып.:] Художественные памятники Рус. Севера. С. 157-180; она же. Рус. классический иконостас: Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря. М., 2011. 2 т.; Смирнова Э. С. Московская икона XIV-XVII вв. Л., 1988; она же. «Успение» из Кирилло-Белозерского мон-ря и проблема традиции в рус. живописи 1-й пол. XV в.//ДРИ. 1989. [Вып.:] Художественные памятники Рус. Севера. С. 16-29; она же. Аникиево Евангелие: Малоизв. памятник моск. книжной миниатюры и орнаментики 1-й трети XV в.//Там же. 1997. [Вып.]: Исслед. и атрибуции. С. 171-192; 1000-летие рус. худож. культуры: Кат. выст. М., 1988; Лелеков Л. А. Истоки архит. декора заволжских мон-рей//ДРИ. 1989. [Вып.:] Художественные памятники Рус. Севера. С. 320-332; Малкин М. Г. Два живописных ансамбля круга Дионисия и его преемников//Там же. С. 131-142; Петрова Г. Д. «Похвала Богоматери» с Акафистом из Кирилло-Белозерского мон-ря//Там же. С. 143-156; Тарабукин Н. М. Искусство Севера//Ферапонтовский сб. М., 1991. Вып. 3. С. 319-356; «Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ: Кат. СПб., 1995; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995; Орлова М. А. О группе произведений древнерус. серебряного дела кон. XIV - нач. XV в.: (К проблеме генезиса стиля орнамента)//ДРИ. 1997. [Вып.:] Исслед. и атрибуции. С. 148-170; Русские мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Е. Путевые заметки и наброски о рус. искусстве. СПб., 1914. Вып. 1: Белозерский край; Редин Е. К. Христианская топография Козмы Индикоплова по греч. и рус. спискам. М., 1916. Ч. 1; Корнилович К. З. Об окладе «Христофорова Евангелия»//ДРИ. М., 1963. [Вып.:] XV - нач. XVI в. С. 173-183; Вздорнов Г. И. Книгописание и худож. оформление рукописей в московских и подмосковных мон-рях до кон. 1-й трети XV в.//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 119-143; он же. Искусство книги в Др. Руси. М., 1980; Дмитриева Р. П. Светская литература в составе монастырских б-к XV и XVI вв. (Кирилло-Белозерского, Волоколамского монастырей и Троице-Сергиевой лавры)//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 146-150; Розов Н. Н. О генеалогии рус. лицевых Псалтирей XIV-XVI вв.//ДРИ. М., 1970. [Вып.:] Худож. культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. С. 226-257; он же. Об одной современной частной коллекции рукописей, недавно приобретенной ГПБ//Там же. 1983. [Вып.:] Рукописная книга. Сб. 3. С. 277-280; Маясова Н. А. Древнерус. шитье. М., 1971; она же. Древнерус. лицевое шитье из собрания Кирилло-Белозерского мон-ря//ДРИ. 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 203-224; Кочетков И. А., Лелекова О. В., Подъяпольский С. С. Кирилло-Белозерский мон-рь. М., 1979; Лихачева Л. Д. Древнерус. шитье XV - нач. XVIII вв. в собр. ГРМ: Кат. выст. Л., 1980; она же. О хоругви Евфросинии Старицкой 1566 г.//ДРИ. 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 225-231; она же. Шитые произведения из собр. Кирилло-Белозерского монастыря, связанные с родом Голицыных//Древнерус. худож. шитье. М., 1995. С. 103-114. (ГММК «Моск. Кремль»: Мат-лы и исслед.; 10); Хлебникова Н. А. Новооткрытые произведения мастерской лицевого шитья кн. Старицких//ПКНО, 1980. Л., 1981. С. 443-454; она же. Древнерус. лицевое шитье XV-XVII вв. в коллекциях музеев Вологодской обл.: АКД. М., 1982; Соловьева И. Д. Худож. оформление рукописей 1-й четв. XV ст. из Кирилло-Белозерского мон-ря в собр. Рус. музея//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 220-232; она же. Иконы столпников из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря 1497 г.//ИХМ.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010