Верхнюю часть стен опоясывал многочастный карниз, состоявший из поясков и выполненного напуском кирпича ряда миниатюрных ниш с фигурными завершениями. Помимо непрерывного карниза присутствовали отдельные пояски на лопатках – ниже и выше ряда ниш. Они представляли собой некое подобие капителей. Особенно эффектно выглядели выступы карниза на лопатках – там присутствовали чередующиеся многоярусные профили; столбики ниш выполнены как круглые колонки. Сложная структура раскреповок была наиболее заметна на углах храма. Некоторые лопатки имели расширение в верхней части. Ниже пояса ниш был сужающий «срез» с опорой на ступенчатую консоль. Пара расширенных «срезанных» лопаток присутствовала на северном фасаде как опора подпружных арок. На западном фасаде третья и пятая лопатки также укрепляли арки, а пониженный «срез» шестой соседствовал с апсидой. На восточном «срезанной» была лишь третья лопатка. Входы в храм оформлены перспективными порталами, состоявшими из чередовавшихся прямых уступов и валиков. Наиболее оригинальной была верхняя килевидная часть порталов, выполненная с эффектным подвышением арок над узким пояском. Примечательно, что похожие порталы с подвышением и динамичным остроконечным завершением присутствуют в белокаменном Воскресенском соборе Волоколамского кремля, построенном примерно в 1480 году по заказу младшего брата Андрея Большого князя Бориса Волоцкого. Изначальные окна Покровского собора (до растёсывания в 1798 году) были узкие щелевидные, размещённые в трёх средних пряслах. Два небольших окна освещали винтовую внутристенную лестницу в северо-западном углу. Ещё следует отметить округлые слабо выступавшие алтарные апсиды. Они были заметно перестроены, но на фасаде дьяконника сохранялось несколько вертикальных тяг-колонок, изначально опоясывавших апсиды. По мнению В.П. Выголова, архитектура Покровского собора была близка соборам северных монастырей Белозерского края: Спасо-Каменного (1481), Ферапонтова (1490), Кирилло-Белозерского (1496/97). По мнению А.Н. Горстки, ближайший аналог – Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря. Но при этом заметны существенные отличия композиции фасадов – облик Покровского собора имел многие индивидуальные черты. Пока невозможно объяснить пятичастную структуру фасадов, найти близкие аналоги внешнего декора. Архитектура столь оригинального храма вызывает немало вопросов.

http://sobory.ru/article/?object=59058

его вкладах см.: Там же. С. 96. Примеч. 113-115); сама панагия также признана памятником новгородского среброделия, см.: Декоративно-прикладное искусство. 2008. 590). Не исключено, что старец Иоасаф происходил из Новгорода. Эти сведения о ризнице К. Б. м. показывают, что, хотя, как правило, резные камни происходили из царской казны, подобные редкости находились и во владении представителей различных знатных родов. К числу таких же загадочных произведений, происходящих из К. Б. м., относится визант. литик в рус. оправе с образом Божией Матери «Воплощение» (литик XV в., оправа XVI в., ГММК; см.: Визант. древности. 2013. Кат. 56. С. 263). Рождество прп. Кирилла; Воздвижение креста на месте основания Кирилло-Белозерского мон-ря. Фрагмент киота иконы «Прп. Кирилл Белозерский». 1614 г. Иконописец Никита Ермолов (КБМЗ) Рождество прп. Кирилла; Воздвижение креста на месте основания Кирилло-Белозерского мон-ря. Фрагмент киота иконы «Прп. Кирилл Белозерский». 1614 г. Иконописец Никита Ермолов (КБМЗ) Связи с Новгородской землей для К. Б. м. были в XVI в. очень важны: на средства Пимена, архиеп. Новгородского (1552-1570), был сделан оклад на чудотворную икону Божией Матери, принесенную прп. Кириллом (1565, Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 42-45; Варлаам (Денисов). 1859. С. 8, 87. Примеч. 25). Драгоценные оклады имели иконы, принадлежавшие и поставленные в монастырские храмы родственниками царя, князьями Старицкими; еще в сер. XIX в. на них сохранялись оригинальные самоцветы древней отделки, описанные архим. Варлаамом ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 13-14). Среди икон-панагий, украшавших иконы монастырских храмов, были резные на кости. Подобные иконы и кресты часто составляли предметы личного благочестия монахов, являлись произведениями монастырских ремесел. В К. Б. м. после строительства церкви над гробом прп. Кирилла к одной из икон в этом храме, своего рода мемориальном комплексе, был приложен резной крест с изображениями праздников, «что носил чудотворец Кирил» (не сохр., см.: Никольский.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Так в рукописи. Николаевский Маркушевский монастырь (в источниках XVI–XX в. чаще употребляется название Агапитова пустынь) в Важском (по другим источникам – в Тотемском) уезде, основан около 1570 г. прп. Агапитом ( † 1584 г.). Упразднен в 1764 г. Далее в рукописи 2 слова написаны неразборчиво. Далее в тексте пропуск. Исправлено, в рукописи: Кустроме. В рукописи слово написано дважды. Листы 649 об.– 656 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова. На полях напротив названия этой статьи буквенное обозначение числа 27. Покровский женский монастырь в Суздале, основан около 1360 г., в XVI–XVII вв. был местом пострижения аристократок, с 1764 г. первоклассный; в 1923 г. закрыт. В советское время на его территории размещались музейные экспозиции, туристско-гостиничный комплекс, концертный зал. В 1992 г. возобновлен. Свято-Троицкий Сергиев монастырь, основан в середине XIV в. прп. Сергием Радонежским ( † 1392 г.), с 1742 г. лавра, в 1919–1944 г. закрыт. В советское время на территории монастыря располагались образовательные учреждения, жилые помещения, городской театр, в 1940 г. был создан государственный музей-заповедник, действующий и в наши дни. Кирилло-Белозерский мужской монастырь (ныне город Кириллов Вологодской области), основан в 1397 г. прп. Кириллом ( † 1427 г.) и прп. Ферапонтом ( † 1426 г.) Белозерскими, с 1764 г. первоклассный, закрыт в 1918 г. С 1924 г. на территории обители располагается историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. В 1998 г. возрождена монашеская жизнь. Адрианов Успенский мужской монастырь близ города Пошехонье (ныне Ярославская область), основан около 1540 г. прмч. Адрианом Пошехонским ( † 1550 г.), закрыт в 1918 г., впоследствии на территории размещен совхоз. Открыт в 2000 г. как женский, с 2006 г. – мужской. Слово вписано над строкой. На нижнем колонтитуле в правом углу буквенное обозначение числа 12. Никольский Выксинский мужской монастырь (пустынь) близ Пошехонья известен в 1620–1690-х гг. Листы 668–668 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251272/

Путешествие Елисаветы Феодоровны к мощам св. Афанасия — это, безусловно, паломничество, не совмещавшееся ни с какими иными задачами, как это было, скажем, в ее поездках в Орел. Чем более глубоко постигала она духовные возможности святого человека в его воздействии на мир живущих, тем условнее становились для нее границы времени и пространства. В ходе этого паломничества для нее на редкость убедительно открылась еще одна весть. Лубенский Спасо-Преображенский монастырь, став местом упокоения, а не длительных трудов патриарха Афанасия, навечно закрепляет за святым не только имя Константинопольского, но и Лубенского святого. Тем самым подтверждается сакральный смысл последних дней и молитв святого, с одной стороны, а с другой — обозначается новая значимость хрестоматийного суждения о том, что Дух Божий дышит, где хочет, и место упокоения святого избирает в той стране, людям которой это необходимо. Ведь то же произошло и с самой Елисаветой Феодоровной. Будучи принцессой Гессенской и Рейнской по происхождению, она именуется ныне Елисаветой и Московской, и Алапаевской, по месту ее гибели. Великая княгиня Елисавета Феодоровна в последний день 1912 года в сопровождении ее фрейлины, двух сестер Марфо-Мариинской обители и управляющего двором Ее Высочества прибыла в Павлово-Обнорскую обитель. Но по дороге невозможно было миновать Корнилие-Комельский мужской монастырь, основанный великим подвижником и наставником северного монашества — прп. Корнилием, св. мощи которого почивали здесь под спудом и на поклонение которому Ее Высочество уклонилась в сторону с основной дороги. Св. Корнилий привлекал внимание Великой княгини, в частности, потому, что признаки его стремления к святой жизни стали очевидны уже в детстве. Будучи родом из знатной боярской семьи г. Ростова, он в 12 лет поступил в Кирилло-Белозерский монастырь. Юный инок в ранние лета возложил на себя тяжелые вериги, а в свободное от послушания время занимался переписыванием книг, чем весьма обогатил монастырскую библиотеку. Когда св. Корнилию исполнился 41 год, он ушел на безмолвие в глухой Комельский лес, в сторону Вологодского края. Здесь святой нес трудный подвиг, сражаясь с бесами и злыми людьми. Через 20 лет к нему стала собираться братия. Началось сооружение обители с двумя храмами — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя прп. Антония Великого , которого особенно почитал святой старец. Обустроив обитель, св. Корнилий удалился ради безмолвия на Сурское озеро в Костромские земли. Но по настоянию братии, которая не хотела видеть игуменом никого другого, ему пришлось вернуться в свою обитель. Почувствовав приближение смерти, старец вновь удалился в Кирилло-Белозерский монастырь, на место своего пострижения. Но под напором братии вновь возвратился в свою пустынь и, вторично уйдя в затвор, стал готовиться к исходу. В Пасхальные дни 1573 года, причастившись Святых Тайн, благословив братию, он мирно отошел ко Господу.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Большая часть книг в XVII в. находилась в «книгохранительной казне», помещавшейся в 2 «книгохранительных палатках» под колокольней. В XIX в. б-ка располагалась в «сушиле», а также в храмах обители. Не сохранилось описей XVI в., учитывающих книги, однако можно предположить, что книжные поступления увеличили б-ку на неск. сот экземпляров. В самой ранней монастырской описи 1601 г. книги перечислены по тематическому содержанию и по формату - всего 1065 книг. Следующая опись 1621 г. сделана по тому же принципу, но ее рубрики имеют заглавия и только некоторые в конце подытожены. Всего перечислено 1304 книги. В описи 1635 г. появляются рубрики по цели использования книг и перечислено 1328 книг. Выборочные сведения из последней описи (473 тома) были включены в 1653 г. в «Опись книгам, в степенных монастырях находящимся». В 1664 г. была составлена самая подробная из всех предыдущих специальная инвентарная опись книг, распределяющая книги по содержанию на 120 рубрик и учитывающая 1916 книг. В течение XVII в. рукописи изымались из б-ки. В 1639 г. по грамоте Иоасафа I были затребованы в Москву на Печатный двор 34 книги для сверки текстов. В 1640 г. в К. Б. м. была отправлена царская грамота с требованием выслать Прологи и Минеи для сверки. В 1653 г. книги вывозились для исправления, предпринятого патриархом Никоном , впосл. они были перевезены в Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мон-рь ( Дмитриева. 1968. С. 146). В 1682 г. для дополнения Степенной книги из К. Б. м. были затребованы 9 летописцев ( Сахаров И. П. Каталог рукописям, находящимся в б-ке Кирилло-Белозерского мон-ря//РВ. 1842. 11/12. Смесь. С. 2). Уже в XVIII в. часть монастырского собрания была передана в б-ку при новгородском Софийском соборе и сейчас находится в Новгородско-Софийском собрании ОР РНБ. В 1722 г. К. Б. м. посетил имп. Петр I. По его приказанию пергаменное Евангелие из его кабинета, перед этим найденное в монастырской б-ке (ГИМ. Син. 65), было передано в Синодальную б-ку (см.: Горский, Невоструев. Описание. С. 231-232). В 1878 г. большая часть рукописей и книг были вывезены в СПбДА, а после 1917 г. переданы на хранение в ГПБ, где и хранятся в ОР (РНБ. Ф. 351. Кир.-Бел. 1413 ед. хр.). В 1962 г. туда поступила еще часть рукописей из мон-ря (РНБ. Ф. 1271. Собр. КБМЗ. 50 ед. хр.). На протяжении XVIII - нач. XX в. ряд рукописей из монастырской б-ки (преимущественно древних либо ценных в историко-лит. и художественном отношении) оказались (в т. ч. в виде фрагментов) в частных собраниях, как старообрядческих, так и исследовательских и коллекционерских (напр., М. А. Оболенского (РГАДА. Ф. 201. 76 - пергаменная Псалтирь с дополнениями), М. П. Погодина (РНБ. 42 - пергаменная Триодь Постная), А. С. Уварова (ГИМ. 894 - Торжественник Ефросина 1473-1477 гг.) и др.); последовательная работа по реконструкции этой части кирилло-белозерского фонда не проводилась.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

В 60-х гг. XVII в. для укрепления стен теплой ц. прп. Сергия в Иоанновском мон-ре потребовалось возвести контрфорсы. Строились в камне новые службы: во 2-й пол. XVII в. над Казенной палатой - каменное «сушило», прежняя каменная «солодовня» («солодежное сушило») находилась на территории Острога ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 274). Храмы монастыря в Новое время В нач. XVIII в. сложился известный ныне общий облик мон-ря, запечатленный на гравюрах, напр. работы А. И. Ростовцева (1720, медная доска - в собр. КБМЗ; см.: Никольский. 1897. Прил. 8. С. XCIV-XCV; Бабушкина. 2001. С. 127). архитектурный ансамбль мон-ря был также воспроизведен с исторической достоверностью на лицевом шитье этого времени, особенно на пеленах с сюжетом «Явление Пресв. Богородицы прп. Кириллу в Симоновом монастыре» (КБМЗ; см.: Бабушкина. 2001. С. 132). Вид Успенского собора и ц. свт. Епифания Кипрского. Копия акварели из альбома Н. А. Мартынова. Копиисты Г. И. и М. И. Билибины (КБМЗ) Вид Успенского собора и ц. свт. Епифания Кипрского. Копия акварели из альбома Н. А. Мартынова. Копиисты Г. И. и М. И. Билибины (КБМЗ) Многие средневек. постройки претерпели изменения. В 1757-1761 гг. была перестроена ц. арх. Гавриила: ярус звона был превращен в 2-этажную высокую колокольню, ставшую доминантой окрестностей (каменщик вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря Федор Жуков). Тяжеловесное здание сочетает традиции архитектуры XVII в. и барокко. Над 3-ярусным массивным четвериком, прорезанным многочисленными окнами, возвышается восьмерик звона с фигурным куполом и главой на световом барабане-восьмерике. В 1759 г. на колокольню были повешены колокола, в т. ч. самый крупный, новоотлитый (1200 пудов; см.: Виденеева А. Е. Большой колокол Кирилло-Белозерского мон-ря в XVIII ст.//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 2001. Вып. 4. С. 81-88). К кон. XIX в. на колокольне было 17 медных колоколов (о них подробнее см.: Геронтий (Кургановский), иером. Ист.-стат. описание Кирилло-Белозерского мон-ря. 1897. С. 64-66; Никольский. 1897.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Летом 1920 г. в мон-ре побывала инспекционная комиссия I Всероссийской конференции по вопросам реставрации и ремонта при Главмузее (И. Э. Грабарь, Н. К. Жуков, И. В. Рыльский, Н. Б. Бакланов). Согласно ее рекомендациям, в 1922 г. была закрыта деревянным навесом юж. стена корпуса келий (бывш. ДУ), в 1922-1923 гг. частично исправлена кладка и заменена кровля Больших больничных палат, внутри здания поставлены кружала для восстановления обрушившихся сводов. Ремонтно-восстановительные работы проводились специалистами на средства Ленинградских реставрационных мастерских; на средства этой же организации не всегда вовремя доставлялись строительные материалы, что затрудняло ход работ. В 1934 г. во Введенском храме открыли выставку, к-рая должна была показать «реакционную сущность монастыря-феодала». Ее организатор Г. Г. Антипин подготовил 1-ю публикацию о Кирилловском музее - «Крепость Кирилло-Белозерского монастыря». В 1936 г. реконструированная выставка стала отражать «жизнь и быт крестьян при крепостном строе», появилась выставка-интерьер «Монастырская тюрьма» в крепостной стене XVII в. В 1932-1934 гг. выделенные минимальные средства позволяли вести только неотложные ремонтные работы в обители. В 1935 г. суммы вложений увеличились в 3 раза, была составлена смета на генеральный ремонт и реставрацию монастыря на 170 тыс. р. В 1936-1939 гг. были проведены обмеры мн. зданий мон-ря, сделаны пробные расчистки наличников, предпринимались попытки провести раскопки для уточнения монастырской топографии, были восстановлены и укреплены части стен. Ремонтно-восстановительные работы в монастыре возобновились в 1943 г., однако до 1948 г. даже выделяемые незначительные средства не осваивались полностью. В 1943 г. Кириллов посетила правительственная комиссия по учету и охране памятников искусства при Комитете по делам искусства (А. С. Трайнин, А. В. Виппер) и выработала рекомендации по улучшению охраны памятников в военное время ( Иванова Г. О., Смирнов И. А. История Кирилло-Белозерского музея-заповедника//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1994. Вып. 1. С. 7-37).

http://pravenc.ru/text/1840459.html

567 Речь идет о Кирилло-Белозерском мужском монастыре и Горицком Воскресенском женском монастыре Вологодской епархии; Ферапонтовом Белозерском женском монастыре Новгородской епархии и Новгородской Нило-Сорской мужской пустыни. 568 Речь идет о карательной акции череповецкого отряда красноармейцев, действовавших в г. Кириллове, первой жертвой которого стал будущий священномученик Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии. Он был расстрелян вместе с игуменией Ферапонтова монастыря Серафимой (Сулимовой), пресвитером монастыря Иоанном Ивановым , с ними были убиты четверо мирян: Николай Бурлаков, Филипп Марышев, Михаил Трубников и Анатолий Барашков. В 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви они были причислены к лику святых (см. подробнее: Стрельникова Е.Р. Ферапонтов монастырь в ликах и лицах. М, 1998). 570 В подразделе речь идет о следующих монастырях: Староладожском Успенском женском, Староладожском Николаевском мужском, Троицком Зеленецком мужском, Введенском Островском мужском С.-Петербургской епархии. 571 Русский музей императора Александра III (Русский музей). Открыт 7 марта 1898 г. как первый в России музей национального искусства. Располагается в Санкт-Петербурге, в здании Михайловского дворца. 573 Новоладожская церковь великомученика Георгия Победоносца (Суворовская церковь). В 1764 г., во время квартирования Суздальского полка под командованием А.В. Суворова в г. Новой Ладоге, была построена деревянная церковь святых апостолов Петра и Павла. В 1802 г. церковь была обновлена и переосвящена в честь Георгия Победоносца. В 1857–1861 гг. к церкви были пристроены каменная трапезная и колокольня. Церковь была закрыта в 1924 г. Ныне не действует. 574 В разделе речь идет о церквях в честь великомученика Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Рождества Иоанна Предтечи, соборе свт. Николая Чудотворца в г. Новая Ладога. 575 Северная область (Северная коммуна. Союз коммун Северной области) – одно из областных объединений Советов в составе РСФСР. Включала территории губерний: Петроградской, Псковской, Новгородской, Олонецкой, Вологодской и Архангельской; с июня 1918 г. в составе Северной области созданы Северо-Двинская и Череповецкая губернии. Центр – Петроград. Руководящий орган – ЦИК, который образовал областной Совет комиссаров (СК): председатель – Г.Е. Зиновьев; комиссары – М.С. Урицкий, А.Л. Шейнман, А.В. Луначарский, Н.Н. Крестинский и др. Печатный орган – «Северная Коммуна». Северная область упразднена в феврале 1919 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1958 г. на территорию обители из с. Бородавы (бывш. вотчина Ферапонтова мон-ря) перенесли клетскую ц. Положения риз Пресв. Богородицы с высокой клинчатой крышей (антиминс 1485 г.). Открытая галерея-паперть с крыльцом обходит трапезную с юга и запада. Храм реставрирован в кон. 50-х гг. XX в. Б. В. Гнедовским и в 2009-2012 гг. А. В. Поповым. Рядом поставлена ветряная мельница XIX в. из дер. Щёлково ( Бочаров, Выголов. 1968. С. 160-161. Ил. 71, 72; Попов Г. В. Церковь Ризоположения из с. Бородава. М., 2006). В 1960 г. в трапезной палате ц. Введения была открыта экспозиция живописи советских художников и кирилловского художника кон. XIX в. Д. В. Малькова. В ц. прп. Кирилла находилась экспозиция отдела природы, к-рую демонтировали в связи с празднованием 50-летия советской власти в 1967 г. и установкой новой экспозиции на эту тему (разобрана в 1991). В 1966-1970 гг. в одной из келий Казенной палаты размещался планетарий. Историко-художественный музей с 1968 г. стал музеем-заповедником и получил совр. название (Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), в 1997 г. был включен в Гос. свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. В фондах музея более 32 тыс. единиц хранения (коллекции древнерус. живописи, декоративно-прикладного искусства, старопечатных и рукописных книг, документов по истории монастыря и края, произведений народных мастеров). Основные экспозиции с 1998 г. находятся в Архимандричьих кельях. В Братском корпусе (XVII-XIX вв.) с 2002 г. реконструированы интерьер монашеской кельи XVII-XVIII вв., внутренние дворики со световыми колодцами. В 2014 г. продолжаются исследовательские, противоаварийные и реставрационные работы в соборном комплексе. К 2012 г. восстановлены кровли над различными частями собора, в т. ч. над папертями, укреплены своды, барабан, расчищены металлические связи, произведена вычинка оконных и дверных проемов, облицовка пола; не прекращается реставрация живописи XVII в., сложное по технологии освобождение от масляной записи 1838 г. в Успенском соборе; в связи с работами в ц. свт. Епифания Кипрского было обнаружено захоронение ктитора, кн. Ф. А. Телятевского.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Первые попытки организовать в К. Б. м. музей безуспешно предпринимал иером. Антоний в 1906-1908 гг. (Кирилло-Белозерский ист.-архит. и худож. музей-заповедник, 1924-2004 гг. М., 2004. С. 16). В сент. 1918 г. в обитель прибыла экспедиция Комиссии по охране и реставрации памятников древнерусской живописи. По договоренности с еп. Кирилловским Варсонофием архиерейский дом был отдан под древлехранилище буд. музея ( Петрова Н. В. История формирования коллекции иконописи КБМЗ//Иконы КБМЗ. М., 2005. С. 5). Все имущество К. Б. м. было национализировано в 1919 г. Монашеская община сохранилась, но занимала только часть прежних помещений, др. часть отвели под детский дом. В мае 1922 г. начался вывоз икон из К. Б. м. в Русский музей. Решение местных властей о закрытии мон-ря было утверждено президиумом Череповецкого губисполкома 17 дек. 1924 г. ( Иванова, Смирнов. 1994). В обители был организован краеведческий музей. По описи, на тот момент в обители было 372 иконы. Золоченая рака прп. Кирилла была вывезена в Оружейную палату Московского Кремля (к 2014 в фондах ГММК сохр. нек-рые металлические детали, в т. ч. 2 фрагмента чеканного рельефного изображения прп. Кирилла с крышки раки). В 1931-1932 гг. большая часть колоколов К. Б. м. была отдана на переплавку. Проводились реставрационные работы по расчистке и укреплению стенописи в Успенском соборе. В 1929 г. во Введенской ц. была открыта 1-я экспозиция. В 1933 г. из мон-ря в Ленинград была перевезена значительная часть архива обители. В годы Великой Отечественной войны в К. Б. м. действовала мастерская по ремонту самолетных двигателей. С 1954 г. в мон-ре проводятся археологические раскопки экспедицией во главе с А. Н. Кирпичниковым. В 1958 г. на территорию К. Б. м. была перевезена деревянная ц. Ризоположения (1485), до этого 19 наиболее ценных произведений иконописи из церкви были отправлены на временное хранение в ЦМиАР. С 1966 г. в одной из келий Казенной палаты неск. лет действовал планетарий. В 1968 г. К. Б. м. получил статус архитектурного и художественного музея-заповедника.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010