В самом Новгороде 4 монастыря 1. Антониевский Монахов нет Занят красноармейскими частями 2. Десятинный Монахов 73 чел. Монастырские корпуса в распоряжении монахов 3. Духовской Монахов 60 чел. 4. Звериный Монахов 45 чел. В уезде 5. Юрьевский (в 3 в[ерстах] от Новгорода) Монахов 11 чел. Стоит артиллерийская бригада 6. Савво-Вишерский Число монахов неизвестно В этот монастырь предполагалось перевести часть заключенных из тюрьмы, устроив здесь для них исправительный дом с трудовой колонией. Однако права на этот монастырь заявил волостной совдеп, и монастырь для указанной выше цели не отдал 7. Сырковский Число монахов неизвестно Монастырские корпуса в распоряжении монахов 8. Кирилловский 9. Сковородский 10. Варлаамо-Хутынекий 11. Званкский В этих монастырях прежде помещались женские епархиальные училища.В настоящее время: приют, детская колония, ремесленная школа 12. Деревяницкий 13. Ефремо-Перекопский Монахов 35 чел. Монастырь передан кредитному т[оварищест]ву. Организованы в монастыре: приют, богадельня, племенной рассадник, сельскохозяйственная школа, кирпичный завод, опытное показательное поле 14. Вяжищенский Монахов 11 чел. Монастырские корпуса в распоряжении монахов 15. Монахов 140 чел.   Имеются в виду монастыри Новгородской епархии: 1) Антониево-Дымский мужской монастырь, 2) Десятинный Богородицкий женский, 3) Боровичский Свято-Духов мужской, 4) Зверин-Покровский женский, 5) Юрьев-Новгородский мужской, 6) Савво-Вишерский мужской, 7) Сырков Владимирский Богородицкий женский, 8) Кирилло-Белозерский мужской, 9) Сковородский-Михайловский мужской, 10) Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский мужской, 11) Званский Знаменский женский, 12) Деревяницкий Воскресенский женский, 13) Перекопский (Перекомский) Николаевский Розважский мужской, 14) Николаевский Вяжищский мужской. Приведенный в таблице Церковский монастырь, который упоминает М. Галкин, не существовал ни в Новгороде, ни в его окрестностях (см. также: Денисов Л.И. Православные монастыри: Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин (с кратким топографическим, историко-статистическим и археологическим описанием, библиографическими примечаниями, статистической таблицей и четырьмя алфавитными указателями). М., 1908).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никольский мужской монастырь на Строеве горе в Костроме упоминается как запустевший в начале 1640-х гг. Далее в тексте пропуск. Кирилло-Белозерский мужской монастырь, основан в 1397 г. прп. Кириллом ( †1427 г.) и прп. Ферапонтом ( †1426 г.) Белозерскими, с 1764 г. первоклассный. Закрыт в 1918 г. В 1998 г. возрожден. С 1924 г. на территории обители располагается историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. - 90 Вписано над строкой. Спасо-Запрудненский мужской монастырь в Кострома, по преданию, основан на месте явления чудотворной Федоровской иконы Божией Матери костромским князем Василием Ярославичем ( †1277 г.). Упразднен в 1764 г. На нижнем колонтитуле справа буквенное обозначение числа 19. Спасо-Преображенский Геннадьевский мужской монастырь, основан в XVI в. прп. Геннадием Костромским и Любимоградским ( †1565 г.). Закрыт в 1920-х гг., с 1996 г. восстанавливается. На полях напротив текста этой статьи приписка: В окладе не класть. Писана ниже сего в двойных. На нижнем колонтитуле справа буквенное обозначение числа 19. Ферапонтов в честь Рождества Богородицы мужской монастырь, основан в конце XIV в. прп. Ферапонтом Белозерским ( †1426 г.), закрыт в 1924 г. На нижнем колонтитуле справа буквенное обозначение числа 21. Л. 543 об. – 544 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова. На нижнем колонтитуле справа буквенное обозначение числа 22. Авраамиев Новозаозерский мужской монастырь близ Галича (Костромская область), по преданию, основан св. Авраамием ( †1375 г.). Упразднен в 1764 г. Шеренский (Ширинский) Успенский мужской монастырь «любимской осады» в Костромском уезде, упоминается с 1-й половины XVII в., приписной костромского Троицкого Ипатьевского мужского монастыря. Упразднен в 1764 г. На полях напротив этой статьи приписка: Вынесть в Троецкие вотчины. Л. 550–550 об. без записей. Л. 554 об. – 558 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова. На полях напротив названия этой статьи буквенное обозначение числа 24. Троицкий Ипатьевский мужской монастырь в Костроме, основан в 1-й половине XV в. (по преданию, его основателем был татарский мурза Чет), в 1744 г. преобразован в кафедру костромских архиереев, с 1835 г. первоклассный. Закрыт в 1919 г. В советское время на территории обители располагались общежития, с 1950-х гг. Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. В 1991 г. возрожден.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

Амвросиев Николаевский Дудин мужской монастырь (ныне Богородский район Нижегородской области), основан в начале XV в., упразднен в 1785 г., восстановлен в начале XXI в. Акиманский (Якиманский) мужской монастырь в Можайске известен с XVI в., в 1764 г. упразднен. Сегодня на его месте сохранились 2 действующие церкви. Рафаил († 25 января 1653 г.), хиротонисан во епископа Коломенского 17 декабря 1618 г., в 1652 г. уволен на покой. Варнавина во имя святой Троицы мужская пустынь (ныне поселок Варнавино Нижегородской области), основана во 2-й половине XV в., упразнена в 1764 г. Кирилло-Белозерский мужской монастырь (ныне город Кириллов Вологодской области), основан в 1397 г. прп. Кириллом († 1427 г.) и прп. Ферапонтом (†1426 г.) Белозерскими, с 1764 г. первоклассный. Закрыт в 1918. С 1924 г. на территории обители располагается историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. В 1998 г. монастырь возрожден. Спасо-Преображенский мужской монастырь в Арзамасе, основан в середине XVI в., с 1764 г. третьеклассный. Закрыт в 1923 г. В советское время на территории монастыря располагались швейная фабрика, потом Государственный архив Нижегородской области, который занимает часть помещений и ныне. Монастырь возобновлен в 2005 г. Спасо-Преображенский Геннадиевский мужской монастырь (ныне Любимский район Костромской области), основан в XVI в. прп. Геннадием Костромским и Любимоградским († 1565 г.), закрыт в 1920-х гг., с 1996 г. восстанавливается. Любецкий (на Любецком рожку) патриарший мужской монастырь на реке Клязьме близ Владимира, упоминается с 1630 г., упразднен в 1764 г. Бунырев Благовещенский мужской монастырь (ныне село Бунырево Алексинского района Тульской области), основан предположительно в 1623 г., упразднен в 1764 г. Гурьева Шалочская мужская пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы (ныне Вологодская область), основана в начале XVII в. прп. Гурием в 35 верстах от Устюжны при впадении реки Шалочи в реку Мологу. В конце XVII в. приписана к Череповецкому Воскресенскому монастырю, затем к Николо-Моденскому.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

5  Троице-Сергиева лавра (1993 г.); Смольный институт и монастырь, Санкт-Петербург (1994 г.); Свято-Введенский монастырь, Ярославль, монастырь Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Соловецкий монастырь (1997 г.); Нило-Столобенская пустынь, Саввино-Сторожевский монастырь (1998 г.); Юрьев монастырь, Новгород (1999 г.); Николо-Угрешский монастырь (2000 г.); Свято-Иоанновский женский монастырь в Санкт-Петербурге, Иверский монастырь на Валдае (2002 г.); Свято-Данилов монастырь, Москва, Ипатьевский монастырь, Кострома, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (2003 г.); Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, Спасо-Преображенский монастырь, о. Валаам (2004 г.); Раифский Богородицкий монастырь, Республика Татарстан (2005 г.); Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, Коневский Рождество-Богородичный монастырь (2006 г.); Веркольский Артемиев монастырь, Архангельская обл., Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, Печоры, Вятский Успенский Трифонов монастырь, Киров (2007 г.); Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, Псков, Владимирский собор Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, Липецкая область (2008 г.); Свято-Троицкий Сканов монастырь, Пензенская обл., Никольский монастырь, с. Старая Ладога, Ленинградская область (2009 г.); Александро-Свирский монастырь, Ленинградская обл., Санаксарский монастырь, Мордовия, Кирилло-Белозерский монастырь, Вологодская обл. (2010 г.); Казанский Богородицкий монастырь, Свято-Введенский монастырь «Оптина пустынь», Калужская обл., Свято-Троицкий монастырь, Муром, Владимирской обл. (2011 г.); Успенский Колоцкий монастырь, Можайский район Московской обл., Ферапонтов Лужецкий монастырь, г. Можайск, Алексеево-Акатов монастырь, Воронеж (2012 г.); Иосифо-Волоцкий монастырь, с. Теряево Московской обл., Свято-Успенский монастырь, г. Старица Тверской обл., Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, г. С.-Петербург (2013 г.); Спасо-Елизаровский монастырь Псковская обл., Старо-Голутвинский монастырь, г. Коломна Московской обл. (2014 г.); Крестовоздвиженский собор Белогорского Свято-Николаевского монастыря, Пермский край, Храм иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радость Свято-Успенского Далматовского монастыря, Курганская обл. (2015 г.); Свято-Иоанно-Богословский монастырь, с. Пощупово Рязанской обл. (2016 г.); Монастырь Сурб Хач, Республика Крым, Новоспасский монастырь, г. Москва, Церковь Спаса Преображения Свенского монастыря, с. Супонево Брянского района Брянской обл., Житенный монастырь, г. Осташков Тверской области (2017 г.); Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь,  с. Макарьево   Нижегородской обл.  (2019 г.); Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, Архангельская обл. (2020 г.); Богородице-рождественский Бобренев мужской монастырь, Московская обл. (2021 г.); Свято-Троицкий Холковский монастырь, Белгородская обл. (2022 г.).

http://pravoslavie.ru/155352.html

Лит.: ИРИ. 1812. Ч. 4. С. 507-516; Ванифатьев Н. Г. Отрывки из путевых заметок странника: Белозерск. СПб., 1859; Субботин Н. И. Архим. Феофан, настоятель Кириллова Новоезерского мон-ря: Биогр. очерк с портретом покойного о. архимандрита и прил. его записок, нравственных наставлений и писем. СПб., 1862; Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Сев. России. СПб., 1890; Тихомиров П. И., прот. Краткий ист. очерк Кирилло-Новоезерского мон-ря//Новгородские ЕВ. Ч. неофиц. 1916. 38. С. 1172-1185; 39. 1212-1219; 40. 1245-1251; 42. 1313-1320; 43. 1344-1351; Копанев А. И. История землевладения Белозерского края XV-XVI вв. М., 1951. С. 149-150; Голицын С. М. Записки уцелевшего. М., 1990; Дмитриева З. В., Смирнова Т. Г. Археогр. работа М. Г. Курдюмова в Белозерском крае летом 1919 г.//Рефераты докладов и сообщ. VI Всерос. науч.-практ. совещания по изуч. и изд. писцовых книг и др. ист.-геогр. источников (Ферапонтово, 27-29 мая 1993 г.). СПб., 1993. С. 43-50; Карбасова Т. Б. Б-ка Кирилло-Новоезерского мон-ря XVI - 1-й пол. XVII в.//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 1997. [Вып. 1]. С. 27-36; она же. Ист. редакция жития Кирилла Новоезерского//Там же. 2001. Вып. 4. С. 111-151; она же. Житие Кирилла Новоезерского (Белого)//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 842-850; она же. История почитания прп. Кирилла Новоезерского//Русская агиография: Исслед. Публ. Полемика/Ред.: С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 504-526; она же. Кирилл Новоезерский: История почитания: Исслед. и тексты. М.; СПб., 2011; Смирнова Т. Г. Отчет М. Г. Курдюмова об археогр. поездке в Белозерский край (авг. 1919)//Ферапонтовский сб. М., 1999. Вып. 5. С. 72-90; Петрова Т. Г. Прп. Кирилл Новоезерский и памятники его иконографии в собр. Вологодского музея-заповедника//Изв. Вологодского об-ва изучения Сев. края. Вологда, 2000. Вып. 8. С. 64-71; Хрусталёв М. Ю. Прп. Кирилл Новоезерский и основанный им Воскресенский Новоезерский мон-рь в иконографии 1-й пол. XVII - нач. ХХ в.//Там же. С. 58-63; Смирнов А. И. Кирилло-Новоезерский мон-рь//Житие Корнилия Комельского: Текст и словоуказ. СПб., 2004. С. 189-201; Красиков А. Н. Б-ка Кирилло-Новоезерского мон-ря в сер. XVII в.//Вестник НСО. Сер.: Гуманит. науки/Вологод. гос. пед. ун-т. Вологда, 2005. Вып. 3. С. 43-52; Сазонова Т. В. Кирилло-Новоезерский монастырь: Опыт изучения малых и средних мон-рей России XVI-XVII вв. М.; СПб., 2011.

http://pravenc.ru/text/1840461.html

Начало архиву было положено еще прп. Кириллом. Большинство актов дошло в копийных книгах, древнейший акт датируется временем до 1380 г., т. е. до основания обители (Грамоты XIV-XV вв. из архива Кирилло-Белозерского монастыря/Публ.: В. Б. Кобрин//АЕ за 1968 г. М., 1970. С. 407-408). В монастыре (КБМЗ) хранилась духовная грамота прп. Кирилла, переписанная, судя по писцовой манере, одним из его ближайших учеников, прп. Мартинианом Белозерским. Архив монастыря хранился в казне в ящиках; в описи 1601 г. было более 100 жалованных, духовных купчих и др. грамот за 1440 - 90-е гг. XVI в. (Опись. 1998. С. 332). Только за XV в. сохранилось более 150 жалованных и уставных грамот великих и удельных князей. В К. Б. м. были составлены 3 редакции вкладных книг: 1-я редакция - в 60-х гг. XVI в., 2-я - в 20-х гг. XVII в., 3-я - в 80-х гг. XVII в. Первая опись монастырского имущества, строений и вотчин была проведена в 1601 г. по указу царя Бориса Феодоровича Годунова. Впосл. описи имущества монастыря проводились регулярно (в 1615, 1621, 1635). В 1668 г. были впервые составлены описные книги по грамоте патриарха Иоасафа. Описания имущества К. Б. м. проводились также в 1732-1733, 1773, 1802 гг. Хозяйственный архив К. Б. м. сохранился с сер. XVI в. Во 2-й пол. XIX в. началась систематическая разборка монастырского архива. В посл. четв. XIX в. к этому архиву обращались исследователи истории обители - Н. К. Никольский, Н. П. Успенский. После закрытия мон-ря в 1933 г. в Ленинград был вывезен 4551 килограмм архивных рукописных материалов ( Смирнова А. В. Б-ка Кирилло-Белозерского мон-ря в XVIII-XX вв. //Кириллов. 1997. Вып. 2. С. 77-86). Затем архив был передан в РГАДА и сейчас насчитывает более 13 тыс. ед. хр. (Ф. 1441. Кирилло-Белозерский мон-рь). Большой массив документов находится в ОР РНБ (Ф. 351. Кир.-Бел.; Ф. 350. Грамоты Кирилло-Белозерского мон-ря; а также в Ф. 550. ОСРК (Q.IV.120, Q.IV. 113 а-б); Ф. 573. СПБДА (АI/16, АI/17)). Отдельные документы из архива К. Б. м. были переданы в ГМЗРК (Ф. 73) ( Виденеева. 1998). Нек-рые материалы по истории К. Б. м. сохранились в архиве Новгородской консистории и епархиального совета. 78 ед. хр. по истории обители находится в ОПИ ГИМ (Ф. 484) ( Жервэ. 1998; Афанасьев. 1998). В коллекции Никольского есть материалы по хозяйственной истории обители (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 260. Оп. 2). Часть архива находится в помещении бывш. мон-ря в ОПИ КБМЗ. Некрополь

http://pravenc.ru/text/1840459.html

268. Царские послы сообщили Никону, что государь указал освободить племянника Никона и всех, кто наказан из-за него; в свою очередь патриарх перечислил имена всех сосланных его сторонников (иконийского митрополита Афанасия, священника Сысоя, боярина Никиту Зюзина, дионисия Немчина, певчего Саввы, повара Савки). В этот приезд царских послов патриарх Никон передал через них Алексею Михайловичу свою просьбу перевести его из Ферапонтова монастыря в Воскресенский, но лучше в Иверский и дать ему доверенного человека для присмотра. Послы приказали приставу С. Шайсупову дать свободный выход Никону из кельи – Николаев- ский 1886, 41 – 43; Соловьев 1991, 268 – 269. Л. 124 ...в Корнильеве и в Павлове монастырех... – Корнилиев-Комельский-Введенский мужской монастырь основан в 1498 г. иноком Кирилло-Белозерского монастыря прп. Корнилием Комельским. Павлов-Обнорский-Троицкий-Комельский-Дидский мужской монастырь основан в 1414 г. прп. Павлом, учеником прп. Сергия Радонежского – Зверинский 2, 187 – 188 884), 258 1033). ...Прилуцким, и Каменным, и Троецким, и Новозерским... – Спасо-Прилуцкий-Димитриев мужской монастырь основан в 1371 г. прп. Димитрием, собеседником прп. Сергия Радонежского и восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. Спасо-Каменный монастырь на острове Кубенского озера основан в XIII в. – Зверинский 2, 332 – 333 1174); I, 237 Троицкий Усть-Шехонский мужской монастырь основан в 1251 г. удельным князем белозерским Глебом в благодарность Богу за чудесное исцеление от слепоты его сына Михаила. Новоезерский мужской монастырь основан в XIV в. прп. Авраамием Чухломским – Зверинский 2, 394 46 – 47 а Слово между строк. 21.Письмо патриарха Никона царской семье (первые числа мая) РГАДА, ф. 27, оп. I, д. 140а, ч. 3, л. 167а, 168 – 169. Столбец из трех сставов. Писцовая скоропись. Филигрань «Голова шута» типа: Дианова 1997, (1664, 1665), 318 (1665, 1666), 322(1678, 1679, 1680). Письмо написано во время пребывания в Ферапонтовом монастыре стряпчего Кузьмы Лопухина, который прибыл в обитель 30 апреля (РГАДА, ф. 27, оп. I, д. 140а, ч. 3, л. 141 – 142, 164 – 166, 188, 198). Никон благодарит царя за милость и перечисляет принадлежавшие ему книги и вещи, которые остались в Воскресенском монастыре и в которых он теперь нуждается. Поручение Лопухину взять у патриарха «роспись» вещей, необходимых Никону в ссылке, а также ознакомить Никона с перечнем книг его келейной библиотеки в Воскресенском монастыре было дано царем Алексеем Михайловичем 17 апреля 1674 г. при отправке стольника в Ферапонтов монастырь – РГАДА.Ф. 27,оп.1, д. 140а, ч. 3, л. 157а – 164.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

СПб., 1997; Шевченко Е. Э. Проблемы изучения, описания и публикации памятников собр. Кирилло-Белозерского мон-ря//Рукописные собрания церковного происхождения в б-ках и музеях России: Сб. докладов конф. 17-21 ноября 1998 г./Общ. ред.: прот. Б. Даниленко. М., 1999. С. 88-91; Сорокатый В. М. Праздничный ряд рус. иконостаса: Иконографические программы XV-XVI вв.//Иконостас/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 465-489; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001; Дионисий в Русском музее: К 500-летию росписи Рождественского собора Ферапонтова мон-ря: Кат. СПб., 2002; Осташенко Е. Я. Икона «Троица Ветхозаветная» из Сергиево-Посадского музея-заповедника и проблема стиля живописи 1-й трети XV в.//ДРИ. 2002. [Вып.:] Византия, Русь, Зап. Европа: Искусство и культура. С. 313-337; Попов Г. В. Евангелие Успенского собора - памятник московского искусства кон. XIV-XV в.//Евангелие Успенского собора. М., 2002. С. 20-30; он же. Рукописная книга Москвы: Миниатюра и орнамент 2-й пол. XV-XVI вв. М., 2009; Кочетков И. А. Словарь рус. иконописцев XI-XVII вв. М., 2003; Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Никанорова Л. В. Церковное искусство XV-XIX вв.: Путев./КБМЗ. М., 2003; Яковлева А. И. Мастера Евангелия Успенского собора//Хризограф: Сб. ст. к юбилею Г. З. Быковой. М., 2003. С. 129-153; Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Щурина Е. Г. Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника: Кат. М., 2004; Турилов А. А. К истории б-ки и скриптория Кирилло-Белозерского мон-ря в 1-й трети XV в. (проблема Христофора)//ДРИ. 2004. [Вып.:] Искусство рукописной книги: Византия. Др. Русь. С. 373-390; Byzantium: Faith and Power (1261-1557): Cat. of exhibition/Ed. H. C. Evans. N. Y.; New Haven, 2004; Пивоварова Н. В. Н. А. Мартынов и его рисунки древнерус. памятников//Проблемы изучения истории РПЦ и совр. деятельность музеев. М., 2005. С. 232-252; она же. Сокровища, к-рые мы потеряли: Еще раз о судьбе ризницы Кирилло-Белозерского мон-ря//Страницы истории отечественного искусства: Сб. ст. по мат-лам науч.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

СПб., 1832. …гроб Спасителя, был также предметом великой 300-летней борьбы Европы с Азией.  – Тургенев имеет в виду так называемые крестовые походы 1096–1270х годов. Троицкая Сергиева лавра – Троице-Сергиева лавра основана Сергием Радонежским (ок. 1321–1391) в середине XIV b. Иосаф Скрипицын (ум. 1555 г.) – архимандрит Троице-Сергиевой лавры, затем митрополит всероссийский. Св. Серапион (ум. 1516 г.) – архиепископ новгородский. Пафнутий Боровский (ум. 1478) – основатель Боровско-Пафнутьева монастыря. Иосиф Волоколамский, или Волоцкий, в миру Иван Санин (1439/40–1515), – церковный писатель и полемист, глава течения иосифлян, ставивших церковь выше государства; основал в 1479 г. Иосифо-Волоколамский монастырь. …Симонова обитель – Симонов Успенский мужской монастырь в Москве, основан в 1379 г. Монастырь стал крепостью, защищавшей столицу с юга. …Кирилл Белозерский учитель Савватия, основателя Соловецкой обители.  – Кирилл Белозерский, в миру Косма (Козьма) (1337–1427), в 1388–1390 гг. был архимандритом Симонова монастыря в Москве, в 1397 г. основал Кирилло-Белозерский монастырь на берегу Сиверского озера (ныне Вологодская обл.), автор сочинений религиозного характера. Соловецкий монастырь был основан в конце 20–30х годах XV b. монахами Кирилло-Белозерского монастыря Савватием и Зосимой на Соловецком острове в Белом море. …Василий Темный в 1446 году сделался жертвой измены, схвачен князем Иоанном Можайским, сообщником Шемяки и Косого.  – Василий II Васильевич Темный (1415–1462), с 1425 г. великий князь Московский, против которого выступила коалиция удельных князей во главе с его дядей – галицким князем Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Василий II был ослеплен своими противниками (отсюда прозвище «темный»), но это не помешало ему в начале 50х годов XV b. одержать победу и ликвидировать почти все мелкие уделы внутри Московского княжества. Супруга Ин. 3 получает сына Василия.  – Василий III Иванович (1479–1533), великий князь московский с 1505 г., был сыном Ивана III Васильевича и Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, и отцом Ивана IV Грозного.

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-po...

Из Красноярска сюда будет переведен декабрист Ф. Шаховской, и здесь отбудут наказание некоторые участники тайного общества и многие другие. Лишь в 1903 г. тюрьма на Соловках будет упразднена. В 1920 г. монастырь будет ликвидирован, а в 1923 г. здесь организуется Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный в 1937 г. в еще более страшную Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН), просуществовавшую до 1939 г. Большую часть заключенных здесь составят духовенство, белые офицеры, дворяне, эсеры и деятели культуры. Здесь томился выдающийся философ и богослов П.А. Флоренский, историки В.П. Никольский, Н.П. Анциферов, В.В. Бахтин, профессор Московской консерватории Н.Я. Выгодский, выдающийся филолог и исследователь литературы Древней Руси Д.С. Лихачев и другие. В годы войны здесь расположится учебный отряд Северного флота. Лишь в 1967 г. на территории монастыря создается музей, существующий и ныне как Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Возрождение обители начнется в 1988 г., когда организуется церковный приход. В 1990 г. решением Синода вновь будет открыт ставропигиальный мужской монастырь. Через два года в запасниках петербургского Казанского собора, бывшего музея религии и атеизма, чудесным образом обнаруживаются мощи основателей, преподобных Савватия, Зосимы и Германа, которые торжественно переносятся в родную обитель в сопровождении Патриарха Алексия II. Они упокоились в Благовещенской надвратной церкви. Кирилло-Белозерский Успенский монастырь Белозерский край в середине XIX в. получил поэтическое наименование «Русской Фиваиды », по аналогии с египетской пустыней, где селились первые раннехристианские отшельники. Именно здесь, в Вологодских лесах, в приграничье с новгородскими землями, в XIV–XV вв. появились многочисленные монастыри и скиты, ставшие новым центром русской святости. Кирилло-Белозерский монастырь. Литография XIX b. Началу подвижничества здесь положил преподобный Кирилл. Он был иноком московского Симонова монастыря, где игуменствовал Феодор – племянник преподобного Сергия Радонежского, который и сам не раз бывал в монастыре у родственника.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010