Древнейший греческий список Иерусалимского устава (в России) Моск. Рум. муз. Сев. собр. 491/35 XIII в. не имеет чина ни дневной, ни вечерней трапезы. Древнейший славянский Иерусалимский устав Моск. Синод. библ. 328/383 XIV в. имеет для вечерней трапезы чин, тождественный с нынешним, со следующими отличиями: «Ядят убозии…» трижды; после трапезы игумен: «Молитвами св. отец…» Братия: «Слава Отцу…», и бывает возвышение панагии, по чину дневной трапезы; отпуст не «С нами Бог…», а «Молитвами св. отец…».    У римо-католиков с утра.    Мф. 28:1: ψ δ σαββατων – поздно в субботу.    См. Вступ. гл., с. 10—11.     Игнатий Богоносец. К Поликарпу, 4.     Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 310.     Тертуллиан. К жене II, 4.    Peregrinatio ad loca sancta (Паломничество Сильвии), 29, 30//Православ. Палест. Сборник. Вып. 20-й. СПб., 1889.     Кассиан. De institutis coenobiomm (Об установлениях киновий). IV, 12.     Map A. Acta Sanctorum, t. III, appendix, pp. 35, 43. Указание в Правилах св. Пахомия, сохранившихся только на лат. яз., на созыв к богослужению посредством трубы («когда услышит звук трубы, созывающей на собрание, vocem tubae ad collectam vocantis») сомнительно или же имеет такой же метафорический смысл, как выражение в Лествице: «когда по гласу духовной трубы видимо собираются на богослужения братия» (Лествица, степ. 19); и у Феодора Студита в стихах било называется трубою (Ducange. Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis. Vratislaviae, 1890—1, слово — ξλον).     Кирилл Скифопольский. Житие св. Саввы Освящ., гл. 42.    Лавсаик, гл. 104 (89).     Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 311.    Луг духовный, гл. 11, 50, 104, 105.     Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 300, 301.    «Тяжкая», τας βαρας (в им. падеже не встречается), может быть, обозначает, впрочем, не орудия звона, а самые удары в било (или в колокол), как видно из следующих выражений в греческом Евхологии и Типиконе: «ударяет тяжкая (τας βαρας) в железное», «ударяет тяжкая покосну и по окончании тяжких сходит». Выражение же «во вся тяжкая» по-греч. не употребляется (Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 313).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

30 . Авва Кириак отшельник, сияющий добродетелями о Бозе в старой лавре Суха, и прославившийся иноческими подвигами в этой лавре почти в течении семидесяти лет, постригся в юности в киновии великого Евфимия; он долгое время жил с его преемниками и точно узнав всю жизнь и подвиги великого Евфимия, передал мне большую часть рассказов, помещенных в этом писании; в числе их он рассказал мне и следующее: два брата лавры, по имени Марон и Климатий, приготовившись по соглашению, возымели нелепое желание уйти ночью из лавры, без отпущения святого. Когда он безмолвствовал, ему было откровение об них: он видел диавола, набрасывающего на них узду и влекущего в смертоносные сети. Тотчас послав за ними он их вразумлял, много говоря о терпении и убеждая их, «что всюду необходима твердость с Божией помощью, где бы мы ни были. Ибо и Адам, будучи в раю, преступил заповедь Божию, Иов же соблюл ее, сидя на гноище». И к этому увещанию он прибавил, говоря: «Не должно нам допускать лукавых помыслов, которые тайно вселяют в нас печаль или ненависть – или к месту, в котором живем, или к сожителям – или которые всевают беспечность, или советуют переход в другие места, но нам необходимо ежечасно быть трезвыми, противопоставлять свой ум козням бесовским для того, чтобы с переходом нашим не разрушилось наше правило: ибо растение, часто пересаждаемое, не может приносить плод, подобным образом. И монах, переходя с места на место, не приносит плода. Если кто попытается сотворить что либо хорошее на месте, на котором находится, и не сможет, то пусть не думает, что он в состоянии управить это на другом; он не сможет, потому что ищется не место, а способ изволения. На утверждение сказанного, послушайте рассказ некоторых Египетских старцев, который они мне передали: один брат сидел в киновии в Египте и часто гневался; оскорбев, он ушел из киновии и остался в уединении, полагая, что если он не будет иметь ничего против кого-либо и будет безмолвствовать, то страсть гнева утихнет в нем. В один день, когда он наполнил водою сосуд и опустил его на землю, тот опрокинулся, затем будучи наполнен во второй и в третий раз, опять опрокидывался; брат, будучи обольщен демоном, разгневался на сосуд и схватив, разбил его».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

Поэтому творцы монашеской литературы, как правило, мало заботились об изяществе и отточенности стиля и формы своих произведений (хотя среди них встречаются и подлинные шедевры в этом плане); четкое разграничение жанровых особенностей здесь также наблюдается не очень часто, вследствие чего, например, под формой «послания» нередко можно обнаружить нравственно-богослов-ский трактат, а под формой «беседы» — почти поэтическое произведение. Особо хотелось бы подчеркнуть тот факт, что практически невозможно выделить из общей массы монашеской письменности агиографию, ибо она органично входит в единый контекст этой письменности и составляет с ней единое целое. Трудно, например, представить монашескую литературу без «Жития преподобного Антония», написанного св. Афанасием, или без серии «Житий» палестинских святых, созданных монахом — «интеллектуалом» Кириллом Скифопольским. Поэтому формальные критерии, предполагающие иногда, в частности, разграничение патрологии и агиологии , здесь совсем не применимы. Это еще раз свидетельствует о том, что вся древнецерковная письменность определялась в своем развитии преимущественно мировоззренческим содержанием; «искусство ради искусства» ей было чуждо, как никакой другой литературе.    См. на сей счет ряд интересных наблюдений в статье: Goehring J. Ε . The Encroaching Desert: Literary Production and Ascetic Space in Early Christian Egypt//Journal of Early Christian Studies, v. 1, 1993, p. 281—296.    Впрочем, в данном случае в монашеской письменности лишь наиболее четко выразилась общая черта всей древнецерков-ной литературы. См. суждение: «all early Christian literature has an intertextual relationship with the Bible». Young F. M. B iblical Exegesis and the Formation of Christian Culture. Cambridge, 1997, p. 219.    См.: Burton-Christie D. The Word in the Desert. Scripture and the Quest for Holiness in Early Christian Monasticism. Oxford, 1993, p. 107—108. По словам Д. Кастальского, «отшельники и монахи, поставляя целию своей земной жизни достижение высшей степени в духовной жизни, сокращая нужды и потребности жизни чувственной, чтобы с большею свободою возрастать в жизни духовной, обращали упражнение в Слове Божием, как духовную пищу, в потребность своей души.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Братия спустились туда и нашли, что осел поднялся и стоит, а старец лежит слабый и тяжело дышащий от боли, причиняемой переломом. Один из следовавших за ним, имея на руках плат, тотчас перевязал ногу старца; они посадили его на животное и с печальными лицами привезли его к нам. Так-то пришлось ему от боли часто стонать, а нам всем вместо радости быть в печали. Потом мы из города пригласили человека, умеющего лечить переломы. Он прибыл и, исполнив как следует все, что было необходимо, остался там полтора дня и затем уехал. Он сперва обвязал переломленную ногу тростником, и приказал ему в продолжение многих дней вовсе не двигаться. Он (сверх того) велел под продырявленную кровать подложить сосуд из раковины, для того, чтобы ему можно было, лежа в постели исполнять нужду. А для чего Вседержитель Бог попускает временно сатану мучить избранников, это да будет разобрано в другое время. На второй день он оставался без движения среди сильных мук; на третью же ночь без шума предстал ему ангел и, сняв простыню, которою он был покрыт, тогда было лето, сказал тихим голосом старцу: боль твоя прошла, ничего не бойся; ты здоров. Сказав это и устранив боли, ангел от него ушел. Тотчас созвал нас великий и рассказал о происшедшем; он попытался передвинуть ногу и был в состоянии это исполнить. Приняв сидячее положение и взяв палку, без боли стал свободно ходить; впрочем страх прежней боли заставлял его немного прихрамывать. Он через несколько дней отправился в Витилий, а мы все с врачом, тем самым, который лечил перелом, вознесли всесильному Владыке Христу благодарственные гласы за чудесное и скорое выздоровление великого. 16 . Теперь надо рассказать еще и другое чудо. С того дня, как врач стал его лечить до посещения ангела, все видели, как прекрасная голубица, то летала по воздуху в обители, то спокойно садилась в ногах преподобного у находившегося на востоке окна; до тех пор, пока великий не облегчился от болей, а после этого та голубица стала невидима. Великий о ней сказал: Не удивляйтесь, чада мои, тому, отчего ее не видно: она ушла помогать другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

12 . В Маюме Газском верными людьми были построены и на побережье надлежащим образом изготовлены два судна; но когда их хозяева пожелали стащить их в море и призвали для этого огромную толпу людей, то не могли никак их сдвинуть; потому что суда были задержаны какими-то заговорами по злоумышлению худых людей. После усиленных стараний множества народа в продолжение многих дней, подвергшись несказанным убыткам, они впали в отчаяние и не знали, что им нужно делать. Один добрый человек надоумил опечаленных; блаженный был вызван и, пришед на самое место, он противопоставил оружие молитвы чародейству злых; обошел кругом олкады два и три раза и, призывая имя Христа, он приказал всего тридцати работникам взяться за каждое судно и тащить их в море. Когда один из владельцев возразил, что он в предыдущие дни, приставив двести крепких человек, нисколько не мог помочь делу; как же теперь может тронуться судно при помощи всего тридцати человек; то старец ему сказал: сделай, как я сказал и много не разговаривай. После этих слов он тихо пошел к своему жилищу, а судохозяева, исполнив приказ, в несколько приемов легко и скоро стащили суда. Вмиг страх овладел всеми присутствующими и они, добежав до гостиницы старца, робко приветствовали его как одного из славных апостолов и поднесли ему дары. Между ними находилась и одна боголюбивая женщина, которая уже давно, схоронив одного из близких, и плача с неутешным сердцем над могилою покойного, нажила себе на глазах бельма и совсем перестала видеть окружающие предметы. Она услыхала о делах праведника и, отдавшись его руководству, она идет к нему поспешно, и с плачем, обняв его голову, начинает отирать глаза о чело старца, и когда бельмо сошло, мгновенно стала видеть. Множество людей были поражены необычайностью чуда и воскликнули: Слава тебе, Господи, творящему чудеса. И такое количество людей обступило его и целовало все члены праведника от головы до ног, что они скоро задушили бы его, если бы он, ободрившись, не снял с себя наскоро омофор (pallion) и не оставил его в толпе: а сам вскочил в диаконик одного мартирия и избавился от тяготы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я же, будучи юным и суетным, преслушал его заповедь и спустился к Иордану, желая поселиться в одном из тамошних монастырей. И я не только не совершил благополучного пути, но еще проболел тяжкою болезнью в течении шести месяцев в Лавре Каламоновой. Когда же я был в большой скорби и страхе, ради странствия и недуга, и ради того, что я не сочетался дружине, явился мне во сне сей просвещенный старец, говоря так: «Так как ты преслушал мою заповедь, то достаточно наказан. Теперь же, восстав, иди в Иерихон и обрящешь некоего старца монаха в странноприимнице обители аввы Евфимия; последуй за ним и спасешься». Восстав от сна и тотчас укрепившись, я приобщился Пречистых Таин и вкусив пищи, пошел пешком в Иерихон, так что отцы удивлялись толикой внезапной перемене. И так придя, я поселился в обители иже во святых Евфимия, в июле месяце, шестого индиктиона, и с того времени я часто ходил к старцу, исповедывая ему всё о себе. Еще будучи в Скифополе, я познакомился с его учениками, приходившими в наш дом, как в свою странноприимницу и получавшими от моих родителей ежегодно некое благословение для лаврской общины и божественного отца; они весьма прилежали к нему и к лаврским отцам с тех пор, как дом наш удостоился присутствия иже во святых отца нашего Саввы; вследствие этого и моя мать дала мне, когда я уходил, сказанные заповеди. Вследствие этого и я с большим дерзновением приходил к нему и наслаждался его увещаниями и молитвою, в особенности ныне, когда он повелел мне оставить пребывание в новой Лавре и поселиться в старой, что я и сделал, Богу благоволившу. Но об этом после. 21 . Спустя долгое время, я пришел к святому старцу, будучи отягчен неким сатанинским помыслом и, исповедав ему оный и приняв от него молитву, тотчас получил освобождение. И когда я сидел около его двери и наслаждался его божественным учением, некто Георгий привел к нему своего бесновавшегося сына и повергши его перед его дверью, ушел. И когда отрок лежал и кричал, старец, узнав, что он имеет нечистого духа, сжалился и сотворил молитву о нём и, помазав его елеем Святого Креста, восставил его здравым, и так как лукавый дух тотчас ушел, отрок очистился от того часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

Идеал палестинского аввы Кирилл скифопольский представил в лице Саввы Освященного. Все, что говорил, или делал этот подвижник, было для его общины вместо правил и закона. «Он все то делал, что почитал благоугодным Богу и никто из братии ни в чем не смел противиться ему». 326 Такая власть аввы не была произволом. Если Св. Савва, как духовный руководитель общины, требовавший от её членов строго-подвижнической жизни, не встречал (под конец своей жизни) противодействия со стороны подчинявшихся его руководству, то это объясняется тем, что он делал лишь «благоугодное Богу», был первым и ревностным исполнителем тех иноческих добродетелей, какие желал видеть в других. «В кротости и истинном смирении Савва Освященный подражал Христу; взирая на сей образец, он смирялся так, что был слугой у всех и почитал себя меньшим из всех ». 327 Заботы авв или игуменов отдельных монастырей касались материального обеспечения и духовного руководства вверенных его попечению иноков. Изыскать средства для скудного содержания братии, поддержать благолепие монастырской церкви, предохранить от разрушения монастырские здания (в киновиях) – все это требовало не мало попечений со стороны авв монастырей иудейской пустыни. Особенно много забот требовалось от начальников киновий, где были общие трапезы, общее имущество и проч. Здесь, именно, настоятелям приходилось быть «рассудительными в делах будущего, иметь силу подвизаться вместе с крепкими, носить немощи немощных, быть в состоянии все делать и говорить к усовершению живущих с ними». 328 Пустынное положение большинства палестинских обителей, их незащищенность от набегов кочевых народов тоже доставляли не мало беспокойств аввам. С целью оградить себя от неожиданных нападений, они устраивали в монастырях высокие башни, с которых можно было бы заметить приближение врага и своевременно принять меры к защите. Устройство таких башен было не по силам бедным палестинским монастырям и, по ходатайству архимандритов, они устроялись, обыкновенно, гражданской властью (имп. Юстиниан для отражения сарацинских набегов, по просьбе св. Саввы, устроил вблизи его лавры такую башню-крепость). На приложенных к исследованиям Шика и Хрисанфа видах знаменитых палестинских монастырей эти башни представляются занимающими господствующее положение над остальными монастырскими зданиями. Разрушить башню – значило нанести самый существенный вред монастырю; так, именно поступили недовольные Св. Саввой монахи, оставляя его лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

242 Такие сведения ставят вне всякого сомнения и то предположение, что грузины были и в лавре Саввы Освященного. О грузинах, как членах палестинской монашеской общины, не мог не упомянуть и такой тщательный историк, как Кирилл Скифопольский ; только у него они носят иное название – Вессов (Βσσοι). Упоминание об этих Вессах есть в 86 гл. жития Св. Саввы, где говорится, что Иорданские Вессы, побужденные божественной ревностью, пришли в св. град подать помощь гонимым православным 243 и при защите великой лавры оказали ей существенную помощь. Узенер полагает, что видеть в этих Вессах отрасль Фракийского племени, носящую такое название, было бы странным (es scheint rathselhaft), хотя в путнике Антонина (р. 56) и говорится, что многие из этих Вессов в V и VI вв. жили в Палестине и имели здесь свои монастыри. 244 Под Вессами, действительно, нельзя разуметь фракийцев, так как слово Besses (Βσσοι), по мнению авторитетного грузинского археолога П. Иоселиани, есть искаженное в некоторых кодексах Iberes. 245 Что иорданские вессы могли выступить защитниками православной истины, это подтверждается характером их всегдашних отношений к Палестине, для которой они в течение многих веков доставляли не только паломников и подвижников, но также воинов и защитников св. Гроба. Значение личности Саввы Освященного, влияние его авторитетного голоса при решении дел общегосударственных высказались с особенной силой в том уважении, какого достиг сей святой при императоре Юстиниане во время печальных для Иерусалимского патриархата событий 529–530 г. 246 Эти годы ознаменовались страшным возмущением палестинских самарян, стремившихся к политической обособленности. Избравши себе в цари своего соплеменника Юлиана, прежде бывшего атаманом разбойников, они вооружились главным образом против христиан и причинили им много зла: встречавшиеся храмы расхищали, христиан жестоко мучили, целые селения предавали огню. Пострадало не мало и палестинских монастырей. 247 По усмирении восстания, последнее, благодаря некоему Арсению, 248 было представлено императору Юстиниану в извращенном виде и виновниками его были выставлены палестинские христиане, что вызвало сильный гнев императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

690 О постановлениях этого собора, сделавших по требованию константинопольских монахов, см. у проф. Курганова: Отношения между церковной и гражданской властью в византийской империи, стр. 278–279. 700 Gennadii Massiliensis. De scriptoribus ecclesiasticis, c. XXX. Patr. Curs. compl ser. Lat. T. XLVIII p. 1076–1077. 704 Неандер пишет, что следы увлечения оригенистскими мнениями можно находить долго спустя после первого их разрешения; в особенности долго процветали они на Востоке, между монахами и духовными. Некоторые проповедники переносили платоно – оригеновское учение о предсуществовании душ в свои проповеди . За это упрекали подобных проповедников Нил Синанский и Исидор Пелусиот , приглашавшие их оставить взаимные распри и следовать общепризнанному учению церкви. Neander. Geschieht der Christlichen Religion und Kirche. B. 4, S. 491. 705 Ф. Стуков. Происхождение в христианской церкви мнения о вечности мучений. Прав. Соб. 1892 г., 3–4, стр. 415. 709 Cotelerii, t. II, p. 259; Пал. пат. вып. 2, стр. 44. Полный и законченный вид учение палестинских оригенистов о преждебытии и восстановлении приняло позже, в 6 веке; но из слов монаха Кирилла ясно, что еще при Евфимии оригенистские споры вращались около этих двух пунктов Оригеновой догматики. 715 Неизвестно, какая нынешняя палестинская местность соответствует упоминаемой в житии Саввы Освященного стране обильной плодоносными полями. В известных нам описаниях Св. земли мы не встретили указания на местность с таким наименованием, хотя следует допустить, что наименование это усвоялось определенному месту, иначе Кирилл Скифопольский точнее определил бы, куда именно удалились новолаврские оригенисты. Выходя из того соображения, что страна с плодоносными полями пользовалась особенными симпатиями монахов–оригенистов или потому, что там они встречали сочувствие своим убеждениям, или потому, что там они находили удобное место для подвигов, мы полагаем, что назвавшие это можно отнести в какой либо из следующих местностей Палестины: Саровской долине вблизи Кесарии, или Хевронской долине, расположенной между Вирсавией и Хевроном. В Кесарии было, как известно, много почитателей Оригена из школы, основанной им здесь, выходили главные сторонники его религиозных воззрений; естественно, что оригенисты, вынужденные оставить Новую лавру, могли направиться в ту часть Палестины, где учение и имя Оригена более всего уважалось. Хевронская долина и южная страна, или Негеб сохранили и доселе следы давно заброшенного, обширного земледелия. В 70 верстах от Вирсавии находится ряд пещер, представлявших, по всей вероятности, некогда жилища монахов (Св. земля и Библия. К. Гейки, стр. 255–258). Сравнительная близость Хевронской долины к Новой лавре (хербет-ел-Кусёр), обилие пещер делает возможным то предположение, что неолавриты избирали её своим временным местопребыванием по неоднократном удалении из лавры. Cotelerii t. Ill, р. 274–275; Нал. пат. вып. 1, стр. 52–53.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Действуя так, Леонтий предложил не столько оригинальное решение вопроса о сохранении истинного и совершенного человечества во Христе в контексте исповедания единства Его лица, сколько мощную защиту позиции, утвержденной на Халкидонском соборе. Раздел I. Леонтий Византийский. Обзор жизни и творчества Между исследователями наблюдается существенное разногласие в вопросе о том, кем был Леонтий и что он написал. Классическое исследование по этой теме – работа Фридриха Лоофса (Friedrich Loofs) 1865 . Лоофс, перечисляя двадцать Леонтиев, упомянутых в церковных документах правления Юстина I и Юстиниана 1866 , первым выдвинул хорошо обоснованную гипотезу, по которой Леонтий, написавший несколько богословских трактатов, связанных с христоло- гическими спорами начала VI века, был монахом-оригенистом, которого упоминает Кирилл Скифопольский в Житии святого Саввы. Кирилл ссылается на «одного из монахов, родом из Византии, по имени Леонтий» 1867 . Loofs показал, что этот Леонтий написал работы, известные на сегодняшний день как Contra Nestorianos et Eutychianos («Против несториан и евтихиан») 1868 , Epilysis («Разрешение», или Solutio argumentorum a Severo objectorum, «Разрешение аргументов, предложенных Севиром», сокр. Эпилисис) 1869 , Capita Triginta contra Severum («Тридцать глав против Севира») 1870 . Лоофс доказал, что Леонтий Византийский также написал, по крайней мере в первоначальном виде, два трактата, известные как Contra Monophysitas («Против монофизитов») и Contra Nestorianos («Против несториан») 1871 , которые традиционно приписывались Леонтию Иерусалимскому . Некоторые более современные авторы, чем Лоофс, доказывали позже, что Леонтий Иерусалимский и Леонтий Византийский – это одно и то же лицо 1872 , хотя этот тезис уже был убедительно опровергнут Марселем Ришаром (Marcel Richard) в работе Leonce de Jerusalem et Leonce de Byzance 1873 . Такое отождествление двух Леонтиев не получило широкого признания в наши дни. Например, оно отвергается Дэвидом Эвансом (David Evans) 1874 и Брайаном Дейли (Brian Daley) 1875 , которые приписывают трактаты Против монофизитов и Против несториан именно Леонтию Иерусалимскому , отличая его от Леонтия Византийского .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010