5) В третьем томе «Церковной истории» Диомида Кириака, профессора богословия в Афинском университете, одного из виднейших богословов современной Греции, обладающего обширным европейским образованием и знанием нескольких иностранных языков, пользующегося вообще немалою известностью и на западе, особенно по своему деятельному участию в перипетиях старокатолического движения, которому он оказывает существенную поддержку, распространяя о нем правильные сведения в греческом обществе и защищая от нападок со стороны предубежденных противников симпатичного движения. Полное заглавие этого труда такое: « Εκκλησιαστικ Ιστορα π τη ς δρσεως τη ς Εκκλησας μχρι τω ν καθ μα ς χρνων πο Α. Δομδου Κυρικου, Δ. Φ. κα καθηγτου τη ς Θεολογας ν τ Εθνικ Πανεπιστημω. Εκδοσις δευτρα δαπαναι ς εσεβου ς κυρας γινομνη. Εν Αθναις. 1898 года. Как и естественно, наибольшее место отводится в этом сочинении истории восточной церкви. О Кирилле Лукарисе мы в этой «Церковной истории» нашли только несколько важных эпизодических замечаний. На русском языке по вопросу о Кирилле Лукарисе мы нашли: 1) Статью священника Феодора Павловича под заглавием: «Патриарх Кирилл Лукарис в борьбе с иезуитами», помещенную в «Духовной беседе» за 1859 год 31, 40, 46, 50, 52). В этой статье прекрасно изображается энергическая борьба Кирилла Лукариса с иезуитами, но совсем не затрагивается сколь интересный и важный, столь же и трудный вопрос об «Исповедании», изданном под его именем. 2) Брошюру архимандрита (ныне архиепископа Казанского) Арсения (Брянцева) : «Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для православной церкви». Симферополь. 1881 года. (Первоначально эта статья была напечатана в «Страннике» за 1870 год). Автор этой брошюры, подробно изображая жизнь и деятельность Кирилла Лукариса, также слишком мало уделяет внимания вопросу об «Исповедании», изданном под его именем. Несколько эпизодических, но очень важных замечаний о Кирилле Лукарисе мы нашли в докторской диссертации покойного профессора Киевской Духовной Академии Ивана Игнатьевича Малышевского : «Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах русской церкви». Том I. Киев. 1872 года.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Тяжкие бедствия предстояли Константинопольской церкви, подчиненной теперь управлению недостойного патриарха! Смит так изображает поведение Контариса на патриаршей кафедре: «Похититель патриаршего престола Кирилл, свободный от всяких стеснений, употребляет свою деспотическую власть против греков; одни из лиц, дружественных Кириллу, были удалены с их кафедр, другие брошены в темницы, третьи осуждены на галеры. Сам он проводит время в праздности и забавах, так погруженный в неожиданное счастие, что едва владеет собой. Упоенный вином, он открывает за стаканами вина ту тайну, о которой были ненапрасные догадки, и хвалится, что он входит в сношения с римским первосвященником и обещает поцеловать не только руку, но даже и ногу его. Он был человек коварный, дерзкий, весьма жадный к славе и наживе, невоздержный в гневе и жестокий в наказании, ибо часто, распаленный гневом, бил своих епископов кулаком» 499 . Озлобленные враги 500 Кирилла Лукариса не оставляли его в покое даже в изгнании: они жаждали смерти его 501 . Находясь в этом изгнании, «Кирилл Лукарис, – по словам Смита, – боялся, что злокозненные враги его подкупят морских разбойников милетян или флорентийцев, часто опустошавших на своих легких судах и триремах берега Эгейского моря, которые сделают нападение на Родос, схватят его, выдадут иезуитам, а эти последние, торжествуя, отвезут его в Рим и там поступят с ним по своему желанию» 502 . «Но кровь достопочтенного патриарха на этот раз не была принесена в жертву Капитолийскому Юпитеру» 503 . Губернатор острова Родоса Бекки-Басса (Becchius Bassa) бдительно стерег Кирилла Лукариса и когда пронесся слух о злом умысле иезуитов, он повелел заблаговременно под стражею увезти его в более укрепленное и безопасное место 504 . «Об отсутствующем Кирилле Лукарисе не перестают хлопотать его друзья, добиваясь освобождения его. Медленно идет это дело, соединенное с нелегко преодолимыми трудностями» 505 . Кирилл Контарис своим любостяжанием истощил и терпение, и скудные средства Константинопольской паствы 506 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Кроме этого самого главного исследования мы проштудировали следующие немецкие монографии о Кирилле Лукарисе: 1) Статью Монике под заглавием: «Des griechischen Patriarchen Cyrillus Lucaris zu Konstantinopel «Unionsverhandlungen mit der reformirten Kirche zu Genf», помещенную в журнале: «Theologische Studien und Kritiken» за 1832 г., 3. Мы выписали этот журнал за поименованный год из библиотеки Казанской Духовной Академии. 2) Статью Гасса под заглавием: «Cyrillus Lucaris», помещенную в VIII томе «Real-Encyklopdie für protestanischen Theologie und Kirche» Герцога. Stuttgart und Hamburg. 1857 года. Artikel «Lucaris Cyrillus», p. 538 – 544. 3) Мы пользовались также предисловием к вышеупомянутой книге Аймона: «Monuments Authentiques» и «Prolegomena " -ми к первой части книги Киммеля: «Monumenta fidei Ecclesiae Orientalis». На английском языке мы имели под руками краткий трактат о Кирилле Лукарисе во втором томе сочинения Ниля: «А History of the Holy eastern Church, The Patriarchate of Alexandria. Volume II. London». 1847 года (p. 356 – 404; 411 – 472). На греческом языке мы нашли сведения о Кирилле Лукарисе: 1) В книге современного греческого историка Константина Сафы: « Νεοελληνικ Φιλολογα . В ιογραφαι τω ν ν τοι ς γρμμασι διαλαμπ ντων Ελλνων (1453 – 1821 r.). Εν Αθναις. 1868 г.». 2) В книге Мануила Гедеона: » Πατριαρχικα πνακες« (Константинополь, 1890 года). Это заглавие сам автор поясняет так: «Историко-биографические сведения о патриархах константинопольских, начиная от Андрея Первозванного до Иоакима III Фессалоникского» (36 – 1884 гг.). 3) В статье того же Мануила Гедеона под заглавием: « Ο διδσκαλοι του Δουκρεος», помещенной в греческом журнале « Εκκλησιαστικ Αλθεια» за 1889 год. 4) В книге профессора Афинского университета Месолора: » Συμβολικ τη ς ρθοδξου νατολικη ς Εκκλησας». E ν ’A θναις. 1893 года. В этой книге содержится краткая биография Кирилла Лукариса и акты соборов: Константинопольского, Ясского и Иерусалимского (изданные по Киммелю без изменения) с краткими предварительными замечаниями о них.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Самое авторитетное изложение судьбы Кирилла Лукариса содержится в кн.: Collectanea de Cyrillo Lucario, опубликованной в 1707 г. Томасом Смитом, бывшим английским капелланом в Константинополе. В ней есть: жизнеописание Кирилла, написанное самим Т. Смитом, которое заимствовано из приложения под названием «Состояние Греческой церкви при Кирилле Лу–карисе», уже ранее опубликованном в его кн.: An Account of the Greek Church (латинский вариант — 1678; английский вариант — 1680); длинное письмо Корнелиуса ван Хаага, датского посланника в Константинополе в патриаршество Кирилла; «Fragmentum Vitae Cyrilli», написанный другом Кирилла, Антуаном Leger, кальвинистским капелланом в Константинополе; «Narratio epistolica Turbarum inter Cyrillum et Jesuitas», о котором см. ниже. Смит прибыл в Константинополь через тридцать лет после смерти Кирилла. Вряд ли он получил много информации от местных греков, для которых богословие Кирилла было по–прежнему шокирующим. Но он имел доступ к архиву посольства и читал большую часть того, что было уже опубликовано о Кирилле в католических источниках, таких как Алляций и Арнольд (Arnauld А. La Perpetuite de la Foy. Pts. III, IV; Preuves authentiques de l " Union de Г Eglise d " Orient avec l " Eglise. 1670) и у враждебно настроенных протестантских писателей, таких как Гроций (см.: Smith Т. An Account of the Greek Church. P. 276, 280). Кроме того, он общался с Эдвардом Пококом (см. ниже, гл. 7), который был в Константинополе на момент смерти Кирилла; он почерпнул многое из краткого жизнеописания Кирилла в кн.: Hottinger J. Η. Analecta HistoricoTheologica. 1652. P. 552 if. Он отмечает, что Хоттингер был близким другом Leger " a, у которого он черпал сведения Op. cit. P. 282). В кн.: Аутоп J. Monuments authentiques de la religion des Grecs et de la faussete de plusieurs confessions de foi des Chretiens. 1708 дается разная информация о Кирилле, в том числе некоторые его письма. Дальнейшие сведения даются в письмах сэра Томаса Роэ, написанных в то время, когда он был послом в Константинополе. Больше всего сохранившихся писем самого Кирилла приводится в кн.: Legrand Ε. Bibliographie Hellenique: description raisonnee des ouvrages publies en Grec par des Grecs au 17 е siecle. Vol. IV. Письма к Роэ не опубликованы, они хранятся в: Public Record Office, State Papers 97. Самое полное современное жизнеописание Кирилла следующее: Hadjiantoniou G. A. P rotestant Patriarch. Эта книга полна полезной информации, но с тенденциозными предрассудками в отношении Латинской и традиционной Греческой церквей; кроме того, на нее нельзя полностью положиться в отношении деталей и исторических сведений. Дата рождения Кирилла указывается архи–еп. Лаудом «около 1558 г.» в заметке, опубликованной Смитом (Collectanea. Р. 65). Но дата 13 ноября 1572 г., которая приводится в: Leger. Ibid. P. 77, почти наверняка верна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

К этим словам почтенного ученого прибавлять нечего. Та же история, только с другим несколько оттенком, случилась в исследованиях гг. Сафы и Малышевского с «Исповеданием веры» Кирилла Лукариса. Г. Сафа утверждает 33 , а г. Малышевский вслед за ним повторяет. 34 что это «Исповедание» не принадлежит Лукарису, а сфабриковано и под его именем издано протестантами. О. Андроник, как в рассматриваемом нами своем исследовании о Критопуле, так и в другом, о котором речь ниже, высказывается против этого мнения и даже специально разбирает и опровергает его в своей статье о Кирилле Лукарисе, помещенной в журнале θνικον Ημερολγιον за 1870 г. 35 К сожалению, мы не могли достать этого журнала и не знаем, на каких основаниях оспаривает о. Андроиик мнение Сафы; но, зная его за серьезного и добросовестного ученого, ни мало не сомневаемся в том, что принятые им основания должны заслуживать уважения. Мы остановились на вопросе о подлинности «Исповеданий» Критопула и Лукариса потому, что, к сожалению, в известном кружке греческих ученых обвинение католиков и протестантов в подделке сочинений разных греческих богословов сделалось своего рода коньком, на котором они слишком часто и весьма неосторожно выезжают. Обыкновенно к нему обращаются всякий раз, когда не оказывается других средств опровергнуть то или другое, почему либо не нравящееся автору, мнение об известном богослове, тот или другой взгляд на него, основанный на том или другом его произведении. Без дальних околичностей они спешат обозвать это произведение подложным и делу конец. Этот, сколько не хитрый, столько же и не красивый, прием, судя по книге г. Малышевского, угрожает перейти и в нашу учено-богословскую литературу, чего мы совсем не желали бы. Кроме его крайней ненаучности (т. е. в той форме, в которой он часто применяется к делу), он, как показывает пример с «Исповеданием» Критопула, угрожает сделать нас смешными и нанести делу вашей богословской науки больше вреда, чем самые мнения католиков и протестантов о том или другом нашем богослове, вместе взятые.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

Признали за  благо, чтобы издание  Исповедания помечено было именем города Женевы». Приведя эти и еще некоторые отрывки из протокольных записей Общества, Легран пишет: «Большинство греков, писавших о Кирилле Лукарисе, не соглашаются принимать, чтобы автором  Исповедания было то лицо, чье имя оно носит. С их точки зрения, невозможно, чтобы патриарх Константинопольский позволил себе изменить Православию! Но этот вопрос (если только это еще вопрос), — замечает Легран, — очень трудно распутать. Женевская Публичная библиотека владеет греческим оригиналом  Исповедания веры, написанным рукой самого Кирилла Лукариса. Мы думаем, что facsimilé первой страницы этого драгоценного документа будет в состоянии рассеять все сомнения на этот счет (здесь же французский ученый печатает facsimilé первых восемнадцати строк оригинала на греческом языке). И пусть лица, отрицающие подлинность  Исповедания, — продолжает он, — в особенности из числа тех, которые находятся в Константинополе, возьмут на себя труд сравнить этот очень хорошо известный почерк с автографами Кирилла, находящимися в их распоряжении, например с манускриптом 263) в библиотеке Святогробского метоха (в Константинополе). Мы уверены, что после минутного сличения тождество этих двух почерков откроется для них во всей ясности». Затем тот же ученый пишет: «Оригинал " Исповедания веры " Кирилла Лукариса находится в Женеве между греческими рукописями» (при этом он делает такое описание рукописи, какое принято делать в подобных случаях) и обращает внимание на следующую заметку, имеющуюся на 24–й странице этого оригинала: «Ατ γραφον Confessio Cyrilli patriarchae gr. sine locis scripturae 484  manu propria autoris ex Musaeo. Deodati in Bibl. publ. translata autoritate publica». Из этой приписки видно, что издатели старались и на будущее время предохранить себя от естественного подозрения в подлоге напечатанного ими  Исповедания. 485  Заканчивая передачу сведений о манускрипте этого последнего, Легран говорит: «К этому оригиналу приложена копия с него, а в конце ее читаются следующие слова (на греческом языке), написанные рукой Кирилла: " Настоящий список согласен с оригиналом, начертанным нашей рукой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

В своих известиях о Кирилле Лукарисе Мафа всецело следует Мелетию Афинскому. II. Источники латинские 1) Грубо тенденциозное изображение жизни и деятельности Кирилла Лукариса представил грек-ренегат Лев Алляций, бывший библиотекарем в ватиканской библиотеке 18 , в своем сочинении: «De ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua consensione, libri tres. Coloniae Agrippinae», 1648 г. Сочинение это было написано Алляцием по поручению папы Урбана VIII, много заботившегося об утверждении унии между православными и католиками 19 . Филипп Кипрянин справедливо замечает, что, «так как Алляций был злейший враг Кирилла и писал (вышеуказанное сочинение) по излишней (nimius) ревности к римской церкви, то нередко намеренно примешивает клевету, которой никто, понимающий дело, не поверит» 20 . Алляций не пропускает случая, чтобы очернить Кирилла Лукариса. 2) Книга Готтингера: «Analecta Historico-theologica», Tiguri. 1652 года, и именно восьмое рассуждение («Dissermamuo octava») этой книги. Мы нашли эту книгу в библиотеке Киевского университета св. Владимира. Автор смотрит на Кирилла Лукариса как на зараженного протестантскими богословскими воззрениями. III. Источники протестантские 1) Полное и сравнительно беспристрастное описание жизни и деятельности Кирилла Лукариса мы нашли в книге Смита: «Collectanea de Cyrillo Lucario, patriarcha Constantinopolitano». Londini. 1708 года. Книга эта содержит в себе: 1) Narratio de vita, studiis, gestis et martyrio D. Cyrilli Lucarii, patriarchae Constantinopolitani; 2) Fragmentum vitae D. Cyrilli Lucarii per D. Antonium Legerum 21 ; 3) Narratio Historica turbarum, quas Constantinopoli moverunt Jesuitae adversus Cyrillum Patriarcham et alia notatu dignissima. Это последнее «Narratio» без изменения помещено в книге Аймона «Monuments authentiques de la religion des grecs» (p. 201 – 236), по которой мы и будем его цитировать в своем сочинении. Эту книгу («Collectanea») мы получили из библиотеки Казанской Духовной Академии. 2) Несколько эпизодических, но очень важных замечаний о Кирилле Лукарисе мы встретили в книге Поппадополи: «Historia gymnasii Patavini, томы 1 – 2. Venetiis, 1726 г.». Мы пользовались этой книгой в библиотеке Киевского университета св. Владимира.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Важнейшими источниками при изучении вопроса служат следующие издания: 1) Aymon. Monuments anthentiques de la religion des Grecs (la Haye, 1708), в котором напечатана серия писем Кирилла к разным протестантам (Об этом издании см. выше, стр. 49–52, или: Богосл. Вест., 1894, т. 1, 535–538). – 2) Legrand. Bibliographie Hellénique ou description raisonnée des ouvrages, publiés par des Grecs au XVII siècle. Tome IV. Paris. 1896). Здесь переизданы многие из тех документов, которые ранее были напечатаны у Аутоп’а, перепечатаны в более исправном виде и к ним прибавлено много новых. Книга Леграна сделалась необходимейшим и лучшим источником сведений о Кирилле. Сам этот ученый придает большое значение своему изданию в этом отношении, и с ним нужно согласиться. Жаль только, что Легран не сделал очерка жизни Кирилла Лукариса, на что читатели вправе были бы рассчитывать. Сколько знаем, не смотря на важность рассматриваемого тома Легранова издания, он еще никем не был употребляем в интересах изучения греческой церкви. Афинский профессор церковной истории, Кириак в изданной им в 1898 году «Церковной Истории» (о ней мы упоминали выше) не показывает знакомства с изданием Леграна, даже с первым томом его (явившемся еще в 1894 году), очень немаловажным в вопросе о Кирилле Лукарисе. – Из отдельных монографий, посвященных изучению Кирилла, упомянем две. 1) Pichler. Geschichte des Protestantismus in der orientalischen Kirche im XVII Jahrhundert oder: der Patriarch Cyrillus Lucaris und seine Zeit. (München, 1862). Сочинение Пихлера представляет собою тип западных воззрений на Кирилла, в силу которых он изображается человеком, наклонным к протестантству, и в частности к кальвинизму. Оно написано с большим знанием дела и не потеряло своей цены, не смотря на то, что оно появилось почти 40 лет тому назад. Вредит книге главным образом суровый и несправедливый тон, в каком католический исследователь говорит о греко-восточном патриархе. Многие суждения, выраженные в книге и имевшие проблематический характер, после появления издания Леграна получают более определенности и становятся более надежными. Вообще же эти оба произведения в значительной степени подкрепляют и проясняют одно другое. Изучать их следует вместе и в связи. 2) Архим. Арсения. Патр. Кирилл Лукарис и его заслуги для православной церкви (Симфер., 1881. Изд. 2-ое). А это сочинение представляет собой тип воззрений, усвоенных большинством греческих (восточных) ученых, в силу которых Кирилл признается неповинным в симпатиях к протестантизму. Автор очень начитан и пишет с одушевлением. В особенности хорошо изложены биографические известия. После Леграна на многое приходится смотреть иными глазами, чем как смотрит автор, но в этом последний невиноват: наука идет вперед – и в этом ее задача.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) Много важных сведений о Кирилле Лукарисе содержится в первой части книги Гейнекция: «Abbildung der alten und neuen griechischen Kirche nach ihrer Historie, glaubens Lehren und Kirchen-gebrauchen» in III Theilen. Leipzig. 1711 года. 4) Очень важным источником послужила для нас книга Аймона: «Monuments authentiques de la religion des grecs et de la faussete de plusieurs professions de foi des chremiens orientaux. A la Haye (Гага) 1708» («Подлинные памятники религии греков и лживости многих вероизложений восточных христиан»). Этим памятникам предпослано небольшое (в 30 страниц) введение, в котором передается кратко биография Кирилла Лукариса. Самые памятники Аймона заключают в себе множество документов, имеющих целью доказать протестантский образ мыслей и убеждений Кирилла. Книга эта содержит в себе двадцать семь неизданных дотоле писем Кирилла, извлеченных из оригинальных (?) греческих, латинских и итальянских манускриптов, писем, которые до сих пор не являлись на свет и которые писаны и подписаны собственною рукою патриарха Константинопольского (см. оглавление книги). Письма адресуются к различным представителям духовного и светского мира в среде протестантов и выражают протестантские воззрения. Все эти письма написаны или на латинском, или на итальянском языках (тем и другим из этих языков Кирилл, как увидим потом, действительно владел) и отпечатаны с французским переводом и примечаниями на этом языке. В этих памятниках перепечатано ранее опубликованное на западе с именем Кирилла знаменитое «Исповедание веры» протестантского и даже кальвинского характера в греческом тексте с французским переводом. Кроме того, у Аймона встречаем отрывки из проповедей Кирилла и некоторые другие документы, относящиеся к его истории 22 (наприм., акты Иерусалимского собора 1672 года), но издание их не имеет значения, так как эти документы другими издателями изданы много лучше. Аймон со своим изданием выступил на защиту Кирилла Лукариса от порицаний его со стороны римско-католиков. Он сам говорит в предисловии: «партизаны папства и защитники папизма были так озлоблены против этого знаменитого патриарха с тех пор, как он имел смелость обнародовать «Исповедание веры» с именем исповедания церкви восточной, во всем сообразное с учением церквей протестантских, что и по смерти старались чернить его репутацию и опровергать его учение» 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

4 Месолора " Συμβολικ τη ς ρθοδξου νατολικη ς κκλησας« прибавление к первому тому. ’E ν θναις. 1893 г., стр.12–14. 5 Муравьев. «Сношения России с востоком по делам церковным», часть 2-я, стр. 317. Ср. отзыв о Кирилле Лукарисе Смита в «Appendix’-e» к его «Collectanea» р. 67. 7 Биография Досифея подробно рассказана и деятельность его достаточно охарактеризована в статье И. Мотченко: «Досифей, патриарх Иерусалимский, и его время», – напечатанной в «Душеполезном Чтении» за 1987 год, т. III, и 1878 год, т. I. 9 Лебедев. «Обзор источников истории греко-восточной церкви после падения византийской империи с критическими о них замечаниями». «Богословский Вестник» за 1894 год. Март, стр. 545. 10 Биографию Мелетия Сирига и перечень его сочинений см. у Сафы в « Νεοελληννικ Φιλολογα», σελ. 255–260. 13 О личности самого Гелладия см. у Лебедева в «Обзоре источников истории греко-восточной церкви после падения Византийской империи с критическими о них замечаниями». «Богословский Вестник» за 1894 год. Март, стр. 561–653. 16 Лебедев. «Константинопольская патриархия (от эпохи падения византийской империи до ближайших к нам времен)». «Богословский Вестник» 1894 г. Сентябрь, стр. 380. Примечание. 18 См. биографию Льва Алляция и список его сочинений в сочинении Константина Сафы « Νεοελληννικ Φιλολγα», стр. 268–274, и в исследовании профессора В. Васильевского «Обозрение трудов по византийской истории». Выпуск I. С.-Петербург. 1890 г., стр. 46 – 52. 20 Philippi Cyprii Chronicon ecclesiae graecae, p. 459. Cp. отзывы Смита (Collectanea. Narratio de vita, studiis, p. 20 – 21) и Досифея ( Ιστορα περ τω ν ν Ιεροσολμοις πατριαρχευσντων, кн. XI, σελ. 1172 – 1173). 21 Этот Антоний Легерт, по словам Смита, «будучи в Константинополе, находился в самой тесной дружбе с патриархом Кириллом». Smith. Collectanea. Narratio de vita, studiis, gestis et martyrio Cyrilli Lucarii, p. 15. Примечание. 25 Лебедев. «Обзор источников истории греко-восточной церкви после падения византийской империи, с критическими о них замечаниями». «Богословский Вестник» 1894 г. Март, стр. 537 – 538.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010