После смерти Николая I и восшествия на престол Александра II в России повеяло ветром свободы. В 1856 году в Москве под редакторством Кошелева был основан журнал «Русская беседа». В первом же его номере появляется статья Ивана Киреевского «О необходимости и возможности новых начал для философии», которая задумывалась им как введение к большой работе. На этот раз после публикации статьи журнал никто закрывать не собирался, однако выхода ее в свет не суждено было увидеть самомý автору: отправившись в Петербург навестить сына, Иван Киреевский внезапно заболел там холерой и скончался 11 июня 1856 года; прах его был захоронен в Оптиной Пустыни. Так завершился земной путь самобытного русского мыслителя, посеявшего зерна новых знаний в надежде на то, что время для сбора обильного урожая непременно наступит. Путь духовного просветления Ивана Киреевского достаточно поучителен, хотя и отделен от нас значительным отрезком времени. И начинается он вовсе не с усвоения и накопления знаний, требуемых, согласно убеждению, весьма укрепившемуся в александровскую эпоху в высших кругах русского дворянства, для достижения необходимого соответствия между образом мысли и образом жизни. Правда, сам двадцатилетний юноша, овладевший именно такими знаниями, полон благих намерений использовать их на литературном поприще на благо России: «Чего мы ни сделаем общими силами? – пишет он в это время Кошелеву. – Мы возвратим права истинной религии, изящное согласим с нравственностью, возбудим любовь к правде, глупый либерализм заменим уважением законов и чистоту жизни возвысим над чистотою слога». Конечно, здесь явно слышны отголоски романтизма, усвоенного Киреевским еще в отроческие годы. Что же касается упоминаемой им «истинной религии», то трудно предположить, что речь идет о Православии, если иметь в виду, что в литературно-философском кружке, членом которого он в то время состоял, немецкая философия, по словам того же Кошелева, «вполне заменяла молодым людям религию». Лишь проведенные позднее Киреевским 9 месяцев за границей зарождают в нем первые серьезные сомнения в достаточности, а главное – в истинности приобретенных им доселе знаний. Он убедился воочию, что столь чтимая им немецкая философия является носителем не одной лишь высокой учености, но и логического обоснования вполне определенного образа жизни народа страны, которая, как следует из его писем, отправляемых на родину, произвела на него впечатление «глупой» «дубовой», «хотя дубов в Германии, кроме самих немцев, почти нет» «незначащей». И хотя от этих сомнений до осознания откровений Православия было еще весьма далеко, перед Киреевским, судя по всему, именно после возвращения в Россию понемногу начали вырисовываться неустранимые противоречия между рассудочным знанием и тем, что он назовет позже « верующим мышлением ». Из упомянутой выше его статьи «Девятнадцатый век» (1835 г.) следует, что он ясно ощущает необходимость поиска новых оснований для русского просвещения.

http://azbyka.ru/way/ivan-vasilevich-kir...

Человеку смиренному все кажутся лучше его, все кажутся добродетельными“. – Я заметил на это, что если мы будем всех видеть добродетельными, то от этого, по крайней мере в мирской жизни, могут произойти беды и неприятности. – Батюшка ответил, что смиренного Господь сохранит от этих бед и неприятностей, которые могут произойти от такой ошибки. О умной молитве“. 6 июня о. Макарий и Иван Васильевич трудились над рукописью „Слов“ св. Исаака Сирина : сверяли церковнославянский перевод, сделанный преподобным Паисием, с греческим подлинником (эта книга напечатана после усердных трудов издателей в 1854 году). Киреевский исповедовался у о. Макария. Вечером приезжал Алексей Степанович Хомяков , философ, поэт, славянофил, друг и единомышленник Киреевского. 7 июня Киреевский с супругой и тремя детьми „удостоился... сообщиться Святых Таин“ в приходском храме Трех Святителей. В этот день решили со Старцем начать одновременно с изданием церковно-славянского текста св. Исаака Сирина подготовку издания его „Слов“ на русском языке. Киреевский сразу же начал делать пробу. 8 июня: „Был у обедни. Ввечеру разговаривал с о. Макарием о Исааке Сирине, о умной молитве и правдивости“. 10-го: „Занимался оглавлением Варсануфия. После обеда и вечер провел с о. Макарием“. 9-го Киреевский в Кремле смотрел „новооткрывшуюся живопись“ – расчищенные древние иконы. „Ввечеру... разбирал с о. Макарием перевод Исаака Сирина “. 10-го „после обеда и вечер провел с о. Макарием“. А 11 июня о. Макарий уехал со своими спутниками в Оптину. Киреевские проводили их до заставы. Вернувшись домой, Иван Васильевич сразу засел за работу. Читал корректуры. Обдумывал статью о православной философии, которую благословил писать о. Макарий. Затем переводил „Слова“ св. Исаака Сирина на русский язык. Все это лето просидел в своем доме в Хоромном тупике за трудами. Почти ежедневно посещал храмы – не только свой приходской, но и другие. 27 июля удостоился во время Литургии истинного чуда. В этот день он, особенно усердно молившийся во время пения Херувимской, просил Господа о даровании ему настоящего христианского устроения души.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Митрополит Московский Филарет (Дроздов) и профессор Московской Духовной Академии протоиерей Феодор Голубинский, бывший цензором оптинских изданий, дали высокую научную оценку этим трудам оптинских старцев. В Оптиной пустыни получили благодатный творческий импульс: архимандрит Леонид (Кавелин; 1891) — замечательный археограф, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, впоследствии — настоятель Новоиерусалимского Воскресенского монастыря и затем наместник Троице-Сергиевой Лавры), священник Павел Флоренский (1943) — великий православный философ и богослов и другие деятели русской науки и культуры. Скиты Троице-Сергиевой Лавры (Вифания, Гефсимания, Параклит, Киновия) , а также Смоленской Зосимовой пустыни , основанные при участии митрополита Московского Филарета (Дроздова). Большим почитанием пользовались скитские старцы: схимонах Филипп (18 мая 1868), основавший Черниговские пещеры, и три его сына — иеросхимонахи Игнатий (1900), Порфирий (1905) и Василий (1 апреля 1915), игумен Варнава (1906), иеромонах Исидор (3 февраля 1908), схиигумен Герман, иеросхимонах Досифей и иеросхимонах Алексий, участвовавший во Всероссийском Поместном Соборе 1917—1918 гг. в избрании Святейшего Патриарха Тихона, и многие другие. В скиту Параклит в 1927 г. принял пострижение в монашество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Введенская Оптина пустынь и афонский Русский Пантелеймонов монастырь, а также Глинская пустынь Рождества Пресвятой Богородицы содействовали возрождению не только в среде монашества, но и в миру делания непрестанной умной молитвы. Старцы воспитали многих опытных духовников Русской Церкви. Возрождение духовной жизни в древних обителях православной Руси имело следствием другое замечательное явление в Русской Церкви — расцвет богословской науки в духовных школах (Академиях и Семинариях), чему способствовала самоотверженная научная деятельность ученого монашества и лучших представителей духовенства. Не только для трудов академических богословов Русской Православной Церкви, но и широких общественных кругов России имели большое значение святые обители. Через обширную патристическую литературу, изданную преимущественно в Оптиной пустыни, и журналы Духовных Академий, соприкоснувшись с живым святоотеческим преданием Православной Церкви, нашли свой путь в философии русские религиозные философы (или, как их иногда называют, «богословы в миру») Иван Васильевич Киреевский (1856), Алексей Степанович Хомяков (1860), Юрий Федорович Самарин (1876), Иван Сергеевич Аксаков (1886), Константин Никонович Леонтьев (в монашестве — Климент; 1891) и многие другие мыслители и славянофилы. Они содействовали национальному возрождению самосознания и культуры славян, в том числе и на Балканах.

http://sedmitza.ru/lib/text/436408/

Старец Макарий, он же и скитоначальник, много сил отдавал изданию книг. Так как основным сотрудником его в миру был Иван Васильевич Киреевский, то старец ездил к нему в его долбинское имение для работы над текстами. Скитской летописец отмечает 16 декабря 1849 года: «Утром рано отправился скитоначальник с послушником Иоанном Половцевым к помещику Киреевскому в село Долбино». Приписка: «Возвратились 19 числа благополучно». 19 сентября 1850 года: «Утром в 5 часов отправился скитоначальник иеромонах Макарий к благотворительствующим помещикам КиреевскимИвану Васильевичу и Наталии Петровне в село Долбино, с ним послушник Иван Андреевич Половцев». В октябре 1851 года послушник Иоанн совершил со старцем поездку в Малоярославецкий Николаевский монастырь к игумену Антонию, брату настоятеля Оптиной Пустыни о. Моисея, – оттуда, вместе с о. Антонием – в Пафнутьев-Боровский и в Зосимову женскую пустынь, где сестры и их игуменья Вера (Верховская) были духовными чадами о. Антония. Игуменья Вера была племянницей основателя этой обители преподобного Зосимы (Верховского) и написала книгу о нем, пространное житие с прибавлением духовных его высказываний. В 1852 году о. Иоанн был пострижен в рясофор с оставлением прежнего имени. В мае этого года о. Макарий собрался в Троице-Сергиеву Лавру по делам духовного книгоиздания, чтобы там встретиться с архимандритом Сергием и профессором, протоиереем Феодором Голубинским, цензором оптинских изданий. Немало было дел и в Москве. Киреевские в это время были там, они не выехали в Долбино из-за срочных оптинских издательских дел. О. Макария они пригласили остановиться в их московском доме. Старец взял с собой в эту поездку о. Иоанна и своего старшего келейника о. Илариона (Пономарева), будущего преподобного старца. Они прибыли в Москву на почтовых лошадях. Стояли погожие весенние дни. Старец Макарий в первый же день побывал с о. Иоанном у митрополита Филарета, который принял их с радушием и любовью. Разговор шел об очередной издаваемой рукописи. Митрополит, благословивший оптинское книгоиздание, многое просматривал сам и имел постоянную переписку со старцем Макарием. Он отметил широкую образованность и твердое монашеское устроение о. Иоанна и в дальнейшем старался во всем помогать ему. Затем оптинцы побывали вместе с Иваном Васильевичем в Большом Кисловском переулке близ Никитского монастыря – в типографии Готье, где печатались последние листы книги «Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошение учеников» (исправленной по старому церковнославянскому переводу преподобным Паисием). Эти последние листы они дома сверили с греческим оригиналом, уточнили кое-что и отправили назад, в типографию.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Строилась церковь недолго, с 1686 по 1688 год. Главный престол каменного храма уже был освящен во имя святых апостолов Петра и Павла, по тезоименитству государя Петра Алексеевича, а во имя святых Адриана и Натальи устроили придел. Достопримечательностью храма стали поливные изразцы, сделанные белорусскими мастерами. Надпись, выложенная на изразцовом поясе, гласила, что церковь сооружалась повелением государей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софьи, – это подчеркивало статус Мещанской слободы. Храм для мещан московских Жители Мещанской слободы занимались отнюдь не только огородами, ремеслом и хозяйством. Многие из них состояли на государевой службе, занимали должности в Посольском приказе, мастера серебряных дел выполняли патриаршие заказы на изготовление богатых окладов для икон. Среди жителей слободы были и лекари, и живописцы, и меховщики, которые заведовали особой соболиной казной – старинной «валютой» России. В XIX веке 1-я Мещанская была уже сугубо торговой улицей, где наряду с мелкими дворянами селилось и торговало купечество. Появлялись новые прихожане, заботившиеся о храме Адриана и Наталии. Главными его хранителями стали «чайные короли» Перловы, те самые, что оставили Москве знаменитый чайный домик на Мясницкой. Задолго до того, еще в 1836 году, Перловы поселились на 1-й Мещанской, 5. Интересно, что ранее эта усадьба принадлежала Ивану Кошелеву, потомку знаменитого пастора Глюка и отцу известного славянофила Александра Кошелева, который родился в ней в мае 1806 года. А рядом жил другой славянофил – Иван Киреевский. И все они тоже были прихожанами «мещанского» храма. Новые хозяева, братья Василий и Иван Перловы, открыли свой фирменный чайный магазин. Он был не первым (первый открылся еще в 1823 году на Ильинке), но главным перловским магазином в Москве до появления чайной пагоды. В середине XIX века фамильное владение разделилось: старшему сыну Василия Перлова, Семену Васильевичу, осталась усадьба на Мещанской, а младший сын, Сергей Васильевич, получил в наследство другое отцовское владение – на Мясницкой, 19, и основал там собственную чайную фирму с фабрикой и магазином. Так в Москве появились две родственных, но самостоятельных фирмы Перловых, конкурирующих между собой. Интересно, что дома для обеих фирм-конкурентов на Мещанской и Мясницкой строил один и тот же архитектор Роман Клейн.

http://pravoslavie.ru/581.html

Архиепископ Тюменский и Тобольский Димитрий (Капалин ). Дело и принципы //Фома. - – июль 2007. – С.88. - (рубрика « Тюмень: Зачем бизнесу храмы» ). Губернатор Тюменской области Владимир Якушев . Храм как памятник //Фома. - – июль 2007. – С.88. - (рубрика « Тюмень: Зачем бизнесу храмы» ). Спасение от бизнеса . Как богатому войти в Царство Небесное /Автор – Алексей Чеботарев ; Фото Марата Губайдуллина; Редакция благодарит за помощь в подготовке раздела тюменских журналистов Наталью Потанину и Татьяну Степанову//Фома. - – июль 2007. – С.89-96. - (рубрика « Тюмень: Зачем бизнесу храмы» ). На врезах к разделу публикуются ответы на вопрос: « Зачем, по-Вашему мнению, успешным людям, в том числе деловым, нужна Церковь?» //Фома. - – июль 2007. – С.91,92,93,95. - (рубрика « Тюмень: Зачем бизнесу храмы» ). Полученные ответы: Взращивание души /Вера Барова , директор благотворительного фонда развития г. Тюмени. – С.91; Церковь заменяет родителей /Андрей Степанов , директор Тюменской общеобразовательной школы – С.92; Молиться Богу надо не только когда тебе плохо /Юрий Калашников , мастер спорта России международного класса по каратэ Вадо-кай, неоднократный чемпион мира. – С.93; Им нужен мир в душе и в обществе /Татьяна Топоркова , заведующая кафедрой журналистики филологического факультета Тюменского государственного университета. – С.95. ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ (раздел). – С.97-124 Острый угол: Александр Любимов . Экранное добро не способно заменить добро в душах /Беседовал Алексей Соколов; Фото Сергея Тетерина//Фома. - – июль 2007. – С.99-102. – (рубрика « Острый угол »). Имеется краткая биографическая справка « Александр Михайлович Любимов…» (С.99). Президент «Медиа-союза», легендарный ведущий телевизионной программы «Взгляд», продюсер телешоу «Последний герой» размышляет о том, что же такое «добро и зло в формате ТВ» и насколько эти понятия разнятся в жизни и на экране. Настоящее прошлое: Коротко. Иван Васильевич Киреевский (1806-1856). Высший смысл – удел России . (Цитата из книги И. В. Киреевского «О характере просвещения Европы», 1852 г.)//Фома. - – июль 2007. – С.103. – (рубрика « Настоящее прошлое »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-51-i...

В прошедший раз я не докончил статьи моей, а потому обязан продолжать ее теперь. Я говорил о различии просвещения в России и на Западе. У нас образовательное начало заключалось в нашей Церкви. Там вместе с христианством действовали на развитие просвещения еще плодоносные остатки древнего языческого мира. Самое христианство Западное, отделившись от Вселенской Церкви, приняло в себя зародыш того начала, которое составляло общий оттенок всего Греко-языческого развития: начала рационализма. Потому и характер образованности Европейской отличается перевесом рациональности. Впрочем этот перевес обнаружился только впоследствии, когда логическое развитие, можно сказать, уже задавило христианское. Но в начале рационализм, как я сказал, является только в зародыше. Римская Церковь отделилась от Восточной тем, что некоторые догматы , существовавшие в предании всего Христианства, она изменила на другие, вследствие умозаключения. Некоторые распространила, вследствие того же логического процесса, и также в противность преданию и духу Церкви Вселенской. Таким образом логическое убеждение легло в самое первое основание католицизма. Но этим и ограничилось действие рационализма на первое время. Внутреннее и внешнее устройство Церкви, уже совершившееся прежде в другом духе, до тех пор существовало без очевидного изменения, покуда вся совокупность церковного учения не перешла в сознание мыслящей части духовенства. Это совершилось в схоластической философии, которая, по причине логического начала в самом основании Церкви, не могла иначе согласить противоречие веры и разума, как силою силлогизма, сделавшегося таким образом первым условием всякого убеждения. Сначала, естественно, этот же самый силлогизм доказывал веру против разума и подчинял ей разум силою разумных доводов. Но эта вера, логически доказанная и логически противопоставленная разуму, была уже не живая, но формальная вера, не вера собственно, а только логическое отрицание разума. Потому в этот период схоластического развития католицизма, именно по причине рациональности своей, Западная Церковь является врагом разума, угнетающим, убийственным, отчаянным врагом его. Но развившись до крайности, продолжением того же логического процесса, это безусловное уничтожение разума произвело то известное противодействие, которого последствия составляют характер теперешнего просвещения. Вот что я разумел, говоря о рациональном элементе католицизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Владиславом Цыпиным по изданию: Russisches Мцпснтит: Entstehung, Entwicklung und Wesen. 988–1917. Wьrzburg, 1953. Цитаты из русских источников были выверены переводчиком и частично редакцией. Работа «Жизнь и учение старцев» публикуется в переводе высокопреосвященного Иоанна (Вендланда), митрополита Ярославского и Ростовского († 25.03.1989), который в годы своего архиерейского служения в Берлине был дружен с И. К. Смоличем . Редакция лишь стилистически поправила текст и, по возможности, сверила цитаты. Впрочем, ответственность за точность приведенной информации полностью остается на авторе. Опубликованные труды И. К. Смолича Великий старец Нил Сорский//Путь. 1929. 19. С. 57–69. Церковная уния 1596 г.//Вестник РСХД. 1930. 5. Иван Васильевич Киреевский//Путь. 1932. 33. Блаженный Августин//Вестник РСХД. 1933. 11/12. Предсоборное Присутствие 1906 г.//Путь. 1933. 38. С. 65–75. Из новой немецкой литературы о православии//Путь. 1938. 56. К столетию освобождения крестьян//Вестник РСХД. 1961. 60. Святая гора Афонская (К 1000-летию участия ее в жизни православной Церкви)//Вестник РСХД. 1963. 70/71. Архимандрит Макарий Глухарев — просветитель Алтая//Вестник РСХД. 1967. 85. Ivan Vasil’eviu Kireevskij: Leben und Weltanschauung. 1806–1856. Ein Beitrag zur Geschichte des rissischen Slavophilentums//Jahrbьcher fьr Kultur und Geschichte der Slaven. NF. 1933. 9. S. 390–427, 463–492 (часть докторской диссертации, полностью: Breslau, 1934). Westler und Slavophile in der neueren Forschung//ZSP. 1933. 10. S. 195–209; 1934. 11. S. 439–449. Die Ostkirche betet//Путь. 1935. 49; 1936/1937. 52. Leben und Lehre der Starzen. Wien, 1936. 2. Aufl. Kцln; Olten, 1952; на фр. яз.: Moines de la Sainte Russie. Tours; Paris, 1967; на русск. яз.: Жизнь и учение старцев//БТ. 31. М., 1992; 2-е изд. М., 1997 (в печати). Studien zum Klosterwesen RuЯlands. 1: Der Werdegang des russischen Starzentums//Kyrios. 1937. 2. S. 95–112; 2: Zum Problem des Klosterbesitzes im 15. und 16. Jh.//Kyrios. 1939/1940. 4. S. 29–38.

http://sedmitza.ru/lib/text/436423/

Да благословит тя Господь от Сиона и узриши благая Иерусалима. Во всяком нашем деле и начинании да призываем помощь Божию, ибо Он сказал: Без Мене не можете творити ничесоже. Господь ищет от нас правыя веры и благих дел по заповедям Его. Но аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы; еже должны бехом сотворити, сотворихом, сказал Господь. И паки: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит. Да пребудем в Православной вере и повиновении Святой Церкви и пастырям и учителям нашим. Церковь есть столп и утверждение Истины. Да призываем в помощь нашему спасению Милосердную нашу Заступницу Царицу и Богородицу Деву Марию, святых Ангелов хранителей наших и святых угодников Божиих – их молитвы много могут о нас ходатайствовать. По силе своей стараться иметь любовь к ближним в помышлениях, словах и делах, ибо любовь покрывает множество грехов; но оная не может совершиться без смирения и без умерщвления собственного я. А без любви к ближним не может исполниться и первая заповедь – любовь к Богу. И что бы мы ни сделали благо, как – выше оказано, не полагаем в оном нашего спасения, но имеем надежду на искупление Спасителя нашего Господа Иисуса Христа безценной Его Кровию и помним, что мы грешницы, и Господь пришел грешников спасти. В надежде на милосердие Божие да приносим всегда покаяние со смирением, и получим мир и успокоение в совести нашей, чего усердно желаю всем и мне, грешнику, иеромонаху Макарию“. Общение со старцем Макарием стало темой первых записей. Вот, например, 3 июня Киреевский со Старцем поехал к фотографу Пеше, чтобы сняться вместе. На следующий день Иван Васильевич, как он пишет, ходил пешком для получения готовых дагерротипов. 5 июня: „Был у обедни. Ходил к нотариусу... За чаем был о. Макарий. Говорил о внутреннем слове, о смирении: „Когда мы видим сучок в глазу брата, то бревно непременно должно быть в нашем“. – „Покуда видим в других пороки, до тех пор в нас нет смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Если вспомнить, что через год произошло восстание декабристов, то ясно станет, где его корни. Отметим здесь, что после подавления этого бунта молодой Император Николай Павлович сам еженощно допрашивал арестованных, обходился с ними внимательно, хотя и строго, и большинство из них расположил к себе. Письма и записки сосланных в Сибирь и воевавших на Кавказе простыми солдатами декабристов свидетельствуют о том, что многие из них покаялись, вернулись в лоно Православной Церкви, стали патриотами Святой Руси (об этом историки всегда умалчивали, как и о предсмертном покаянии Рылеева и Муравьёва-Апостола, о котором свидетельствовал их духовник протоиерей Пётр Мысловский, о чем говорили и их последние письма, полные веры в Промысл Божий). Вот только к 1840-м годам пришло время для великого дела – издания святоотеческих православных книг. Благому начинанию оптинцев помог благоволивший к старцам Московский митрополит Филарет, член Святейшего Синода: он взял на себя ответственность за эти издания и благословил издателей. Нашлись и благочестивые помощники из мирян: в Петербурге А.С. Норов , министр народного просвещения, ученый путешественник по православному Востоку (пять томов составили его замечательные записки); в Москве патриоты и славянофилы М.П. Погодин (историк, писатель, профессор Московского университета), С.П. Шевырёв (поэт, критик, тоже профессор), М.А. Максимович (писатель и профессор), духовный писатель А.Н. Муравьёв , С.А. Бурачок (издатель журнала «Маяк»), Т.И. Филиппов (литератор), В.И. Аскоченский (писатель, издатель журнала «Домашняя беседа»). Но наиболее существенную помощь оказывали старцу Макарию его духовные чада супруги Иван Васильевич и Наталья Петровна Киреевские. В скиту сотрудниками старца Макария по изданию книг стали послушник Леонид (Кавелин , будущий церковный писатель и наместник Троице-Сергиевой Лавры в сане архимандрита), иеромонах Амвросий – будущий преподобный старец, монах Ювеналий (Половцев , впоследствии архиепископ Литовский и Виленский), послушник Павел (впоследствии иеромонах Платон). Не остался в стороне от этого дела и настоятель Оптиной пустыни отец Моисей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010