Разделы портала «Азбука веры» Великий русский мыслитель Иван Васильевич Киреевский один из ярчайших выразителей идей Святой Руси. Киреевский в числе первых обоснованно и твердо объявил об особом пути России и о спасительной роли Православия как единственного истинно христианского вероучения. «Все, что препятствует правильному и полному развитию Православия, – писал И. В. Киреевский, – все то препятствует развитию и благоденствию народа русского, все, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, все то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут проникаться духом Православия государственность России и ее правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений». Киреевский родился 22 марта 1806 г. в дворянской семье. Отец его являлся страстным противником Вольтера и однажды сжег у себя в имении все его сочинения. Умер он, когда Иван Васильевич был еще мальчиком; воспитание детей (у Ивана Васильевича был младший брат Петр, известный «собиратель» народного творчества, исключительно чистый и цельный человек, – и сестра) было в руках матери – женщины замечательной по религиозности и силе характера. Она была в тесной дружбе с родственником ее, известным нам поэтом Жуковским, и под влиянием его была горячей поклонницей немецкого романтизма. Оставшись вдовой, она вышла вторично замуж за Елагина – поклонника Канта и Шеллинга (последнего Елагин даже переводил на русский язык). В такой среде, насыщенной умственными и духовными интересами, рос Иван Васильевич. Когда семья переехала в Москву, Иван Васильевич стал брать уроки на дому, прекрасно изучил древние и новые языки, слушал публичные курсы профессоров университета (в частности, шеллингианца Павлова). Выдержав экзамен, Киреевский поступил на службу в Архив Министерства иностранных дел, где встретил ряд талантливых молодых людей (особая дружба связывала его с А. Н. Кошелевым), вместе с которыми основал общество «любомудров». В этом философском кружке занимались почти исключительно немецкой философией. По закрытии кружка (в 1825) Киреевский, продолжая свои занятия по философии, начинает печатать свои статьи (литературно-критического характера), которые обращают на себя всеобщее внимание.

http://azbyka.ru/way/ivan-vasilevich-kir...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (2.04.1806, Москва - 12.06.1856, С.-Петербург), рус. философ, писатель, публицист. Брат П. В. Киреевского . Жизнь И. В. Киреевский Фотография. 1-я пол. XIX в. И. В. Киреевский Фотография. 1-я пол. XIX в. Род. в семье отставного секунд-майора Василия Ивановича Киреевского; крещен в ц. Николы Явленного на Арбате. Дата рождения К. устанавливается на основании метрической записи ц. Николы Явленного за 1806 г. (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 745. Д. 154. М/ф. 3. Л. 101 об.), где указана дата крещения - 9 апр., а также данных Московской консистории (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 208. Ед. хр. 1257. Л. 1-1 об.). Детство К. прошло в отцовском имении Долбино Лихвинского у. Калужской губ. (ныне Белёвского р-на Тульской обл.). Отец К., широко образованный человек, соединявший интерес к науке и масонские увлечения со строгим православным благочестием, во время войны 1812 г. заведовал больницей в Орле, сам участвовал в лечении раненых, принимая и русских и французов, заболел тифом и умер 1 нояб. 1812 г. Мать, Авдотья Петровна, вышла замуж вторично; отчим, А. А. Елагин, участник войны 1812 г., привез из заграничного похода «Критику чистого разума» И. Канта , переводил «Философские письма о догматизме и критицизме» Ф. В. Й. Шеллинга . Домашнее воспитание было продолжено с переездом семьи в 1821 г. в Москву. Здесь, в доме у Сухаревой башни, К. с братом Петром слушал домашние лекции профессоров И. М. Снегирёва, А. Ф. Мерзлякова, Л. А. Цветаева, посещал натурфилософские лекции проф. М. Г. Павлова. Здесь же началась долголетняя дружба с сыном соседа по дому, буд. активным участником славянофильского кружка А. И. Кошелевым . 23 янв. 1824 г., сдав «комитетский» экзамен, К. был принят в московский Главный архив Коллегии иностранных дел, где служил вместе с братьями Д. В. и А. В. Веневитиновыми, Кошелевым, В. П. Титовым, С. П. Шевырёвым, С. А. Соболевским; стал участником литературно-философского Общества любомудрия, возглавляемого кн.

http://pravenc.ru/text/1840161.html

А.Г. Лушников Личность Глава I В начале XVII столетия Белевский дворянин Василий Семенович Киреевский 1 был награжден за осадное сиденье – получив свое поместье Долбино (в семи верст от тульского г. Белева, в пределах Калужской губ.) в вотчину. Этим было положено основание прочному дворянскому гнезду, которым потомки Василия Семеновича владели не одно столетие. Из той ветви рода Василия Семеновича Киреевского, которая срослась с Долбиным, и происходили, известные в истории России XIX века, «приснопамятные» братья Киреевские, старший Иван Васильевич – основоположник так называемого славянофильства у нас, – жизнь и учение которого составляют предмет предлагаемого очерка, и младший Петр Васильевич, знаток русской истории и собиратель русских народных песен. В родословной Киреевских для нашего Киреевского представляют существенное значение некоторые детали, которые и необходимо нам отметить, прежде чем перейти к фактам и лицам той семьи, из которой он непосредственно вышел. А именно: один из предков Ивана Васильевича Киреевского , сын вышеназванного Василия Семеновича Иван Васильевич, окончил свою жизнь иноком в Кирилло-Белозерском монастыре, другой предок нашего Киреевского Иван Иванович, сын только что названного Ивана Васильевича, заявил себя как противник петровской реформы: в записках 2 , оставленных Иваном Ивановичем, были высказаны порицания Петру I-мy, при котором Ивану Ивановичу привелось пожертвовать бородою для успехов европейского просвещения. Эти факты родословной Киреевских как бы воскресли потом в личности Ивана Васильевича, в его глубоком интересе к аскетической литературе и в его взгляде на «характер просвещения Европы». Разумеется, что те же самые черты своего духовного облика Иван Васильевич мог унаследовать и от отца своего Василия Ивановича (1773–1812), который (он приходился правнуком названному выше Ивану Ивановичу) во многом, как увидим, напоминал своих прадедов. А теперь посмотрим, в какой обстановке быта и в обстановке каких лиц протекали ранние годы И. В. Киреевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Виктор Афанасьев Дом в приходе храма Трех Святителей В Москву старец Макарий приехал на почтовых лошадях. Его спутниками были монахи Иоанн и Иларион, последний – келейник его. Они остановились в доме Ивана Васильевича Киреевского в Хоромном тупике возле храма Трех Святителей у Красных ворот. Тогда это была окраина Москвы. Над одноэтажными домами, утопающими в садах, одиноко возвышалась Сухарева башня. Здесь были и мещанские слободы, и барские поместья, каким собственно и был дом Киреевского, окруженный разными хозяйственными службами и парком. Стояли погожие дни мая 1852 года. Киреевские не выехали в свое имение Долбино, так как должны были заниматься делами по изданию подготовленных Оптиной Пустынью святоотеческих книг. Ради этих дел приехал в Москву и старец Макарий. В первый же день он побывал у митрополита Московского Филарета, с которым был у него разговор об очередной рукописи. Надо было посетить и Троице-Сергиеву Лавру, вернее, Духовную Академию, где находился духовный цензор издаваемых Оптиной книг. В типографии Готье заканчивалось печатание очередной книги – „Преподобных отцев Варсануфия Великаго и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошение учеников“ (исправленной по старому церковно-славянскому переводу преподобным Паисием, а теперь сверяемой старцем Макарием и Киреевским с греческим оригиналом). Иван Васильевич и Наталья Петровна были одни в большом усадебном доме, так как мать и отчим Киреевского, сестра, сводные братья – все уже уехали, каждый в свое имение, так как был уже произведен семейный раздел всего состояния. Брат Ивана Васильевича Петр также отбыл в свою тульскую Киреевку. В день приезда Старца Киреевские были у Трех Радостей (как называли они храм Трех Святителей). Они часто бывали на церковных службах, брали с собой детей. Усердно молились за старшего сына, Василия, учившегося в петербургском Лицее. Старца приняли с радостью. Как писал о. Макарий в то время оптинцам: „Мы много обязаны нашим хозяевам: совсем отдельные комнаты и особый вход, лошадь, экипаж, о столе нечего и говорить. Спаси их Господи“. Старец со спутниками провел здесь целый месяц, так как немало нужно было исполнить дел. В обеденное время и вечером понемногу отдыхали, ведя беседу с Киреевскими, всегда духовную.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

III. Проблемы современной педагогики Две России – два вида образованности Расцерковление жизни, происходящее в России на протяжении двух последних веков, привело к тому, что изменилось мировоззрение человека, его отношение к национальной идее. Присущий допетровской эпохе взгляд на образованность как на внутреннее устроение духа в XVIII веке вследствие отпадения от веры приобрел рационалистичность, притязающую на высшее и полное познание истины. Наиболее глубоко различие между двумя видами образованности изучил один из основоположников славянофильства русский философ Иван Васильевич Киреевский . Он полагал, что возвращение утраченного возможно путем переработки «европейской образованности» в духе учений восточной патристики. I. Русь святая и Россия великая Известно, что стремление человека к истине без должного духовного руководства может повлечь так называемую духовную подмену, когда истинные ценности, смыслы жизни извращаются, стараниями врага рода человеческого приобретают ложную направленность. В Православии такое состояние называется духовной прелестью. Подобное может случиться и с целым государством, если оно теряет духовную цельность. Россия своим духовным руководителем всегда имела Святую Православную Церковь . И тот, кто продолжает ее слушать и следовать ее законам, живет в России святой, где главным политическим, экономическим и нравственным законом является евангельская истина: «Стяжите же прежде Царство Божие и правду его, и остальное все приложится» ( Мф.6:33 ). В XVIII веке в национальном сознании идеал святой Руси стал заменяться идеалом великой России, заимствованным из Западной Европы. Отпавшие от Православия, забывая, что сказано: «Царство Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ), пытаются построить прообраз такого Царства на земле. Это стремление объединяет столь разных, на первый взгляд, коммунистов, желающих построить земное Царство Божие под видом коммунизма, и демократов, мечтающих об обществе потребления. На самом деле есть два полюса, существенно отличающихся между собой, – мир Православия и весь остальной, который под различными видами представляет мир земной, падший и греховный.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

     Совсем недавно прошли радостные и светлые праздники. Богослужение этих святых дней наполнено глубоким смыслом о тайне нашего спасения. В паремии навечерия Богоявления звучали слова пророка Варуха о том, что мы счастливы, потому что «мы знаем, что благоугодно Богу» (Вар. 4:4). Путь богоугождения указывают нам те, кто опытно им прошел, — святые всех времен и народов. Их наставления и пример жизни являются верными ориентирами для всех людей, ищущих спасения. Но ментальность современного общества зачастую далека от святоотеческих традиций и их идеалов. Сегодня найдется немало крещеных в Православии людей, которые по невежеству безосновательно считают Церковь Христову пережитком прошлого, навязывающим людям устаревшие правила и нормы жизни. В святые дни радости о воплощении Сына Божия и об обновлении природы силой Святого Духа многие из таких людей заходят в храм из праздного любопытства или ради формального соблюдения обычаев только затем, чтобы набрать крещенской воды. Подобное состояние скепсиса и теплохладности веры российское общество переживает не впервые. Еще в XIX веке представители славянофильского движения осмысливали святоотеческое наследие, сохраняемое Православной Церковью, и отмечали гибельность вытеснения веры рациональным мышлением. В 1839 году Иван Васильевич Киреевский писал: «Все высокие умы Европы требуют новой духовной силы вне разума, требуют новой пружины жизни вне расчета — одним словом, ищут веры и не могут найти ее у себя, ибо христианство на Западе исказилось своемыслием» . Великий русский учитель веры и христианской жизни XIX века святитель Феофан, Затворник Вышенский , предупреждал об опасности для России забвения святоотеческой традиции и о восприятии чуждых ей духовных и нравственных идеалов. В своем не изданном возражении против вольномыслия он так писал об их пагубном влиянии на наше общество: «Уклонившись от пути правды, они (то есть люди Запада — М.К. ) потеряли всякий вкус к истине, и всякий призрак пути считают за самую истину, раскрашивают его прилипчивыми фразами и пускают таким образом этот фальшивый товар. А мы как дети — хватаем их мыльные пузыри, любуемся ими, восхищаемся» . В качестве отрицательного примера святитель Феофан приводил Францию, которая в XIX веке считалась самой передовой страной Европы: «Франция потеряла истину с тех пор, как наводнилась языческими взглядами, обычаями, искусствами, правилами жизни. Во всем этом они крепко запутались — многие из них сознают и стараются выпутаться, но кто вполне, кто немного» .

http://pravoslavie.ru/76980.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Святая обитель: Гоголь в Оптиной Пустыни Николай Васильевич Гоголь в своей жизни много путешествовал, объездил всю Европу, совершил паломничество в Иерусалим, собирался ехать на Святую гору Афон. Не раз бывал он в известных русских монастырях, в том числе в Оптиной Пустыни. Статья Слух о благодатных оптинских старцах с первой трети XIX века начал привлекать в монастырь едва ли не всю верующую Россию – от крестьянина до государственного деятеля, искавших духовного утешения и наставления, а также ответа на жизненно важные вопросы. Приезжали туда русские писатели-мыслители Иван Киреевский, Федор Достоевский, Лев Толстой, Константин Леонтьев. В этом ряду был и Гоголь, который с одобрением относился не только к молитвенной жизни пустыни, но и к ее издательской деятельности. В середине 1840-х годов по инициативе преподобного Макария и его духовных чад в миру Ивана Васильевича и Наталии Петровны Киреевских в Оптиной Пустыни началось издание святоотеческой литературы. Среди многих книг были выпущены творения преподобных отцов Исаака Сирина, Нила Сорского, Симеона Нового Богослова, Максима Исповедника, Аввы Дорофея. Настоятель монастыря архимандрит Моисей вместе со старцем Макарием рассылали эту литературу по всей России, в первую очередь в духовные семинарии и академии, на Афон, а также епископам всех епархий. Это была забота о духовном просвещении русского народа. Такую же цель имел и Гоголь.

http://bogoslov.ru/article/6192605

Трудно переоценить вклад в русскую культуру, который внесло, как оно названо А. Муравьевым, «оптинское движение» , впервые познакомившее широкого русского читателя с творениями преп. Исаака Сирина, издав их в 1854 г. Оптинские старцы понимали, насколько благотворно могут повлиять труды этого «божественного философа» на современную интеллигенцию, поэтому, когда представители этого класса посещали обитель и знакомились со старцами, эта книга им преподносилась в дар. К примеру, мысли преп. Исаака, едва попав на творческую ниву посещавшего Оптину Пустынь Ф.М. Достоевского, уже переходили в его литературные произведения. Так, жена Достоевского свидетельствовала, что в черновиках и в окончательной версии «Братьев Карамазовых» много раз приводится имя Исаака Сирина . Н.В. Гоголь, неоднократно бывший в Оптине и именно здесь познакомившийся с творениями преп. Исаака, впоследствии писал: «Жалею, что поздно узнал книгу Исаака Сирина, великого душеведца и прозорливого инока. Здравую психологию и не кривое, а прямое понимание души встречаем у подвижников-отшельников. То, что говорят о душе запутавшиеся в хитросплетенной немецкой диалектике молодые люди – не более чем призрачный обман. Человеку, сидящему по уши в житейской этике, не дано понимать природы души». После прочтения книги аввы Исаака, Гоголь на своем первом экземпляре издания «Мертвых душ» в некоторых местах сделал такие подписи: «Это писал я в прелести», «глубоко сожалею о “гнилых словах”, здесь написанных. Мне чуялось, когда я печатал эту главу, что я путаюсь…» . Известно, что когда писатель Лев Толстой вместе с Николаем Страховым были на приеме у старца Амвросия, последний подарил Страхову книгу преп. Исаака Сирина. В книге Страхов написал своей рукой: «От о. Амвросия. Оптина Пустынь. 1877 г., 27 июля». Этот экземпляр хранится в библиотеке Санкт-Петербургской Духовной академии . Следует добавить, что весьма поспособствовал делу издания книги Исаака Сирина другой представитель русской интеллигенции, известный славянофил и философ И.В. Киреевский. Он непосредственно участвовал в переводе и сверке с греческим текстом, активно переписывался по этой теме с преп. старцем Макарием и свт. Филаретом Московским, лично встречался с последним по вопросам издания. Все это обусловило наилучшее качество вскоре вышедшей в свет книги. С уверенностью можно сказать, что подготовка и издание творений Исаака Сирина стали для Ивана Васильевича Киреевского последним поприщем его жизненного подвига. Спустя два года после ее выхода в свет, на 50-м году жизни, Иван Васильевич скоропостижно скончался.

http://pravoslavie.ru/107684.html

(К 125-летию со дня рождения). Посвящается С. Ф. Р. В развитии русской религиозно-философской мысли славянофилам принадлежит очень заметное место. И среди них Иван Васильевич Киреевский (1806–56) является одной из самых интересных личностей. Если Хомяков был богословом, а К. Аксаков – историком в славянофильской семье, то И. В. Киреевскому принадлежит место философа. Он не только был философом по призванию, но он так же был первым русским философом, стремившимся разрешить главнейшую проблему человеческого духа – отношение веры и знания, разрешить притом в духе православия и в связи с особенностями русского национального духа. На путях разрешения этих вопросов Киреевскому пришлось коснуться многих интересных проблем религиозно-философского и культурно-исторического характера. До настоящего времени мы не имели ни подробно разработанной биографии (I), ни сводки миросозерцания Киреевского. В настоящей статье мы не имеем возможности подробно остановиться на подробностях очень интенсивной жизни нашего славянофила. Однако кратко охарактеризовать ту культурную обстановку, в которой жил Киреевский, мы считаем необходимым, так как это объяснит нам некоторые особенности его религиозно-философской системы. Она осталась незаконченной: вся сознательная жизнь Киреевского совпала с Николаевской эпохой, не давшей возможности культивировать философские искания не только в среде русского общества, но даже и в замкнутом кругу друзей. Это все угасало порыв духа, останавливая мысль на полпути. Жизнь и верования Киреевского попали в широты этой эпохи: многое осталось незаконченным 1 внешне и нерешенным внутренне. Но и в таком виде взгляды Киреевского заслуживают внимания. Предки Киреевского принадлежали, как и у других славянофилов, к русскому служилому дворянству. Мы кратко остановимся только на отце Ивана Киреевского. Это была интересная и незаурядная личность. Человек образованный, знавший пять языков, отец Киреевского был поклонник опытных наук: медицины и «божественной науки» химии; при этом он был страстный ненавистник Вольтера и в один прекрасный день сжег все сочинения фернейского философа на барском дворе, и вообще в частной и общественно-служебной жизни слыл за чудака.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010