Стефенс, один из первоклассных двигателей наук в Германии, особенно знаменит как литератор-философ. Друг Шеллинга, сначала его своеобразный последователь, потом самобытный создатель собственного своего направления, он не образовал, однако же, никакой особенной школы, не составил никакого систематического учения; но на все школы, на все системы, на все мнения и партии действовал сильно и возбудительно. Потому, следы его влияния на антропологию, на геологию, ботанику, физику, зоологию и почти все естественные науки, но особенно на философию, были не столько приметные, сколько существенные. Но если воззрения его всегда действовали живительно на Германское любомудрие, не смотря на разногласие его стремления с господствовавшим до сих пор направлением рационализма, то в наше время, кажется, предназначено ему получить еще особенный смысл и значение от совпадения его требований с настоящим требованием философии. Характер его мышления заключается в беспрерывном стремлении от понятия отвлеченного к понятию живому, и от живого бытия к разумному сознанию. Он постоянно искал той неосязаемой черты, где наука и вера сливаются в одно живое разумение, где жизнь и мысль одно, где самые высшие, самые сокровенные требования духа находят себе не отвлеченную формулу, но внятный сердцу ответ. Он был рожден для этого стремления: в нем все движения разума, каждое колебание ума, каждое трепетание мысли, невольно переходили в музыкальную вибрацию души; цифры обращались в звуки, отвлеченные формулы – в живые воззрения. Он испытал все, для удовлетворения своей глубокой потребности – сознать живую истину: не только изучил, но пережил все системы философские, испробовал на себе различные формы Западного верования, сделавшись из Протестанта Католиком, и потом из Католиков перейдя опять в Протестанта. Его жизнь, им самим написанная, под названием: Was ich erlebte, и еще не доведенная до настоящей минуты, есть одна из самых замечательных книг современной литературы. Занимательность психологического романа соединяет она с интересом действительности и с значительностью философского воззрения. Она наполнена самых живых рассказов вместе с самыми глубокими мыслями, представленными с увлекательною и поэтическою ясностью. Внешние и внутренние события его собственной жизни сливаются в ней со всею историей его времени, разнообразно перемешиваясь с живописными описаниями природы, с частными анекдотами, с остроумными характеристиками и глубокими замечаниями. После исповеди Руссо, записок Лас-Казаса, мемуаров Байрона и Гете, жизнь Стефенса останется как необходимое дополнение характеристики нашего времени: окно на внутреннее развитие философа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Титовское. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь Карта и ближайшие объекты Тихвинская церковь построена из кирпича в 1758 г, на средства Киреевской, Квашниной и Муравьевой. Храм типа " восьмерик на четверике " с прямоугольным алтарем, бесстолпной трапезной и трехъярусной шатровой колокольней - характерный образец провинциального культового зодчества эпохи барокко; композиционными и строительными приемами тесно связан с архитектурой конца XVII в. Восьмерик, несущий высокий, параболического очертания сомкнутый свод, опирается на ступенчатые тромпы. Его кровля в виде низкого шатра в совокупности с шатровым покрытием колокольни, снабженном двумя рядами " слухов " , вносят в облик памятника наиболее ощутимые черты традиционализма. Трапезная перекрыта лотковым сводом с распалубками над окнами. Два находившихся в ней придела снаружи выявлены глухими, поставленными на восточных углах гранеными барабанами с кирпичными главами в форме колокола. Скромный декор здания, типичный для раннего барокко, имеет плоскостный характер. Это рамочные наличники с " ушами " и трилистником-замком, разнообразно отделанные лопатки, несложные карнизы из лекальной кирпича. Фасады, прежде белившиеся по кладке, недавно оштукатурены и окрашены в голубой цвет. Интерьеры заново отделаны в 1990-х гг. и подготовлены к росписи. Полы из метлахской плитки. Село Титовское в начале XVII века в переписных книгах значилось за боярином Пименом Васильевым. В это время здесь была уже церковь в честь великомученика Димитрия Солунского «древяна ветха без пения». К 1689 году местным помещиком Максимом Григорьевым церковь «была исправлена, и в ней началось богослужение». В это время при церкви были «поп Иван Иванов и пономарь». В 1758 году на средства помещиц Киреевской, Квашниной и Муравьевой вместо деревянного храма был построен каменный храм с трехъярусной шатровой колокольней. Первоначально в церкви было три престола: центральный – в честь Тихвинской иконы Божией Матери и два боковых – в честь святых праведных Захарии и Елизаветы и великомученика Димитрия Солунского. В 1883 году первый боковой придел был упразднен. Антиминсы на обоих престолах освящены Феофилактом, епископом Переславским и Дмитровским. Особым уважением прихожан пользовалась Тихвинская икона Божией Матери. С обратной стороны иконы подпись: «Сей святой образ написан с чудотворного образа во святой обители Тихвинской, мерою и изображением точно с того чудотворного образа Пресвятой Богородицы обещанием вдовы Настасии Квашниной 1756 года, декабря 6 дня».

http://sobory.ru/article/?object=00056

Подвислово. Церковь Иоанна Богослова. Карта и ближайшие объекты В 13 верстах от уездного города. Подвислое в качестве села упоминается в списках с Ряжских писцовых книг Гр. Киреевского 1629 – 31 гг., где при бывшей уже в том селе  церкви во имя Ивана Богослова показаны: « во дворе поп Иван, во дворе дьячок Давидко Иванов, во дворе пономарь Фомко Иванов, во дворе проскурница Марьица, да  на церковной  же земле нищие питаются от церкви Божией». По окладным книгам 1676 г. церковной земли состояло 20 четвертей  в поле, сенных покосов на 50 копен и 72 двора приходских, большую часть коих составляли дворы драгунские. В тех же окладных книгах замечено, что « в нынешнем 1708 году января в день, по указу преосвященного Стефана, митрополита Рязанского и Муромского, по челобитью села Подвислова попа Василия и новоприхожих прихожан солдатского пятидесятника Алексея Чернышова   с товарищами, что челобитьем своим  с. Поплевина поп Иван тех новопрохожих прихожан отымал к себе в приход.  По розыску на деле за архиерейскою пометою велено приписать их  в приходе к с. Подвислову ». По досмотру «домового Казенного Приказу подьячего Алексея Протопопова с окольными священники,  в том с. Подвислом двор попов Васильев, двор дьячков, да  в приходе старинных и новопрохожих 89 дворов солдатских, 3 двора нищих, всего 94 двора; с  вышеписанной земли и сенных покосов  и по новому досмотру с того приходу дани по новому окладу на нынешний 1708  год  и впредь  платить на год 2 руб. 2 алтына 5 денег, кроме пошлины». На место упоминаемой в XVII столетии Богословской церкви и пришедшей в ветхость, в 1725 году  в  с. Подвислом поставлена была новая церковь  в прежнее же храмонаименование; в существующей ныне в том селе деревянной также  Богословской церкви придел в честь св. Митрофания освящен в 1847 году марта 4, настоящая – 23 ноября 1857 г., придел Богородицерождественский – в позднейшее время. Церковной земли во владении притча ныне состоит пахотной  33 десятины. В состав прихода, кроме  села с 190 дворами, входит деревня Приянка с 51 двором, в коих числится муж. пола 1002, жен. пола 1053. По штату 1873 г. в  причте положены 1 священник и 1 псаломщик.       

http://sobory.ru/article/?object=20267

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II перед концертом в заключение Церковно-общественного форума «Единением и любовью спасемся» 6 октября 2005 г. 08:40 Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Событие, воспоминаемое ныне, запечатлелось в исторической памяти народов России как поворотный момент истории государства и общества, как выражение силы народного духа, способного сплотить воедино все силы ради общей великой цели — защиты своей земли. Трудно переоценить значение Куликовской битвы в становлении российской государственности, в формировании единой культуры и общенационального менталитета. Конечно, с исторической точки зрения Куликовская битва – только начало нового этапа развития России. Еще предстояло полное освобождение от ордынского ига и объединение всех земель вокруг Москвы. То историческое значение, которое имело сражение на Куликовом поле, связано с качественно новым этапом в духовном становлении нашего народа. Люди почувствовали себя единым целым и получили явное подтверждение, что в единстве – сила. Другой отличительной чертой события стало осознание, что только Православие, вера отцов, может скрепить это единство и придать высший смысл существованию объединенного русского государства. Слова, сказанные Преподобным Сергием Радонежским князю Димитрию Донскому указывают, что главной целью битвы было стремление отстоять православный строй нашей жизни: «…враги хотят от нас чести и славы — дадим им; если хотят злата и серебра — дадим и это; но за имя Христово, за веру православную нам подобает душу свою положить и кровь свою пролить». Активная позиция Русской Православной Церкви способствовала формированию в сознании людей представления об особой ответственности Московского государства в деле объединения русского народа, его роли хранителя, защитника и распространителя Православия. Выдающийся российский мыслитель XIX века Иван Васильевич Киреевский со свойственной ему проницательностью заметил:  «Особенность России заключалась лишь в самой полноте и чистоте того выражения, которое христианское учение получило в ней, — во всем объеме ее общественного и частного быта».

http://patriarchia.ru/db/text/51743.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Иван Васильевич Киреевский Ко дню памяти великого русского мыслителя 24.06.2016 750 Время на чтение 7 минут Ко дню памяти великого русского мыслителя Ивана Васильевича Киреевского (22 марта/4 апреля 1806 - 12/25 июня 1856) мы переиздаем статью основоположника славянофильства, богослова, философа, историка, поэта, публициста Алексея Степановича Хомякова (1804 - 1860). Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по первому изданию: Русская Беседа. 1856.- N2.- С.3-8 ) , подготовил профессор А. Д. Каплин. Примечания - составителя. + + + Статья, нами напечатанная , «О необходимости и возможности новых начал для философии» составляла только первую половину или часть более полного разсуждения об этом предмете. Она содержит в себе критику исторического движения философской науки; следующая же часть должна была заключать в себе догматическое построение новых для нее начал. Таково было намерение автора, таковы были наши надежды; но Бог судил иначе. Труд, временно прерванный поездкой Ивана Васильевича Киреевского в Петербург, прерван навсегда его неожиданною кончиною. Быстро и неудержимо развившаяся холера положила предел прекрасной и полезной жизни, только еще вступавшей в полную деятельность. Он умер на руках сына и двух друзей, Алексея Владимировича Веневитинова, друга его ранней молодости, и графа Комаровского, которому писал он всем известное письмо, напечатанное в «Московском Сборнике» . Неисповедимы судьбы Господни! Сердце, исполненное нежности и любви, ум, обогащенный всем просвещением современной нам эпохи; прозрачная чистота кроткой и беззлобной души; какая-то особенная мягкость чувства, дававшая особенную прелесть разговору; горячее стремление к истине, необычайная тонкость диалектики в споре, сопряженная с самою добросовестною уступчивостью, когда противник был прав, и с какою-то нежною пощадою, когда слабость противника была явною; тихая веселость, всегда готовая на безобидную шутку, врожденное отвращение от всего грубого и оскорбительного в жизни, выражении мысли или в отношениях к другим людям; верность и преданность в дружбе, готовность всегда прощать врагам и мириться с ними искренно; глубокая ненависть к пороку и крайнее снисхождение в суде о порочных людях; наконец, безукоризненное благородство, не только не допускавшее ни пятна, ни подозрения на себя, но искренно страдавшее от всякого неблагородства, замеченного в других людях, - таковы были редкие и неоцененные качества, по которым Иван Васильевич Киреевский был любезен всем, сколько-нибудь знавшим его, и безконечно дорог своим друзьям. Смерть его останется неисцелимою раною для многих.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/25/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Зачем нам Лествичник? Ответы пастырей 28.03.2014 371 Время на чтение 16 минут В наше время многие миряне спрашивают: с какой стати им, людям XXI века, поступать в соответствии с правилами, написанными монахами и для монахов еще в седой древности? Зачем им читать монашеские книги, в которых нет и отдаленного упоминания тех проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся? Вот и 4-я неделя Великого поста посвящена монаху, жившему 1,5 тысячи лет назад. Насколько же актуальны писания преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, в XXI веке? Неужели в них есть что-то для нас ценное? Ответить на эти вопросы мы попросили протоиерея Сергия Правдолюбова , священника Димитрия Шишкина и диакона Валерия Духанина . Преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайского монастыря «Все основные проблемы человеческой жизни коренятся в наших страстях и грехах, с которыми мы не умеем бороться» Диакон Валерий Духанин Диакон Валерий Духанин , кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии: - Мне сразу же вспоминаются слова известного психолога Уильяма Джемса, который, прочитав аскетические слова преподобного Исаака Сирина , сказал: «Да это же величайший психолог мира!» Оказывается, святые отцы-аскеты, жившие в древнее время, знали тайны жизни и загадки человеческой души лучше самых известных психологов нашего мира. У Николая Васильевича Гоголя настольной книгой была именно «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника. Гоголь часто обращался к ней за разрешением вопросов своей духовной жизни. А известный философ Иван Киреевский, увлекавшийся Гегелем, Шеллингом, когда по просьбе своей глубоко верующей жены взял в руки «Отечник», то был настолько поражен мудростью простых святоотеческих изречений, что с этого момента посвятил себя Православной Церкви. То есть мы видим, что представители светской культуры изумлялись глубине писаний святых отцов, видели там подлинную мудрость. Конечно, писания святых отцов - не развлекательная литература, которая уносит душу в заманчивые фантазии. Святоотеческая письменность читается с усилием, но она вносит в душу благодатный мир, открывает глаза на собственное состояние и на то, что же нам нужно делать.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Михаил Нестеров. «Святая Русь»      Русский философ-славянофил Иван Васильевич Киреевский сказал, что «человек – это его вера». Но кого можно считать верующим или религиозным человеком? Что вообще это значит – быть религиозным, и откуда взялось само слово «религия»? С этой статьи мы в рубрике «Толковый словарь» начинаем разбирать и латинские слова. Латинский язык тоже очень важен для Православной Церкви. Как и древнегреческий, это язык Священного Писания. Знаменитая Вульгата, переведенная Блаженным Иеронимом, написана в конце 4 – начале 5 века после Рождества Христова. На латинском языке писали многие отцы Церкви: Тертуллиан, Августин, Лактанций, Иоанн Кассиан Римлянин и другие. Многие слова в русском языке, важные для христианской религии и религиозного сознания, восходят к латинскому языку. То же слово «религия», например. Или «семинария», «конфессия», «культ» и т.д. Поэтому латинский язык наряду с церковнославянским и древнегреческим всегда преподавался в духовных школах (академиях и семинариях) Русской Православной Церкви. Более того, само преподавание в семинариях в нашей стране велось на латинском языке вплоть до 1820–1830-х гг.! Лишь позже в семинариях полностью перешли на русский язык. Также из латинской лексики берут свое происхождение слова, которые обозначают важные и актуальные явления, отношение к которым сегодня далеко не безразлично для церковного сознания: либерализм, фанатизм, секулярность, толерантность, интеллигенция, мораль, цивилизация, культура и т.д. Все эти слова тоже пришли из латинского языка. Начнем же мы латинский Толковый словарь со слова «религия». Думаю, это будет логично. Существует несколько теорий о происхождении или этимологии слова religio(eщe это слово имеет в латинском языке такие значения как совестливость, благочестие, благоговение, святость и даже сомнение). Каждая из них по-своему интересна и позволяет лучше видеть в феномене религии и религиозности разные смысловые грани. Итак, еще знаменитый римский оратор и политик 1 в. д.н.э. Цицерон производил religio от глагола relegere – вновь собирать, посещать, перечитывать, опять осуждать и обдумывать. Вот что он говорил в своем трактате «О природе богов»:

http://pravoslavie.ru/81392.html

Закрыть Братья Киреевские. Жизнь и труды их Часть 1 23.06.2015 1252 Время на чтение 40 минут Иван Васильевич Киреевский Петр Васильевич Киреевский Ниже ко дню памяти великого русского мыслителя Ивана Васильевича Киреевского (22 марта/4 апреля 1806 - 12/25 июня 1856) мы переиздаем сочинение историка, публициста, педагога Валерия Николаевича Лясковского (1858-1938). «Почти мальчиком» В.Н. Лясковский познакомился с И.С. Аксаковым, посещал аксаковские «пятницы», сотрудничал в газете И.С. Аксакова «Русь». С 1882 г. служил в архиве МИД. С 1884 г. переехал в свое небольшое орловское имение «Дмитровское-Истомино». По соседству находилось имение Киреевка (Киреевская слободка), братьев И.В. и П.В. Киреевских (умерших в 1856 г.), где жила вдова Ивана Васильевича - Наталья Петровна (рожд. Арбенева). В 1898 г. В.Н. Лясковский купил Киреевку, сохранил и разобрал архив Киреевских и написал первые биографии об основоположниках славянофильства. После 1917 г. имение его было конфисковано, а библиотека Киреевских разорена и уничтожена. В 1937 г. В.Н. Лясковский был арестован, погиб в заключении. Публикацию (в сокращении) специально для Русской Народной Линии (по первому изданию: Братья Киреевские. Жизнь и труды их. - СПб.: Изд. Об-ва ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, 1899.- 99 с. ) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничные сноски автора и составителя заменены концевыми. + + + I. Невдалеке от Белева над рекой Выркой, при впадении в нее Чермошны и Вязовни, стоит село Долбино, старинная вотчина рода Киреевских. Ровесница ее старины, древняя церковь, одна высится ныне неизменным памятником прошлого. В 1805 году долбинский помещик, Василий Иванович Киреевский, женился на Авдотье Петровне Юшковой. Этим браком породнились две исключительно просвещенные семьи. Секунд-майор гвардии, владелец состояния в тысячу душ, блестящий, молодой, независимый, Киреевский имел полную возможность пожить «в свое удовольствие», а мы знаем, какова была в те времена подобная жизнь. Но не таков был Василий Иванович, и не таковы были жизненные задачи, которые носил он в душе своей. Получив обширное по тому времени образование, зная пять языков, Киреевский чувствовал призвание к естественным наукам и медицине. У него была своя лаборатория, а лечением занимался он постоянно. Испытывал он свои силы и на поприще словесности - переводил повести, романы и сам немного сочинял.

http://ruskline.ru/analitika/2015/06/24/...

Закрыть Братья Киреевские. Жизнь и труды их Часть 2 24.06.2015 3989 Время на чтение 39 минут Иван Васильевич Киреевский Петр Васильевич Киреевский Ниже ко дню памяти великого русского мыслителя Ивана Васильевича Киреевского (22 марта/4 апреля 1806 - 12/25 июня 1856) мы переиздаем сочинение историка, публициста, педагога Валерия Николаевича Лясковского (1858-1938). «Почти мальчиком» В.Н. Лясковский познакомился с И.С. Аксаковым, посещал аксаковские «пятницы», сотрудничал в газете И.С. Аксакова «Русь». С 1882 г. служил в архиве МИД. С 1884 г. переехал в свое небольшое орловское имение «Дмитровское-Истомино». По соседству находилось имение Киреевка (Киреевская слободка), братьев И.В. и П.В. Киреевских (умерших в 1856 г.), где жила вдова Ивана Васильевича - Наталья Петровна (рожд. Арбенева). В 1898 г. В.Н. Лясковский купил Киреевку, сохранил и разобрал архив Киреевских и написал первые биографии об основоположниках славянофильства. После революции имение его было конфисковано, а библиотека Киреевских разорена и уничтожена. В 1937 В.Н. Лясковский был арестован, погиб в заключении. Публикацию (в сокращении) специально для Русской Народной Линии (по первому изданию: Братья Киреевские. Жизнь и труды их. - СПб.: Изд. Об-ва ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, 1899.- 99 с. ) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничные сноски автора и составителя заменены концевыми. + + + V. Весною 1834 года тоска, овладевшая Иваном Васильевичем, была развеяна радостным событием: Наталья Петровна Арбенева, которой он вторично предложил руку, согласилась сделаться его женой. Жуковский был заочно посаженым отцом Киреевского. Любя жениха и невесту, одинаково родных ему по крови, он очень радовался этому браку. Быть может, к этой радости в его душе примешивалось воспоминание о своем собственном, не сужденном ему и уже давно погибшем счастье... В самый день свадьбы он писал молодым в Москву: «Теперь утро 29 апреля: переношусь мысленно к вам, провожаю вас в церковь, занимая данное мне место отца, и от всего сердца прошу вам от Бога мирного, постоянного, долголетнего счастья...»

http://ruskline.ru/analitika/2015/06/25/...

Статистика Киреевский Иван Васильевич Иван Васильевич Киреевский (22 марта (3 апреля) 1806, Москва — 11 (23 июня) 1856, Санкт-Петербург) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист. Сын орловского помещика Василия Ивановича Киреевского и Авдотьи Петровны, урождённой Юшковой. Учился у Гегеля (в Берлине) и у Шеллинга (в Мюнхене); рассматривал Гегеля как рационалиста и последователя Аристотеля, как последнюю и высочайшую из возможных вершин западной мысли, которой должно быть противопоставлено русское мировоззрение, построенное на чувстве и чистой ортодоксальной вере. Киреевский — поборник славянофильства и представитель его философии. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса европейского Просвещения. Задачей самобытной русской философии считал переработку передовой философии Запада в духе учений восточной патристики. Труды Киреевского впервые были изданы в 1861 в 2 томах. Философские идеи Главенствующее место у Киреевского занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к «уклонению разума и сердца от истинных убеждений», и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире. Вторая опасность для современного человека, если он не достигнет цельности сознания, особенно актуальна, полагал Киреевский, ибо культ телесности и культ материального производства, получая оправдание в рационалистической философии, ведет к духовному порабощению человека. Принципиально изменить ситуацию может только перемена «основных убеждений», «изменение духа и направления философии». Как и Хомяков в учении о соборности, Киреевский связывал рождение нового мышления не с построением систем, а с общим поворотом в общественном сознании, «воспитанием общества». Как часть этого процесса общими («соборными»), а не индивидуальными интеллектуальными усилиями и должна была войти в общественную жизнь новая, преодолевающая рационализм, философия. Суть этого пути — стремление к сосредоточенной цельности духа, которая дается только верой: «осознанием об отношении человеческой личности к личности Божества». Этому должна помочь также и аскеза — необходимый элемент не только жизни, но и философии. В то же время Киреевский отнюдь не считал бессмысленным опыт европейского философского рационализма: «Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины». Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/830

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010