Не удалось извлечь искомое из базы (((

Думаем, наконец, что намерения епархиального начальства, касательно крестов придорожных, равно, как и самый обычай ставить эти кресты, должны быть достаточно понятны совету киевского Свято-Владимирского братства. А совет братства вот что говорит в 7 пункте протокола своего заседания, 10 августа текущего года: «в бывшем, 12 июля, общем собрании членов Свято- Владимирского братства, господин начальник края заявил, что он, объезжая здешний край, замечал на крестах, которые ставит народ на дорогах и перекрестках, латинско-польские украшения, несоответствующие намерениям правительства. В настоящем собрании, члены совета решили: просить духовную консисторию, чтобы она внушила благочинным позаботиться об искоренении в своих благочиниях латинско-полъских украшений на крестах, как то: резных фигур Спасителя и ангелов, чтобы надписания (титла) на крестах писались буквами славянскими, а не латинскими и т. п., если только эти кресты поставлены православными». И ни откуда не видно, чтобы киевское епархиальное начальство когда-либо думало истреблять самый обычай ставить кресты придорожные; оно хотело только умерить ревность, с какою ставились в последнее время эти кресты. Понятно, когда говорят умерять ревность... Ревность самая добрая может иногда переходить в крайность. Известна, например, любовь народа к иконам. Но во время патриарха Никона она проявлялась, между прочим, ревностью каждого иметь свою икону в храме, пред которой владелец иконы только и думал молиться. Церковная власть должна была умерять подобную ревность. Или пример в другом роде: говорят, однажды богатый купец уездного города захотел пожертвовать 12.000 рублей на какое-либо религиозное дело и порешил устроить на эти деньги новый колокол для соборной церкви. Как ни уговаривали его, что колоколов у этой церкви очень достаточно, и новый будет совсем лишний, что богатая сумма может быть употреблена с большей пользой, – жертвователь устоял на своем. И по отношению к обычаю сооружать кресты мы помним случай, бывший за семь или восемь лет перед сим, в одном приходе минской епархии: когда, сверх креста, поставленного селом, более зажиточный крестьянин этого села хотел еще, без особого повода, поставить и свой крест; то священник отклонил его от этого, посоветовав купить воску и свечи – перед наместными иконами. Следуя совету епархиального начальства, приходские пастыри могут, действительно, извлечь немало пособий для своих храмов, для украшений их из того благочестивого настроения прихожан, которое проявляется в ревности к сооружению крестов.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Юг. зап. и Зап. Рос. 1863 г. март, II отд. стр. 161 а в Памят. Русск. старины в зап. г. Батюшк. 46 (везде устав совершенно одинаковый Ак. Зап. Рос. т. IV, стр. 41). Братства ограничивали не только духовную, но и имущественную власть своих владык. Так, мещане пинского братства, имевшие дома на церковной земле пинского епископа и находившиеся под его властью и присудом, били челом королю Сигизмунду III-мy в 1589 году, чтобы он «освободил все недвижимые имущества их и людей их от толок, коляд, ральцу резничаго, померного, и от всех других повинностей епископских, чтобы владыки пинские и на будущее время не брали с них никакой подати, исключая пошлин по духовному суду, и чтобы взамен того епископу ежегодно платили по 4 копы литовских грошей. Король, с ласки своей господарской, учинил все по челобитной мещан». Ак. 3. Р. т. IV, 11. 813 Акт. Зап. Рос. т. IV, 33, Собран. грам. и акт. минской губ. 139, стр. 302–306 и Журн. Минист. Народ. Просвещ. 1849 г. апрель, стр. 18, май, стр. 66 и 67. 814 Апокрисис киевск. изд. Арх. сб. док. отд. к ист. С. 3. К. т. II, 32, стр. 79 и Об. Русск. Д. Лит., стр. 229 и 280. Могущественные патроны и братства дерзали нарушать постановления соборов, и в таком случае все духовные должны были съезжаться на свой счет к митрополиту и его епископу и просить государя, чтобы определения собора были охраняемы его верховной властью. Ак. 3. Рос. т. I, 118, 166, 174 и Опис. Киево-Софийского соб. прил. 10, Ак. истор. ст. I, 289. 816 Еще в 1511 году, вследствие настойчивой просьбы мещан, митрополит Иосиф Солтан предоставил им право избирать кандидатов на праздное священническое место и присылать их к нему для рукоположения, в случае неодобрительного поведения священника, извещать митрополита для наряжения над виновным суда и следствия, и наконец, иметь контроль над церковным имуществом и, при осмотре, например, церквей митрополичьим наместником, присылать от себя двух или трех представителей, которые бы вместе с наместником составляли опись церковного имущества и вносили ее потом в магистратские книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Великое значение имела эта клятва потому, что вслед за православными участниками Брестского собора ее принял и повторил весь русский народ, еще не потерявший преданности своей вере. Брестская уния была для него как бы набатом, который разбудил и поднял даже глубоко спящих. Первым следствием этого пробуждения было стремление русского народа сплотиться, объединиться против врага в целях самозащиты. Это объединение выразилось в развитии и новой организации церковных братств, издавна существовавших на юго-западе. Теперь они широкой сетью покрывают русские и литовские области Польского государства, и в них сосредоточиваются все средства борьбы с пропагандой унии и католичества. Деятельность братств, состоявшая прежде в поддержании храмов, обеспечении духовенства и взаимопомощи, теперь значительно расширяется. У своих противников русские научились, какими средствами надо бороться с ними. Подобно иезуитам, братства главное внимание обратили на поднятие в народе образования и для этого начади открывать школы, заводить типографии, содержать при храмах особых проповедников и способным молодым людям давать средства для завершения своего образования за границей. В них закипела ни на минуту не ослабевающая разносторонняя деятельность, привлекая и объединяя всех лучших православных людей того времени. Одним из результатов этой широкой просветительной деятельности братств было возрождение и расцвет православной юго-западной литературы. Литература на юго-западе России существовала и ранее, но была слаба и малозначительна. В темную эпоху татарщины и почти до конца XVI века она, хотя и не разрывала связи с древней Киевской литературой, но не дала ничего самостоятельного и более или менее выдающегося. Деятельность южнорусских книжников в эту пору сосредоточивалась, главным образом, на том, чтобы сохранить старые памятники письменности и передать их потомкам. Но и это не всегда удавалось. Бурная политическая жизнь, частые войны и вторжения неприятелей, а потом пропаганда католичества мешали книжным занятиям, и древние памятники письменности оставались сохранными и переписывались лишь в некоторых старинных монастырях 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Понятное дело, что я не могу вводить почтенную публику в круг своих библиографических изысканий. Статья моя писана для специалистов. Для других лиц, по местам, она есть нечто побивающее всякий рекорд скуки, в виду чего, я, как бы извиняясь перед читателями нашего академического журнала, не раз те или иные разъяснения сопровождаю замечаниями: пишу для записных библиографов. Однако я все-таки позволю себе познакомить благосклонных читателей с процессом моей работы, для того, чтобы они могли видеть: профессор Голубев, на старости лет, все ли растерял свои мозги или у него некая частица их еще сохранилась. Побеседуем об Анфологионе. Профессор Титов, на основании не раз упоминаемых нами описей, привносит в каталог книг, вышедших из типографии Львовского братства новое, доселе неизвестное издание – Анфологион 1691 г. Издана ли была эта книга в означенном году? Профессор Голубев обращается к письменным памятникам, где можно бы встретить те или иные данные для уяснения этого вопроса и находит, что 7 апреля 1692 года произведена была ревизия всех книг, находившихся в складе Львовского братства, причем оказалось в наличности: Триодей Цветных 851 экз., Получасословцов – 750 и т. д.; а Анфологионов всего только два экземпляра. И вот проф. Голубев сообразил (для чего мозгов, разумеется, требовалось не много) что такая большая и очень дорогая книга, притом обыкновенно печатавшаяся в большом количестве экземпляров, никоим образом не могла быть распродана в течение одного года, и потому в 1691 году издана не была, и следов об издании братством этой книги в Архиве Львовского братства искать было бы трудом тщетным. То же обстоятельство, что Анфологионы в братском складе совсем были на исходе Израилеве, должно было побудить братство к наискорейшему изданию этой книги. Действительно, 9 августа (по новому стилю) того же 1692 года братство заключило условие с типографом Симеоном Ставницким о напечатании 1500 экземпляров Анфологионов. Печатание началось тотчас же после этого (3 августа по старому стилю) и окончено было к 15 марту 1694 года. Это и есть действительное издание Анфологиона, находящееся во многих библиотеках.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Глава IV И общество удельного княжества на севере становится более сельским, чем оно было прежде на юге Когда северная Русь начала делиться на уделы, разрываемое ими общество состояло из тех же элементов, какие присутствовали в составе прежнего общества киевской Руси. Но теперь на севере они входили в иное сочетание, и этот новый склад изменил общежитие в том же направлении, в каком, видели мы, изменились порядок и характер княжеского владения. Чтобы объяснить причины и значение этой перемены как в княжеском владении, так и в складе общества, надобно припомнить ряд фактов, очень отдаленных от правительственного учреждения, нами изучаемого. Удельный порядок княжеского владения, установившийся в продолжение XIII и ΧΙV в. на севере и северо-востоке от лесов древних Вятичей, имел довольно сложное происхождение. Он произошел не оттого только, что среди князей, усевшихся в этом краю, понятие об отдельном наследственном владении восторжествовало над прежним княжеским представлением о земле Русской, как нераздельном дедовском достоянии, которым все внуки владеют сообща, т. е. по известной очереди. Говоря точнее, самое понятие об отдельном наследственном владении есть не причина, а скорее содержание, сущность удельного порядка. Первоначальные и важнейшие причины, его создавшие, лежали вне круга князей, не были прямо связаны с крепостью или ослаблением их родственного союза. Если бы возможность владельческого обособления князей заключалась единственно в том простом факте, что исчезла родственная близость между князьями, то в суздальской Руси XIII в. понятию, на котором держался удельный порядок, было бы труднее возникнуть, чем в киевской Руси второй половины XII в.: ведь сыновья и внуки Всеволода III, разделившие свою заокскую отчину и дедину на уделы, были больше родня между собою, чем Мономаховичи и Ольговичи XII в., отделенные друг от друга троюродным, четвероюродным, если еще не более далекими братством, что не мешало некоторым из них в самом конце этого столетия выражать мысль о нераздельности земли и о родственной связи князей, ее владельцев, так ясно, как не выражали ее никогда птенцы Всеволодова гнезда. Эти причины были не генеалогические, а географические и экономические. Они были вызваны к действию ходом русской колонизации по Оке, верхней Волге и северному Заволжью.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Кстати, Владимир Давидович Жевахов сотрудничал с Киевским «Русским Собранием» и расстрелянным в годы красного террора 1919 года Киевским Клубом русских националистов. Так что его по праву можно называть «святым черносотенцем». Уже после знакомства с монахиней Иулианией я познакомился с архимандритом Ионой, который тогда частенько бывал в Москве, занимаясь всякими информационными церковными проектами. И выяснил, что они тоже занимались сбором информации. Он с некоторым укором мне об этом сообщил, поскольку переданная мною информация о епископе Иоасафе позволила Могилёвской епархии стать главной в этом вопросе. И мне в тот момент было даже неудобно, поскольку священномученик Иоасаф прямого отношения к Могилёву не имел, он только носил последние несколько месяцев жизни титул епископа Могилёвского. Зато в Киеве он реально долгие годы жил и трудился на церковной ниве. Но теперь я понимаю, насколько всё промыслительно. Слава Богу, что я тогда невольно помешал прославлению священномученика Иоасафа как мученика Ионинского, Киевского. Не будут поганить имя священномученика церковные политиканы, занимающиеся ныне раскольнической деятельностью. Анатолий Дмитриевич Степанов , историк, главный редактор Русской народной линии, председатель Русского Собрания Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/26/vs...

Как известно, именно на день памяти этого святого в 1945 году пришелся Праздник победы жизни над смертью – Православной Пасхи. Поэтому, в нынешний Свято-Георгиевский день представители православной общественности Украины сочли своим долгом почтить память православных воинов, которые 70 лет тому назад отдали свои жизни за освобождение нашей Родины от немецко-фашистских оккупантов. В парке Славы у могил павших советских воинов священник Киевской митрополии о.Роман вместе с хором семинаристов отслужил литию, после которой там же состоялось православное вече. Выступавшие православные активисты говорили о том, что память о Победе нашего народа в Великой Отечественной войне всегда будет жить в наших сердцах и, пока живы дети и внуки наших воинов-победителей, никто не сможет умалить, или замолчать их беспримерный подвиг. Участники вече единогласно приняли решение также и в день самого праздника Великой Победы - 9 мая - после Божественной Литургии в Свято-Успенском Соборе, вновь пройти Крестным ходом к мемориальному комплексу «Могила Неизвестного солдата» в парке Славы и, вместе с ветеранами Великой Отечественной войны, поздравить живых и почтить память упокоенных героев-победителей. Затем Крестный ход беспрепятственно, при содействии киевской милиции, прошел по центральным улицам Киева и завершился у Свято-Георгиевской церкви возле центрального железнодорожного вокзала. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2015/05/07/ni...

Король Речи Посполитой Сигизмунд III. Гравюра. 1594 г. (РГБ) Король Речи Посполитой Сигизмунд III. Гравюра. 1594 г. (РГБ) Весной 1595 г. намерения западнорус. епископов были преданы гласности и вызвали протесты со стороны православных, возмущенных изменой епископов своей вере из-за низменных, материальных побуждений, нарушением епископами клятвы верности своему верховному пастырю К-польскому Патриарху, а также тем, что столь важные решения были приняты на тайных совещаниях, без созыва Собора. Влиятельнейший правосл. вельможа кн. К. К. Острожский обратился к королю с просьбой о созыве Собора для обсуждения сложившегося положения, но король, не ожидая от такого шага желаемых результатов, просьбу отклонил, предложив православным повиноваться своим епископам. 25 июля 1595 г. кн. Острожский обратился к православным Речи Посполитой с окружным посланием, напечатанным в Острожской типографии, с призывом следовать вере отцов и не признавать епископов, согласившихся на унию с Римом, своими пастырями. Против унии выступили братства, значительная часть правосл. шляхты, мн. представители духовенства (особенно резко обличал организаторов унии Стефан Зизаний (см. Зизании )). Под влиянием развернувшегося движения Львовский еп. Гедеон (Балабан) и Перемышльский еп. Михаил (Копыстенский) отказались от участия в переговорах об унии и заявили о своей верности Православию. Находившийся в Яссах экзарх К-польского Патриарха Никифор 17 авг. 1595 г. обратился с посланием к епископам и православным Киевской митрополии. Епископов он призывал покаяться, если же этого не произойдет, Никифор предлагал православным не признавать архиереев-униатов своими пастырями и прислать к нему кандидатов для поставления на епископские кафедры. Западнорус. архиереи оказались в критическом положении: они могли теперь сохранить за собой свои кафедры лишь при поддержке королевской власти, а такая поддержка могла быть оказана лишь после заключения унии, поэтому они стали торопиться с отправкой в Рим послов для совершения торжественного акта «подчинения» Киевской митрополии папе.

http://pravenc.ru/text/153419.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010