Православные братства К оглавлению В 1458 г произошло разделение Русской Митрополии на две — Московскую и Киевскую (Литовско-Галичскую). Православные христиане, жившие на землях, вошедших в состав Литвы и Польши, издавна организовывали при храмах объединения, получившие названия братств. Подобные братства как бытовая корпоративная форма общины существовали в среде немецких ремесленников на юридической основе Магдебургского права. Появились они и в западной Руси и вскоре стали служить объединению православного населения, явились его естественной опорой при защите Православия (125). Целью таких братств, или церковных общин, являлись: защита православной веры и чистоты христианской нравственности; обеспечение и поддержание православных храмов и духовенства; учреждение школ и типографий для печатания книг; уход за престарелыми и больными и т. д. Братства имели свои храмы, а небольшие братства — приделы в церквах; регулярно осуществлялся сбор пожертвований на нужды братств. В определенное время (до 4 раз в году) происходили собрания братств, на которых обсуждались текущие дела общины. Принято считать, что учреждение братств происходило во второй половине XVI в., но есть сведения, что некоторые братства получили начало гораздо раньше. Так, Луцкое братство было первоначально основано около 1439 г, а Виленское — около 1458 г. Увеличение числа братств началось с того времени, когда была заключена Люблинская уния (1569 г.) и стало очевидным, что католическое правительство, вдохновляемое иезуитами, стремится подчинить западнорусскую Церковь и православный народ Риму. Подъем церковно-приходской жизни ранее всего обнаружился в Галичине, где католическое влияние чувствовалось сильнее всего. Львовское братство Первым выступившим на поприще общественно-церковной деятельности в качестве признанного и утвержденного церковной властью было Львовское братство. Оно было образовано в 1453 г. (в год падения Константинополя), в него вошли прихожане всех 8 львовских приходских храмов с центром при Успенской церкви . Под 1463 г. в летописи Львовского Ставропигиального братства сообщается, что в том же Львове существовало и другое православное городское братство.

http://sedmitza.ru/lib/text/436372/

Объединение мирян в г. Люблине в М. Польше (ныне Польша) в кон. XVI - кон. XVII в. Правосл. община в Люблине возникла, по-видимому, в XV в., когда в одном из предместий города появилась Русская ул., на которой для нужд этой общины был поставлен деревянный храм в честь Преображения Господня. По преданию, он был основан (или возобновлен) кнг. Марией Ивановной, женой киевского кн. Семена Олельковича, в 1447 г. Уже это говорит о том, что храм в Люблине не был обычной приходской церковью. Об этом же свидетельствуют и более поздние факты. Так, в 1506 г. по душе киевского воеводы Д. И. Путятича был сделан вклад в Спасо-Преображенскую ц., позднее крупный вклад внес брацлавский воевода кн. Р. Ф. Сангушко. Очевидно, правосл. знать из юж. воеводств Великого княжества Литовского (далее ВКЛ) стремилась поддерживать правосл. общину в Люблине и ее храм. Оживлению связей должно было способствовать включение юж. воеводств согласно Люблинской унии 1569 г. в состав Польского королевства, когда трибунал в Люблине стал для магнатов и шляхты этих земель важной судебной инстанцией. Встречающиеся в научной лит-ре утверждения, что Л. б. было учреждено в 1586 г. Антиохийским патриархом Иоакимом V Дау , основаны на поздних и недостоверных свидетельствах. Образование братства, под опекой к-рого должны были находиться Спасо-Преображенская ц. с ее имуществом и клиром, было санкционировано грамотой Киевского митр. Михаила (Рагозы) от 28 июня 1594 г., выданной на Соборе в Бресте (см. Брестские Соборы ). По просьбе мещан Люблина митрополит дал разрешение на создание братства по правилам, установленным для Львовского братства патриархом К-польским Иеремией II Траносом . Члены братства получали возможность осуществлять опеку не только над храмом, церковным имуществом и священниками, но также над школой, больницей и богадельней. По ходатайству мещан грамота была подтверждена польск. кор. Сигизмундом III Вазой 22 апр. 1596 г. В 1603 г. документ по ходатайству «старших» (6 чел.), выбранных братством, был внесен в книги трибунала в Люблине по Волынскому воеводству.

http://pravenc.ru/text/2561042.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЛЕНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ СВЯТО-ДУХОВСКОЕ БРАТСТВО учреждено для защиты Православия на территории Литовского великого княжества в условиях активной экспансии протестантизма и посттридентского католицизма (о религ. ситуации на украинско-белорус. землях в кон. XVI в. см.: Флоря Б. Н. Западнорусская митрополия. 1458-1686 гг.//ПЭ. Т. РПЦ. С. 101-104). Кон. XVI-XVIII в. Создание В. б., первоначально именовавшегося Свято-Троицким, было связано с передачей в мае 1584 г. королевской грамотой виленского во имя Св. Троицы муж. мон-ря , находившегося под управлением Киевского митр. Онисифора (Девочки) , под опеку правосл. членов виленской городской рады (совета). В 1587 г. митр. Онисифор благословил «братство церковное иметь» при ц. Св. Троицы, разрешил напечатать устав братства и учредить при нем школу; братчикам принадлежал Сретенский придел Троицкого храма. В уставе («Чине») В. б. его главными целями помимо поддержки правосл. храмов были записаны содержание уч-ща и типографии, воспитание юношества в Православии, издание необходимых Церкви книг. В июне 1588 г. Вильно посетил К-польский Патриарх Иеремия II , в юрисдикции к-рого состояла Западнорусская митрополия . Патриарх одобрил и скрепил собственной печатью «Чин» братства, в выданной Патриархом грамоте братчикам предписывалось иметь типографию и школу с изучением греч., лат. и рус. языков. В 1589 г. польск. кор. Сигизмунд III Ваза утвердил корпорацию братчиков и предоставил ей право самоуправления, в 1592 г. освободил от уплаты городских повинностей и налогов. Первоначально большую часть братчиков составляли ремесленники, после Брестского Собора 1591 г., подтвердившего ставропигиальный статус братства, в В. б. также входили дворяне («вельможные паны»). По «Реестру» 1584 г., в В. б. состоял 371 чел. Высшим органом братства являлись общие собрания («сходки»). Для ведения текущих дел избирались годовые старосты («рочные справцы»), они же представляли интересы братства в гос. учреждениях. Заведование хозяйством и казной поручалось 4 выборным ключникам.

http://pravenc.ru/text/158638.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕДЕОН (Святополк-Четвертинский Григорий Захарьевич, кн.; ок. 1634, мест. Ст. Четвертня на Волыни - 6.04.1690, Киев), митр. Киевский и Галицкий. Из древнего княжеского рода, отдаленный потомок кн. Святополка (Михаила) Изяславича . Семья Г. была известна покровительством укр. правосл. мон-рям и храмам. Между 1658 и 1663 гг., вероятнее всего в 1661 г., кн. Святополк-Четвертинский был избран епископом Луцким и Острожским, хиротонию возглавил Киевский митр. Дионисий (Балабан) . В 1662-1663 гг. Г. занимался восстановлением Подгорецкого (Плесницкого) в честь Преображения Господня мон-ря. Плодотворным было сотрудничество архиерея с Луцким братством , в 1667 г. Г. поставил новым игуменом братства Якубовича, поддержал братство в конфликте с брестским каштеляном К. Пясочинским (1677). Членом братства состоял двоюродный брат Г. Вацлав. Луцкому епископу приходилось бороться против притязаний униатов (см. ст. Брестская уния 1596 г. ) на правосл. храмы и мон-ри. Г. вел длительную тяжбу с униатским Владимиро-Волынским еп. Львом Заленским, захватившим Загоровский мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы близ Владимира-Волынского. В 1679 г. Г. принял участие в Гродненском съезде православных и униатов, к-рый рассматривал возможности новой церковной унии. Вместе с депутатами Луцкого братства архиерей заявил, что приложит все усилия для сохранения правосл. Церкви, к-рая пребывает «в милости четырех восточных Патриархов». В янв. следующего года Г. участвовал в съезде правосл. и униат. духовенства по тому же вопросу, состоявшемся в Люблине. Ранее, в 1678 г., объединение униатов с православными предлагал Г. униат. митр. Киприан Жоховский. В ответ на все эти действия в авг. 1681 г. нареченный Мстиславский еп. архим. виленского Св.-Духова мон-ря Климент (Тризна) в Нов. Дворе созвал съезд правосл. духовенства (на к-ром присутствовали в т. ч. делегаты от Луцкого Крестовоздвиженского братства). На съезде было принято решение о постоянных контактах между Климентом (Тризной) и Г.

http://pravenc.ru/text/161879.html

Киев. Церковь Макария, Митрополита Киевского. Макарьевская церковь Карта и ближайшие объекты В 1896 г. Киевское Религиозно-Просветительское Общество решило провести торжественное празднование юбилея и построить церковь-школу во имя священномученика Макария. Активную деятельность в этом деле проявил член Общества, настоятель Свято-Феодоровской церкви, священник Константин Терлецкий. Еще в 1896 г. о. Константин убедил совет Религиозно-Просветительского Общества в целесообразности построения церкви-школы на Юрковице, и 19 декабря 1895 г. Совет Религиозно-Просветительского общества обратился в Киевское Городское Управление с ходатайством о выделении участка земли для возведения молитвенного дома для вечернего богослужения на вышине в начале спуска с Верхней Юрковицы на Нижнюю.Община церкви Байкового кладбища пожертвовала для строительства церкви во имя священномученика Макария стройматериалы от разобранной церкви святителя Димитрия Ростовского и иконостас этой церкви. Духовный собор Киево-Печерской Лавры восстановил этот иконостас.4 мая 1897 г. по благословению высокопреосвященнейшего Иоанникия, митрополита Киевского и Галицкого, состоялась закладка церкви-школы на Юрковице во имя священномученика Макария, митрополита Киевского и всея Руси.Обустройство горы и сооружение постройки было полностью окончено к 1 ноября 1897 года, а обошлось это великое дело всего в 10 тыс. руб., которые были собраны главным образом за счет добровольных пожертвований. В ноябре строительная комиссия отчитывалась Совету Киевского Религиозно-Просветительского Общества, что церковь-школа готова к освящению. Освящение храма по благословению высокопреосвященнейшего Иоанникия, митрополита Киевского и Галицкого, было назначено на 30 ноября, на день памяти св. апостола Андрея Первозванного. Накануне, 29 ноября 1897 года, в Лукьяновской церкви св. Феодора Освященного состоялась всенощная. На следующий день из этой церкви после совершения ранней литургия на Юрковицу выступил крестный ход с перенесением святых мощей.После октябрьского переворота и гражданской войны Свято-Макариевское Юрковское братство прекратило свою деятельность. Школу и приют новая власть у церкви забрала. Помещение школы приспособили под жилое здание. Здание детского приюта было превращено в тубдиспансер.

http://sobory.ru/article/?object=14099

Закрыть itemscope itemtype="" > Синод УПЦ принял жесткие решения Иерархи отозвали благословение на деятельность Союза православных братств Украины и выдвинули обвинения против епископа Ипполита (Хилько) 12.11.2008 832 Время на чтение 5 минут Вчера, 11 ноября, в Киево-Печерской лавре под председательством митрополита Киевского и всея Украины Владимира прошло заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, сообщает официальный сайт УПЦ МП. В ходе заседания был заслушан доклад управляющего делами УПЦ МП архиепископа Белоцерковского и Богуславского Митрофана о порядке совершения Всеукраинских крестных ходов. По его итогам Синод принял ряд жестких постановлений. Во-первых, признано, что отныне статус «всеукраинского крестного хода» будут иметь только такие шествия, которые будут проходить по территории трех и более епархий, иметь значение для всей Украинской Православной Церкви, совершаться по благословению Священного Синода УПЦ. Во-вторых, организаторы Всеукраинских крестных ходов отныне должны подавать заявку в Управление делами УПЦ не позднее, чем за месяц до проведения крестного хода; в заявке должна содержаться информация об организаторах и участниках, целях проведения, источниках финансирования, а также о святынях, которые будут сопровождать крестный ход; а по результатам проведения крестных ходов организаторы будут подавать отчет управляющему делами УПЦ. В-третьих, отныне ни один крестный ход (не только Всеукраинский, но и епархиальный) «не может проходить под политическими лозунгами или быть посвященным событиям политической жизни». Как сообщается, Синод обсудил также деятельность Союза православных братств Украины (Всеукраинского Православного братства во имя святого Архистратига Божьего Михаила, Всеукраинского Православного братства Александра Невского) и некоторых других общественных организаций мирян («Православная общественность Одессы», «Духовно-патриотический союз " Новороссия " »). По мнению Синода, Союзом православных братств Украины и некоторыми другими общественными организациями мирян распространяются идеи и литургические обряды, которые противоречат правилам и учению Православной Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2008/11/12/si...

И.Спасский Скачать epub pdf Имя Петра Могилы – одно из лучших украшений нашей церковной истории Митрополит Макарий (Булгаков) 1 Петр Могила , Митрополит Киевский и Галицкий, был неутомимым борцом за православие в той чрезвычайно тревожной и опасной исторической обстановке, в которой оно оказалось на Украине и в Белоруссии в XVII веке. Петр Могила , несомненно, превосходил современных ему иерархов не только Русской Православной Церкви, но и всей Церкви Восточной: превосходил своим просвещением, своею любовию к просвещению и своими подвигами на пользу православия. Родился он 21 декабря 1596 г. в семье молдавского господаря, носившего фамилию «Могила». Фамилия эта по своему филологическому смыслу соответствует русской фамилии князей Холмских и происходит от молдавского слова mohila, означающего холм, возвышенность (на современном румынском языке movila). Домашнее образование Петр (Могила) получил от учителей Львовского православного братства, организовавшегося еще в 1586 г. для борьбы за православную веру и национальные права против польско-католической агрессии. Гор. Львов находился недалеко от молдаво-влахийских владений, и Львовское братство, нуждавшееся в материальных средствах, нередко обращалось к единоверным молдавским господарям с просьбами о материальной поддержке. Дядя Петра Могилы, молдавский господарь Иеремия, был щедрым жертвователем Львовского братства, покровителем и посредником в недоразумениях, возникавших у братства с Львовским епископом Гедеоном Балабаном. Отец Петра Могилы Симеон, став господарем Молдавии после смерти своего старшего брата, также делал в Львовское братство большие вклады. С своей стороны и братство оказывало Могилам исключительное внимание – устраивало торжественные встречи, посвящало книги, выходившие из братской типографии, записывало их имена в синодики, и, когда была закончена постройка братской церкви Успения Богородицы, на главном ее куполе имена Иеремии и Симеона Могил были начертаны золотыми буквами, как имена главных храмоздателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/mi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЬЕВСКИЙ Михаил Николаевич (6.11.1873, с. Васильевка Керенского у. Пензенской губ.- после 1932), церковный деятель, исследователь старообрядчества . Из семьи диакона. Окончил Пензенскую ДС (1895), затем КазДА (1899) со степенью канд. богословия за соч. «Правительственные отношения к расколу в царствование императора Николая I». В 1899-1900 гг. являлся профессорским стипендиатом по кафедре истории и обличения рус. раскола старообрядчества, был учеником проф. Н. И. Ивановского . В 1900 г. за курсовое сочинение советом КазДА удостоен студенческой премии им. митр. Литовского Иосифа. 13 авг. 1900 г. назначен казанским епархиальным противораскольническим и противосектантским миссионером (исполнял эту должность до 16 авг. 1911), активно участвовал в полемических беседах со старообрядцами. В 1903 г. В. читал лекции на церковно-учительских курсах в Казани о миссионерском значении церковной школы. В 1900-1908 гг. по приглашению нижегородского братства Честного Креста принимал участие в собеседованиях со старообрядцами во время ежегодных Макарьевских ярмарок в Н. Новгороде. В 1906 г. по приглашению омского епархиального начальства читал лекции и руководил занятиями на пастырских миссионерских курсах в Омске. В 1906 г. опубликовал в ж. «Церковно-общественная жизнь» ст. «К вопросу об единоверческом епископе», в к-рой отстаивал необходимость учреждения самостоятельных единоверческих кафедр (см. Единоверие ). Тезисы статьи были использованы при обсуждении вопроса о единоверческом епископате на Предсоборном присутствии РПЦ (1906). В 1907 г. принимал участие в областном Нижегородском миссионерском съезде, в 1908 г.- в подготовительной комиссии IV Киевского всероссийского миссионерского съезда (см. Съезды миссионерские ). C 20 янв. 1908 г. являлся членом Гурия Казанского свт . братства , с 17 янв. 1914 г.- председателем противораскольнического отдела братства. Во исполнение указа Святейшего Синода от 27 нояб. 1909 г. о мерах для противодействия сектантскому натиску на правосл. Церковь В. составил в 1910 г. для преподавания в церковных школах дополнительное пособие по Закону Божию, к-рое было введено в церковноприходских школах и земских уч-щах. В. проводил экспертизы сект: Иеговы свидетелей и «Нового Израиля» (по просьбе Владикавказского окружного суда), хлыстов (по просьбе Симбирского окружного суда), а также странников - беспоповского старообрядческого согласия (по просьбе Казанского окружного суда) (НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 11352. Л. 164-165).

http://pravenc.ru/text/149827.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ (Борецкий) († 2.03.1631, Киев), митр. Киевский. По происхождению из мелкой шляхты, род. в с. Борче (Бурче, ныне с. Бирче Городоцкого р-на Львовской обл.), называл себя воспитанником Львовского братства . В 1604 г. стал учителем братской школы с обязательством преподавать лат. и греч. языки. В 1605 г. типография в Святой Троицы монастыре в с. Дермань напечатала выполненный Борецким перевод послания Александрийского патриарха Мелетия I Пигаса . В том же году 2 июня Борецкий вступил в Виленское братство. Нек-рые исследователи приписывают Борецкому авторство антиуниат. полемического трактата «Пересторога» (1605-1606), но эта т. зр. не получила общего признания. С 1611 г. Борецкий упоминается как священник ц. Воскресения Христова в Киеве. После основания Киевского братства и школы при нем стал ректором братской школы, в 1617 г. приобрел в Львове для школы грамматику греч. языка. Возможно, преподавал не только языки и свободные искусства, но и богословие. В предисловии к напечатанному в типографии Киево-Печерского мон-ря в 1619 г. «Анфологиону» (в переводе к-рого с греч. языка принял участие Борецкий), он охарактеризован как «учитель... благочестиа и достоверен в Божественных писаниях» ( Голубев. 1883. Т. 1. С. 393). Борецкий принял монашеский постриг с именем Иов в киевском Златоверхом во имя архангела Михаила мужском монастыре . После смерти 22 дек. 1618 г. настоятеля Златоверхого мон-ря Иоасафа (Мировского) братия выбрала И. игуменом. К 1620 г. у правосл. населения белорус. и укр. земель Речи Посполитой накопилось недовольство религ. политикой власти, которая препятствовала восстановлению православной иерархии после перехода в унию большинства епископов Западнорусской митрополии и подвергала православных гонениям, добиваясь их подчинения власти униатского епископата. Таким положением дел было недовольно не только православное духовенство, но и православные шляхта, мещане, казачество. Когда весной 1620 г. Киев посетил Иерусалимский патриарх Феофан IV , православные воспользовались его приездом, чтобы поднять вопрос о восстановлении иерархии. На большом съезде в Киеве, собравшемся на праздник Успения Пресв. Богородицы, духовные и светские участники просили патриарха поставить для них митрополита и епископов. Вероятно, И. тогда был назван как кандидат на Киевскую митрополичью кафедру. После того как Запорожское войско взяло патриарха под свою защиту, он согласился исполнить просьбу. И. был поставлен Киевским митрополитом 9 окт. 1620 г. в ц. Богоявления Киевского братства. Тогда же, в кон. 1620 - нач. 1621 г., были поставлены правосл. епископы и в др. епархии Киевской митрополии. С этого времени одной из главных забот православных стало не только сохранение церковной иерархии, но и признание ее гос. властью.

http://pravenc.ru/text/578176.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОИЛЬ (Труцевич; † ок. 1655, с. Болдино (совр. Дорогобужский р-н Смоленской обл.)), игум., белорус. церковный деятель, книгоиздатель, писатель. Детство и юность И., вероятно, прошли в Могилёве (Белоруссия). По-видимому, он учился в одной из лучших в то время западнорус. правосл. школ при могилёвском Богоявленском братстве. Ок. 1616 г. И. мог познакомиться с ректором могилёвской братской школы типографом и издателем С. Соболем. Возможно, монашескую жизнь И. начал в киевском Братском в честь Богоявления мужском монастыре , поскольку в 20-х гг. XVII в. И. назван среди членов киевского Богоявленского братства, при котором существовал мон-рь (ПВКДА. Т. 2. Отд. 1. С. 43). И. упоминается в документах 2-й четв. XVII в. как один из наиболее активных и влиятельных членов могилёвского Богоявленского братства. В 1628 г. И. принял участие в прошедшем в Киеве Соборе, на котором были осуждены униат. воззрения Мелетия (Смотрицкого) . Начиная с 20-х гг. XVII в. И. активно занимался восстановлением монашеского общежительства на белорус. землях, пришедшего в упадок во 2-й пол. XVI - нач. XVII в. вслед. вмешательства шляхты в дела монастырей и насаждения католичества и унии польск. властями. Первой обителью, основанной под рук. И., был Кутеинский в честь Богоявления мужской монастырь . 9 мая 1620 г. по просьбе Могилёвского братства Иерусалимский патриарх Феофан IV благословил создание близ Орши ставропигиального мон-ря в подчинении К-польского патриарха с «неуклонным содержанием чина и устава монашеского общежития». Обитель была построена в 1623-1635 гг. на средства православного шляхтича Б. В. Стеткевича-Заверского, подкомория мстиславского и каштеляна новгородского, освящена в июле 1635 г. Киевским митр. св. Петром (Могилой) , утвердившим И. в должности игумена. К 1635 г. вслед. обширности и большого числа братии (ок. 200 насельников) Богоявленский мон-рь называли лаврой. Хотя в соответствии с патриаршей грамотой обитель была ставропигиальной по отношению к К-польскому первоиерарху, фактически ею управлял Киевский митрополит. В 30-х гг. XVII в. в Кутеинском мон-ре жил прмч. Афанасий (Филиппович) . Последний засвидетельствовал в «Диариуше», что за разрешение строительства Свято-Духовской ц. в Кутеинском мон-ре правосл. жители Орши заплатили литов. подканцлеру большую сумму - «двесте червоных золотых».

http://pravenc.ru/text/578242.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010