Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД (Нащинский Даниил; 31.01.1720, Полтава - 5.05.1793, Киево-Печерская лавра), архим., переводчик. Из семьи казака. В 1736-1737 гг. был учеником грамматического класса Киево-Могилянской академии. Проявил особый интерес к вост. языкам: помимо обязательного древнеевр. выучил также араб. и халд. (сир.). Обучался за счет Киевского архиеп. Рафаила (Заборовского) , пользовался его покровительством. Как один из наиболее талантливых студентов был отправлен за границу для продолжения образования. Обучался в Магдебургском ун-те, слушал лекции в Кёнигсбергском ун-те, где сильное влияние на него оказал Ф. К. Баумейстер. По возвращении в Россию Нащинский состоял с ним в переписке. В нач. 1747 г. вернулся в Киев, окончил академию и был определен в ней учителем грамматического класса, с 1748 г.- учителем синтаксимы, затем нем. и греч. языков и др. С 1752 г. преподавал философию по учебнику Баумейстера, что не одобряли его коллеги. Нововведением в академии были читаемые им лекции по рус. языку, а также курсы рус. риторики и пиитики (ввел преподавание силлабо-тонического стихосложения). В преподавании, к-рым Д. занимался до нояб. 1755 г., использовал опыт своего учителя Псковского архиеп. Симона (Тодорского) , к-рый ему покровительствовал. Также исполнял обязанности конгрегационного и академического префекта. В 1750 (1751?) г. в Киеве принял монашеский постриг. В 1755 г. Д. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем слуцкого во имя Св. Троицы муж. мон-ря , находившегося на территории Речи Посполитой. После кончины архим. Манассии (Максимовича) 2 июля 1758 г. был избран на должность ректора Киево-Могилянской академии, назначен настоятелем киевского Братского в честь Богоявления монастыря и преподавателем богословия. В основу своего курса Д. положил «Исповедание» прп. Иоанна Дамаскина . Учил студентов работать с первоисточниками, допуская критическое к ним отношение и ознакомление с иными направлениями богословской мысли. Пытался коренным образом изменить учебный процесс, но появились многочисленные жалобы на Д. со стороны преподавателей, прежде всего иером. Самуила (Миславского ; впосл. Киевский митр.), претендовавшего на должность ректора. В ответ Д. писал «доношения», с янв. 1759 г. резко сократил количество пропитания, выдаваемого из мон-ря учителям, что вызвало новую волну недовольства. Из-за этого конфликта Киевский митр. Арсений (Могилянский) 12 дек. 1759 г. отменил все преобразования Д., отстранил его от преподавания богословия «за его пред другими недостаточность» и 10 февр. 1760 г. уволил из академии.

http://pravenc.ru/text/168504.html

Река вынесла икону к берегу Подола в Киеве 15 июня. ПРАВМИР. Киево-Братская икона Божией Матери прежде была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 году. В 1662 году, во время войны России с Польшей (1659-1667), городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган. Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла икону к берегу Подола в Киеве, где она была с радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь. Там она и оставалась в течение долгого времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, сделанной в 1807 году, приводится ее описание. Существовала «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери», составленная вскоре после 1692 года. Празднования Киево-Братской иконе Божией Матери свершаются трижды в году: 6 сентября, 10 мая и 2 июня. Все они посвящены чудесному явлению святой иконы в 1654 году. Подлинник иконы не сохранился. Писанная с нее икона «мера в меру» находится ныне в Киевском монастыре Покрова Божией Матери. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 26 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-kievo-br...

Даниил, архиепископ Могилевский и Витебский (Натток-Михайловский [Мирдамский]) Родился в 1755 году в семье мало-российского священника. Образование получил в Киевской духовной академии. В 1780 году пострижен в монашество и определен учителем и наместником Киево-Братского училищного монастыря. В 1786 году назначен игуменом Георгиевского Лебединского монастыря. В 1796 году определен старшим игуменом Виленских монастырей, присутствующим в Минской консистории и ректором семинарии. В 1797 году возведен в сан архимандрита Виленского Свято-Духова монастыря. В 1800 году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. 1 марта 1800 года назначен настоятелем Назарет-Богородичного монастыря в Нежине. В 1801 году переведен в Каменец- Подольский Троицкий монастырь. 2 февраля 1806 года хиротонисан во епископа Волынского и Житомирского. 6 июля 1813 года перемещен на Могилевскую кафедру. 9 марта 1816 года возведен в сан архиепископа. Скончался 31 мая 1821 года. Об архиепископе Данииле сохранилось мнение как об архипастыре твердом и стойком. Когда преосвященный Даниил прибыл в Могилевскую епархию, духовенство недружелюбно встретило нового архипастыря, так как незадолго до его назначения бывший архиепископ Варлаам (Шишацкий; † 1821) со всем духовенством присягнул Наполеону. У преосвященного Даниила было много забот, но он ревностно принялся за дело и вскоре все было приведено в должный порядок. И архипастырь оставил о себе добрую славу в епархии. Литература: Жудро Ф., священник. Даниил Натток-Михайловский Мирдамский, архиепископ Могилевский и Витебский. – Могилев. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1397, 1404. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 197. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 495, 935. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 197.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XVI. Епархия Подольская Подольская епархия учреждена в 1795 г. Двенадцатая из второклассных. Архиепископы Подольские и Бряцлавские 1. Иоанникий Никифорович (Полонский) хирот. 12 апр. 1795 из архим. Донского монастыря; 15 сент. 1801 пожалован в архиепископа; † 7 февр. 1819. 2. Антоний Соколов 15 мар. 1819 перев. из Калуги; 3 апр. 1821 уволен на покой; † 29 мар. 1827, в Задонске. 3. Ксенофонт Троепольский 3 июля 1821 перев. из Владимира; 24 янв. 1832 уволен на покой в Коржевецкий мнтрь; † 4 мая 1834. 4. Кирилл Богословский-Платонов 24 янв. 1832 перев. из Вятки; † 8 мар. 1841, в С.-Петербурге. 5. Арсений Москвин 5 апр. 1841 перев. из Тамбова, а 6 нояб. 1848 – в Варшаву; оттуда – в митрополита Киевского (1860). 6. Елпидифор Бенедиктов , епископ, 6 нояб. 1848 перев. из Харькова, а 29 мар. 1851 перев. в Вятку. 7. Евсевий Ильинский , епископ, 29 мар. 1851, из викариев Виленских (епископов Ковенских); 1 мар. 1858 из епископов сделан экзархом Грузии. 8. Иринарх Попов 17 мар. 1858 перев. из Кишинёва, а 20 дек. 1863 перев. в Рязань. 9. Леонтий Лебединский 20 дек. 1863 перев. из викариев С.-Петербургских (еписк. Ревельского) епископом; 8 апр. 1873 пожалован в архиепископа; 2 окт. 1874 перев. в Херсон. 10. Феогност Лебедев 7 дек. 1874 перев. из Астрахани. Викарии Подольские Епископы Винницкие 1. Евгений Добротворский хирот. 31 мая 1836 из архим. Пинского Богоявленского монастыря; † 10 апр. 1841. 2. Иустин Михайлов хирот. 20 июля 1841 из архим. Черниговского Елецкого монастыря, а 27 июля 1842 перев. в викария Новгородской епархии. 3. Афанасий Дроздов 157 15 авг. 1842 хирот. из ректоров С.-Петербургской духовной акад., а 13 янв. 1847 перев. в Саратов. 4. Евсевий Орлинский 9 мар. 1847 хирот. из архим. Московского Петровского монастыря, а 10 дек. 1850 перев. в епископы Самарские. 5. Макарий Булгаков хирот. 28 янв. 1851 из ректоров С.-Петербургской духовной акад., а 1 мая 1857 перев. в Тамбов. В 1857–9 викариев не означено: вакансия? 6. Израиль Лукин хирот. 23 янв. 1860 из архим. Киево-Братского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

свящ. Михаил Благонравов 26. Архиепископ Павел Павел, архиепископ Астраханский и Енотаевский, родился в 1771 г. в селе Зазимье Остерского уезда Черниговской губ. Родители его Василий и Агафия Суботовские были крепостные крестьяне Киевского Софийского монастыря. У них было три сына:      Иаков, Иоанн и Косьма. Старшие братья Иаков и Иоанн, по предположению родителей, должны были жить при них, а младшего Косьму они предназначили в военную службу. Косьма в детстве пас овец, но в зимнее время ходил в сельскую школу, где обучался чтению и письму. Этому пастуху овец Промысл Божий готовил иной путь – быть пастырем словесных овец Христовой церкви. По смерти родителей старший брат Косьмы Иаков отдал его к родственникам-причетникам в школу при Киево-Подольской церкви, где Косьма усовершенствовался в чтении и письме. Заметивши в нем прекрасные способности и отличные успехи, родственники упросили префекта Киевской академии, бывшего настоятелем Братского монастыря, взять Косьму к себе в послушники, и он исполнил их просьбу. Заметивши в своем послушнике отличные способности и поведение, архимандрит определил его в Киевскую академию, где он и окончил курс наук. Когда благодетель его архимандрит был посвящен в епископа Смоленского, то взял с собою в Смоленск и своего питомца. Здесь он принял монашество, с наречением Павлом, и сначала был учителем, а по возведении в 1810 г. в сан архимандрита – ректором Смоленской семинарии и настоятелем Авраамиева монастыря. Во время отечественной войны 1812 г., когда враги приближались к Смоленску, еп. Смоленский и архиманд. Павел, скрывши церковные драгоценности и капитал, выехали в Харьков. Но на пути епископ скончался. Похоронивши своего благодетеля, архим. Павел последовал в Харьков, где и жил некоторое время. 17-го февраля 1817 г. он был посвящен в епископа Харьковского, а 26 января 1826 г. был переведен в Астрахань. Архиепископ Павел был строгий архипастырь, при том же пылкого характера. По-этому духовенство, особенно сельское, боялось его. При обозрении им епархии, священно-церковно-служители нередко прятались от него, а иные от страха не могли прочитать ему заповедей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гравюра мон. Илии к Жити. прп. Афанасия Затворника. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 242 об. (РГБ) мон., укр. ксилограф, работал в 30-60-х гг. XVII в. во Львове и в Киеве (подписывался: Iлля, Iлi, Iлia, Iлuiя, Uлiя, I.C.C.K., И, ИА, ИЛ, UЛI, UЛICCK, Helias и др.). Известно, что в нач. 30-х гг. XVII в. он был монахом Онуфриевского монастыря во Львове. Исполнял ксилографии для Львовской братской типографии и типографии Михаила Слёзки. В 1636 г. по приглашению Киевского митр. Петра (Могилы) переехал в Киев, стал монахом Киево-Печерской лавры. В Киеве работал в основном для лаврской типографии. Исполнил ок. 600 гравюр (титульные листы, заставки, иллюстрации). Среди них - изображение герба Петра (Могилы) и ряд гравюр для «Требника» митр. Петра (Могилы) (К., 1646), изображение соборной Успенской ц. Киево-Печерского монастыря и планы Антониевых и Феодосиевых пещер для «Патерика, или Отечника, Печерского» (К., 1661). Наиболее известные произведения - иллюстрации к ВЗ (133 ксилографии), исполненные в 1645-1649 гг. Их иконография восходит к нидерландским иллюстрированным Библиям XVI-XVII вв., в частности к Библии Пискатора. Иллюстрации к ВЗ были отпечатаны в кон. XVII в. отдельными тетрадками (РГБ, ГМИИ, РНБ, РГАДА, НБУВ) вместе с 54 иллюстрациями к НЗ из разных киевских и львовских изданий. И. исполнял антиминсы: известны 2 подписанных мастером (с 10 предстоящими и 4 евангелистами (Музей Киево-Печерской лавры), архиеп. Лазаря (Барановича) (1680, Львовский музей укр. искусства)) и 2 неподписанных (митр. Антония (Винницкого) (1650, Львовский музей укр. искусства), митр. Дионисия (Балабана-Тукальского) (1660, Львовский музей укр. искусства)). И. создал гравюры к изданиям: «Минея праздничная» (Анфологион) (Львов, 1638, 1643), «Апостол» (Львов, 1639), «Октоих» (Львов, 1640), «Полуустав, или Правило истиннаго християнскаго жития» (К., 1643), «Собрание короткой науки о артикулах веры» митр. Петра (Могилы) (К., 1645), «Наука о седми сакраментах албо тайнах» митр. Сильвестра (Коссова) (К., 1657), «Новый Завет с Псалтирью» (К., 1658) и др. Гравюры И. использовались в киевских и во львовских изданиях 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/389359.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Димитрий Ростовский, святитель Родился в декабре 1651 года в сотенном местечке Макарове Киевского полка Русского царства. Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре, где потом прожил семь лет. Весной 1669 года рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 года во иеромонаха и назначен проповедником в Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 года и прославился многочисленными Димитрий несколько лет путешествовал по монастырям Украины, год прожил в Слуцке в Преображенском монастыре, где был братским проповедником. Все эти годы он писал свой «Диарий» (записки на польском языке). В них он делал записи о событиях в Украине, Польше, Москве, от которых зависела судьба Украины. После возвращения в Украину Димитрий жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679—1681 годы). 10 августа 1681 года возведён в сан игумена и назначен в Свято-Спасский монастырь в Чернигове. Позже был игуменом в Батуринском Николаевском монастыре. 23 апреля 1684 года переехал в Киево-Печерскую Лавру где получил послушание составлять жития святых. В 1686 году Киевская митрополия переходит из подчинения Константинопольского патриархата в состав Московского патриархата. Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его. Последняя воля митрополита Димитрия была исполнена — его погребли в Троицком соборе Яковлевского монастыря. По поручению патриарха Адриана в поддержку Димитрию, работавшему в этот период над третьей книгой «Житий святых», оказывал архиепископ Иоанн (Максимович). В 1697 году он возвёл Димитрия в сан архимандрита и назначил настоятелем Елецкого Успенского монастыря, а в 1699 году перевёл настоятелем в Новгород-Северский Преображенский монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/dim...

Тихон, епископ Суздальский и Юрьевский (Якубовский) Родился в 1721 году в городе Короле (Малороссия). Принадлежал к мещанскому сословию. Образование получил в Киевской духовной академии, где и пострижен в монашество (по одним данным, до окончания курса, по другим – после). Окончив курс академии, вступил в число братии Киево-Братского монастыря. В 1755 году определён иеромонахом в кадетский корпус. После битвы при Гросс-Егерсдорфе 30 июля 1757 года и поражения прусских войск город Кенигсберг был занят русскими войсками. Отец Тихон был командирован туда для строительства православной церкви. В 1760 году – архимандрит Спасо-Ярославского монастыря. 8 августа 1764 года хиротонисан во епископа Севского и Брянского, викария Московской епархии. С 17 декабря 1767 года епископ Воронежский и Елецкий. В 1770 году возглавлял комиссию, которая была назначена Святейшим Синодом для рассмотрения жалобы на епископа Тамбовского Феодосия (Голосницкого; † 1786). С 19 мая 1775 года – епископ Суздальский и Юрьевский. Скончался 4 апреля 1786 года в городе Суздале. Погребён в Суздальском соборе. Епископ Тихон был последним Суздальским архиереем, т. к. после его смерти Суздальская епархия была соединена с Владимирской. Писатель А.Т. Болотов, служивший в 1758–1761 годах в канцелярии русского военного губернатора Восточной Пруссии, так отзывался об отце Тихоне: «...муж прямо благочестивый, кроткий, учёный и такой, который не делал стыда нашим россиянам, но всем поведением своим приобрёл почтение и от самих прусских духовных». При разъездах по своей епархии богослужение совершал с надлежащим его сану величием. Труды: Слово и речь при открытии Суздальского наместничества. М. 1779. Литература: Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем и Академией: в 2 т. Киев. 1856, т. 2, стр. 212, 529. Болотов А.Т. Памятник протёкших времён или краткие исторические записки о бывших происшествиях и носившихся в народе слухах. М. 1875. Розанов Н.П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода (1721–1821): в 3 т. (5 кн.). М. 1869–1870, т. 2, кн. 2, стр. 54–55, 60, прилож. 92, 96, стр. 18, 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Феодосий, епископ Мстиславский, Могилевский и Оршанский (Василевич) Год рождения неизвестен. Обучался в Киево-Братской коллегии, которая с 1632 года называлась Киево-Могилянской. С 1646 по 1651 год преподавал в той же коллегии пиитику, риторику, философию. Позже был префектом коллегии. В июне 1649 года ездил в Москву с ходатайством перед царём Алексеем Михайловичем за Киево-Братский монастырь, наместником которого он был. В 1654 году упоминается игуменом Киевского Михайловского Златоверхого монастыря. С 1654 года архимандрит Слуцкого Троицкого монастыря. В июле 1654 года архимандрит Феодосий посылал к царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой уверял его в своей непоколебимой преданности. Гетман Богдан Хмельницкий говорил о нём царю: «Той архимандрит зело потребен есть Церкви святой, искусен муж и премудр, и на вся дела вере нашей благочестивой благопотребен, и тебе, великому государю нашему, верен, и всякого добра прямо желает». В марте и апреле 1655 года архимандрит Феодосий находился в стане литовского гетмана Радзивилла под Могилевом и старался убедить осаждённых могилевцев сдаться польскому войску. Но ни устрашения, ни проклятия архимандрита Феодосия не подействовали на жителей Могилева. Они отбили приступы Радзивилла, остались верными Московскому государю, которому и переслали письма архимандрита Феодосия. Подписывая письма, Феодосий называл себя не только игуменом Киево-Михайловским и архимандритом Слуцким, но и «икономом-наместником митрополии Корунной», то есть наместником митрополита в той части его митрополитской епархии, которая находилась ещё в пределах Польши. Этим, по-видимому, объясняется поведение архимандрита Феодосия. Когда он действовал в Киеве как игумен Михайловский, он действовал как подданный московского государя, исполнял его волю, покорялся московским властям. Но когда действовал в пределах Польши как архимандрит Слуцкий и наместник митрополии Коронной, он действовал как подданный короля Польского и должен был покоряться польским властям из опасения лишиться всего. Возможно, что гетман Радзивилл, двигаясь со своим войском, случайно застал Феодосия в его Слуцкой обители, взял его с собой и приказал ему писать в Могилев от имени самого митрополита те самые письма. Утверждать, будто Феодосий писал эти письма по собственному желанию и убеждению, или будто бы писал по приказанию или с согласия самого митрополита, мы не можем. Митрополит, находясь в Киеве, мог вовсе не знать, что пришлось делать его наместнику и его именем под Могилевом.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Киево-Печерской Лавре простились с погибшим архимандритом Лонгином (Чернухой) 9 августа, 2013. Новостная служба Совершив чин отпевания и отдав последнее целование усопшему, архимандрита Лонгина проводили в последний путь. 9 августа. ПРАВМИР. Братия монастыря, сотрудники Киевской Митрополии, многочисленные прихожане Лавры и жители столицы собрались 9 августа в храме Преподобных Антония и Феодосия Печерских (Трапезном) Киево-Печерской Лавры, чтобы проститься с собратом, пастырем, духовным отцом – архимандритом Лонгином (Чернухой). Об этом сообщается на сайте Лавры . Погребению новопреставленного отца Лонгина предшествовала заупокойная Божественная литургия, которую совершил наместник Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел в сослужении епископа Бородянского Варсонофия, братии Лавры в священном сане, а также духовенства, прибывшего проститься с погребаемым. Совершив чин отпевания и отдав последнее целование усопшему, архимандрита Лонгина проводили в последний путь. Под погребальный перезвон Лаврских колоколен похоронная процессия переместилась на братское кладбище. Совершив заупокойную литию, гроб с телом усопшего был предан земле. Архимандрит Лонгин родился в 1972 году. Учился в Дубновском педагогическом училище, Киевской духовной семинарии и академии. Бакалавр богословия. В 1996-2001 годах работал в редакции «Церковной газеты» и «Православного вестника». В 2001 году принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре, где нес послушание типографа. С 2007 года был главным редактором официального печатного издания Украинской Православной Церкви «Церковная православная газета». 7 августа 2013 года архимандрит Лонгин (Чернуха) погиб в автокатастрофе. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 января, 2016

http://pravmir.ru/v-kievo-pecherskoj-lav...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010