Стефан, архиепископ Новгородский и Великолуцкий (Калиновский) Родился в 1700 году. Образование получил в Киевской духовной академии. В 1727 году принял монашество, жил в Киево-Братском училищном монастыре и преподавал в Киевской духовной академии. В 1732 году назначен префектом Киевской духовной академии. В 1733 году переведён префектом Славяно-греко-латинской академии. 3 февраля 1734 года возведён в сан архимандрита, назначен настоятелем Заиконоспасского училищного монастыря и ректором Славяно-греко-латинской академии. В это же время по поручению Святейшего Синода вёл беседы с английским пастором Малярдом, желающим принять Православие. В 1735 году переведён в Санкт-Петербург архимандритом Александро-Невского монастыря. С 20 июня 1736 года – член Святейшего Синода. В 1736 году Святейший Синод поручил архимандриту Стефану продолжить работу по ревизии текста нового перевода Библии, которая была начата по указу императора Петра I ещё в 1712 году ректором Московской Славяно-греко-латинской академии архимандритом Феофилактом (Лопатинским; † 1741). Уже к 1738 году архимандрит Стефан столкнулся с большими трудностями, не зная, какие из имевшихся у него греческих рукописей предпочесть. Его отчёт Святейшему Синоду весьма поучителен для понимания тогдашнего состояния библейской текстологии. Наконец, архимандрит Стефан рекомендовал Святейшему Синоду печатать исправленный на основе греческих рукописей текст параллельно с текстом архимандрита Феофилакта (Лопатинского) и с перечнем внесённых изменений. Синод согласился с этим предложением, которое в сентябре 1740 года было утверждено императрицей Елизаветой Петровной. После назначения архимандрита Стефана (Калиновского) на Псковскую епархию работу по пересмотру текста продолжили архимандрит Фаддей (Кокуйлович) и иеромонах Кирилл (Флоринский), к 1742 году она была завершена, и до 1744 года продлилась её проверка с участием членов Синода. 18 декабря 1751 года эта так называемая Елизаветинская Библия вышла из печати и впоследствии неоднократно переиздавалась. До конца Синодального периода текст Елизаветинской Библии оставался в употреблении без изменений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сильвестр, архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский (Кулябка Симеон Петрович) Родился в 1701 году в городе Лубнах Полтавской губернии. В 1726 году окончил курс Киевской духовной академии. В марте 1727 года пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен учителем Киевской духовной академии. С 1738 года – префект Киевской духовной академии. С 9 августа 1740 года – ректор той же академии и архимандрит Киево-Братского Богоявленского монастыря. 18 ноября 1745 года хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. 25 апреля 1750 года перемещен в Санкт-Петербург; 2 июля того же года возведен в сан архиепископа Санкт-Петербургского и Шлиссельбургского. Назначен членом Святейшего Синода. Скончался 17 апреля 1761 года. Погребен в Александро-Невской лавре, в Благовещенской церкви. Архиепископ Сильвестр в свое время считался знаменитым богословом. Его поучения отличались строгой рассудительностью и нравоучениями. Тринадцать из них напечатаны. Он написал на латинском языке пространные курсы богословия и философии, которые остались в рукописи. Архиепископ Сильвестр был «золотословный учитель», «церковный вития». По отзыву одного из исследователей его проповедей, «был живым преподавателем живого слова с церковной кафедры». Он от природы отличался ораторским красноречием, которое было простым и душевным. Труды: Слова: В неделю о самаряныне. – М., 1742: В день тезоименитства императрицы Елисаветы. – М., 1744; На день вступления императрицы Елисаветы на престол. – М., 1746; На пришествие императрицы в Киевскую академию. – М., 1744; На коронацию. – М., 1749; На тезоименитство императрицы (5 сентября). – М., 1750; На 30 августа. – М., 1750; На 8 декабря. – М., 1750; На 15 декабря. – М., 1750; На Новый год. – М., 1751; На 20 февраля. – М„ 1751; На восшествие на престол. – М., 1751. В рукописи: 1) 15 слов и проповедей; 2) Пространные курсы богословия и философии (на лат. яз.). Литература: Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913 гг. – СПб., 1913. – С. 594, 598.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАСКИН (Птицкий; † после 1656), иером. Киево-Печерского монастыря, переводчик. Возможно, Д. являлся преподавателем Киево-Могилянской коллегии (в письме царя Алексея Михайловича Киевскому митрополиту Д. и Арсений Сатановский названы «учителями»). Как ученый монах Д. стал известен в Москве, куда его неск. раз вместе с Арсением Сатановским приглашали для перевода Библии с греч. языка на церковнославянский. В 1648 г. царь послал в Киево-Печерский монастырь мон. Марка с письмом к Черниговскому еп. Зосиме, в к-ром просил прислать в Москву иеромонахов Арсения Сатановского и Д., но поездка не состоялась «для монастырской потребы». В мае 1649 г. Алексей Михайлович обратился уже к Киевскому митрополиту и к властям киевского Братского мон-ря , чтобы те же иеромонахи были присланы в Москву для «справки Библеи греческие на словенскую речь», поскольку они «Божественнаго писания ведущи, и елинскому языку навычны, и с елинского языку на словенскую речь перевести умеют, и латинскую речь достаточно знают». В ответ Киевский митрополит направил монахов Братского мон-ря Арсения Сатановского и Епифания (Славинецкого) , прибывших в Москву 12 июля 1649 г. После того как выяснилось, что Арсений не пригоден к переводу Библии из-за незнания греч. языка, в 1650 г. из Москвы в Киев с просьбой о приезде Д. снова отправился мон. Марк. На этот раз его поездка была успешной, и 14 дек. 1650 г. Д. приехал в Москву, поселился в московском в честь Богоявления муж. мон-ре . В расходной книге Патриаршего Казенного приказа за 1654 г. есть запись об уплате жалованья киевским монахам (они названы «переводчиками»), в т. ч. Д. Поскольку перевод Библии в 50-х гг. XVII в. не совершался (он начался в 1673), возможно, Д. работал справщиком на Печатном дворе. Последние упоминания книжника в документах относятся к осени 1656 г., когда он еще трудился в Москве, дальнейшая его судьба неизвестна. Переводы, выполненные Д., неизвестны. А. И. Соболевский атрибутировал киевскому книжнику перевод Слова свт. Иоанна Златоуста, изданного в составе «Анфологиона» (М., 1660). И. У. Будовниц ошибочно приписал Д. сочинения др. ученого монаха - иеродиак. московского Чудова мон-ря Дамаскина (Будовниц И. У. Словарь рус., укр. и белорус. письменности и лит-ры до XVIII в. М., 1962. С. 58).

http://pravenc.ru/text/168718.html

Платон (Рождественский Порфирий), митр.Северо-Американский и Аляскинский Родился 23 февраля 1866 года в Курской губернии. В 1886 году окончил Курскую духовную семинарию. 6 января 1887 года рукоположен во священника. Четыре года был сельским священником в Курской епархии. В 1891году овдовел к поступил в Киевскую духовную академию. В 1894 году·пострижен в монашество. В1895 году по окончании академии был оставлен профессорским стипендиатом для приготовления к занятию кафедры. В 1896г. – исполн.должность доцента. В 1898 г. – получил степень магистра богословия за труд «древний Восток при свете Божественного Откровения». С 1898 г. – помощник инспектора, инспектор, а затем экстраординарный профессор в сане архимандрита. В 1902 году – ректор академии. 3 июня 1902 года хиротонисан во епископа Чигиринского, вик. Киевской епархии. Хиротония состоялась в великой церкви Киево-Братского монастыря. Чин хиротонии совершали: Феогност, митр.Киевский и Галицкий; Сильвестр, епископ Каневский и другие. Во время епископства на Чигиринской кафедре был ректором Киевской академии и настоятелем Киевского Братского мон-ря. С 1906 года издавал журнал « Церковь и народ». С 12 февр.1907 г. член 2-й Государственной думы. С 8 июня 1907г. – архиепископ Алеутский и Северо-Американский. В 1909году был вызван в Св.Синод для присутствия. С 20 марта 1914 года – архиепископ Кишиневский и Хотинский. С 5 дек.1915 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии и член Священного Синода. В этом же году был избран почетным членом Петроградской духовной академии. С 4 дек.1916 года утвержден в звании почетного члена Казанской духовной академии. 17 июня 1917 года назначен председателем Совета по укреплению и распространению веры. Участник Священного Собора 1917–1918 гг. в Москве. 13 авг.1917 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Зкзархом Кавказским. 9/22 февраля 1918 года – митрополит Херсонский и Одесский. В 1920 году эмигрировал за границу в Северную Америку.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Викарии митрополии киевской I. Епископы Переяславльские и Бориспольские 1.       Захарий Корнилович хирот. 1 окт. 1700, из игум. Киево-Михайловского монастыря; † 28 авг. 1715. 2.       Кирилл Шумлянский , бывший еписк. Луцкий, с 1715; † 30 нояб. 172 (?). 3.       Иоаким Струков хирот. 4 июня 1727, из архим. Донского монастыря, а 8 июня 1730 перев. в Воронеж. 4.       Варлаам Леницкий в 1730 перев. из Астрахани, а 1732 – в Псков. 5.       Арсений Берло 28 янв. 1733 перев. из Могилева; 30 сент. 1735 назначен на Белгородскую епарх., но оставил; † 6 июня 1744. 12 6.       Никодим Сребницкий 2 февр. 1745 перев. из еписк. С.-Петербургских; † 12 июня 1751. 7.       Иоанн Козлович хирот. 7 мар. 1753, из архим. Донского монастыря; † 17 мар. 1757. 8.       Гервасий Линцевский хирот. 27 июля 1757, из бывшего архим. Пекинского монастыря из архим. Черн. Елецк.; 29 окт. 1768 отрешён; † 22 дек. 1769, в Киеве. 9.       Иов Базилевич хирот. 31 окт. 1770, из архим. Курского Знаменского монастыря; † 2 мая 1776. 10.       Иларион Кондратковский хирот. 17 июля 1776, из архим. Колязинских, а 27 июля 1785 перев. в Новгород-Северск. 11.       Виктор Садковский назначен 27 мар. 1785, хирот. 27 июля 1785 13 ; 12 апр. 1793 перев. в Минск. 12.       Димитрий Устимович хирот. 14 авг. 1793, из архим. Переяславского Вознесенского монастыря, а 1 мая 1795 перев. в Смоленск. 13.       Амфилохий Леонтович хирот. 24 июня 1795, из архим. Киево-Николаевского монастыря; † 1 июля 1799. II. Епископы Чигиринские 14.       Феофан Шиянов-Чернявский хирот. 12 февр. 1800, из архим. Новгород-Северских, а 25 янв. 1807 перев. в Полтаву. 15.       Ириней Фальковский хирот. 24 февр. 1807, из архим. Киево-Николаевского монастыря; 7 февр. 1812 перев. в Смоленск, а 6 июля 1813 обратно, с именованием « коадъютор Киевской митрополии»; † 29 апр. 1823. 16.       Афанасий Протопопов хирот. 29 июля 1823, из архим. Колязинских, а 13 окт. 1826 перев. в Нижний Новгород. 17.       Мелетий Леонтович хирот. 21 нояб. 1826, из архим. Киево-Братского монастыря, а 21 апр. 1828 перев. в Пермь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Израиль, епископ Винницкий (Лукин Яков Иванович) Родился около 1801 года в селе Синковце Мало-Архангельского уезда Орловской губернии в семье диакона. Учился в Орловской духовной семинарии, затем поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил кандидатом богословия. С 4 декабря 1825 года – учитель Курской духовной семинарии. 29 ноября 1827 года удостоен степени магистра. С 9 ноября 1828 года – помощник инспектора Курской духовной семинарии. 2 ноября 1831 года пострижен в монашество и 27 декабря рукоположен во иеродиакона. 1 января 1832 года рукоположен во иеромонаха, 8 января назначен библиотекарем, а 6 февраля того же года – инспектором Курской духовной семинарии. По сану причислен к соборным иеромонахам Донского монастыря и исполнял должность цензора проповедей. С 10 февраля 1834 года – ректор Калужской духовной семинарии. 3 ноября 1835 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Покровского Доброго Лихвинского монастыря Калужской епархии. С 3 мая 1843 года – ректор Курской духовной семинарии и настоятель Белгородского Свято-Троицкого монастыря. 3 мая 1845 года переведен в Рыльский Николаевский монастырь, а 25 июля того же года назначен ректором Херсонской духовной семинарии и настоятелем Одесского Успенского монастыря. 22 апреля 1848 года перемещен ректором Харьковской духовной семинарии и настоятелем Харьковского Преображенского монастыря. С 27 июля 1851 года – ректор Тифлисской духовной семинарии и настоятель Тифлисского Преображенского монастыря. 2 мая 1858 года назначен ректором Киевской духовной академии и архимандритом Киевского Братского монастыря. 24 января 1860 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии. 25 марта 1861 года в связи с упразднением викариатства оставлен настоятелем Шаргородского Николаевского монастыря Подольской епархии. Скончался 11 октября 1864 года. Труды: Слова и беседы архимандрита Израиля: в 2 т. Беседы о значении и силе внешнего поклонения в христианской Православной Церкви и мысли христианские по случаю страшной грозы и града, бывших в г. Харькове 1 мая 1851 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Серафим, архиепископ Воронежский и Задонский (Аретинский Александр) Родился в 1812 году в Орловской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Орловской духовной семинарии. В 1833 году поступил в Киевскую духовную академию. 26 мая 1837 года пострижен в монашество; 16 июня рукоположен во иеродиакона; 31 июля – во иеромонаха; 1 сентября того же года окончил духовную академию и оставлен в ней учителем. 15 декабря 1837 года удостоен степени магистра богословия и назначен бакалавром Киевской духовной академии. 1 июля 1842 года назначен инспектором Казанской духовной академии. В том же году 16 июля возведен в сан архимандрита. 21 августа 1846 года переведен на должность ректора вновь открытой в городе Ставрополе Кавказской духовной семинарии. 20 октября 1848 года переведен в Могилев настоятелем Братского Богоявленского монастыря. 17 мая 1852 года перемещен ректором Херсонской духовной семинарии и настоятелем Одесского Успенского монастыря. Со 2 декабря 1858 года – ректор Тамбовской духовной семинарии и настоятель Козловского Троицкого монастыря. 10 января 1860 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии, с правом управления Златоверхим Михайловским монастырем. С 4 января 1865 года – епископ Воронежский и Задонский. С 28 марта 1871 года – архиепископ. Скончался 22 апреля 1886 года. Погребен в Благовещенском храме в Воронеже. Архиепископ Серафим отличался благочестивой жизнью, гуманностью и нестяжательностью. «Про него говорили, – рассказывала игумения Евгения (Озерова), – что архиерей не века сего, смирение его дивное. Со слепым старичком поменялся одеждою, взяв старенькую себе. Пришла к нему женщина с просьбой и, конечно, кланялась ему в ноги, а он рассмеялся да и говорит: посмотрим, старица, умеют ли архиереи низко кланяться, – да и сам бух ей в ноги. Вот какой святитель преподобный и пресмиренный, ныне мало уже таковых». Между тем имеются нелестные отзывы о владыке Серафиме в период его преподавательской деятельности. Вот отрывок из дневника писателя В. И. Аскоченского: «Другие части богословия несколько лет уже читает бакалавр Серафим, и несколько лет уже читает прескверно. Вот человек, который так ловко посмеялся над неудачным лафатерством Иннокентия! Мы думали, что из Аретинского, который в студенчестве бросал взгляды выше черемухи, что стоит возле академической столовой, мы, говорю, думали, что он будет одним из светил доморощенного музея – не тут-то было. Без всяких сведений, без ученого такта, с одной пустопорожней идеей, он уже пятый год путает, как говорится, бабушку, чем дальше, тем хуже – византизма гибель, а толку – ни крошки. Зато ж и студенты отделывают его. Из пяти десятков редко бывает один десяток, и тот зевает до ушей и разбегается кийждо по единому».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Амвросий, епископ Черниговский и Нежинский (Дубневин) Родился в конце XVII века в селе Подгурье на Украине. Окончил Киевскую духовную академию и оставлен в ней преподавателем младших классов. С 1727 по 1731 год – префект академии. С 1731 по 1737 год – ректор и профессор богословия и игумен Киевского Братского Богоявленского монастыря. С 1733 года – архимандрит Киевского Михайловского Златоверхого монастыря. С 1739 года – настоятель Троице-Сергиевой лавры. 8 сентября 1742 года хиротонисан во епископа Черниговского. Скончался 23 февраля 1750 года. Погребен в Черниговском кафедральном соборе. Епископ Амвросий – один из лучших наставников и ректоров Киевской духовной академии. Он первый ввел трактат о десятисловии и евангельском законе, тогда как до него никто не касался нравственного богословия. По воле императора Nempa II принимал участие в дополнении Литовского статута (сборника западно-русских законов и привилегий, который был действующим законодательством по 2 сентября 1840 года – прим. ред.) на основе Магдебургского права. В 1746 году производил обследование чудес от Ахтырской иконы Божией Матери. Литература: Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев, 1856, ч. 2. – С. 50. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. – Киев. 1825. – С. 299. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. [ Филарет (Гумилевский) ]. – Чернигов, 1873. – С. 85–87, 95, 96, 98. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 322, 323. Маркевич. Записки. – ч. 2. – С. 181. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 154; ч. 2. – С. 181. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825г. – Берлин, 1876. – С. 21. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 5. – С. 625. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской духовной академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. – М., 1890, ч. 1. – С. 160

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

     По просьбе редакции портала «Православная жизнь» протоиерей Серафим Ган, управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода, секретарь Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, прокомментировал последние решения Патриарха Варфоломея и дал оценку действиям Фанара. – Наши мысли, глубокие переживания и горячие молитвы – с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием, архипастырями, пастырями, насельниками и богомольцами Киево-Печерской, Почаевской и Святогорской Лавр, монашествующими, мирянами и всей Украинской Православной Церковью, являющейся сердцем Святорусского Православия. Наша Украинская Православная Церковь – это не только сердце всей Русской Церкви, но и каждой из самоуправляемых Ее частей, в том числе и Русской Зарубежной Церкви. В настенной росписи Серафимовского храма-памятника в Си Клифе (Нью-Йорк, США), где имею милость Божию нести свое служение, изображена вся история святости и благочестия нашего богохранимого народа, наших предков – от Киевской купели до восстановления полноты братского общения внутри единой Русской Православной Церкви: первый Предстоятель Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий), создавший и освятивший Свято-Троицкий собор Успенской Почаевской Лавры и после убиения священномученика Владимира (Богоявленского) ставший преемником его по Киевской митрополичьей кафедре; архиепископ Виталий (Максименко), за несколько дней до убиения митрополита Владимирова в 1918 г. сослуживший новому священномученику на акафисте в Великой церкви Киево-Печерской Лавры и в течение многих лет возглавлявший типографское братство Почаевской Лавры. Архиепископу Виталию, в то время еще архимандриту, с Божией помощью удалось вывезти за границу почаевское типографское братство, продолжая нести его церковно-общественное и миссионерское служение в рассеянии. Почаевское типографское братство сначала на территории Пряшевской Руси, а потом в Германии и в США печатало духовно-нравственную, церковно-богословскую и богослужебную литературу не только для рассеянных после революции и Гражданской войны чад церковных, но и для тех, кто жаждал духовного просвещения на Родине. Это поистине святое дело было продолжено потом приснопамятным настоятелем Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (Нью-Йорк) Митрополитом Лавром, духовным другом и сотаинником Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. Как известно, святитель Иоанн (Максимович), великий архипастырь и чудотворец Русской Зарубежной Церкви, родился, учился и прошел свое духовное становление на территории нынешней Украинской Православной Церкви. Так что Православную Церковь на священной земле Украинской и все с ней связанное мы храним очень и очень близко к сердцу.

http://pravoslavie.ru/116817.html

Григорий, архиепископ Калужский и Боровский (Миткевич Николай Васильевич) Родился 14 мая 1807 года в селе Жукове Черниговской губернии в семье священника. В 1827 году окончил Черниговскую духовную семинарию. В 1828 году поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в октябре 1831 года со степенью магистра, и был оставлен при ней бакалавром. 10 октября 1831 года в Киево-Братском монастыре пострижен в монашество, 25 октября рукоположен во иеродиакона, а 30 октября – во иеромонаха и причислен к Киево-Печерской лавре. 13 октября 1833 года назначен инспектором Киевской духовной семинарии. С 23 июля 1838 года – инспектор Киевской духовной академии. 11 октября 1836 года возведен в сан архимандрита. С 22 декабря 1838 года – ректор Ярославской духовной семинарии. С 5 мая 1844 года – ректор Казанской духовной академии и настоятель Угличского Алексеевского монастыря. 9 декабря 1851 года хиротонисан во епископа Калужского. 20 апреля 1869 года возведен в сан архиепископа. Скончался 13 апреля 1881 года, в день Святой Пасхи. По отзыву историка Казанской духовной академии профессора П. В. Знаменского , владыка Григорий «при незаурядной учености и строгой монашеской жизни был человек в высшей степени деловой и опытный, с сильной волей, с серьезным, крепким и властным характером, невольно заставлявшими подчиняться ему всех, администратор по призванию». Учебные заведения, в которых ему приходилось трудиться, несмотря на его строгость, вспоминали о нем с глубокой симпатией. Казанская духовная академия обязана ему внешним благоустройством и внутренней организованностью. Человек правды, не поддававшийся так называемым веяниям времени, он сохранил свой нравственный облик неизменным в разные периоды жизни за время своего долгого служения. И на архиерейской кафедре он «прежде всего являлся человеком дела, честным, справедливым, по внешности суровым, требовательным и строгим, но в душе добрым и сердечным администратором, всем доступным, необычайно трудолюбивым, делавшим все своими руками и не полагавшимся на своих приближенных советников». Он лично объезжал приходские храмы, наблюдал за порядком и чином богослужения, заботился о пастырях и пасомых, был неумолимо строг к курильщикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010