Материалы к истории трехлетнего заключения православного епископа Виктора (Садковского) в польских тюрьмах Источник 22 числа июля сего года исполняется сто лет со времени освобождения западнорусского епископа Виктора Садковского из трехлетнего тяжелого заключения в польских тюрьмах. Биографические сведения о жизни и деятельности этого епископа известны печати 1 ; но история его ареста и страданий в польских казематах остается еще мало раскрытой. Для разъяснения этой истории приводим ниже два документа, вышедших из под пера его современника, вместе с ним разделявшего тюремное заключение, братского игумена Киприана Островского, управляющего наместничеством слуцкой кафедры и затем в 1807 году назначенного в архимандриты пустынного Николаевского монастыря в Киеве. Предлагаемые документы извлечены из рукописей московского главного архива министерства иностранных дел (картон 8 «духовных дел»). Первый из них представляет собою список с обширного письма игумена Киприана, отправленного им из Варшавы в Киев сряду по освобождении из варшавского заключения и содержит подробное описание этого заключения; второй документ содержит речь того же игумена при встрече епископа Виктора в Слуцке 20 марта 1793 года. Ввиду научной важности указанных документов и уяснения их содержания, приводим здесь необходимые исторические указания. Виктор Садковский был родом киевлянин, воспитанником киевской академии, 15 лет учителем и префектом могилевской духовной семинарии; по рекомендации архиепископа Георгия Конисского , назначен в Варшаву исправлять должность капеллана при русском посольстве; в ноябре 1783 года киевским митрополитом Самуилом Миславским переведен в город Слуцк в архимандриты Слуцкого Троицкого монастыря и сделан администратором над всеми православными церквями и монастырями, бывшими тогда в пределах польских; с открытием же здесь православного епископства, посвящен 09 июня 1785 г. в сан епископа переяславского и бориспольского, коадъютора киевской митрополии. Положение епископа Виктора в латино-польском государстве, фанатически настроенном против православия, было весьма тяжелым.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Иов, митрополит Киевский и Галицкий (Борецкий Иван Матвеевич) Родился в Галиции в местечке Боречи. Есть предположение, что образование получил в заграничных учебных заведениях. Окончил Львовскую Братскую школу и с 1604 года стал ее ректором и преподавателем латинского и греческого языков. Затем священник в Киеве. С 1617 года – первый ректор Киевского Богоявленского Братского училища. В 1618 году пострижен в монашество в Киевском Михайловском Златоверхом монастыре. С 1619 года – игумен этого же монастыря. 9 октября 1620 года Иерусалимским патриахом Феофаном хиротонисан во епископа Киевского с возведением в сан митрополита. 22 марта 1621 года королевскими универсалами был объявлен шпионом и возмутителем республики и подлежал заключению в тюрьму. 25 мая того же года подал протест на митрополита и епископов униатских, распространявших ложные слухи о его самозванстве. В 1628 году собрал в Киеве большой Собор по разбору дела о переходе в унию архиепископа Мелетия (Смотрицкого, – 1633). Скончался 2 марта 1631 года, не признанный польским правительством в сане митрополита. Погребен в Киевском Михайловском Златоверхом монастыре. Митрополит Иов занял кафедру в трудное время, когда большинство епископов в подчиненных Польше епархиях отпало в унию, изменив Православию. Даже Киевскую митрополичью кафедру некоторое время занимали униаты. Потом она пустовала, так как не было возможности поставить туда православного митрополита. Когда в 1620 году в Киеве проездом оказался Иерусалимский патриарх Феофан, весь народ, духовенство, дворянство и запорожские казаки во главе с гетманом П. К. Сагайдачным упросили его поставить им православного митрополита и епископов. Патриарх Феофан выполнил их неотступную просьбу, посвятив митрополита Иова и других. Однако после отъезда патриарха начались ужасающие по жестокости и изуверству преследования православных со стороны иезуитов и униатов. Как сказано выше, сам митрополит был объявлен шпионом и возмутителем республики, подлежащим заключению в тюрьму, и он был вынужден защищаться, подав в сейм протест против действий униатов. Преследования ненадолго прекратились, когда гетман Сагайдачный, отправленный на войну против турок, услышал о происходящем и вернулся в Малороссию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Елисей (Плетенецкий). Копия портрета XVIII в. (Плетенецкий Александр Фомич, в схиме Евфимий; ок. 1554-29.10.1624, Киев), архим. Киево-Печерского мон-ря. Родители Е. жили во Львове, отец был дьяком. Предки Е. служили кн. Константину Константиновичу Острожскому , при поддержке к-рого Плетенецкие получили шляхетство. Родовое прозвище происходит от с. Плетеничи Русского воеводства (ныне Львовская обл.). Александр учился, вероятно, в школах при Львовском Успенском братстве и в Остроге, участвовал в братском движении (см. Братства ). В 1594 г. А. Ф. Плетенецкий принял постриг с именем Елисей, в следующем году при содействии кн. Константина Острожского получил в управление Лещинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь близ Пинска. За участие в правосл. Брестском Соборе 1596 г. (см. Брестская уния ) король приказал Е. передать управление Лещинским мон-рем униат. Холмскому еп. Дионисию (Збируйскому) (АЗР. Т. 4. 112). Мон-рь Е. не отдал и позднее препятствовал попыткам униатов им овладеть. В 1599 г. Е. был избран архимандритом Киево-Печерского мон-ря. В ЦГИАК Украины хранятся материалы 1600-1613 гг., свидетельствующие о борьбе Е. против передачи мон-ря и его владений Киевскому униат. митр. Ипатию Потею . При возведении Потея в 1600 г. на митрополичью кафедру король отдал ему Печерский мон-рь вместе с имениями, в 1603 г. подчинение обители униат. митрополитам было утверждено папским бреве. Поскольку эти решения нарушали предоставленное в 1522 г. шляхте Киевской земли право избирать вместе с братией печерского архимандрита, в 1603 г. король был вынужден подтвердить это право и в 1605 г. выдал Е. соответствующий привилей (часто в лит-ре этот год считается временем утверждения Е. в сане настоятеля Киево-Печерского мон-ря), но в том же 1605 г. король отдал Потею имения Печерского мон-ря в Литовском великом княжестве . После смерти Потея в 1613 г. Е. силой (при помощи казаков) вернул земли мон-рю и униат. митр. Иосиф Вельямин Рутский вынужден был от них отказаться. Е. добился для Печерского монастыря ставропигии - независимости от Киевской кафедры и подчинения К-польскому патриарху.

http://pravenc.ru/text/189869.html

Особое место до этого момента из не прославленных в лике святых занимал епископ Сильвестр (Малеванский). Многие годы он был инспектором, а затем ректором духовной школы. О нём сохранилось немало воспоминаний современников, свидетельствующих о нем как о праведнике. Мы планируем в скором времени издать полный корпус воспоминаний современников о владыке Сильвестре (Малеванском), который в обществе верующих снискал репутацию человека святой жизни. Все деньги, которые он получал как ректор Киевской духовной академии, и гонорары за свои публикации — например, за известный пятитомник «Опыт православного догматического богословия», принесший ему имя в научном мире, — владыка в день получения раздавал бедным. И так он поступал всю свою жизнь. Известно, что когда святитель Сильвестр умер, то после него осталось буквально несколько серебряных рублей на похороны и несколько облачений. Многие люди знали об особом милосердии владыки и шли к нему просто вереницами. Есть много описаний современников о случаях, когда деньги уже заканчивались, а вереница еще тянулась, и владыка Сильвестр брал у кого-нибудь в долг, чтобы не отпустить людей ни с чем. Мы знаем, что, например, святителя Филарета Милостивого прославили за милосердие. И владыка Сильвестр этому подражал.  Есть два основных критерия для канонизации (конечно, их есть намного больше, но эти — особенно важные) — это святость веры и святость жизни. Относительно святости веры: владыка Сильвестр получил имя в научном мире как известный догматист, и ряд известных исследователей (и XIX века, и современные) считали, что его произведения — это вершина догматической науки. И его «Опыт…» до сих пор — одно из непревзойденных произведений по объему написанного, изученного догматического материала. Вспоминая о святости жизни, мы обращаемся к свидетельствам современников епископа Сильвестра (Малеванского), которые повествуют о нем как о большом молитвеннике. Уже будучи на покое, практически слепой архиерей никогда не пропускал молитвенного правила: в любую погоду он шел из келии в храм Киево-Братского Богоявленского монастыря, где, стоя перед иконой, читал ряд молитв, которые он знал наизусть.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5409977...

Петр Могила , Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, Екзарх Константинопольского Патриаршего Престола и Архимандрит Киево-Печерского Монастыря, родился в Молдавии около 1597 года. Отец его Симеон Иоаннович был Князь Волошский. Некоторые из киевлян, по преданию, утверждали, что он воспитывался в Парижском университете и кончил там круг Словесных Наук до Богословия. Так напечатано Рубаном и в Киевском Ката­логе Митрополитов. Потом в молодых летах служил он у поляков при разных военных походах и оказывал им многие услуги, а особливо под Хотином. Напоследок, прибывши в Киево-Печерскую Лавру при Архимандрите Захарии Копыстенском, подстригся 1625 года в Монахи; а по смерти сего Архимандрита избран и, соизволением Польского Короля Сигизмунда III, утвержден на его место и по благословению Константинопольского Патриарха Кирилла Лукаря произведен в сей сан в 1628 году Киевским Митрополитом Иовом Борецким. В 1632 г., по изволению Короля Владислава IV и по согласию всего благочес­тивого в Польской Области пребывавшего народа, избран он в Митрополита Киевского с предоставлением ему и Архимандрии Киево-Печерской. С сим выбором и с проезжим от Польского Короля Указом был отправлен к Констан­тинопольскому Патриарху Ректор Киевских Училищ, Иеромонах Исайя Трофи­мович, и когда привез он утвердительную Грамоту, то Петр Могила посвящен был 1633 г. Апреля 8 в Митрополита Киевского благочестивыми Грекороссийского Исповедания Молдавскими Архиереями в город Львов, в Братской Церкви Ставропигии Успения Пресвятой Богородицы. До того времени владе­ли Софийскою Кафедрою Униаты и почти разорили оную, а Православные Киевские Митрополиты жили при Церкви Св. Архангела Михаила Златоверхо­го. Но Петр, по вступлении в управление Митрополии, немедленно отобрал от Униатов Кафедральную Церковь Святой Софии, обновил ее и вновь освятил; а к ней приписал со всеми принадлежностями Монастырь Михайловский Выдубицкий для помещения там Коадьютора своей Митрополии, которого, однако ж, во всю жизнь он не имел.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Самуил, митрополит Киевский и Галицкий (Миславский Симеон Григорьевич) Родился 24 мая 1731 года в селе Полошки Глуховского полка в семье священника. В 1742 году поступил в Киевскую духовную академию. 12 апреля 1754 года пострижен в монашество; 25 ноября рукоположен во иеродиакона. По окончании духовной академии оставлен преподавателем при ней. 6 января 1756 года рукоположен во иеромонаха. 7 ноября 1757 года назначен префектом Киевской духовной академии и преподавателем философии. С 1 сентября 1759 года исполнял обязанности ректора Киевской духовной академии. 16 января 1761 года возведен в сан архимандрита Киево-Братского Богоявленского монастыря и назначен членом консистории. 12 августа 1768 года переведен в Киевский Николаевский Пустынный монастырь. 28 декабря 1768 года хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского. В 1769 году он разработал новую инструкцию о порядке, методах и объеме преподавания в каждом учебном классе Харьковского коллегиума. Получили признание при епископе Самуиле и «прибавочные» классы коллегиума, к которым так неблагосклонно отнесся его предшественник епископ Порфирий (Крайский, † 1768). Особое значение преосвященный Самуил придавал изучению иностранных языков в этих классах. Не имея преподавателей иностранных языков, он послал на свой счет двух наиболее способных студентов в Германию для изучения немецкого языка и подготовил к преподаванию его в коллегиуме. Французский язык преподавал в коллегиуме преподаватель-француз. С ним был заключен договор, и он готовил способных студентов в преподаватели французского языка. Вместе с изучением иностранных языков было обращено внимание и на более тщательное изучение русского языка, т. к. до этого времени он изучался очень мало, уступая место господствующему тогда в школах латинскому языку. Епископ Самуил изменил существовавшее положение и введением новой инструкции возвысил русский язык над латинским. С изменением и усовершенствованием учебного процесса епископ Самуил заботился и о хозяйственном благоустройстве коллегиума, а особенно находящегося при нем сиропитательного дома. Этот дом был предметом постоянных его забот. Он построил для него новое здание на средства паствы и свои личные.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Исаия, митрополит Киевский и Галицкий (Копинский-Борисович) Воспитанник Острожской школы, оплота Православия в Западнорусском крае. Пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре. 14 октября 1615 года перешел в новооснованный Братский Богоявленский училищный монастырь и организовал там общежитие. Состоял старшим иеромонахом монастыря и был первым ректором православного училища. С 1616 года – настоятель Киевского Межигорского Спасо-Преображенского монастыря. В то же время принял на себя заботу об устроении вновь основанного Густинского Троицкого монастыря. В 1619 году, оставаясь настоятелем Межигорского монастыря, основал недалеко от города Прилук Дубенский Спасо-Преображенский Мгарский монастырь. 6 октября 1620 года хиротонисан во епископа Перемышльского. Хиротония совершалась Иерусалимским патриархом Феофаном в Киево-Братском монастыре при пении патриаршего монаха тайно, ночью, из опасения насилия со стороны поляков. По причине недоброжелательства поляков на епархию не прибыл. С 1628 года – архиепископ Смоленский и Черниговский. Непризнанный польским правительством, проживал в заднепровских монастырях. 18 ноября 1631 года избран митрополитом Киевским. Ввиду различных затруднений поселился в Киево-Михайловском монастыре. В 1632 году представителями православных на сейме, избравшем королем Владислава IV, был отстранен от митрополии и переведен в Киево-Печерскую лавру, а на митрополию был избран Петр (Могила , † 1646). Скончался 30 октября 1640 года (по другим источникам, в 1634 году). Погребен в Киево-Печерской лавре. Современники называли митрополита Исаию «богомысленным мужем», М. В. Толстой – «подвижником с молодых лет до гроба». 14 лет провел он в Антониевой пещере и был ее настоятелем. Впоследствии в Ладинском скиту, где была игуменией его сестра Александра, он вместе со своим послушником Геннадием выкопал своими руками пещеру и подолгу жил там. Во епископа он был посвящен почти одновременно с Иовом (Борецким, † 1631), получившим сан митрополита. Вместе с ним и другими епископами святитель перенес все ужасы тяжелого гонения, воздвигнутого на них иезуитами и униатами. Основанное им духовное училище, подобно другим православным училищам, было разгромлено, церковь разграблена, братство рассеяно, ученики и учителя умирали в истязаниях. Сам епископ Исаия, как и митрополит Иов, был объявлен изменником и скрывался вдали от своей епархии. И хотя в дальнейшем обвинение в измене было с них снято, однако польское правительство не признавало прав митрополита Исаии, его не допускали в епархиальный город, и он лишь издали управлял своей паствой.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Мелетий, святитель, архиепископ Харьковский (Леонтович Михаил Иванович) († 1840; память 12/25 февраля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился 6 ноября 1784 года в селе Старые Санжары Полтавской губернии в семье духовного звания. Окончил Екатеринославскую духовную семинарию. В 1814 году окончил Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия и был определен адъюнкт-профессором греческого языка. В 1817 году назначен инспектором Киевской духовной академии. В 1820 году пострижен в монашество митрополитом Киевским Евгением (Болховитиновым , † 1837), рукоположен во иеромонаха и назначен ректором Могилевской духовной семинарии. С 1821 года – настоятель Кутеинского Богоявленского Оршанского монастыря Могилевской епархии. В 1823 году переведен ректором Псковской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита Псковского Спасо-Елеазарова монастыря. С 1824 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киевского Братского Богоявленского монастыря. 21 ноября 1826 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. С 21 апреля 1828 года – епископ Пермский и Екатеринбургский. 18 июля 1831 года возведен в сан архиепископа и назначен на кафедру Иркутскую и Нерчинскую. С 22 июня 1835 года – архиепископ Слободско-Украинский (впоследствии Харьковский и Ахтырский). Скончался 29 февраля 1840 года. Погребен в пещерной церкви Харьковского Покровского монастыря. Тело его покоится нетленным. Преосвященный Мелетий – истинный светильник веры и благочестия, великий постник и молитвенник, творец Иисусовой молитвы. Отличался кротостью и благочестием, ревностью к богослужениям. Во время богослужений благоговение его достигало высшей степени и проявлялось в слезах. Святитель Мелетий был смиренномудрен, милосерд к бедным, всегда заступался за сирых и обижаемых. Старался поддержать дух истинного монашества, являя собою образец чистоты монашеской жизни. Он обладал даром прозорливости и исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В.И. Ржевский 9-го сентября текущего 1896 года в городе Чернигове совершилось великое духовное торжество – открытие мощей вновь прославленного благодатиею Божиею, угодника Божия святителя-чудотворца Феодосия Углицкого Архиепископа Черниговского. Святитель Феодосий, живший во второй половине 17 века в одно время со святителем Митрофаном Воронежским , был сыном священника Никиты и жены его Марии из дворян Подольской губернии по фамилии Углицких. Имея в Киеве родственников, он в молодости учился в Киево-Братской Богоявленской школе, где развил высокие качества своей души, получив задатки того высокого благочестия, которым украшалась вся его последующая жизнь. По окончании образования, он, по любви своей к подвигам благочестия, рано поступил в монашество в Киеве и митрополитом Дионисием Балабаном был поставлен сперва в архидиакона при Киево-Софийском соборе, впоследствии же настоятелем Корсунского монастыря в Коневском уезде Киевской епархии, где недолго настоятельствовал, будучи в 1664 году назначен игуменом Киевского Выдубицкого монастыря. Монастырь этот незадолго перед тем был почти разорен униатами (поляками-католиками) и нуждался в своем устройстве, поэтому сюда требовался деятельный настоятель, и вновь назначенному игумену Феодосию предстояло много забот и трудов по внешнему и внутреннему благоустройству его. Святитель Феодосий, ревностно исполняя свои обязанности игумена, служил для братии примером строгой подвижнической жизни, имея постоянную заботу о духовном совершенствовании иночествующей братии, что и побудило его в 1680 году устроить в Мозырском уезде на земле, принадлежавшей обители, скит для желавших из братии полного уединения и усиленных подвигов. По просьбе Святителя гетман Малороссии Дорошенко в 1670 году укрепил за монастырем многие земли. В записях Выдубицкого монастыря о преосвященном Феодосии значится: «Он был муж благоразумен и благотворящ Киевскому братскому монастырю. Подвижническая жизнь игумена Феодосия и его опытная мудрость в управлении Выдубицкою обителью доставили ему всеобщее уважение и любовь. Бывший блюститель Киевской митрополии архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, заметив в святом муже чистое сердце и проницательный ум, избрал его себе в помощники и назначил его, еще тогда игумена, своим наместником по митрополии. В письме своём (1674 г.) он пророчески передавал Феодосию желание своё, чтобы «имя его (Феодосия) написано было на небесах». Письмо 104. Черн. Еп. Изв. за 1864 г. стр. 178–179.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Искра. Георгиевский монастырь. Георгиевский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1691. Ссылки:   Адрес: Россия, Калужская область, Мещовский район, село Искра, улица Монастырская, д. 1 Координаты: 54.33022, 35.269364 Проезд: Железнодорожной станции в Мещовске нет, добираться до него придется на автобусе или на автомобиле. В Москву автобусы с Мещовского автовокзала уходят в то же время. От автостанции до монастыря идти еще примерно 1,5 км. Много времени такая прогулка не займет, однако можно и взять такси. На личном авт ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Железнодорожной станции в Мещовске нет, добираться до него придется на автобусе или на автомобиле. В Москву автобусы с Мещовского автовокзала уходят в то же время. От автостанции до монастыря идти еще примерно 1,5 км. Много времени такая прогулка не займет, однако можно и взять такси. На личном автотранспорте из Москвы следует выезжать по Киевской трассе. На 228 км — поворот на Мещовск. От поворота до города — 14 км. Монастырь находится на окраине, поэтому город придется проехать насквозь. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Весной 2001 г. было положено начало возрождению монастыря. В настоящее время построен и освящен деревянный храм в честь Новомучеников Российских, начато строительство братского корпуса, ведется восстановление храмов, благоустраивается территория источника в честь великомученика Георгия Победоносца, формируется монашеская община. Восстановление обители ведет игумен Георгий (Евдачев). С сайта http://www.kaluga-eparhia.ru/ Георгиевский монастырь, заштатный, общежительный, на берегу реки Серебрянка. Первоначально находился в 30 верстах от города Мещовска, в верховье реки Ресы. В смутное время был разграблен и сожжен. В 1-й половине XVII века возобновлен на занимаемом им теперь месте. Здесь находится чудотворная икона Скорбящей Божией Матери. В средней монастырской башне погребен Андрей, Христа ради юродивый ( 28 июня 1812 года), чтимый панихидами.

http://sobory.ru/article/?object=01762

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010