Святитель Димитрий родился в 1651 году в местечке Макарове, находящемся в 40 верстах от Киева. Родители его были рядовой казак макаровской сотни киевского полка Савва Григорьевич Туптало и жена его Мария Михайловна. Савва Туптало происходил из шляхетской фамилии Савичей. По свидетельству самого святителя, родители его были люди глубоко-верующие и отличались примерной благочестивой жизнью. Наибольшее влияние на ум и сердце Даниила (так звали в мире св. Димитрия) оказывала его чрезвычайно религиозная мать, так как по делам своей службы отцу его редко приходилось бывать дома. Без сомнения, ее же постоянным заботам об истинно-христианском воспитании своих детей сестры Даниила обязаны тем, что все три, Памфилия, Феврония и Параскева, приняли впоследствии пострижение и были преемственно игумениями ими же основанного Никольского Иорданского монастыря. Первоначальное образование Даниил получил дома, где научился читать и писать по-славянски. Наученный грамоте, он был отдан своими родителями для дальнейшего образования в училище при Киевском Богоявленском монастыре, в котором преподавателем тогда состоял знаменитый в то время духовный писатель Иоанникий Голятовский. Здесь он с особенною любовию и прилежанием отдался изучению наук и, благодаря своим большим природным способностям, вскоре занял место в числе лучших учеников училища и обратил на себя внимание, между прочим, некоторыми самостоятельными работами в стихотворстве. Даниил учился здесь в продолжении трех лет и преимущественно занимался чтением книг св. Писания, творений отцов и учителей церкви и житий святых, а в праздники и воскресные дни неленостно ходил в церковь Божию для молитвы. Еще при поступлении своем в училище Даниилу пришлось быть свидетелем торжественного внесения новообретенной чудотворной иконы пресв. Богородицы, Братской, в новую церковь училища. Чудное нахождение иконы, на которой вплавь спасся татарин, сильно подействовало на впечатлительного юношу и еще более усилило его религиозное настроение. Оно невольно должно было отразиться и на всей последующей жизни Даниила: он отличался благонравием и безукоризненным поведением, так что и тогда легко можно было предвидеть заранее, какой путь жизни изберет себе Даниил. В 1665 году Киево-Братский монастырь был опустошен поляками; здания его были разрушены, и Даниил должен был удалиться в дом своего отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/z...

Сказано после запричастного стиха на заупокойной литургии в великой церкви Братского монастыря 7 мая 1911 г. «Подвизайся добрым подвигом веры, емлися за вечную жизнь, в нюже и зван был еси, и исповедал еси доброе исповедание пред многими свидетелями» ( 1Тим. 6:12 ). Братие! Смерть, похищающая ежедневно из среды нас живых много жертв, производит на нас сильное впечатление. Но особенно она потрясает нас, когда, её рукою внезапно исторгаются из нашего тесного круга наши близкие и дорогие люди, с которыми мы сжились, которых привыкли видеть за общим делом, которых мы научились любить и уважать. Однако после первого острого чувства глубокой печали о разлуке с почившими начинает работать наша мысль, и с особенною тогда силою перед нами встают вековечные вопросы о жизни и смерти, о цели первой и о смысле второй. Нам давно, конечно, известно и молча признаётся за несомненное христианское решение этих вопросов, но за жизненною сутолокою и суетою мы как бы забываем или упускаем его из виду. Нами обыкновенно ставится ряд отдельных мелких задач, на разрешение которых мы тратим все свои силы и к которым приковываем все свое внимание, и за ними для нас как бы скрывается единая великая задача всей нашей жизни. Но вот, подобно ослепительной молнии, прорезывающей сумрак туч, нашу повседневную жизнь прервет смерть близкого человека и мы опять оказываемся лицом к лицу с вопросом о главной задаче нашей жизни и о наилучшем способе разрешения этой задачи. Мы обращаемся тогда к слову Божию, как к светильнику, сияющему в темной юдоли нашей земной жизни ( 2Пет. 1:19 ), и ищем в нем ответов на этот вопрос. Многие священные слова Божественного Откровения получают при этом для нас особенный глубокий смысл и значение. Как многознаменательно, напр., для христианина, ищущего в слове Божием ответа на вопрос о смысле своей жизни и жизни каждого брата его по вере, то наставление, какое дал Ап. Павел своему возлюбленному ученику „подвизайся добрым подвигом веры, емлися за вечную жизнь, в нюже и зван быль еси, и исповедал еси доброе исповедание пред многими свидетелями” ( 1Тим. 6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

(Утешение и ободрение скорбящих об утрате святыни) (Речь, произнесенная 22 октября 1904года на заседании Киевского отделения Общества ревнителей русского историческаго просвещения в память Императора Александра Ш) Страшное и возмутительное святотатство совершено в городе Казани в злополучную ночь с 29 на 30 июня. Чудотворная икона Казанской Божией Матери, явившаяся 1 на пожарище дома казанского стрельца Даниила Анучина в 1579 году и ознаменовавшая себя целым рядом благодатных исцелений от самых разнообразных недугов 2 для всех, с верою к ней притекавших в течение с лишним трехсот лет, была похищена из женскаго монастыря, созданного на месте ее чудесного явления. «Дикий изверг человечества, скажем словами казанскаго архипастыря (ныне уже и обнаруженный – по фамилии Чайкин, он же Стоянов) похитил святыню, ограбил с нее драгоценные украшения и – страшно вымолвить – повидимому святую икону сжег 3 ). И если предположение казанскаго владыки станет действительно совершившимся фактом 4 (отчего избави нас, Боже!), то русская Церковь , русский народ, свято чтивший эту икону, «потеряет навсегда это бесценное сокровище», и тогда глубоко прискорбный факт станет по истине «невероятно-гнусным» и «неслыханно-тяжким святотатственным преступлением». К стыду нашему, однако же, следует сознаться, что святотатственные посягательства на чтимые русским народом святыни в последнее время все учащаются и учащаются, и дерзость наглых святотатцев становится изумительно изобретательна на способы, при помощи которых совершаются чудовищные преступления (напр., взрыв в Курском Знаменском монастыре, воровство в Исаакиевском соборе, похищение драгоценностей с чтимых икон у нас в Киеве в Покровском и Братском монастырях, грабеж в Гелатском монастыре на Кавказе и др.). Летопись церковная хранит предание о событии аналогичном с казанским, хотя и с благополучно-счастливым исходом, о событии, которое имело место в городе Одесса в 1872 году. Из Одесского кафедрального собора в ночь с 28 на 29 февраля похищена была чудотворная Касперовская икона Божией Матери, и целый почти месяц оставалась в неведении зарытою за городом в земле, при чем святотатцы, по снятии с иконы бывших на ней украшений, не только не оставили «ни малейших следов или признаков намеренного кошунственного поругания», но «даже слабый и хрупкий лист слюды, покрывающий священное изображение и ничем почти не прикрепленный к иконе, сохранили целым и невредимым 5 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Феофан, архиепископ Новгородский (Прокопович Елеазар) Родился 8 июня 1681 года в городе Киеве. Елеазар рано остался сиротой. Его воспитанием руководил дядя, иеромонах Феофан (Прокопович ; † 1692), ректор Киево-Могилянской коллегии и настоятель Киево-Братского монастыря. До 1698 года Елеазар учился в Киевской коллегии. Затем, благодаря финансовой помощи одного киевского благодетеля, был отправлен за границу для завершения образования. В Польше перешёл в унию и принял монашество с именем Елисей. Принятие униатства было неизбежным условием получения заграничного образования для православных. В базилианском ордене, к которому теперь принадлежал Прокопович, обратили внимание на юного талантливого монаха униата и направили его в Рим. Здесь он поступил в Коллегию святого Афанасия, основной задачей которой была миссионерская деятельность. Там он прошёл полный курс католической схоластической теологии. При внимательном знакомстве с организацией Католической Церкви, в нём зародилось резко отрицательное отношение к папизму. Отцы-иезуиты усиленно склоняли Прокоповича остаться в Италии и вступить в их ряды, но он отклонил подобные предложения. В 1702 году Прокопович вернулся в Малороссию, отрёкся от униатства, принял Православие и был пострижен в монашество с именем Самуил (в 1705 году переменил своё имя, назвавшись в память своего покойного дяди Феофаном). С 1704 года началась его педагогическая деятельность в Киевской духовной академии в качестве преподавателя пиитики. В 1706 году перешёл преподавателем в класс риторики. Один случай выдвинул его из среды своих сотоварищей. В связи с угрозой шведской интервенции в 1706 году Пётр I, специально приезжавший в Киев и обследовавший укрепления в старом городе, «усмотрел, что Киевская фортеция имеет зело худую ситуацию: того ради за благо рассудил фортецию сделать в ином месте, для которой за удобное место избрал монастырь Печерский», который к тому времени, в 1698–1700 годах, был обнесён новыми каменными стенами. 4 июля 1706 года Пётр I прибыл в Киев для основания Печерской крепости, посетил Софийский собор, где с приветственной речью к нему обратился Феофан. Речь была удачна по содержанию: Прокопович коснулся современных событий, умело и кстати воздав хвалу военным успехам Петра I. Блестящая речь была замечена государем.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сильвестр (Малеванский Стефан Васильевич), еп. Каневский Родился 10 января 1828 года в семье священника с. Андрушевки, Волынской епархии, Житомирского уезда. В 1847 году окончил Волынскую духовную семинарию со званием студента. 7 декабря 1848 года рукоположен во иерея к Кресто-Воздвиженскойцеркви с. Червонного Житомирского уезда. В 1853 году овдовел и поступил в Киевскую духовную академию. 26 мая 1856 года пострижен в монашество. В 1857 году окончил Киевскую духовную академию. 24 декабря 1858 года утвержден в степени магистра богословия и баккалавра Киевской духовной академии. 15 апреля 1862 года возведен в сан архимандрита, а 22 августа назначен инспектором и профессором той же академии. 10 апреля 1873 года удостоен степени доктора богословия. С 7 ноября 1882 года – заслуженный ординарный профессор Киевской дух. академии. С II апреля 1883 г. – ректор той же академии и настоятель Киево-Братского монастыря.· 20 января 1885 года хиротонисан во епископа Каневского, вик. Киевской епархии. С 1886 года состоял почетным членом всех четырех академий и многих других ученых и благотворительных учреждений в России. 5 марта 1898 года уволился от должности ректора Киевской академии, оставаясь первым вик.Киевской митрополии и сохранив за собой управление Киево-Пустынным Никольским монастырем. 24 марта 1906 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. С 14 апреля 1906 года уволен на покой. Проживал в предоставленных ему митрополичьих келиях Киево-Софийского кафедрального собора, где и скончался в ночь на 12-е ноября 1908 года. Не задолго до смерти ослеп. Погребен на кладбище Киево-Братского монастыря. Это был выдающийся богослов-догматик Русской Православной Церкви. Он обладал положительным, твердым, решительным, но вместе с тем и чрезвычайно добрым характером, отличался редким трудолюбием и вел жизнь по истине великого аскета-подвижника и трудолюбца. Несмотря на то, что потерял свое зрение, он упорно трудился с помощью ближайших лиц над разработкой Догматического богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (Трофимович-Козловский; † 15.03.1651, Киев), игум., сподвижник Киевского митр. св. Петра (Могилы) . Учился, по одним сведениям, во львовской братской школе, по мнению Я. Д. Исаевича, в виленской братской школе ( 1966. С. 138), затем, возможно, продолжил образование в католич. учебных заведениях. И. был иеромонахом в виленском Свято-Духовом мон-ре (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь ) при жизни основателя мон-ря прп. Леонтия (Карповича ; † сент. 1620). Впосл. переселился во Львов. В 1631 г. во Львове при освящении построенной Львовским братством Успенской ц. в присутствии преподавателей братской школы И. и мон. Сильвестра (Косова) архим. Петр (Могила) дал письменный акт о создании школ в Киеве и пригласил обоих духовных лиц преподавать в них. И. переехал в Киев, вошел в братию Киево-Печерского монастыря и вступил в Киевское братство , среди членов к-рого он записан как «Исаия Трофимович, инок монастыря Киево-Печерскаго». В 1631 г. И. стал первым (и единственным) ректором школы, основанной Петром (Могилой) при Троицкой больничной ц. в Киево-Печерском монастыре («лаврский гимназиум»). С сент. 1632 по 1638 г. И. возглавлял Киево-Могилянскую коллегию , образовавшуюся в результате объединения киевских монастырской и братской школ (по-видимому, И. преподавал в коллегии богословие, современники называли его «премудрым богословия учителем»). Одновременно И. являлся настоятелем мон-рей: в 1631-1634 гг.- приписного к Киево-Печерской обители Дятловицкого Преображенского монастыря в с. Дятловичи Пинского повета (совр. Белоруссия), в 1634-1638 гг.- киевского Братского в честь Богоявления мон-ря . После легализации православной иерархии в Речи Посполитой и избрания Петра (Могилы) на митрополичью кафедру в 1632 г. И. стал его духовником и ближайшим помощником. В 1633 г., получив от польск. кор. Владислава IV Вазы охранную грамоту, вместе с настоятелем киевского Кирилловского монастыря Леонтием И. ездил к К-польскому патриарху Кириллу I Лукарису за благословением для Петра (Могилы) на Киевскую митрополию. И. помогал митр. Петру в деле возвращения православным церквей и монастырей, захваченных униатами, в т. ч. киевского Софии Св. собора . В 1638 г. И. был поставлен настоятелем киевского Пустынно-Никольского мон-ря, полученного Петром (Могилой) от короля. В 1635 г. вместе с наместником Киево-Печерской обители Филофеем (Кизаревичем) отстаивал право мон-ря на земельные владения в споре с Межигорским в честь Преображения Господня мон-рем .

http://pravenc.ru/text/674844.html

Димитрий (Ковальницкий) Димитрий (Ковальницкий Михаил Георгиевич), архп. Херсонский и Одесский. Родился 26 октября 1839 года в семье священника. В 1859 году окончил Волынскую духовную семинарию и тогда же назначен преподавателем Кременецкого духовного училища. В 1867 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Киевской духовной академии по кафедре Нравственного богословия. В 1868 году получил степень магистра богословия и переименован в бакалавра академии. С 1869 года – доцент академии. С 1878 года – экстраординарный профессор по кафедре Церковной истории. 12 сентября 1895 года пострижен в монашество. 17 сент. рукоположен в иеромонаха, затем возведён в сан архимандрита и назначен инспектором Киевской духовной академии. В 1898 г. – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского монастыря. 28 июня 1898 г. хиротонисан в Киеве во епископа Чигиринского, вик. Киевской епархии. С 22 сентября 1899 года – почётный член Московской духовной академии. С 27 апреля 1902 года – епископ Тамбовский и Шацкий. В 1903 году возведён в сан архиепископа. С 8 февраля 1903 г. – архиепископ Казанский и Свияжский. В этом же году награждён панагией с драгоценными украшениями. В 1904 году, будучи архиепископом Казанским, был избран в почётные члены СПб. духовной академии. С 26 марта 1905 года – архиепископ Херсонский и Одесский. В 1906 году – член Предсоборного Присутствия и председатель I отдела – О составе Поместного Собора и порядка рассмотрения и решения дел в нём. С 22 апр. 1906 года по 1907 год – член Государственного Совета. В 1908 году – Председатель Комиссии по реформе духовной академии. 06 мая 1911 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Скончался 3 февраля 1913 года в Одессе и погребён в кафедральном соборе. Духовный писатель, церковный общественный деятель. Будучи ещё профессором Киевской духовной академии, он умел находить таланты у студентов, приучать их к серьёзному научному труду и развивать в них любовь к науке и научным изысканиям; сам он, будучи предан науке, оставлял неизгладимый след в душе учащегося на всю его будущую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иоасаф, митрополит Киевский (Кроковский или Краковский) До 1670 года обучался в Киево-Могилянской коллегии, ректором которой в эти годы был Варлаам (Ясинский, † 1707), митрополит Киевский, ставший впоследствии покровителем Иоасафа. Около 1673 года он отправился для завершения образования на Запад, где слушал лекции в разных заграничных учебных заведениях, в том числе в Коллегии святого Афанасия в Риме. По возвращении из-за границы в Киев был пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре и вскоре назначен профессором Киево-Могилянской коллегии. Он обладал выдающимся педагогическим талантом и как преподаватель зарекомендовал себя с хорошей стороны. В коллегии Иоасаф преподавал риторику (1683), философию (1685–1689), затем был префектом. В начале 1689 года, оставаясь префектом коллегии, Иоасаф был избран игуменом Киевского Николаевского Пустынного монастыря, затем определен ректором на 1689/90 учебный год. В 1693 году вторично назначен ректором коллегии и одновременно игуменом Киево-Братского монастыря. За период своего ректорства (1693–1697) игумен Иоасаф много сделал для укрепления экономического положения коллегии и добился того, что она была признана высшим учебным заведением. Добрую память о себе оставил игумен Иоасаф и в управляемых им монастырях (Киево-Братском и Николаевском Пустынном), значительно благоустроив их. В обеих обителях при нем были построены величественные каменные церкви на средства гетмана Мазепы И. С. С 29 июня 1697 года Иоасаф был назначен архимандритом Киево-Печерской лавры, которую за 10 лет пребывания в ней значительно благоустроил. 19 октября 1707 года архимандрит Иоасаф собором Киевского духовенства был избран в митрополита Киевского. 15 августа 1708 года архимандрит Иоасаф в Москве был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского. Он управлял Киевской митрополией в трудное время. В своей церковно-общественной деятельности митрополит Иоасаф явил себя архипастырем весьма деятельным и ревностным защитником своей православной паствы, находившейся под польским владычеством. Он мудро и тактично умиротворял народ Малороссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Церковь празднует обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского 17 сентября, 2018. Новостная служба Большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению им устава и церковных традиций 17 сентября. ПРАВМИР. Русская Православная Церковь празднует обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При Крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В течение 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил Заборовский. Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obre...

Варлаам, митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России (Ясинский) Окончил Киевскую коллегию, после чего обучался в Краковской католической академии, где, несмотря на препятствия, был официально признан в числе первых. С 1665 по 1673 год (по Строеву – с 1669 года) – игумен Киевского Братского Богоявленского монастыря. С 1669 года – ректор Киевской духовной академии. С 1673 по 1677 (по Строеву – по 1680 год) – игумен Киевского Михайловского Златоверхого монастыря. С 8 июля 1680 года – игумен Киево-Николаевского Пустынного монастыря. 31 июня 1684 года возведен в сан архимандрита и определен наместником Киево-Печерской лавры. 31 августа 1690 года хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского, Галицкого и всея Малыя России. Скончался 22 августа 1707 года. Погребен в Великой церкви Киево-Печерской лавры. Период жизни и деятельности митрополита Варлаама совпал со временем, когда решался сложный вопрос о подчинении западно-русской иерархии Московскому патриарху. Митрополит Варлаам не был сторонником такого подчинения и даже, когда предложили его кандидатуру на Киевскую кафедру, отказался ехать в Москву и посвящаться от Московского патриархата. Только после того, как Константинопольский патриарх в согласии с другими восточными патриархами в 1687 году утвердил зависимость Киевской митрополии от Московского патриархата, протест архимандрита Варлаама утратил смысл и основание, и он принял посвящение в митрополиты от Московского патриархата. Митрополит Варлаам был человек ученый и покровитель ученых. По его настоянию и при его покровительстве будущий святитель Димитрий, митрополит Ростовский, принялся за дело составления своего знаменитого труда «Четьи-Минеи». О поручении своем святителю Димитрию он говорил: «Бог по усердной молитве моей послал в лавру жить благоразумного проповедника слова Божия, благочестного иеромонаха Димитрия. Этому искусному проповеднику слова Божия, трудящемуся благоразумно, самою истиною свидетельствованному, вручил я, по совету соборных отцев и братий святой лавры, чтобы дело то святое совершенно исправить». Так было положено начало великому труду.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010