Бутурля – пустомеля, враль, болтун Бутусины , посадские люди, 1648 г., Соль Вычегодская Бутусов Яков, дьячок, 1660 г., Устюг Бутырь, Бутырины : Бутырь, крестьянин, 1564 г., Новгород; Михаил Бутырин, 1567 г., Москва Бухалов Федор, крестьянин, 1490 г., Переяславль Бухара, Бухарины : Тимофей Григорьевич Бухара Нау мов, 1495 г.; от него – Бухарины; Борис Яковлевич Бухара Хвостов [см. Хвост], тысячник, 1550 г.; Бухарин Савельевич Палицын [см. Палица], 1600 г., Новгород [см. Арман, Ишук] Бухара – 1) запольный участок перелога, покосный участок в лесу, 2) низкий сорт пакли (Даль) Бухаров Михаил, дозорщик, 1626 г., Волок Ламский Бухвал, Бухваловы : Иван Бухвал, посадский человек, 1566 г., Устюжна; Яков Дмитриевич Бухвалов, иноземец, помещик, середина XVI в., Дмитров Бухвал, бахвал – хвастун Бухвостов, Бухвостовы : слуги Софийского дома, дети боярские новгородского владыки XVI–XVII вв.; Китай [см. Китай] Васильевич, 1575 г. [см. Дорогой, Обида] Бухвостить, чихвостить – врать, сплетничать Бухнов Малах [см. Малаховы], крестьянин, 1539 г., Новгород Бухонин Андрей Степанович, 1628 г., Солова Бухона, буханка – коврига хлеба Бухро, Бухров ( Бухрин ), крестьянин, 1545 г., Новгород; Якуш Бухров, посадский человек, 1566 г., Устюжна; Сидор Бухрин, 1578 г. 29 Буцнев Семен Иванович, 1615 г., Карачев Бученцов Федор, посадский человек, 1624 г., Зарайск Бучень, Бучневы : кн. Андрей Борисович Бучень Горбатого-Суздальский [см. Горбатый]; кн. Федор Федорович Бучень Пожарский [см. Пожарские]; Василий Бучнев, крестьянин, 1495 г., Новгород; Иван Андронов Бучнев, крестьянин, 1564 г., Олонец [см. Ванта] Бучень – шмель Бучуга Илья Тарбеев Скрипицын [см. Тарбей, Скрипица], 1527 г., Переяславль Бучуга – бучало Буша , крестьянин, 1539 г., Новгород Бушень , крестьянин, 1551 г., Новгород Бушень – бучень; у Снегирева бушень – бирь, алтын Бушмак Васюков, крестьянин, 1564 г., Олонец Бушмак – годовалая телка (татар.) Бушмановы Никита и Парфений, 1660 г., Устюг Бушмаринов Никифор Матвеевич Бушмин Первый [ср. Первуша] Васильевич, 1596 г., Солова

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Поротик кн. Михаил Константинович Засекин [см. Засека], в 1550 г. получил поместье под Москвой Пороховы Степан, Федор, Бурнаш [см. Бурнаш] и Кирей [ср. Киреевы] Васильевичи, 1534 г., Торопец Пороша, Порошины : Григорий Степанович Пороша Вантеев [см. Вантей], 1504 г., Переяславль; Пороша Елдегин [см. Елдегины], митрополичий слуга, 1526 г.; кн. Иван Осипович Пороша Дорогобужский, 1530 г.; Семен Васильевич Порошин, 1543 г. [см. Дивей, Ерпылев, Загарин, Рыкун] Порухов Фома, посадский человек, 1585 г., Псков Порхан Постников Москотиньев [см. Постник, Москотинье], 1613 г., Мещера Порхачев Нефед Никитин, подьячий, 1520 г. Порховский [см. Мятль] Поршень Антон Климентьев, 1551 г., Двина Порываец Пятый Луховптин, 1545 г., Новгород Порывай, Порываевы : Порывай, крестьянин, 1495 г., Новгород; Семен Григорьевич Порываев, слуга Софийского дома, 1608 г., Новгород; Порывайко, холоп, 1586 г., Арзамас Порывкин : Максим Васильевич, посадский человек, 1630 г., Тотьма; Аникей, торговый человек, 1612 г., Москва Порывко Иван, крестьянин, 1475 г., Переяславль Посаднич Алексей, послух, 1494 г., Волок Ламский Посахно Григорий Кириллович, посадник, 1428 г., Новгород Поскотинный Игнат Тимофеев, крестьянин, 1594 г., Важская область Поскочины , помещики, с конца XV в., Новгород; Второй [ср. Вторышка] Рыкунов [см. Рыкун], 1603 г., Новгород Поскребов Харлам, крестьянин, 1495 г., Новгород Посохнов Андрей, вторая половина XV в., Новгород Посоховы : Владимир, крестьянин, 1475 г., Переяславль; Алексей Иванович, 1495 г., Новгород [см. Тряпка] Поспел, Поспеловы : Поспел, крестьянин, 1578 г., Арзамас; Василий Поспелов, крестьянин, 1624 г., Устюг [см. Докука, Зевалов, Чирухин] Постельников Андрей Иванович, 1500 г., Новгород; Иван, Истома [см. Истома] и Михаил Петрович, дворяне, середина XVI–XVII в., Кашинский уезд Постник, Постниковы – очень распространено [см. Апрелевы, Балабанов, Букалов, Домрачей, Дурняга, Едигей, Кичугин, Комсин, Омачкин, Порхай, Потемин, Светлый, Скулин, Сувор, Сулдеш, Сумцов, Сунятин, Сушницыны, Хворощин]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Теории этой я придерживался до тех пор, пока не началось восстановление храмов в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Первое, что меня удивило: древнюю традицию удавалось сымитировать даже людям безо всякого образования. А вот качественно написать в традициях XVIII— XIX века удается единицам. Но все-таки у меня еще было убеждение, что, начиная с XVIII века, высокие смыслы оставили церковную живопись. И вот, когда я пребывал в этом убеждении, меня пригласили работать в Софийский храм на Лубянке. Он в советское время был перестроен, и лишь в своде четверика сохранилась масляная живопись, близкая по стилистике как раз к середине XIX века. Все остальное — утеряно. Прежде чем приступить к восстановлению, мы тщательно изучили историю храма, выбирали алгоритм реконструкции. Когда наконец поднялись на леса, я был поражен. Все мое презрение к академической живописи пропало: я увидел, что в деталях техника исполнения — такая же, как в XIII веке. И тогда я принял решение при разработке иконографии росписей брать только древние иконы и переводить их на язык XIX века. Озеро. Закат. 2003 Еще мое убеждение по поводу «упадка» в церковной живописи поколебала мысль: почему великие святители не возражали против меняющихся традиций церковной живописи? Почему святителя Филарета Московского удовлетворяла академическая живопись? Почему святитель Дмитрий Ростовский заказывал на Украине барочные иконы? Я же не могу предположить, что святой Дмитрий Ростовский в своей вере уступал, например, моим современникам, которые уверены, что церковное барокко не может иметь место? Значит, дело в том, что великие святители видели нечто иное, чего мы за внешним не замечаем».  Утро моей Родины. 2010 Справка " Фомы " :   Сергей Александрович Гавриляченко родился в 1956 году в городе Шахты Ростовской области. Окончил Ростовский государственный педагогический институт (1978 год) и Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова (1984 год). С 1986 года преподает в МГАХИ им. В. И. Сурикова. Народный художник Российской Федерации, профессор, секретарь Правления Союза художников России. Лауреат премии Ленинского комсомола (1989 год), лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства (2008 год). Известен не только как художник и педагог, но и как теоретик и историк искусства, публицист и общественный деятель. Исход. 1992 Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/plach-po-kazachestvu.html

ru.pinterest.com Константинополь Богатство культур 19 июля, 2012 Богатство культур ru.pinterest.com Уникальный город в зените славы и в период падения Основание Константинополя Константинополь, сегодня известный как Стамбул — один из самых исторически значимых городов в мире. Он был основан 11 мая 330 года (24 мая по новому стилю) святым равноапостольным императором Константином Великим и задумывался как столица новой Римской империи, впоследствии — столица Византийской империи. Константинополь на протяжении долгого времени был важным культурным, политическим и экономическим центром Европы и Азии. Город возник на побережье Мраморного моря неслучайно. Это место начинало заселятся еще в глубокой древности, в VII в. до н.э. здесь создали свою колонию дорийцы. Выгодное расположение Византия для торговли на проливе Босфор привело колонию к процветанию. Однако это же обеспечило многочисленные попытки набегов от «соседей», некоторым из которых удавалось удержать контроль над северным побережьем Золотого Рога. Союз с Римской импертией Чтобы защитить территорию в середине II в. до н.э. пришлось заключить союз с Римской империей. Однако разразившаяся там гражданская война привела Византий к практически полному упадку, от которого будущий Константинополь и спас император Константин I. Император Константин смело взялся за строительство нового города, который сочетал в себе элементы римской архитектуры и греческого вкуса. Многие из его зданий стали символами византийской культуры и искусства. Император привлек для строительства города лучших архитекторов, живописцев и скульпторов того времени. Чтобы пригласить жителей в новый город, он придумал специальную систему поощрений, а самых обеспеченных жителей Византии обязал приобрести там недвижимость. Этот же период был ознаменован переходом от язычества к христианству, строительством многих известных и ныне христианских храмов. Константинополь в зените славы и посреди упадка Выгодное расположение Константинополя продолжало способствовать развитию внешней торговли, город обогащался. В период правления амбициозного императора Юстиниана Первого (527-565 гг.) в нем появилось много новых знаковых сооружений: новый Софийский собор, Цистерна Базилика и другие. Это время считают зенитом славы Константинополя.

http://pravmir.ru/konstantinopol/

Повесть об ослеплении Василия II Подготовка текста, перевод и комментарии Я. С. Лурье Летописная повесть ο пленении, свержении и ослеплении Василия II входит в число рассказов ο феодальной войне между Василием и его соперниками в борьбе за великое княжение – князем Галича-Костромского Юрием Дмитриевичем Галицким и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Β 1445 г. Василий II потерпел поражение в Суздальской битве с татарским ханом Улу Мухаммедом, отколовшимся от Орды и захватившим Белев и Нижний Новгород, и был взят в плен. Выпущенный из плена Василий II обязался выплатить хану огромный выкуп за освобождение. Этим обстоятельством воспользовались Дмитрий Юрьевич Шемяка и его союзники для выступления против великого князя. «Повесть об ослеплении Василия II» появляется в летописании не ранее 50-х гг. XV в. – после окончательной победы Василия II (Темного). Β общерусском своде середины XV в. (Софийская первая летопись младшего извода) читаются лишь самые краткие упоминания ο феодальной войне, изложенные без явного сочувствия той или иной стороне. Наиболее ранний текст «Повести об ослеплении Василия II» содержится в неизданном Музейном летописце – памятнике московского великокняжеского летописания, доведенном до 1452 г. Рассказ был заимствован великокняжеским сводом начала 70-х гг. (Никаноровская и Вологодско-Пермская летописи) и вошел с незначительными изменениями в летописание последуюшего времени (начиная с Московского свода конца XV в.). Уже М. Д. Приселков высказывал предположение, что этот рассказ имел источником воспоминания самого Василия Темного, доживавшего последние дни при фактическом управлении сына (Ивана III) и располагавшего «в условиях вечного мрака только воспоминаниями и образами прошлого» (Приселков М. Д. История русского летописания XI–XV вв. Л., 1940, с. 172). Текст «Повести об ослеплении Василия II» публикуется по Музейному летописцу – РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 3271, л. 224–231 об. Между л. 229 об. и 230 в этом списке обнаруживается значительный пропуск в тексте (от слов «князь Иванъ и братья» до «что князь велики выпущенъ»), окончание (от слов «назад к Москв») также отсутствует. Мы восполняем этот текст по другому списку того же летописца – БРАН, 34. 2. 31, л. 433 об.– 435 об. и л. 437. Пропуски и погрешности обоих списков летописца исправляются по Вологодско-Пермской летописи (ПСРЛ, т. XXVI. М.–Л., 1959).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скорее всего, устроенная Ярославом школа представляла собой училище при епископии (кафедральные школы к тому времени стали обычным явлением в христианской Европе). Если Владимир Святославич в Киеве после Крещения Руси по необходимости набирал учеников «у нарочитые чади» (в среде знати), то Ярослав – у старост (церковных?) и священников, что говорит о сложившейся к середине 1030-х гг. церковной структуре Новгорода. Число детей священников и старост, приведенное в летописях НСГ (300), если не является искаженным редакторами и переписчиками, может свидетельствовать о далеко зашедшем процессе воцерковления населения и создании на территории города (еще относительно небольшой и располагавшейся в основном на Софийской стороне) довольно плотной сети церквей (видимо, частных, связанных с боярскими патронимиями, уличанских и княжеских). Примечательно, что одна из древнейших новгородских берестяных грамот 591), относящаяся к 30-м гг. XI в., представляет собой кириллическую азбуку. Она найдена на Нутном раскопе на территории Славенского конца, на противоположном от собора св. Софии и владычного двора берегу Волхова ; грамоту можно рассматривать в качестве свидетельства распространения грамотности по территории города из епископского центра. Особое чтение НПЛмл. «и бе в его место ученик его Ефрем, иже нас учаше» , учитывая раннее, не позднее XI в., происхождение начальной части списка Новгородских владык, также вполне может отражать первоначальный текст о Иоакиме и Ефреме. Выражение «в его место», скорее всего, следует понимать как указание на местоблюстительство Ефрема, который, по всей видимости, так и не был хиротонисан во владыки (хотя прямое указание на это имеется только в позднейшем «Летописце кратком церквам Божиим», текст в котором представляет собой интерпретацию кратких ранних сведений ). Это может объясняться, во-первых, нерасположением Ярослава к «корсунянам» (Ефрем – ученик Иоакима Корсунянина). Второй причиной было, по-видимому, отсутствие на Руси митрополита , участие которого в поставлении нового епископа являлось обязательным.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

Фреска была разрушена 300 лет тому назад 17 января. ПРАВМИР. Ученые восстановили фреску XV века, разрушенную более 300 лет назад. Согласно летописным источникам, фреска Богородицы на троне в середине XV века была написана в южной части Софийского кафедрального собора Новгородского кремля. Во время реконструкции собора в конце XVII века ее сбили со стены. Более чем через 200 лет сотни обломков фрески во время раскопок были обнаружены и собраны учеными на полу собора, сообщает Интерфакс . Постепенная подборка велась несколько десятков лет. Фреску удалось собрать примерно наполовину. Ученые восстановили лики Богородицы, Христа и архангелов. Ученые намерены вернуть возрожденную фреску на место, которое она ранее занимала в храме. Фреску закрепят в съемном киоте поверх существующей росписи собора. Это позволит в целости сохранить живопись XIX века, которой в настоящий момент украшен храм. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 апреля, 2022 4 апреля, 2022 10 марта, 2024 2 февраля, 2024 17 января, 2024 3 ноября, 2023 2 сентября, 2022 30 мая, 2022 16 апреля, 2022 14 апреля, 2022 4 апреля, 2022 10 марта, 2024 2 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/novgorodskie-uchenyie-...

Такой подход представляется тем более оправданным, что многие из переводных текстов рассматриваемого нами круга литературы относились к наиболее «подвижным» сочинениям, которые подвергались немалым изменениям на местной почве (см. введение) 170 . Характеристика каждого памятника строится по единой схеме. Прежде всего констатируются время его начального появления в русской письменности и те большие, синтетические рукописные корпусы, в которых, как правило, конкретный текст функционировал. Далее дается краткий перечень топиков описания древней Индии исходя из композиционных особенностей памятника. Наконец, приводятся общие сведения о переводном памятнике, касающиеся его истории и жанровых особенностей, помогающих выяснить контекст его материала о древней Индии. «Хроника» Амартола и другие памятники Вероятно, первым таким византийским памятником на Руси была «Хроника» Георгия Амартола. Несмотря на разногласия среди исследователей по поводу места осуществления перевода, время его появления в Киевском княжестве определяется однозначно – XI в. 171 . Как и другие византийские хроники, труд Георгия Амартола функционировал в составе русских исторических сборников-хронографов 172 , но оказал большее, чем остальные, влияние на всю традицию русского летописания. Текст был включен в ряд хронографических компиляций – начальную редакцию «Хронографа по великому изложению» (не позднее 90-х годов XI в.), архетипную редакцию «Летописца Еллинского и Римского» (реконструируемая на основе близкой к ней первой редакции этого хронографа, датируемой XIIXIV вв. 173 ), протограф Архивского и Виленского хронографов (XIII в.), «Хронограф Софийский». Через «Хронограф по великому изложению» исторический труд Георгия Амартола распространяется в производных от него вторичных хронографических компиляциях – в «Хронографе Троицком» (XV в.) в виде фрагментов,, в первой части полной редакции «Хронографической Палеи», а через архетипную редакцию «Летописца Еллинского и Римского» – в первой и второй редакциях этой компиляции (XV в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1455 г. Русь переживала очередное бедствие. Еще в начале этого года Сеид-Ахмед с ордынцами появился в Великом княжестве Литовском. Затем настала очередь и русских земель. О нападении на Русь сохранилось три летописные версии. Согласно одной из них, в 1455 (6963) г. «приходили татарове Седи-Ахметевы к Оке-реке и перевезошася Оку ниже Коломны». Против них был послан князь Иван Юрьевич «с многими вои». Во время столкновения «одолеша христьяне татар». Правда, тогда убит был князь Семен Бабич Друцкий («не на суиме, но притчею некоею»). По второй версии поход татар тоже датируется 1455 г. В согласии с первой версией в Ермолинской летописи говорится, что на Русь напали «татарове от Сиди-Ахмстевы орды, и перелез Оку-реку, и грабили, полон и имали». Далее сообщается, что против них послан был не князь Иван Юрьевич, а Иван Васильевич Ощера с «коломничи», но он «не поспе на них ударити». Тогда «пришед сы иные страны» Ф.В. Басенок «с великого князя двором, татар бил и полон отнял». Тогда же убит был князь Семен Бабич (Друцкий). Третья версия (Софийская II и Львовская летописи) — компиляция первых двух, но проникнута определенной тенденцией. Здесь глухо говорится под 1455 г. о приходе на Русь татар и посылке против них князя Ивана Юрьевича. Но под 1454 г. сообщается, что Солтан, Седи-Ахметов царевич, перешел Оку, пограбил земли и отошел, а коломенский воевода И.В. Ощера «да их пустил, а не смел на них ударитися». Услышав это, Василий II отпустил «со множеством вои» своих детей, Ивана и Юрия, да и сам пошел против «окаянных». Видя это, татары «возвратишася вспять», а Федор Басенок со двором великого князя «татар бил, а полон отьимал». Тогда-то и убили князя Семена Бабича. А.Н. Насонов связывает появление этого рассказа с разоблачением И.В. Ощеры во время похода татар 1480 г. Во всяком случае, в Софийской II летописи слиты два источника, один из которых восходит к Московскому своду конца XV в. К середине 50-х годов XV в. относится возникновение Касимовского ханства (царства). В.В.

http://sedmitza.ru/lib/text/438796/

Такого поворота Максим не ожидал. Кроме моря, в котором мальчик мечтал плавать с утра до вечера, ему теперь предстояла и работа: знакомство с музейными экспонатами, просиживание в библиотеке, посещение раскопок… Но он почему-то совсем не огорчился, что придётся отрывать время от “ничегонеделания”. Наоборот! Отцовское поручение говорило о том, что он, Максим Любанов, уже достаточно взрослый, и ему можно поручить настоящее, серьёзное дело. Максим понимал, что у отца есть причины дать сыну именно это задание, и он спросил: – Пап, а почему тебе интересна история Корсуни? – Почему? Да потому что в русских летописях сохранились сведения о том, что с киевским князем Владимиром на Корсунь ходили новгородцы и псковитяне. А Западные ворота в нашем Софийском соборе с древнейших времён назывались Корсунскими. Кроме того, в Новгороде с воеводой Добрыней побывал и священник Анастас Корсунянин, с помощью которого князь Владимир овладел византийским Херсоном. Так что связей с Корсунью у Новгорода немало. А как знать, может, и наши предки ходили к Херсонесу с князем Владимиром? – И теперь я пройду их путём! Вот здорово!! Было очень поздно. Ночь выбелились, смягчила краски. Максим подошёл к отцу. Николай Иванович встал и перекрестил сына широким древним крестом – благословил. У них в семье было принято детей на ночь благословлять. “Не нами заведено, не на нас и кончится” – говорила бабушка, которая приучила Максимкиных мать и отца соблюдать эту русскую традицию. В их семье желали друг другу не только спокойной ночи, но и Ангела-Хранителя. С таким пожеланием ушёл Максимка к себе и в эту ночь. Чувство особой ответственности и даже какой-то непонятной приподнятости было у мальчика на душе. До отъезда оставалось ещё недели три, и он желал всем сердцем, чтобы они пролетели побыстрее. Максим уснул с ожиданием чего-то неизведанного, манящего вдаль. Во сне увидел славянского отрока, который сидел в долблёной лодке среди тюков с мехами и наблюдал с середины реки за лосем, пьющим воду у далёкого берега. Беда

http://azbyka.ru/fiction/poxod-na-korsun...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010