339 ...яко Иезекию... – Езекия, согласно Библии, – царь Иудейского царства. Был излечен от смертельной болезни пророком Исайей по велению Бога, которому молился об исцелении (ср. 4 Цар: 20, 1–11). 341 Боровск.– Город юго-западнее Москвы, на реке Протве. При Владимире Андреевиче входил в состав Серпуховского удельного княжества. 342 Киприан – митрополит всея Руси с 1375 по 1406 г. Болгарин знатного происхождения. См. подробнее в общем комментарии к «Сказанию о Мамаевом побоище», а также «Послание митрополита Киприана игуменам Сергию и Феодору». 344 ...случися иногда Великому Василию в Кесарии. – Василий Великий – каппадокийский епископ, один из так называемых «отцов церкви», живший в IV в. Кесария – столица Каппадокии (государства в центральной части Малой Азии). 345 ...посла... Меркуриа... – Меркурий Кесарийский – византийский святой. Согласно легенде, он был воином и по повелению свыше разбил неприятеля. 346 ...Захарий Тютьшов... – Имя известно только по «Сказанию ο Мамаевом побоище». Старинный дворянский род Тютчевых, к которому принадлежал знаменитый русский поэт Федор Тютчев, возводил свою родословную к Захарию Тютчеву. 349 Тихая Сосна. – Имеется в виду река Сосна, приток Дона. Через эту реку проходили дороги, по которым татары продвигались на Русь. 350 ...Мясопустъ святыа Богородица». – Мясопуст – время, в которое по церковному уставу нельзя есть мясную пищу, здесь имеется в виду Успенский пост (с 1 до 15 августа). 351 ...гнздо есмя князя Владимера Святославича Киевъского, емуже откры Господь познати православную вру, якоже оному Еустафию Плакид... – Русские князья подчеркивали свое происхождение от «святителя» Руси Владимира I. Владимир сравнивается с великомучеником Евстафием Плакидой, язычником, крестившимся после чудесного видения и затем пострадавшим за христианство. 354 И приидоша κ нему князи блоозерскыа... – Белозерские князья действительно принимали участие в Куликовской битве (Β Куликовской битве участвовали белозерские князья Федор Иванович (в тексте ошибочно «Семенович») и его сын Иван; оба погибли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

50 Гаспаров M. A. Вторая софистика и ее предтечи//История всемирной литературы: В 9 т./АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. Т. 1. М., 1983. С. 493. 51 «Решился я для мира не избегать какого бы то ни было труда, не отказываться говорить и делать что-либо унизительное, не брать в расчет дальности пути, не бояться каких-либо других беспокойств, только бы сподобиться наград, обещанных миротворцам» (Письмо XCIII). 53 Gribomont J. Basil of Caesarea in Cappadocia (Basil the Great)//Encyclopedia of the Early Church. V. 1. Oxford, 1992. P. 114. 55 Св. Олимпиада – знатная римлянка, в 380-е гг. оказывавшая помощь православным епископам, приезжавшим в Константинополь. Связь св. Олимпиады с великими каппадокийцами была предопределена тем, что она являлась воспитанницей родной сестры св. Амфилохия Иконийского . Св. Григорий Нисский адресовал ей свое главное экзегетическое сочинение – толкование на Песнь песней. 56 Каппадокия была разделена императором на две провинции, центром одной из которых оставалась Кесария, центром второй стала Тиана. Соответственно возникла и вторая епархия, главой которой был назначен Анфим. Митрополит Иларион (Алфеев) так объясняет причину активных действий св. Василия: «В ту эпоху всякая попытка отстоять православие была в какой-то степени борьбой за власть и влияние. «Рядовые» архиереи, вроде Анфима Тианского, как правило, занимали сторону сильнейшего, когда дело касалось догматических вопросов. Поэтому для Василия представлялось жизненно важным поставить на епископские кафедры твердых сторонников никейского исповедания, способных отстаивать православие» ( Иларион (Алфеев) , en. Жизнь и учение Григория Богослова . СПб., 2001. С. 57). 57 Bardenhewer О. Patrology. The Lives and Works of the Fathers of the Church. Freiburg im Breisgau, 1908. P. 280. Bardenhewer О. Patrology. The Lives and Works of the Fathers of the Church. Freiburg im Breisgau, 1908. P. 280. 59 См. обзор заимствований из трудов Стагирита в «Шестодневе» у дореволюционного исследователя: Борис (Плотников) , архим. История христианского просвещения в ею отношениях к древней греко-римской образованности//Православный собеседник. КазДА. Июль 1889. С. 332–343.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

744 О пытках, которым был подвергнут чтец Евтропий, рассказывает и Созомен. «Некто Евтропий, чтец, – говорит он, – от которого требовали показания, кто подложил огонь (в храм св. Софии. – А.Б.), был терзаем бичами, палками и ногтями по ребрам и щекам, и, кроме того, переносил жжение тела посредством горящего факела, но при всей молодости и нежности свидетельствовал, что ничего не знает. После таких мучеиий он был заключен в темницу, где и скончался». (См.: Созомен. Указ. соч. С. 595.) О страданиях Евтропия говорит также Псевдо-Мартирий Антиохийский. (См.: Псевдо-Мартирий Антиохийский. Житие.../Наст. изд. С. 237.) 747 Продолжение повествования, прерванного в 4 главе. Вероятно, имеется в виду одно из писем, которые были вверены епископам в Риме для передачи константинопольским властям. (См.: Палладий Еленопольский . Диалог../Наст. изд. С. 69.) 748 Кто в это время был епископом Тарса, не известно. Епископ Антиохии – Порфирий. (См. прим. 53.) 749 Епископ Евлогий находился в евхаристическом общении с Феофилом. Несмотря на это, св. Иоанн Златоуст пишет ему из ссылки приветственное нисьмо. Св. Иоанн надеялся опереться на Евлогия, чтобы вокруг него объединились палестинские епископы; Он, в частности, писал: «Хотя бы нас удалили на самые крайние пределы вселенной, и тогда мы не могли бы забыть любви твоей и унесли бы всюду твой образ с собою; до такой степени ты увлек и пленил нас, честнейший и благоговейнейший мой владыко!» (См.: Св. Иоанн Златоуст , Письмо к епископу Евлогию/Творения. Т. 3. Кн. 2. С. 692.) 750 Вероятно, здесь идет речь о Леонтии, епископе Анкиры Галатийской, и Аммонии, епископе Лаодикии Кекавменской, о союзе которых говорится в 9 гл. «Диалога». (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С. 94.) Непонятно, однако, почему Аммоний называется епископом Пелузы. 751 О Феодоре Тианском рассказывается в 9 гл. «Диалога». (См.: Палладий Еленопольский. Диалог.../Наст. изд. С. 93.) Тианы – город Второй Каппадокии, провинции, образовавшейся в результате административной реформы при Диоклетиане, когда провинция Каппадокия была разделена на две. Сголицей Первой Каппадокии была Кесария Каппадокийская, а Второй Каппадокии – Тианы. (См.: Терновский С. А. Указ. соч, С. 250–251; Jones A. Н. M. The Cities of the Eastern Roman Provinces. P. 184.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Chrysost. Epistula Innocentio, episcopo Romae//PG. 52. Col. 535-536= Innocent. I, Papa.Ep. 11). Однако еп. Иннокентий на тот момент уже не имел влияния, т. к. имп. Гонорий из-за осложнения обстановки в Италии, к-рой угрожали готы, не мог оказывать эффективное давление на брата. Вся антииоанновская коалиция: имп. Аркадий и предстоятели основных вост. Церквей (свт. Аттик К-польский, еп. Феофил Александрийский и еп. Порфирий Антиохийский) - не реагировала на призывы Римского епископа. В этих условиях еп. Иннокентию не оставалось ничего другого, как в одностороннем порядке разорвать общение с вост. Церквами. После этого надежда на изменение участи И. З. посредством вмешательства Запада окончательно исчезла. В пути от Никеи до Кукуса И. З. провел 70 дней. В письме Брисону, написанном по прибытии в Кукус (Ep. 234//PG. 52. Col. 739), И. З. жалуется на тяжести, выпавшие в дороге, на недостаток самого необходимого и на постоянную угрозу нападений исавров. Из др. писем известно, что условия содержания И. З. были не слишком суровы, хотя ему приходилось страдать от плохой воды (Ep. 120//Ibid. Col. 674). Начальник конвоя Феодор относился к И. З. очень благожелательно: узнику было позволено передвигаться сидя на носилках (Ep. 14//Ibid. Col. 615), писать письма. Кроме того, дорога пролегала через крупные города, где были общественные бани. В числе городов - 2 провинциальных центра: Анкира Галатийская и Кесария Каппадокийская. В Анкире И. З. встретил черствый прием и угрозы местного еп. Леонтия, к-рый был противником И. З. и одним из инициаторов его вторичного низложения (Idem//Ibid. Col. 613; ср.: Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 9//SC. 341. P. 184-186). На подступах к Кесарии народ выходил к И. З. навстречу и выражал сострадание ( Ioan. Chrysost. Ep. 9//PG. 52. Col. 608). В Кесарии еп. Фаретрий формально оказал И. З. гостеприимство, однако И. З. скептически отзывается об этом (Ep. 14//Ibid. Col. 613). Несмотря на полученную здесь медицинскую помощь (И. З. страдал от лихорадки), И.

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

(†379) Побережье Малой Азии было с давних пор заселено и освоено греческой культурой, но внутренняя часть земли Каппадокийской, нынешняя срединная Турция, оставалась захолустьем. Селения там были редки, нравы суровы, подобно тамошним долгим зимам. Край этот поставлял рабов, а не ученых. Афиняне насмехались над выговором и коверканой речью каппадокийцев. И сам Василий говорил замедленно, словно следил за своим слогом, выправленным в Афинах. ХРИСТИАНСКАЯ КАППАДОКИЯ Число христиан умножилось в этих краях с тех пор, как Григорий Чудотворец, ученик и друг Оригена, проповедал там Евангелие. С Г/в. Кесария приобщилась к культуре. По примеру других городов она обзавелась своими театрами, банями и празднествами. Родовитые семьи посылали наиболее одаренных детей в школы. Так было с Василием и Григорием Богословом. Каппадокия с лихвой наверстывала свою культурную отсталость. Она одновременно подарила Церкви трех совершенно исключительных мужей: Василия, брата его Григория Нисского, и друга Василия Григория Богослова. Василий с рождения был отмечен судьбой. Семья его была христианской уже не в первом поколении. Отец — почтенный ритор, мать — набожная женщина. Особенное влияние на ребенка имела бабушка, вдова мученика, и старшая сестра Макрина, святая. По–видимому, Василий не был крещен в детстве. Крещение детей к тому времени вышло из обычая: по этому можно судить о некоторой религиозной вялости даже и в самых верующих семьях. Пылкость времен гонений несколько поугасла. Старший сын был от рождения слаб здоровьем и окружен вниманием. Судя по всему, это был любимый ребенок. Одарен он был на диво. Сперва его обучал отец. Затем его отправили в Кесарию, где он и подружился с Григорием Назианзином (Богословом). Ученики в то время точно так же, как и потом, в Средние века, перебирались из города в город, из школы в школу. Василий проходил выучку у константинопольских, затем у афинских педагогов; в Афинах, где царила универсальная ученость, юный каппадокиец мог восхищаться великолепием Парфенона и мягким закатом античности. Дружба Василия и Григория крепла, по свидетельству соучеников, они стали неразлучны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

 Некоторые определяют количество христиан при Константине по количеству епископов, бывших на первом вселенском соборе. Но число епископов имеет условную ценность. Из лучшего списка епископов, каким является сирийский, явствует, что dioecesus Oriens, митрополией которого была Антиохия, выставил 91 епископа: dioecesus Asia (митрополия Ефес) — 51; dioecesus Pontus (митрополия Кесария каппадокийская; к нему причисляются Халкидон, Никея, вообще север Малой Азии) — 37; Египет с Фиваидой — 19; Палестина — 19. Но означает ли падение цифр епископов падение христианского населения? Нет; во–первых, потому что не все были в одинаковой мере заинтересованы вопросами вселенского собора; во–вторых, епархия не приходилась на епархию.  В Африке на километров в 484 г. приходилось т. е. на каждую епархию — км. Представим себе вещь практически невозможную, что каждая епархия была в виде круга, а кафедральный город находился в центре; тогда бы радиус равнялся 14 1/2 км. Русский аршин равен 71,119 см, так что километр немного меньше версты. Поэтому епископ по грязной грунтовой дороге мог объехать епархию в 1 1/2 часа. Епископии dioecesus Oriens равнялись 1492 кв. км., в Понте — 4272 кв. км, в Асии — 799, близко к африканским. Приводя к одному знаменателю, можно сказать, что в нашей новгородской епархии было бы 29 епархий понтийских, 39 каппадокийских, 82 восточных, 153 асийских и 185 африканских. Разница между 185 и 29 подавляющая, да и расстояние между 29 и 153, если брать восточные епархии, также немалое.  Если что мы знаем подробно, то это об епархии Феодорита кирского — Кирестике. В послании ко Льву Великому он пишет, что у него — 800 парикий, т. е. приходов. Пред гражданской властью — praefectus praetorii — он свидетельствует, что Кирестика имеет 40 millia passuum в длину и 40 millia pass, в ширину. Это свидетельство точно и не опровергается вычислением территории по карте. По словам Феодорита, Кирестика имела 3498 кв. км, а по карте 3562 кв. км. Отсюда видно, что эта епископия несравнима с другими восточными. Таким образом, вычисления числа христиан по числу епископов не ведут ни к чему  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

А для того, чтобы оградить свою братию в Понте от заразы нечестия, в обширном послании к инокам он изложил защищение истинного учения веры о Сыне Божием 56 . Но эта ревность не была чужда любви к заблуждающимся. Когда Дианий пред кончиной своей пожелал примириться с Василием, и призвав его, Господом свидетельствовался пред ним, что утвердил писание, принесённое ему из Константинополя, в простоте сердца, нимало не думая об отвержении Веры, изложенной Св. Отцами в Никее: тогда Василий охотно возобновил общение с своим Архипастырем 57 . Но сам снова удалился из Кесарии, ища покоя в мирном убежище своих иноков, в Πонте 58 . Там, заботясь об умиротворении Церкви Христовой, сколько позволяло его тогдашнее состояние, он извлекал из Св. Писания правила, необходимые для каждого христианина, и особенно для пастырей, – правила, коих забвение было причиною всех смятений в Церкви 59 . Между тем сбиралась над Церковью новая грозная туча. Констанций умер (3 ноября 361 г.); обладателем Империи стал Юлиан, давно уже замышлявший водворить на месте Христианства прежнее идолослужение. Кесария Каппадокийская, известная своей ревностью к Христианству, вскоре испытала всю тяжесть его гнева. Негодуя и на новоизбранного епископа Евсевия, оставившего мирскую службу для церковной, и на разрушение последнего храма языческого в Кесарии, уже в царствование отступника, он наложил на город тяжкую пеню, лишил его даже имени Кесарии, предал мучению ревностного разрушителя идолов, Евпсихия; церковное имущество повелел отписать в казну, духовенство заставил нести обязанности военной службы 60 . Воспретив христианскому юношеству учиться в греческих училищах, с особенною ненавистью он смотрел на тех мужей, которые, получив полное греческое образование, силою слова и науки готовы были служить Церкви, каковы были Василий и Григорий. Но не теперь ещё Юлиан готовился принести их в жертву своему нечестию, a по окончании своего похода против Персии 61 . Василий с упованием на Промысл Божий смотрел на эту бурю; ободрял тех, которые, подобно ему, содействовали защищению Веры Христовой своими писаниями; уверял, что замыслы отступника вскоре разрушатся 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архиеп. Филарет (Гумилевский) практически не касается интересующей нас темы, ограничившись только несколькими замечаниями. Так, он отмечает, что св. Богослов «отвергает как Пифагорово переселение душ, так и Оригеново учение об их предсуществовании» 1655 , указывает на учение Святителя о сотворении первоначальной материи «из ничего» 1656 , подчеркивает важность принятия Сыном Божиим плоти «ради плоти», раскрывает видимую и невидимую стороны таинства Крещения, которые в толковании свт. Григория соответствуют двусоставному устроению человека из видимой и невидимой природ – души и тела 1657 . В специальном исследовании прот. Н. Виноградова 1658 мы находим значительно больше материала по интересующей нас проблематике. Этот автор обращает особенное внимание на учение свт. Григория о том, что «Божество, соединившись с плотью при зачатии Спасителя от Пресвятой Девы Марии, с тех пор уже не разлучалось с нею, и хотя плоть Иисуса Христа и изменилась после Его воскресения… она соединена с Божеством вечно нераздельно» 1659 . Новый Адам спасает ветхого, «умертвив смерть плотью» и снимая «осуждение с плоти» 1660 . Души умерших людей будут существовать отдельно от тела только в период времени от смерти человека до всеобщего воскресения мертвых 1661 . Прот. Н. Виноградов указывает на текст Святителя из его Слова на смерть брата Кесария, где подчеркивается, что душа праведника, восприняв непостижимым для нас образом от земли «прирожденную себе плоть» (τ συγγενς σαρκον πολαβοσα), вместе с нею вступит в наследие будущей славы, «всецело поглотив ее в себя и соделавшись с ней единым духом, и умом, и богом» (λον ες αυτν ναλσασα, κα γενομνη σν τοτ ν κα πνεμα κα νος κα θες) 1662 . Указан здесь и тот факт, что свт. Григорий отвергает мнение языческих философов о вечности материи и формы, теорию предсуществования и метемпсихоза, так же как манихейское учение о вечном сосуществовании света и тьмы 1663 . Акцентируя внимание на глубоком благоговении свт. Григория к св. Евхаристии, этот автор доказывает реалистичность взгляда великого богослова на суть происходящего в таинстве изменения. Свт. Григорий «смотрел на него, как на такое священнодействие, в котором хлеб и вино, по освящении их, сохраняя свой вид, существенно прелагаются в истинное тело и кровь Самого Иисуса Христа 1664 . Использование Святителем терминов «τποι» и «νττυπα» по отношению к евхаристическим Дарам прот. Н. Виноградов объяснял как обозначение веществ таинства прежде их освящения, или как отражение мысли о том, что преподанные в таинстве тело и кровь Христа сохраняют все внешние признаки хлеба и вина 1665 . Христос, согласно свт. Григорию, действительно присутствует в освященных веществах таинства «всем Своим существом», а хлеб и вино «действительно претворяются, или пресуществляются, в истинные тело и кровь Христа Спасителя» 1666 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

В IV–VI вв. на территории восточной части Римской империи было пять основных центров культуры: Афины с их прославленной платоновской Академией, Константинополь, малоазийская Каппадокия (Кесария, Ниса, Назианз), Сирия (Антиохия, Газа), Египет (Александрия, Панополис). В культурно–просветительской и творческой деятельности представителей этих центров отчетливо проявляются основные тенденции духовной жизни того времени. Так, Афины оказываются главным хранилищем и оплотом древней эллинской культуры и образованности. В IV в. там преподают знаменитые языческие риторы Гимерий и Проэресий; у них учатся будущие знаменитые деятели христианской церкви – Василий Кесарийский , Григорий Назианзин . В V в. у своего отца Леонтия, преподавателя философии и риторики, учится Афинаида, будущая жена императора Феодосия II. Во главе афинской Академии в это время стоит один из последних корифеев языческой философской мысли – неоплатоник Прокл. Но к VI в., особенно после закрытия Юстинианом афинской Академии, древний центр язычества теряет свою ведущую роль в культурном образовании эпохи. Основные нити духовной жизни страны тянутся теперь к Константинополю: в VI в. он принимает к себе таких видных поэтов, как Роман Сладкопевец , прибывший из Сирии, Агафий из малоазийского города Мирины, Павел Силенциарий, историографы Прокопий из Кесарии, Менандр Протиктор и др. Если Афины IV–V вв. были главным средоточием уходившей в прошлое языческой культуры, то в это же самое время новая идеология, новая культура выкристаллизовывается в трудах представителей так называемого каппадокийского кружка в творчестве Василия Кесарийского , Григория Назианзина и Григория Нисского . Однако и эта философская литература, новая по содержанию, не порывает с античными традициями, а, напротив, усваивает их и по–своему продолжает. Так, например, в богословских произведениях каппадокийцев основные положение ортодоксального христианства обоснованы средствами неоплатонической диалектики. Стихи Григория Назианзина обнаруживают глубочайшую привязанность автора к традициям античной поэзии. Применение правил античного стихосложения к изменившему фонетическую природу греческому языку осуществляет поэт Нонн из Панополиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В главных городах диоцезов жили и гражданские начальники этих территорий. Затем главные города диоцезов издавна были видными пунктами в политическом и церковном отношениях. Во втором каноне II вселенского собора упоминается, собственно, о 4 церковных диоцезах, как соединениях между собой нескольких церковных провинций: восточном, азийском, понтийском и фракийском. Относительно одного из них, восточного диоцеза, по интересующему нас вопросу даётся указание в самом каноне. Он, говоря об этом диоцезе, выделяет церковь антиохийскую и тем самым, нужно думать, выдвигает митрополита антиохийского и признаёт его первенствующим лицом во всём восточном диоцезе. В последующих же исторических памятниках епископу антиохийскому усвояются названия то «экзарха» 731 , то «архиепископа» 732 . – Что касается диоцезов: азийского, понтийского и фракийского, то главными городами в них были: в первом – Ефес, во втором – Кесария Каппадокийская, в третьем – Ираклия 733 . Всё это такие города, которые и до Константина В. пользовались известностью как в политическом, так и в церковном отношениях 734 . Естественно думать, что епископы этих городов и были высшими митрополитами, экзархами, в названных диоцезах. Это подтверждается некоторыми историческими свидетельствами. Так, церковный историк Евагрий говорит, что митрополит ефесский до халкидонского собора пользовался патриаршими правами 735 . На соборе в Ефес Мемнон ефесский называется архиепископом 736 . Этот же титул усвояется Стефану ефесскому, а равно и Фалласию кесаре-каппадокийскому, в одном из послания Феодосия Младшего 737 . Зонара, указывая в толковании 17 правила IV вселенского собора некоторых митрополитов, которые пользовались титулом экзархов, упоминает о епископах ефесском и кесаре-каппадокийском 738 . Митрополиты ефесский, кесаре-каппадокийский и ираклийский сохраняют титул экзарха даже и теперь, как это можно видеть из списка кафедр православной Церкви, изданного в 1855 году 739 . Впрочем, во фракийском диоцезе экзаршеские права в действительности вероятнее всего принадлежали епископу Константинопольскому 740 , который, как епископ столицы, был возвышен II вселенским собором (кан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010