Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМНИН Мученичество святых Домнина, Феофима, Тимофея, Филофея. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 162) Мученичество святых Домнина, Феофима, Тимофея, Филофея. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 162) Домнин [греч. Δομννος; лат. Domninus] († 307), мч. (пам. греч. 5 нояб.), пострадал с др. мучениками и исповедниками в Кесарии Палестинской. В визант. синаксарях под 5 нояб. помещено сказание о мучениках, пострадавших в Кесарии Палестинской от архонта (префекта) Палестины Урбана. Первым из пострадавших назван Д., к-рый сначала был приговорен к работам на медных рудниках, а потом сожжен. В нек-рых версиях его имя помещено отдельно, а затем повторяется в сказании о кончине мучеников Феофима, Тимофея и Филофея - юношей, к-рые в качестве наказания по решению Урбана участвовали в гладиаторских представлениях. Тогда же префект приказал подвергнуть различным мучениям др. христиан: престарелого пресв. Дорофея, Картерия и Евпсихия. Он отправил на рудники в пустыне Юж. Палестины Сильвана, 3 христ. девственниц - содержателям блудниц. Мн. др. христиане были по приказу Урбана брошены в темницу, в т. ч. сщмч. Памфил. Это сказание базируется на сообщении из соч. «О палестинских мучениках» Евсевия Кесарийского, где повествуется о суде над христианами, устроенном Урбаном 5 нояб. 307 г. в Кесарии Палестинской, когда он за 1 день осудил мн. христиан. Этот рассказ Евсевия представлен в краткой и полной редакциях, а также сир. переводе. Имена Сильвана и Памфила присутствуют в синаксарях под 5 нояб. только потому, что упомянуты Евсевием вместе с Д. и остальными. Они пострадали в др. время и имеют особые дни памяти. Памфил († 309, пам. 16 февр.) находился с Д. в темнице в Кесарии, а Сильван (впосл. епископ Газский; † 311, пам. 4 мая), будучи еще пресвитером, был осужден Урбаном вместе с Д. на работы в рудниках. Память Д. под 5 нояб. присутствует также в Мартирологе Иеронима, где местом его страдания ошибочно названа Кесария Каппадокийская, а также в одном из дополнений к Мартирологу Узуарда. Имя Д. упоминается также и в древнерус. памятниках, напр. в месяцеслове при Остромировом Евангелии. Кроме того, сказание об этой дружине, заимствованное из Минология имп. Василия II, находится в рукописных слав. прологах, откуда перешло в ВМЧ. Ист.: Acta SS. Nov. T. 3. P. 46-54; SynCP. Col. 195-197; History of the Martyrs in Palestina by Eusebius, Bishop of Cesarea/ed. W. Cureton. L., 1861. P. 24, 50-51; MartHieron. Comment. P. 587; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 345. ВМЧ. Нояб., дни 1-12. Кол. 147. Mateos. Typicon. P. 88-89. Лит.: Peetrs P. De SS. Domnino et sociis martyrubus in Palestina//MartRom. Comment. P. 171, 499; Violet B. Die palästinischen Märtyrer des Eusebius vom Cäsarea. Lpz., 1896. S. 58-60, 114. (TU; 14, 4). Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178881.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАГН (III в.), мч. (пам. зап. 19 авг.). Согласно Каталогу Петра Наталиса (венецианского агиографа XIV в.), М. жил в г. Кесария Каппадокийская (М. Азия) во время правления имп. Аврелиана (270-275). За исповедание христ. веры он был арестован и заключен в темницу. Представ перед правителем города Александром, М. отказался принести жертвы идолам и был передан 2 языческим жрецам, Александру и Зосиме, для пытки огнем. Однако мученик остался невредим после истязания. Не тронули его и дикие звери, к-рым он был брошен на растерзание в городском амфитеатре. У этого чуда было множество свидетелей, т. к. казнь М. должна была быть публичной; мн. жители Кесарии Каппадокийской вместо того, чтобы глумиться над мучеником, сами уверовали во Христа и позже были приговорены за это к смерти (в источнике названо количество уверовавших - 2597 чел.). М. был отведен за город и побит камнями. Его мощи были перенесены христианами в город и помещены в гробницу. Из иных зап. агиографических источников известен др. мч. Магн, называемый также Андреем, пострадавший в правление имп. Диоклетиана (284-305) в районе Таврских гор (М. Азия); с ним пострадали также 2597 христиан, уверовавших после того, как лев лег у ног святого. Несмотря на совпадение имен мучеников и сходные обстоятельства их кончины, болландист Г. Куперус считает этих Магнов разными людьми. В Мартирологе, составленном П. Кало (XIV в.), приведены разные подробности их мученичества, нет упоминания о пострадавших вместе с Магном (Андреем) христианах. Следует также обратить внимание на то, что западные источники, содержащие сведения о М. и др. одноименном мученике, довольно поздние, поэтому с уверенностью говорить об историчности этих материалов представляется затруднительным. Ни в греческих, ни в вост. агиографических источниках сведений о М. не сохранилось. Ист.: ActaSS. Aug. T. 3. Col. 717-719; Galesini P. Martyrologium S. Romanae Ecclesiae. Venetia, 1578. P. 270. Лит.: Sauget. J. M. Magno//BiblSS. Vol. 8. Col. 541-542. Е. М. Беленькая Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2561182.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Страноведение город на р. Рейн в Сев.-Зап. Германии архиепископская кафедра Римско-католической Церкви, в средние века - столица церковного княжества архиепископов Кёльнских КЕСАРИЯ КАППАДОКИЙСКАЯ город в Каппадокии в М. Азии, в античности и средние века 1-я по рангу митрополия Константинопольской Православной Церкви КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ КИЗИК город на юж. берегу Пропонтиды (Мраморного м.), кафедра епархии К-польской Православной Церкви, совр. локализация - Балкыз (или Белкис), близ Эрдека, Турция КИЛДЭР город в Ирландии, до XVI в.- кафедра католич. еп-ства; в наст. время кафедра англикан. еп-ства Мит и Килдэр КИПР [Республика Кипр], гос-во в Зап. Азии, на о-ве Кипр, расположенном в сев.-вост. части Средиземного м. КИРИБАТИ [Республика Кирибати], островное гос-во в юго-зап. части Тихого океана, на пересечении экватора и линии перемены дат КИРР [Кир], античный и византийский город в Сев. Сирии, ныне развалины Талль-эн-Наби-Хури, близ границы Сирии и Турции), церковная кафедра в составе митрополии Иераполя (ныне Манбидж) Антиохийской Православной Церкви КИТАЙ [кит. Чжунго, букв.- Срединное государство], Китайская Народная Республика (КНР), гос-во в Вост. и Центр. Азии КОМОРЫ [Коморские Острова, Союз Коморских Островов (СКО), гос-во близ вост. побережья Африки, расположенное в Индийском океане, в сев. части Мозамбикского прол., между Мадагаскаром и Мозамбиком КОНСТАНТИНОПОЛЬ [в древнерус. традиции Царьград; ныне Стамбул, Турция], древний и средневек. город на зап. (европ.) берегу прол. Босфор (Боспор Фракийский) КОНСТАНЦА [Кюстендже], город в вост. части Румынии, в Добрудже, на побережье Чёрного м.; важный культурный и церковно-адм. центр Византийской империи КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей КОРДОВА город в Юж. Испании, на берегу р. Гвадалквивир, кафедра католич. еп-ства (с III-IV вв.), в VIII-XI вв. столица мусульм. гос-ва Андалус КОРЕЯ Корея [Королевство Чосон], гос-во в Вост. Азии, существовало до 1910 г. (в 1910-1945 в составе Японии) КОРЕЯ [Корейская Народно-Демократическая Республика, КНДР], гос-во в Вост. Азии, на севере Корейского п-ова и частично на материке КОРИНФ одна из столиц Древнего мира; важный центр античного и средневек. христианства; памятник античной новозаветной и христ. археологии КОТ-Д " ИВУАР [Республика Кот-д " Ивуар; до 1986 официальное название страны на рус. языке - Берег Слоновой Кости], гос-во на западе Центр. Африки

http://pravenc.ru/rubrics/123286_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТИХИЙ (Угурлус Георгий; кон. XVIII в., Кесария Каппадокийская - 1866, о-в Хиос), мон., мелург, певчий, автор транскрипций песнопений в нотацию Нового метода. В рукописях его имя почти всегда сопровождается характеристикой «кесариец» (Καισαριες - Ath. Dionys. 695. P. 71, 1834 г., ркп. Иоасафа Дионисиата; 723. Fol. 284, 2-я четв. XIX в.; Ath. Pantel. 1043. Fol. 35v, XIX в.; 1313. P. 35, 1852 г., ркп. мон. Стефана; 971. P. 64, 2-я пол. XIX в., ркп. мон. Митрофана; 1038. Fol. 84, 2-я пол. XIX в., ркп. Иоасафа Дионисиата; 1308. Fol. 89v, кон. XIX в.; Ydra. Iliou. 610. Fol. 81v, 2-я пол. XIX в.). Обычно Е. упоминается в источниках как Οϒουρλος (Угурлус) (Ath. Doch. 343. Fol. 123, 140v, нач. XIX в.; Athen. O. et M. Merlier. 14. Fol. 60, ок. 1820 г.; Benakis. TA. 120. Fol. 24, 68, 83, 109, 1-я пол. XIX в.) или Οϒουρλος (Огурлус) (Athen. O. et M. Merlier. 14. Fol. 1, 8, 66; Benakis. TA. 120. Fol. 2, 95; Ath. Dionys. 691. Fol. 106v, 108, сер. XIX в.; Ath. Simon. Petr. 21. P. 13, 1903 г.), иногда как μοναχς Ετχιος (монах Евтихий) (Ath. Pantel. 1043. Fol. 35v, XIX в.; 1313. P. 35; 971. P. 64; 1308. Fol. 89v), Ετυχς (Ath. Dionys. 695. P. 71; 723. Fol. 284) или Ετυχες (Ath. Pantel. 1038. Fol. 84). В конце жизни Е. был пострижен в монахи, по всей видимости в святогорском мон-ре св. Пантелеимона, поскольку в рукописях он часто именуется как «Евтихий Кесариец монах, из русской киновии» (Ath. Pantel. 1313. P. 35; 971. P. 64; 1038. Fol. 84; Ath. Dionys. 723. Fol. 284). Существует предание о том, что Е. «переселился на Хиос, где, купив на собственные средства келлию, жил в уединении, славословя Бога, до 1866 [г.], когда и преставился ко Господу» ( Παπαδπουλος. Σ. 327). До пострижения Е. именовался Георгием, на что указывают ремарки в рукописи: «Настоящее сочинено Георгием Огурлу Кесарийским, переименованным в Евтихия ангельской схимой... глас плагальный 4-й, Νη, О Тебе радуется...» (Ath. Dionys. 695. P. 71; см. также указание в ркп.: Ydra. Iliou. 610. Fol. 81, 2-я пол. XIX в.). В лит-ре существует необоснованная т. зр., что Георгий был отцом Е. ( Παπαδπουλος. Σ. 327).

http://pravenc.ru/text/187586.html

Нам известен и другой случай из древних источников, когда Иоанн Грамматик был назван «епископом». Я имею ввиду упоминание об этом в одном из сочинений преп. Анастасия Синаита, но о нём уместнее будет поговорить ниже, когда мы коснёмся темы «флорилегиев».  Можно отметить и другой случай, когда Иоанн «стал» епископом города Кесарии Палестинской. Это случилось уже в XVIII веке. Таковым он был назван в Catalogus составленным французскими учёными S. E. и J. S. Assemani. S. Hespel говорит, что «Каталог» S. E. и J. S. Assemani находился под влиянием актов Латеранского собора 649 г. и преп. Анастасия Синаита , который в своей книге называл Грамматика «епископом» Кесарии Палестинской. Для нас, в этом случае, важно отметить то как «Каталог» S. E. и J. S Assemani передаёт титул этой рукописи с сирийского на латинский язык . Вот он: « IohannisCaesareaeepiscopi, adversusmonophysitas, Apologia  proSacroConcilioChalcedonensi » . Этот перевод, как отмечает R. Drague, не совпадает с титулом, который передаёт сирийская рукопись . То есть S. E. и J. S Assemani его попросту сконструировали, поскольку не имели ещё тех методов и возможностей, для того чтобы проверить другие источники. I.3. Кесария  Палестинская или Кесария Каппадокийская? Другой вопрос, который мы можем рассмотреть в качестве просопографического – это вопрос о происхождении и о месте возможного пребывания Иоанна Грамматика. Он так же ставился учёными патрологами, но без положительного решения. Доминирующим мнением является то, что Иоанн был из Кесарии Каппадокийской, а не из Палестинской. Из того, что нам известно ни один из исследователей не представил достаточных доказательств относительно той или иной версии. Информации крайне мало и возможно разве только, что предполагать. Французский патролог J. Lebon, который был  начинателем в исследованиях подобного рода уверен, что не возможно перепутать Иоанна Кесарийского Грамматика и Иоанна Хозивита, епископа Кесарии приморской. Относительно первого, мы знаем, что он был по профессии «грамматик» и знаем так же, что его городом была Кесария, какая именно, говорит  J. Lebon, не представляется возможным понять. То, что касается Иоанна Хозивита,  мы знаем точно, продолжает французский учёный, что он был епископом Кесарии приморской . J. Lebon так же ссылается на статью S. Vailhé, о которой мы упоминали выше, не добавляя ничего более к сказанному относительно этого проблематики.

http://bogoslov.ru/article/1943773

Но жрецы крепко защищали свое достояние и своих богов. Храмы приходилось осаждать и брать приступом как крепости. Имущества разрушенных храмов, их многочисленные богатства раздавались бедным и нищим или отбирались в казну на дело утверждения новой веры. Вместо разрушенных капищ «Григорий везде воздвигал знамение креста; он ставил кресты на перекрестках, на площадях и в начале улиц; во всех городах, местечках и селах он назначал место для церкви, но не полагал самого основания и не воздвигал алтаря во имя Божие, потому что еще не был облечен саном священства; он только окружал выбранные места стенами и ставил кресты». Наконец Тиридат созвал (в 317 или 318 г.) в Вагаршапат начальников и предводителей армянского народа, и здесь, уже с общего согласия, решено было обратить армянский народ в христианство, а Григория призвать духовным руководителем и учителем веры. Тогда составлена была пышная депутация из главных сатрапов и князей страны и отправлена вместе с Григорием в Кесарию-Каппадокийскую к архиепископу Леонтию для посвящения Григория в епископа. Почему выбрана была в этом случае Кесария? – Вероятно просто потому, что сам Григорий принадлежал к кесарие-каппадокийской церкви; Кесария была издавна знакома ему; она была вторым его отечеством. Тиридат снабдил депутацию богатыми дарами для соседних церквей и особым письмом к архиепископу Леонтию. Архиепископ Леонтий исполнил просьбу армян, созвал собор местных епископов и вместе с ними «возложил на Григория руки со св. Евангелием». Армянские историки говорят, что по просьбе Григория Леонтий дал ему половину мощей св. Иоанна Предтечи и присоединил еще мощи священномученика Афиногена, епископа севастийского, замученного при Диоклетиане. Возвратившись в Армению, Григорий думал было уже приступить к крещению армян, но так как в округе, Тароне оставалось еще два храма, в которых приносились жертвы индийским идолам, то отправился туда, чтобы разрушить их. Разрушить эти храмы оказалось не легко. Храмы индийских богов владели громадными сокровищами, многими значительными селами и обширными пастбищами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

После 360 г. в сочинениях св. Василия Великого проявляется четкая позиция против интенсивно развивающегося учения «аномеев» –крайних ариан, отрицавших даже подобие Сына Отцу по сущности 53 . Аномейство представляло собой логически последовательное арианство, прямо противоположное православию. Между этими крайними позициями существовала еще средняя, поддержанная в свое время императором Констанцием, позиция полуариан, или «омиев» (от μοιος подобный). Это исповедание было выражено во Второй Сирмийской формуле (357) и в документе, подготовленном императором Валентом для собора в Римини (359), но отвергнутом абсолютным большинством из четырех тысяч западных епископов (см.: Феодорит Кирский . Церковная история, II. 18). Широкая церковная деятельность св. Василия Великого началась в 363 или 364 г., когда новый епископ каппадокийской Кесарии Евсевий, посвятив его в сан пресвитера, доверил ему ряд проповеднических и административных функций. Вследствие приобретения большой популярности среди верующих св. Василий, избегая конфликта с епископом, удалился в уединение. Оттуда он был снова вызван Евсевием в 365 г., когда новый император Валент начал принуждать Кесарийскую Церковь к принятию арианства, получившего во второй половине 360-х гг. поддержку государства. К данному периоду относится значительная часть сочинений св. Василия, который активно полемизирует с арианством. В июне 370 г. престарелый Евсевий умирает и св. Василий Великий становится его преемником; избрание проходит не без сопротивления целого ряда влиятельных лиц, но вызывает явное одобрение св. Афанасия Великого (Письмо к Палладию). «К этому времени Василий Великий уже с достаточной ясностью заявил о себе как о приверженце социальных преобразований на основе христианского мировоззрения; известны были также его резко отрицательное отношение к новейшим разновидностям арианства и верность решениям I Вселенского Собора» 54 . Кесария Каппадокийская становится центром, вокруг которого группируются силы православных. Одновременно с этим оформляется кружок единомышленников, объединенных личными, даже семейными связями, – в узком смысле он и является «Каппадокийской школой». К этому кружку, помимо св. Григория Назианзина и св. Григория Нисского , в последующее время принадлежали также св. Амфилохий Иконийский (епископ с 374 г.), св. Петр Севастийский (епископ с 380 г.), св. Макрина Новая, св. Олимпиада (диаконисса, ученица св. Иоанна Златоуста ) 55 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

Bibl. Cod. 118//PG. 103. Col. 397), т. е. в это время он уже воспринимался палестинскими христианами и жителями города как «свой», хорошо знакомый и уважаемый человек. Рукоположение Оригена привело к скандалу в Александрии: еп. Димитрий заявил о неправомочности действий палестинских епископов. В 231 г. в Александрии был созван Собор, к-рый отрешил Оригена от сана и отлучил его от Церкви и фактически изгнал из христ. общины Александрии. Спустя нек-рое время, при новом еп. Александрийском Ираклии, отлучение было снято, но Ориген, не желавший подчиняться вердиктам враждебно настроенных к нему египтян, был вынужден окончательно переселиться в К. П. ( Euseb. Hist. eccl. VI 26). Т. о., с городом связан весь длительный период позднего творчества Оригена - 30-50-е гг. III в. Еще в кон. 20-х гг. III в. он начал свод толкований Свящ. Писания - Гекзаплы. В К. П. эта работа была завершена. В 30-40-х гг. III в. здесь же им были написаны трактат «О молитве» и полемическое соч. «Против Цельса» (Ibid. VI 16, 36). Ориген активно участвовал в жизни Церкви Палестины, дважды присутствовал на Соборах в г. Бостра (или в самой К. П.), где обсуждались вопросы смерти и бессмертия души (Ibid. VI 33, 37). Влияние Оригена к сер. III в. превратило общину К. П. в крупный богословский центр ранней Церкви. В К. П. Ориген собрал обширную библиотеку, состоявшую из 30 тыс. книг ( Isid. Hisp. Etymol. VI 6), едва ли не самую большую в ранней Церкви, вероятно уступавшую только б-ке христиан в Александрии. Вокруг Оригена сложилась группа образованной христианской молодежи, впоследствии ставшая крупной катехизической и богословской школой. Учениками Оригена в К. П. были свт. Григорий Чудотворец , еп. Неокесарийский ( Euseb. Hist. eccl. VI 30; Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 905; Hieron. De vir. illustr. 65), Фирмилиан, еп. Кесарии Каппадокийской (ок. 232-268), пресв. Памфил , возглавивший школу и б-ку после Оригена, а также философ-неоплатоник Порфирий из Тира, позднее выступавший с критикой христ.

http://pravenc.ru/text/1684275.html

Братусь Б. С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии//Вопросы психологии. 1998, 4, с.71–79. Братусь Б. С. Место человека в истории отечественной психологии//Начала христианской психологии. М., 1995, с.7–30. Братусь Б. С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии//Психология с человеческим лицом. М., 1997, с.67–91. Братусь Б. С. Психология – наука о психике или учение о душе?//Человек. 2000, 4, с.30–38. Братусь Б. С. Российская психология на перепутье//Начала христианской психологии. М., 1995, с.31–56. Братусь Б. С. Христианская психология как новое движение в России//Психология и христианство . М., 1995, с.21. Булгаковский Д. Г. Алфавитный указатель книг и статей против пьянства. 2-е изд. М., 1902. Булгаковский Д. Г. Роль православного духовенства в борьбе с пьянством. СПб., 1903. Бухина О. Б. Психологические предпосылки ухода в секты и христианский психотерапевтический ответ//Психология и христианство . М., 1995, с.23–24. Вадим Коржевский иерей. Пропедевтика аскетики. Компендиум по православной святоотеческой психологии. М.: Центр Информационных Технологий Информатики и Информации, 2004. Варлаам/Ряшенцев/архим. Вера и причины неверия. Полтава, 1912. / Василий Великий /. Беседа, или Слово нравоучительное святого отца нашего Василия Великого Кесария Каппадокийския архиепископа и вселенского учителя, о пьянствующих. СПб., Печ. Имп. Акад. наук, 1774. Василий Великий . На гневливых//Его же. Творения. Т. 2. СПб., 1911, с.160–168 (Беседа 10). Василий Великий . На слова: «Внемли себе» ( Втор. 15:9 )//Его же. Творения. Т. 2. СПб., 1911, с.91–99 (Беседа 3). Василий Великий . На упивающихся//Его же. Творения. Т. 2. СПб., 1911, с.203–211 (Беседа 14). Василиос Термос о. Кризис желания. Размышления о точках пересечения психоанализа Ж. Лакана со святоотеческим богословием//Московский психотерапевтический журнал. 2002, 4. Васильев М. Учение отцов церкви о страсти. Сергиев Посад, 1912. Василюк Ф. Молитва и переживание//Православное учение о человеке. Избранные статьи. Москва-Клин, 2004, с.234–250.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В 1134 г. К. К. была восстановлена Мехмедом из династии Данишмандидов, к-рые управляли городом и его окрестностями приблизительно с 1090 г. В 1169 г. К. К. перешла под власть иконийских султанов. В 1211 г. город безуспешно осаждал кор. Киликийской Армении Левон II. В 1243 г. Кесарию захватили монголы. Польск. путешественник Симеон описал К. К. как турецко-арм. город с разрушенными домами из сырца, к-рый он видел в 1617 г. В 1895 г. здесь имел место крупный акт геноцида армян. В XIX в. большинство греков покинули К. К., переселившись в крупные приморские города. В нач. ХХ в. Кесарийскому митрополиту подчинялось ок. 40 тыс. православных. В нач. 20-х гг. XX в. ок. 1500 проживавших в К. К. греков вынуждены были переселиться в Грецию. Епископия В 1-м Послании ап. Петр обращается к христианам Каппадокии (1 Петр 1. 1), столицей которой была К. К. По преданию, первыми епископами в городе были св. Лонгин Сотник и ученики ап. Павла Аполлон и Епафродит ( Greg. Nyss. Ep. 17. 15). Точно установлено, что во II в. в К. К. жили христиане. Спасаясь от гонения Септимия Севера , Климент Александрийский бежал в К. К. к своему другу еп. Александру и проповедовал там. В первые 3 века христианства были известны епископы Феокрит (ок. 160), Александр (170-211), Фирмилиан I (ок. 232-268), Феоктист, Фирмилиан II (269) и Леонтий (285). Еп. Лукий принял здесь мученическую смерть ( Fedalto. Hierarchia. P. 20). Еп. Фирмилиан I был одним из крупнейших церковных деятелей своего времени, он вел обширную переписку, в т. ч. со сщмч. Киприаном , еп. Карфагенским. По его приглашению Ориген проповедовал в К. К. 2 года. Еп. Фирмилиан I конфликтовал с Римским папой Стефаном I из-за практики повторного крещения еретиков. Свт. Дионисий , еп. Римский, помогал К. К. в выкупе захваченных готами пленников. В 235 г. из-за начатого после землетрясения легатом Лицинием Серенианом гонения на христиан мн. каппадокийцы бежали в Иерусалим. В это время пострадали мученики Мамант (пам. 2 сент.), Иулитта (пам. 31 июля), Варлаам (пам. 19 нояб.), Евпсихий (известны 2 мученика Кесарие-Каппадокийских с таким именем, пам. 9 апр. и 7 сент.), Дамас , Гордий (пам. 3 янв.) и безымянные святые, принявшие мученическую смерть при Диоклетиане ( Euseb. Hist. eccl. VIII 12. 1). Свт. Василий Великий привез в К. К. мощи св. Саввы Готфийского и 40 мучеников Севастийских.

http://pravenc.ru/text/1684273.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010