На южных дверях икона Святого Апостола Архидиакона Стефана, за южными дверями икона Святого Иоанна Юродивого Устюгского Чудотворца. По левую сторону икона Похвалы Божией Матери (на сей иконе риза чеканная, серебряная, венцы серебряные, золоченые. Приложена в 1853 году приходским крестьянином Иваном Ивановичем Третьяковым), икона Святителя Василия Великого (на ней венцы серебряные, золоченые). На северных дверях икона святого Архидиакона Лаврентия, за северными дверями икона Святого Прокопия Устюгского Чудотворца (золоченая, за стеклом). В том же ставе над царскими вратами в клейме резном, позолоченном икона Тайные Вечери. Во втором ставе над царскими вратами икона Господа с предшествующими Божией Матерью и Иоанном Предтечею. По сторонам онаго на шести деках - Апостолы Христовы. Под местными иконами изображены события из книги бывшей Притчи Евангелия. Клировая ведомость Шасской Васильевской церкви Вологодской Епархии Устюгского уезда 4 благочинного округа за 1913 год Церковь построена в 1802 году тщанием прихожан и на Боголюбский сбор по благословенной грамоте Преосвященного Иоанна Епископа Велико-Устюжского данной в 1785 года. В первый раз освящена в 1788 году июня 2 дня по благословению Преосвященного Иоанна Епископа Великоустюжского и Тотемского, а верхний холодный во имя Святителя Василия Архиепископа Кесария Каппадокийского Великого, освящен в 1815 году июня 9 дня. По штату при ней положены: один - священник, диакон и псаломщик. Жалованье положено 141 руб. 12 коп. в год, именно: священник 105 руб. 84 коп., псаломщику 35 руб. 28 коп. Другие источники содержания членов причта и количество поступающего в них доходов: при том собирается добровольная руга, а также «петровское» коровье масло, крупа, яйца и «осенний» лен. Всего вышепрописанного в селе году собрано рублей на 300. Земли 170 десятин, качество церковной земли: грунт земли большей частью песчаный, а в незначительной части «супесок», «суглинок». Средний доход от земли и скотоводства выручается приблизительно в год 150 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=12656

Следует отметить, что существуют свидетельства об изначально положительной реакции патр. Филофея Александрийского на совершившееся соединение латинян и греков, зафиксированное в тексте послания к папе Римскому (датируется 1440 г.); впрочем, это одобрение осталось исключительно словесным и никогда не было приведено в реальность церковной жизни и не было выражено в официальных актах. О нем даже не упоминают соверменные ему источники. По всей вероятности, даже это следует приписать исключительно недопониманию патриархом характера произошедшего соединения; в противном случае решительное отвержение патриархом Filioque как до собора, так и после, в 1443 г. (об этом см. далее), было бы просто необъяснимо. Если мы признаем подлинность этих посланий, мы должны сделать вывод, что, вероятно, получив известия о воссоединении от папских легатов, Филофей был введен в заблужение, но другие патриархи и сам св. Марк разъяснили ему ситуацию. Во всяком случае, в 1443 г. по просьбе Арсения, митр. Кесария Каппадокийской, не принявшего унию, все три восточных патриарха, собравшись в Иерусалиме, в торжественной форме выразили свое отношение к унии (собственно, ее полное отвержение) и постановили считать поставленных униатами епископов запрещенными в служении до более подробного соборного разбирательства 13 : «Определение, [данное] в Сирии, святых патриархов Филофея Александрийского, Иоакима Иерусалимского и Дорофея Антиохийского против Флорентийского или... восьмого и мерзостного собора… [Участники собора] приписали к нашему святому и непорочному символу веры прибавление, утверждающее, что и от Сына исходит Божественный Дух. Они предложили нам совершать жертву на опресноках и поминать по ходу этого папу. Еще и [многое] другое из запрещенного канонами они постановили и предписали… Поэтому мы определяем соборным образом во имя Единосущной, Живоначальной и Нераздельной Святой Троицы, что митрополиты и епископы повсюду и в каждой области, рукоположенные не по причине добродетели и благочестия 14 , а также игумены вместе с духовниками, равно как и священники, и дьяконы и вообще всякий церковный чин, нечистые и недостойные, обуреваемые ересью и преследованием православия и проводившие время недостойно, путем одного тщеславия и ереси, в [своих] епископиях и митрополиях, будучи лишь с виду спасителями душ, чтобы скорее погубить вместе с собой все православное стадо Христа и истинного Бога нашего, и вовсе не стяжавшие плод страха Божия, праведность и благочестие, но пренебрегшие и бесстыдствующие в отношении всего благочестия, о таких мы определяем, что быть им с сегодняшнего дня праздными и несвященными (νiρους) в отношении всякого священнослужения и церковного состояния, покуда не будет общим и вселенским образом исследовано их благочестие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Турки увидели в этом явное свидетельство наказания Божия и послали двух конных гонцов, чтобы от лица всего селения испросить у преподобного прощение. Преподобный Арсений простил их и вернулся. Когда он перекрестил село на все четыре стороны, буря утихла так же внезапно, как и началась… В самом городе Мустафапаша сохранилась вместительная церковь святых Константина и Елены начала XVIII века. В ней практически не осталось каких-либо росписей или икон, но сейчас это единственная церковь в Каппадокии, где, по договоренности с властями, могут совершаться православные богослужения. Родина святых отцов Самым известным городом Каппадокии является Кесария Каппадокийская, а ныне Кайсери. Именно этот город дал миру святителя Василия Великого. Здесь он родился, учился до отъезда в Афины и был рукоположен. В окрестности Кайсери он удалился для отшельнического жительства после путешествия по Египту и палестинским пустыням. Будучи епископом Кесарии Каппадокийской, он много потрудился в деле организации монастырей. Находясь в Кайсери, мы не увидели ничего от прежнего исторического величия города. Крепость III века многократно перестроена, сейчас в ней расположен городской рынок. Из зданий более позднего времени сохранилась мечеть XVI века, которую нам любезно показали. Храмов же или каких-либо православных памятников здесь не осталось. Родом из Каппадокии был и друг святого Василия, святитель Григорий, прозванный впоследствии Богословом. Местные жители считают, что нынешний Гюзельюрт есть тот Арианз, где родился святитель Григорий. В Гюзельюрте нам показали сохранившийся здесь храм святителя Григория Богослова, переделанный в мечеть (Джами килисе). Один из крупных городов Каппадокии — Невшехир. Здесь достаточно много памятников позднего Средневековья, но православных храмов мы в нем не увидели — а жаль, ведь Невшехир ранее назывался Ниссой. Здесь был епископом в IV веке один из Великих Каппадокийцев — святитель Григорий Нисский, брат святого Василия Великого. Большое изображение святителя Григория украшало сцену конференцзала в Невшехире, а на память о нашей поездке студенты местного университета даже изготовили для русских паломников небольшие глиняные рельефы с изображением святого — что было для нас весьма неожиданно.

http://pravoslavie.ru/54201.html

Таково содержание «Жития и страстей святых отец и епископ Василея, Капитона (и пяти других), мученых в Херсони», – жития, до последнего времени дававшего материал для изложения первоначальной истории христианства в Крыму не только нашим духовным историкам, но и светским, несмотря на множество несообразностей в нем. И только г. Франко взглянул на него строго критически и – отверг всякую достоверность его, признавши ее легендой без исторического соответствия событиям. На вопрос, где она была написана, он так отвечает: «Некоторые выражения, обнаруживающие хорошее знакомство автора с местными обстоятельствами и названиями, показывают, что он был корсунянин и что писал много позднее описываемых событий. Он знает, что часть города «доселе» называется Феоновкою, знает поросший деревьями островок, где находится гробница Эферия, говорит о надгробном памятнике, воздвигнутом «нынешней общиной верных» на месте мученической кончины Василея. Но помимо этого – его сведения очень слабы и бедны. Диоклетиан является для него каким-то мифическим чудовищем, и хронология того времени для него темна. Он не знает, что, датируя весьма важный для Корсуни факт высылки иерусалимским епископом Гермоном миссионеров 16-м годом Диоклетианова царствования и преследования христиан, он сразу допускает два грубых анахронизма, потому что эта дата падает на 300 год нашей эры, когда Диоклетиан еще терпел христиан; большое Диоклетианово гонение началось только в 302 г. и продолжалось всего три года. Это во-первых. Во-вторых, Гермон вступил на иерусалимский епископский престол не на 16-м, а на 18-м году правления Диоклетиана, следовательно в 302 г., одновременно со взрывом преследования. Что в то время было не до рассылки миссионеров в далекие страны, при том из Иерусалима, который со времен апостольских, а особенно после разгрома при Тите и Адриане утратил почти всякое значение по сравнению с другими очагами христианства, как Александрия, Кесария Сирийская, Кесария Каппадокийская, Ефес, Смирна, Антиохия, – для нас теперь это вполне ясно, но оно не было таким для автора легенды.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Все эти территориальные приобретения были сделаны уже республикой. Во времена Империи были сюда присоединены следующие области, до того принадлежавшие Риму лишь невполне: в 30 году до Р. X. Египет, образовавший исключительное владение императора 148 , и в 25 году после смерти Аминты Галатское царство, обращенное в римскую провинцию под именем Галатии 149 . В состав ее вошли следующие страны: 1) собственно Галатия или страна, занятая тремя кельтскими трибами, именно Тектосагами, Толистобогиями и Трокмами, 2) Писидия, 3) восточная часть Великой Фригии с городами Антиохией Писидийской, Аморией, Эзани и Орцистом, 4) Ликаония с Иковией и 5) Исаврия. Позднее площадь этой провинции еще более увеличилась, так как к ней были присоединены: 6) внутренняя част Пафлагонии, составлявшая владение Дейотара, Касторова сына, с городами Гангрой, Андрапой и Помпейополем 150 , 7) Понт Галатский (Pontns Galaticus) с приморскими городами Фемисцирой и Фанагорией, а также территориальными округами городов Амазии и Команы 151 , 8) Понт Полемонов (Pontus Polemoniacus или Polomonianus), простиравшийся от реки Фермидона до города Китеорума (Cyteorum), с городом Полемонием (Polemonium) и охватывавший округа городов Зелы, Неокесарии и Севастии с двумя обширными странами: Малой Арменией и Понтом Каппадокийским, под которым Птоломей разумеет страну, лежащую вокруг Трапезонта 152 . Что касается Памфилии, входившей также в состав Галатского царства, то она в виду трудности управлять ею из далекой Галатии была одновременно с созданием провинции Галатия выделена Августом в особое наместничество 153 , зависевшее, по предположению Марквардта, от Сирии 154 . В 17 г. после Р. X. в царствование Тиберия после смерти Архелая было обращено в провинцию Каппадокийское царство, на западе граничившее с Галатией, на севере с Понтом Галатским, Понтом Полемоновым и Малой Арменией, на востоке с Великою Арменией при посредстве реки Евфрата и, наконец, на юге с Коммагеной и Киликией 155 . После перехода во власть римлян оно распалось, по словам жившего в то время Страбона на десять стратегий, из которых только в двух были города, именно Кесария (древняя Мазака) и Тиана 156 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Фома юродивый, преп. при Иустиниане. 24 апр. Келии, Келлийская пустыня, в Ливии. В ней подвизались: Дорофей, сконч. позже 368. 16 сент. Матой. В субб. с. Макарий Александр., ум. 405. 19 янв. Кеноманы, в Галлии , ныне Le Mans. Иулиан еписк., 1 века. 13 июля. Кенхрея, Коринфская гавань. Фива св., диаконисса. 3 сент. Кериния, Ceraunia, в Кипре. Феодот, священномуч., при Ликинии, в 320. 2 марта. Керкира, ныне Корфу. Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсилий, Евфрасий, Маммий, Зинон, Евсевий, Исон, Виталий и Керкира, мучч. 1 в. 28 апр. Кесария Вифинская, не вдалеке от Прусы. Левкий, муч. при Декии. 14 дек. Саторин, Руфин и др., мучч. при Декии. 10 марта. Кесария Каппадокийская. Евпсихий, муч. при Адриане. 7 сент. Меркурий великомуч., при Декии. 24 ноября. Феодот и Руфина, родители муч. Маманта, умершие в темнице ок. 260. 2 сент. Мамант, муч. в 275. 2 сент. Артемон, пресв. Лаодикийский, муч. ок. 303. 13 апр. Дорофея дева, жены Христина и Каллиста, и Феофил, мучч. при Диоклетиане. 6 февр. Варлаам старец, Антиохийский муч. 19 ноября. Гордий, муч. при Ликинии. 3 янв. Власий пастырь, муч. 3 февр. Евлалий еп., в первой половине 4 в. Субб. с. Василий Анкирский, муч. при Иулиане. 1 янв. Евпсихий, муч. при Иулиане. 9 апр. Василий Вел., архиеп., ум. 379. 1 янв. Макрина преп., сестра Василия Вел. 19 июля. Кесария Палестинская. Закхей, приявший Господа в дом свой, еписк. 4 янв. Корнилий, сотник, первый христианин из язычников. 13 сент. Марин воин и Астерий синклитик, мучч. при Галлиене. 7 авг. Прокопий великомуч., в 303. 8 июля. Картерий священномуч., ок. 304. 8 янв. Агапий муч., ок. 306. 19 авг. Амфиан, муч. ок. 306. 2 апр. Феодосия, дева Тирская, муч. в 307. 29 мая. Адриан и Еввул, мучч. ок. 309. 3 февр. Двенадцать мучч., Памфил пресв. Валент диакон и прочие, ок. 309. 16 февр. Антонин, Никифор и Герман, мучч. при Максимине. 13 ноября. Павел, Алевтина и Хиония, египтяне, мучч. при Максимине. 16 июля. Еннава, Валентина и Павла девы, мучч. 10 февр. Илия, Пров и Арис Египт., мучч. 19 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

1340, собор в Лангре, Франция), статуями XVI в. в Сен-Маммесе (деп. Сена и Марна) и в Шаурсе (деп. Об); в алтаре-полиптихе Св. Троица, М., Иаков, Зинон и Иероним из ц. Санта-Тринита в Пистое (1455-1460, Национальная галерея, Лондон, художники Франческо Пезеллино и фра Филиппо Липпи, на пределле изображены сцены мучения святых - The Veneration. 2013. P. 136) - изображения М. и Иакова могли быть связаны с тем, что почитание М. принесли паломники из Сантьяго-де-Компостела ( R ú a Aller, Armesto Garsia. 2011. P. 49-50; The Veneration. 2013. P. 136. Not. 12). М. на фоне пейзажа со львами у его ног и ангелом, вручающим ему венок, есть на одной из 15 композиций, окружающих образ Мадонны в ц. св. Стефана в Беллуно (1608, худож. Франческо Фриджимелика Старший; LCI. Bd. 7. Sp. 483). М. нередко изображали и с др. святыми. Как воин вместе со святыми Георгием и Димитрием он предоставлен на памятниках, связанных с традицией почитания св. воинов акритами (The Veneration. 2013. P. 80, 98-105. Сат. 11-15). Изображение М.-воина со св. Меркурием можно объяснить тем, что местом подвига последнего также была Кесария Каппадокийская (Ibid. Cat. 16). Известны изображения М. с такими святыми - покровителями животных, как Иоанн Спостник, Модест и Власий, Трифон. В ряде случаев причины объединения образов святых по к.-л. признакам не всегда поддаются объяснению и могут быть связаны с пожеланиями заказчиков (напр., М. с пророками или с равноапостольными Константином и Еленой). Впервые сцена мученичества М. появилась на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 4, 1-я четв. XI в.): палач колет мученика копьем в живот, кровь струится; фронтально изображенный М. прижимает руки к животу, юное лицо его при этом безучастно, взор устремлен вверх, он одет в короткую тунику с подвернутыми рукавами, босой. Сцена представлена на фоне скалистого пейзажа с редкими деревцами, справа от М.- город, по-видимому Кесария Каппадокийская. Этот сюжет с теми или иными иконографическими вариациями можно видеть в поздне- и поствизант.

http://pravenc.ru/text/2561776.html

1088 Вирап – глубокая яма, ров. По преданию, Григорий Просветитель был брошен Трдатом III в яму. На месте мучений Григория был построен Хор-Вирапский монастырь. 1093 См.: Г. Алишан. Нерсес Шнорали и его эпоха. На русск. яз. см. об этом: К. С. Тер-Давтян-Аревшатян. Армянская житийная литература XI-XV вв. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ереван, 1975. 1094 Тачкастан – Иконийский, или Румский, султанат, сельджукское государство в Малой Азии (конец XI – начало XIV вв.). 1097 КесарияКесария Каппадокийская (Мажак, Мазака) – столица Каппадокии, ныне именуется Кайсери. 1098 Понт – речь идет о территории северной Малой Азин, по которой тянется цепь северо-анатолийских, или понтийских, гор. Здесь в 302–301 г. до н. э. было основано Понтийское государство. Пало в 64 г. н. э. 1100 Владения ементийцев – западнее Себастии в древности находилось поселение Евменис. Возможно, слово «ементийцы» у автора связано с Евменисом. 1101 Трапизон (Трапезунд) – портовый город в Турции. До геноцида 1915 г. в Трапезунде проживало 15 тысяч армян. 1102 Карнокалак – один из древнейших городов исторической Армении. Именовался также Феодосиополем. Ныне – Эрзерум в пределах Турции, административный центр одноименного санджака. 1104 Даранали – одна из областей исторической Армении, сопредельная области Екелеац. Ныне – Камах, в пределах Турции. 1105 Мелитена – город в исторической Армении, ныне Эски-Малатия в Турции. В средние века близ Мелитены был основан город Малатия. 1108 Область Гамирк – от названия селения Гамирк, ныне Кемери в пределах Турции (см. С. Еремян. Армения по «Ашхарацуйцу», с. 46). 1109 Меркурий, или Меркериос, – согласно церковной традиции, жил при римском императоре Деции (249–251). «Мученичество Меркурия» в древнеармянском переводе см.: Избранные жития и мученичества, т. II, с. 47–57; М. Авгерян. Указ. соч., т. IX, с. 188–202. 1110 Гордий – согласно церковной традиции, жил при римском императоре Диоклетиане (284–305), был в его армии сотником. Сохранился древнеармянский перевод «Мученичества Гордия», имеющий ценность оригинала, который, по утверждению М. Авгеряна, неизвестен ни болландистам, ни Сириусу, ни Руфину. Они знакомы лишь с Похвалой Василия Кесарийского Гордию, которая также известна в древнеармянском переводе (см.: М. Авгерян. Указ. соч., т. I. Венеция, 1810, с. 442–446).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В числе епископов, присутствовавших на этом антиохийском соборе, мы встречаем ряд таких лиц, догматическое направление которых нам известно и из других источников. Афанасий Великий Ep. ad epp. Aeg. et Lib. n. 8 перечисляет по именам 26 виднейших поборников православия. Из них всего 8 принадлежит тем провинциям, епископы которых явились на этот антиохийский собор, и всего 7 (так как 8-й –Филогоний Антиохийский к этому времени уже умер) действительно могли быть членами этого собора. И из числа этих 7-ми на нем действительно присутствовали 6 2, 3, 21, 22, 39 и 49). Не явился только Леонтий Кесарие-Каппадокийский. Но это и неудивительно: Кесария лежала от Антиохии гораздо дальше Тианы, и потому сам Леонтий мог поручить Евпсихию Тианскому быть представителем Каппадокии на этом соборе. Возможно также, что Евпсихий и лично был более убежденным противником Ария, чем Леонтий, которого Филосторгий (конечно несправедливо) причисляет даже к числу сторонников Ария; или же Евпсихия мог пригласить на этот собор Луп Тарсский, кафедра которого лежала ближе к Тиане, чем Кесария каппадокийская. Убежденными противниками Ария на этом соборе были, кроме того, Асклипий Газский, Елланик Трипольский, Евфрантион Валанейский и – вероятно – Антиох Ришайнский (которого Афанасий подразумевает в числе мужей апостольских). – К числу их, думаю, нужно отнести и адресатов посланий Александра Александрийского : Лонгина Аскалонского и Макрина Ямнийского – соседей по кафедрам Макария Иерусалимского и Асклиния Газского; а также Петра Никопольского, Германа Неапольского и Павла Неокесарийского, имена которых встречаются в подписях под постановлениями серкидского собора у Ath. apol. c. ar. 50 (под или 11, 7 или 14 и 15). Следовательно, 10–15 из числа членов этого собора были бесспорно на стороне святителя Александра Александрийского . Встречаются в числе членов этого собора и 5 таких епископов, которые упоминаются в числе сторонников Ария 15, 32, 45 и 51). Но все они присутствовали потом и в Никее и подписали никейский символ – по-видимому, без особых колебаний. Следовательно, участие их на этом антиохийском соборе не только ничему не противоречит, но и объясняет наилучшим образом, почему у Ария оказалось так мало сторонников и в Никее: значительная часть его покровителей на востоке еще в 324 году перешла, хотя, быть может, и не совсем добровольно, на сторону его противников. Не излишне еще отметить, что о Македонии Мопсуестийском и Алфии Апамийском нам совершенно неизвестно, высказывались ли они в пользу Ария до 325 года; а Аетий Лиддский был человек колеблющийся в своих убеждениях, и его переход на сторону святителей Александра и Евстафия в 324 году не более удивителен, чем его позднейший переход из рядов евсевиан на сторону Афанасия Великого – после 343 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Итак, теперь ясно, что кроме Рима, Александрии и Антиохии, на Никейском соборе причислены были, без поименования их, к патриаршим городам и некоторые другие города, т. е. Эфес, Кесария и Ираклия. Но спрашивается: почему эти последние города в правиле Никейском не упомянуты прямо? Конечно, можно, пожалуй сказать, что 6-е правило Никейское возникло по случайным обстоятельствам и отцам собора для их целей не было надобности исчислять всех церквей с патриаршим значением. Но такое объяснение недостаточно. Можно с большим правом утверждать, что собор Никейский намеренно умолчал о других высших иерархических кафедрах, поименовав только Рим, Александрию и Антиохию. Не будет особенной смелостью утверждать, что Никейский собор упомянул об одних кафедрах, что их власть – действительный факт, не подлежащий сомнению, а не упомянул он о других кафедрах потому, что высокое значение этих других кафедр еще недостаточно выяснилось. Законодательство церковное, как мы выше замечали, держалось мудрого правила: оно санкционировало то, что вошло в практику церковную, что создалось течением истории и что в то же время приносило несомненную пользу церкви. Смотря на дело с этой точки зрения, можно ли ожидать, чтобы Никейский собор прямо упомянул в качестве патриарших кафедр города Эфес, Кесарию Каппадокийскую и Ираклию? Нет, этого нельзя было ожидать. Потому что ни один из этих городов до времен Никейского собора по своему церковному значению далеко не мог равняться ни с Римом, ни с Александрией, ни с Антиохией. Собор Никейский, выражаясь в 6-м своем правиле: «и в иных областях да сохраняются преимущества церквей», – этим сказал только то, что если есть в христианском мире и другие церкви, которые поднялись в своем значении и имеют надзор над многими областями, то и им должны принадлежать высшие права – патриаршие. Собор не хочет стеснять хода развития церковного управления. Под это Никейское определение еще не совсем подходили Эфес, Кесария и Ираклия времен Никейского собора, но они, эти города, несомненно подошли под это определение, как скоро они пережили эпоху Никейскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010