Скачать epub pdf Страдание святого мученика Евпсихия Память 9 апреля Святой мученик Евпсихий был сын знатных родителей, родился и получил воспитание в Кесарии каппадокийской 2488 и годы юности своей проводил непорочно в целомудрии христианском, «мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости» (Прем.Сол.4:9). В царствование богопротивного Юлиана Отступника 2489 , он вступил в законный брак и, когда еще не кончилось брачное торжество, показал великую ревность и любовь по Христе Иисусе. В городе Кесарии было капище нечистого идола, которого называли Тихи, что значит Фортуна или счастье. Это капище было весьма почитаемо, и в нем царь Юлиан, когда бывал в Кесарии, ежедневно приносил свои нечестивые жертвы. Случилось так, что торжество по случаю брака Евпсихиева совпало с нечестивым идольским праздником. Увидев эллинов, идущих в капище для принесения жертв, святой Евпсихий воспламенился ревностью по Господе: взяв с собою множество христиан, он пошел и сокрушил идолов и храм идольский разорил до основания. Эллины тотчас донесли об этом царю Юлиану, а святой Евпсихий, имея в виду предстоящие ему за это страдания, раздал свое имущество нищим и приготовлялся к мученическому подвигу, пребывая в посте и молитвах. Царь же Юлиан, услышав о разорении храма богов своих, исполнился великой ярости, гневаясь не только на Евпсихия, но и на весь город. Он тотчас повелел захватить всех почетных граждан, и одних из них предал смертной казни, а других отправил в заточение и лишил имущества; отнял он также имущество и у всех церквей кесарийских, а духовных лиц велел записывать в военную службу и насильно отводить в полки. У города было отнято почетное имя «Кесария» 2490 , которое он получил в царствование Клавдия 2491 , и велено было называться прежним его именем «Маза»; он был исключен из числа городов и низведен в разряд селений, а на жителей его, верных христиан, была наложена великая дань со строжайшим приказанием непременно восстановить разоренное капище. Юлиан с клятвою угрожал, что он не перестанет держать город под опалою и не оставит в живых галилеян (так он называл христиан), если они не выстроят заново разоренного храма богов эллинских, – и эта угроза была бы приведена в исполнение, если бы богоненавистного царя не постигла скорая погибель 2492 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Евпсихий Кесарийский (Каппадокийский) (др.), мч. - житие Святой мученик Евпсихий родился в городе Кесарии Каппадокийской и получил христианское воспитание от своих знатных родителей. Во время царствования Юлиана Отступника (361–363) святой Евпсихий вступил в христианский брак. В Кесарии тогда находился языческий храм богини Фортуны, очень почитаемой Юлианом Отступником. В то время как шло брачное торжество Евпсихия, язычники устроили жертвоприношение богине Фортуне. Святой Евпсихий воспламенился ревностью о Господе, собрал народ и разрушил языческий храм. Он знал, что это неминуемо повлечет за собой кару. Святой Евпсихий раздал все свое имение нищим и приготовился к мученическому подвигу. Разъяренный император Юлиан обрушил свой гнев не только на святого Евпсихия, но и на все население этого города. Одних граждан он казнил, более почетных отправил в изгнание; христианское духовенство было взято на военную службу, а у церквей отнято имущество. Город был лишен названия Кесария (то есть Царственный) и обращен в простое селение с прежним названием Маза, а жители обложены тяжелой данью. Император угрожал совсем уничтожить город, если жители вместо уничтоженного не построят новый языческий храм. Святого Евпсихия Юлиан велел любыми мучениями принудить принести жертву идолам. В течение многих дней святого страдальца истязали на виселице, а также железными когтями. Но вера его была тверда, и судья отдал приказание усечь мученика мечом († 362). В то время Юлиан, отправляясь в поход на персов, проходил через Каппадокию и приблизился к Кесарии. Городу угрожала опасность, так как император намеревался разорить его до основания. Тогда архиепископ города, святитель Василий Великий († 379; память 1 января), воздавая Юлиану честь как властителю, вышел ему навстречу и поднес три ячменных хлеба, какими питался сам. Император велел оруженосцам взять хлебы, а святителю Василию дать горсть сена со словами: «Ты дал нам ячмень, скотскую пищу, получи же от нас сено». Святитель ответил: «Мы, царь, принесли тебе то, чем сами питаемся, ты же дал нам пищу скотскую; ты насмехаешься над нами, ибо не можешь властью своей претворить сено в хлеб – естественную пищу человеческую». Юлиан гневно ответил: «Знай, что этим сеном я буду кормить тебя, когда возвращусь сюда из Персии. Я разорю этот город до основания и место его вспашу плугом и обращу в поле. Ибо мне известно, что это по твоему совету народ дерзнул разорить изображение и храм Фортуны».

http://pravicon.com/info-2238

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕСАРИЯ КАППАДОКИЙСКАЯ [греч. Καισρεια τς Καππαδοκας; лат. Caesarea in Cappadocia; ныне Кайсери, Турция], город в Каппадокии в М. Азии, в античности и средние века 1-я по рангу митрополия Константинопольской Православной Церкви . История Предшественником Кесарии был античный г. Мазака, наследник ассир. торговой колонии Каниш (ныне Кюльтепе), располагавшейся в 24 км к северо-востоку от него. В эллинистический период был переименован в Евсевию; при рим. имп. Августе в его честь - в К. К. Для отличия от одноименных городов эту К. К. еще называли по ее расположению «Кесария у горы Аргеос» (совр. название горы - Эрджиес; Καισρεια πρς τ Αργα). Город был столицей каппадокийских царей, в т. ч. союзника Митридата Евпатора, Тиграна II (нач. I в. до Р. Х.), к-рый переселил часть ее жителей в Тигранакерт, основанный незадолго до того в Сев. Месопотамии (после победы римлян они вернулись обратно). На рубеже эр К. К. была под властью Антиоха III, царя Коммагены. С 18/19 г. являлась столицей новой пров. Каппадокия с правом чеканки серебряной монеты. В 260 г. плохо защищенная К. К. была занята персами; Иоанн Зонара писал, что в это время в городе проживало ок. 400 тыс. чел. ( Zonara. Epit. hist. XII 23; достоверность сведений подвергается сомнению). Благодаря тому что большая часть окрестностей К. К. была занята имп. имениями, город был единственным крупным в округе. Святители Григорий Богослов и Василий Великий. Роспись апсиды ц. св. Григория Двоеслова в дер. Халки, Наксос. 1051 г. Святители Григорий Богослов и Василий Великий. Роспись апсиды ц. св. Григория Двоеслова в дер. Халки, Наксос. 1051 г. К. К. располагалась на высоте ок. 1068 м над уровнем моря на перекрестке 3 важнейших рим. дорог через Центр. Анатолию (хотя зимой снег засыпал проезд). Одна из них проходила с юго-запада на северо-восток: из Икония через Колонию (где пересекалась с дорогой, шедшей с севера на юг, из Анкиры в Тиану и далее к Киликийским Воротам) и К. К. в Севастию. Вторая - с запада на восток: из Анкиры в Мелитину (существовал также альтернативный путь из Анкиры в Мелитину - через Тавию). Третья дорога вела с севера на юг: из Амиса через Тавию, К. К. и Тавр в Киликию.

http://pravenc.ru/text/1684273.html

Кесарий Каппадокийский. Карьерист из глубинки или сорок первый севастиец? Это было сражение. Двух философов и двух риторов. Кесарий спорил с императором – и не был побежден. Он не поддался и – победил. Юлиан шокирован такой дерзостью. 22 марта, 2013 Это было сражение. Двух философов и двух риторов. Кесарий спорил с императором – и не был побежден. Он не поддался и – победил. Юлиан шокирован такой дерзостью. Кесарий Каппадокиец, врач… 9 марта/22 марта — день его памяти, вместе с воинами-мучениками Севастийскими. Знаменитыми Сорока мучениками. О нем почти никто не знает; о нем вспоминают от силы один раз в год те, кто заглядывает в церковный календарь. Его имя обычно теряется и в сиянии подвига сорока севастийцев, и в славе его знаменитого старшего брата, святителя Григория Богослова. Святые мученики Артемий, Евгений и Макарий перед императором Юлианом Отступником. Мартиролог, Константинополь, кон.13 в. Трудно, если не невозможно, найти его икону. Его нет среди «собора целителей» — как и многих его собратий по искусству, впрочем. Как составлялись эти списки? По принципу – «те, кто помогает?»…Очевидно, он «помогает» плохо. Как и Александр Галльский – мученик из «Церковной истории» Евсевия. …Младший брат – это почти приговор судьбы. Особенно, если старший гениален. Но судьбы нет. Так сказал мученик Трифон судье… Младшему брату положено оставаться в тени и помогать старшему в трудах. Не затеняет ли мощная, почти эпическая фигура свт. Василия Великого его братьев свт. Григория Нисского и свт. Петра Севастийского? Рядом с Василием неразлучно стоит его друг, Григорий – поэт и богослов, «не умеющий жить» идеалист и интеллигент четвертого века. Из его слова – надгробного!- как и из нескольких разрозненных замечаний в его трудах, мы знаем о младшем брате. Что вынудило Кесария бежать из отчего дома в Новый Рим? Почему, невзирая на требования строгого отца – Григория старшего – он оставался там? Не загадка ли перед нами, не семейная ли тайна? Крутой ли характер отца – о котором даже Григорий говорил в «Похвальном слове» на его могиле – был тому причиной? Старший брат, в отличие от младшего, был послушен – пусть со слезами, со стенаниями – но он принял иго и управления имением (Какой, в самом деле, помещик-крепостник из Григория Богослова?!) и пресвитерства – а потом и епископства. Григорий, ребенок, вымоленный у Бога кроткой Нонной, не мог противиться тем, кто отрывал его – помимо его воли – от милой его сердцу созерцательной жизни.

http://pravmir.ru/kesarij-kappadokijskij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ Свт. Григорий Богослов и его отец проповедуют христианам Назианза. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Богослова. XII в. (Parisin. gr. 550. Fol. 279) Свт. Григорий Богослов и его отец проповедуют христианам Назианза. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Богослова. XII в. (Parisin. gr. 550. Fol. 279) (275/80 - ок. 374), свт. (пам. греч. 1 янв.), еп. Назианза (старший), отец свт. Григория Богослова . Основными источниками сведений о жизни Г. служат сочинения свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Or. 18. 6, 7, 8, 15; 43. 37; idem. De vita sua. 41-56, 345, 494-517; idem. Epitaphia in Patrem//PG. 38. Col. 38-43). Григорий Богослов называет отца святым ( Greg. Naz. Or. 18. 28) и дает его словесный портрет: «Он кроток, не гневлив, спокоен по наружности, горяч духом, богат видимыми дарами, еще более - дарами сокровенными» ( Idem. Or. 7. 3). Состоятельный горожанин из г. Назианз (Каппадокия), Г. до перехода в христианство был членом секты ипсистариан (ψιστριοι - почитатели Зевса Высшего (Ζες ψιστος), по имени к-рого и получили свое название ( Idem. Or. 18. 5)). К этой секте он, видимо, принадлежал с рождения, т. к. известно, что мать Г. хотела лишить его наследства, узнав о переходе сына в христианство, но впосл. передумала (Ibidem). Г., отличавшийся высокой нравственностью, был обращен в христианство своей женой св. Нонной , принадлежавшей к Церкви от рождения (ее родным братом был свт. Амфилохий, с 373 еп. Иконийский); Г. принял св. Крещение в возрасте ок. 45 лет от Леонтия, еп. Кесарии Каппадокийской, перед тем как тот отправился на I Вселенский Собор в Никею. Свт. Григорий Богослов сообщает о чудесном свете, к-рый осиял новопросвещенного. Вскоре Г. принял сан священника. В 328 или 329 г. Г. занял епископскую кафедру Назианза, долгое время пустовавшую. Хотя в богословских познаниях он уступал нек-рым клирикам, но в благочестии превзошел мн. современников. Г. и Нонна имели 3 детей: старшую дочь св. Горгонию , свт. Григория Богослова и Кесария.

http://pravenc.ru/text/166527.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОРДИЙ Прор. Малахия и мч. Гордий. фрагмент минеи на январь. Гравер Г. II. Тепчегорский. 1722 г. (ГЛМ) Прор. Малахия и мч. Гордий. фрагмент минеи на январь. Гравер Г. II. Тепчегорский. 1722 г. (ГЛМ) [греч. Γρδιος] († нач. IV в.), мч. Кесарие-Каппадокийский (пам. 3 янв.). Г. был сотником в г. Кесария Каппадокийская. Когда начались гонения на христиан, он удалился в горы и поселился в пещере. После неск. лет суровой аскезы Г. решил, что настало время пострадать за Христа. В день праздника бога войны Ареса он явился в Кесарию и, став посреди ипподрома, где собрались все горожане, начал обличать язычество. По приказу градоначальника Г. был осужден на отсечение головы и с радостью принял смерть. Сведения о Г. содержатся в Похвальном слове свт. Василия Великого (BHG, N 703), к-рый, будучи архиепископом города, где пострадал Г., слышал рассказ о подвиге мученика от еще остававшихся в живых очевидцев этого события. Позднее были составлены пространное (BHG, N 703b) и сокращенное Жития Г. (BHG, N 703g). Исследователи установили, что текст пространного Жития Г. совпадает с текстом Жития Исихия, мч. Антиохийского, имя к-рого заменено именем Г. В кон. Х в. краткие Жития Г. были включены в Синаксарь К-польской ц. (SynCP. Col. 367) и Минологий имп. Василия II (PG. 117. Col. 240). Сохранилась арм. версия Жития Г., к-рую М. ван Эсбрук считал переводом несохранившегося греч. Жития. Его 3-я ч. представляет собой заимствование из Похвального слова свт. Василия Великого. Относительно времени мученической кончины Г. существуют различные мнения. Свт. Василий Великий не называет имени императора, при к-ром пострадал святой. Пространное Житие, сведения к-рого не заслуживают доверия, относит смерть Г. к гонениям имп. Максимиана, издатели Acta Sanctorum - к правлению Галерия, краткие Жития - к временам Лициния (этой т. зр. придерживается Ц. Бароний и совр. зап. агиологи). 3 янв. память Г. отмечается в большинстве визант. календарей и в Римском Мартирологе, 4 янв.- в нек-рых греч. синаксарях, 2 марта - в Мартирологе блж. Иеронима и Сирийском бревиарии. В арм. Житии указана дата 2 янв. Житие Г. оказало влияние на Жития сщмч. Петра Капитолийского и вмч. Мины.

http://pravenc.ru/text/166201.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Василий Великий, святитель (ок. 330 – 379 гг.) – Василий Кесарийский, друг Григория Богослова и брат Григория Нисского, один из Великих Каппадокийцев. Происходил из знатного христианского семейства, давшего Церкви много мучеников, святых и богословов. Васлий Великий начинал как ритор, но становится епископом. Вместе с Григорием Богословом получает блестящее образование в лучших культурных центрах Античности (Кесария, Константинополь, Афины). Более важное «образование» Василий Великий получает в своем путешествии по монашеским обителям Каппадокии, Палестины и Египта, после чего организует свою аскетическую общину. Там Василий Великий пишет монашеский устав, крайне авторитетный для всего христианства (в нем он возносит киновию над идиоритмией: община — союз любви, а любовь — все) и вместе с Григорием составляет компиляцию из творений Оригена (компиляция получила название «филокалия» — добротолюбие, слово, сыгравшее значительную роль в истории Православия). Если «младший» Григорий был скорее философом, «старший» — созерцателем, то Василий Великий занимал в каппадокийском кружке место организатора. Василий Великий взял на себя роль лидера православных в те неспокойные времена догматических споров, осложенных вмешательством империи (власть взяла сторону ариан). Василий Великий вошёл в историю по многим заслугам: за борьбу с ересями, за свой монашеский устав и многое другое. Именно благодаря Василию Великому Символ веры обрёл современную форму и более важно – благодаря ему Церковь нашла нужную терминологию для описания догмата Троицы. Перед Каппадокийцами, и особенно перед Василием Великим, стояла задача адекватного описания единства и различия Лиц в Троице – этого главного догмата на котором держится вся мысль и жизнь Церкви: Василий описал его как различие усии и ипостаси, природы и личности. Именно в этих спорах, именно в трудах Василия Великого человечество обрело возможность говорить о личности, т. е., в первый раз за всю историю, человек смог говорить о самом себе (потому что смог говорить о Боге – о Триличном Боге). Личность и общение личностей стали пониматься как фундаментальные понятия философии. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/vas...

1 У подножия горы Аргея, близ р. Галиса, ныне Кесария. 2 Команы Каппадокийския или Золотыя в 72 милиариях (около 100 верст) от Кесарии. 3 450—457 гг. 4 Древняя башня в Иерусалимской крепости у Яффских ворот. 5 Παλαι καθσματα , Кафисма, кафисматская церковь упоминается и в житии св. Саввы (Пал. пат. вып. 1, стр. 38). На полпути между Иерусалимом и Вифлеемом, близ дороги. 6 Подобно Св. Мелании, и Икелия была основательницей и попечительницей обители иноков, стоявших под непосредственным начальством игумена. 7 Предположительно хирбет-жубб-ер-Рум по дороге из Иерусалима в лавру Св. Саввы. 8 О Марине и Луке см. в житии Св. Евфимия (Пал. пат. вып. 2, стр. 16) и житии Св. Саввы (Пал. пат. вып. 1, стр. 38). 9 Обитель Св. Феодосия и теперь существует в развалинах, называющихся дер-Доси. Оне находятся на горе, к западу от лавры Св. Саввы. 10 Святый Маркиан начальник общины близ Вифлеема, скончался в Декабре 492 г. 11 Т. е. vir illustris, каковой титул придавался высшим придворным чинам. 12 Может быть он же был при Анастасии военачальником в Александрии. 13 См. об этом житие Св. Саввы (Пал. пат. вып. 1, стр. 40 и 103). 14 См. житие Св. Евфимия (Пал. пат. вып. 2, стр. 71, 78). 15 Может быть теперешний хирбет-Муруссус . 16 Преп. Пассарион, хорепископ Иерусалимский, 429 г. Память 11 Августа и в Сырную субботу. 17 Ученик и преемник преп. Пассариона. См. житие Св. Евфимия (Пал. пат. вып. 2, стр. 47, 56) и Св. Саввы (Пал. пат. вып. 1, стр. 8) и др. 18 Св. Герасим, иже на Иордане, 475 г. Память 4 марта. 19 529 г. 20 Митрополия первой Армении, вновь укрепленная Юстинианом, теперь Сивас . 21 Спальник, в каковую должность обыкновенно назначались евнухи. 22 Т. е. praepositus sacri cubiculi, главный начальник над спальниками. 23 21 Марта 543 г., что падает не на пятый, а на шестой индиктион. 24 Подобное же чудо было с Дометианом, учеником Св. Евфимия. См. житие Св. Евфимия (Пал. пат. вып. 2, стр. 70). Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3542...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Византия ДАВИД ВЕЛИКИЙ КОМНИН (ок. 1181/83 - 13.12.1212), визант. царевич, младший брат Алексея I Великого Комнина, основателя Трапезундской империи ДИВИТИСИЙ длинная шелковая туника, разновидность далматики, служившая церемониальным облачением высших сановников Византии, включая императоров ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии ДОМЕСТИК в Византии общее наименование разных категорий должностных лиц на военной, гражданской и церковной службе ЕВАГРИЙ СХОЛАСТИК (между 531 и 535 - после 594), визант. историк, автор одного из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви ЕВДОКСИЯ [Элия Евдоксия] († 404), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (с 400), жена имп. Аркадия (395-408) ЕВСТАФИЙ РОМЕЙ [Евстафий Магистр] (70-е гг. X в.- сер. XI в.), визант. юрист, судья, председатель имп. суда на ипподроме в К-поле ЗАХАРИИ РИТОРА ХРОНИКА сочинение об истории Вост. Церкви и Византийской империи, написанное в сер. VI в. на сир. языке; имя подлинного автора неизвестно ЗИЛОТЫ социально-политическая группировка в Фессалонике в 40-х гг. XIV в., участвовавшая в гражданской войне в Византийской империи (1341-1347) ИЕРОКЛ (VI в.), автор географического трактата «Синекдим», описывающего адм. устройство Византийской империи ИОАНН VII ПАЛЕОЛОГ (ок. 1370 - 1408), визант. имп. (1390), соправитель имп. Андроника IV (1376-1379), имп. Мануила II (с 1399) ИОАНН VIII ПАЛЕОЛОГ (1392-1448), визант. имп. (с 1425), один из организаторов заключения Флорентийской унии К-польской и Римско-католической Церквей в 1439 г. ИОАНН ЕВГЕНИК (ок. 1400 - после 1456), визант. писатель и церковный деятель, младший брат и сподвижник свт. Марка Евгеника, митр. Эфесского ИОАНН КАНТАКУЗИН (ок. 1295 - 1383), в монашестве Иоасаф (с 4 или 10 дек. 1354), византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 1341-1354), гос. деятель, богослов, писатель ИРИНА (нач. 50-х гг. VIII в. - 803), св. (пам. визант. 7 и 9 авг.), визант. имп. (780-790, 792-802), восстановительница иконопочитания КЕСАРИЯ КАППАДОКИЙСКАЯ город в Каппадокии в М. Азии, в античности и средние века 1-я по рангу митрополия Константинопольской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/122994_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история по периодам. Средние века КАРЛ V (1500-1558), герц. Бургундский, кор. Кастилии и Арагона, кор. Неаполя и Сицилии, имп. Свящ. Римской империи КАРС крепость и город на Армянском нагорье, в исторической обл. Вананд, древняя епархия Армянской Апостольской Церкви и Грузинской Православной Церкви КАТАРЫ [кафары], 1) последователи Новациана (III в.) - см. Новациане, 2) участники средневековых неортодоксальных христ. движений, распространенных в XII - нач. XIV в. в Зап. Европе КЕСАРИЯ КАППАДОКИЙСКАЯ город в Каппадокии в М. Азии, в античности и средние века 1-я по рангу митрополия Константинопольской Православной Церкви КЛИМЕНТ VI (1290 или 1291 - 1352, до избрания папой - Пьер Роже), папа Римский эпохи «Авиньонского пленения пап» (с мая 1342) КНУД IV (II) (ок. 1040 - 10.07.1086, Оденсе, Дания), св. католич. Церкви (пам. 10 июля), кор. Дании (1080-1086) КНУД I ВЕЛИКИЙ († между 11 и 13 нояб. 1035, Шафтсбери, Англия), кор. Англии (1016-1035), Дании (1018-1035) и Норвегии (1028-1035) КОНРАД МОНФЕРРАТСКИЙ (ок. 1146 — 28.04.1192), маркграф Монферрата, один из предводителей 3-го крестового похода, сеньор Тира, король Иерусалимского королевства (1192) КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) КОНСТАНТИНОВ ДАР приписываемый св. равноап. имп. Константину Великому (306-337) подложный законодательный акт, изданный в пользу Римского еп. (папы) Сильвестра I (314-335) и его преемников КОНСТАНТИНОПОЛЬ [в древнерус. традиции Царьград; ныне Стамбул, Турция], древний и средневек. город на зап. (европ.) берегу прол. Босфор (Боспор Фракийский) КОНСТАНЦА [Кюстендже], город в вост. части Румынии, в Добрудже, на побережье Чёрного м.; важный культурный и церковно-адм. центр Византийской империи КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ в средние века военные экспедиции, санкционированные Папским престолом и проходившие под лозунгом защиты христ. святынь и освобождения земель от «неверных»

http://pravenc.ru/rubrics/122990_7.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010