Книга Ольги Шульчевой-Джарман  - в современной православной литературе явление значительное. Во-первых, она написана в редком сейчас жанре христианского исторического романа, действие которого происходит во времена античности. Во-вторых, здесь увлекательный сюжет сочетается с глубоко христианским — и очень трезвым! - взглядом на историю Церкви и людей, жизнь которых стала тканью этой истории. «Сын весталки» - первый роман из цикла «Врач из Вифинии». Время действия — середина IV века, место действия Римская империя — Никомедия, Каппадокия, Константинополь. Главный герой книги — святой Кесарий Каппадокийский, талантливый врач и брат одного из отцов Церкви Григория Богослова. Среди других героев — друзья Григория и Кесария святые Василий Великий и Григорий Нисский. Впрочем, на момент действия они еще довольно молодые люди и основные подвиги  и труды у них еще впереди. Изображая святых, автор не поддается соблазну скатиться в лубочность. Ее герои — живые люди, сложные, противоречивые, иногда восхищающие, иногда раздражающие... словом, настоящие. И столь же трезво, без придыхания показаны здесь церковные реалии середины IV века. Христианство уже разрешенная и даже привилегированная религия, но и язычество вполне процветает, и отношения христианства с язычеством крайне неоднозначные. И люди в Церкви, в том числе среди православно верующих, встречаются самые разные. И язычники — вовсе не все поголовно злодеи и приспешники сатаны. Вот на этом фоне и разворачивается драматическая история молодого врача Кесария и его друга-язычника врача Каллиста. Богословские споры и    придворные интриги, исповедничество и скитания, неожиданные враги и          неожиданные друзья... И отдельная очень интересная тема — античная медицина. Автор книги здесь эксперт — она и врач, и историк, специалист по античной медицине. Вообще, читая, поражаешься: какую же гору источников пришлось переработать при написании романа (текст сопровождается          множеством авторских ссылок)! Такой фундаментальный подход сейчас уже кажется чем-то из области фантастики. Но потому и книга получилась настоящая. Будем ждать продолжения.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-191-...

Самые известные храмы Гёреме – две большие купольные церкви – Темная (Каранлык Килисе) и Яблочная, прославившиеся самыми древними и хорошо сохранившимися образцами фресок. Церковь Святой Варвары и Токалы Килисе наиболее сохранившиеся церковные сооружения региона. Всего в Каппадокии не менее 500 скальных церквей. Чаще всего встречаются пещерные церкви с крестовокупольным сводом, колоннами и алтарями. Некоторые из них расположены в простых помещениях, другие представляют собой целые сооружения со сводами и куполами. Стены расписаны интересными фресками со сценами из Ветхого и Нового Заветов. Национальный парк Гёреме и пещерные поселения Каппадокии входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кайсери (Kayseri, бывш. Кесария Каппадокийская) [ править править код ] Кесария – земля апостольской проповеди. Здесь подвизался святитель Василий Великий . Это большой город, в котором мало что сохранилось от времен христианства. Бекарлар (Bekârlar, бывш. Назианз) [ править править код ] Назианз – исторический город в римской провинции Каппадокия. В настоящее время руины города находится в 4 км к северо-западу от нынешней турецкой деревни Бекарлар. Место, где служили епископами Григорий Богослов и его отец. Сохранился храм – первоначальное место упокоения и могила святителя. Окрестности Назианза – это очень красивая гористая местность со множеством монастырей. Кельи и другие монастырские помещения располагаются прямо в скалах. Некоторые из этих обителей были основаны святителем Василием Великим, который подвизался здесь в монашеской жизни, прежде чем возглавить епископскую кафедру в Кесарии. Основанные им монастыри существовали довольно долго, но до настоящего времени, к сожалению, не сохранились. Денизли (Denizli, бывш. Лаодикия) [ править править код ] На месте древних руин Лаодикии сейчас находится поселок Эскихисар в 6 км северо-восточнее Денизли. В апостольские времена здесь был основан большой храм, один из «Семи церквей» Анатолии, о которой упоминается в Апокалипсисе и в Посланиях апостола Павла. Сравнительно недавно современные археологами были обнаружены остатки этого древнего храма. В XI–XII веках Лаодикия была разрушена сильным землетрясением, а позже захвачена турками. Следующее землетрясение окончательно превратило город в развалины, жители покинули его, и несколько столетий Лаодикия простояла в руинах. Памуккале (Pamukkale, бывш. Иераполис) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Стамбул

6.      Св. Апостола Фомы. 7.      Мч. Сергия и Вакха, Иулиана и Кесария, Полихрония; мч. Пелагии тарсийской, преп. Сергия вологодск. и Сергия печерск.; обр. мощ. прп. Мартиниана белозерск. 8.      Прп. Пелагии и Таисии; свят. Пелагии девы; прп. Досифея верхнеостровского и Трифона вятского. 9.      Ап. Иакова Алфеева; прав.: Авраама и Лота; мч.: Еввентия и Максима; прп. Андроника и Петра; прп. Афанасии и Лоплии; св. Стефана сербск. 10. Мч. Евлампия и Феотекна; мц. Евлампии, преп. Феофила и Вассиана, блаж. Андрея тотемского; св. Амфилохия владимиро-волынского. Муч. Евлампий во время своих мучений окрестил 200 воинов, уверовавших во Христа, покропив их водой из котла, в который был ввержен. Еще новое свидетельство, что окропительное или поливательное крещение, в случае крайней нужды, дозволительно. 11. Ап. Филиппа, единого от седьми диакон; п. Феофана исповедник .; мц. Зинаиды и Филониллы; прп. Феофана печерск. Воспом. 7-го Всел. собора. Ап. Филипп, будучи только диаконом, крестил евнуха царицы Каппадокийской, но потому, что получил на это власть от Бога (2 прав. свв. апп. Петра и Павла в Кормч. л. 30); а раскольники-безпоповцы такой власти не имеют, значит, напрасно и ссылаются на пример св. ап. Филиппа. Пример евнуха царицы Каппадокийской ясно показывает, что никто сам собой не разрешает Писания, ибо в нем, как говорить св. Петр, много неудобовразумнтельного, что невежды и не утвержденные превращают, а потому мирянину нужно обращаться за разъяснением св. Писания к закононопоставленным учителям, каковы пастыри Церкви, а не толковать его по своему разумению, как, делают штундисты, пашковцы и др. сектанты. В 19 пр. 9 всел. Соб. прямо сказано, что нужно толковать свящ. Писание, «яко же божественнии отцы достигоша», а в толковании прибавлено: «яко же церковнии светильницы и учители своими писании истолковаша» (Кормч. 1650 г. л. 183). 12. Перенесение из Мальты в Гатчину св. креста, иконы Б. М. (Филермской) и десницы Иоанна Крестителя; свт. Космы маиумск., Мартина; муч.: Тараха, Прова и Андроника; Домники; прп. Амфилохия глушицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

и 18. В Вифинии Ираклий и Павел. Это, вероятно, Ираклий, Павлин с Венедимом, происходившие из Афин и страдавшие в Афинах, что у нас 18 же мая; они в службе в минее XI и XII века и в синаксаристе Никодима и других греческих соединены с дружиною Петра, Дионисия и Христины. Петр и другие пострадали в Лампсаке от Декия, начальника Авидинского ( τς Αβυδινν πλεως), по другим греческим от Дакна, начальника Евридинского. В Римских мартирологах, есть 17 мая Ираклий, Павел, Минерк, Акилин и другие, пострадавшие в Нивидуне, готорого некоторые ищут во Франции или Швейцарии. Нивидун или Новиодун (Noviodumum) Новый Дунаец город в Малой Скифии на южном берегу Дуная, где ныне Исакча. Этот город может разуметься в Сирском 25 мая и 4 июня, ибо Сирскому не было никакого отношения к Франции или Швейцарии. Но, вероятнее, Ираклий и Павел суть те, которые у нас 18 мая. Вместо Афин в Сирском ошибочно поставлена Вифиния. См. заметку в Полном Месяц. Востока Т. II 18 мая. и 19. В Константи(нополе) в Византии Исихий и другие мученики. И в Александрии Серапион мученик и другие двенадцать мучеников. (В Иеронимовом есть ныне Ефух или Евх в Константинополе. Может быть, это тот Исихий, который с другими пострадавшими значится 2 сентября в греческих синаксарях. Серапион пресвитер в Александрии с другими одиннадцатью поименованными и четырьмя непоименованными есть в Иеронимовом. У Евсевия о Серапионе VI, 44). и 20. Тимофей и Полиевкт мученики (Полиевкт 21 мая есть в Иеронимовом, с другими четырьмя пострадал в Кесария Каппадокийской, есть и 19 мая в Кесарии Полиух. Тимфеей неизвестен. Есть 21 мая в рим. мартирологах диаконы мученики Тимофей и Полиевкт, пострадавшие в Мавритании, по другому чтению Тимофей, Полий и Евкт (Евтихий). Мавритания не принадлежала к александрийской патриархии, впрочем, в этом месяцеслове есть карфагенские святые 7 марта Перпетуя и дружина ея (См. выше 7 марта). В Рим. Мартирологе и Иеронимовом 21 мая есть Полиевкт или Поликут в Кесарии Каппадокийской. и 21. В Антиохии Протерий мученик (Неизвестен. В Иероним. нет).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Но вот наступили школьные годы. Малютка Григорий с любовью, редкой в таком раннем возрасте, отдавался первым урокам. Его восприимчивый ум легко, почти на лету ловил и усваивал преподаваемые ему знание. Любознательность отрока изумляла и радовала любящих родителей. Но их восторг, их умиление не имели границ, когда детская ручка маленького грамотея потянулась в первый раз за священным свитком, на котором были начертаны слова св. Благовестия. Мать с благоговейным вниманием следила за тем, как малютка с трудом складывал первые буквы священных слов, как бы желая освятить этим начало своей грамотности. С присущей верой Нонна увидела здесь таинственное предзнаменование, указывающее на то, чему главным образом будет служить просветительная деятельность того, кто впоследствии так справедливо стяжал себе славу «Богослова». Но такой небольшой городок, как Назианз, располагал чересчур скудными образовательными средствами. Он не мог удовлетворить так рано проснувшейся жажде знаний любознательного отрока. Это всего ближе чувствовали и его родители. Поэтому, невольно их взоры остановились на Каппадокийской Кесарии, которая по расцвету в ней образованности являлась настолько же «митрополией наук, насколько и митрополией городов, ей подчиненных.» Родителям Григория было естественно избрать именно ее местом для продолжения образования своего сына: из всех тогдашних центров просвещения Кесария представляла особенно ценное для родительской попечительности условие тем, что была почти безраздельно христианской 1 . Язычество там потеряло свою жизненность и силу. Число язычников сократилось до того, что улицы города уже не видели больше языческих церемоний. Гордо высившиеся языческие храмы, из которых один был построен в честь Зевса, другой в честь Аполлона, древних покровителей города, были к этому времени или разрушены по определению сената и народа, или со дня на день ожидали себе этого приговора. Это обстоятельство должно было, конечно, отражаться и на самом духе образование в местных училищах: оно было запечатлено христианским мировоззрением. Если что можно было поставить в укор этому городу, то разве только некоторую провинциальную неуклюжесть и неповоротливость, которой дразнили всех каппадокиян. Но последнее не имело серьезного значения в глазах благочестивой четы 2 . Здесь, в школах Каппадокийской Кесарии и завязался узел той неразрывной дружбы, которая для славы Церкви Христовой так тесно соединила впоследствии Великого Василия с кротким Григорием.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/na...

По молитвам благочестивых Григория и Нонны у них родился сын Григорий, который еще до рождения был обещан матерью на служение Богу. Родители дали святому Григорию, а также и его меньшему брату Кесарию блестящее образование. После домашних занятий с дядей, епископом Иконийским, опытным преподавателем риторики, святой Григорий прошел курс учения в школах Назианза, Кесарии Каппадокийской и Александрии. Юноша обладал выдающимися способностями, а вместе с тем горячим благочестием. Узнав от матери о том, что он посвящен Богу, святой Григорий принял обет сохранить себя в целомудрии и чистоте. Для завершения своего образования святой Григорий отправился в Афины. Здесь он встретил святого Василия Великого , с которым его соединила нерасторжимая дружба. Шесть лет провел святой Григорий в Афинах, изучая литературу и философию, математику и музыку, геометрию и астрономию. По завершении образования он некоторое время оставался в Афинах и преподавал ораторское искусство. Овладев в совершенстве наукой того времени, святой Григорий в 358 году возвратился в Назианз и там, будучи 30 лет от роду, принял святое Крещение от своего отца. Отец святого Григория был в то время епископом; через некоторое время он посвятил своего сына во пресвитера. Стремясь к иноческому подвигу, святой Григорий ушел из Назианзина в Понт, где находился его друг святой Василий Великий , основавший обитель. Друзья вместе подвизались в ней, работая над сочинением о правилах иноческого общежития. После смерти своего младшего брата Кесария, святой Григорий Богослов возвратился на некоторое время из Понта в Назианз, чтобы облегчить горе родителей. Он не только помогал отцу в церковном управлении и хозяйственных заботах, но разъяснил ему вред арианской ереси, в которую отец едва не был совращен, и вновь утвердил его в православии. По просьбе святого Василия Великого , бывшего в то время архиепископом в Кесарии Каппадокийской, святой Григорий согласился стать епископом в городе Сасиме, где распространилась арианская ересь. При покровительстве императора-арианина Валента (364–378) архиепископ Тианский Анфим, который был арианином, не допустил святителя Григория в Сасиму .Святой Григорий удалился в монастырь, где ухаживал за больными, а затем поселился в пустыне, ища безмолвия и созерцания. В это время отец святого Григория призвал его к себе, так как умерла его дочь святая Горгония. Погребение сестры святой Григорий почтил надгробным словом. Подчиняясь воле отца, он помогал ему в управлении епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Самые ранние документальные свидетельства притязаний Армянской Церкви на апостольское преемство от ап. Варфоломея датируются лишь VII веком 948 . Что же касается традиции, согласно которой Евангелие было принесено в Армению ап. Фаддеем, то она восходит к самым ранним письменным источникам Армянской Церкви, датируемым серединой V века. Эти сведения, кроме того, подтверждаются удивительным совпадением древних традиций соседних церквей Сирии и Месопотамии, в которых неизменно упоминаются имена либо одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа – Фаддея (иногда называемого Иудой Фомой), либо Аддая, который был или одним из семидесяти учеников, или одним из соратников ап. Фаддея 949 . Совершенно очевидно, что на заре формирования Армянской Церкви главное влияние на нее оказывали три традиции, проистекавшие из трех центров христианской религии: Кесарии Каппадокийской на западе и Эдессы и Иерусалима на юге. Связь армянской традиции с Кесарией объясняется не только соседством последней с исторической Арменией, находившейся на востоке Малой Азии, но и тем, что свт. Григорий Просветитель, обративший в христианство армянского царя Трдата III (298–330) в начале IV века, получил епископский сан от митр. Леонтия Кесарийского. Так Армения была включена в юрисдикцию Каппадокийской епархии. Некоторые из евхаристических молитв Армянской Церкви, которые в целом представляют собой образцы сирийского литературного стиля, распространенного главным образом в Константинополе, Каппадокии, северной и западной Сирии и Палестине, судя по всему, являются переводами с греческих оригиналов. Одна из них – самая ранняя из сохранившихся версий евхаристической молитвы свт. Василия Кесарийского . В результате раздела Армении в 387 году между двумя соперничавшими сверхдержавами того времени, Персией и Римом, Кесария утратила контроль над Армянской Церковью. Примерно в 389 году на престол св. Григория взошел католикос Сахак I, который никак не был связан с Кесарией. Эдесское влияние на формирование богослужебного обряда Армянской Церкви в ранний период ее истории отражено в армянском таинстве Крещения, поразительно схожем с западносирийскими аналогами. Кроме того, раннеармянская церковная терминология восходит главным образом к иранскому или сирийскому богослужебному лексикону. Также филологи подтвердили правоту свидетельств армянской святоотеческой литературы о том, что переводы Библии начала V века основывались на сирийских текстах, привезенных из Эдессы. Впоследствии, на втором этапе перевода, в них вносились изменения в соответствии с греческими текстами, привезенными из Кесарии. Таким образом, сплав семитских и эллинистических элементов, имевший место при зарождении литургической практики Армянской Церкви, отражен в самом переводе Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

1316 " μες μν των εαω τς εκκλησας, εγ δε τν κτος π &εοδ κα- θεσταμενος επσκοπος αν εην (там же, 4:24). По обычному толкованию, он считал себя «епископом дел внешних для церкви», именно считая своей обязанностью попечение о ее внешних отношениях, управлять ими и оказывать церкви поддержку гражданской власти. 1321 Soz. 1, 9. Самый ранний существующий закон этого рода относится к 408 году (Cod. Justin. 1, 4:8), но так как иудейские патриархии имели это преимущество уже в 398 году (Cod. Theodos. 2, 1:10), то вероятно и христианские епископы обладали им уже раньше этого времени. 1323 Бл. Августин обыкновенно говорил, что он готов скорее быть судьей между чужестранцами, чем друзьями, потому что он скорее может сделать друга из чужестранца, в пользу которого он решит дело, между тем как один из его друзей, несомненно будет отчужден противоположным неблагоприятным для него приговором. Possidius. 10. 1348 Zosim. 2, 3; Nat. Alex, 7, 5:1–4. См. Suicer под словом οιοχησι. Название диоцез тогда употреблялось только для обозначения больших делений, причем область епископа называлась Деление империи было следующее: 1. Префектура Востока, включавшая диоцезы – 1) Восток (столица Антиохия); 2) Египет (Александрия); 3) Азия (Ефес); 4) Понт (Кесария Каппадокийская); 5) Фракия (Ираклия и впоследствии Константинополь). 2. Префектура восточной Иллирии, отделенная от Запада в 379 году (столица Фессалоника) – 1) Македония·, 2) Дакия. 3. Префектура Италии – 1) Рим (Рим); 2) Италия (Милан); 3) Западная Иллирия (Сирмия); 4) Африка (Карфаген). 4. Префектура Галлии – 1) Галлия (Тревы); 2) Испания; 3) Британия. Giesel. 1, 2, 186. 1349 Титул патриарха в его специальном смысле впервые выразительно дан на соборе Халкедонском, 451 г. 1350 Митрополиты, по-видимому, установлены были в Александрийском диоцезе около середины 4 столетия. 1353 Александрия считалась апостольской, так как была основана св. Марком под руководством ап. Петра. 1357 С. 3 (Hard с. 1:637). CC. сс. 4, 5. Между греческим и латинским текстами этих канонов есть некоторые разности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1779 Ликиний, зять Константина Великого императора западной половины Римской империи, был императором восточной половины – с 307 по 323 год. В 313 году обоими императорами был издан указ, коим христианская религия была объявлена государственною, – уравнена с древней языческою. Но Ликиний – язычник, враждуя против Константина, ставшего решительно покровителем христианства, и приготовляясь к войне с ним, по обольщению оракула, обещавшего ему победу, решился уничтожить христианство в пределах своей империи, особенно же, по опасению измены, в среде своих войск. 1780 Армения с городом Севастией – северо-восточная часть Малой Азии, – входила в состав восточной Римской империи. 1781 Каппадокийская область – восточная часть Малой Азии; ее главный город, Кесария, славился образованием. 1785 Совершилось здесь то же, что было с Апостолами: «Иуда пошел прочь, а на его место введен Матфий» – Деян. 1:25–26 ; – явился новой Павел, вчера дышавший гневом и прещением на учеников Христовых, а ныне благовествующий. И сей, как и оный, имел звание ни от человек ни человеком – Галат. 1 – уверовал в Господа Иисуса Христа, крещен в Него не другим кем, но собственною верою, не в воде, но в крови своей». ( Василий Великий . «Беседа на св. 40 мучеников».) 1786 Св. Ефрем Сирин («Похвальное слово 40 мученикам») влагает в уста блаженной матери мученика при этом такую трогательную речь: «Успокойся, сын мой, не надолго на колеснице; смешай кровь свою с досточестными кровьми; возляг на мгновение с ними, чтобы вместе же с ними достигнуть небесной обители. Иди с ними в огонь чувственный, чтобы с ними же облечься в свет истинный; войди с ними в горнило, чтобы с ними же войти очищенным золотом. Знаю, от какой бури спаслись вы и в какую пристань стремитесь. Знаю, что вы идете к Отцу небесному..., спешите занять страну, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание, где нет ни скорби, ни тления, ни грызущей зависти, ни злого врага. Почему и я, сын мой, не умерла вместе с вами? Почему и я не включена в это светлое торжество ваше и не могу им, насладиться? – Ужели потому, что я грешная и достойна слёз и крайнего сожаления!..

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

21 Обрати внимание на то, что, согласно повествованию Иосифа об Иудейской войне (кн. 7, гл. 18), Иерусалим получил такое наименование потому, что Мелхиседек, основатель города, когда создал храм (ερν), от него назвал город Иерусалимом (εροσλυμα), а прежде он назывался Салим (Σλυμα) (Jos. Flav. De bell. VI, 10//TLG 0526/004, 438. 3–4). Другие же, как Прокопий (Цепь толковников на Восьмикнижие. Т. 1. С. 198), говорят, – и это, пожалуй, вернее – что из названий этого города «Иевус» и «Салим» составилось это сложное название «Иевусалим», а в искаженном произношении «Иерусалим». Но как бы то ни было, название «Иерусалим» – целиком еврейское, означающее «видение мира», согласно отцам. Впрочем, кое-кто говорит, что оно составлено из еврейского и греческого слов (как и слово «антиминс» состоит из греческого и латинского), но в таком случае оно уже не означает «видение мира». Называемый прежде Иерусалимом, этот город, согласно Диону, позднее получил имя Элии Капитолины. Элия – от императора Адриана, носившего имя Элий. Иерусалим, ранее разрушенный, перепаханный быками и засеянный, по словам Евсевия (Euseb. Demonstr. Evang. VIII//PG 22, 636В), и едва узнаваемый по местности, согласно Григорию Богослову (Greg. Nazianz. Or. 6. 18//PG 35, 745B), Адриан переименовал в Элию, как говорят Феодорит (Theod. Cyr. In Is. 6, 13 //PG 81, 272B) и Евсевий (Euseb. De Theophania 9//PG 24, 649A). А Капитолиной он назван потому, что тот же самый Адриан, как указывает уже упомянутый Дион, на месте храма Божия выстроил храм Юпитера, почитаемого на Капитолии в Риме. 22 Кесария получила такое название потому, что Ирод, согласно Евсевию, выстроил ее в честь Кесаря Августа (раньше она называлась Стратоновой Башней) (Idem. Hist. eccl. II, 10//PG 20, 160A); в ней находились и статуи Кесаря и Рима, как свидетельствует Иосиф в «Иудейских древностях» (кн. 15, гл. 13) (Jos. Flav. Antiq. XV, 9. 6//TLG 0526/001, 15. 339. 4). Три Кесарии было в Асии: одна – митрополия Палестины, о которой мы сказали; вторая – Каппадокийская, которая называлась Мазой Кесаревой, согласно Созомену (кн. 5, гл. 4) (PG 67, 1224A), а также Мазакой; и третья – Филиппова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010