Леонид, Славяно-сербск. книгохр. Чтения в Общ. Ист. и Древн. Росс., 1875, I, 25 стр.). С 1354 года Павловский монастырь управлялся уже сербским игуменом Герасимом, принявшим монастырь по добровольной уступке его греками-Ксиропотамцами, подтвержденной Протом и вселенским патриархом Матфеем (Еп. Порфирий, Перв. Пут., ч. I, Отд. 2, 15 стр. ср. История Афона, III, 178 стр.). Последующие исторические события сербской политической жизни вплоть до совершенного подчинения Сербии турками в 1459 году, не только не мешали, но, наоборот, много способствовали усилению в этих монастырям (особенно Павловском) славянского элемента. Внутренние смуты, постоянные нападения соседей (венгров, турок, и болгар), часто не щадивших храмов и обителей иноческих, вынуждали многих из иноков бежать из отечества на Св. Гору, где обеспечено было безопасное убежище как для них, так и для оберегаемой ими церковной святыни и книг. Между прочим, известное собрание книжных сокровищ знаменитого Ресавского монастыря нашло себе убежище в Павловской обители, где и составило главное ядро её славянского книгохранилища. (См. Чтения, 1875 г., I, 27 стр.). Развитие Павловского монастыря было задержано падением в 1459 году сербского государства, после чего объем его деятельности постепенно стал сокращаться, особенно во второй половине XVII века, так что к концу следующего (XVIII) века он уже был возвращен (как и Дохиар с Пантелеимоном) грекам. Но и за эти четыре века своего существования Павловский монастырь, нужно думать, оказал ценные услуги своей родной церкви, хотя эти услуги были несомненно меньше по размерам и ниже по качеству, нежели услуги Хиландаря. Они выражались главным образом в распространении сербской литературы посредством переписки, как об этом говорят надписи сохранившихся рукописей Павловской библиотеки (А. Леонид, Чтения, 1875, 4, 37–50 стр.). 3148 Указанные пробелы и неполноты происходят как от недостаточности источников, так и от несомненной трудности собирать их. Но виноват ли историк, – скажем словами проф.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—176— стране ненависть к республике и свободе. Искренне-демократически настроенная часть духовенства была слишком ничтожна, чтобы смягчить общее настроение церкви. Общество поняло, что от союза с церковью ждать добра не приходится, и выборы 1898 г. дали в палате антиклерикальное большинство, решившееся вести жестокую борьбу с ультрамонтанством. Этой последней фазе отношений государства и церкви и была суждено закончиться полным их разделением. Заключительная борьба велась главным образом на почве законодательства о народном просвещении. Церковь при второй республике добилась, с помощью знаменитого закона Фаллу, преобладающего влияния на низшее и среднее образование. При третьей республике она пыталась подчинить себе высшее. Еще в национальном собрании 1871 г. клерикалы и правая внесли проект о свободе высшего образования. В 1874 г. проект, переработанный правительством, был представлен в палату на обсуждение. Правая требовала внесения поправки, запрещавшей открытие частичных курсов и разрешавшей открытие только полных университетов, что было бы под силу лишь конгрегациям, располагавшим огромными средствами. Левая протестовала, и законопроект был сдан в комиссию. В 1875 г. он в измененном виде был вотирован. Частичные курсы все-таки были разрешены. В то же время вольные высшие школы получили право давать ученые степени наравне с университетом, под условием, чтобы государственный экзамен производился смешанной комиссией из преподавателей вольной школы и профессоров университета. Ультрамонтаны торжествовали: под знаменем свободы высшего просвещения они могли развивать свою деятельность в пользу католической церкви и папы. Но этот закон (12 июля 1875 г.) был их последней победой в области законодательства. Выборы 1879 г. послали в сенат и палату большинство искренних республиканцев, хотя и склонных поддерживать конкордат, но стремившихся освободить государство от церкви. 23 января 1879 г. Поль Бер представил проект, изме- —177— нявший закон 1875 г. в двух главных пунктах: частичные курсы объявлялись совершенно свободными и отменялись смешанные экзаменационные комиссии; ученые степени могли даваться исключительно университетом, что ставило преграды дальнейшему развитию высших конгреганистских школ. Закон был принят 18 марта 1880 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—33— 1875 г. себя особенное внимание Первенствующего Члена Св. Синода: в феврале 1875 г. Архимандрит Варлаам рукоположен был в Епископа Тотемского, викария Вологодской епархии; а в следующем 1876 г. переведен на кафедру Выборгскую, со званием второго викария С.-Петербургской епархии; в 1877 г. удостоен уже был сопричисления к ордену Св. Анны 1-й степени. Так, по слову Христа Спасителя, смиряяй себе вознесется. Отпустивши о. Варлаама, я поспешил в Лаврский Собор, чтоб поклониться св. мощам Благоверного В. Князя Александра Невского, и, зашедши оттуда на короткое время к Наместнику Лавры о. архимандриту Никодиму, моему сослуживцу по Московской Семинарии, отправился к Высокопреосвященному Митрополиту Исидору. Явившись к Владыке, я поднес ему образ Преп. Евфросинии Полоцкой. Он принял меня благосклонно и вступил со мною в откровенную беседу. Речь зашла о выборе благочинных. Владыка высказал неодобрение этого принципа и строго осуждал Митрополита Киевского Арсения 1926 за то, что он, не посоветовавшись с прочими Членами Синода, первым допустил в своей епархии выборное начало относительно благочинных. Его примеру последовал одним из первых Преосвященных Макарий 1927 , бывший Архиепископ Харьковский, но в Харькове не все были довольны этим нововведением; кто-то из духовных писал об этом Митрополиту и порицал Архиепископа Макария. Далее, коснувшись современного вопроса о духовно-судебной реформе, Владыка и об этом выразился несочувственно, и при этом с крайним неудовольствием отозвался о льстивом мнении о проекте Псковского епископа Павла 1928 . Интересный разговор наш, к сожалению, прерван был появлением Преосвящ. Феоктиста 1929 , бывшего епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, а в это время назначенного на епархию Симбирскую. —34— 1875 г. Оставивши Владыку с Преосвященным Симбирским, я отправился путешествовать по Петербургу. Прежде всего заехал в Домик Петра Великого, чтоб поклониться Чудотворному Образу Спасителя и отдать на свечу рубль, врученный мне, при отправлении из Витебска, больной дочерью Начальницы женской гимназии Ушаковой – Марией. Оттуда заехал к бывшему преподавателю Витебской Семинарии И. Г. Слиборскому 1930 и чрез него познакомился с его родными, у коих он и квартировал.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лебедин. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1863 и 1875. 1875 перестройка. Архитектор: Ф.И. Данилов Адрес: Украина, Сумская обл., г. Лебедин, улица Покровская, дом 42 Координаты: 50.578417, 34.463059 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Лебедин или в Лебедин, выходить на автостанция " Лебедин " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Однокупольная каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена на западной окраине города в XVIII в. Точная дата постройки неизвестна, но из архивных документов следует, что в 1777 г. она уже подлежала ремонту. В 1875 г. перестроена по проекту архитектора Ф. Данилова. В советские времена храм был закрыт и заброшен. Сейчас ведется реставрация. http://ru.keeptravel.com/pokrovskaya-tserkov-12 Сумской художник Игорь Швачунов рассказывает, что открыл для себя этот храм в 1994 году, когда с этюдником под рукой прогуливался по древним улочкам Лебедина. Это было во время одного из художественных пленэров, на которых собираются люди искусства, чтобы в особой атмосфере прибегнуть к своей музе и вдохновенно творить. Полуразрушенная церковь привлекла его внимание своим непередаваемым обаянием. Через некоторое время её очертания предстали на полотне. Свой рисунок художник назвал просто: «Возле Покровской церкви». Такие места особенно вдохновляют. Не так много осталось у нас мест, сохранивших свою архитектурную и историческую самобытность. Старые здания разрушаются или, в лучшем случае, реставрируются – но бездумно, как-то на новый лад, без соблюдения традиций. А обычно вырастают, закрывая архитектурный ансамбль, новые сооружения, которые искажают до неузнаваемости то, что когда-то создали зодчие прошлых времен, которые уже отошли в вечность. «Покровская церковь в Лебедине – это символ нашей эпохи», – отмечает Игорь Швачунов, размышляя о том, что мы постоянно теряем драгоценные памятники нашей истории и культуры. Ведь даже реставрация Покровского храма, что происходит сейчас, далеко не лучшая, с точки зрения художника: не та цветовая гамма, что-то упущено, и упущено очень важное, может, сама душа... Не говоря уже о том, что на площади перед храмом поставили лавку, которая никак не подходит к общей картине.

http://sobory.ru/article/?object=20064

24 – В день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября преосв. Леонтий совершал первое свое священнослужение в Одесском кафедральном соборе и словом с церковной кафедры приветствовал свою новую Херсоно-Одесскую паству; 25 а немного более, нежели через год после того, именно 7 декабря 1875 года владыка уже и прощался с этою паствою; 26 ибо высшею церковною и державною властью был призван (16 ноября 1875 года) на епархию Холмско-Варшавскую, в самое главное средоточие полонизма, как уже испытанный в борьбе с ним и латинским иезуитизмом, и к тому же призван в то время, когда в Холмской Руси только что совершилось (в мае того же 1875 года) воссоединение остальных униатов с православием , которых таким образом нужно было утверждать в вере православной, а потому и вообще благоустроить епархию сообразно потребностям, вызванным этим воссоединением. С этого времени начинается и затем в течение шестнадцати лет продолжается самый блестящий и обильный плодами период архипастырской деятельности высокопреосвященнейшего Леонтия, но в то же время и самый изумительный по широте и напряжению этой деятельности, тесно связанной с предшествовавшим ничем особенным не успевшему ознаменовать себя краткому Херсонскому периоду Подольским периодом таковой же деятельности. Подробное и обстоятельное изображение этой деятельности можно находить в изданных покойным П.Н.Батюшковым обширных исторических описаниях Подолии и Холмской Руси. Мы ограничимся здесь указанием на главнейшие черты ее. Уже при первом своем служении в Варшавском кафедральном соборе 18 января 1876 года, приветствуя свою новую паству словом с церковной кафедры и призывая на нее благодать Божию, он не скрывал трудностей предстоявшего ему служения. «Вступая в служение церкви Холмско-Варшавской, – говорил он тогда, – требующее многих трудов, я сознаю свою немощь; но со смирением уповаю на помощь всесильной благодати Божией. Призванный Промыслом Вышнего заботиться о благе и спасении врученной мне паствы среди смешанного населения, и в большинстве недавно пришедшей в ограду православия, – я потщусь трудиться с полным усердием, по мере моих сил; но надежду на успех своих забот возлагаю на благодать Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В.А. Юлин Основные даты жизни священномученика митрополита Серафима (Чичагова) 9 января 1856 г. – родился в г. Санкт-Петербурге. 29 января 1856 г. – крещен в церкви святого благоверного князя Александра Невского при Михайловском артиллерийском училище г. Санкт-Петербурга. 1866 г. – кончина отца Михаила Никифоровича Чичагова. 1869 – 1874 гг. – обучался в 1-й классической гимназии г. Санкт-Петербурга, затем в Пажеском, Его Императорского Величества корпусе. 28 июля 1870 г. – зачислен в пажи к Высочайшему двору. 25 декабря 1874 г. – окончил курс в старшем специальном классе Пажеского корпуса по 1-му разряду. Произведен в камер-пажи. 1874 г. – зачислен на службу в Гвардейскую артиллерийскую бригаду Преображенского полка. 4 августа 1875 г. – произведен по экзамену в подпоручики и направлен в 7-ю конно-артиллерийскую бригаду. 14 сентября 1875 г. – прикомандирован к 1-й Его Величества батарее Гвардейской конно-артиллерийской бригады. 15 сентября 1875 г. – в связи с упразднением 7-й конно-артиллерийской бригады переведен в 5-ю конно-артиллерийскую батарею. 13 августа 1876 г. – переведен в 1-ю Его Величества батарею Гвардейской конно-артиллерийской бригады прапорщиком. 30 августа 1876 г. – произведен в подпоручики. 23 августа 1877 г. – 20 сентября 1878 г. – участвовал в Русско-турецкой войне. 23 декабря 1877 г. –за мужество и храбрость в сражениях с турками под Горным Дубняком 12 октября и под Телишем 16 октября 1877 г. награжден орденом Святой Анны 4-й степени (с надписью «За храбрость»). За осаду и взятие Плевны пожалован саблей с дарственной надписью от Императора. 16 апреля 1878 г. – произведен в поручики. 7 мая 1878 г. – за переход через Балканы 13–19 декабря 1877 г. награжден орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом. 7 мая 1878 г. –за сражение под Филиппополем 3,4 и 5 января 1878 г. награжден орденом Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом. 16 июля 1878 г. –награжден светло-бронзовой медалью в память войны 1877–1878 гг. 1878–1908 гг. – был духовным сыном протоиерея Иоанна Сергиева – святого праведного Иоанна Кронштадтского .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

После всех приготовлений, Михаил, наконец, двинулся из Москвы. Сам великий Князь с своими детьми и боярами и все русские епископы провожали Михаила до Оки. За Рязанскими пределами он был остановлен татарами: но скоро отпущен был с честию от Хана Атюляка или Тюлюбека, племянника Мамаева, получив ярлык, в котором величали его митрополитом. Уже приближался он к Константинополю, как в виду стен самой столицы – внезапно скончался. – Смерть такими образом положила конец замыслам Михаила. Тело его похоронили в Галате. Спутники Михаиловы позволили себе самовольный поступок: они сами вздумали избрать для России митрополита из числа архимандритов, находившихся в свите. Так как бояре приняли сторону Пимена, то на одном из данных великим Князем белых листов написали от его имени просьбу о поставление. Так. обр. Пимен и явился к патриарху для посвящения. Но в Константинополе уже давно жил и ожидал благоприятных обстоятельств митрополит Киприан. А замыслы честолюбивого Пимена заставляли его спешить в Россию. И он после тринадцати месячного пребывания, отправился в Киев, с надеждою на лучший оборот дел, но смерти великокняжеского любимца. Действительно, лишь только явился Киприан в Киев, как великий Князь, услышав о смерти Михаила и о покушениях Пимена, которого он не желал видеть на кафедре св. Петра и Алексия, послал туда своего духовного отца, Симоновского игумена Феодора, просил Киприана о прибытии в Москву на кафедру митрополии. Киприан явился в Москву 23 мая 1881 г. в праздник вознесения Господня и принят был со всею торжественностью от великого Князя и народа. Когда Пимен сделался митрополитом, то великий Князь сказал: Я не посылал Пимена ставиться в митрополиты, а потому не принимаю и видеть его не хочу. Смерть Пимена в Константинополе 11 сент. 1384 года, сделала Киприана митрополитом всея Руси. Деятельность Киприана после сего на пользу церкви проявилась многосторонним образом. Преставился св. Киприан 16 сентября 1406 года нетленные мощи его обретены при разбирании Успенского собора в 1473 году. 3 В 10 числах августа месяца, сего 1875 года, Господь сподобил меня и поклониться и лобызать св. мощи святителя Божия Алексия митрополита, а равно поклониться и лобызать св. мощи преподобного Сергия Радонежского в св. Троицкой Лавре, также видеть мантию и свящ. ризы в которых преподобный служил, свящ. деревянный сосуд, в котором он совершал таинство евхаристии его власы, ложечку и ножик в кожано-плетенном влагалище. Видел я все это, а равно и другие достопамятности в Лавре, благодаря особому вниманию рясофорного монаха Матвея и других высших по служению братий Лаврских, вниманию, которого никогда душа моя не забудет. Читать далее Источник: Святый Алексий митрополит Киевский и всея России: жизнеописание составленное инспектором Самарской духовной семинарии протоиереем Димитрием Орловым. - Самара: Губерн. тип., 1875. - 40 с. (Извлечено из 19 и 22 Самарских епархиальных ведомостей за 1875 г.) Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Moskov...

Беляев Петр, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Михаил Косьмин, диакон; Московская губерния, Верейский уезд, город Верея, Христорождественский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 45). Березкин Александр, родился около 1854 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец : Егор (Георгий) Петров Березкин, заштатный (после 1873 г.) священник; Московская губерния, Волоколамск. Воскресенский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2109, л. 11; д. 2067, л. 17). Беседкин Павел, родился около 1860 г.; образование домашнее, Вифанская духовная семинария (1873–1879 гг.). Отец : Феодор Романов Беседкин, отставной лекарский помощник, коллежский регистратор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 3). Бобцев Иван, родился около 1854 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец : Иосиф Иванов Бобцев († до 1874 г.) диакон; Московская губерния, Звенигородский уезд, Аносин Борисоглебский девичий монастырь, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2109, л. 23; д. 2067, л. 17 об.). Боголепов Василий, родился около 1858 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Василий Боголепов, заштатный диакон; Московская губерния, Клинский уезд, село Иоакиманское, церковь во имя святых Иоакима и Анны (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 6 об.). Боголепов Иван, родился около 1853 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец : Егор Симеонов Боголепов, священник; Московская губерния, Клинский уезд, Зосимовская пустынь, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2109, л. 21; д. 2067, л. 17). Боголюбов Димитрий, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Иван Васильев († до 1872 г.), пономарь; Московская губерния, Волоколамск, Петропавловская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 14). Богословский Александр, родился около 1856 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец : Трофим Богословский, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Озерецкое, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 10 об., ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2007, л. 45).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проживающая в Москве подпоручица 62-х-летняя вдова Павла Викторовна Плохова 4 года страдала отеком ног, причем чувствовала конвульсивное подергивание и тоскливость в ногах и без помощи палки ходить не могла. В сентябре 1874 года она пришла в пещерный храм, отслушала молебен Богоматери и взяла с собою список с Ее иконы и книжку с описанием чудес. Возвратившись в Москву, она дала себе слово каждый день поутру и вечером прочитывать напечатанную при книжке молитву Божией Матери пред списком с Черниговской иконы. Господь испытывал силу ее веры: в первое время болезнь ног у ней сделалась сильнее, так что с большим трудом могла она выполнять свое обещание. Но по прошествии месяца отек ног и боль в них стали постепенно проходить, так что вскоре она могла ходить уже без палки. Марта 13-го дня 1875 года она прибыла в пещерный храм здоровою и, передав начальству и братии историю своего исцеления, возблагодарила Богоматерь молебным пением пред Ее иконою, исповедывалась и 15-го числа причастилась Св. Таин. 1875 года в августе месяце прибыл в пещеры Гефсиманского скита, Тульской губернии, города Черни, купеческий племянник Николай Алферов для принесения благодарственных молитв пред чудотворною иконою Богоматери, причем он собственноручно записал следующее: в марте месяце 1875 года я страдал от боли в груди и от сильнейшего ревматизма во всем теле, так что дней двадцать не владел руками и ногами; но, по милосердию Царицы Небесной, я получил полное исцеление, употребляя для помазывания больного моего тела священный елей из лампады от чудотворной иконы Черниговской Божией Матери, привезенный мне из пещер Гефсиманского скита. Орловской губернии, города Севска, купеческая жена Елисавета Петрова Санькова, 48 лет от роду, последние пять лет страдала ревматизмом, до того усилившимся, что она не владела руками и ногами и постоянно лежала в постели, в которой без посторонней помощи совсем не могла иметь движения. Всякая медицинская помощь оставалась бесполезна. В это трудное для больной время, – именно в рождественский пост 1874 года – родная ее племянница, рясофорная послушница Троицкого Севского монастыря, Екатерина, по возвращении с богомолья в пещерах Гефсиманского скита, привезла больной книжку о Черниговской иконе Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Святейший Синод: полномочия и организационные измененияв XVIII–XX вв. Барсов Т. В. О духовной цензуре в России//Христ. чт. 1901. 5–9. Барсов Т. В. О собрании духовных законов. СПб., 1898. Барсов Т. В. О судопроизводстве по проступкам и преступлениям, подвергающих духовных лиц светскому суду//Христ. чт. 1875. Ч. 2. 6. Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно–гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885. Т. 1. Барсов Т. В. Святейший Синод в его прошлом. СПб., 1896. Барсов Т. В. Синодальные учреждения нового времени. СПб., 1899. Барсов Т. В. Синодальные учреждения прежнего времени. СПб., 1897. Бердников И. С. К вопросу о реформе церковного управления и суда. Казань, 1906. Бердников И. С. Краткий курс церковного права православной Церкви. Казань, 1888; 2–е изд. 1903–1913. 2 т. Благовидов Ф. Обер–прокуроры Св. Синода в XVIII и первой половине XIX столетия. Казань, 1899; 2–е изд. 1900. Богословский А. М. Сборник статей судебных уставов 20 ноября 1864 г., имеющих отношение к Ведомству православного исповедания. СПб., 1872. Верховский П. В. Очерки по истории Русской Церкви в XVIII и XIX ст. Варшава, 1912. Т. 1. Завьялов А. О браке и брачном разводе. М., 1892. Загоровский П. О разводе по русскому праву. Харьков, 1884. Заозерский Н. А. Историческое обозрение источников права православной Церкви. М., 1891. Т. 1: Канонические источники. Здравомыслов К. Я. Сведения о консисторских архивах и церковно–археологических учреждениях в епархиях и Проект высочайше утвержденной архивно–археологической комиссии при Св. Синоде и Положение о церковно–архивных комиссиях. СПб., 1908. Ивановский Я. Обозрение церковно–гражданских узаконений по Духовному ведомству (применительно к Уставу духовных консисторий и Свода законов с историческими примечаниями). 2–е изд. СПб., 1893; 3–е изд. 1900. Иванцов–Платонов А. И. О русском церковном управлении. М., 1898. Иоанн (Соколов), архим. Общие начала, которыми руководствуется Св. Синод в приложении правил древней Церкви//Христ. чт. 1875. Ч. 2. 6. Иоанн (Соколов), архим. Основания решений Св. Синода по духовно–судебным делам//Христ. чт. 1875. Ч. 2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010