Высказали свои суждения о покойном и другие его почитатели. И. И. Срезневский вскоре после смерти Горского прочел лекцию о нем 379 . Т. И. Филиппов на заседании Санкт-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения 23 октября 1875 года произнес речь, посвященную памяти Горского. В ней он приводит недлинный перечень дел Горского и дает краткую, но верную характеристику его как ученого руководителя и христианина. Речь была напечатана в «Ярославских епархиальных ведомостях» за 1875 год, потом в 182-й книге «Журнала Министерства народного просвещения» и затем вошла в сборник Т. И. Филиппова 380 . В конце 1875 года Н. П. Гиляров-Платонов поместил краткую заметку о Горском в «Современных известиях», перепечатанную потом во 2-м томе его сочинений 381 . Граф Д. Н. Толстой опубликовал в «Русском архиве» за 1875 год в форме письма краткую биографию и характеристику Горского, а архимандрит Григорий в «Чтениях в Императорском обществе истории и древностей российских» напечатал несколько замечаний к биографии Горского, касающихся его рукоположения в священника 382 . Все эти данные, особенно сообщения С. К. Смирнова, слово архимандрита Михаила и речь Т. И. Филиппова, послужили материалом для других биографий. Во многих духовных и светских журналах в первые месяцы после смерти ученого появился целый ряд его некрологов. Печать спешки (понятной в тех условиях) лежит на этих обобщающих, оценочных статьях. Авторы неизбежно должны были пользоваться узкой и, конечно же, очень несовершенной документальной базой. Плюсом работ являются живые впечатления от общения с Горским и от участия в обсуждении его личности и его деятельности в академической среде того времени. Некрологи о Горском поместили: «Донские епархиальные ведомости», «Минские епархиальные ведомости», «Тамбовские епархиальные ведомости», «Тульские епархиальные ведомости», «Ярославские епархиальные ведомости», «Волынские епархиальные ведомости», журнал «Духовная беседа» 383 . Биографии Горского были помещены в ежемесячных духовных журналах: «Странник», «Душеполезное чтение», «Православное обозрение» 384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Л. осуществлял благотворительную деятельность через епархиальное попечительство: всего в 1875 г. на пособие заштатным священно- и церковнослужителям, вдовам и сиротам, пострадавшим от пожара, было выделено 13 тыс. р., не считая одновременных выдач Херсонскому Перепелицинскому приюту 2 тыс. р., Одесскому девичьему духовному училищу - 1160 р. 16 нояб. 1875 г. по инициативе обер-прокурора Толстого Л. возглавил Холмскую и Варшавскую епархию. Неожиданное назначение Л. было вызвано недовольством императора деятельностью «нерешительного и слабого» Холмского архиеп. Иоанникия (Горского), к-рый, по мнению архиерея, стал «жертвою интриги» галицийского духовенства. С 5 по 12 дек. состоялись мероприятия по прощанию Л. с одесской паствой, в т. ч. 7 дек.- в кафедральном соборе и семинарии, в ходе которых были собраны более 900 р. для обустройства жен. уч-ща. 12 дек. того же года Л. выехал из Одессы, покидая епархию «не без сожаления». Вечером 15 янв. прибыл в Варшаву, 18 янв. 1876 г. приветствовал новую паству в кафедральном соборе (Слова, поучения и речи. 1888. Т. 1. С. 237; Мои заметки и воспоминания. Серг. П., 1914. С. 115). Л. писал, что Холмская епархия «особенно в первые годы (1875-1881) представляла такие трудности, что преодолеть их не под силу человеку без помощи Божией… С одной стороны, гражданская администрация, захватившая в свои руки преобладающее влияние в делах проуниатских, с другой - сильная партия священников, вызванных из Галиции с епископом Маркеллом во главе, желавших подчинить архиепископа своему влиянию» (Мои заметки и воспоминания. Серг. П., 1914. С. 116-117). Ген.-губернаторы гр. П. Е. Коцебу и П. П. Альбединский, по мнению Л., не поддерживали «русское направление», к тому же разрешалось учреждение в генерал-губернаторстве значительного числа римско-католич. епархий. В кон. 1878 г. Л. добился перевода викарного еп. Маркелла (Попеля), стремившегося занять его место, в др. епархию. В 1875 г. с Православием воссоединились 187 священников и 241 тыс. мирян в 241 приходе.

http://pravenc.ru/text/2463521.html

6 октября 2005 г. от Брянской епархии: протоиерея Александра Левицкого (1868 — 7 декабря 1937), священника Алексия Тютюнова (1892 — 7 декабря 1937), священника Иоанна Никольского (1866 — 7 декабря 1937), священника Корнилия Удиловича (1877 — 7 декабря 1937), священника Митрофана Корницкого (1873 — 7 декабря 1937); от Московской епархии: священника Константина Соколова (1875 — 25 марта 1938), священника Алексия Красновского (1886 — 11 августа 1938), священника Павла Никольского (1896 — 22 января 1943), священника Петра Успенского (1876 — 12 марта 1938), священника Алексия Троицкого (1875 — 20 февраля 1942), иеромонаха Андроника (Сурикова; 1885 — 22 сентября 1938), протодиакона Николая Тохтуева (1903 — 17 мая 1943), диакона Павла Широкогорова (1878 — 6 марта 1938), Ольгу Кошелеву (1874 — 6 марта 1939); от Свято-Введенской Оптиной пустыни: игумена Пантелеимона (Аржаных; 1872 — 29 ноября 1937), иеромонаха Евфимия (Любовичева; 1875 — 19 июля 1931). 27 декабря 2005 г. от Архангельской епархии: архимандрита Павла (Моисеева; 1849 — 30 сентября 1918), архимандрита Феодосия (Соболева; 1842 — 30 сентября 1918), иеромонаха Никодима (Щапкова; 1852 — 30 сентября 1918), иеромонаха Серафима (Кулакова; 1874 — 30 сентября 1918), игумена Леонида (Молчанова; 1872 — 13 ноября 1918); от Екатеринбургской епархии: священника Алексия Кротенкова (1878 — 18 апреля 1930); от Московской епархии: протоиерея Димитрия Розанова (1890 — 9 октября 1937), протоиерея Николая Скворцова (1875 — 27 сентября 1937), протоиерея Александра Левитского (1876 — 9 октября 1937), иеросхимонаха Дионисия (Петушкова; 1863 — 10 июня 1931), игумена Владимира (Терентьева; 1872 — 3 марта 1933), священника Василия Малахова (1873 — 24 марта 1937), священника Константина Любомудрова (1879 — 19 ноября 1937), священника Алексия Протопопова (1880 — 4 мая 1938), диакона Николая Аристова (1872 — 10 июня 1931), псаломщика Михаила Маркова (1884 — 12 марта 1938), послушницу Анастасию (Титову; 1873 — 17 декабря 1937), послушницу Марию (Носову; 1872 — 10 мая 1938), послушницу Евдокию (Павлову; 1876 — 20 апреля 1939), Игнатия Маркова (1876 — 10 июня 1931), Петра Юдина (1877—10 июня 1931).

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

224 Мазараки Харлампий Васильевич (ум. 1891) – врач, грек по происхождению. В октябре 1851 г., когда по ходатайству начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Порфирия (Успенского) в Екатерининском монастыре в Иерусалиме была впервые устроена небольшая больница для русских паломников, Мазараки был назначен в нее лекарем. Но, как писал о. Порфирий, «так как он не говорит и не понимает по-русски, а из наших никто не знает ни по-гречески, ни по-французски, и так как он успел уморить 3–4 недужных, то другие больные не пошли лечиться у него, и больница была закрыта 15 декабря того же 1851 года» ( Порфирий (Успенский) , епископ. Книга бытия моего. T.IV. С. 276). В 1857 г. приглашен Б.П. Мансуровым на должность доктора Русской больницы (первоначально размещалась на ул. Греческой Патриархии, с 1864 г. – в специально построенном новом здании на Русских Постройках), которую занимал до 1870-х гг. Жена доктора Елизавета Алексеевна, из русской дворянской семьи, приехала в Палестину поклониться святым местам и испросить благословение поступить в монастырь, но познакомилась с Харлампием Васильевичем и вышла за него замуж (помолвка – ноябрь 1860 г.). После смерти мужа вернулась в Россию. Упоминается как дальняя родственница («тетка Мазараки») в воспоминаниях М.А. Тарковской, сестры Андрея Тарковского. 226 Иеромонах Иоанн и иеродиакон Арсений, получив в Иерусалиме указ Св. Синода о назначении их в распоряжение херсонского епархиального начальства, обратились к архиепископу Херсонскому Димитрию с просьбами об увольнении их в отпуск к св. местам Палестины. Это «путешествие» и имеет в виду митрополит Филарет. 227 Требование митрополита было выполнено: иеромонах Иоанн был включен в состав братства Херсонского архиерейского дома, а Арсений помещен в Одесский Успенский монастырь. 228 Стремоухов Петр Николаевич (1823–1885) – дипломат и государственный деятель. Окончил Царскосельский лицей и поступил на службу в Азиатский департамент МИД (1842). Генеральный консул в Рагузе (1856). Начальник отделения (1858), вице-директор (1861–1864) и директор (ноябрь 1864 – декабрь 1875) Азиатского департамента. Член Палестинской Комиссии (1864–1875). В 1875 г. исполнял должность товарища министра иностранных дел. В отставке с 1875 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

68 . Письмо в редакцию, памяти А. В. Горского//Волынские епархиальные ведомости. 1876. 2. 69 . Правила святых апостол с толкованиями. М., 1876. 70 . Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. М., 1877. 71 . Правила святых отец с толкованиями. М., 1884. 72 . Правила святых Поместных соборов с толкованиями. М., 1880. 73 . Протоиерей А. В. Горский и протоиерей Е. И. Попов . Церковная летопись//Духовная беседа. 1875. 42. 74 . Протоиерей А. В. Горский//Странник. Т. 4. 10. 1875. 75 . Протоиерей Александр Васильевич Горский в воспоминаниях о нем Московской Духовной Академии в двадцать пятую годовщину со дня его смерти, 11 и 22 октября 1900 года, с приложением некоторых неизданных бумаг из архива А. В. Горского. Св.-Тр. Сергиева лавра, 1900. 76 . Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева ). Ч. I. 577–819. М., 1970. 77 . Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева ). Ч. II. 820–1051. М., 1973. 78 . Рецензия на «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки»//Богословский вестник. 1900. 11. 79 . Савва (Тихомиров) , архиеп. Хроника моей жизни: в 3 т. Сергиев Посад, 1897–1901. 80 . Сборник Т. Филиппова. СПб., 1896. 81 . Смирнов А. П. Страница из студенческого дневника//Душеполезное чтение. 1891. Т. 3. 82 . Смирнов Е. История христианской церкви. СПб., 1901. 83 . Смирнов С. Александр Васильевич Горский//Богословский вестник. 1900. 11. 84 . Смирнов С. К. Воспоминания о покойном ректоре М. Д. А. протоиерее А. В. Горском//Православное обозрение. 1876. 11. 85 . Смирнов С. К. Sortes Sanctorum//Православное обозрение. 1876. 11. 86 . Смирнов – Платонов Г. П. Из области воспоминаний и мечтаний//Детская помощь. М., 1885. 87 . Современность. 1875. 120. 88 . Современные известия. 1875. 353. 89 . Соколов В. Из воспоминаний об А. В. Горском//Богословский вестник. 1900. 11. 90 . Соколов В. А. Ректор М. Д. Ак. прот. А. В. Горский//Воскресный день. 1887. 3–6.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

аа) Во-первых, старокатолики не хотят никаких униональных недомолвок, которые в дальнейшем могли бы повести только к недоразумениям. В «приглашении ко второй боннской конференции " » от 8/20 июля 1875 г., подписанном Дёллингером, сказано прямо: «Намерение конференции не в том состоит. чтобы «посредством двусмысленных фраз, которые затем «каждый, как ему угодно, мог бы толковать для себя, «достигнуть призрачного соглашения. Она напротив хочет посредством всестороннего расследования установить такие положения, которые бы просто и точно выражали сущность библейского учения и отеческого предания и именно по этому могли бы послужит связью «и залогом желаемого общения» (Отчет ο прошлогодней второй Боннской конференции профессора Рейша и объяснение по поводу ее в петербургском Отделе общества любителей духовного просвещения [из журнала Христианское Чтение 1876, 1 – 2], Спб. 1876. стр. 2). бб) Во-вторых, старокатолики желают и в будущем оставаться православно-кафолическими христианами западными. В «приглашении к первой боннской конференции», появившемся в августе 1874 г. за подписью Дёллингера сказано: «Ближайшая цель, достижению которой должна содействовать конференция, есть не всепоглощающая уния «(absorptive Union), или полное слияние различных церковных тел (Kirchenkoerper), но восстановление церковного общения на основании единства в необходимом (unitas in necessariis), с сбережением и удержанием тех особенностей отдельных церквей, которые не принадлежат к существу древне-церковного исповедания» (Сборник протоколов, третий год 1874 – «1875, Спб. 1875, стр. 8. 9). На второй боннской конференции 2/14 августа 1875 г. епископ Рейнкенс сказал: «Я напомню г. профессору Овербеку, что ведь никто «из нас не думает переходить в восточную церковь » (Отчет, стр. 71). 8 . Этими двумя желаниями старокатоликов определилось и их отношение к вопросу об исхождении Св. Духа на обеих конференциях. аа) Они, во-первых, совсем не скрывали, что в их воззрении на этот догматический вопрос они разнятся от восточной православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Так, не только в Обличительном Богословии Архимандрита Иннокентия, но и в православных догматиках преосвященных Макария и Сильвестра этому предмету посвящены большие отделы. Кроме того, выходили в свет и отдельные сочинения, брошюры и журнальные статьи, посвящённые раскрытию этого предмета. Таковы: С. Кохомского : Учение древней Церкви об исхождении Святого Духа. С.-П. 1875 г.; Н. Богородского: Учение Святого Иоанна Дамаскина об исхождении Св. Духа. Впрочем, первое из этих сочинении – историко-догматическое. Архим. Сильвестра (Малеванского) : Ответ православного на предложенную старокатоликами схему о Св. Духе. Киев 1875 г. Схема эта предложена на Боннской конференции старокатоликов по вопросу о соединении церквей в 1875 г. Об этом предмете напечатано в Сборнике протоколов Общества Любителей Духовного Просвещения (С.-Петербургский отдел, 1876 г.) и в духовных журналах за 1875 и 1876 гг. О том же предмете статья профессора А. Л. Катанского ; Об исхождении Святого Духа (по поводу старокатолического вопроса). Хр. Чт. 1893 г. Еще в журнале: «Чтения в Обществе Любителей Духовнаго Просвещения» за 1872 г. статья: Переписка старокатоликов с Греками о Filioque. В Христ. Чтении за 1883 г. напечатано: Об исхождении Святого Духа Николая Мефонского . В 1886 г. появилось за границей сочинение на русском языке, но написанное, по-видимому, иностранцем, латинянином или сторонником латинской веры, под заглавием: Исхождение Святого Духа и вселенское первосвященство. Изд. Сергея Асташкова. Фрейбург в Бризгаве. Разбор этой книги сделан Т. Буткевичем в журнале: «Вера и Разум», 1887 г. 33 Об опресноках статья в Христианском Чтении за 1841 г. Ч. 1; Спор Греков с латинянами об опресноках и квасном хлебе в таинстве Евхаристии Архим. Августина в Трудах Киев. Дух. Академии, 1870 г., 12. 34 Пропаганда папистических мнений в России достигла того, что в Юго-Западной и Западной России некоторое время и православные ученые держались латинского мнения о времени пресуществления святых даров в Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Виппер Роберт Юрьевич (1859–1954), историк, доктор всеобщей истории (1894, минуя степень магистра), академик АН СССР (1943). Преподаватель женской гимназии (1880– 1885) и Московского уч-ща живописи, ваяния и зодчества (1881–1891). Профессор Новороссийского ун-та (1894–1897). Приват-доцент (1891–1894,1897–1899), профессор (1899–1923,1941–1954) историко-филологического, затем исторического ф-та М. у. Директор Ин-та социологии при ФОН МГУ (1921–1924). С 1924 по 1941 в эмиграции в Латвии, профессор Латвийского ун-та в Риге (1924–1940). В 1941 вернулся в Москву, профессор МИФЛИ (с 1941), Среднеазиатского ун-та в Ташкенте (1941–1943), старший научный сотрудник Ин-та истории АН СССР (с 1943). Отец Б. Р. Виппера; Витвер Иван Александрович (1891–1966), экономикогеограф, доктор географических наук (1938), заслуженный деятель науки РСФСР (1961). Выпускник историко-филологического ф-та М. у. (ФОН МГУ) (1921). В 1920–1930-е помощник редактора географического отдела БСЭ, преподаватель 2-го МГУ. Основатель и зав. кафедрой экономической географии капиталистических стран почвенно-географического ф-та (1934–1938), зав. кафедрой экономической географии капиталистических стран (1938–1957), и.о. декана (1941–1942), декан (1941–1943) географического ф-та МГУ Профессор Московского ин-та международных отношений (1945–1954), член Научной редакции Всесоюзного картографического треста; Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) (1848–1918), епископ Старорусский (с 1888), Самарский (с 1891), экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский (с 1892), митрополит Московский и Коломенский, а также священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры (1898–1912), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (1912–1915), митрополит Киевский и Галицкий (1915–1918). Расстрелян 25.01.1918. Канонизирован РПЦ в 1992; Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович (1838–1916), историк государства и права, археограф, магистр права (1869), доктор русской истории (1874), член-корр. Петербургской АН (1903). Профессор Ярославского Демидовского юридического лицея (1870–1875), профессор (1875–1915), заслуженный профессор (1900) юридического ф-та ун-та Св. Владимира в Киеве (1875–1915), главный редактор Киевской временной комиссии для разбора древних актов (1882–1893). Член (с 1875), председатель (1887–1893) Исторического об-ва Нестора-летописца;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

27 июля 1868 г. М. был возведен в сан архимандрита бывш. Полтавским еп. Александром (Павловичем) , совершавшим паломничество на Афон. Престарелый схиархим. Герасим, игум. Пантелеимонова монастыря, назначил М. своим преемником «как способнейшего в духовном и внешнем управлении». 15 окт. 1869 г. на собрании старшей братии М. был официально признан преемником игумена (РНБ ОР. Ф. 253. Оп. 1. Ед. хр. 207. Л. 1 об.). В 1874-1875 гг. М. находился в К-поле как участник т. н. греко-русского пантелеимоновского процесса, в ходе которого «многие из греков, братий монастыря, заявили свои исключительные права на Русский монастырь» (Русский монастырь. 1886. С. 190). Выяснялись права и положение греческой и русской частей братства Пантелеимонова монастыря и условия дальнейшего их проживания и деятельности в обители. Разногласия и споры были вынесены на суд Протата и К-польского патриарха Иоакима II (Коккодиса) . Они прекратились после кончины схиархим. Герасима († 10 мая 1875), после чего «нареченный преемник» М. был избран игуменом большинством голосов братии. Ввиду сложности ситуации голосование проводилось дважды; повторное голосование совершалось под наблюдением патриарших экзархов и уполномоченных Протата. Избрание М. подтверждено в сент. 1875 г. сигиллионом патриарха Иоакима II. 26 сент. 1875 г. М. был «произведен во игумена» в присутствии патриарших экзархов митрополитов Никейского Иоанникия (Константинидиса) и Деркского Иоакима (Крусулудиса), членов Протата и священноначалия афонских обителей. При М. в Пантелеимоновом мон-ре велась разносторонняя созидательная деятельность. Продолжилась разработка земель метоха (имения) Крумица под виноградники и сады, велось строительство хозяйственных служб и помещений для братии, которая к сер. 80-х гг. XIX в. насчитывала до 100 чел. Сооружен большой храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1882 бывш. Пентапольским митр. Нилом), выстроен кладбищенский храм в честь икон Божией Матери Иерусалимской и Смоленской (1886). На земле Крумицы в 1880 г. начато строительство отшельнических калив и основана пуст. Нов. Фиваида, где при материальной помощи и покровительстве Пантелеимонова мон-ря селились беднейшие афонские пустынники (сиромахи) и рус. афонцы-келлиоты. В 1884 г. в пустыни был введен устав внутренней жизни, разработанный старцем Иеронимом и подписанный М. К кон. 80-х гг. XIX в. насчитывалось до 220 иноков-фиваидцев, часть из них вела образ жизни отшельнический, часть - общежительный. В пустыни сооружены храм во имя всех преподобных Афонских (освящен в 1883 митр. Сербским Михаилом (Йовановичем) в сослужении М.), корпуса келий, в т. ч. корпус с параклисом в честь Вознесения Господня (освящен М. в 1882), больничный корпус с параклисом во имя святых Пантелеимона и Артемия (освящен в 1886 бывш. Пентапольским митр. Нилом), др. постройки и хозяйственные службы; земля разработана под огороды.

http://pravenc.ru/text/2561400.html

397 . Была ли нужда в исправлении богослужебных книг. (Беседа православного с старообрядцем). Его же. 1893, т. I, с. 177. 398 . О грековосточном православии. Свящ. С. Ледовского. 1894, т. II, стр. 437. 399 . Из Служебника 1667 г., с предисловием архим. Павла (о соборном исправлении церковно-богослужебных книг). 1895, т. I, стр. 5. 400 . Какие предания подлежат изменению и какие не подлежат. Архим. Павла. 1886, т. I, отд. I, стр. 421. 401 . Новые защитники старой ереси в расколе. Е. Зубарева. 1894, т. II, стр. 660. 402 . Новое, третье обличение Швецовского лжеучения о подвременном рождении Сына Божия. Архим. Павла. 1892, т. II, стр. 513. 403 . По вопросу о чтении 8-го члена символа веры . Иеромон. Феодосия. 1888, т. II, отд. I, стр. 344. 404 . Справедливо ли учат старообрядцы о Пресв. Деве Марии. Н. Колосова. 1891, т. I, стр. 596. 405 . Правило Стоглавого собора о двуперстии с исторической точки зрения. Макария, архиепископа Литовского и Виленского. 1875, кн. I, отд. II, стр. 20. 406 . Два примечательные свидетельства древности о перстосложении для крестного знамения. 1875, кн. II, отд. II, стр. 141. 407 . Замечания на статью: Краткое показание о важности символа, образуемого двупестным сложением. Архим. Павла. 1876, кн. I, отд. III, стр. 34. 408 . Так называемое Феодоритово Слово в разных его редакциях. 1876, кн. IV, отд. II, стр. 187. 409 . Беседа о Великом Катехизисе, Феодоритовом Слове и Мелетии Антиохийском . Архим. Павла. 1875, кн. II, отд. III, стр. 137. 410 . О именуемом «Феодоритовом Слове». И. Артоболевского. 1894, т. II, стр. 264. 411 . Беседа о содержащемся в Стоглавнике определении относительно перстосложения для крестного знамения. Архим. Павла. 1875, кн. IV, отд. III, стр. 287. 412 . Беседа с старообрядцем, утверждавшим якобы изменение двуперстия на троеперстие подобно отвержению иконопочитания. Его же. 1884, т. I, отд. I, стр. 235. 413 . Из беседы священника с старообрядцем о крестном знамении. Свящ. Н. Соколова. 1885, т. II, отд. I, стр. 399, 487. 414 . О перстосложении для крестного знамения (разбор книги г. Каптерева). 1887, т. II, отд. I, стр. 598, 693, 764; 1888, т. I, отд. I, стр. 338. 1891, т. I, стр. 417, 496.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010