Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет согласился с мнением архимандрита Иосифа, о чем и доносил Святейшему Синоду 3 октября 1875 года за 838. Святейший Синод в своем определении 29 октября/10 декабря 1875 года за 1388 признал «возможным напечатание сего акафиста для употребления в том месте, где почивают мощи св. Артемия». Указ с рукописью был послан в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет 10 декабря 1875 года за 3223 203 . 55 Акафист прп. Макарию, Калязинскому чудотворцу 5 ноября 1858 года обратился в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет коллежский секретарь г-н Прудников с просьбой рассмотреть две его рукописи – «Житие преподобного и богоносного отца нашего Макария, Калязинского чудотворца» и «Акафист преподобному Макарию, игумену, Калязинскому чудотворцу» – и разрешить их напечатать. Цензор архимандрит Феодор 7 ноября запиской доложил, что акафист прп. Макарию, игумену, Калязинскому чудотворцу, не представляет ничего противного, Уставу духовной цензуры и потому может быть одобрен к напечатанию с разрешения Святейшего Синода. Рукопись акафиста была представлена на благоусмотрение Синода. В заседании 31 марта 1859 года в Санкт-Петербургском духовно-цензурном комитете был доложен указ Святейшего Синода от 30 марта того же года за 2201, которым предписывалось комитету согласно с заключением и мнением преосвященного Алексия, епископа Тульского, разрешить к напечатанию рукопись «Акафист преподобному Макарию, игумену, Калязинскому чудотворцу» в исправленном виде. Но данный акафист почему-то напечатан не был. По архивным делам Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета и Святейшего Синода значится разрешенным еще другой акафист прп. Макарию Калязинскому, составленный архимандритом Виктором, настоятелем Кашинского Димитровского монастыря. 20 ноября 1875 года архимандрит Виктор обратился в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет с прошением следующего содержания: «В 1854 году я страдал воспалением легких и стеснением в груди, от каковых недугов я был исцелен преподобным Макарием Калязинским в то время, когда определен был к исправлению молебнов при святых мощах его. В знак моей благодарности к сему угоднику Божию за исцеление меня от означенных болезней я принял на себя труд составить акафист преподобному Макарию с тем, чтобы акафист сему угоднику всегда был читаем при мощах его во время молебнов».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Какая великая вера в православие, и какое отрадное упование на его светлую будущность! Таковая же вера выражена и ныне Царствующим Государем Императором. На докладе о бывших греко-униатах 2 июля 1898 года Он изволил начертать: «Надеюсь, что эти правила удовлетворят всем справедливым требованиям, и предотвратят всякую смуту, рассеваемую в народе врагами России и православия. Поляки безвозбранно чтут Господа Бога по латинскому обряду, русские же люди искони были, и будут православными, и вместе с Царем своим и Царицей выше всего чтут и любят православную церковь ». Правила эти гласят: 1). Все бывшие греко-униаты в силу акта воссоединения с православною церковью в 1875 году почитаются православными. 2). Лица, происходящие от родителей, бывших греко-униатов, признаются православными, хотя бы и были крещены до 1875 года в костеле. 3). Лиц, происходящих от родителей римско-католического вероисповедания, крещенных в греко-униатских церквах до 1875 года, можно не причислять к бывшим греко-униатам. 4). Родившиеся до 1875 года от смешанных браков бывших униатов с католиками причисляются: лица мужского пола к вероисповеданию отца, а женского пола к вероисповеданию матери. На странницах 408410 отпечатан Высочайший указ 17 апреля 1905 года. Прекрасно начало его! «В постоянном по заветам предков общении со святою православною церковью, неизменно почерпая для себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить каждому из наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести». Но нельзя сказать того же о правилах (и особенно о первом), составленных (будто бы) в Комитете Министров. На страницах 411490 идут разъяснения к этому, так называемому, указу об укреплении начал веротерпимости, из коих последнее – мнение Государственного Совета 14 марта 1906 г. Между прочим сюда вошло извлечение из журнала общего собрания Государственного Совета от 27 февраля 1906 года. Здесь говорится: «Государственный Совет... принял во внимание, что предначертанными изменениями правил отнюдь не должно быть поколеблено значение православной церкви, как первенствующего и господствующего в Российском государстве вероисповедания».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

21. Иеродиакон Серапион, 1873–1875. Из крестьян. Определен в Гуслицкий общежительный монастырь 27 августа 1867 года. Пострижен в монашество 25 декабря 1870 года. Рукоположен в иеродиакона 6 мая 1872 года. По прошению его переведен в Сретенский монастырь 30 октября 1873 года в возрасте 34 лет. В 1875 году перемещен в число братства Александро-Невской лавры . 22. Диакон Александр Голубев, 1874. Из духовного звания. Живущий на испытании. 23. Послушник Федор Скрынников, 1874–1876. Обучался в причетническом классе Рыльского духовного училища Курской епархии. Определен в Сретенский монастырь 4 июня 1874 года в число послушников в возрасте 24 лет. Исправлял клиросное пение и чтение. По прошению его уволен из монастыря в июне 1876 года . 24. Иеродиакон Геннадий (Пастухов), Послушник Гавриил Пастухов. Из свободных сельских обывателей. Поступил на службу в Луганский казенный завод 1 января 1860 года из заводских людей Ведомства горного. Был определен в число послушников Брянской Белобережской пустыни Орловской епархии 27 июля 1864 года, но по его прошению 27 апреля 1875 года был уволен из пустыни и из духовного звания, по прошению же его определен в число послушников Сретенского монастыря 4 ноября 1875 года. В стихарь посвящен 17 июня 1877 года Игнатием, епископом Можайским, в Богоявленской церкви Богоявленского монастыря . В монашество пострижен 30 октября 1878 года . Посвящен в иеродиакона Амвросием, епископом Дмитровским, в церкви кафедрального Чудова монастыря 6 сентября 1879 года. Исправлял клиросное послушание и должность расходчика. 25. Иеромонах Самуил (Позднышев), 1877–1883†. Сын дьячка Тульской епархии, в мире именовался Семеном Яковлевым Позднышевым . Обучался в Тульской духовной семинарии в низшем отделении. По увольнении от гражданской службы в чине коллежского регистратора согласно прошению его определен в число послушников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 26 апреля 1855 года. Посвящен в стихарь 27 мая 1856 года. Пострижен в монашество 3 августа 1857 года. Отправлен в Санкт-Петербург на Троицкое Фонтанное подворье к часовне 10 сентября того же года. Возвращен в лавру 5 мая 1860 года. Рукоположен в иеродиакона 28 сентября 1861 года. Определен келейником при келлии преподобного Сергия 6 июня 1864 года. Отправлен для священнослужения в Санкт-Петербургское Троицкое Фонтанное подворье 20 января 1865 года. По возвращении с подворья определен с чредой священнослужения по 1-му Собору, назначен архивариусом учрежденного Собора 17 января 1866 года. Рукоположен в иеромонаха 14 июня 1870 года. Проходил должность духовника странноприимных лаврских больниц с 10 апреля 1872 года и состоял в чреде священнослужения по 2-му Собору.

http://pravoslavie.ru/67954.html

Твоим родителям недавно послал что; а твоему старшему брату 141 – посылку: пальто, сюртук, брюки и жилет черного сукна. – От брата твоего Александра получил недавно письмо из Соловецкого монастыря 142 ; жалуется, что глаза слабы; но живет не скучает, работает. Бог да направит вас всех. Кланяйся от меня родителям, когда будешь писать. Прощай. Твой дядя, священник Кронштадтского собора Иоанн Ильич Сергиев. Е. В. Фиделину. 26 мая 1875. Кронштадт Кронштадт. Мая 26,1875 г. Любезный племянник Евдоким Васильевич! Твое письмо с уведомлением о получении моего письма и в нем – денег я получил. Приятно мне читать, что ты ведешь себя хорошо и не дозволяешь себе того, что делали твои братья и за что они исключены из семинарии 143 . Учись прилежно, сколько есть сил: впоследствии Господь утешит тебя добрыми плодами от доброго учения и доброй жизни, как утешил и утешает меня. Присылаю тебе три рубля денег: употреби их в пользу себе. Я и домашние мои 144 здоровы. Прощай. Поцелуй за меня сестер 145 . Твой дядя Протоиерей 146 Кронштадтского собора Иоанн Ильич Сергиев. Е. В. Фиделину. 27 сентября 1875. Кронштадт Кронштадт, 27 Сентября 1875 г. Любезный племянник Евдоким! Я получил недавно твое письмо, нерадиво писанное, необстоятельно, малоскладно. Зачем ты не написал мне ни слова о том: поправился или нет после тяжкой болезни отец твой 147 ? Здоров ли брат твой Иван и чем он занимается? – Впрочем, спасибо за то, что ты обрадовал меня известием о счастливой выдержке тобою экзамена и о переводе в след класс 148 . Ты просил меня прислать денег на одежду брату Петру, вновь поступившему 149 . Я послал двадцать рублей смотрителю училища 150 , с просьбою распорядиться касательно построения ему одежды. Учитесь хорошо и живите благонравно. Пусть вразумит вас обоих печальный пример старших братьев Ивана и Александра 151 . Ну, куда вы попадете, если не будете учиться хорошо и жить благонравно? Господь да вразумит вас и утвердит 152 . Присылаю вам три рубля на гостинцы. Больше посылать боюсь: избалуетесь пожалуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Указом Синода от 28 сент. 1872 г. община была переименована в общежительный мон-рь с количеством насельниц, позволяющим обители содержать их самостоятельно. 24 февр. 1874 г. еп. Оренбургский и Уральский Митрофан (Вицинский; 1887) возвел мон. Таисию в сан игумении с вручением ей жезла. К 1875 г. в О. У. м. проживали 104 насельницы, в т. ч. игумения, 15 мантийных и 15 рясофорных монахинь. В повседневной жизни сестры ориентировались на общежительный устав митр. Московского и Коломенского свт. Филарета (Дроздова) . В 1868-1875 гг. по проекту архит. К. А. Тона и под рук. архит. Г. Монтерот дю Шона был возведен 2-этажный 8-главый Успенский собор в т. н. русско-визант. стиле. Высота храма до креста составляла 18 саж. На нижнем этаже была освящена ц. в честь Воздвижения Креста Господня с правым приделом в честь Казанской иконы Божией Матери (19 окт. 1875) и левым - во имя св. Илии Пророка (26 марта 1876). 20 сент. 1881 г. еп. Оренбургским Митрофаном была освящена верхняя холодная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с правым приделом во имя свт. Николая Чудотворца (20 сент. 1881) и левым - во имя вмч. Пантелеимона (30 сент. 1881). В 1913-1914 гг. в росписи храма помимо насельниц принимал участие известный жанровый живописец Л. В. Попов (1873-1914). Верхнюю церковь украшал иконостас, полностью написанный иноками Св. Горы Афон в 1879-1881 гг. и построенный на средства благотворительницы, купеческой вдовы А. Ф. Введенской, решившей по смерти мужа и сына поступить в эту обитель. В соборе находилась икона Успения Пресв. Богородицы - дар Киево-Печерской лавры. Как особая святыня почиталась Иверская икона Божией Матери, написанная в Русском во имя великомученика Пантелеимона мужском монастыре на Афоне и 23 мая 1874 г. переданная в дар сестрам крестьянской девицей А. Суркиной. Перед этим образом в память сохранения обители от губительного пожара 16 апр. 1879 г., истребившего почти весь Оренбург, сестры читали акафист. Рядом с иконой помещался позолоченный футляр с частицами Креста Господня, мощей вмц. Варвары, преподобномучеников Афонских Евфимия Нового из Димицаны ( 1814), Игнатия ( 1814) и Акакия Нового из Нивори ( 1816), подаренный монахиням в 1874 г. схиархим. афонского Пантелеимонова мон-ря Макарием (Сушкиным) и присланный стараниями уроженца Оренбургского у. афонского мон. (с 1888 архимандрит) Паисия (Балабанова; 1834-1906). В мон-ре также почиталась икона Божией Матери «Утоли моя печали», написанная в Оренбурге живописцем Михаилом (впосл. принял на Афоне постриг в схиму с именем Макарий) и в 1864 г. пожертвованная сестрам купчихой А. А. Килимовой, а также Козельщанский образ Божией Матери, присланный 8 окт. 1870 г. гр. М. В. Капнист по благословению прав. Иоанна Кронштадтского (Сергиева).

http://pravenc.ru/text/2581507.html

13 июня 1873 г. П. переведен на Тамбовскую кафедру. Граждане Вологды собрали капитал на учреждение в Вологодской ДС стипендии имени П. 1 янв. 1874 г. вологодское купечество через городского голову А. Е. Волкова, направленного в Тамбов, поднесло епископу список иконы «Всемилостивый Спас», «с адресом». А. К. Галкин В Тамбове П. прежде всего занялся переустройством семинарского и училищного общежития. В 1875 г. для общежития был куплен дом на ул. Большой (ныне Советская). Попечением П. был начат процесс приобретения нового здания для Шацкого духовного уч-ща и Липецкого духовного уч-ща (см. подробнее: Покровский. 1899). При П. в 1875 г. жен. община г. Козлова (ныне Мичуринск), существовавшая с 1858 г., была преобразована в общежительный мон-рь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. П. инициировал устройство епархиального свечного завода. В период управления П. была благоустроена Вышенская мужская пуст. ( Вышенский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь ), в к-рой пребывал на покое бывш. епископ Тамбовский свт. Феофан Затворник (Говоров), а настоятелем был архим. Аркадий (Честонов). В 1874 г. в обители началось строительство теплого каменного собора Рождества Христова; возведены 2-этажный корпус для больных насельников и для «неусыпаемого чтения» Псалтири, а вне ограды - 3 странноприимных дома, в т. ч. каменный. По ходатайству архиерея в 1876 г. Синод разрешил принимать в г. Тамбове ежегодно с 1 июля на один месяц чудотворную Вышенскую Казанскую икону Божией Матери (см. Казанская икона Божией Матери ) из Вышенской пуст. в память об избавлении в 1871 г. Тамбова и окрестностей от эпидемии азиатской холеры по молитвам жителей перед этим чудотворным образом (Повествование о чудотворной иконе Божией Матери «Казанская-Вышенская». Рязань, 2003. С. 21, 27-32). П. переписывался и лично встречался со свт. Феофаном (Говоровым) (см. письма 404 от 17 сент. 1876 г. и 442 от 22 дек. 1885 г.// Феофан Затворник, свт. Собр. писем. М., 1898. Вып. 3). 11 мая 1875 г. П. открыл Тамбовское Казанское Богородичное миссионерское братство, организовавшее миссионерскую работу в епархии, стал его главным покровителем. В 1877 г. в Тамбовском жен. епархиальном уч-ще, а затем в Тамбовской семинарии были учреждены стипендии имени П.

http://pravenc.ru/text/2578737.html

на страницы наших светских журналов, – и философия до самого конца восьмидесятых годов, когда основался журнал «Вопросы философии и психологии», могла находить себе место почти исключительно в духовных журналах. За названной первой статьей следовала в том же «Православном Обозрении» магистерская диссертация Вл. Серг-ча (Пр. Об. 1874 г., кн. 1. 3. 5. 9. 10). Далее, в том же журнале печатались: «Позитивизм, теория О. Конта о трех фазисах в умственном развитии человечества» (1878, кн. 11); – «Метафизика и положительная наука, вступительная лекция» (1875, 2); «Чтения о Богочеловечестве» (1878, 3–7. 9; 1879, 10; 1880, 11; 1881, 2. 9); – «Жизненный смысл христианства, философский комментарий на учение о Логосе ап. Иоанна Богослова» (1883, 1); «Еврейство и христианский вопрос» (1884, 8. 9); – «Религиозные основы жизни» (1884, 1–3); – «Догматическое развитие церкви в связи с вопросом о соединении церквей» (1885, 12); – «О христианском государстве и обществе» (1884, 4); «Царство Божие и церковь в откровении Нового Завета» (1885, 9); – отрывки из труда «История и будущность теократии, исследование пути к истинной жизни» (1885, 1. 8; 1886, 5–6). Кроме того, за этот период Вл. Серг. сотрудничал еще в «Журнале Министерства Народного Просвещения», в «Русском Вестнике» и «Русской Мысли». В первом им напечатаны были статьи: «О философских трудах И.Д. Юркевича» (1874, 12) и «Философские начала цельного знания» (1877, 11 .10 .6 .4 .3). Во втором печаталась его докторская диссертация и статьи: «О действительности внешнего и основании метафизического познания, ответ К.Д. Кавелину» (1875, 6) и «Странное недоразумение, ответ г. Лесевичу» (1875, 2). В третьей – статья «Исторические дела философии, вступительная лекция» (Р. М.1881:2). В это же время им были напечатаны отдельными изданиями: «Три силы, публичная лекция, М. 1877;» – «Три речи в память Достоевского, М. 1884»; «Национальный вопрос в России, М. 1884» 1776 . Уже в этом периоде Владимир Сергеевич успел составить себе прочную репутацию

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Используя добрые отношения с К-польской Патриархией и мн. болг. иерархами, М. пытался способствовать решению греко-болг. церковного конфликта - т. н. болгарской схизмы, вызванной учреждением в 1872 г. Болгарского Экзархата (см. в ст. Болгарская Православная Церковь ). М. видел в этом конфликте столкновение панэллинистической идеи, поддержанной Королевством Греция и лишавшей К-польскую Патриархию возможности пойти на компромисс, и болг. национализма, сторонники к-рого стремились включить в состав Экзархата как можно больше территорий. Он признавал, что создание Экзархата не было каноническим, т. к. произошло по решению не Матери-Церкви, а османского султана, но при этом допускал, что К-поль мог поставить в епархиях с болг. населением митрополитов-болгар. В целом он поддерживал деятельность Экзархата, но считал, что в его состав должны войти только территория Княжества Болгария и Вост. Румелия. М. считал, что главная роль в освобождении балканских славян должна принадлежать России. Еще во время учебы в Киеве он познакомился со мн. российскими дипломатами, общественными и церковными деятелями, представителями аристократии, с большинством из них поддерживал переписку. В многочисленных письмах он часто объяснял позиции Сербии по различным политическим вопросам, сообщал о положении в гос-ве, просил решить к.-л. вопросы или оказать помощь. Благодаря его усилиям Россия приветствовала принятие новой Конституции Сербии (1869). В 1871 г. М. сопровождал кн. Милана Обреновича в Ливадию, где тот, несмотря на дипломатический протокол, прежде встретился с российским императором, а не с османским султаном. Неск. лет М. добивался устройства в Москве Сербского подворья, торжественное освящение которого состоялось 30 нояб. 1874 г. при храме святых Кира и Иоанна на Солянке. Деятельность подворья способствовала укреплению российско-серб. отношений. М. был членом Славянского благотворительного общества (создано в 1858 в С.-Петербурге), после начала антитур. восстания в Боснии и Герцеговине и Балканского кризиса 1875-1878 гг. активно участвовал в работе тайного Главного комитета по освобождению сербов Османской империи, был председателем Главного комитета поддержки восстания (Белград, 1875), Комитета защиты христиан в Турции, почетным членом Лиги помощи христианам Турции и председателем Красного Креста Сербии. Для работы в Международном комитете помощи беженцам из Боснии и Герцеговины (основан в 1875) он пригласил хорват. католич. епископа Йосипа Юрая Штроссмайера. М. занимался сбором средств и направлением добровольцев для участия в восстании в Боснию и Герцеговину. В 1876 г. М. ездил в С.-Петербург, чтобы добиться выделения Сербии кредита и командирования рус. офицеров для инструктирования серб. военных. После Берлинского конгресса и аннексии Боснии и Герцеговины М. пытался защитить интересы ее православных жителей и передать участникам конгресса меморандум христ. лидеров этого региона.

http://pravenc.ru/text/2563622.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОСКРЕСЕНСКИЙ Григорий Александрович (23.01.1849, погост Чернейка Ржевского у. Тверской губ.- 23.03.1918, Сергиевский посад Дмитровского у. Московской губ.), историк Церкви, филолог-славяновед, специалист по истории библейских переводов. Род. в семье священника. Окончил Тверскую ДС, обучался в МДА (1868-1871), ученик А. В. Горского , оказавшего большое влияние на В. В 1871-1873 гг. под рук. И. И. Срезневского и В. И. Ламанского слушал курсы слав. филологии в С.-Петербургском ун-те. Тогда же начал собирать материалы для своих буд. трудов по текстологии НЗ. В 1873-1875 гг. работал в б-ках Берлина, Вены, Праги, Любляны, Загреба и Белграда. По материалам, собранным во время этой поездки, было опубликовано археографическое исследование «Славянские рукописи, хранящиеся в заграничных библиотеках: берлинской, пражской, венской, люблянской, загребской и двух белградских» (СПб., 1882). В 1875-1901 гг. преподавал в МДА, будучи приват-доцентом (1875), доцентом (1879), экстраординарным профессором (1883), ординарным профессором (1896), заслуженным ординарным профессором (1901) по кафедре рус. и церковнослав. языка с палеографией и историей рус. лит-ры. В 1878-1880 гг. преподавал рус. язык в Сергиевопосадской прогимназии. Член правления (1897-1902) и почетный член (1902-1918) МДА. В 1894 г. избран членом-корреспондентом имп. С.-Петербургской АН. Член совета братства прп. Сергия в МДА (1901-1910). В 1901 г. согласно прошению ушел за штат, но продолжал читать лекции до сер. 1905 г. Г. А. Воскресенский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Г. А. Воскресенский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Среди трудов В. наибольший интерес представляют исследования о происхождении и текстологии слав. новозаветных текстов. В 1879 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV в.» (М., 1879) (рецензенты И. Д. Мансветов и В. О. Ключевский ). К изучению слав. Евангелия В.

http://pravenc.ru/text/155328.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010