Там же. 1. 171, 185, 194 Там же. 1. 174; 2. 138 П. собр. р. лет. 3. 12, 19, 125 Там же. 21, 45 Снес.: касательно Грьцина прим. 111. Там же. 31, 39, 45 и др. Там же. 12, 19, 21, 25, 39, 42, 44, 125, 127, 180 Ник. лет. 2. 161, 178, 182 П. собр. р. лет. 1. 149, 150; 2. 82, 91 Никон. 2. 177 П. собр. р. лет. 1. 151 Никон. 2. 202 П. собр. р. лет. 1. 183, 185, 192 П. собр. р. лет. 3. 31, 36–39, 42, 44, 45, 48 Татищ. 3. 329 См. выше прим. 138, 175, 178. П. собр. р. лет. 1. 147; 3. 11, 25, 38 Там же. 1. 177; 2. 107, 120 Снес.: 118 и 158. Там же. 1. 184, 190, 194; 2. 145 П. собр. р. лет. 1. 170, 178; 3. 38 См. также 1. 139, 182; 2. 38, 43, 119, 146, 167 Там же. 2. 124, 146, 156; 3. 33. Там же. 2. 148, 172, 173, 178, 192, 194; 2. 141; 3. 46; Ник. 2. 193, 197 П. собр. р. лет. 1. 149, 159–161 Пам. росс. слов. XII в. 257 П. собр. р. лет. 1. 153–154; 2. 103 Ст. кн. 313 В указанных древних летописях только город Полонный называется десятиньным, а Семычь не называется, но в Ст. книге оба равно названы «городами Божией Матери, соборныя церкви Киевския». Это видно из ответов новгородских святителей Нифонта и Илии. Пам. росс. слов. XII в. С. 173, 203 Памятн. росс. слов. XII в. С. 179, 202 О значении Рода и рожаниц см. Срезневского Роженицы у славян и других языческих народов, в Архив. историко-юридических сведений о России, изд. Калачев. Кн. 2. Отд. 1. С. 95–122 П. собр. р. лет. 3. 42 П. собр. р. лет. 2. 106 П. собр. р. лет. 1. 151, 159, 161, 163, 186; 2. 100, 120–159; 3. 16 Карамз. 3. 49, 133. Прим. 135 П. собр. р. лет. 2. 38, 43, 60, 63 Там же. 1. 164, 174, 178, 179, 188, 191; 2. 121, 125, 143, 144, 150, 151, 155, 161; Степ. кн. 1. 269 П. собр. р. лет. 1. 144; 2. 51, 167 Степ. кн. 1. 279 Памятн. росс. слов. XII в. С. 176, 203 П. собр. р. лет. 2. 62, 64–65 Там же. 1. 151 Ник. лет. 2. 160 Степ. кн. 1. 299 П. собр. р. лет. 2. 98 Другие подобные примеры см. там же. 1. 146, 155, 162, 167; 2. 143, 171 П. собр. р. лет. 1. 187; 2. 75, 135, 144 П. собр. р. лет. 1. 140, 141, 143, 156; 2. 111–113

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

455 Список этой памяти в рукой. Унд., писанной в Переяславле в 1663 году. 301, л. 126. Антониево житие Герасима в сб. Унд. 1686 года. N° 600, л. 161. Нач.: «Елици убо духом Божиим водими суть». Последние из 17 чудес описаны другим автором: 15-е помечено 1590 годом, когда Антония уже не было на свете. 456 Она в рукоп. XVII века Ими. Публ. библ. Погод, отд. без предисловия; она сообщает более подробное известие о Сверковом монастыре с любопытным рассказом о боярине Салтыкове, сокращая в остальном сочинение Антония. 457 Сп. XVII века в синод, сб. 409 и XVIII века в рукоп. Унд. 299 с службой. Нач.: «Повесть полезна яко близь очима зрится». 460 Они напечатаны в Ист. росс иер. III, 123–126 и у Карамз. II, прим. 210. Ср.: Ист. росс. иер. III, 144 и 154–175. 461 Ср.: Ист. иер. в указ. м., стр. 123–125 с Прав. Собес. 1858 года, ч. II, стр. 314, 171 и 321. 462 Синод, рук. N° 609, л. 154–159: «Повеле ми (иг. Кирилл) сия вся дозде нанисати чудеса преподобного, а прочаа же напреди написана бяше в книзе сей, а зде же аз сия вся тогда написах себе памяти ради в обители живоначальныя Троицы». Ср.: Он. Рум. муз., стр. 210. 463 Единственный нам известный сн. жития конца XVI или нач. XVII века в непереплетенном синод, сб. VI, л. 134–155 с одним посмертным чудом, совершившимся над учеником Пахомия Иринархом. Предисловие к житию – переделка предисловия к житию Евфросинии полоцкой. Нач.: «Благословен Господь Бог Израилев». Перед житием помещена служба Пахомию с наставлением, как изображать на иконе Пахомия и Геннадия Костромского. 464 Сп. жития XVI-XVII веков в сб. Рум. 361, л 196, XVII века, Унд. 381, волокол. сб. Моск. дух. ак. N° 660, л. 24. Большак, в Моск. публ. муз. N° 28, л. 1. В первом из них, которым пользовался Карамзин (т. IX, прим. 173–205), сохранилась заметка автора, опущенная в других: рассказывая о деятельности Филиппа в Москве, он говорит: «Не от иного слышать, но сам видех». По этой редакции, перенесение мощей было в 21-й год по смерти Филиппа, по другой – в 1590, августа 8. Предисловие к первой редакции составлено по житию Герасима Болдинского, написанному Антонием; начало тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

8 П. С. Р. Лет. VII, 119; I, 185. 195 и 220; V, 173. Карамз. III, прим. 369, по нзд. Эйнерлинга. 9 Ист. Р. Ц. пр. Макария, III, 78. Р. Свят, архиеп. Филарета, май, стр. 165. Др. Свят. Ростова В., стр. 28. 11 В псалтири Тр. С. Л. XVI в. 327., л. 629: «канон св. Леонтию ростовскому творение Иоанна епископа тоя же богоспасаемые епископиа». Тоже в рук. волокол. епарх. 648, и. 17-й 569, л. 189. Два последние списка наглядно указывают на церковное происхождение житии в связи с службой: здесь житие Леонтия второй ред. помещено вслед за икосом на 6-ой песни канона, когда оно читалось в церкви; за ним список продолжает прерванный канон. Ту же службу находим в сп. XVI в. в рук. Тр. С. Л. 600, с припиской: «установлено блаж. Иоанном еп. ростовским праздновати». Канон Леонтию пели в Новгороде в 1493. П. С. Лет. III, 146. 12 О Макар. ч. мин. по синод, сп., май, л. 1004. Статья начинается заметкой: «И еще же мало нечто поведаю вам о чудесах св. Леонтия, яже бысть в последние лета». Первыя чудеса помечены временем архиеп. Феодора (1389–1395), некоторые из дальнейших временем архиеп. Трифона (1462–1467); время последних не обозначено, но в них встречаем выражения, обличающие в авторе очевидца, наприм., «нам зрящим в дивящямся». Вопреки мнению архиеп. Филарета, эти чудеса описаны после Трифона, о котором в одном из них говорится, как об архиепископе «тогда бывшем (Обз. р. д. Лит. I, стр. 142)». 13 Находим их в сб. Царского (гр. А. С. Уварова) 381, л. 217–248, написанном в Муроме в 1514 г. К этому же промежутку 1467–1514 гг. следует отнести помещаемое обыкновенно при 3-й ред. жития пространное похвальное слово, или поучение на память Леонтия, напеч. в Прав. Собес. 1858, 3, и без всякого основания относимое им ко времени открытия мощей Леонтия (в муромском сб. л. 225). 14 Преосв. Макария, Ист. Р. Ц. II, 16, прям. 59. Арх. Филарета, Р. Свв. май, 160. Последний (там же, прим. 254) цитует поздний сп. святцев, помечающий кончину Леонтия 6581 (1073) г. В сп. нам известном (рук. моск. д. ак.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

267 Новг. I лет. под 6870, 6882, 6885, 6890, 6898, 6906, 6907 и др. Царские грамоты 1554 года в рукописи. 272 Так напр. в 1228 году арх. Арсений избавился от напрасной смерти, укрывшись в св. Софии (Новг. I лет. стр. 44), в 1287 году спасен был в Соф. соборе от народного возмущения посадник Симеон) Михайлович (Новг. I лет. стр. 65). С подобной целью были и выходы святителей с клиром Соф. собора, на место веча. Новг. I лет. под 6728, 6867, 6926 год. 273 Новг. I лет. под 6726 год. стр. 37. «Тверидислав же позря на святую Софию, и рече: даже буду виноват, да буду ту мертв». 274 Так напр. в Соф. соборе совершался обряд постриг, т. е. пострижения власов у молодых князей. Новг. I лет. стр. 46. Ср. Древн. Росс. Госуд. Отд. III, стр. II и III. 280 Ист. Росс. Иерарх. ч. 1, стр. 144 в примеч. Ист. разгов. о древн. В. Новг., стр. 35 и 36. Карамз., т. VI, стр. 139 прим. 66. Велико-Новг. святительская кафедра в ист. значении Томилина, 1851 г. стр. 8–12. Ист. Русск. Церкви преосв. Макария, 1857 г. т. III, стр. 204–206. 281 Памятн. Моск. Древн. Снегирева, Успенский собор, стр. 13, 42 и 50. Впрочем в Москве избирался напр. в патриархи тот, чей жребий будет вынут вперед, а не тот, чей жребий останется, как в Новгороде. Там же стр. 194. 285 Ипатьевская церковь находилась на Торговой стороне близ Климентовской церкви, к которой была и приписана, но в недавнее время за ветхостию разобрана. При Ипатьсвской церкви в часовне почивали два брата посадников Алфановых. Ист. Росс. Иерарх. ч. VI, стр. 173 в примеч. 286 Письм. устав. Соф. собора под 4 октября. Ср. Новг. III лет. стр. 239. Жития святых Росс. Церкви 1855 года, 7 сентября, стр. 68–70. 287 Именно, когда рождество Христово случалось в понедельник или во вторник, то пещное действие совершаемо было в неделю праотцов. А когда случалось в прочие пять дней, то оно совершаемо было в неделю св. отец или пред рождеством Христовым. 289 Письм уст. Соф. собора под 17 декабря. Халдейская пещь, устроенная из дерева с резными изображениями, доселе остается в целости на хорах Соф. собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

36 Кроме Соборов, которые были по случаю избрания каждого нового митрополита, известны Соборы: а) 1441 г. об Исидоре (Ник. Лет. 5. 156); б) 1447 дек. 29. об увещании кн. Дмитрия Юрьевича к покорности в. князю; в) 1455 г. о нарушении ростов. архиепископом поста в навечерии Богоявления; г) 1458 г. о непризнании Григория митрополитом; д) 1478 г. о возвращении Кириллова монастыря ростовскому архиепископу; е) 1480 г. нояб. об увещании в. к. Uoahha III твёрдо стоять против татар (Ист. Акт. 1. 40. 57. 61. 90. Рус. Врем. 2. 14. Ник. 6. 107); ж) окт. 17. 1490 г. о жидовствующих (ниже § 18); з) 1491 г. о пасхальном круге (Древл. Вивл. 16, 85); и) авг. 1503 г. о церковных имуществах и невзимании мзды за хиротонию; в сент. о вдовых священниках (Соф. Врем. 2, 271. Акт. Эксп. 1, 382. 383.); й) дек. 1504 г. о жидовствующих (ниже § 20); к) 1531 г. о церковных имениях; л) февр. 1589 г. о чине поставления митрополита (Акт. Эксп. 1, 158); м) 1547 о праздновании новым чудотворцам; н) 1549 г. о новых службах и житиях (ниже § 38); о) февр. 1551 г. о церковном управлении; п) июл. 1553 г. о ереси Башкина; р) янв. 1554 г. решение Собора о Висковатом (ниже § 37); с) 1555 г. о Феодосии Косом и об учреждении Казанской епархии (§ 10. 21); т) 1560 г. о Сильвестре и Адашеве (Курбский стр. 68); у) 1564 г. по смерти Макария о белом клобуке (Акт. Ист. 1. 173.) и чине поставления митрополита (Акт. Ист. 1. 364); ф) 1572 г. – по смерти м. Кирилла – о разрешении царю вступить в четвёртый брак (Древ. Вивл. 13, 104–111); х) 1580 г. о запрещении принимать вотчины (§ 6). 37 С падением Сарайской Орды сарайский епископ с 1464 г. стал жить в Москве на Крутицах (Ист. Иер. 1, 436); с того времени он по временам заведовал делами митрополии (ниже прим. 188. Соф. Bp. 100. 243), а в 1551 г. это преимущество предоставлено ему правилом Собора (Ист. Акт. 1. стр. 273.). Пермский епископ с 1472 г. переселился из Устьвымя в Вологду, а в 1492 г. передано в его заведование несколько церквей владык московского и новогородского (Акт. Эксп. 1, 346. Соф. Вр. 2, 240. Ист. Иер.). С 1515 г. Смоленская епархия перешла в ведение северной митрополии (§ 3). С 1563 г. Полоцкая епархия также переходила в заведование Москвы: но в 1570 г. Полоцк опять потерян для Москвы, и уже надолго (Ист. Иер.). В 1570 г., после того, как лифляндский Юрьев (Дерпт) возвращен был России, в нём учреждена кафедра епископа. По Новгор. Лет. (у Карамз. 9. пр. 296, 398) в 1570 г. прибыл из Москвы в Новгород «Корнилий, новый Епископ Юрьева Ливонскаго». В дек. 1578 г. был на Соборе вместе с другими епископами Юрьевский Савва (Волокол. ркп. 193). В 1582 г. кафедра закрыта. Об избрании зарайского игум. Антония в тверского епископа и посвящении в февр. 1411 г. Летоп. Даниловича 253.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

О Кирилле, Мефодии, Вячеславе и Иоанне Рыльском см.: Опис. славянск. рукописей Москов. Синодал. библ. 1. С. 262, 263, 264, 314 Опис. Румянц. муз. 173, 180 Известия II Отд. Акад. наук. 5. 191, 275; 6. 283 О Параскеве, Арсении и Савве Сербских — Опис. Румянц. муз. 712 В Апостоле императ. Публ. библ., in f. 56, пис. уставом XV в. на бумаге упоминаются в месяцеслове вместе с Феодосием Печерским (л. 349) и Петром митрополитом (л. 335) имена Саввы Сербского (л. 350) и Симеона, «нового мироточца Сербского» (л. 353). Вопросы Феогноста и ответы на них Константинопольского Собора изданы по трем спискам Кирилло-Белоезерск. монастыря (см. Варлаам. Обозр. рукописей прп. Кирилла Белоезер. в Чтен. Моск. ист. общ. 1860. 2. 32–38 Мы имели под руками еще список из Кормчей Новгородск. Соф. библ. XVI в. 437. Л. 1–3 Но в этом последнем списке конца недостает, а в середине есть пропуск и значительная вставка, преимущественно из известных вопросов Кирика и ответов Нифонта. См. также Карамз. 4. Прим. 181 См. прил. 24. Акт. истор. 1. 253. С. 476 Акт. ист. 1. 22. С. 45–46 Дополн. к Акт. истор. 1. 181. С. 329, 330 П. собр. р. лет. 2. 223 См. прил. 25. П. собр. р. лет. 3. 182 А в житии Моисея сказано: «Собра многия книгописцы и наять тыя преписовати многия святыя книги по исполнению церквей Божиих...» (сб. моей б-ки 14. Л. 74 об. Доныне сохранились из книг, переписанных по повелению Новг. владык: Моисея — 2 Евангелия (Горск. Опис. 1. 221 254]; Куприан. Обозр. Новг. Соф. библ. в Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 277 312]); Давида — месячная Минея за март и апрель (Савв. Указател. Синод. библ. 208 Алексия — Евангелие и три книги Миней месячных за март, июль и октябрь 19, 10] (Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 278, 288, 289; 7. 279 Иоанна II — Служебник Канонник и Паремейник (там же. 6. 287, 304 Савв. Указат. 251 Евфимия — Октоих и пять книг месячных Миней за январь февраль апрель июнь и ноябрь (Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 294–296; 7. 275 Опис. Румянц. муз. 395 Например, при владыке Новгор. Алексии упоминаются переписчики «владычень паробок Микула», «владычень паробок Семеон», «владычень писец Филица» (Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 279, 289; 7. 279 при владыке Иоанне — дьяк Василий и священник Феодор (там же. 6. 287 Савв. Указат. 251 при владыке Евфимии — игумен Перыня монастыря Дионисий и диаконы Диомид и Иоанн (Извест. Там же. 6. 295, 296 Еще прежде, и именно в 1270 г., переписал в Новгороде Евангелие Георгий, сын попов (Опис. Рум. муз. С. 172 В Кирилло-Белоезерском монастыре перепискою книг для обители занимались иноки Христофор и Мартиниан (Варлаам. Обозр. в Чтен. Моск. ист. общ. 1860. 2. 2 При перечислении книг, пожертвованных князем Владимиром Васильковичем в церкви, летописец не раз замечает: «Сам же списал бяше» (П. собр. р. лет. 2. 222 А какой-то писец Захария на списанной им Псалтири в 1296 г. сделал пометку, что он на своем веку много переписал святых книг, занимаясь этим издетства до старости (Горск. Опис. Синод. библ. 1. 184

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

экспед., т. I, 158, с.161–162) 1869 Чтен. в Общ. ист., 1847, 7, с. 5–6. Голубинский напрасно думает, что в 1525 г. не был еще поднят этот вопрос, так как не время было тому (стр. 382, пр. 6). Из означенного текста видно обратное (ссылка на бывшие соборы) 1870 М.Грек сам говорит, что он девять лет пользовался особенными милостями вел. князя, следовательно, до 1525 г. 1872 Эго был не Порфирий, оставивший игуменство в сент. 1524 г., а Арсений Сухорусов, поставленный в янв. 1525 г. (Типогр. летоп., 381). Голубинский склоняется скорее к версии Берсеня (711) 1876 Карамзин, VII, 106, 112, пр. 235. Кажется, это было одновременно с делом М.Грека, когда подвергся временной опале казначей Юрий Ем. Траханиотов Малый, бывший в связи с Марком (Карамзин, VII, 107). Его жена в 1526 г. потерпела опалу за слух, будто бы у первой супруги Василия, Соломонии, после развода родился сын (Карамз., VII, 84, пр. 281) 1877 Карамзин, VII, 90 и Судное дело, Чт. Моск. Общ. истор., 1847, 7 с. 5. Мы оставляем наше изложение, представленное в 1-м издании. О суде над М.Греком см. также Прибавл. к Твор. св. отц., VI, 18–34; Макарий, VI, 173–176, 193–203; Жмакин, 168–198; Голубинский, II, 708–730 1878 Rer. Mosc. com., pag. 30; Анонимов, 67, «По мнению многих, он был утоплен, хотя князь и оказывал ему величайшее благоволение». Конечно, это оказалось пустым слухом 1881 Тогда игуменом был Нифонт Кормилицын, ученик м. Даниила (Москвит., с. 158). – Старец Ленков, лично известный вел. князю, пользовался его покровительством (по рукоп. Синод. библ., Жмакин, 231) 1883 Сказан. Курбского, I, 49; 2-е изд. 39–40. По некоторым сказаниям (Паисия и др., Белокуров, cclxxvi, 300. Опис. рукоп. Соловец. библ., I, 163–164), вместе с Максимом сослан был в Иосифов мон. и Сильван, как главный его помощник. О Герасимове см. ниже. Сказание Паисия отличается анахронизмами 1884 Послание Максима к м. Макарию (Сочин., II, 361) и Сказание о Максиме (Опис. рукоп. Синод. библ., II, 579). Об оковах (Опис. Соловец. библ., I, 163. Сочин. М.Грека, II, 369–374) 1886

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Боярский сын Ив. Никит. Беклемишев-Берсень состоял в великокняжеской свите при Иване III (в жильцах), в 1490 г. встречал близ Москвы цесарского посла (Забелин, Ист. г.Москвы, стр. 619), в 1492 г. ездил послом в Польшу (Сборн. Им. Рус. Ист. общ. т. XXXV, 60–68), в 1492–1494 находился в приставах при разных послах (ib., 74, 108, 117–136; 1511 г., 495), в 1495 г. – в свите Ивана III ездил в Новгород (Лихачев, Разряд. дьяки, 172), в 1502 и 1503 гг. был послан в Крым (во второй раз, будучи ограблен, возвратился с поля, Сборн. XXI, 434–443, 455–465, 526, 537), в мае 1514 г. встречал посла султ. Селима I Камала перед дверьми набережной палаты в «больших» (Лихачев, 58) и участвовал (летом) в походе с вел. князем под Смоленск, где своими замечаниями навлек на себя неудовольствие вел. князя (дело М.Грека), участвовал, как полагают, и в Думе вел. князя (Лихачев., 173, также «Ответ суровому критику»); Федор Жареный – крестовый дьяк вел. князя (Типогр. летоп., 381). Кн. Ив. (Юр.) Токмаков и Ив. Дан. Сабуров, вероятно, будущие воеводы под Нарвой (Карамз., X, 64), Василий Тучков (см. выше), А.Холмский подписался на поручной грам. (1527) за побег кн. М.Л.Глинского, в числе других, в 5000 р. (Собр. госуд. грам., I, 428, 429), Юрий Тютин в списках не значится, но очевидно его сын Хозяин Юрьевич Тютин был царским казначеем при Иване IV (Ак. Арх. экспед., I, 175, 218, 262, 278, 292–293; Акты историч., I, 251–253, 258, 260, 266; Дополн. к акт. 79, 132, 138, 157, 170. Сборн. . Общ. LIX, по указателю). По указанию Курбского, Тютины «грецкого рода», Хоз. Тютин, казначей царский, «зело богатый», казнен со своей семьей при Иване Грозном (Сказания, 106, и пр. 158). Что же касается Юрия Тютина, то не был ли это тот вельможа Юрий Дмитриевич, к которому твер. еп. Нил писал послание «об артосе», прибывший в свите ц. Софии (Псков. лет., IV, 244) и который был «того же роду» с еп. Нилом. «Вероятно, тем же вопросам был вызван, и М.Грек, писавший об артусе и панагии» (Соч., III, слова xiii-xiv). Ю.Тютин мог интересоваться восточными обычаями (ср. Хр. Чтен. 1909, II, 1115–1119).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

устав службы но Триоди Постной и Цветной, 5. каноны: св. Отцам и Живоначальной Троице; 6. чин службы вел. Субботы, Пасхи и Благовещения; 7. Каноны: неседальное пение Богородице; канон: многими содержим напастьми; служба сладчайшему Иисусу; на исход души; молитвы ко св. Причащению – и пр. Это то, что впоследствии назвали Псалтирью с возследованием, но – особого состава. Список с Киприановой Псалтири хранится в библиотеке Волоколамского монастыря. Отзыв Нила Полева о Киприановой Псалтири в Словаре Митр. Евгения 2, 38. 166 Летоп. у Карамз. 5. пр. 137. По летоп. (у Карамз. 4. пр. 373) в 1348 г. мая 26 дня при гробе Свят. Петра исцелилась девица, имевшая скорченные руки; в 1351 г. – женщина, два года не владевшая ногами. В договорной грамоте 1448 г. Князья поставляют свидетелями «великих чудотворцев Святителя Николу и св. Петра Митрополита» (Собр. Госуд. Грач. 134–154). Перенесение мощей Свят. Петра стали праздновать, именно 6 октяб., с 1473 г., когда перестроен был Собор Успенский. 167 См. о чудесах Соф. Bp. 1, 265. Собор 1547 г. не считал нужным вносить имена их в число тех, которым не праздновали. 168 О Кн. Алексадре «егда вложиши тело святое его в раку, иконом же Севостьян М. Кирилла приступл и хотя разняти руку его, да вложить Митрополит грамату душевную, он же сам, яко жив сущи, распростер руку свою и взя грамату от руки Митрополита». Соф. Вр. 1, 274. 172 О Троицкой Лет. у Карамз. 2. пр. 261. слч. 9. пр. 80. Субботы мясопустной не видно в Летоп., но она, без сомнения, была субботою поминовения: такова же она по Студийскому уставу. Слч. Дебольского: Дни Богослужения, 3, 31–98. 173 Дебольский (3, 103. 104) субботы 2-й, 3-й, 4-й, недель Вел. поста причислил к родительским. Но это совсем не родительские субботы, а такие дни Вел. поста, в которые одни, сообразно с древнею строгостью покаяния великопостного, позволялось поминать умерших. Митр. Киприан писал игум. Афанасию: «если по наступлении Вел. поста случится кому преставиться среди недели, то, пав над ним, предать гробу, но правления никакого, даже и панихиды (великой), до вечера пятницы, в субботу же поминание, то же делать по всем пятницам Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

133 Опис. муз. 296. Розенкампф о кормчей, в примеч. стр. 209. 210. Неволина о церк. суде, стр. 147–151. Спб. 1847. 138 Грамота от 8 июня индикта 12 след. 1404 г. Всего приходилось с каждой церкви до 75 денег сереб., или до 75 золотников серебра. 142 Никон. лет. 4, 318. 5, 1–7. Львов. лет. 2, 239. Русс. врем. 1, 218. 219. Собр. лет. 8, 78. По ркп. житию (у Царского 481. 694) и печат. прологу: «преставился к Богу в л. 6914. сент. в 16 д.». Но по летописям скончался 16 сент. 6915 (след. 1406 г.) На соборе 1667 г. говорили «ниже Киприан и Фотий митрополиты и прочие, которые поставлени суть в Цареграде во архиерейство, носиша белые клобуки... Послан белый клобук к Василию епископу новгородскому от Филофея патриарха». Но исторические памятники говорят другое. Никон. лет. под 1392 г. (4:231) и русс. времен. 1, 276. показывают: «клобуки ж белый изначала вси ношаху на Руси, и митрополиты и епископи». О митр. Пимене, возвращавшемся из Царяграда в сане митрополита, сказано: «на Коломне сняша с него клобук белый». (Карамз. 5. пр. 60). Об Антонии епископе туровском под 1404 г. говорится: «отъя от него (м. Киприан) сан епископский и ризницу его и клобук белый». (Карам. 5, пр. 232). Собор 1564 г. говорил, что древние московские митрополиты Петр, Алексий, Киприан, новгородский святитель Иоанн, ростовские святители Леонтий, Игнатий, Исаия, изображаются на иконах в белых клобуках, и потому определил: московский митрополит должен носить белый клобук. Ист. ак. 1. 173. 143 Собр. лет. 6, 195. 196. Степ. кн. 2, 89. Львов. лет. 3, 26. В уставе 16 в. «16 сент. преставление св. Киприана митрополита». Толстого 1. 100. Тоже в. псалтыри Толстого 1 113. 145 Окончание завещания в Никон. лет. 5, 3–7, в актах относящихся к юрид. быту, 1, 544–547. Здесь сказано: «по концы ж таковые грамоты приписано философски». 155 Житие благ. кн. Феодора описал иером. Антоний при м. Филиппе 1, вскоре после открытия мощей св. князя, след. около 1470 г. Это описание помещено, но с переменами, в ст. кн. 1, 392–397 и в Никон. л. 3, 62–68. Самый древний список его – в муз. Румянцева 305. Описание отличается цветистым и изысканным слогом и сочинитель, как видно, не знал многого о св. Феодоре.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010