16 Памятники Русской словесн. XII века изд. Калайдовичем стр. 177. Москва. 1821. Впрошание Кириково, еже впроша Епископа Новгородского Нифонта, и инех. Здесь между прочим Кирик говорит: «и прочтох ему правило св. Тимофея». 18 Этот перевод списан был для Русских в 50 дней – писцом Иоанном Драгославом, по повелению Святослава. В старых рукописных кормчих сохранилось и само послание Святослава к Кириллу, и посвящение переводу Святославу от Драгослава. То и другое, в подлинных словах, можно видеть у Розенкампфа стр. 56−58. 19 Алексей Аристин, великий эконом Константинопольской Церкви и номофилакс по званию, написал толко- вания на церковные правила в их сокращенном виде (συνοψι – Epitome canonum). Самое сокращение правил и толкование помещено у Беверегия (Pandect.). Некоторые и само сокращение правил приписывают Аристину, но несправедливо. Vid. Bevereg. prolegom. ad Pandect. Fabric. Bibl. Graec. T. XI pag. 43. Biener de collect. pag. 32. 20 Один из таких списков с Болгарского перевода, и притом древнейший (от XIII в.), сделан был в Новгороде, и положен в Софийском храме, отчего известен вообще под именем Софийский. См. И. Г. Р. т. 11. пр. 65, 158. Розенкампфа стр. 10. 60. Митр. Евгений – в описании Киево-Соф. соб., прибавл. стр. 238, 239. 21 Зонар, сперва тайный советник государственный (при Импер. Алексее Комнине), потом монах, написал толкование св. правил, Апостольских и соборных (Εξηγησις των ιεωv αι θειων ανονων). Толкования его отличаются простотою и буквальностью смысла. См. у Беверегия: Pandect. 22 Это сделано также по образцу некоторых Греческих coбpahuй.Vid. Biener. Collect. Grace. p. 31. 57. 23 В рассуждении Фотиева Номоканона должно заметить, что во всех наших списках он помещен без прибавления гражданских законов. Наши списки представляют только заглавие XIV титулов Номоканона, с указанием на правила соборные. От того Номоканон Фотиев в нашей Кормчей имеет вид простого оглавления статей из соборных правил. 26 В Татищевой летописи сказано (Рос. Ист. т. IV стр. 424): «Киприан книги своею рукою писаше; преписа соборы, бывшие в Руси, правды и суды» и проч. Книга Степенная, по случаю московских пожаров в 1547 году, при Иоанне Грозном, замечает: «Митрополит же (Макарий) взем книгу: божественные правила, юже Киприан Митрополит из Царя-града принесе». ч. 2. стр. 246. Ист. Г. Р. Карамз. т. VIII прим. 173.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

68 Наши историки думают, что самозванец назвался царевичем Димитрием у Адама Вишневецкого – Нечто иное свидетельствуют лица, хорошо знакомые с историей Лжедимитрия: «назвавшись сыном великого князя, пишет Сигизмунд, он (Димитрий) обратился к Вишневецкому». Рус. Стар. XXI т. 136 стр, Прил. к Зап. Жолкев 2, 7 стр., 119 стр. Собр. г. гр. и дог. 293 стр. 79 См. отзывы о Мнишке у Костом. Смут. врем. I, 101 стр. Коялов. Три подъема русск. духа, 10 стр. прим. Зап. Жолкев. 1 и 2 стр. Солов. 86 стр. VIII т. 86 О том, где, когда и кем обращен в католичество Лжедимитрий см. в моей статье: «Из истории Лжедим. I» Христ. Чтен. 1883 г. 89 Бор.-Борец. «Чтен. в общ. истор.» 1848 г. 5, стр. 7. Петрея Истор. о вел. кн. москов. 191 стр. 105 Солов. III, 108 стр. Аделунг. ч. II, 46 стр. Встречая Лжедимитрия, «радостны были все люди», говорит Кубасов. Изб. Поп. 292 стр. 111 Собр. г. гр. и догов. «Дневная записка пути самозванца» (II, 167–173 стр.). Ноябрь 18. «Принесена папежская грамота». 116 Лавицкий говорит, что днем казни Шуйского было 10 июля (30 июня ст. ст.), а письмо Валенти писано 30 июля. 118 Папа хвалит Сигизмунда за помощь Лжедимитрию, а между тем некоторые современники и сами поляки уверяли, что король «отказал в пособии» самозванцу и не имел к нему никакой веры (Сказ. совр. о Дим. I, 155 стр. Русск. Ист. Биб. Г, 108 стр. Собр. г. гр. и дог. II, 295 стр.). «Мы хотели обмануть Бога, пишет современник, уверяя безсовестно, что король и республика не участвуют в Димитриевом предприятии. (Карамз. XI, 140 стр.). Папа хвалит поступок Сигизмунда, а добросовестные люди, в роде Замойского, считали его позором (Р. Ист. Биб. I, 15 стр.) 125 См. рукоп. Велев. 133 стр. Де-Ту говорит, что днем коронования сначала было назначено первое сентября; но Лжедимитрий по многим причинам ускорил торжество (Сказ. совр. о Дим. I, 339 стр.). Главной причиной была шаткость положения его на престоле (Аделунг. II, 101 стр.). 129 См. Сказ. еже содеяся... Чтен. в общ. истор. 1847 г. 9, стр. 18, 20, 21. Летоп. о мятеж. 106 стр. и 97. Изб. Поп. 329, 270, 292 и 407.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

В конце устава помещены ещё следующие статьи: л. 191 об. казъ оставъшимъ аплмъ и уалимъ. стмъ, – или показание чтений из Евангелия и Апостола, общих святым; л. 193 об. – таких же чтений на разные потребы; л. 194. – Евангелий утренних, и чтений еванг. и апост. на литургии в воскресные дни, с означением гласов октоиха; л. 195. прокимны воскресные на литургии, и служба над коливом; л. 196. отпусты праздничные и л. 199. припевы на 9 песни, вместо: «величит душа моя Господа». При этом, среди отпустов вставлено, л. 198 об., молитвословие на вмешение хлебом. См. 384 л. 10 об. В конце рукописи следующие подписи, рукою отличною от ркп. Въ л т . м. се положи гнъ прсщенныи великого новагорода влка ставъ сеи в домъ стго спса на хтыно. на празникъ пребражени га нашего, ха. Потом рукою, отличною и от предыдущей подписи: мца. въ. днь. б д . по ски. поп и дькон по слжб. а ерньца по цолкви. В с. сыроп. б д . по иван. и по фатьн. и по лекси и по род бдъ да бока мед. поп и дькои по слжб. а ерньцамъ по цолкви. Нал. 96., где излагается служба по месяцеслову за Март месяц, внизу на поле приписано: в л т пресчави пресщенныи архиепкпъ марта въ. в с. въ а нощи тогоже мца марта. въ. възведе бы на влество ина игме стго... 386 (по пре ж. кат. 678). Устав церковный, в лист, пергам., полууставом, переходящим в скоропись, 235 л., XV в. По надписи на 1-м неписанном листе и на л. 204 внизу: богороцко, по всей вероятности, принадлежал соборному храму Успения Божией Матери в Москве. Это подтверждается и теми приписками, какие сделаны в разных местах рукописи. В них указывается на обстоятельства, относящиеся до Москвы и в особенности до соборного храма в Москве. Напр. на л. 57 приписано: лта з ки мца сетбр в днь проволи вламерьскю пречистю. д. в воломер и поставили црвъ древн иа поле а провожала пречиста вламрьска и во з несеска . (Древняя икона Одигитрии в Вознесенском монастыре. Карамз. Ист. Гос. Росс. Т. прим. 629 под 1483 г. Т. VIII. пр. 173. Сл. Акт. Экспед. т. 2. с. 29). На л. 121 об. В л т . з. мца. въ. днь. алеа чютворца. а было в п на сырнои н д ле. и митрополи т варла поговор со владыками да вел л слжб иванов слжити во свое врем. а вечерни во свое врем по бычаю. Под 3 Июня, л. 152, записано: принесение моще црвч дмитре моско в ского все рси .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

25 Феодоровский, Горицкий, Данилов, Никитский монастыри находятся в г. Переславль-Залесском. — Прим. сост . 26 Антоний (Рафальский), впоследствии митрополит Петербургский. — Прим. публ . 27 Бывший епископ Пермский. — Прим. публ . 28 По поводу некоторых беспорядков в Пафнутиевом монастыре, виденных мною по пути из Калуги в Москву. — Прим. А.Н. Муравьева . 29 Аарон (Нарциссов), бывший епископ Архангельский, живший на покое в Москве с 1830 г. — Прим. публ . 30 Имеется в виду бракосочетание Великой княгини Марии Николаевны с герцогом Лейхтенбергским. — Прим. сост . 31 Вероятно, речь идет о книге Н.А. Руднева «Рассуждение о ересях и расколах в Русской Церкви со времени Владимира Великого до Иоанна Грозного» (М., 1838). — Прим. сост . 32 Граф Николай Александрович Протасов, обер-прокурор Св. Синода. — Прим. сост . 33 Серафим (Глаголевский), митрополит. — Прим. сост . 34 Уильям Пальмер, диакон Англиканской Церкви. — Прим. публ . 35 Свят. Иннокентий (Вениаминов). — Прим. сост . 36 Марки, католический священник, церковный археолог, исследователь римских катакомб, его учеником был Дж. де Росси. — Прим. сост . 37 Великий князь Константин Николаевич (1827—1892), брат Императора Александра II. — Прим. сост . 38 Князь Сергий Михайлович Голицын (1774—1859), камергер, председатель Московского опекунского совета, попечитель Московского учебного округа, близкий знакомый Святителя Филарета. — Прим. сост . 39 См.: 1Кор.11:31. — Прим. сост . 40 Великий князь Михаил Павлович (1798—1849), брат императора Николая I. — Прим. сост . 41 Ватопед — один из известнейших монастырей на Афоне. — Прим. сост . 42 Имеется в виду кончина 18 февраля 1855 г. императора Николая I. — Прим. сост . 43 Николай [Соколов] из ректоров Тамбовской семинарии сделан епископом Дмитровским 8 июня 1831 г. — Прим. публ . 44 П.М. Строев. — Прим. сост . 45 Имеется в виду собор старцев Троице-Сергиевой Лавры. — Прим. сост . 46 Имеется в виду годовщина коронования Императора Николая I — 22 августа 1826 г. — Прим. сост . 47 Имеется в виду Махрищенский монастырь, приписанный к Троице-Сергиевой Лавре и служивший местом исправления для провинившихся монахов. — Прим. сост .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

Из множества специальных трудов приведем здесь только наиболее значительные: Калачев Н. (прим. 369); Неволин К.А. О пространстве церковного суда в России до Петра Великого//Неволин К.А. Полное собрание сочинении. СПб., 1859. Т. 6. С. 270–295; Мысовский К. Древнее русское церковное право в связи с правом византийским//ПрСоб. 1862. С. 139 172; Суворов Н.С. Следы (прим. 369); он же. К вопросу (прим. 369); Павлов А.С. Мнимые следы (прим. 369); Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.1. С. 151–184; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.399–402, 617–620; Goetz L.K. (прим. 27). S.8–39; idem. (прим. 113). S. 148–159; idem. Zur Frage (прим. 184). Никольский Н.К. (прим. 37). С.59–69; он же. (прим. 369); Вальденберг В. (прим. 184). С.82–91; Юшков С.В. К истории древнерусских юридических сборников XIII в. Саратов, 1921; он же. Исследования по истории русского права, 1: Устав кн. Владимира. Новоузенск, 1925; он же. (прим. 381). С. 190– 211; Лотоцький О. Церковний устав кн. Вел.//ЗНТШ. 1925. Т. 138–140. С. 7–44; он же. джерела церковного права. наукового Т.5: Сер. правнича. Вип.1). Варшава, 1931. С.204–233; Pszywyj А. (прим. 184). S. 10–88; Szeftel Μ. Documents de droit public relatifs à la Russie médiévale. Bruxelles, 1963. P. 229–245; Щапов Я.Н. Церковь в системе (прим. 184); он же. Княжеские уставы (прим. 184). С. 12– 135; Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв./Изд. подг. Я.Н. Щапов. Μ., 1976. С. 13–84. Краткая редакция Устава вошла в раннюю летописную компиляцию: Летописец Переяславля Суздальского, составленный в начале XIII в., между 1214 и 1219 г./Изд. Μ.А.Оболенский. Μ., 1851. С.34 (отд. изд. ВремОИДР. 1851. Т.9. Omд.II) (Новое изд.: ПСРЛ. Т.41. Μ., 1995; Устав, под названием Завет Володимиров, на с. 43 и сл.) (ср.: Истрин В. Μ. Очерк [прим. 383]. С. 224–227) [о составе и хронологии этого летописного свода см.: Творогов О.В. Летописец Переяславля Суздальского//СлККДР. Вып.1. С.234–235. – Прим. изд. (А.Н.)]. О компиляции (использовавшей также и Устав Владимира) Правило законно о церковных людех и о десятинах и о мерилех градских и о судах епископских (XIII/XIV в.), которая была впервые опубликована Н. Калачевым ([прим. 369]. С. 122 и сл.), см.: Никольский Н.К. (прим. 37). С.69–71; Щапов Я.Н. Правило о церковных людех//АЕ за 1965 г. 1966. С.72–81. О включении Устава в Кормчую книгу см.: Калачев Н. (прим. 369). С.22 [Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие (прим. 369). (по указал.). – Прим. изд. (А.Н.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Греков и помаков. — Прим. перев. Поминальную трапезу. — Прим. перев. Бывшие жители областей Причерноморья. — Прим. перев. Социалистическая партия. — Прим. перев. Город на западе Греции. — Прим. перев. Мф. 12:20 На стороне антикоммунистов. — Прим. перев. Старцу тогда было около двадцати лет. — Прим. авт. Высший коллективный орган управления на Афоне. — Прим. перев. В тюрьме. Старец в шутливой форме говорит о том, что такого человека посчитали бы ненормальным, делающим нечто неподобающее христианину. — Прим. авт. Речь идет об известном греческом политике, получившем в свое время экономическое образование в Америке. — Прим. перев. Наверное, надо хоть раз побывать в Греции, чтобы отчетливо себе представлять, что такое ее горные тропы в зарослях колючих кустарников и какая это была пытка! — Прим. перев. Иеросхимонах Тихон (1884–1968) — известный русский старец, 60 лет подвизавшийся на Святой Горе. Был духовным наставником отца Паисия и постригал его в великую схиму. — Прим. перев. Карат — мера содержания золота в сплавах, равная 1/24 массы сплава. Химически чистое золото соответствует 24 каратам.Прим. перев. Лакомый корм для домашней скотины. — Прим. перев. Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809) — знаменитый афонский подвижник, духовный писатель и просветитель. Прославлен в лике святых в 1955 году. — Прим. перев. В православной аскетике под «помыслом» понимается или простая мысль, возникающая в уме человека, или движение души к добру или ко злу, или склонность к одному из двух, приобретенная совместным действием ума, совести, чувства и воли. — Прим. перев. Х.О.Е. — «Организация христиан — миротворцев», одна из псевдохристианских «харизматических» сект, действующих на территории Греции. — Прим. перев. То есть «ревнителей чистоты веры», отказывающихся иметь молитвенное общение с Константинополем по причине экуменических контактов Вселенской Патриархии. — Прим. перев. Местность неподалеку от «столицы» Афона — Карей. — Прим. перев. Прот — высшая выборная должность в монашеском самоуправлении на Афоне. — Прим. перев.

http://azbyka.ru/fiction/otec-paisij-mne...

453 Блюдо из крупы или риса с изюмом и медом, которое при погребении приносится для освящения в церковь : Фасмер Μ. (прим. 275). 1986. Т.2. С.435; Памятники (прим. 202). Т.1. Стб.38 (Вопрошание Кириково, §38). Н. К. Никольский ([прим. 37]. С. 179) приписывает Поучение автору XII в. Феодосию Греку. О поминках в древней церкви см.: Quasten J. Vetus super– stitio et nova religio//HThR. 1940. Vol. 33. P. 253–266. 455 Кажется, обряд церковного бракосочетания долго не практиковался у простолюдинов; см. Канонические ответы митрополита Uoahha II , §§ 15, 30: Памятники (прим. 202). Т.1. Стб.7, 18; а также Поучение Илии Новгородского, § 19 (там же. Стб.367). Об этом Слове см. также прим. 1223. 456 О его биографии см. прим. 814 [см. также: Колесов В.В. Никифор//СлККДР. Вып. 1. С.278–279. – Прим. изд. (А.Н.)]. 460 Никольский Н.К. (прим. 272). С. 1–102; Лопарев Хр. Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме. (ПДП. 90). СПб., 1892. С. 1–11; Лавровский Л.Я. Послание митрополита Климента Смолятича к Фоме, пресвитеру смоленскому, как историко-литературный памятник XII в. Смоленск, 1894; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.846–853; он же. Вопрос (прим. 373); Истрин В. Μ. Очерк (прим. 383). С. 170–177; Назарко и його ком. НТШ. 2). 1952; Fedotov G.P. (прим. 430). Vol. 1. Р.63–69; Гранстрем Е.Э. Почему митр. Климента Смолятича называли “философом”//ТОДРЛ. 1970. Т.25. С.20–28 [см. также: Творогов О.В. Климент Смолятич//СлККДР. С.227–229. – Прим. изд. (А.Н.)]. 464 Это те ответы, в которых имя Климента упоминается при ссылках на авторитеты (§ 21, 30, 38, 43, а также 4-й ответ на вопросы Савы; так у Гранстрем Е.Э. [прим. 460]); см. об этом: Goetz L.K. (прим. 27). С. 186– 188. Использование сочинений Климента в качестве источника возможно, но более нигде не прослеживается. 465 Никольский Н.К. (прим. 272). С.1 и сл., 211–216; он же. К вопросу о неизданном поучении митр. Климента Смолятича//ИОРЯС. 1897. Т.2. С.65–73 (Поучение о любви; здесь же [с.66–69] издание); Ledit J.H. (прим. 435). Р. 172; Гранстрем Е.Э. (прим. 460). С.20.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Василий Кесарийский. Письмо CCXXXIV (К Амфилохию), 6, 1—3 (Courtonne). — Прим. отв. ред.    Там же. 6, 22—23 (Courtonne). — Прим. отв. ред.     Василий Кесарийский. Письмо LII (К монахиням), 3, 1—6 (Courtonne). — Прим. отв. ред.     Василий Кесарийский. Письмо ССХ (К неокесарийским ученым), 5, 25—28 (Courtonne). — Прим. отв. ред.    Евстафий (ок. 300—377 или 380) — епископ Севастии (ок. 357), митрополит Римской Армении. «Подписаться» Василий Великий убеждал его под Никейским Символом веры. — Прим. пер.    Т. е. от «этих слов». — Прим. пер.    Т. е. отцы I Вселенского собора. — Прим. отв. ред.    У прп. Максима здесь пропущены слова свт. Василия: «...Он не из сущности, но... (οτε κ τς οσας, λλ)». — Прим. отв. ред.     Василий Кесарийский. Письмо CXXV (Исповедание веры), 1, 16—42 (Courtonne). — Прим. отв. ред.     Григорий Богослов. Слово XX, PG 35 1072 14—20. — Прим. отв. ред.    Там же. PG 35 1072 42—1073 8. — Прим. отв. ред.    У прп. Максима здесь пропущены слова свт. Григория: «...в этих именах и подлежащих... (ν τε νμασι κα πραγμασιν)». — Прим. отв. ред.     Григорий Богослов. Слово XLII, PG 36 476 44—477 5. — Прим. отв. ред.    В дореволюционном русском переводе Слов свт. Григория — «озаряйтесь» (Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 1. Минск; Москва, 2000. С. 651 [Перв. изд.: М., 1851]). — Прим. отв. ред.     Григорий Богослов. Слово XXXIX. PG 36 345 39—45. — Прим. отв. ред.    Выражение «различие как в природном качестве» является философским термином. — Прим. пер.    См.: «Эпикур учил ... что целое имеет бытие самопроизвольно (ζ ατοματισμο εναι τ λα)» (Епифаний. Панарион, Ересь 6 (8) (эпикурейцы) I, 186, 12—14 [Holl]). Видимо, именно свидетельство свт. Епифания явилось в данном случае источником для прп. Максима. — Прим. отв. ред.    Об адопцианистском понимании Христа в манихействе см.: Кефалайа, I, 12; о докетическом — см.: Епифаний. Панарион. Ересь 46 (66) (против манихеев), III, 27, 2—11 [Holl]. О пересечениях между манихейскими представлениями о Христе и соответствующими представлениями, распространенными в христианских еретических учениях см.: Lyman R. Arians and manichees on Christ/The Journal of Theological Studies. 40, 1989. P. 493—503. — Прим. отв. ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3627...

Строит. Дионисий , 1702, 1724. – Макарий , 1738. VI, 1002. Покровского, в селе Иванове: Игум. Леонтий , 3 мая 1637. – Феодосий , 1723. – Феоктист , 1738. Мнтрь уничтожен 1754; монахи перев. в Спасо-Кукоцкий мнтрь. Святоезерская, в селе Нижнем Ландехе. Все три были приписаны к Архангельскому Юрьеву, 1725. Суздальского уезда, Богоявленского, на Мстере, Серапионовой пустыни: Строит. Серапион , 1702. – Варлаам , 1720. – Иоасаф , в янв. 1724, 1737 и 38. Вязниковской десятины, Троицкой Серапионовой пустыни, строит. Матфей , 1721. В Муроме, Козмодамианский, на Подокстовье, женский, упом. в Писцовых книгах, 1636. Феодосий , игум. Геронтиевой Введенской пустыни, на реке Клязме, бывший прежде игум. Звенигородский Ануфриевский, определён 3 апр. 1599. После мнтрь запустел и приписан к Цареконстантиновскому. III, 507. Савва , игум. Введенского Переяславского, упом. при великом кн. Василии Димитриевиче. (Описание рукой, гр. Толстого, I, 262). Девичьего иг-нья Феодулия , 1713–1719. Переяславской, на реке Кубре, Успенской пустыни строит. Матфей, в февр. 1661. Владимирского уезда, Сретенского, Михайловой пустыни строит. Александр , 1702, 7 янв. 1713. Суздальского уезда, Богоявленской слободы строит. Мартирий определён 1702. Переяславского Сретенского строителя Сергия велено выпустить в Тихвине из-под начала 26 дек. 1659. Переяславского Сретенского, новодевича, иг-нья Наталия , в окт. 1660. III, 682. Вязниковского Введенского, между Вязниками и Ярополчей слободой, упразднённого: Игуменьи Марфа , в февр. 1652. Екатерина , 1715. Евфимия , 1727. Сусанна , 1739–41. Владимирские Арсений , игум. Козмодамианский (Карамз., III, прим. 23; Ипат. 115.) Даниил , игум. Успенский (Карамз., III, прим. 364). Феодосий , игум. Спасский (Карамз., III, прим. 364). Лука , игум. Спасский, на Берестове, хирот. в епископа Ростовского 11 мар. 1185 (Карамз., III, прим. 76, 81, 153). Мирзина Покровского Переяславль-Залесского, над озером, строит. Иона , 1520. Игум. Козма , 1570. Переяславль-Залесского уезда, Кинешевского стана, Зосиминой пустыни строит. Иоаким , 1728. – Была приписною к Лукиановой упразднённой 1722, возобновлённой 1728.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1149 Голубинский Е. (прим. 19). T.I/2. С.512исл. приводит членение более пространной редакции той же Службы (по списку Троицкой лавры 613). Об одной редкой южнославянской Похвале см.: Ангелов Б.Ст. (прим. 1137). Т.1. С. 198 и сл. (Владимир – купец, ищущий драгоценных жемчужин [ Мф.13:45 ], второй Павел). 1151 См. выше, прим. 565, а также летописную речь Моисея Выдубицкого к Рюрику Ростиславичу (прим. 1100); Ефимов Н.Н. “Русъ – новый Израиль”. Казань, 1912. 1156 В пользу такого предположения недавно высказался Р. Матьесен: (прим. 1036). С. 197 и сл.; ср.: ТОДРЛ. 1955. Т.Н. С.364. 1158 Голубинский Е. (прим. 19). T.I/2. С.387–390; Никольский Н.К. (прим. 37). С.442–444, 451–457; Спасский Ф.Г. Акростихи и надписания канонов русских миней//ПрМ. 1949. Т.7. С. 126–150; он же. (прим. 1136). С. 81– 85. Об одном более позднем каноне (XVI/XVII в.) см.: Серебрянский Н.И. Псковский канон преп. Антонию и Феодосию Киево-Печерским с добавлением стихов Псково-Печерским подвижникам//Тр. ПЦИАК. 1910. Т.1. С.135–141. (Кожинова А. Несколько слов о службе святому Феодосию Печерскому //Studia Slavica Savariensia. 1993. Т.2. С. 106–115; Серегина Н.С. Песнопения (доп. к прим. 1136). С. 108–113.) 1160 Намек на Райскую лествицу (Κλμαξ το παραδεσου) Иоанна Лествичника (VI/VII в.), широко распространенную в монашеской среде. (См.: Прохоров Г.Μ. “Лествица” преп. Иоанна Синайского в Древней Руси//Tausend Jahre Taufe Rußlands (прим. 62). С. 300–315.) 1162 Голубинский Е. (прим. 19). Τ.Ι/2. С.517 и сл. приводит структуру другого списка этой же Службы. 1165 См. ПСРЛ. Т.1. Стб.411 (под 1194 г.) [ср.: Каган М.Д. Иоанн, епископ ростовский//СлККДР. Вып.1 С.211–213. – Прим. изд. (К.А.)]. 1166 Варсуков Н. (прим. 474). С. 328 и сл.; Спасский Ф.Г. (прим. 1136). С. 85 и сл. (Кондрашкова Л.В. Служба Леонтию Ростовскому как один из древнейших памятников древнерусского певческого искусства//Музыкальная культура средневековья. Μ., 1990. Вып.1; Серегина Н.С. Песнопения (доп. к прим. 1136). С. 134–139.). В исследовании нуждается еще одна Служба домонгольского времени – на освящение церкви св. Георгия в Киеве (митрополитом Иларионом, после 1051 г.): Никольский Н.К. (прим. 37). С. 126 и сл. Историческое ее содержание в целом невелико (в основном речь идет о священномученике Георгии), но отметим следующие обороты: “христоименити людие града Киева”, “созывавши (т.е. св. Георгий) от первопрестольного матери градом, Богом спасенего Киева”, “отеческий Боже, не посрами нас”. (См. в последнее время: Серегина Н.С. Неизвестная стихира на Освящение храма Георгия в Киеве по спискам XII века//Музыкальная культура средневековья. Μ., 1992. Вып.2. С. 14–17; она же. Песнопения (доп. к прим. 1136). С. 102–107.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010