2264 Полемические сочинения инока князя Вассиана Патрикеева. Правосл. Собес. 1863 г., ч. III, отд. II, стр. 109. 2274 Полемические сочинения инока-князя Вассиана Патрикеева. Правосл. Собес. 1863 г., ч. III, отд. II, стр. 187. Монастырские крестьяне, говорит преп. Максим Грек , – «беспрестани тружающеся и томимы в житейских потребах наших… во скудости и нищете всегда пребывают, ниже ржаного хлеба чиста ядуще, многажды же и без соли от последния нищеты». Сочинения. цитов. изд., т. II, стр. 131. ibid. стр. 98. 242. 2289 Стоглав, цитов. изд., гл. 52, стр. 253. Указание вообще на пьянство см.: Грамота Суздальского архиепископа Дионисия Псковскому Снетогорскому монастырю (1382 г.) Русск. Истор. Библиот., т. VI, столб. 209. Послание митрополита Ионы в Боголюбов монастырь (около 1455 г.) ibid., столб. 602. В уставе преп. Корнилия Комельского гл. 13 «о еже не быти питию пьянственному». Истор. Российск. Иерарх., т. IV, стр. 699. Беседа преп. Сергия и Германа, цит. изд., стр. 13–14. 15. 21. Примечательно в данном отношении более позднее свидетельство из жития преп. Трифона Вятского († 1612 г.): в духовной грамоте, оставленной им своему монастырю, между прочим находится такая просьба, обращенная к его преемнику по настоятельству Архимандриту Ионе: «Бога ради хмельного пития не вводи у Пречистой Богородицы в дому, как это было при мне». Жития русск. святых. Из готовящ. к печати издан. Московск. Синод. типогр., т. I, стр. 224. 2290 Повесть о Евфросине. Памятники старинной Русск. Литерат. Изд. Кушеленым-Безбородко вып. IV стр. 108, столб. 2. 2291 Послание Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь. А.И. т. 1 204. стр. 385, столб. 2, стр. 386, столб. 1; стр. 388. столб. 1. 2295 «У Живоиачальныя Троицы, в Сергиев монастыре о гостех и о келарской закон не лежит, занеже то место чудотворное и гости безпрестанные день и ночь, и они живут по чудотворнову уставу. А в великих монастырех стригутся князи и бояре и приказные люди великие в немощи или при старости и дают вкупы великие, и села вотчинные по душах своих… и тем за немощи и за старость законов не полагати о трапезном хождении и о келейном ядении: покоити их по разсуждению ествою и питием, и держати про таких квасы сладкие и черствые, и выкислые, какова требует… или у них лучится свой покой или от родителей присылка, и о том их не истязати же. Стоглав, цитов. изд., гл. 52, стр. 257. Для всех вообще иноков Стоглав разрешает держать в монастыре «квасы житные и медвяные» безхмельные, не возбраняя и «фрясских вин», – «аще где обрящут фрясские вина, то во славу Божию вспивают, а не во пьянство» гл. 49, стр. 228.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2114 Асс. беша – нецыи и Остр. а др.: етери, едини, – вшедшихъ Остр. Мар. Зогр. Мир. Ник. Ал. вшедших, Юр. Тип. поздн. пришедших греч: ναβαινντων. 2115 Так согл. автор. греч. вм. Слав.: и паки Андрей… Ал.: иже от… приходит… глаголет… глаголют… Андрею… Иисусу вм. древнесл.: иже бе прииде… глагола… глаголаста… Андреови… Иисусови. 2117 Отсюда это место цитуется на сирском языке у Севера «Против Иоанна Грамм.» Гл. 18, – См. у Пюзея, стр. 311, примечание. 2118 Слова: «ибо один – вочеловечения», имеются в сирском у Севера и в некоторых, но не во всех греческих. 2119 Этот отрывок, переведенный с сирского, взят Пюзеем из упомянутого сочинения Севера против Иоанна Грамматика. 2121 «Аще бы се не добро было, не бы сего князь и бояри прияли», – говорили идущие на реку для крещения. Житие блаженного Володимира. Е. Голубинский . История русской Церкви. Т. 1-ый, 1-ая полов, изд. 1901 г. Приложения, стр. 231, столб. 1. 2126 Н.Я. Аристов. Первые времена христианства в России по церковно-историческому содержанию русских летописей. СПБ. 1888 г., стр. 38–39. В послании новгородцам (1467 г.) митрополит Филипп называет церковь «земным небом». А.И. т. 1, стр. 132, столб. 2. 2144 Это обвинение, укоренившееся в древнерусской письменности, впервые высказано в повести о восьмом соборе священно-инока Симеона Суздальца, сопровождавшего митрополита Исидора из России во Флоренцию. В. Малинин. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев 1901 г. стр. 450–451. Приложен. XIX. 2145 Окружное послание митрополита Ионы Литовским епископам от 1458–1459 г. Русск. Истор. Библиот., т. VI, столб. 623. Послание митрополита Филиппа (I-ro) Новгородцам от 1471 г. ibid. столб. 724–725. 2154 Акт. Истор. т. I. 78. стр. 128, столб. 1. Послание митрополита Феодосия Новгородцам и псковичам. 2156 Хрущов. Исследование о сочинениях Иосифа Санина. СПБ. 1868 г., стр. 134–135. Сравн. Просветитель, Казанск. изд., 1-ое, стр. 42. 2169 Эту мысль развивает «слово на латину» – литературный памятник, относящийся к началу 2-ой половины XV-ro в. и приписываемый Пахомию Логофету. См. Малинин, цитов. соч. стр. 476–480.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и др. 275 «Повесть временных лет» под 6594 (1086) г., 199–201 стр., «Чтение о житии... Бориса и Глеба», 8–9 столб.; «Сказание... мученику Бориса и Глеба», 47 и 53 столб. 284 «Ильино» (впрошение) 18-е, в «Русской исторической библиотеке», изд. археографич. комиссии, 6-й т. СПб. 1880 г., 2. 294 «Чтение о житии... Бориса и Глеба», 3 столб.; Ср. «Поучение св. Феодосия о терпении и милостыни», 208 стр. 311 «Слово, в новую неделю по Пасце, о поновлении Вскресения и артусе и о Фомине испытании ребр Господень», в «Памятниках рос. словесности», 26–27 стр. 322 О Христе, как Победителе диавола, ср. «Повесть временных лет», под 6491 (983) г., 81–82 стр., 6523 (1015) г., 128 стр., 6545 (1037) г., 149 стр., 6576 (1068) г., 168 стр.–6579 (1071) г., 174 стр., 6586 (1078) г., 197 стр., 6599 (1091) г., 207 стр.; «О законе Моисеом даннем», 241 стр.; «Житие Преподобного отца нашего Феодосиа», XXII–XXIII стр. и др. 325 «Древнерусское поверье, по которому вся пасхальная неделя признавалась одним великим днём». См. «Слово о воскресении Господни и о светлой неделе» и «Слово о посте о велицем, и о Петрове говенье и о Филипове», в Исторической христоматии Буслаева, 489 и 503 столб. 332 Ср. «Поучение св. Феодосия о хожении к церкви и о молитве», 213 стр.; «Житие преподобного нашего Феодосия», VII стр.; «От грешного Георгиа черноризца... повеченье...», 54–55 стр. и др. 338 «Второго послание... Поликарпа», CXXXVI стр. Ср. «Поучение св. Феодосия о терпении и о смирении», 210 стр., «Книга Паломник» архиеп. Антония, 104 столб.; «Житие преподобного отца нашего Феодосия», III и LV стр.; «От грешного Георгия черноризца... повеченье...», 57 стр. и др. 340 «Русские народные песни, собранные Петром Кириевским» в Чтениях Имп. общества истории и древностей российских, М. 1848 г., 214 стр. 345 «Повесть временных лет» под 6601 (1093) г., 209 стр. и Варенцов, стих «Об Анике-воине», 112 стр. 347 Варенцов, стих «О Гадаме», 42–43 стр. Ср. «Летопись по сборному архивскому», 6740 (1232) г., 19 стр. 349 «Повесть временных лет» под 6582 (1074) г., 183 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

335. Е. ГОЛУБИНСКИЙ. История канонизации святых. М., 1903, стр. 104 (ср. 84). 336. С. РОЗАНОВ. Жития преп. Авраамия Смоленского и службы ему (Изд. Отд. Рус. из. и сл. Имп. Ак. Н. СПБ. 1912, стр. XXVI). 337. Молитва св. Ефрема в послесловии: «раздруши ныне Измаилтескые языкы» заставляет обыкновенно исследователей видеть в нем современника Багыева нашествия. Но эти слова (при отсутствии всякого описания бедствий русской земли) могут относиться и к более раннему времени, — напр., к эпохе Калкской битвы (1224), если непременно понимать под измаильтянами татар. 338. Из литературы о св. Авраамии Смоленском: статья Р КД КОВА, в «Смоленской Старине», ч. 1, оставшаяся мне недоступной; В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ, Древнерусские жития святых, М. 1871; Ф. И. БУСЛАЕВ, «Исторические очерки», т. I, 1861 г. 339. Таково чтение Софийской ркп. 1492. Уваровский список дает «Иоанн» (вы. «и он»), подсказанный именем И. Златоуста двумя строками выше, но здесь не имеющий смысла: не Константинополь может быть назван весью. Макар. Ч. — М. столб. 2023, срв. введение, столб. 1996. 340. Ср. наблюдения Кадлубовского над житийными источниками для св. Никиты Переяславского и Авраамия Ростовского. См. А. КАДЛУБОВСКИЙ. Очерки по ист. др. — русск. лит. Житий святых. Варшава, 1902. 341. Ср. древне–славянский текст в Макар. Ч. — М. (29 окт.), изд. 1874 г. столб. 1196, 2002, 2006. Дословным заимствованием, может быть, является: «созда церковь и украси, яко невесту добру» (Ч. — М. столб. 2000)=Авр. См. 18, 11–12 (яко невесту красну). 342. Ibid. столб. 2023, срв. 1960. 343. ПОМЯЛОВСКИЙ. Житие св. Саввы Осв., изд. О. Л. Д. П. СПБ. 1890, стр. 345–349. 344. Так читается в Софийской ркп. дословно по греческому тексту. См. у Помяловского 381 и вариант XXIV, XXXVII, XVIII, CIX, CXXV. В других ркп. нет этих слов. 345. Ср. Житие Феод. (стр. I, II). Цитирую по изд. В. Яковлева, Памятники древнерусской литературы ΧΙΙ–ΧΙΙΙ в. СПБ. 1872. 346. Она целиком сохранена, но применительно к пермякам–зырянам, в житии св. Стефана Пермского, составленном Епифанием Премудрым.

http://predanie.ru/book/219978-stati-192...

Москва. Памятный столб-часовня из деревни Шайдорово. Часовня. Не действует.   Год постройки:приблизительно 1870 - 1880. Адрес: г. Москва, Андропова просп., 39, на территории музея-заповедника " Коломенское " Координаты: 55.66841, 37.666776 Проезд:станция метро " Коломенская " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Недалеко от Спасских ворот на Государевом дворе среди деревьев высится выразительный белокаменный резной столб. До недавнего времени это сооружение аннотировалось как «Межевой столб». Однако при проведении историко-архивных исследований было выяснено, что аналогов «коломенскому межевому столбу», имеющему богатую резьбу и выразительные архитектурные формы среди межевых столбов, устанавливаемых на дорогах России, не выявлено. Памятник был обнаружен и перевезён в Коломенское из деревни Шайдорово в 1980 году. Высота памятника составляет 3 м 77 см. Он состоит из четырех частей, включающих цоколь, два блока центрального объема и фигурное завершение - усеченная пирамида с четырех сторон имеющая барельефные изображения всевидящего ока в лучах. В прямоугольных нишах верхней части, расположенных с четырех сторон, видимо, располагались иконописные изображения понятные народу и требующие покаяния, поклонения и любви, в прямоугольных гранях нижней части - текстовые надписи с конкретно-историческим содержанием. Анализ результатов историко-архивных исследований позволяет считать, что памятник был установлен в благодарность царю за освобождение от крепостного права на улице или перекрестке, так как был рассчитан на осмотр с разных точек зрения. Ко времени своего обнаружения памятник был уже лишен своего исторического живописного вида. В 2005 году силами специалистов-реставраторов проведена реставрация Памятника Александру II. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=09555

202 «Послание от Никыфора Митрополита Кыевского к Володимеру Князю всея Руси, сыну Всеволожу, сына Ярославля» в «Паломниках Рос. словесности», 163 стр. 216 «Слово о плъку Игореве, Игоря Святъславля, внука Ольгова», 176 стр. «Взгляд на Слово о полку Игореве». 225 «Второго послание к архимандриту Печерскому Акиндину о святых и блаженных черноризцех братии нашеи; списано бысть Поликарпом, черноризцем того же Печерского монастыря», в «Памятниках русской литературы XII и XIII веков», изд. Вл. Яковлевым, СПб. 1872 г., CXLI стр. 242 «Повесть временных лет» под 6618 (1110) г., 273–274 стр.; «Сказание о черноризьчьстем чину, от Ветхого закона и Нового, оного образ носяща, а сего делы съвьршающа», Св. Кирилла Туровского в «Памятниках рос. словесности», 114 стр. и др. 243 «Слово некоего отца...», 136 стр.; «Поученье правыя веры» в Исторической христоматии Буслаева, М. 1861 г., 485 столб.; «О законе Моисеом даннем», 233 стр. и др. 244 «Повесть временных лет» под 6523 (1015) г., 132 стр.; «Сказание... святаго Бориса и Глеба», 53 столб.; Безсонов, выпуск 1, 38, 179 стр. и др. 248 «Поучение блаженного Феодосия, игумена Печерского, о казнях Божиих», 196 стр.; тоже: «Слово святых отец о пьянстве» в Исторической хрстоматии Буслаева, 485–486 столб. 263 «Слово святаго Григорья изобретено в толцех о том, како первое погани сущи языци, кланялися идолом и требы им клали, то и ныне творят» в Исторической христоматии Буслаева, 528 столб. Ср. «О законе Моисеом даннем», 223 стр.; «Слово некоего христолюбца», 89, 90 и 91 стр.; Варенцов, «стих про Егорья света храбра», 99 стр. 267 «Поучение св. Илариона о пользе душевней», 294 стр.; «Поучение св. Феодосия о хожении к церкви и о молитве» в «Учёных записках» кн. II, вып. II, 212 стр. 270 «Вкладная грамота преподобного Варлаама Хутынскому монастырю» в прибавлениях к Актам историческим, I т., 5,8 стр. 271 «Житие преподобного отца нашего Феодосия», VII и XV стр.; «Сказание о житии... Антония римлянина», 162 стр. и др. 274 «Повесть временных лет» под 6582 (1073) г., 177–178 стр., Суздальская летопись под 6694 (1186) г., 380 стр.; под 6705 (1197) г., 392 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Киев. Часовня Ирины великомученицы. Ирининский столп, памятник св. Ирины. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Ирины великомученицы Год постройки:1855. Сполп - фрагмент утраченного храма XII века. Год утраты:1932 Адрес: г. Киев, ул. Владимирская, у д.33 Координаты: 50.451158, 30.515384 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1033 году князь Ярослав Мудрый в честь своей жены Ирины(Ингигерды) построил Ирининский собор (в районе пересечения современных улиц Владимирской и Ирининской). При храме создан один из первых на Руси женских монастырей. Храм был разрушен во время нашествия татаро-монгольских войск в 1240 году. А в середине 19-го века во время перепланировки города был найден фундамент старинной церкви, фрески, мозаичная смальта и деревянные захоронения и склепы из плинфы, мраморный саркофаг. Фрагменты Ирининского собора раскопал в 1833-34 годах археолог К. Лохвицкий, который намеревался найти и летописную Дирову могилу ( " за Святою Ириною " ), но вместо нее обнаружил целый некрополь великокняжеских времен. Вскоре и захоронения, и руины храма были засыпаны. О Киеве середины XIX века киевлянин Богатинов вспоминал так: " На моих глазах пробивалась улица Владимирская сквозь холмы, которые окружали город, и сквозь руины храма Святой Ирины... " Когда в 1840 году прокладывали Владимирскую улицу, руины снесли, оставив на месте, как память о древнем строении, один из четырёх столбов основания церкви (памятник Св. Ирины). Памятник представлял собой четырехгранный столб, обложенный древней плинфой и увенчанный шатром с позолоченной главкой и крестом и удачно вписывался в ансамбль близстоящих храмов. В 1855 году этот столб был освящён как часовня. В 1927 году памятник был взят под охрану государства. Однако, городское начальство, планируя расширить проезжую часть улицы Владимирской, предложило убрать его и перенести на территорию Софийского заповедника или же в усадьбу Георгиевской церкви. Всеукраинский археологический комитет высказался против. Началась борьба - в отдел коммунального хозяйства поступил сигнал о том, что люди рискуют попасть под колеса трамвая, потому что Ирининский столб мешает просмотру улицы. Комиссия охраны памятников старины произвела соответствующие исследования и пришла к выводу, что памятник тут ни при чем. Несмотря на это, в ночь с 26 на 27 марта 1932 года древний памятник был снесен. Как видим по последним событиям, нынешней киевской власти было у кого учиться. Фундаменты Ирининского собора и сейчас находятся под каменной брусчаткой красного цвета улицы Владимирской, возле монументального здания Службы безопасности Украины.

http://sobory.ru/article/?object=35798

1986 Ссылка неточная; 1-е Апостольское правило гласит: «епископа да поставляют два или три епископа». Сравн. 4 прав. 1-го Вселенского Собора. 1987 «Оправдательное послание» епископов напечатано в Памятниках древнерус. канон. права, ч. I, 38, столб. 309 след., в Актах Западной России, т. I, 24, стр. 33–35, в Древней Российской Вивлиофике, т. XIV, стр. 122–128, и в Никоновской Летописи, ч. V, стр. 59–64. Впрочем, вариант Никонов. летописи сильно попорчен. В нём немало вставок; наприм., на стр. 61–62 есть большая вставка из «Окружной грамоты» Витовта (сравн. Акты Зап. Рос., I, стр. 36). 1989 Густинская летопись пишет, что Григорий Цамблак был поставлен «благословением патриарха Каллиста» (П. С. Л., II, 353) Тоже говорит, – вероятно, со слов этой летописи, – Захария Копыстенский в своей Палинодии (Рус. Истор. Библ., т. 4, столб. 1029). Но это очевидная ошибка. Патриарха Каллиста за это время не было в Константинополе: с 1410 г. по 1416 г. патриархом был Евфимий II, а с 1416 до 1440 г. – Иосиф II (См. Робертсона История Христ. Церкви, перев. Матвеева, Москва 1878, т. I, кн. 1, стр. XIII). Кроме того, сама-же Густин. летопись непосредственно пред этим говорит, что патриарх не хотел поставить Цамблака. Точно также ошибочно известие, которое сообщает Нарбутт, – кажется, со слов иезуита Кояловича, – что Цамблак после своего поставления ездил в Константинополь, чтобы засвидетельствовать свое почтение патриарху (Narbutt, Dzieje narodu Litewskiego, t. VI, str. 344). Для такой поездки у Цамблака, проклятого и отлученного в Константинополе до его поставления, и, как сейчас увидим, после поставления, не могло быть никакого повода. 1990 Послание Фотия издано в Актах исторических, т. I, 19, стр. 27–40, и в Памятниках древнерус. канонического права, ч. I, 39, столб. 315 след. Оно очень длинно и всё наполнено резкими обличениями, текстами из св. Писания и выдержками из Апостольских и соборных правил. 1991 В «Послании митрополита Русскаго к христианом на Киев о митрополите Григорьи Цамблаке», помещенном под 1417 годом в 4-й Новгор. Лет. (П. С. Р. Л., т. IV, стр. 116–117), между прочим, говорится, что Цамблак был отлучен собором, собравшимся по случаю, и потому Фотий имеет Цамблака изверженным и отлученным. А. В. Горский видит в этом «соборе по случаю» именно собор в Москве («Фотий, митр. Киевский и всея России», Прибав. к Твор. св. Отцов, 1852 г., ч. XI, стр. 246, примеч.). Но и из текста послания ясно, что здесь идет речь о соборе в Константинополе. Данное место в послании Фотия почти буквально выписано из послания к нему патриарха Иосифа, извещавшего московского митрополита об этом Константинопольском соборе (См. Летопись занятий Археограф. комиссии за 184 1864 г., вып. 3, Приложения, стр. 27). О сем соборе будет сказано ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

52 Мощи святой Евфимии находились сначала на Халкидоне, в храме Св. Евфимии, где когда-то происходил IV Вселенский собор, а по разрушении Халкидонского храма они были перенесены в патриаршую церковь Константинополя (Там же. С. 114). Правая рука святой Евфимии находится в московском Успенском соборе. 54 Кафедра святого Златоуста представляет из себя большое кресло с высокой спинкой, сделанное из черного дерева с пестрой резьбой из слоновой кости. Это кресло сначала было в храме Св. Ирины, а потом – в храме Св. Софии (Путеводитель по Константинополю… С. 84; Из дневника по службе на Востоке и Западе преосвященного Софонии, епископа Туркестанского и Ташкентского, в бытность его архимандритом при заграничных русских посольствах. СПб., 1874. С. 24). 55 Близ Святой Софии находится царская цистерна, сооруженная Константином Великим и некогда украшенная 336 гранитными столбами. Турки на своем языке называют эту цистерну «водопроводом 1001 колонны», хотя на самом деле в цисцерне всего 206 колонн (Путеводитель по Константинополю… С. 163). 56 Сохранился до настоящего времени на месте древнего форума столб Константина Великого , известный теперь под именем «обгоревшей колонны». Перевезенный из Рима этот столб составлен был из восьми кусков порфира, скрепленных медными обручами, но удар грома низвергнул статую Константина с вершины и отбил два мраморных куска от самой вершины. Император Мануил Комнен поправил столб Константина Великого (Там же. С. 164–165). 57 Вероятнее всего, к упоминаемым здесь столпам относятся три следующие сохранившиеся до настоящего времени столпа: 1) Египетский обелиск, четырехугольный и состоит из одного фивского гранита и пьедестала. Он перевезен Константином Великим из Илиополя, где он служил одним из украшений храма солнца. Этот же самый обелиск известен под именем Феодосиева, потому что Феодосий Великий восстановил его после падения во время землетрясения. Вышина обелиска 60 футов. 2) К западу от египетского обелиска находится бронзовая змейчатая колонна, состоящая из трех исполинских змей, узлами сплетшихся между собой. Третий древний памятник имеет вид огромной колонны, складенной из кирпича. Он был воздвигнут Константином Багрянородным. Он некогда был окован медью, но последняя была ободрана крестоносцами, и поэтому памятник не может рассчитывать на продолжительное существование (Там же. С. 161–163). Что же касается собственно до Аркадиева столпа, то от него сохранился один только пьедестал, а сам столп, будучи поврежден пожаром в 1635 году, разрушен был турками для избежания опасного падения. Стол императора Маркиана, как находящийся за стенами султанского дворца, недоступен для путешественников ( Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. СПб., 1888. Ч. I. С. 35–36).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Бей Матвеева, — закричали они. — Любо, любо, — заревела толпа. Овсей Ржов насел сзади на Матвеева. Царица взмахнула рукавами, прильнула к Артамону Сергеевичу. Царевич Иван, отпихнутый, упал и заплакал. Круглое лицо Петра исказилось, перекосилось, он вцепился обеими руками в пегую бороду Матвеева… — Оттаскивай, не бойся, рви его, — кричали стрельцы, подняв копья, — кидай нам! Оттащили царицу, отшвырнули Петра, как котенка. Огромное тело Матвеева с разинутым ртом высоко вдруг поднялось, растопыря ноги, и перевалилось на уставленные копья. Стрельцы, народ, мальчишки (Алексашка с Алешкой) ворвались во дворец, разбежались по сотням комнат. Царица с обоими царевичами все еще была на крыльце, без памяти. К тем, кто остался на площади, опять подошли Хованский и Голицын, и в толпе закричали: — Хотим Ивана царем… Обоих… Хотим Софью… Любо, любо… Софью хотим на царство… Столб хотим на Красной площади, памятный столб, — чтоб воля наша была вечная… Глава вторая 1 Пошумели стрельцы. Истребили бояр: братьев царицы Ивана и Афанасия Нарышкиных, князей Юрия и Михайлу Долгоруких, Григория и Андрея Ромодановских, Михаилу Черкасского, Матвеева, Петра и Федора Салтыковых, Языкова и других — похуже родом. Получили стрелецкое жалованье — двести сорок тысяч рублев, и еще по десяти сверх того рублев каждому стрельцу наградных. (Со всех городов пришлось собирать золотую и серебряную посуду, переливать ее в деньги, чтобы уплатить стрельцам.) На Красной площади поставили столб, где с четырех сторон написали имена убитых бояр, их вины и злодеяния. Полки потребовали жалованные грамоты, где бояре клялись ни ныне, ни впредь никакими поносными словами, бунтовщиками и изменниками стрельцов не называть, напрасно не казнить и в ссылки не ссылать. Приев и выпив кремлевские запасы, стрельцы разошлись по слободам, посадские — по посадам. И все пошло по-старому. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов, раскинутых по необъятной земле, кисли столетние сумерки — нищета, холопство, бездолье.

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010