библ. 804; напечатано по лицевому списку XVII в. в Памятн. древней письменности 1879 г.); сказание об Иоанне Богослове ученика его, Прохора, об обстоятельствах написания Апокалипсиса и кончины Иоанна (встречающееся в списках Апокалипсиса, в Минеях и разных сборниках, напр. в сборн. Солов. библ. 883; напечатано Срезневским в Малоизвестных памятн. LXVI-LXVII); слово о св. Иоанне Богослове, како научи человека писать иконы (в сборн. XVII в Импер. публ. библ. 30); 8) Житие св. апостола Иакова, брата Господня по плоти (в ркп. XVI в. Импер. публ. библ. 84); Слово св. апостола и евангелиста Марка (там же); 10) несколько мелких апокрифических заметок об апостолах: сказание об апостоле Нафанаиле, заключающее объяснение того, почему Господь сказал ему: «видех тя под смоковницею» (в Синод. сборнике XV-XVI в. Отд. II, 3, 316; в Златоусте XVI в. Солов. библ. 362); о крещении св. апостолов, что Господь своими руками крестил апостола Петра (в сборн. XVII в. Импер. публ. библ. 45); кто из апостолов кого крестил (ркп. XVII в. Императ. публич. библ. 44). – Кроме житий с именем апостолов и евангелистов, встречается несколько сочинений в рукописях, или упоминаются в индексах; таковы: Слово Иакова, брата Господня, о святой неделе (в Златоусте XVI в. Сергиевой лавры, 144); Варнавино евангелие, Варнавино послание, Петрово обавление (Πτρο ποκλυψις), Павлово хождение по мукам, Вопросы Иоанна Богослова Господу на Фаворской горе и Вопросы Иоанна Аврааму на Елеонской горе. 3) Апокрифические сказания о святых Наряду с апокрифами об апостолах, с первых же веков христианства стали появляться и апокрифические сказания о мучениках и вообще о святых. Некоторые из них обращали на себя внимание соборов. В 63 правиле шестого вселенского собора (Трулльского) сказано: «Повести о мучениках (μαρτυρολγια), врагами истины лживо составленныя, дабы обезславити христовых мучеников и слышащих привести к неверию, повелеваем не обнародовати в церквах, но предавати оныя огню. Приемлющих же оныя, или внимающих оным, как будто истинным, анафематствуем» 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Все же они не могут посвятить в епископа, а если бы и посвятили кого, то рукоположение такового не будет признано законным, как долженствующее совершаться только в Эчмиадзине, от тамошнего католикоса. Шопен. Истор. памятн. состоян. армян. области и проч. стр. 671, 672. Спб. 1852 г. Муравьев. Грузия и Армения ч. 2, стр. 57–58, 73, 76, 77. Спб. 1848 г. 211 Известно сказание о посольстве Авгаря, одного из царей Армении, и о нерукотворенном образе воплотившегося Сына Божия, известном под именем Убруса. Евсев. Церк. истор. кн. 1, гл. 13, стр. 49–56 Спб. 1848 г. 212 Евсев. Церк. истор. кн. 1, гл. 13, стр. 50. Спб. 1848 г. Никифор. Каллист. Церк. истор. кв. 2, гл. 44). Четьи–Мин. под 16 и 19 июня в под 21 августа. 213 Иннокент. Начерт. церк. истор. от. 1, стр. 136. Москва, 1842 г. По имени св. Григория и в память его, община армян называется еще григорианскою церковию. 214 Кто именно разсеевал эту мысль подлинно неизвестно. Патриарх Фотий указывает на какого-то Петра, Евфимий Зигабен – на Евканиоса Мандакунеса, Абул Фарадж – на Самуила Барсума. Полагают, что все эти лица, а не одно какое-либо, распространяли означенную мысль. Христ. чтен. 1845 г. ч. 2, стр. 116. 215 Так было на соборах армянских: каривском (в 629 г. при католикосе Ездре или Езрасе и греческом императоре Ираклие), ширакаванском (в 862 г. при католикосе Захарии I в княжение Амода и при греческом патриархе Фотие) и громклском (в 1179 г. при армянском патриархе Григорие Дха). Добронрав. Вероуч. армян. церкви: Духовн. бесед. 1858 г. стр. 338–344. Спб. 216 Известно, что римский первосвященник Иннокентий II (1130–1143 г.) писал дружественное послание к армянскому католикосу Григорию III, который в 1141 г. был на латинском соборе в Иерусалиме, а в 1145 г. отправлял к Евгению III посольство, которое, впрочем, не имело дальнейших последствий. Барон. Церк. летопис. под 1145 годом, чл. 23, 24. 217 Доказательством сего служат особенно сношения армянских католикосов с православным Востоком: Григория III (1113–1165 г.), его брата Нерсеса (1166–1173 г.) и их племянника Григория IV (1173–1193 г.), при греческом императоре Мануиле Комнине (1143–1180 г.). А. Худобашева в Истор. памятн. вероуч. армян. церкви, относ. к XII стол. стр. 119–280. Спб. 1847 г. 218 Его надобно отличать и от патриарха православного, живущего в Дамаске (христ. чтен. на 1858 г. ч. 1, стр. 154), и от патриарха латинского или маронитского, имеющего свое местопребывание в монастыре антурском или канобинском. Справоч. энцикл. словар. т. 7, стр. 479. Спб. 1853 г. 219 Ассеман. Разсужд. о монофизитах: Восточн. библиот. т. 2, § 8 и след. Лекеп. Восток, христианск. т. 2, стр. 1343. Париж, 1740 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

678 Густ. Летопись говорит об Исаии: «и остави престол судом великим Божиим, понеже изнемог лбе старостию» (Лет. Густ. мон., стр. 26. М. 1848 г.). 679 Icrlicza, Lftopisiec, т. I. 56–57. Warzsawa, 1863. С. Голубева: Петр Могила и Исаия Копинский в Пр. Обозр. 1874 г., кв. 2 и 3. – Памятником управления Исаии служат: пункты, поданные священноинокам (А. З. Р., т. IV, и послание к младшей братии луцкого братства (Памятн. Киев. Комм., т. I. 680 Окружное послание напечатано в Чтениях Общ. ист. 1847 г. Памятн. Киев. ком.,т. I. XVII. – «Собор Киевский схизматицкий». Варшава 1641 г.: Киевский собор по рассказу Саковича з Рус. Ист. Библиотеке, т. IV, стр. 22–47. 682 Трофимович в упомянутой речи говорил: «Его милость, о. митрополит, хочет это успокоить и восстановить истинное православие; с этой целью он написал, на основании тщательного изучения св. писания, катехизис, пункты которого представлены на выше, преосвященный собор, рассмотрение». Но при всем том, участие Трофимовича в этом труде, его же и может быть других лиц в прочих трудах и изданиях П. Могилы, не подлежит сомнению уже потому, что хотя Могила был человек больших дарований и ума, скоро усвоявших всякий род знаний, но по своему образованию не был богослов. 683 В «Рассуждении о книге, именуемой Православное исповедание веры», Спб. 1804 г., составленном под руководством м. Евгения, в ту пору префекта Александровской академии, составителем этой книги назван м. Петр Могила . Но в описании Киево-Софийского собора (стр. 176) и в Словаре дух. писат. II, 159, м. Евгений приписывает составление этой книги игумену Николаевского монастыря, ректору Киевской коллегии, Исаии Трофимовичу Козловскому. Нынешний русский перевод ее сделан в 1830 г. покойным протоиереем И. Д. Колоколовым. 685 Автор этого сочинения именует себя Евсевием Пименом: но вероятно оно есть коллективный труд нескольких ученых киевских, а Могиле принадлежит оковчательная редакция его и авторизация к изданию. 686 Подробный разбор Лифоса в статье: Петр Могила , в Чтениях общ. ист. и древн. рос. 1877 г. кн. I стр. 42–59 и в Очерках униатской церкви, Крачковского, в Чтениях общ. ист. и древн. 1871 г. кн. 2, стр. 170–182.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Памятн. древн. христ. Церкв. т. 1, ч. 2, стр. 201. Спб. 1829 г.). В постановлениях апостольских св. апостол Фома повелевает епископам посвящать иподиаконов с возложением рук и молитвою (Постан. апостол. кн. 8, гл. 21: твор. муж. апостол. врем. т. 1, стр. 413. Амстердам, 1724 г.); но св. Василий великий говорит, что иподиаконы посвящались без возложения рук (св. Васил. велик. прав. 51: книг. правил, стр. 309. Спб. 1843 г.). Без возложения рук посвящались они и на Западе (IV карфаген. собор. прав. 5), где к священным чинам не причисляли их до тринадцатого века (Серединск. богослужен. западн. церкви, ст. 3, стр. 19. Спб. 1849 г.). 2) Об аколуфах знаем, что в греческой Церкви их не было в течение четырех почти веков, и ни один из писателей греческих не причисляет их к степеням иерархии (Ветрин. Памятн. древн. христ. Церкви т. 1, ч 2, стр. 205. Спб. 1829 г.); а из посвящения их по древнему чиноположению римскому видно, что оно совершалось без возложения рук (IV карфаген. собор. прав. 6). 3) Делом заклинателей было изгонять бесов: что во времена апостольские и в близкие к ним совершалось, по дару Духа Святого, каждым христианином (св. Иустин. мученик. Аполог. 2: христ. чтен. 1840 г. ч. 3, стр. 13–14. Тертуллиан. Аполог. гл. 23: твор. ч. 1, стр. 56. Спб. 1847 г. Св. Киприан. Письм. к Донату: твор. стр. 3. Венеция, 1728 г. Ориген . Прот. Цельса кн. 1 и 7: творен. т. 1, стр. 324–325. 596. Париж, 1733 г.); о заклинателях же, как чине церковном, упоминается уже в третьем (Корнил. Письм. к Фабию: Евсев. Церк. истор. кн. 6, гл. 43, стр. 389. Спб. 1848 г.), а потом в четвертом веке (собор. антиохийск. прав. 10: книг. правил, стр. 144. Спб. 1848 г.). С возложением ли рук или без него посвящались заклинатели, не известно; но заклинать бесов никто не мог ни в церквах, ни в домах без поставления в сию должность от хорепископа или епископа (собор. антиохийск. прав. 10 и собор. лаодик. прав. 26; книг. правил. стр. 155. Спб. 1843 г.). 4) О чтецах, как церковном чине, в первый раз упоминает Тертуллиан , потом св.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Описание и изображение этого креста см. в Историч. изв. о жизни преп. Евфросинии, кн. полоцкой. С. 22–28 Достойно замечания, что крест сделан, кажется, русским художником, который в надписи сам назвал себя Лазарем Богшею, так как фамилия Богши доселе существует в Слуцком уезде Минской губерн. (Кеппен. Список русск. памятн. С. 41. М., 1822 Доброхот. Древн. Боголюбов гор. и монаст. С. 80 На кресте надпись: «Господи, помози рабу своему Антону, архиеп. Новгородьскуму, давшюму крьст святой Софии». Снимок с этого креста помещен в Древн. Росс. государ. Отд. 1. 25 Об этом Евангелии сказано будет далее (прим. 190). О снимке с находящейся при нем иконы упоминает Кеппен в Списк. русс. памятн. С. 49 О кресте Варлаама Хутынского см.: Макария Археолог. опис. церк. древн. в Новгор. 2. 184–185. СПб., 1860 П. собр. р. лет. 1. 184, 187, 195; 3. 31 О кресте преподобной Евфросинии — в прим. 165. П. собр. р. лет. 2. 34, 53 Замечательно, что древний летописец выражается именно: «Принесе мощи...» Снес.: Востоков. Опис рукоп. Рум. муз. С. 611 Никон. лет. 2. 191 Об открытии мощей святых Леонтия и Исаии Ростов.— в рукоп. сборн. Новг. Соф. библ. 503. Л. 368 и 397 также в сборнике моей библ. 39. Л. 167, 172 50. Л. 62 Время открытия мощей в Никоновой летописи относится к 1162 г., а в означенных рукописных сказаниях — к 1164 г. Здесь именно повествуется о святом Леонтии: «По Божию попущению загореся град Ростов и погоре мало не весь, и церкви погоре святыа Богородица в лето 6668. Богохранимый князь Андрей, сын великого князя Георгия, внук Владимир, повеле създати церковь камену во имя Пресвятыя Богородица на месте погоревшия церкве в лето 6672. И начаша копати рвы и обретоша мертвых много, идеже обретоша блаженнаго Исаию. И бе церковь основана мала; и начаша людие молишася князю, дабы повелел боле церковь заложити. Едва же умолен быв, повеле воли их быти... Се же все бысть мудраго Бога Промыслом: и копающим ров предней стене, и обретоша гроб; и виде покровен двема дьскама; и людем недоумеющимся, и отверзоша гроб, и видеша великаго Леонтия, светящеся яко свет, и ризы его, яко вчера облъчены, и свиток держащии в руце свои, в немже бяху написаны и прозвитеры, и диякони, ихже бе поставил рукою своею». Равно и о святом Исаии: «В лето 6672, копающим ров каменней церкви, обретают убо гроб блаженнаго Исаиа. Отверзше и, видеша ризы и тело святаго цело и нетленно, прославиша Бога, Его Пречистую Матерь, иже не тъкмо в житии сем, но и по смерти прославив Своего угодника святаго Исаиа, яко толикыми многыми телы блаженнаго ризы и тело тлению бысть непричастно» (по указ. сборн. Новг. Соф. библ.). А о том, что мощи со времени открытия находились в епископской церкви святого Иоанна и уже в 1231 г. перенесены из нее в ростовский собор, говорится в рукоп. Кирилловской летописи (Москов. Син. библ. 351 ; см. Карамз. 3. Прим. 369 О том же перенесении — П. собр. р. лет. 1. 220; 5. 173

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

Снегирев. Памятн. москов. древн. С. 12 Подробное описание этих икон напеч. в Записках Отдела русской и славянской археологии. Т. 1. Отд. 4. С. 21–24 Крыжановск. Киевские мозаики, в Записках Археолог. общ. 8. 261–270 Изображение последнего креста у Фундукл. Там же. С. 66–67 Сементовск. Киевские пещеры, открытые в мае 1853 г. (Сев. пч. Ч. 2. 1853. 216. С. 863 Срезневск. Пещера Ивана грешного и Феофила, в Изв. Археолог. общ. 2. 1–7. СПб., 1861 Сборник этот в импер. Публ. библ., in Q. 16. См. Л. 376 . Снегирев. Памятн. москов. древн. С. 91 Там же самое изображение оклада Мстиславова Евангелия. С. 33. Снес.: 78. А рисунки святых Бориса и Глеба с того же оклада представлены у Прохорова в Христ. древн. в приложении к книжке 9. СПб., 1863. Об этом кресте в Записках Отдела русской и славянской археологии. 1. Отд. 4. 23 Фундукл. Обозр. Киева. С. 90–91 и 111 Верные изображения этих перстосложений приложены в книге «Обличение неправды раскольническия». Л. 20–21 ]. Беседы к глагол. старообрядцу. С. 120. Изд. 3-е Филар. Истор. Р. Церкви. 1. Прим. 254 Беседы к глагол. старообр. 208–209, 220 Питирим. Пращица. Отв. 100, 107 Стихирарь имп. Публ. библ., in Q. 15. Л. 51 об. ; архим. Савв. Указатель для обозр. Моск. Синод. библ. и ризницы. С. 142. Москва, 1855 Симон. Сказ. о создании Киево-Печерской церкви (рукоп. Патер.): «И мощи святых (семи поименованных) под всеми стенами положени быша, идеже и сами написаны суть над мощьми по стенам...» Чети-Мин. 4 декабря Опис. Киево-Софийского собора. С. 49 Никон. летоп. 1. 192 Нестор в Сказ. о житии и чудес. св. Бориса и Глеба мних Иаков в таком же Сказании П. собр. р. лет. 1. 78; 5. 146 Никон. лет. 1. 165 Степ. кн. 1. 205 Нестор в летописи именует, кроме митрополита, только двух епископов: Переяславского и Юрьевского; но в житии святых Бориса и Глеба сам же выразился: «И събра митрополит вся епископы и вся церковники, идеже беста раце святою, хотя пренесение сътворити». Потому вероятно показание мниха Иакова и позднейших летописей, что при этом находились также епископы Черниговский и Белгородский.

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

С. Р Лет I. 188: , всех умудряя телесными и «духовными беседами; часто 6о чтяше книги с прилежанием и творяше все по писанному " 20 Он хвалился Поликарпу, что «может сказать ему полезное от всех книг» (Памятн. XII века, CXXVIII) 28 Правосл. Собесед. 1858, 7, с 253 Монах Кирилл, мон. Гурий Тушин переписал два обширных сборника житий «Нилова потружения» (Изв. Ак. Наук по П отд. 1897, I, 78–80) 33 Татищев, Ист. Рос. II, 105, 138, 144, 181, 280; III, 220, 238–239, 416 и 446, пр. 601–602 Показания Татищева принимают. Бутков (Обор. лет. Нест, 165); Соловьев (Ист. Рос, Ш, 88–89, IV, 272); Н. А. Лавровский (О древн. рус. училищах, Харьк. 1854, с. 19–50); М.И. Сухомлинов, О языкозн. в древн. Рос. (Уч. Зап. Ак II. по II отд, 1, 216–229). См. наше замечание (Оп. рус. историогр., II, 1433–1434) 34 Правосл. Собесед 1858, 4, с. 503 и др. Подробнее см наш Оп. рус. историогр., I, 731–749; II, 1120–1126 (здесь и дальнейшая их судьба). 35 Правосл. Собес. 1859, 1 (Соловец. библ, 31). Подробное описание рукописей, поступивших в Казан. дух. акад., составл. Порфирьевым, 3 вып. Каз 1881–1898. 38 Житие Феодосия в Уч. Зап. Ак. Н., II отд., вып. II, 148 (также в Чтен. Общ. истории и древн. и в изд. В.Яковлева) 40 Сказ Рус. нар. Сахарова II, 53, 54. Некоторые считают это известие позднейшим (Соболевский, Юж. слав, влияние, 11). Другие вполне принимают (Срезневский, Макарий, Филарет). В защиту писал Муретов (Богосл. Вести 1898 г. 1, 2) 41 Опис. рукоп. Синод. библ. I, 221–227; Срезневский, Древн. памятн., 52, 212, 250, 379, Опис. рукоп. Рум. музея, 516–517; Строев, Библ. Словарь, 11, 13, 400, 415; Акты историч. I, 8; Макарий, IV, 270–271, Соболевский, Перевод литер. 6–10, 24–31, список книг, писан русскими в Константинополе (см.приложение 2-е) 42 Прибавл. к Твор. св. отц., год VI, кн. 1. О сношениях рус. мон. с Афон. обит., 130, Чтен. Моск. Общ. ист. г. I, 4, О Пантелеймон. мон., 12; Г.А.Ильинский, Знач. Афона в истории славян. письмен. (Ж. М. Н. Пр. 1908, 11, 41) 43 Прав. Собес. 1859 г., 12, 378 Христ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

420 Как у иудеев, так и у христиан было общее мнение, что Енох, подобно пророку Илии, был живой взят от людей ( Быт. 5:24 ; Евр. 11:5 ) и что пред кончиной мира он, вместе с Илией, явится на землю. Под двумя свидетелями, которые, по Апокалипсису (11:3) явятся пред кончиной мира и будут пророчествовать 1260 дней, толкователи разумеют также Илию и Еноха. 421 Указания христианских писателей на книгу Еноха собраны у Фабриция Cod. Vet. Test. tom. 1. pag. 160–199; у Гофмана: Das Buch Henoch S. 894–915; у Гфрёрера; Proph. pseudepigr. pag. 267–275; у Дильмана; Das Buch Henoch... S. 82–86. 422 Синкелл приводит в своей хронике 7–10 глав. книги Еноха. Заметим, что текст Синкелла отличается от эфиопского текста. Вероятно, Синкелл имел под руками другую редакцию книги Еноха, или же места из неё приводил по памяти. Некоторые из падших ангелов у Синкелла называются другими именами, чем в 7-й и 68-й глав. книги Еноха. Кроме того, у Синкелла, Климента Александрийского , Оригена и в Заветах 12-ти патриархов указываются еще такие места из книги Еноха, каких нет в эфиопском её тексте. Может быть, эти писатели пользовались другою, более обширною редакцией книги Еноха, чем какая дошла до нас в эфиопском тексте. 423 Они напечатаны в Памятн. Отреч. лит. том. I, стр. 19–23 по рукописям Сергиевой лавры XIV и конца XVI или начала XVII в. и в Памятн. Старин. русск. лит. ч. 3, лист. 15–16, по румянцевской Кормчей 1620 г. 425 Об ангеле, руководившем евреев по пустыне, под которым отцы Церкви разумеют самого Сына Божия, в книге Исхода сказано: Вот Я посылаю ангела (Моего) хранить тебя на пути... Блюди себя пред лицом Его и слушай гласа Его... ибо имя Мое в Нем ( Исх. 23:20–21 ). У пророка Исаии этот ангел называется ангелом лица Иеговы (( ) Ангел лица Его, т. е. Иеговы ( Ис. 63:9 ). 432 Ibidem. S. 249–250. Сравн. с этим сказанием приведенное выше сказание И. Флавия о том, как потомки Сифа поставили два столпа и написали на них свои астрономические открытия. 439 Разумеются египетские волхвы, которые хотели подражать Моисею в чудесах. Мы видели, что об этих волхвах, которые, по преданию, называются Ианнием и Иамврием, существовали особые сказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

71 Сказание Мелитона об успении Божией Матери напечатано в Maxima bibliotheca patrum 11, 212; у Тишендорфа Apocalypses apocryphae, pag. 124–136; у Миня , Dictionnaire des apocryphes, tome 11, pag. 588–589. – Оно не принадлежит Мелитону († 180) и написано около половины V в. 73 Оно открыто Н. О. Эминым и напечатано в Правосл. Обозрении 1874 г.: Сказание о преставлении Богородицы и об ея образе, написанном Евангелистом Иоанном. 77 Оно обнародовано Mingarelli в Anecdota litteraria Amaducci volum. III, pag. 29; напечатано у Миня : Cursus Patrologiae, series graeca, tom. CXX, pag. 185–216; πιφανου μοναχο κα πρεσβυτρου λγος περ το βου τς περαγας Θεοτκου κα τν τς ατς χρονν. В славянских рукописях оно встречается весьма часто под заглавием: «Епифания иеромонаха обители Каллистратовы о житии и воспитании и летнаго показания пречистыя и преблагословенные Владычица нашеа Богородица и приснодевы Мариа». Под таким заглавием оно напечатано в Четь–минеях митр. Макария под 8 сентября; ниже мы печатаем его по списку XVI в. из Торжественника Солов. библ. 370 (1050). Список этот в некоторых местах значительно разнится от Макарьевского. 78 Acta Apostolorum apocrypha, sive Historia certaminis apostolici, ad scripta Abdiae, primo Babyloniae episcopo. A. Fabricii Cod. apocryphus N. T. pag. 387–742. Acta Apostolorum apocrypha. C. Tischendorf. Lipsiae 1851. Acta Joannis unter Benutzung von C. Tischendorf. Nachlass, bearbeitet von Theod. Zahn. Erlangen 1880. Die Apocryphen Apostelgeschichten und Apostellegenden von R. A. Lipsius. Erster Band. Braunschweig 1883. Zweiter Band, zweite Hälfte. Braunschweig 1884. 82 Напечатан у Тишендорфа: Apocalypsis apocryphae, 70–94. По славянским рукописям, под заглавием: «Слово св. Иоанна Богословца о пришествии Господнем, како хощет приити на землю» (напечатано Ягичем в Starine V, 74–78), или «Вопросы Иоанна к Господу на Фаворской горе» (у Хлудова в Трефологии XIV в. 162 и в сборн. XVII в. 108; в Солов. сборн. XVII в. 889) напечат. в Памятн. стар. русск. лит. III, 174: в Памятн. Юсового письма Срезневского, 406–416.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

П. собр. р. лет. 2. 3, 115, 375 Св. Симон в первой части своего послания говорит: «Якоже во Отечнице писано...», а в конце сказания о князе Святоше: «Но что пишет блаженный Иванн, иже в Лествицы». Поликарп в начале сказания о пр. Марке печернике упоминает о древних святых, которые описали жития и чудеса отцев, «иже есть Патерик... еже мы почитающе наслажаемся духовных тех словес». «Из всех любя часто почитати учение преп. Ефрема, и великаго вселенныя учителя Иоанна Златоустаго, и Феодосия Печерскаго, бывшаго архимандрита всея Русии, вся же святых Богодохновенных книг жития их и словеса проходя и внимая почиташе...» И далее: «Достойно же есть и зде помянути слово, яже от жития пр. Савы и о патриархе Иерусалимстем Илии...» Еще далее: «Пишет бо в Златых Чепех всея вселенныя святых отец, яко бысть некий отец от преподобных...» Спустя немного: «И се есть подобно помянути повесть некоего отца духовна к сыну духовну...» Сухомлинов. Замечан. о сборниках, изв. под названием «Пчел», в Изв. II Отд. импер. Акад. наук. Т. 2. С. 222–231 Архим. Савв. Указат. для обозр. Моск. Синод. библ. С. 156, 191, 193, 218, М., 1858 Горск. и Невостр. Опис. рукоп. Синод. библ. 2. 1. С. 141; 2. 2. С. 44, 409 Лавровск. Опис. семи рукоп. импер. Публ. библ., в Чтен. Москов. истор. общ. 1858. 4. 24 Бодянск. О врем. происх. славян. письмен. 42. М., 1855 Срезневск. Древн. памятн. русск. письма и языка. 164, 165, 200 Они находятся уже в Кормчей XIII в., которая первоначально положена была в новгородском Софийском соборе «на почитание священником и на послушание крестьяном», как сказано в предисловии ее, и хранится ныне в Московской Синодальной библиотеке. 82 . А потом встречаются и во многих других Кормчих. Мы пользовались, кроме списка, напечатанного с пропусками (Памятн. российск. словесн. XII в. С. 173 списками рукописных Кормчих: Рум. муз. 231. Л. 314 238. Л. 392 и Новг. Соф. библиотеки. 437. Л. 312 . Последний список неполный. В некоторых рукописных сборниках эти записанные Кириком канонические ответы встречаются только в отрывках, иногда даже без его имени и в соединении с другими правилами неизвестного происхождения, например — в сборн. моей библ. 9. Л. 51 и сборн. библ. СПб. Дух. Акад. 129. Гл. 30 под заглавием: «Правило св. апостол и отец» Записки Кириковы изложены и у Герберштейна, но только в сокращении и не всегда верно (Rer. Moscovit. Commentar. 25. Francof., 1600 Кто был сам Кирик? В записках он представляется священником или иеромонахом (печатн. С. 175 Но одно ли он лицо с тем иеродиаконом и доместиком новг. Антониевой обители, который еще в 1137 г. написал краткое сочинение о пасхалии, решительно сказать не можем .

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010