В могилу гроб опускали на холстах, а по нужде – на веревках, на лыках или на кушаках. Каждый считал своим долгом, после того как гроб опущен, бросить в могилу горсть земли. На могиле делалась небольшая продолговатая насыпь в длину могилы, иногда меньше, которую потом обкладывали дерном родные или друзья. Часто на могилу клали камень, как объясняли, для того, чтобы могила была заметнее, чтобы ее не перекопали. У старообрядцев не было принято класть могильных каменных плит, т. к. при воскресении мертвых последним трудно будет поднять камень. На могиле ставился деревянный или железный крест, а иногда просто вкапывался деревянный столб, на который вешали образок. Часто могилу обносили решеткой и сажали деревья. Деревенское кладбище, или как его называли, «погост», обычно представляло из себя рощицу, нередко обнесенную каменной оградой с железной или деревянной решеткой, а древние могильники носили название «рощение». Рубить деревья в этих заповедных рощах было нельзя – презрением клеймился тот, кто нарушал обычай. Могилы иногда вместо насыпи покрывали деревянным срубом из бревен, сделанным по длине могилы. Такой в виде удлиненного колодца сруб был сверху открытым, изображая из себя, т. о., ограду могилы, в др. случаях его покрывали плоской или двускатной кровлей, на которую ставили также крестик. В этом случае получалось подобие деревянного долмена или домика. Такая постройка называлась «голубец» или «голбец». Чаще эта форма надгробного памятника встречалась на кладбищах хранителей древней поры и старых обычаев – старообрядцев. Такие деревянные срубы, между прочим, были сделаны над могилой прп. Макария Писемского (XV в.) и Ферапонта Монзенского (XVI в.). Иногда бывали кирпичные надгробия и чугунные плиты. Последние устраивали чаще всего помещики. Строили также памятники в виде часовен со стеклами в нишах, куда ставили икону или распятие и лампаду. В к. XIX в. стали привозить железные кресты из города с надписями на жести или на железном листе годов рождения и смерти и со стихами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К числу исследований, которыми гордится немецкая наука, принадлежит «Die Sage vom Ursprung der Christusbilder» (1842 r.) Вильгельма Гримма. Здесь подробно рассмотрено апокрифическое послание Авгаря ко Христу, заключающее в себе сказание о нерукотворенном образе. Уже у Евсевия († 340) находится письмо Авгаря ко Иисусу Христу и ответ на него Спасителя в переводе с сирского языка. Царь Эдессы Авгар, заболев, посла письмо к Иисусу с просьбой прийти в Эдессу и исцелить его. Спаситель послал ап. Фаддея, который возложил руку на больного и исцелил его. У Евагрия († 593) находится послание Авгаря с присоединением сказания, что Иисус Христос послал Авгарю нерукотворенный, но богосозданный образ. Более подробные сведения о происхождении образа находятся у Иоанна Дамаскина († около 760). Ни о болезни Авгаря, ни о письме его ко Христу здесь не говорится. Авгар, пылая любовью к Господу, отправляет живописца, который должен был срисовать Его лицо. Но живописец не мог этого сделать, по причине сияния, исходившего от лица Христова. Тогда Господь приложил свой плащ к божественному, животворящему лицу и отображает на нем Свой образ, который посылает потом Авгарю. Константин Порфирогенет († 959) написал специальное сочинение об образе в Эдессе и торжественном перенесении его и письма Иисуса Христа в Константинополь в 944 г. Оставляя в стороне многочисленные западноевропейские сказания о нерукотворенном образе, рассмотренные В. Гриммом, мы можем ограничиться сказанием Иоанна Дамаскина , так как славянские апокрифы о послании Авгаря, по-видимому, связаны со сказанием Иоанна Дамаскина о нерукотворенном образе. Послание Авгаря издано Н.С. Тихонравовым во II т. «Памятн. отреч. литер.» по рукописи XVI в. Здесь говорится, что эдесский царь Авгар послал живописца Луку в Иерусалим снять портрет с Иисуса; но Лука не мог этого сделать. Тогда Спаситель возложил полотно Себе на лицо, и Его лицо напечатлелось на полотне. Спаситель отправил в Эдессу ап. Фаддея. Достигнув города Иерополиса, Фаддей и Лука побоялись войти в него и остановились вне города. Огненный столб над нерукотворным образом открыл горожанам их местопребывание. Горожане не застали на месте Фаддея и Луку, которые перед их приходом отправились дальше в дорогу, но нашли камень, на котором от лежавшего убруса напечатлелся образ Спасителя. Они внесли камень в город. В Иерополисе от этого камня, а в Эдессе от убруса с нерукотворенным образом Иисуса Христа произошло много чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

Магометане, благодаря своему живому воображению, идут дальше. Они видят даже (не все, но только избранные) волосяной мост, перекинутый через Иосафатову долину от вершины Елеонской горы до стены Иерусалима. По этому мосту, говорят они, станут переходить после страшного суда души людей, при чем души праведников, поддерживаемые Ангелами, пройдут свободно, а души грешников потеряют равновесие и полетят в Иосафатову долину, где их проглотит ад. Некоторые из памятников Иосафатовой долины очень древни, как о том свидетельствуют надписи на них: но принадлежали ли памятники с именами Авессалома, Иосафата, Захарии и т. д. этим самым историческим лицам – это решить довольно трудно, хотя седая древность их не может быть подвержена сомнению. С этой точки зрения они и заслуживают внимания и интереса ученого наблюдателя. Памятник Авессалома представляется громадной глыбой, обделанной в виде правильного четырехугольного здания с круглой конусообразной крышей и четырьмя готическими колоннами по сторонам. По мнению евреев, это есть тот столб, который еще при жизни своей Авессалом приготовил в долине царской, как место для своей гробницы ( 2Цар. 18:18 ). Но, судя по ее архитектуре, следует предполагать, что она сооружена гораздо позже этого времени. Ионические колонны, окружающие ее основание, указывают, что ее следует причислить к сирогреческому времени 35 . Около памятника – груда камней. Это символ презрения к непокорному сыну Давида со стороны верующих евреев, которые бросают камни в памятник, проходя мимо него. Мы знаем, что когда Авессалом был предательски убит Иоавом во время бегства с поля сражения при Маханаиме, тело его бросили в пропасть велику в дубраве, и складе над ним купу камения велику зело. ( 2Цар. 18:17 ). Это сделано было для оскорбления его тела. Каждый прохожий должен был к общей груде прибавлять еще камень, произнося проклятия сыну, восставшему против отца. Во имя этого предания евреи и теперь бросают сюда камни с проклятиями. Рядом с памятником Авессалома показывают гробницы царя Иосафата, пророка Захарии, и Иакова, первого епископа Иерусалимского, низвергнутого с кровли храма в долину Иосафатову за исповедание имени Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЙН-КАРЕМ сел. юго-западнее Иерусалима , почитаемое как одно из возможных мест рождения Иоанна Предтечи , где располагался дом его родителей, праведных Захарии и Елисаветы . Лк 1. 39 описывает это селение как расположенное в гористой стране. Идентификация основана на совпадении расстояния от Иерусалима (7,5 км), к-рое архидиак. Феодосий , совершивший в 530 г. паломничество, называет в своем описании Св. земли (De situ terrae sanctae//CSEL. Т. 39. 1898), и на упоминании о праздновании в А.-К. памяти св. Елисаветы (28 авг.) в груз. лекционарии (до 638). О «церкви Бет-Захария» («дом Захарии») писали средневек. авторы, в т. ч. в своем «Хождении» игум. Даниил , к-рый упоминает и вторую ц. св. Елисаветы близ А.-К. («полверсты» от дома Захарии), на месте, где мать Иоанна Предтечи с ребенком спасалась от слуг царя Ирода (традиция, сохранившаяся в апокрифическом Первоевангелии Иакова ). Возможно, что А.-К.- это ветхозаветный Карем , город в колене Иуды (Нав 15. 59). Местность была освоена уже в эпоху средней бронзы; непрерывное обитание фиксируется с эпохи эллинизма до араб. нашествия. Со времени средневековья сохранились 2 церкви - св. Иоанна Крестителя, с 1674 г. принадлежавшая ордену францисканцев , построившему вокруг нее мон-рь, и Посещения в честь встречи Девы Марии и Елисаветы после Благовещения (Лк 1. 39-45), построенная на месте дома праведных Захарии и Елисаветы. Вокруг обеих францисканцы провели раскопки (1938 и 1941-1942 соответственно), обнаружив ряд вырубленных в скале помещений погребального и хозяйственного назначения. Оба храма возникли, вероятно, в визант. эпоху, но их нынешние объемы принадлежат XI-XII вв. В А.-К. находятся рус. Горненский мон-рь (основан в 1871), где хранятся почитаемая икона Казанской Божией Матери, столб от дома праведных Захарии и Елисаветы, камень, на к-ром проповедовал Иоанн Креститель; источник Девы Марии, к к-рому, по преданию, ходила Богородица, когда жила у своей родственницы Елисаветы, протекающий между рус. Горненским мон-рем и францисканским мон-рем Посещения; католич. мон-ри Сестер Сиона (основан в 1860) и Сестер Розария (основан в 1910). Лит.: Saller S. J. Discoveries at St. John " s: Ein Karim, 1941-1942. Jerusalem, 1946; Bagatti B. Saint Jean-Baptiste dans les souvenirs de sa Patrie. Jerusalem, 1980; Finegan J. The Archaeology of the New Testament: The Life of Jesus and the Beginning of the Early Church. Princeton (N. J.), 1992. P. 3-4; Беляев Л. А. Христианские древности. М., 1999; Святая Земля: Ист. путев. по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана/Ред. М. В. Бибиков. М., 2000. С. 88-89. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства

http://pravenc.ru/text/63738.html

По приказанию Наполеона, во многих местах Кремля сделаны инженерами минные камеры, которые должны были взрывами своими истребить Кремлевские здания так, чтобы камень не остался на камене. Для совершенного разрушения Кремля в некоторые казенные здания и церкви натаскано было множество горючих веществ. Исполнителем сего избран Маршал Мортье. В самую полночь на 11 Октября 297 назначено было вдруг зажечь все подкопы; но Французские инженеры не успели запалить все и зажгли не с того конца, как надобно, так что взрывы завалили пороховые кишки к минам; сверх того, при ясном небе, пролился сильный дождь, который остановил губительное действие подкопов и тем спас от разрушения Кремлевские соборы, церкви и монастыри, а в них остававшуюся святыню 298 . от пяти ужасных взрывов, один за другим следовавших и отдавшихся во всех концах Москвы, взлетела на воздух Филарстовская колокольня и средняя с Рожественскою церковью, пристроенные к Ивановской и с нею вместе большой колокол в 3551 пуд, который при падении разбился; груды камней завалили всю Ивановскую площадь; Ивановский, столб лишенный креста своего врагами 299 , при этом взрыве вздрогнул, треснул с верху до низу, но устоял. Сверх того, взорваны в Кремле башни: с южной стороны Водовзводная, Безымянная, где находилась церковь Св. Петра Митрополита, и соседственная с нею Глухая башня, с несколькими пряслами южной стены. При взрыве Арсенала сорвало пирамидальный верх смежной с ним круглой угольной башни, а Никольская разрушена от вершины своей вплоть до чудотворной иконы Св. Николая, которая осталась неприкосновенною вместе со стеклом рамы, тогда как в окрестных, уцелевших от пожара зданиях, не только перебились от силы взрывов окна, но и попадали рамы из окон. Надписью своею на мраморной доске под образом Император Александр торжественно засвидетельствовал об этом чудесном событии. Императорский Дворец был сожжен; но оставшиеся от разрушения соборы, церкви и монастыри ограблены, поруганы и осквернены. Новый гостиный ряд, или Чернышевские ряды в Китае также были взорваны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Но, несмотря ни на что, если у нас будет возможность вернуться — мы вернемся! Это наша земля! Здесь родились мои отец и мать, сестра и братья. Мы всегда жили мирно, и только политика все испортила и всех рассорила. Я не знаю, возможно ли сейчас жить вместе? Все зависит от государства: без уверенности в будущем, в своей безопасности, нам сложно вернуться. Церковь Святой Троицы На окраине села Лаго находится старинное православное кладбище, о возрасте которого свидетельствуют древние каменные кресты. Здесь, перед храмом, похоронены отец и дяди Вукое, чуть поодаль покоится мать. Сейчас все надгробия осквернены и разрушены. Кладбище постепенно и целенаправленно превращается в свалку. Над памятниками сербских полицейских, убитых албанцами, вандалы поработали с особой жестокостью: надгробные плиты и фотографии разбиты на мелкие куски, изображения лиц уничтожено. Когда один из вскрытых склепов родственники стали приводить в порядок, то не обнаружили головы лежащего там человека. Церковь Святой Троицы и сербское кладбище. Фото: Н. Батраева/Православие.Ru      Церковь Святой Троицы, стоящую там же, возводили всем миром на фундаменте храма XVI века. Битая черепица и строительный мусор под ногами, закопченные стены с надписями, выщербленные окна… Вукое, сгорбившись, заходит в алтарь, где от Святого Престола остался только каменный столб, да скинутая поперечная плита. Он зажигает свечу и, осенив себя крестным знамением, ставит ее на место принесения Бескровной Жертвы. В альтаре церкви Святой Троицы. Фото: Н. Батраева/Православие.Ru      — Я руководил строительством этого храма: каждый камень здесь трижды прошел через мои руки. Строили на деньги поселковых властей и пожертвования простых людей: собирали от дома к дому в трех муниципалитетах: Печ, Клина, Исток и частично в Ораховце. Многие люди здесь потрудились, причем, местные албанцы помогали наравне с сербами. В три года завершили строительство, освятили, подготовили стены к росписи (сразу не хватило денег), но всего через год, в 1999-м, ее осквернили и подожгли. Причем, те, кто это сделал, пришли со стороны и никогда здесь не жили. Принимали ли в этом участие местные албанцы, я не знаю.

http://pravoslavie.ru/68497.html

Кедронский поток высох, Гефсиманский сад вырублен, Голгофа срыта и включена в черту города. Благочестивый паломник живет в современном Иерусалиме священными воспоминаниями, которыми дышит вся атмосфера города, хотя и изменившего совершенно свой внешний вид. Особенно полна такими священными воспоминаниями Елеонская гора. С этой горы Спаситель по воскресении вознесся на небо; здесь перед Своими страданиями Он молился до кровавого пота, как человек, о том, чтобы миновала Его «сия чаша»; здесь, по преданию, Он Некоторые из памятников Иосафатовой долины очень древни, как о том свидетельствуют надписи на них; но принадлежали ли памятники с именами Авессалома, Иосафата, Захарии т.д. этим самым историческим лицам – это решить довольно трудно, хотя седая древность их не может быть подвержена сомнению. С этой точки зрения они и заслуживаюсь внимания и интереса ученого наблюдателя. Памятник Авессалома представляется громадною глыбою, обделанною в виде правильного четырехугольного здания с круглою конусообразною крышею и четырьмя готическими колоннами по сторонам. По мнению евреев, это есть тот столб, который еще при жизни своей Авессалом приготовил в долине царской, как место для своей гробницы ( 2Цар.18:18 ). Но, судя по ее архитектуре, следует предполагать, что она сооружена гораздо позже этого времени. Ионические колонны, окружающие ее основание, указывают, что ее следует причислить к сиро-греческому времени. 1401 Около памятника – груда камней. Это символ презрения к непокорному сыну Давида со стороны верующих евреев, которые бросают камни в памятник, проходя мимо него. Мы знаем, что, когда Авессалом был предательски убить Иоавом во время бегства с поля сражения при Маханаиме, тело его бросили в пропасть велику в дубраве, и складе над ним купу камения велику зело. ( 2Цар.18:17 ). Это сделано было для оскорбления его тела. Каждый прохожий должен был к общей груде прибавлять еще камень, произнося проклятия сыну, восставшему против отца. Во имя этого предания евреи и теперь бросают сюда камни с проклятиями. Рядом с памятником Авессалома показывают гробницы царя Иосафата, пророка Захарии и Иакова, первого епископа Иерусалимского, низвергнутого с кровли храма в долину Иосафатову за исповедание имени Христова. Последние две гробницы – крытые пещеры, под своды которых, согнувшись, можно проникнуть довольно далеко. Марко, вероятно сотни раз лазивший под эти своды, по настоянию неугомонных туристов, людей очень докучливых, как известно, не поощрял нашего желания проникнуть туда, говоря,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Продолжая путь, мы достигли упраздненного женского монастыря Всеблаженнейшей, ныне Патриархии, где в главном, отдельно стоящем храме во имя св. Георгия Победоносца открыто почивают мощи св. Евфимии Всехвальной, в значительной степени обнаженные. Греки, по-видимому, не стремятся покрывать останки святых пеленами, как принято у нас. Правда, при таком порядке наглядно убеждаешься в истине, что Господь дивно хранит кости праведников ( Пс. 33:21 ), но нам кажется – религиозное чувство более удовлетворяется, когда раки их украшаются одеждами. Благоговейное почитание требует этого. Ведь полагают же воздухи на лица умерших священнослужителей и монахов, дабы печать смерти не отталкивала и не ужасала окружающих. Как бы ни были нетленны тела угодников, а все же и они теряют настоящий вид, не говоря уже о том, что, находясь открытыми, могут привлекать праздных, любопытных зрителей. Из других святынь в патриаршем храме нужно отметить следующие: части мощей св. ап. Андрея, св. Соломии и Феофании и особенно находящуюся в притворе икону «Всеблаженнейшей», чудно изображенную. Очи Богоматери взирают на тебя, с какой бы стороны ты ни стоял. Справа у иконостаса показывают столб бичевания Спасителя и тут же кафедру св. Иоанна Златоуста или так называемый «Вселенский престол», сделанный из черного дерева с резьбой и украшениями из слоновой кости. Наш спутник, большой почитатель великого проповедника покаяния, пришел в восторг при виде столь дивного памятника. Взошедши на него, он долго находился в молитвенном состоянии, очевидно, представляя себе образ Вселенского учителя, златоглаголевые речи его, толпу слушателей и т. д. Памятны здесь еще Средние ворота, на которых в 1821 г., в светлый день Воскресения янычарами был повешен Патриарх Григорий V, тело которого 2 дня оставалось неубранным, а потом было отдано евреям на поругание. Сорвав со Святителя одежды и достаточно поглумившись, эти противники Христа, привязав большой камень, бросили мученика в море. Но Господь сотворил чудо. Несмотря на тяжелый груз, труп всплыл на поверхность воды и прибился к русскому судну, управляемому благочестивым капитаном. В подобранном и привезенном в Одессу покойнике все узнали нового священномученика, Патриарха Григория V. Гроб с останками архиерея Божия сначала находился в греческой Троицкой церкви, причем от Святого исходило благоухание и совершалось множество знамений, а затем с подобающей честью он был переправлен в Афины, где ныне почивает в главном городском соборе, привлекая много православных поклонников.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Стефан Новгородец. (1350 г.). А. Цареградские памятники Общественные городские памятники «столпы и болваны (статуи) каменные», как невиданная ещё тогда (с XIV ст.) на Христианской Руси диковинка, не могли не обратить на себя внимание наших любознательных паломников; и вот они действительно описывают их во всей подробности, не преминув записать и местных народных сказаний об их значении. Стефан Новгородец : «Идохом к Святой Софии, и видехом: тут стоит столб чуден вельми, толстотой, и высотой 3 , и красотой, издалеча смотря видети его, и на верху его сидит Юстиниан Великий на коне, вельми чуден, аки жив, в доспесе одеян Срацынском, грозно видети его, а в руце держит яблоко злато велико, а на яблоке крест, а правую руку от себя простре буйно на полдни на Срацынскую землю, к Иерусалиму. А от столпа Юстинианова внити в двери Святой Софии» 4 . Тот же столп описан и у Иеродиакона Зосимы : «Пред дверьми Святой Софии стоит столп, на нём Царь Юстиниан стоит на коне: конь медян и сам медян вылит, правую же руку держит распростерту, а зрит на Восток, а сам хвалится на Срацынские Цари; а Срацынские Цари против ему стоят, все болваны медяны, держат в руках дань и глаголют ему: „А не хвалися на нас, Господине; мы бо ся тебе ради, и посягнем противу ти не единожды, но многочастне“. В другой же руке держит яблоко золото, а на яблоке крест». За тем у наших паломников следует описание Ипподрома и некоторых из его памятников, а именно: Египетского обелиска и змеиной колонны. Иеродиакон Зосима описывает оба эти памятника, а все четыре наших паломника упоминают о змеиной колонне, аки наиболее привлёкшей их внимание, по соединённому с ней местному мистическому преданию: «А оттуда (от Святой Софии), пишет Иеродиакон Зосима, есть, яко с стреловище, место, еже ся зовет Подорожье 5 , урыстание конское, и туто поставлен столб на спе, а соп 6 есть вышины человека с 3-и, а на спе том лодыги 4-е мраморяны, а на лодыгах тех поставлен столп, а высота его 6 сажень 7 а ширина его одна сажень, един камень без става. И ты бо, человече, читавый хоженье се, не моги тому подивитися: кто бо тое есть ставил? Какие бо се были людие?»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Константиново. Неизвестная часовня. Часовенный столп Часовня. Действует.   Год постройки:приблизительно 1987 - 1990. Архитектор:С.Г. Варганов Адрес: Рязанская обл., Рыбновский район, с. Константиново Координаты: 54.864903, 39.598975 Проезд:Константиново На берегу реки Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Маленькая каменная часовенка, крытая тесом, располагалась за церковью на кладбище у склона горы. Здесь же когда-то лежал большой камень, о котором Есенин упоминает в стихотворении «Возвращение на родину»: Одна, как прежняя, белеется гора, Да у горы Высокий серый камень. «Место это особенное, памятное, — пишет А. Д. Панфилов, много лет посвятивший изучению Костантинова тех дальних лет, — здесь любил бывать Есенин. Заречные дали открываются отсюда. Луг за Окой напротив называется Дубняком. Налево, за рекой – излучина Оки – Макаров Угол, — по эту сторону Оки, у теперешней речной пристани — Дашин бугор». Здесь когда-то была похоронена девушка, лишившая себя жизни. Звали ее Дашей, и по старым обычаям хоронить ее на общем кладбище было нельзя. В наши дни маленькую часовенку на склоне горы восстановили. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Вероятно, это не часовня, а, скорее, " часовенный столб " , т.к. внутреннего помещения для проведения богослужений нет. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=08284

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010