1 образ Бога невидимого. Для Павла вера в подлинное Божество Христа ( Рим. 9,5 ; Флп. 2,6 ; Тит. 2,13 ) имеет практическое значение: будучи Богом по природе, Христос открывает Бога, Который в полноте Своего величия невидим для очей и непостижим для разума ( 1Тим. 1,17; 6,16 ). Эта мысль имеет параллель в Ин. 1,1–18 и Евр. 1,3 . В случае же колоссян, как замечает Кальвин, главная мысль заключается в том, что «мы, таким образом, должны иметь попечение о том, чтобы не искать Его (Бога) где-нибудь в другом месте, потому что вне Христа все претендующее на то, чтобы представлять Бога, будет идолом» (Кальвин: Комментарий к Кол. 1,15 ). рожденный прежде всякой твари. Павел не говорит, что Сын был первым сотворенным существом (ср. ком. к ст. 17). Как и в ВЗ, где слово «первенец» означает сына, который является главным и основным наследником (напр., Исх. 4,22 ; Пс. 88,28 ), термин «перворожденный» употребляется в Послании к Колоссянам как титул, обозначающий положение. Поскольку Он особенно возлюблен Отцом (ст. 13) и именно в Нем, Им и для Него было создано все (ст. 16,17), Сын имеет власть над творением и обладает всеми правами на него. 1 все Им и для Него создано. Поскольку Христос одновременно и совершитель творения, и его цель, Он является Господом всего существующего, включая и ангельскую иерархию, которую, по мнению колоссян, якобы необходимо умилостивлять или почитать. Христос есть Господь ангелов, а не равный им. 1:17 Христос вне времени и пространства. Этот стих ясно выражает то, о чем неявно сказано в ст. 16: Христос существует «прежде всего» творения и к нему не принадлежит. 1 Глава тела Церкви. Павел касается этой темы во второй части рассматриваемого гимна, а более подробно разъясняет ее в Еф. 1,21–23 и 4,15; 5,23. начаток, первенец из мертвых. Воскресение Иисуса ознаменовало собой начало нового творения ( 2Кор. 5,17 ; Кол. 3,10 и ком.). Иисус начаток вообще, или начало всего, в т.ч. и первый восставший из мертвых. Христос открыл новый век, предсказанный ветхозаветными пророками ( Деян. 2,29–36; 13,32–35 ), основал Собою новое человечество, которое заменило ветхого человека в Адаме. Воскресение Христа является одновременно предвосхищением и залогом того воскресения, которое уготовано всем Его братьям и сестрам ( Рим. 8,29 ; 1Кор. 15,20–28 ; Евр. 1,6; 12,23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

По смерти Цвингли, реформацию в Швейцарии продолжал и закончил Кальвин. Кальвин родился в 1509 г. во Франции, в городе Нойоне, учился в Париже сначала юриспруденции, потом богословию. В то время реформация Лютера, охватившая Германию, стала проникать и во Францию и находила там горячих последователей. Проповедники протестантства составляли тайные общества с целью и во Франции произвести реформацию, подобную германской. Молодой Кальвин также увлечен был общим ходом реформаторских стремлений. Он был подготовлен к отпадению от католической церкви сознанием ее недостатков, прежде чем сблизился с людьми протестантского образа мыслей. Он, как и Лютер, чувствовал в своей совести неудовлетворение тем способом примирения с правдой Божией, который католическая церковь указывала в исполнении внешних дел. Окончательный разрыв Кальвина с католической церковью произошел около 1532 г. С этого времени он начинает распространять свои новые исповедные идеи: посещает собрания лютеран в Париже, произносит проповеди и пр. Рассчитывая на покровительство Маргариты Наваррской, сестры французского короля Франциска I, сочувствовавшей реформаторским идеям, Кальвин хотел открыто выступить (в 1533 г.) деятелем реформации в своем отечестве. Но с этого времени начались на него гонения и он должен был спасаться бегством; в продолжение нескольких лет Кальвин не имел постоянного местопребывания, переходил из Франции в Швейцарию и из Швейцарии во Францию, пока, наконец, не поселился в свободной и независимой Женеве (1536 г.). Здесь, вместе с Фарелем, он усиливался устроить своеобразную церковь ; но вследствие оппозиции со стороны враждебных ему партий был изгнан отсюда (1538 г.). После того Кальвин удалился в Страсбург, где занимался богословскими трудами и принимал участие в делах немецкой реформации. Через три года Кальвин с величайшим почетом был возвращен в Женеву и сделался законодателем города. Он издал здесь замечательные уставы церковной организации и провел их в жизнь, несмотря на ожесточенную борьбу партий, восстававших против его реформы. Женева сделалась центром кальвинизма и исходной точкой его обширного влияния на весь почти запад Европы. Кальвин усердно трудился в Женеве до самой своей смерти в 1564 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Послание имеет предисловие ( Кол.1:1–8 ), догматическую часть (I, 9 – 2, 23), нравоучительную часть ( Кол.3:1–4, 6 ) и заключение ( Кол.4:7–18 ). В богословском отношений это наиболее христологическое послание. В связи с опасностью гностических идей в нем наиболее выразительно изложено самое существенное учение о Христе, какого мы не встречаем ни в какой другой книге Нового Завета. Христос – возлюбленный Сын Божий ( Кол.1:13 ), предвечно рожденный ( Кол.1:15 ). Он есть образ Бога невидимого ( Кол.1:15 ), в Нем обитает вся полнота Божества телесно ( Кол.2:9 ), Он творец и промыслитель мира ( Кол.1:16–17 ) и искупитель человечества ( Кол.1:20; 2, 14–15 ). Другой важной темой Послания является тема Церкви. Как и в послании к Ефесянам, Церковь мыслится не как местная, но как вселенская, глава которой – Христос, а она – тело Христово ( Кол.1:18, 22, 24; 2, 13–19 ). Верующие суть члены Христовы, каковыми они стали через крещение ( Кол.2:11–13 ). Поэтому они имеют во Христе полноту освящения и надежду на спасение. Апостол предостерегает от пристрастия к иудейским обычаям относительно пищи, праздников и т.д. – так как это лишь тень настоящего, суть которого – во Христе; предостерегает от самовольного смиренномудрия лжеучителей, от неразумного изнурения тела ( Кол.2:23 ). В нравоучительной части ( Кол.3:1–4, 6 ) Апостол указывает на высоту христианский жизни: она должна быть отрешенной от всего земного – мы должны о горнем мыслить, а не о земном, ибо жизнь наша в Боге сокрыта ( Кол.3:1–3 ). Следовательно, мы должны умерщвлять земные, т. е. греховные привычки наши (блуд, нечистоту), совлечься ветхого человека и обжечься в нового, образовав новое общество на началах любви ( Кол.3:5–15 ). Апостол излагает ряд частных правил относительно семейных и социальных отношений: жены должны повиноваться мужьям; дети слушать родителей, отцы не раздражать детей; рабы во всем должны повиноваться своим господам; господа обязаны оказывать рабам должное по справедливости ( Кол.3:18–25 ). Призывает благоразумно относиться к внешним, слово содержать «приправленное солью», т. е. благодатное ( Кол.4:1–6 ). АНАЛИЗ ПОСЛАНИЯ К КОЛОССЯНАМ

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Понятно, как благоприятно развитию реформаторских идей Кальвина могло быть пребывание его в Страсбурге. До сего времени Кальвин ограничивал свою деятельность неширокою областью. Но с переселением в Страсбург он вступал в живые отношения ко всему протестантскому миру. В Страсбурге Кальвин, по предложению Буцера, принял должность проповедника протестантской общины французских эмигрантов, для которых насущною потребностью было слушать учение слова Божия на родном их языке. Но Кальвин не ограничился только проповедью, он решился из общины своих земляков устроить по своему плану такую церковь , которая могла бы быть образцом для протестантов во всей Франции 110 . Для этого он встретил здесь благоприятные условия. Городской магистрат предоставлял ему полную свободу действий в среде иностранцев; между ними не было партий, которые бы ставили препятствия к осуществлению его плана в обществе французов, покинувших свое отечество ради протестантских убеждений, не было привязанности к католическому и не было недостатка ревности к евангелическому исповеданию. Поэтому те проекты реформации, которые встречали противодействие в Женеве, нетрудно было ему осуществить в Страсбурге. Образцом для церковной организации послужили как те учреждения, которые Кальвин пытался ввести в Женеве, так некоторые и новые, уже существовавшие в Страсбурговой церкви. Здесь введено было пресвитериальное церковное управление по плану Ламберта и Эколампадия. Кроме проповедников, в Страсбурге избирались из мирян старшины, обязанные следить за нравственностью членов церковной общины и диаконы, заведовавшие делами церковной благотворительности. Должности пасторов, старшин и диаконов, равно как и собрания этих служителей церкви учредил Кальвин в общине своих земляков. Все они каждый четверток собирались вместе для молитвы, объяснения Библии и совещаний по делам церковным. Кроме того Кальвин, обязавши своих единоверцев всех без исключения приобщаться каждый месяц, установил предварительное приготовление к нему чрез испытание.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

Но по словам Кальвина, хотя определением совета и было постановлено, чтобы с отменою папства введена была евангелическая религия, но «нам казалось, что она не имеет того вида, какого требовало правильное отправление нашей должности» 79 . И в другом месте говорит: «когда я в первый раз пришел в эту церковь , в ней как бы ничего не было. Проповедывали – и только. Тщательно отыскивали идолов (разумеются иконы) и жгли их. Но здесь не было никакой реформы. Все было в брожении» 80 . Вследствие того Кальвин признал нужным составить определенную форму исповедания и сделать общеизвестными главные его догматы и заповеди закона Божия. Чтобы сделать это исповедание безусловно обязательною для всех нормою религиозных верований и руководством нравственной жизни, определяемой заповедями закона Божия, Кальвин признал необходимым, чтобы все жители Женевы и подвластной ей области дали присягу в принятии формы исповедания. Затем Кальвин предположил установить церковное управление и надзор за нравственным поведением верующих. Чрез три месяца со времени прибытия Кальвина в Женеву, было написано на французском языке «Исповедание веры» 81 . Оно назначаясь для общенародного употребления, в 21 члене излагало существенные догматы реформатского учении. Язык и порядок изложения показывают, что редактором этого исповедания был Фарель, как и предполагают некоторые 82 . Но что мысли содержащиеся здесь принадлежат Кальвину, это едва ли подлежит сомнению. На основании определенного свидетельства Безы 83 , мы не можем не признать, что в составлении этой формы исповедания более всего трудился Кальвин. Советом города она одобрена была для всеобщего употребления 84 . Вместе с тем Кальвин на французском языке составил катихизис, который в последствии времени переведен был на латинский язык 85 . Это было, краткое извлечение из наставления в христианской вере, по местам дословно заимствованное из него, но только упрощенное в изложении. Фарель и Кальвин представили, совету «двухсот» проект церковного устройства на рассмотрение и утверждение с тем, чтобы этот проект получил значение не только церковного законодательного акта, но и силу государственного обязательного для всех закона.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

Но здесь не одни богословские вопросы занимали Кальвина. Когда в 1540 году издан был эдикт во Франции о преследовании всех уклоняющихся от католической церкви, как государственных преступников, Кальвин старался возбудить на сейме в немецких государях участие в положении своих единоверцев и писал к королеве Наварской Маргарите, уже известной нам, чтобы она вступилась за гонимых во Франции протестантов. Осенью 1540 года Кальвин отправился на сейм в Вормс как уполномоченный магистратом города Страсбурга, и Герцогом Люнебургским 132 . Потому официально принимал участие в переговорах, и представители католичества: Экк, Кохлей и Мальвенда должны были испытать тяжесть его присутствия. Здесь, как и во Франкфурте и Гагенау, Кальвин не доволен нерешительностью и уступчивостью немецких богословов. По его мнению, нужно было бы начинать переговоры отвержением всего того, что одобрялось папством. Задача сеймов, по его убеждению, состояла в раскрытии пред немецкою нациею действий папства и его поборников; чрез это, по его предположению, должно пасть само папство. В таком радикальном направлении Кальвин и действовал как на самом сейме, так и вне сейма на диспутах с богословами 133 . Вормский сейм, как и предшествовавшие, не привел к унии католиков с протестантами. В январе 1541 г. созван был сейм в Регенсбурге куда, в следствие убеждений Меланхтона, отправился Кальвин, как уполномоченный от города Страсбурга. Папа Павел III, употребив посредником унии императора Карла V, преследовал затаенную свою мысль возвратить протестантов в католическую церковь ; а императору представлял, что он, примирив их с нею, может воспользоваться силами их в войне, которою угрожали Турки. С этою целью папский легат Фарнезь до открытия сейма от имени папы Павла III представил императору отеческое увещание. Чтобы уничтожить действие этого увещания, Кальвин в псевдонимной брошюре 134 под именем Евсевия Панфила разоблачает затаенные виды папы, которых он хотел достигнуть, показывая вид, будто он искренно желает примирения с протестантами, а не привлечения их в католичество.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

Затем рассмотрим учение его о восстановлении человека, его падении и условиях восстановления, предопределении, оправдании и возрождении. Затем мы изложим учение Кальвина о церкви и таинствах и представим его взгляд на почитание святых, мощей и икон. Кальвин, подобно Лютеру и Цвингли, почитает единственным источником религиозного познания священное Писание 415 . Только в нем он видит норму не только веры, как Лютер, но и жизни христианина. Дорнер правильно говорит, что Кальвин видит в священном Писании преимущественно откровение воли Божией, которую изрекал Бог чрез священных писателей людям 416 , и как бы кодекс закона 417 . Поэтому всякое малейшее отступление от буквы Писания Кальвин почитает возмущением против величия Божия, суеверием и идолослужением: rebellio divinitatisque crimen est et. idolatria a scriptura vel tantillum recedere 418 . В достоверности или божественном авторитете Писания человек убеждается чрез свидетельство Св. Духа. Testimonium Spiritus omni ratione praestantius esse respondeo. Idem Spiritus, qui per os Prophetarum loqnutus, est, in corde nostro penetret necesse est, ut pesuadeat fidehter protulisse, quod divinitus erat mandatum 419 . Признавая св. Писание единственным источником религиозного познания и нормою жизни христианской, Кальвин решительно отвергает авторитет церковного предания – исписанное Слово Божие, как оно сохраняется в общем сознании церкви (sensus communis Ecclesiae), в определениях вселенских соборов и учении отцов церкви. В этом отношении Кампшульте справедливо называет Кальвина совершенно антитрадициональным 420 . Действительно Женевский реформатор в своем отношении к церковному преданию был радикальнее Лютера, который, для уяснения смысла свящ. Писания и своего вероучения, иногда обращался к общему согласию древней церкви. Кальвин же совсем отвергает руководительное значение Церкви в определении библейского канона и объяснений св. Писания. По его мнению, авторитет Церкви зависит от ее согласия с св. Писанием, но Писание не может получить своего авторитета от Церкви. «Самая пустая выдумка, говорит Кальвин, будто власть судить о Писании принадлежит Церкви; так, чтобы от ее указания (nutu) зависела его достоверность» 421 . Указывая на некоторые разногласия древней Церкви о каноне священных книг, он говорит, что Церковь не могла составить его 422 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

Сущность евхаристии, по мнению Цвингли, состоит в благодарном воспоминании крестной смерти Спасителя и в общении веры и любви между христианами. Таким образом цюрихский реформатор превращал это величайшее таинство почти в такое же простое действие, каким была напр. вечеря любви 492 . По мнению Кальвина ни воззрение Лютера, ни Цвингли на евхаристию не заключает в себе полной истины, каждое из них отчасти истинно, отчасти ложно. Кальвин не соглашался с Лютером в том, что он допускал местное присутствие тела Христова in, cum et sub pane и приписывал ему вездеприсутствие. А с Цвингли и его последователями Кальвин не соглашался, потому что они не говорили ясно о том, что в евхаристии человек истинно и действительно причащается тела и крови Христовой. Допуская вместе с Цвингли, что хлеб и вино суть только знаки или образы тела и крови Христовой, Кальвин согласно с Лютером учит, что истинно и действительно мы вкушаем их в евхаристии. Но с этого пункта он начинает расходиться с Виттенбергским реформатором. Содержание таинства евхаристии составляет сам Христос с Его божескою и человеческою природою, со всеми дарами благодати и благодеяниями, приобретенными для нас Его заслугами. Поэтому в евхаристии верующие соединяются с Господом, с Его божеством и человечеством, с Его духом и телом, одним словом, с целою личностью Богочеловека, за нас распятого, воскресшего и седящего во славе одесную Бога-Отца. При этом верующие становятся причастниками всех неотделимых от личности Богочеловека даров благодати и благодеяний Его. Различаясь от Лютера в своем мнении о том, что составляет содержание причащения, Кальвин отличается также и в понятии о самом способе соединения человека со Христом Женевский богослов, не допуская местного присутствия тела и крови Христовой в хлебе и вине, отвергает учение о вещественном вкушении их и не допускает того мнения Лютера, что даже и неверующий приемлет тело и кровь Христовы. В этом пункте своего учения Кальвин воспользовался выработанным прежде него учением о духовном причащении. Признавая, что Христос с телом вознесся на небо и оно, как подлежащее ограничениям пространства, не может присутствовать в веществе хлеба и вина, Кальвин учил, что тот, кто желает приобщиться Христа, должен духовно, верою чрез Св. Духа вознестись на небеса 495 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

Глава IV Увещания общего характера (1–6). Сообщения Апостола о своем положении и приветствия читателям (7–18). Кол.4:1 .  Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах. Преподав наставление господам (1), Ап. преподает некоторые наставления о молитве и, в частности, просит молитв о себе ( Кол.4:2–4 ), а потом научает, как читатели должны относиться к нехристианам ( Кол.4:5–6 ). См. Еф 6:9 . Кол.4:2 .  Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением; Кол.4:3 .  молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, Кол.4:4 .  дабы я открыл ее, как должно мне возвещать. См. Еф 6:18–20 . Кол.4:5 .  Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Кол.4:6 .  Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому. «Со внешними», т. е. не принадлежащими к Церкви. – «Обходитесь благоразумно». В чем заключается это благоразумие – показывает следующее выражение: «пользуясь временем», т. е. сообразуясь с обстоятельствами времени. – «Слово… с благодатью», т. е. с приятностью (ν χριτι). – «Приправлено солью», т. е. назидательно и метко. По объяснению бл. Феофилакта, это указывает на сдержанность речи христианина. – «Как отвечать каждому». Христианин обязан для пользы других отвечать другим применительно к их личным особенностям. Кол.4:7 .  О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, В заключение своего послания, Ап. рекомендует читателям Тихика и Онисима, которые посланы Апостолом в Колоссы ( Кол.4:7–9 ), а потом шлет приветствия Колосской церкви от находившихся при нем лиц и от себя приветствует церковь Лаодикийскую ( Кол.4:10–15 ). Послание заканчивается некоторыми распоряжениями Апостола ( Кол.4:16–17 ) и приветствием от него лично к Колосской церкви ( Кол.4:18 ). Кол.4:8 .  которого я для того послал к вам, чтоб он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши, Кол.4:9 .  с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кальвин особо подчеркивал сакраментальный характер проповеди. Проповедь для него – это спасительное присутствие Бога в мире, это богоявление (эпифания). Слово проповеди – это слово Бога, обращенное к человеку. Дух Святой во время проповеди пользуется проповедником как орудием для раскрытия в мире милости и благости Бога. С этой точки зрения слово проповеди подобно материи (элементам) таинства. Дух Святой делает слова, их звучание и смысл средством для звучания голоса Бога. Господь «соблаговолил освятить человеческие уста и язык на служение Себе, чтобы в них звучал Его голос» (Наставления. Кн. IV, гл. 1, § 5) 357 . При этом Кальвин подчеркивал, что проповедь также является и человеческим делом. Нельзя отбрасывать важной роли человеческого труда в деле проповеди. Проповедник вкладывает в слово все свои силы и способности. Тем не менее лишь Святой Дух может сделать внешне слабую проповедь орудием в руках Бога, и, наоборот, прекрасно продуманная проповедь без божественной помощи остается безжизненной. Кальвин полагал, что в проповеди, как и в таинстве, человеческое действие нераздельно соединено с действием божественным. В проповеди человеческое слово властью Святого Духа претворяется в инструмент божественного присутствия. Именно слышание слова проповеди делает человека христианином. Кальвин специально подчеркивает, что наставление проповедника в собрании верных имеет особую силу, поскольку в нем говорит Сам Бог . Поэтому проповедь не может быть заменена самостоятельным изучением Писания. Пренебрегающих проповедью Кальвин называет гордецами и безумцами, которые неизбежно бывают «одурманены сбивающими с толку фантазиями и заблуждениями». Именно проповедь в собрании верных хранит Церковь от заблуждений. Проповедь является важным средством сохранения чистоты веры. Кроме того, собрания верных обеспечивают единство Церкви. Кальвин увязывает единство Церкви с повиновением общины слову проповеди: «Это неразрывные вещи: то, что христиане получают истинное научение в слове Божьем, и что после того, как они воспримут предложенное им в слове единым духом и единым сердцем, они будут иметь братское согласие между собой, говоря как бы едиными устами и исповедуя чистую и простую веру» (Проповедь на Послание к Ефесянам) 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010