Лк.1:52–53 . Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя… то есть как Всеблагой Он возвышает смиренных, а сильных – властителей низлагает с престолов, алчущих насыщает, а богатых – πλοτουντας, стремящихся к наживе, отпускает ни с чем. Под сильными – δυνστας – разумеются те владыки земные, которые злоупотребляют своею властью, а под смиренными – ταπεινος – всеми унижаемые и всему покорные. И эти выражения напоминают опять ветхозаветные изречения, например Сир.10:17 : Господь низвергает престолы властителей и посаждает кротких на место их, и Пс.106:9 : ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами. Под благами разумеются не столько блага материальные или вещественные, сколько духовные; алчущих этих духовных благ Он насыщает (ср. Мф.5:6 ), а не сознающих своей духовной бедности отпускает ни с чем со стыдом и позором. В четвертой, наконец, строфе ( Лк.1:54–55 ) Мария возвращается к тому, с чего начала Свою хвалебную песнь, то есть к прославленно Бога. Но здесь Она прославляет Его не от Себя, а от лица Своего народа, прославляет Его за исполнение обетований, данных Аврааму и семени его: восприят Израиля отрока Своего помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его до века. Верность Бога Своим обетованиям составляет основной принцип сего ветхозаветного домостроительства, или лучше всего, мессианского дела. В словах восприят Израиля отрока Своего буквально исполнилось пророчество Исаии: ты Мой раб (у семидесяти вместо раб – отрок – παις), Я избрал тебя и не отвергну тебя ( Ис.41:9 ). Хотя израильский народ и был наказан Богом за свои преступления, лишен был далее политической свободы, переходил из рук одних врагов к другим, но Бог не забыл его, снова протянул к нему Свои руки 4 и воспринял его в Свою отеческую любовь так, как никогда прежде; Он послал для спасения его Своего Единородного Сына, Который восприял от него Свою плоть и кровь ( Евр.2:14–18 ). Слова Аврааму и семени его зависят не от якоже глаголах, как думают Лютер, Кальвин, Гроций и др., а от помянути милости, – это ясно, во-первых, из конструкции слов, а во-вторых, и главным образом, такого сочетания требует выражение до века, которое никак не может зависеть от слова глаголах. Бог потому воспомянул Свои милостиАврааму и семени его, то есть народу израильскому, что милости эти должны продолжаться вечно, как вечно, на все времена простирается действие искупительных заслуг Спасителя. Помянути – образное выражение, означающее не забвение Богом Своих обетований, а то, что Он привел в исполнение эти обетования лишь с течением времени, в продолжении которого они оставались неисполненными, как бы забытыми по давности времени. Таков внутренний смысл хвалебной песни Пресвятой Девы. Наша Церковь поступила весьма мудро, определив воспевать ее на утреннем церковном Богослужении в заключение девятой песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Мы должны четко различать понятия «предопределение» и «предведение». Идея предопределения совершенно чужда христианству. Она противоречит Слову Божию. Господь желает спасения всем. Св. апостол Павел призывает проводить «жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:2–4 ).По учению святых отцов, спасение совершается совместным действием Божией благодати и свободной человеческой воли. Все предсказания и пророчества, которые содержатся в Священном Писании, имеют один Божественный источник, потому что Господь имеет полное предведение всего, что будет. Так Он говорит Иеремии: « прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» ( Иер.1:4–5 ). И апостол пишет : «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» ( Рим.8:29–30 ). В первой цитате сказано «Я познал тебя», а во второй – «кого Он предузнал». Предведение – свойство Божественного Разума. Господь знает все: прошедшее, настоящее и будущее. Человеческий ум ограничен, поэтому не может постигнуть это свойство. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» ( Рим. 11:33 . Употребленное далее слово «предопределил» означает лишь то, что Бог, наперед видя все свободные действия людей, определяет и исполнение имеющихся у данного человека возможностей. Божественный Промысел заботиться о том, чтобы неблагоприятные условия не помешали реализоваться тому благому, что человек имеет. Об этом пишет преподобный Иоанн Дамаскин : « по причине предведения Своего, Бог предопределяет и то, что не находится в нашей власти» (Точное изложение православной веры, кн. 3, гл. 30). В понятии «предопределение», как его употребляет православное богословие, нет того смысла, какой вкладывал в него Жан Кальвин (1509–64), считавший, что одни предопределены к спасению, а другие – к гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Наоборот, именно эти стремления к достижению конкретных целей и являются связующим звеном между христианским служением делу мира и другими стремлениями к его сохранению. В духе тезиса Меланхтона «hoc est Christum cognoscere beneficia eius cognoscere» (познавать Христа — это познавать Его благодеяния.  — Ред.) христологическую основу стремлений к установлению мира следует усматривать в искупительной жертве Христа, итогом которой является владычество, власть Христа. Схему Кальвина о трех видах служения Христа  — пророческом (проповедь, учение), священническом и царском (пастырство), — которые Кальвин ставит в один ряд, необходимо в духе новозаветного понимания Царства Божиего исправить в том отношении, что царское служение Христа является высшей категорией из вышеназванных видов Его служения. Это значит, что владычество Христа, как Пастыря, является не одним из видов служения, а смыслом Его искупительства. Понятие «Царство», или же «владычество, власть», Христово происходит из политической сферы властвования, является таким образом социоморфным. Однако, согласно смыслу, который оно имеет в благовествовании христианства, оно приобрело характер переоценки, о чем свидетельствуют следующие слова Иисуса Христа: «вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мр. 10, 42-45). Поэтому основной категорией Царства Христова является служение любви, во всей полноте деяний Христа проявляющееся в Евангелии, и это служение Церковь должна внедрять в жизнь людей во всем мире. Ясное свидетельство о Боге, воплотившемся во Христе, как о «Боге мира» (Ис 9:6; 2 Кор 13:11; 1 Фес 5:23; 2 Фес 3:16; Флп 4:9; Евр 13:20), подчеркивает, что мир (шалом, ирини) является аспектом власти Христа.

http://blog.predanie.ru/article/hristolo...

Недостатки поведения исправляются: непонимание – учением, злонравие – добрым примером, упорство – наказанием. Так о потомках Давида говорит Господь: «если сыны Давида оставят закон Мой, и не будут ходить по заповедям Моим; если нарушат уставы Мои, и повелений Моих не сохранят, посещу жезлом беззаконие их, и ударами неправду их; милости же Моей не отниму от него и не изменю истины Моей» ( Пс.88:31–34 ). Но народ Божий не поддавался исправлению, по своему упорству, он презирал всякое наказание. Весь народ был поражен как один человек и всецело: голова в язвах, сердце исчахло от ударов и кровотечения. «Не один какой-либо член или внешняя часть тела болит; но существенно-жизненные части так повреждены, что уже не могут быть здоровы» (Кальвин). Едва живому народу грозит смерть; но безумно–упрямый, он не боится смерти! 6. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. (От ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся: несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания). Язвы и раны, нанесенные каким-либо острым орудием, и кровавые пятна – от сильных ударов тупого орудия, по милости Божией, излечиваются иногда при помощи искусства человеческого. Так, когда царь Езекия смертельно страдал от язвы, и со слезами молился Богу о выздоровлении, то пророк Исаия, возвестив ему милость Божию, в то же время посоветовал: «возьми смокв, сотри и приложи пластырь на язву, и будешь здоров»; и царь выздоровел ( Ис.38:1,4–5,21– 22 ). Но еврейский народ, грозно осужденный, беспощадно пораженный, всецело и в крайней степени страдал, так что уже не было никаких средств для его оздоровления и спасения от гибели. В таком состоянии единственная возможность избежать погибели заключается в надежде на милосердие Божие: но погибающий Израиль совершенно оставил Бога и – должен погибать без милосердия... «Не так тяжело болеть, как при болезни не иметь возможности принять врачевство, и особенно, когда есть такой Врач!» ( Иоанн Златоуст ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Но действительно ли апостол Павел имел в виду безусловное предопределение Божие, как пытается в том убедить в своем «Наставлении» женевский богослов? Вернемся к 8-й главе этого же послания ( Рим. 8 ). Стихи 28–30 говорят: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Апостол Павел не случайно прежде предопределения ставит Божественное предузнание. Но Кальвин как бы игнорирует сказанное апостолом раньше и, как мы уже отмечали выше, считает, что ни в коем случае нельзя связывать предузнание с предопределением. Впрочем, это и понятно, иначе, если принять порядок, изложенный апостолом Павлом, то образуется некая причинно-следственная связь, разрушающая кальвинское положение о безусловности. И потом, если допустить, что «зовомы бывают те», – как толкует Амвросиаст , – «о которых Бог предвидел, что по уверовании они будут благоугодны Ему, так что прежде, чем уверовали, уже ведомы были» 29 , то необходимо предположить и наличие свободной воли у человека, что опять же не согласуется с точкой зрения Кальвина, а потому он и оставляет без внимания в своем «Наставлении» это место из Послания, указывающее на не безусловность предопределения, а на его условность. Действительно, спасение зависит не от заслуг человека, не от его происхождения, а только от милости Божией, которая без всякого пристрастия сообразуется в своих действиях и в решениях с нравственным состоянием человека. Исходя из того, как говорит об этом апостол Павел, можно сделать выводы, что предопределение основывается не на беспричинном решении Божественной воли одних сделать сосудами гнева, а других – сосудами милосердия, а на предузнании, всеведении и предведении Божием. Так что, зная, чем каждый из детей Исаака имел быть, Бог и сказал: достоин будет меньший, а больший недостоин, И оба оправдали это жизнью своей и своим нравом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Но отложим аллегорические выражения и скажем об истине явно. Начиная от Христа и от времен Апостольских, все верные на Востоке и Западе твердо и без сомнений верили, что в Евхаристии, то есть в предложенных в Жертву Богу Дарах, после должного освящения, под видом хлеба есть истинное Тело Христово, и под видом вина есть истинная Кровь Христова. Этому Догмату Православной веры тысячу лет от Рождества Христова никто не дерзал прекословить. После того, как прошла тысяча лет, из бездны адской вышел диавол и вселился в некоего Беренгария, первого ересиарха на Западе, не покорившегося этому Догмату. Он учил, что предложенные Дары, хлеб и вино и после освящения не становятся истинными Телом и Кровью Христа, а остаются только образами Тела и Крови Христа. Здесь уместно вспомнить известное видение из Апокалипсиса, о котором святой тайнозритель Иоанн пишет так: И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет, после же сего ему должно быть освобожденным на малое время ( Откр. 20, 1 ). У нас может возникнуть сомнение, не тот ли это сатана, связанный на тысячу лет и потом освобожденный, что вошел в этого ересеначальника Беренгариа, поскольку он начал засеивать свои бесовские плевелы как раз когда прошла тысяча лет, точнее, в 1004 году (смотри Барония, на 1004 год). Но этот ересиарх Беренгарий, который жил и прельщал на Западе, так и был проклят на западных Соборах и испустил свою душу. Минуло немало времени, и пришел некий Виклеф, в 1359 году, дышащий той же бесовской пагубностью, но и он погиб с шумом. Также в 1527 году, при Лютере, явился некий Звинглий, возобновив душепагубную ересь Беренгария и Виклефа, а после него пришли Кальвин, Буцер, Беза и прочие служители семиглавого змея, которые так укоренили эту проклятую ересь, что и доныне этот неизлечимый змеиный яд в различных царствах и провинциях поражает многих людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Но это если ты знаешь, кем ты научен, кто тебе его истолковал, кто тебе его передал и кто тебя наставил. В этом плане апостол Пётр говорит, чем может обратиться Писание, если ты не получил его от кого-то очень важного, если нет этой преемственности апостольской. Если ты не принял учения, как понимать Писание, то есть само толкование Писания – Священное Предание, которое Дух истины раскрыл внутри Церкви. В своем послании Апостол Пётр говорит: «Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» ( 2Пет.3:14–17 ). Оказывается, Писание может быть полезным только в одном случае: если ты был наставлен в учении Церкви и знаешь, кем ты наставлен. Он должен быть авторитетом, столпом в Церкви, его должны принимать все. Допустим,  Иоанн Златоуст  известен во Вселенской Церкви, и нет Церкви, в которой его не принимают, – я имею в виду единой соборной апостольской Церкви. И так очень много великих учителей. Допустим, давайте возьмём Мартина Лютера. Мартин Лютер в единой соборной Церкви никто, еретик, мы не можем его слушать. И здесь очень важно, от кого ты получил толкование Священного Писания. Алексей Волков: Даже протестанты не все воспринимают Мартина Лютера. Александр Кушу: Неважно, Жан Кальвин, Джон Смит, Джозеф Смит, Елена Уайт, Джон Миллер – их множество, я могу всех поименно от I века до XVII века назвать, и даже уже ХХ века в России всех сектантов, ересиархов могу назвать. Но суть не в этом, суть в том, что очень важно, чтобы те, от кого ты научаешься пониманию Священного Писания, были правопреемниками, теми, которые наследовали и рукоположение.

http://azbyka.ru/way/moj-put-k-pravoslav...

опять «беракот»: вот есть трактат «Беракот», это значит благословение. Как благословлять в разных случаях. Так вот он: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в Небесах [вот, я говорю: нет безталанного ни одного человека из здесь сидящих], так как Он [Бог Отец], избрал нас в Нем [во Христе], прежде создания [вот нас не было с вами, вот здесь сидящих не было и в завете – а у Бога мы уже были. И Он, Бог Отец, избрал нас в Нём, с какой целью?], чтобы мы были святы [сказано], и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа». Дальше, 11-й стих: «В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей [Ну как выпадать из этой воли, если мы предназначены к тому по определению Совершающего всё по изволению воли Своей? Давайте всеми силами, хоть отпадаем, да опять надо хвататься. Отпал, и опять надо : ну, не свойственно лежать. Падать свойственно, лежать несвойственно, скажет пророк. Падают все. Вот у Ангелов произошло падение. Нет человека чистого, даже если хотя бы один день жития было его на Земле. Вот у Иова это всё сказано: Вот, Он и в Ангелах Своих усматривает недостатки (см. Иов. 4:18 ) и Небеса нечисты в очах Его (см. Иов. 15:15 ), тем более человек, жизнь которого между утром и вечером; он распадается, как одежда от моли (см. Иов. 4:20–21 ). Так вот, уж если мы предназначены к тому по определению воли Совершающего всё, как же сочинил Кальвин о безусловном определении, как он создал это мрачное учение о безусловном предопределении одних ко спасению, других к погибели? Ну как он мог такое , когда, вот, – сказано, – что мы все “предназначены к тому по определению Совершающего всё по изволению воли Своей”], дабы послужить к похвале славы Его нам . В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом [вот мы эту печать в себе и носим, и эта печать не-сти-ра-е-ма! Нестираема эта печать], Который есть залог наследия нашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

ОТВЕЧАЮ, В-ТРЕТЬИХ: По вашему лжеучению, Христос всуе установил это Таинство. Если причащаться Телу и Крови Христовой есть веровать во Христа, то в Него верили и до установления этого Таинства, веруем в Него и после установления Таинства, веруем всегда, но не всегда причащаемся. ОТВЕЧАЮ, В-ЧЕТВЕРТЫХ: Если бы кто-нибудь звал вас на вечерю, обещая вам некую вкусную пищу и особенное питье, а когда бы вы пришли, только показал бы вам пищу и напиток в их рукописном изображении, а не истинными, что бы вы сказали познавшему вас? Не обманщиком ли вы назвали бы такого, негодуя? Таким обманщиком вы выставляете Христа, якобы призывающего вас на вечерю и питающего вас образом Своего Тела и образом Своей Крови. Третье: В том же Первом Послании в главе 11 Апостол Павел говорит: Ибо Я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: пришлите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое ( 1Кор. 11, 23 ). Об этом говорит Кальвин: все эти слова, то есть: взял, возблагодарив, благословив, преломил, дал, относятся к хлебу. Поэтому когда Христос взял, возблагодарил, благословил обычный хлеб, то преломил и дал также обычный хлеб. ОТВЕЧАЮ: Если кто скажет, что Ирод взял святого, посадил в темницу, убил, похоронил или разрешил похоронить, то вряд ли святой Иоанн был погребен таким, каким посажен в темницу. Нет. Но в темницу был посажен человек, погребен же труп. Так рассуждай и об этих словах: взял, возблагодарив, благословив, преломил, дал. Взял обычный хлеб, дал же Тело Свое, говоря: сие есть Тело Мое. И чтобы не подумали, что это Тело только как образ, тотчас добавляет: которое за вас предается ( Лк. 22, 19 ). О Крови же Своей Он очень ясно говорит у всех Евангелистов: за вас изливаемая. Ядите же, противники, в своих сонмищах, образ Тела Христова и пейте образ Крови Христовой. Мы же с верою и любовью ядим Тело Христово, за нас преданное, и пьем Кровь Христову, за нас излиянную, поскольку не образ Тела Христова за нас предан был на смерть, но истинное Тело Христово, и не образ Крови Христовой излиян был за нас, но истинная Кровь Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Первая работа была лёгкая, посредством которой, однако, он мог понемногу узнавать силы природы и, понимая их, подчинять их себе. Хранение указывает на то, что человек должен был в самом начале своего делания бороться противу природы и преодолевать её силы, стремившиеся разрушить его работу, создание его собственной мысли. Тогда, конечно, силы природы (до проклятия) не были так враждебны человеку, и он мог преодолевать их с большей лёгкостью, чем после, когда тёрн и волчец охватили поля его, но в этой работе и борьбе лежал залог умственного и физического развития человека. Быт. 2 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, Быт. 2 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. Произнесённая Всеведущим Богом угроза смерти в настоящем случае есть вместе и заповедь, и предведение будущего, и естественное последствие греха, потрясшего душу возмущением и страстями, разрушившего тело немощами и болезнями. «Расстроенное и низверженное в грубую чувственность воображение, беспокойные и мучительные чувствования, губительные страсти суть смерть души… Немощи, болезни, разрушение составляют смерть тела»; таким образом, угроза Божия, по выражению блаженного Августина , заключает в себе все смерти, даже до последней, которая называется второю. «Бог угрожает человеку смертию не так, как отмщением, но как естественным следствием преслушания и отпадения. Жизнь и свет человека были в Боге ( Ин. 1:4 ), уклонение от воли Божией было отчуждение от жизни Божией ( Еф. 4:18 ). Что же осталось человеку, кроме смерти?» (Зап. на Кн. Бытия, стр. 27–73). «В день, в который ты вкусишь от него, – говорит Свящ. Писание, – смертию умрёшь». Сама жизнь человека, говорит Кальвин, после падения называется уже смертию, ибо это была жизнь отчуждённого от Бога. Быт. 2 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; В этом выражении, если сравнить его с одобрением творения каждого дня, надобно видеть мысль о том, что творение не было ещё окончено, ибо это повествование относится ещё к шестому дню творения, в который сказано: мужчину и женщину сотвори их ( Быт. 1:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010