Ни в «Словаре историческом о святых, прославленных в Российской церкви» (Спб. 1836), ни у Ключевского (Древне-русские жития святых, M., 1871), ни у Барсукова (Источники русской агиографии, Спб., 1882), ни у графа М. Толстого (Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии, Ярославль, 1887) о Тихоне Карашевском даже не упоминается. Комбинируя вышеприведенныя сведения, мы позволяем себе сделать следующий вывод: 1) В пределах Ярославской епархии существовал с XV столетия Карашевский Воскресенский мужской монастырь; 2) основателем его был инок Тихон, именуемый (или точнее – лишь nominandus, a еще не nominatus или dictus) Карашевским; 3) означенный основатель иноческой обители не был причтен русской церковью к лику святых – общецерковных или местночтимых. Тем не менее, появление изображения неканонизованного святого на иконе само по себе не представляется невероятным: история иконописи знает несколько таких случаев (см. у Голубинского, архим. Никодима, В. Лебедева). Затруднение является с другой стороны. Описанная свящ. Η. А. Скворцовым икона Казанской Божией Матери, несомненно, принадлежит к числу «обетных» икон с «приписью» святых, имена которых носили заказчики или их родители. В таком случае, маловероятно появление на иконе изображения Тихона Карашевского (или Ярославского) с титлом преподобного, особенно в эпоху Петра I, резко преследовавшего самочинные попытки прославления неканонизованных святых, тем или другим способом, без строгого расследования подлежащей церковной власти. Сомнение увеличивается еще одним сопоставлением: изображение преподобного Тихона, подвижника Ярославского, появляется на иконе, писанной калужанином и вложенной в Московскую церковь . Вспомним при этом, что на той же иконе имеется изображение юродивого Лаврентия Калужского, которому местное празднование установлено во второй половине XVI или первой половине XVII века (см. у Голубинского, стр. 153). «Не вернее ли будет предположить, – заключает автор, – что на иконе, писанной в 1703 году калужанином Романом Родивоновым сыном, первоначально было помещено изображение преподобного Тихона Калужского, прежде называвшегося Медынским, местное празднование которому было установлено, «как будто не позднее времени Грозного» (см. у Голубинского, стр. 151). Перемена эпитета преп. Тихона «Калужского» или «Медынского» на «Ярославецкого» могла быть делом реставратора иконописца, не обладавшего достаточными познаниями в агиологии».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Згомони Медынского у. Калужской губ. (чудо 15); в 1810 г. дочь тульского помещика Ивана Михайлова Желябовского (чудо 16); в храме во время богослужения жительницы Тулы девица Варвара Данилова (чудо 17) и Мария Афанасьева (чудо 18); калужанки Матрона Токарева и Анна Щеглова, наказанные тяжелой болезнью за сомнения в чудотворности иконы, но раскаявшиеся (чудо 20); «одержимая несколько лет злым духом» крестьянка Мелания Иванова из дер. Анишино Венёвского у. (чудо 21); ослабевшая от болезни жительница Тулы Вера Данилова (чудо 22); во время крестного хода от пьянства мещанка из Жиздры Устинья Фёдорова (чудо 23); от расслабления девица Елисавета Фалеева из Калуги (чудо 24); от тяжелой болезни помещик Александр Гаврилов Павлов из Алексина (чудо 25). Чудо 13 примечательно тем, что Богородица называет Себя «Охранительницей г. Калуги» в явлении в 1791 г. женщине, по имени Христина, при Лужецком мон-ре близ Можайска. Богородица повелела Христине прекратить отношения с подругой «неодобрительного поведения», та последовала совету; впосл. она приняла монашеский постриг в московском Никитском монастыре с именем Магдалина и каждый год ходила к иконе в Калужку. Два чуда приведены в Сказании в связи с заступничеством Богородицы через Свою икону за Калугу. Так, в 1771 г., во время моровой язвы, жители Калуги просили архим. Никодима из Лаврентиева мон-ря принести из Калужки икону, 3 дня ее носили крестным ходом вокруг города, и чума отступила (чудо 10). В 1812 г. Калуга была спасена от нашествия французов (чудо 19). Составитель Сказания подытожил перечень чудес заключением, что «много было и еще чудес, остающихся в неизвестности» (Сказание. 1895. С. 18), а чудотворная икона была прославлена во мн. списках, к-рые были «едва ли не в каждом храме» Калужской губ. Один из списков, о к-ром сообщает Сказание, был заказан алексинским помещиком Павловым и поставлен у него дома. Размер чудотворной иконы - 1 аршин 12 вершков × 1 аршин 6 вершков. Ок. 1753 г. она была украшена серебряным окладом на средства Петелина в благодарность за исцеление. До нач. XX в. икону устойчиво называли «Калуженской», по месту пребывания в с. Калужка (параллельно существовавшее название «Калужская» окончательно утвердилось, очевидно, после 1812). В документах 1-й четв. XIX в. встречается ее наименование «Плач Божией Матери» (в т. ч. в письме наследника Хитрово - ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 1. Ед. хр. 2052. Л. 27 об.; см. также: Извеков. 1894. С. 6), видимо, по скорбному выражению лика Богородицы на иконе. Еще одно название - «Явленная» - не столько напоминает о факте обретения иконы, сколько служит эпитетом, отражающим ее глубокое почитание. После передачи К. и. Хитрово в храм с. Калужка у села появилось 2-е название - Явленное. Приношений к иконе было столько, что на эти пожертвования «тщанием» Хитрово на месте деревянного храма Рождества Богородицы в с. Калужка в 1760 г. была поставлена каменная церковь с тем же посвящением.

http://pravenc.ru/text/1320157.html

Затем Святейший Патриарх и Президент М.Ш.Шаймиев провели краткую встречу с журналистами. В тот же день, в канун празднования Казанской иконе Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе Казани . Его Святейшеству сослужили митрополиты Калужский и Боровский Климент, Чебоксарский и Чувашский Варнава, архиепископы Казанский и Татарстанский Анастасий, Саранский и Мордовский Варсонофий, Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Ижевский и Удмуртский Николай, Уфимский и Стерлитамакский Никон, Симбирский и Мелекесский Прокл, Самарский и Сызранский Сергий, Пензенский и Кузнецкий Филарет, епископы Нижегородский и Арзамасский Георгий, Саратовский и Вольский Лонгин, Алатырский Савватий. 21 июля Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля . Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, а также архиереи приволжских епархий, настоятели монастырей и клирики Казанской епархии. Патриарх Московский и всея Руси Алексий поздравил православных с праздником обретения Казанской иконы Божией Матери. После окончания богослужения в Благовещенском соборе Казанского кремля Святейший Патриарх Алексий обратился со словом к присутствовавшим в храме богомольцам и руководителям республики Татарстан. В своей речи Святейший Патриарх, в частности, поблагодарил президента республики «за внимание к церковному возрождению на земле Татарстана» и вручил Минтимеру Шаймиеву орден преподобного Сергия Радонежского (I степени). Затем Святейший Патриарх вручил орден преподобного Сергия Радонежского (II степени) мэра Казани Камиля Исхакова и генерального директора ОАО «Казанский вертолетный завод» Александра Лаврентьева. Это предприятие было одним из главных инвесторов работ по восстановлению собора в Казанском кремле. Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского (II степени). В ответном слове президент Татарстана отметил, что сегодня «мы становимся свидетелями поистине исторического события» – после 70 лет религиозного забвения Татарстан «превращается в центр высокой духовности». Минтимер Шаймиев поблагодарил Святейшего Патриарха за передачу Казанской епархии чтимого списка Казанской иконы Божией Матери и подчеркнул, что эта святыня является «символом доверия к Татарстану как к республике межнационального и межконфессионального согласия».

http://mospat.ru/archive/86331-zhurnaly-...

– Среди мест поклонения наиболее известны Пафнутьев-Боровский монастырь и Оптина пустынь, куда ежедневно стекаются сотни паломников. Но в епархии есть и много других сугубо почитаемых святынь, какие из них Вы бы выделили в первую очередь? – Святых мест много, каждый храм это святое место, каждая икона это святыня. И здесь важно человеку, приходящему в храм и приступающему к иконе или святым мощам, иметь должный духовный настрой. И благодать Божия в равной мере может проявиться в любом месте. Бог всесилен, и свою помощь являет везде, только мы должны иметь сердце, готовое принять эту помощь. Что касается святых мест, почитаемых народом, то, кроме названных, назову следующие. Главной святыней Калужской земли является икона Божией Матери именуемая Калужская. Образ этот был обретен 1748 г. и прославился множеством чудотворений. По этой причине празднование в честь этой иконы совершается 4 раза в год: 18/31 июля – в память избавления от холеры в 1898 г., 2/15 сентября – в память избавления Калуги от чумы в 1771 г., 2/25 октября – в память избавления Калужской земли от французов во время Отечественной войны 1812 г. и в первое воскресенье Петрова поста. В настоящее время чудотворный образ пребывает в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Калуги. Каждый год с крестным ходом икона Калужской Божией Матери приноситься в разные города Калужской епархии, где её встречают и приходят поклониться тысячи верующих. Особое место для паломников занимает Калужская Свято-Тихонова пустынь, основанная в XV в. преподобным Тихоном Калужским . Этот святой, по преданию, был родом из " матери городов русских " – Киева. Иноческий постриг он принял в московском Чудовом монастыре. Возжелав подвигов пустынножительства и стремясь к уединению, он удалился в глухие Калужские леса, где поселился в дупле векового дуба. Позже им был основан монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель приобрела широкую известность благодаря исцелениям и помощи Божией у раки преподобного Тихона и от источника. Широкую известность имеет Свято-Николаевский Черноостровский женский монастырь. У стен обители в 1812 г. произошло одно из решающих сражений русской армии с Наполеоном. Немым свидетелем той страшной битвы является надвратная икона Спасителя " Спас Нерукотворный " , окруженная со всех сторон выбоинами от пуль и снарядов.

http://religare.ru/2_96420.html

Храм был передан Калужской епархии 28 июля 1992 г. 30 августа 1992 г. в храме была совершена первая Божественная Литургия. Были приобретены колокола, построена звонница, проведено отопление в Покровский придел. С января 1995 г. в газете «Юхновские вести» стало выходить приложение к Юхновским вестям «Светильник». При храме действует воскресная школа. На приходе почитаются иконы: Божией Матери «Казанская»; святителя Николая Чудотворца и исповедника Георгия (Лаврова, †21 июня/4 июля) с частицей мощей. Престольные праздники приход отмечает: 22 октября/4 ноября , 8/21 июля –– празднование Казанской иконе Божией Матери; 6 декабря/19 декабря, 9 мая/22 мая –– дни памяти святителя Николая; 1/14 октября –– Покров Пресвятой Богородицы. Источник: Впервые собор упоминается в указе Павла 1 от 8 января 1797 года. Начал строительство нового церковного здания в центре города протоиерей Илия Войташевский, служивший в Юхнове с 1794 года. Затем строительство было перепоручено купцу Рябову и в 1804 было завершено. Главный престол был освящен в 1815 году. По окончании строительства церковным старостой был избран купец Ольховский. Каменная соборная пятиглавая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери была устроена с двумя приделами: южный в честь Покрова Божией Матери, северный в честь святителя Николая. Первоначально храм и колокольня стояли отдельно, впоследствии, к 100-летнему юбилею храма они были соединены каменным притвором. Тогда же на колокольне были устроены часы. По окончании войны с Наполеоном предводитель юхновского дворянства Симеон Яковлевич Храповицкий пожертвовал в храм Казанскую икону Божией Матери в серебряном,вызолоченном окладе, которая сопутствовала Юхновскому народному ополчению 1812 года. Эта икона была поставлена за правым клиросом под нею привешено древко с штандарта с вышитою золотом надписью: “Сей трофей дан за ваграмское сражение Наполеоном, 28 французскому драгунскому полку, и взят 1813 г. января 19 дня полковником, дворянским предводителем и кавалером Семеном Храповицким; настоящий штандарт поверг к стопам его императорского величества, чрез г-на сенатора Каверина; а древко оного в Юхновский Казанский собор к образу Божией Матери, за избавление оного города и округа 1812 г. октября 18 дня”.

http://sobory.ru/article/?object=09859

Как и петь надлежит с разумением и молиться с трезвением, так и просить не того, что нам кажется хорошим, но того, что Сам Дающий признает добрым и полезным (48,211). Бог может дать нам все, но не того, что пагубно (26,242). Бог слушает любящих Его и ищущих Его от всего сердца Своего и снисходит им во всех их прошениях. Прошения же тех, кои не от всего сердца своего приступают к Нему, но раздвоены сердцем и, что ни делают, выставляют то на вид для получения славы и похвалы человеческой, – не слушает, но гневается, так как дела их – напоказ… По сей причине сила Божия не действует в них, так как они не тверды сердцем во всех делах, к которым приступают. И не знают они Божественной сладости, ее тихости и веселия (61,36). С великой осмотрительностью должно делать прошения сообразно с волею Божиею… (5,285). В городе Калуге жила одна вдова, которая имела большое усердие к иконе Божией Матери Калужской. Утешением вдовы была единственная дочь – 12 лет. Внезапно дочь эта умирает. Вдова бежит в собор к иконе и начинает свою безумную молитву, называя Матерь Божию немилосердной и жестокосердечной. Впавши в бессознательное состояние, она видит Царицу Небесную, Которая говорит ей: «Я всегда слышала твою молитву и умолила Сына Моего, чтобы Он взял ее чистою в лик девственниц, но ты противишься этому; пусть будет по-твоему, иди, дочь твоя жива!» Очнувшись, вдова побежала домой и нашла дочь свою в гробу, но вдруг к ужасу всех, отроковица поднимается из гроба. Радости матери не было конца. Выросши, дочь ее повела разгульную и порочную жизнь и стала для матери большим несчастьем, ибо она бранила, издевалась и била свою мать. Так страшно не подчиняться воле Божией (96,64). ВТОРНИК. Мф. Зач. 22. (7,15–21) 1. О ЕРЕСЯХ Как скоро человеческое ничтожество начало безрассудно касаться непостижимого и давать силу догматов изобретениям собственного пустого мнения, то отсюда произошел длинный список враждующих против истины, и сами те, о которых идет речь, явились учителями лжи… (19,305). Каждая ересь имеет отцом собственного измышления искони совратившегося человекоубийцу и лжеца – диавола и, стыдясь произнести ненавистное его имя… притворно принимает на себя прекрасное и превысшее всего Спасителево имя, собирает изречения Писания; произносит слова, утаивает же истинный смысл… и, наконец, прикрыв какою-то лестью свое изобретение, сама делается человекоубийцею введенных в заблуждение (99,14).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

С 1925 года и по настоящее время здание собора Казанского монастыря используется в качестве хранилища Государственного архива. Во время пожара при освобождении Калуги от немецкой оккупации в 1941 году все монастырские постройки, кроме Казанского собора, сгорели. В 60е годы ХХ в. к алтарной части собора было пристроено двухэтажное здание, в котором разместился читальный зал и рабочие кабинеты Государственного архива Калужской области. В настоящее время здание собора находится в аварийном состоянии. 10 февраля 1992 года Казанский девичий монастырь в Калуге возобновил свою деятельность в виде монашеской общины, которая сначала размещалась в небольшом деревянном доме, где в годы Советской власти располагалось Калужское епархиальное управление. Своего храма сестры не имели и ходили в ближайший приходский храм в честь святителя Николая. С августа 1995 года монастырь размещается в здании бывшего духовного училища с домовым храмом в честь святителя Гурия, архиепископа Казанского. В этом же здании находятся православная гимназия и Калужское духовное училище с пансионом на 45 человек. Со дня своего возобновления монастырь занимается благотворительностью. Основное внимание уделяется людям, которые лишены возможности посещать храм – больным, инвалидам и престарелым, – чтобы они в полной мере могли участвовать в церковных таинствах Крещения, Соборования, Причащения Святых Таин. Монастырь опекает детей, больных ДЦП, находящихся на лечении в санатории «Калуга-бор». С 1992 года при монастыре действует сестричество. Члены сестричества помогают в реализации благотворительных программ. В монастыре хранятся святыни: ковчег с мощами святителя Гурия Казанского; иконы с мощами преподобного Серафима Саровского , преподобных Оптинских старцев, святителя Иоанна Суздальского, святителя Иоанна Тобольского , святителя Игнатия Ростовского, святителя Филарета Московского и святителя Иннокентия Московского. В алтаре находится крест с частицей Животворящего Креста Господня, мощи мучеников Савваитов в ковчеге, крест-мощевик. Сестрами монастыря возобновлен существовавший до революции Крестный ход с древним образом Божией Матери «Казанская» (XVII b.). Теперь он проходит ежегодно в день празднования иконе 21 июля по улицам города Калуги от Свято-Троицкого кафедрального собора к стенам Казанского собора монастыря.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В городе Калуге жила одна вдова, которая имела большое усердие к Калужской иконе Божией Матери. Утешением вдовы была единственная дочь, отроковица двенадцати лет. Внезапно девочка заболела и умерла. Несчастная женщина, обезумевшая от горя, пришла в собор и здесь, у образа Божией Матери, начала свою безумную молитву: «Я всегда Тебе молилась, Матерь Божия, всегда чтила Твой образ, но Ты, невзирая на мое усердие, лишила меня единственной радости и утешения. Ты не спасла мою дочь от смерти». И затем осыпала Божию Матерь упреками, называя Ее немилосердной и жестокосердной. У образа Божией Матери женщина впала в какое-то бессознательное состояние, в котором увидела лучезарно сияющую Царицу Небесную. Божия Матерь обратилась к ней с такими словами: «Неразумная жена! Я всегда слышала твои молитвы о дочери и умолила Сына и Бога Моего, чтобы Он взял ее чистой в лик девственниц. Она вечно восхваляла бы имя Господне с другими, подобными ей, но ты воспротивилась этому. Да будет же по-твоему. Иди, дочь твоя жива…» После этих слов женщина очнулась и направилась домой. Дочь ее уже лежала в гробу, готовая к погребению. Но вдруг неожиданно для всех щеки ее покрылись румянцем. Послышался глубокий вздох, и отроковица живая поднялась из гроба. Радости матери не было конца. Но счастье было непродолжительным. Выросшая девица повела разгульную и порочную жизнь. Для матери она стала не утешением, а большим несчастьем. Она била мать, бранила и всячески издевалась над ней, причиняя ей слезные обиды. Так страшно и опасно не подчиняться воле Божией. Неубедительно. Младенец не может быть в ответе за родителей. Не судите… Для того, чтобы убедиться, уточните кем (в большинстве своём) являются родители малолетних пресупников и учеников школ для умственно отсталых. И рекомендую Вам не приводить библейские цитаты, смысл которых Вы не понимаете. Кирилл, разве ребенок виновен в том, что он родился в такой семье? Родителей не выбирают. По поводу цитат: — каждому ищущему истину Библия открывается по-своему, ведь она открыта для всех? Я считаю, что всегда нужно обращаться к первоисточнику за ответами.

http://azbyka.ru/vopros/nuzhno-li-obrash...

В 1901 г. взамен старой домовой церкви был воздвигнут Казанский собор. Вслед за ним была освящена церковь в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " при богадельне. Ее строительство осуществлялось по проекту калужского губернского инженера Б.А.Савицкого. Величавый 15-главый собор, напоминающий дворец из русской сказки, поражает своими размерами и в то же время изяществом. Построен он из красного кирпича, выполнен в так называемом " русском " стиле - с кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. Кровля храма с ее шатровыми завершениями - это целая симфония куполов и башенок. На северном и южном фасаде собора - шатровые крыльца, а на западном - арочный вход, который через галерею соединяет храм с трапезной. Месторасположение Казанского собора было выбрано не случайно. Когда еще никто не помышлял о том, что здесь будет монастырь, тогдашнему владельцу Шамордина помещику В.П.Калыгину было такое видение: ему явилась прекрасная церковь в облаках, стоящая прямо над его домом. А 30 лет спустя на этом месте вырос Казанский собор. Строился он по проекту Сергея Владимировича Шервуда, сына академика Владимира Осиповича Шервуда - автора здания Исторического музея и часовни-памятника героям битвы под Плевной в Москве. Взору входящих в собор открывался прекрасный бело-золотой иконостас в 4 яруса перед главным приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. За алтарем, вдоль восточной стены, располагался еще витражный иконостас. Солнечные лучи, проходя сквозь цветные стекла, создавали в храме атмосферу возвышенной радости, так что эта церковь была поистине небом на земле. Собор имеет несколько приделов; основные из них - в честь святителя Николая и священномученика Игнатия Богоносца. Главная святыня обители - Казанская икона Божией Матери. Преподобный Амвросий, увидев эту икону в первый раз, долго перед ней молился, а потом сказал: " Ваша Казанская икона несомненно чудотворная; молитесь ей и храните ее " . Сейчас местонахождение этого первого чудотворного образа неизвестно. Но Заступница усердная и в подобиях икон своих возжигает новые светильники благодати. Как раньше, так и теперь, сестры обители обращаются с молитвой к Казанской иконе, уповая на милость и всесильную помощь Пресвятой Богородицы. В архитектурный комплекс обители кроме собора входят больница, богадельня с церковью в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " , приют, кирпичный заводик, мастерские, типография.

http://sobory.ru/article/?object=00905

Обессилев, он выпряг лошадь, привязал ее к саням, а сам лег в них. Почувствовав, что замерзает, он взмолился о помощи к Божией Матери и дал обет написать список с Ее иконы, находящейся в Георгиевской ц. Болхова, для храма своего села. Необъяснимым образом лошадь и сани с лежавшим в них без сознания Федотом оказались у ворот крестьянина Рыданских постоялых дворов Генеральчикова, к-рый, находясь в избе, услышал голос: «Возьмите». Федота нашли и, обогрев, вернули к жизни. С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел. Написанную им икону Обухов, исполнив обет, пожертвовал в ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского с. Бор. В 1798 г. на средства паломников, приходивших к иконе, был воздвигнут каменный храм. Место его постройки было указано Богородицей в тонком сне старосте церкви. Один из приделов был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих р адость», ок. 1780 г. туда была перенесена «В. п.». В 1849-1853 гг. в благодарность за избавление от холеры возвели новый каменный храм и освятили его во имя иконы Божией Матери «В. п.» (не сохр., последний настоятель свящ. Михаил Виноградов арестован в 1937). Особенностью этой иконы (размер ок. 200 ´ 125 см) было изображение в ее верхней части «Крещения Господня» в память спасения крестьянина Федота Обухова в этот праздник. Ее украшала серебряная с позолотой риза весом более 16 кг (утрачена). Икона была известна также под названием «Борская Покровенная», т. к. в отличие от др. икон «В. п.» Пресв. Богородица была изображена на ней в традиц. мафории. В архиве Калужской Духовной консистории хранятся свидетельства о чудесах от иконы. В июне 1850 г. сады с. Гостешева Тарусского у. были избавлены от нашествия гусениц («червя») по молебному прошению перед принесенным из с. Бор образом. В память об этом событии был установлен ежегодный крестный ход с чудотворной иконой.

http://pravenc.ru/text/158344.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010