Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» была написана в 1890 году по благословению преподобного Амвросия, старца Оптинского. Пресвятая Богородица изображена на ней восседающей на облаках и благословляющей хлебное поле – такой преподобный Амвросий видел Царицу Небесную во время молитвы. Старец наименовал новый образ «Спорительница хлебов», «как Спасающей людей Своих от голода, дарующей земле плодоносие, посылающей дождь на нивы и поля, защищающей людей Своих от смертоносного вреда и пагубы» (Акафист иконе). Списками с этой иконы преподобный Амвросий благословлял своих духовных чад, в основном землевладельцев. Он сам часто молился Богородице перед этой иконой, составив припев акафиста: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое». Старец учил молиться перед этим образом и монахинь основанной им женской Казанской пустыни. За год до своей кончины преподобный Амвросий назначил совершать празднование иконе ежегодно 28 октября. На первое празднование иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» – в 1891 году – пришелся день его погребения. По молитвам перед этой иконой милость Божия не оставляла Калужскую землю. 1891 год был неурожайным, но в пределах Калужской губернии хлеб уродился. К помощи «Спорительницы» стали прибегать верующие из других мест. Летом 1892 года список этой иконы был направлен в Пятницкую женскую общину в Воронежскую губернию. Там была засуха, и жителям Воронежской губернии грозил голод. Перед иконой был отслужен молебен, вскоре после этого пошел дождь, и на Воронежской земле уродился обильный урожай. Икона «Спорительница хлебов» очень чтится землевладельцами и крестьянами. 10 ноября 1993 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II день 28 октября был установлен как общецерковный день празднования иконе «Спорительница хлебов». В монастыре хранится ковчег с частицами мощей преподобных Оптинских старцев. Вблизи монастыря находятся три святых источника: в честь Казанской иконы Божией Матери; преподобного Амвросия; преподобных Оптинских старцев. На источнике Оптинских старцев возведена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и преподобных старцев Оптинских и оборудована купальня.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Весть о чудотворной иконе быстро распространилась по всей России. Люди, страдавшие от пьянства, их родные и близкие спешили вознести молитвы к Пресвятой Богородице об исцелении от недуга, многие приходили уже после, чтобы возблагодарить Владычицу за Ее великую милость. Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия – в соборе Николы Белого на Калужской улице. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. В 1993 году в Серпуховском Высоцком мужском монастыре, а в 1995 – в возрожденном Владычнем монастыре были сделаны списки чудотворной иконы, при этом были сохранены все пропорции и академический стиль, характерный для подлинника. Все это послужило началом возрождения почитания чудотворной иконы после долгих лет богоборчества. Поклониться иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» едут со всех уголков России и других стран. Славится чудотворная икона скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения. Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни человека, приводит его к осознанию своих грехов, покаянию, возвращает к благочестивой жизни. К сожалению, точно не известен тот день, в который икона была явлена. В XIX веке празднование в честь иконы «Неупиваемая Чаша» совершалось 27 ноября – в один день с иконой Божией Матери «Знамение», так как обе эти иконы схожи по иконографии. В конце XX века, после восстановления почитания иконы «Неупиваемая Чаша», ее празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского – 5 мая, так как явление чудотворной иконы произошло через предстательство этого святого. В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 5 мая. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Примечание от PRAVICON.COM : В оригинальном тексте было указано " Появлению этой иконы предшествовало необычное происшествие, произошедшее в 1978 году... " - это ошибка, получившая широкое распространение в интернете. Правильный вариант - в 1878 году.

http://pravicon.com/info-118

Но до коллеги я не дошла, потому что увидела неожиданное. Икона Божией Матери «Луганская» была поставлена на аналое перед особо почитаемой в монастыре Державной иконой Божией Матери, расположенной на стене правой колонны. Я застыла на месте, нахлынуло волнение, глаза стали наполнятся слезами благодарности и умиления. До чего же трогательно было видеть, как одна за другой к иконе подходили и прикладывались монахи, монахини, послушники и прихожане. Кто бы ни проходил мимо, все с удивлением разглядывали незнакомый им образ Божией Матери, но, прочитав надпись «Луганская», написанную монахами прямо на листе бумаги, с почтением крестились и целовали икону. «Вот она - духовная поддержка Луганска, за которой ехала наша группа!» - подумала я и посмотрела в сторону свечного ящика. Молодой монах, принимающий записки, ободрительно улыбнулся в ответ. Седобородый монах, благодаря которому в день памяти преподобного Серафима Саровского икона Божией матери «Луганская» была поставлена в храме, сделал вид, что не видит меня. Видит или нет, я все равно поклонилась ему, мысленно поблагодарив за духовный подарок. «Луганская» перед «Державной» - Луганск, как часть Державы! - не понять было невозможно. Я долго стояла там, глотая слезы радости, которые, не спрашивая меня, просто катились и катились из глаз. Весть дошла и до наших паломников. Постепенно вся группа собралась напротив этих двух икон. Алексей Викторович стоял в стороне и наблюдал, как к иконе, которую ему выпала честь носить в дороге, словно ребенка на руках, прикладывались совершенно незнакомые люди. Сердце его радовалось от вида того, как нашу Луганскую святыню принимают жители и гости Калужской области в православном светоче веры - Оптиной пустыни. Вскоре ко мне подошел монах и сказал, что на ступенях храма меня ждет келейник настоятеля монастыря. Мы долго разговаривали с батюшкой, исполняющим обязанности келейника. Его очень интересовало чем живут люди Донбасса, как обстоят дела в Луганске, сказал, что сочувствует людям, вынужденным долгое время ждать разрешения военного конфликта. Батюшка дал номер внутреннего телефона, по которому я должна связаться с ним для встречи с настоятелем монастыря.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

XIX в., частное собрание), на поле гуслицкой 2-рядной иконы с образом Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и с избранными святыми (1892; см.: Нечаева Т. Н., Чернов М. А. Еще раз о Гуслицкой иконе//Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. М., 2009. 10(70). Окт. С. 15. Ил. 13), на поле сызранской иконы с Распятием Христовым и 4 образами Божией Матери (кон. XIX в., частное собрание; см.: Сызранская икона: Кат. выст./Самарский епарх. церк.-ист. музей. Самара, 2007. С. 108-109. Кат. 49). На калужской иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость, с избранными святыми» посл. четв. XVIII в. (частное собрание; см.: Русские иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина): Кат. выст./Авт.-сост.: Н. И. Комашко и др. М., 2009. С. 143. Кат. 78) И. написан по пояс в земле под фигурой Пресв. Богородицы на облаке; на ветковской иконе подобной иконографии - в левой части среди предстоящих святых, в мантии и клобуке (сер. XIX в., ВМНТ); на иконе избранных преподобных 1892 г. письма Т. Юркина (частное собрание) И.- юноша с непокрытой головой во 2-м ряду справа. Кроме того, образ И. был широко распространен в памятниках декоративно-прикладного искусства. Так, в коллекции НКПИКЗ хранится образец церковного шитья кон. XVII - нач. XVIII в.- бархатная шапочка, по форме подобная скуфье, вероятно одна из т. н. шапочек И., к-рые освящались на его мощах, затем их дарили гостям и жертвователям обители. Гравюра из патерика легла в основу композиции на одной из частей шапочки: внизу полуфигура И. с крестообразно сложенными руками, в снопе лучей, восходящих к образу Иисуса Христа в облаках, ангел возносит душу преподобного, справа на облаке вышит ангел с венцом и цветущей ветвью в руках. Подобный образ И. с 2 ангелами выполнен чернью на обороте панагии 2-й пол. XVIII в. (на лицевой стороне - изображение преподобных Антония и Феодосия на эмали), вложенной в Киево-Печерскую лавру настоятелем Богоявленского мон-ря в Костроме (ГИМ). В сер.- 2-й пол. XIX в. получили распространение изготовленные в Ростове эмалевые иконки с полуфигурой И.

http://pravenc.ru/text/469003.html

Состоялся объезд вокруг города Калуги с иконой Пресвятой Богородицы «Калужская» 6 апреля 2020 г. 12:44 5 апреля 2020 года, в Неделю 5-ю Великого поста, митрополит Калужский и Боровский Климент совершил объезд вокруг города Калуги с чудотворным списком Калужской иконы Божией Матери и ковчегами с мощами преподобных Оптинских старцев и небесного покровителя Калуги праведного Лаврентия. В автомобильном крестном ходе приняли участие: протоиерей Андрей Богомолов и иерей Константин Комаров, благочинные г. Калуги; протоиерей Алексий Пелевин, руководитель епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; протоиерей Георгий Казанцев, руководитель отдела по миссионерской работе; настоятельница Казанского женского монастыря игумения Анастасия (Мордмилович) и настоятельница монастыря в честь Калужской иконы Божией Матери в Калуге игумения Параскева (Ляхова) с сестрами. Крестный ход начался в Свято-Троицком кафедральном соборе молебным пением Пресвятой Богородице, преподобным старцам Оптинским и праведному Лаврентию Калужскому. Во время совершения объезда областного центра священнослужители совершали непрестанное молебное акафистное пение Калужской иконе Божией Матери, старцам Оптинским, праведному Лаврентию. Молебны были совершены на всех пересечениях и развязках главных направлений въезда в областной центр по федеральным трассам. В местах совершения богослужения к молитве священнослужителей присоединялись настоятели и верующие близлежащих мест и прихожане храмов. Нередко для участия в молитве останавливались проезжавшие мимо автомобилисты. Было совершено семь остановок, на каждой из которых возносилась молитва о здравии жителей Калужской земли и о нераспространении вредоносного поветрия. На месте остановок священнослужители возносили молитву Пресвятой Богородице «Царице моя Преблагая» и окропляли святой водой «вся входы и исходы» в Калугу, молились о скорейшем прекращении пандемии. Автомобильный крестный ход вокруг Калуги длился более четырех часов. Молебное пение завершилось в Свято-Троицком кафедральном соборе. Калужская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5617747.ht...

Иконография богородичных образов 1-го типа известна с XII в. (мозаика ц. св. Франчески в Риме, 1130-1143 гг., рельеф в капелле Дзен в соборе Сан-Марко в Венеции, XIII в.) и получила распространение на Руси с почитанием Феодоровской (посл. треть XIII в.), Толгской (кон. XIII в.) икон Божией Матери. Несмотря на известность в рус. традиции этой иконографии, ее появление в XVIII в. в варианте «В. п.» может быть обусловлено влиянием зап. художественной культуры, в т. ч. воспринятой через посредство укр. иконописи. О косвенном влиянии зап. образца в изводе 1-го типа можно судить по характерным изображениям херувимов по сторонам Богоматери с Младенцем; не свойственна для традиц. иконописания и переброшенная от ножек Младенца через Его плечо развевающаяся ткань, отдаленно напоминающая гиматий. Более ярко это влияние выражено в иконах др. извода, в написании одежд Богоматери и пейзажа, к-рый виден через окно архитектурного портика. Гимнография В совр. рус. Минее на февр. (Минея (МП). Февр. С. 175-189) помещено полиелейное последование «В. п.». В него входят в т. ч., следующие элементы: 2 тропаря, 7-го гласа («                        ») и 4-го гласа («          »); канон 4-го гласа (ирмос: «      », нач.: «              »); в последовании использованы общие кондаки Богородицы 6-го гласа: «      » и «        ». Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2209. Л. 34. Лит.: Рождественский А. , свящ. Сказание о иконе Божией Матери «Взыскание Погибших, что в с. Бор»//Калужские ЕВ. 1864. 24. С. 436; Поездка в Раковскую жен. пуст. Самарской губ.//ДЧ. 1882. Авг. С. 432-443; Ливанов И. , свящ. Преобразование Св.-Троицкой Раковской жен. общины в мон-рь//Самарские ЕВ. Ч. неофиц. 1887. 4. С. 65-76; Альбицкий П. , свящ. Исторические сведения об иконе Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», находящейся в Св.-Троицком Раковском жен. мон-ре Самарской еп. и уезда (1666-1895 гг.)//Там же. 1896. 3. С. 103-107; 4. С. 122-138; Кременский Е. В. , свящ. Иконы Божией Матери, именуемые «Взыскание погибших».

http://pravenc.ru/text/158344.html

В Соборе Тульских святых преподобному традиционно отводится почетное место. На иконе «Святые и подвижники благочестия, в Тульской земле просиявшие» (1987, собор Всех святых в Туле) М. изображен в центре: в схиме, с посохом, благословляющим десницей. На иконе «Образ святых Тульских» из Успенского собора бывшего жен. Успенского мон-ря М. представлен в верхнем регистре обращенным в молении к Казанской иконе Божией Матери, возносимой ангелами в полукруглом небесном сегменте. Изображен М. (в 1-м ряду) и на иконе Собора Тульских святых из Щегловского тульского Богородицкого мон-ря. На иконах мон. Иулиании (Соколовой) «Собор святых, в земле Российской просиявших» 1934 г., нач. 50-х гг. (обе в ризнице ТСЛ) и кон. 50-х гг. XX в. (СДМ) образ М. находится рядом с группой Калужских святых - в зеленой схиме и коричневом одеянии, руки повиты мантией, атрибуты отсутствуют. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Церковно-ист. исслед. о древней области вятичей//ЧОИДР. 1862. Кн. 2. С. 87. Примеч. 161; он же. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 18854. Ч. 1. С. 150; Чествование памяти прп. Макарию Жабынскому//Рус. паломник. 1888. 18. С. 214-216; Фирсов А. И. Белёвская Жабынская пуст.//Тульские ГВ. 1898. 87; 88; Знаменский И. В. Полузабытый подвижник Рус. Церкви кон. XVI и нач. XVII ст.: Прп. Макарий Жабынский//Изв. Тамбовской УАК. 1890. Вып. 28. С. 37, 46; Вып. 30. С. 26, 27; Тихон (Шарапов), иером. Жабынь//Рус. инок. 1913. 1-6; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 157-158; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Никишов В. Д. Жабынь: История Свято-Введенской Макариевской Жабынской пуст. М., 2011. Э. В. Шевченко, О. С. Кантинова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2561292.html

В Боровске совершалось несколько крестных ходов с Боголюбской иконой Божией Матери. 8 июля, в день празднования Боголюбской иконе, шли «из соборного храма в слободу Солдатскую, в память избавления жителей в 1771 г. от моровой язвы». 2 авг. из городских церквей шли крестным ходом «на Кудиново» для встречи там Боголюбской иконы, к-рую приносили к этому дню из с. Юрьевского, 12 авг. ее несли крестным ходом вокруг города, а 14 авг. опять шли на Кудиново, торжественно провожая икону из Боровска в с. Юрьевское (Памятная книжка и адрес-календарь Калужской губ. 1916. С. ХХ). Икона почиталась и в соседнем Малоярославце, где в память избавления от холерной эпидемии 1848 и 1853 гг. был установлен в 1855 г. ежегодный крестный ход на 2-й неделе после 16 авг. (Там же. С. XXI). В наст. время Боголюбская (Юрьевская) икона Божией Матери находится в Покровской ц. в с. Карижа Малоярославецкого р-на. Известны ее списки XIX-XX вв.: напр., в нач. XX в. по заказу боровских старообрядцев были выполнены списки в традициях древнерус. иконописи (икона из местного ряда иконостаса боровской Покровской ц. «под горой» (1912), ныне в Никольской ц. пос. Кромы Орловской обл.). Икона Божией Матери «Взыскание погибших». XIX в. (ц. Воскресения Христова, Таруса) Икона Божией Матери «Взыскание погибших». XIX в. (ц. Воскресения Христова, Таруса) Очевидно, зимой 1808/09 г. для церкви с. Бор Тарусского у. Калужской губ. был создан один из ранних списков чудотворной иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (1707; не сохр.), написанный местным живописцем Николаем Серебрянниковым для местного ряда Георгиевской ц. в г. Болхове. По размеру список (ок. 200×125 см) был близок к болховской иконе (210×120 см) ( Георгиевский А. И., прот. О происхождении типа иконы Богоматери «Взыскание погибших» и древнейших списках ея: Церковно-археологический реферат//Сб. Орловского церк. ист.-археол. об-ва. Орел, 1905. Т. 1. С. 378-380). Согласно преданию, зимой 1808/09 г., на праздник Крещения Господня, был спасен от смерти крестьянин Федот Алексеев Обухов, к-рый в молитвенном обращении к Божией Матери для обет написать список иконы «Взыскание погибших», что в Болхове.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Изображение Богоматери на этой иконе было заимствовано с иконы «Всех Святых», находящейся в Болховском женском монастыре, а поле со снопами внизу написано по мысли и назначению преподобного старца Амвросия. Он дал этой новой иконе знаменательное имя «Спорительницы хлебов», указывая этим, что Богоматерь – Помощница людям в трудах их к снисканию хлеба насущного. Старец и сам молился пред этою иконою; учил молиться пред нею и духовных дочерей своих – монахинь основанной им женской Казанской Амвросиевой общины при сельце Шамордино, Калужской губернии, где старец провел последний год своей жизни и где скончался. В этот последний год старец, заказывая снимки с этой иконы, раздавал и рассылал их многим своим почитателям из мирян. Незадолго до своей смерти старец для пения акафиста пред этой иконой составил особый припев к общему Богородичному акафисту. Вот слова его: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!» И акафист с этим припевом читался и пелся часто сестрами в кельи изнемогавшего старца. Отец Амвросий положил совершать празднование иконе «Спорительницы» 15 октября. Первый день празднования иконе – 10 октября 1891 года совпал с днем погребения старца Амвросия. – Батюшка, вот вы умираете, – спрашивал старца его духовник, – на кого обитель свою оставляете? Он ответил с присущим ему упованием: – Обитель оставляю Царице Небесной. Первой милостью, излившеюся от этой иконы, было то, что хотя 1891-й год в России был вообще голодный и вокруг Калужской епархии были пораженные недородом местности, в пределах Калужских и на шамординских полях хлеб уродился. Рожь тогда страшно поднялась в цене. Но старец при жизни успел столько запасти ее, что весь этот год и следующий в обители при всей многочисленности сестер недостатка в хлебе не было. Уже по кончине старца, летом 1892 года, была послана написанная близким послушником старца из дворян, Иваном Федоровичем Черепановым, икона «Спорительницы» в молодую Пятницкую женскую общину, Воронежской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Еще один сюжет Жития стал темой образа в XIX в. Это чудо 1618 г. о явлении М. юродивому Никите из Тихвинского мон-ря и о предсказании монахам наказания Божия за «пиянственное житие». В состав «Сказания о Тихвинской иконе Богоматери» и в Житие М. оно вошло в XVII в. Одно из ранних изображений этого чуда есть на Тихвинской иконе Божией Матери 1680 г. из калужской ц. иконы Божией Матери «Одигитрия» (ЦМиАР). Оно стало сюжетом иконы «Явление и завет преподобнаго и Богоноснаго отца Макария», к-рую преподнес начальнику Алтайской миссии архим. Владимиру (Петрову) еп. Иеремия (Соловьёв), находившийся в нижегородском Печерском мон-ре. С XVII в. образ М. включается в храмовые росписи. Один из ранних примеров - ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле (40-е гг. XVII в.). Житийный цикл из неск. сюжетов был помещен на стенах Макариевского храма Желтоводского мон-ря (1808). Многочисленны сохранившиеся образы М. в составе избранных святых. На основании этой части иконографического наследия можно отметить, что в народном сознании М. воспринимался как один из самых чтимых святых: нередко на иконах он представлен в паре с прп. Сергием Радонежским («Господь Вседержитель на престоле с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Макарием Унженским и Желтоводским», СОКМ; см.: Невьянская икона. 1997. С. 205. Кат. 142), на иконе 1886 г. «Собор Костромских святых» (КГОИАХМЗ) М. занимает центральное место среди наиболее чтимых Костромских чудотворцев. Большое распространение в среде старообрядцев-беспоповцев получил «Образ всех Российских чудотворцев»; на этой иконе М., почитавшийся староверами, включен в группу преподобных (ГИМ, ГРМ и др. собрания). Ряд произведений отражает региональные особенности почитания М. Преподобного изображали с местночтимыми святыми, связанными с костромскими и нижегородскими землями, такими как преподобные Иаков Железноборовский, Тихон Лухский, Варнава Ветлужский, с Каргопольем - вместе с прп. Александром Ошевенским, с Унженским мон-рем - вместе со свт. Митрофаном Воронежским, с блж. Прокопием Устюжским и др.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010