628 Арх. Мин. Юст. Окл. кн. Каз. Прик. 1752 г. 435, л. 186 об. В 1753 г. была обложена одна новая церковь Саватимского заказа – дани 1 руб. 80 к., заезда и на дачу нищим – 10 коп., полоняничных с 3 дворов (духовенства) по 4 коп. со двора – всего 2 р. 20 коп. и гривенных 10 коп. (там же, кн. 1753 г., 438, л. 170). 632 Проф. П. В. Знаменский . Чтения из Истории Русской церкви... Правосл. Собесед. 1875 г. I, стр. 393. II. Строев. Списки иерархов; Списки архиереев иерархии всероссийской. Спб. 1890 г. (Допол. изд. списков Ю. В. Толстого). 633 Арх. Св. Син. д. 1758 г. 298, лл. 1–5. Кстати заметить первый из раньше намеченных кандидатов на Тамбовскую кафедру архим. Воскресенского – Новый Иерусалим монастыря Иларион (Григорьев) с 22 мая 1748 г. был епископом кругицким, из последних кандидатов, намеченных в 1753 г., Дамаскин (Аскоронский) 21 мая 1758 г. посвящен на Костромскую епархию, а Павел (Конюскевич) 23 мая того же года посвящен в митрополиты сибирские. 634 Арх. Св. Синода, д. 1758 г., 259, лл. 37–38; 93; 190, 221; 244–245; 251–253. Подробнее об этом в нашей статье «Тамбовская епархия и её пределы» (Тамб. Епарх. Вед. 1896 г. 29–34). 636 Арх. Св. Син. д. 1747 г. 83, лл. 433–434; д. 1758 г. 259, л. 37. Монастыри были следующие: в Тамбове – Казанский муж. и Вознесенский жен., в уезде – муж. Казанский пустынный на р. Вороне и Предтечев Трегуляев в 7 вер. от Тамбова на р. Цне; в Пензе – муж. Преображенский и Ясный Володимерский, жен. Троицкий, в Мокшанске – муж. Богородицкий, жен. Богородицкий Казанский, в Козлове – муж. Троицкий, жен. Ильинский; Раненбургская Петропавловская пустынь; в Добром – муж. Вознесенский и городская Знаменская пустынь; жен. Богородицкий Тихвинский, Лебедянского уез. муж. Троицкий-Яблонов; в г. Петровске – муж. Николаевский, жен. Покровский, в Красной Слободе – муж. Спасский, Предтеченский, Ряпкинский – Успенский, жен. – Покровский; в Темниковском уезде – муж. пустыни – Санаксарская и Саровская; в Верх. Ломове – муж. пустыни – Петропавловская и Николаевская, жен. – Успенский мон. в городе; в Ниж. Ломове – муж. Богородицкий Казанский и Успенская Салалейская (?) пустынь жен. – Покровский; в Саранске – муж. – Клинская пустынь, Ильинский мон., Тимовская Преображенская пуст., жен. – Богородицкий монастырь; в Инсаре – жен. Богородицкий монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

63) Деревянный крест без надписи. 64) Опоковый памятник с высеченными крестом, копьем, мечем и надписью: „Под сим камнем погребено тело усопшей рабы Божией Марии Степановой по муже Софроновой, родившейся в слободе Ягодном 1787 года июля 22 дня, дочь Казанского купца Степана Феодорова Рукавишникова, была в замужестве 31 год 2 месяца 11 дней». 65) Пирамидальный мраморный памятник без креста с надписью на западной стороне: „Под сим камнем покоится прах жены Каз. купеческого сына Анастасии Филиповны Софроновой, урожденной Питерской, скончавшейся 1866 года января 7 дня в 11 часов ночи; жития её было 24 года и 4 месяца, в супружестве бывшей 7 лет, 11 месяцев и 13 дней и детей её младенцев: Иоанна, Агриппины, Павла и Елизаветы”. На восточной: „Господи, приими дух наш с миром». 66) Опоковый памятник с высеченными крестом, копьем, мечем и надписью: „дражайший наш родитель, незабвенный на-век! Расстались мы с тобой и памятник сей плачевный, сокрывший прах твой незабвенный под собой; его слезами орошаем и тем себя лишь утешаем: что-же делать? смерть нас разлучила и смерть нас соединит». На южной стороне: „здесь погребено тело Казан. 3-й гильдии купца Петра Парфеновича Софронова, родившегося 1777 года августа 12 дня, скончавшегося 1857 года сентября 8 дня; жития его было 73 года». На северной: „постой прохожий здесь, постой и воздохни! Размысли сам с собой, как меркнут наши дни. Воспоминанием меня, любезная супруга, дети и друзья, почтите и теплой слезой могилу мою оросите. Мы все подвержены сей роковой судьбе: вчера ему, днесь мне, а завтра и тебе». 67) Пирамидальный мраморный памятник без креста с надписью на западной стороне: „Под сим камнем погребено тело Казан. купеческой жены Евдокии Игнатьевны Софроновой, скончавшейся 1 августа 1875 года, жития её было 28 лет и 5 месяцев; и-младенцев: Анны Стефана и Михаила”. 68) Опоковый памятник с надписью: „Под сим камнем погребено тело протоиерейши Капитолины Алексеевны Суровцевой 57 лет; умре 1862 года февраля 5 дня». 69) Пирамидальный памятник с металлическим крестом и надписью на западной стороне: „здесь погребено тело дочери священ. Кремлевской церкви девицы Екатерины Платоновны Заринской, умре 9 декабря 1868года 17 лет». На южной: „и возсташа девы тыя, украсиша светильники своя и изыдоша в сретение жениху (Мф. XXV, 7)“. На восточной: „угодна бе Господеви душа её, сего ради потухася от среды лукавствия (4 гл. 14 ст.)”. На северной: „восхищена бысть, да не злоба изменит разум её, или лесть прельстит душу её“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

980 Бернштейн Юлий (1839–?) – физиолог, автор трудов по физиологии нервной системы и об электрических явлениях в нервах и мышцах. Дрепер Джон Уильям (1811–1882) – американский естествоиспытатель и историк культуры, в 1840 г. получил первую удачную фотографию лунной поверхности. Шлейден Маттиас Якоб (1804–1881) – немецкий ботаник. Брем Альфред Эдмунд (1829–1884) – сын орнитолога Кристиана Людвига Брема (1787–1864), зоолог и путешественник, автор «Иллюстрированной жизни животных» (рус. пер.: СПб., 1892–1896). Лайель (Лайелл) Чарлз (1797–1875) – английский геолог и естествоиспытатель. – Ред. 981 Милль Джон Стюарт (1806–1873) – английский философ и экономист, основатель английского позитивизма. – Ред. 983 Письма преосвященного Михаила//Таврический церковно-общественный вестник. 1909. 28. С. 1230. – А. Л. См. «Письма " наст. изд., – Ред. 984 Остроумов Михаил Андреевич (1847–?) – канонист, профессор Харьковского университета по кафедре церковного права. Учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. В списке выпускников МДА XXIX курса (1870–1874) числится магистрантом исторического отделения вторым по списку (1887 – магистр богословия, 1894 – доктор церковного права). – Ред. 985 Успенский Дмитрий Иванович в списке выпускников СПбДА XII курса выпуска 1837 г. среди кандидатов богословия числится 47-м по списку. – Ред. 986 «Антропология» Ушинского – имеется в виду двухтомник русского педагога К. Д. Ушинского (1824– 1870) «Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии» (СПб., 1868). Льюис Джордж Генри (1817–1878) – английский философ-позитивист, ученый и литературный критик, упоминается его популярное во второй половине XIX века сочинение «Физиология обыденной жизни» (1859–1860; рус. пер.: Физиология обыденной жизни, Сочинение Д. Г. Льюиса/Пер. с англ. профессоров Московского университета С. А. Рачинского и Я. А. Борзенкова. М., 1861–1862, т. 1–2). Примечательно, что книга Льюиса пользовалась широкой известностью среди материалистически настроенной русской молодежи 1860-х годов, и молодой семинарист Михаил Грибановский не был здесь исключением. Ульрици Герман (1806–1884) – немецкий философ, имеются в виду его произведения «Тело и душа. Основания психологии человека» (1866; рус. пер.: «Душа и тело», 1869; в рус пер. вышла лишь первая часть: «Бог и человек») и «Бог и природа» (1861; рус. пер.: Каз., 1867–1868: В 2 т.). Лотце Рудольф Герман (1817–1881) – немецкий философ, врач, естествоиспытатель, в философской работе «Микрокосм» развивал идеи, близкие к монадологии Г. Лейбница (т. 1–3,1856–1864; рус. пер.: ч. 1–3, 1866– 1867). Фишер Куно (1824–1907) – немецкий историк философии, гегельянец, главное произведение – десятитомная «История новой философии» (1852–1877; рус. пер.: 1901–1909. Т. 1–8). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Pitra в Des canons et des collections canonique, Par. 1858, и в historia et monumenta t. II, 1868. Romae. Kopftar, в Wiener Jadrbücher für Literatur. В. XXV. Bickel, в Neue Jenaische Lfteratur-Zeit. 1844. 282 и 283. Hergenrötter, Photius, Partriarch von Constantinopel, Regeasbürg, 1869. III B. s. 92 – 143. – У нас Розенкампф, „Обозрение Кормчей книги в историческом виде», С.-Пб. 1839. 2-е изд. стр. 15 – 40; арх. Иоанн, в „Опыт церковного законоведения» С.-Пб. 1851, т. I, стр. 86 – 97; автор статьи в „Духовном Вестнике» 1866 г. июнь и июль, под заглавием: „Номоканон патр. Фотия»; А. Павлов „Первоначальный славяно-русский номоканон». Каз. 1869. 141 См. Синтагму и номоканон Иоанна Схоластика в Voelli et Justelli, Bibliotheca juris canonici, 1666, t. II, p. 499 sq. сн. Pitra, Historia et monumenta juris ecclesiastici, Romae, 1868, t. II, p. 368 – 385. 142 Смотрите описание Иверской греческой кормчей IX–X вв. с собранием Иоанна Схоластика, находящееся в „Сведениях и заметках о малоизвестных и неизвестных памятниках» И. Срезневкого, С.-Пб. 1876, стр. 65–79. 143 См. описание Кормчей XIII в. Румянцевского музея в „Обозрении Кормчей книги» Розенкампфа, С.-Пб. 1839, изд. 2-е, стр. 90 – 95 и в „Описании рукописей Румянцевского Муз.» Востокова стр. 273 – 276. По замечанию Востокова, „хотя почерк (этой Кормчей) и указывает на XIII в. или начало XIV-ro, но язык перевода во многих местах сохранен древнейший, по коему несомненно заключать можно, что сие собрание церковных законов есть первое на языке славянском, за коим уже следовали другие». 147 Что правила VII вселенского собора были известны в России в XI веке, это видно из одного ответа митрополита Uoahha II , который приводит из них в своих ответах 22-е правило. См. Русские Достопамятности, М. 1875, ч. I, стр. 98. 149 Отрывок этот находится в Кормчей XIII века, описанной Востоковым (Описание Румянцевского Музея 277), и озаглавлен здесь с ошибкою „О взбраненных женах», – в Соловецкой Кормчей XV в., которая признается копиею с первоначального славяно-русского номоканона в которой имеется оглавление „О вображении женитвах» ( А.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Авалиани. Источники и пособия: 1) Летопись занятий Археогр. Комиссии т. X, I–XXIII+35 «Беседа преподобных Сергия и Германа валаамских чудотворцев», 2) Слово кратко в защиту монастырских имуществ, Чт. в М. О. И. и Др. Р. 1902 г. кн. 2 р. I–XXX+68, 3) Бодянский – Чт. М. О. И. др. 1859 г. 3, 4) Хрущов – Исслед. о сочинениях Иосифа Санина, 5) Хрущев – Древняя и Новая Россия 1875 г., 3, 6) Отчет о XII присуждении наград гр. Уварова, 7) Иконников – Максим Грек , 8) Иконников – Русские общественные деятели XVI в., 9) Павлов – Исторический очерк секуляризаций церковных земель в России, 10) Правосл. Собеседник 1863 г. г. III – Полемические сочинения кн. Вассиана, 11) Жмакин – Митрополит Даниил и его сочинения, 12) Голубинский – История русской церкви т. 2, 1 пол., 13) Отчет о 25 присуждений наград гр. Уварова, 14) Ключевский – Боярская дума изд. III, 15) Стратонов – Заметки по истории зем. сборов. Уч. Зап. Казанского Университета 1906, 3, 16) Соловьев – История России т. I, II, Костомаров – Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей т. I, 17) Богословский Вестник – июль-август 1907 г. Кузнецов – К вопросу о церковном имуществе и отношение государства к церковным имениям в России, 18) Прение Митр. Даниила с М. Греком и Вассианом, Чт. М. О. и Др. 1847 г. 7, 9, 19) Богословский Вестник – июль-август 1907 г. Гречев – Заволжские старцы в литературном решении спорных вопросов русской церковно-общественной жизни XV и XVI в., 20) Ключевский – курс русской истории ч. II, 21) Павлов – О Кормчей инока-князя Вассиана Патрикеева Уч. Зап. Каз. Ун. 1864 г., в.2:22) О списках Кормчей Вассиана – Востоков – Описание румянцевского музея стр. 312, 23) Макария – История русской церкви т. XIII, 24) Шляпкин – Памятники древней письменности, в. IV т. 276 Как именно исцелял Аввакум бесноватых, с помощью каких приемов, это видно из его рассказов «Во искусе, повествует он, на Руси бывало, – человека три-четыре бешаных приведенных бывало в дому моем, и, за молитвы отец, отхождаху от них беен, действом и повелением Бога живого, и Господа нашего Исуса Христа, Сына Божия – света.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Арх.: НИАБ. Ф. 136. Оп. 1. Д. 655. Л. 1; Д. 735. Л. 1; Д. 760. Л. 1; Д. 1126. Л. 1; Д. 1363. Л. 1; РГИА. Ф. 796. Оп. 77. Д. 205. Л. 1. Ист.: Макарий (Глухарёв), архим. Письма/Ред.: К. В. Харлампович. Каз., 1905. Лит.: Мизко Д. Т. [ Макарий (Глухарёв), архим., псевд.] Некоторые черты жизни покойного преосв. Иова, архиеп. Екатеринославского, Херсонского и Таврического. СПб., 1826; Лебединцев А. О Феодосийской (викарной) епархии//Херсонские ЕВ. 1861. 1. С. 40-57; Мурзакевич Н. Н. О надгробных памятниках Херсонской крепостной церкви//ЗапООИД. 1875. Т. 9. С. 390-396; Серафимов С. Старинные греческие акты, принадлежащие Музею Одесского об-ва историии древностей//Там же. С. 382-389; Брикнер А. Г. Потемкин. СПб., 1891; Рункевич С. Г. История Минской архиепископии (1793-1832): С подробным описанием хода воссоединения западнорус. униатов с Правосл. Церковью в 1794-1796 гг. СПб., 1893; Ерофеев И. Ф. К биогр. преосв. Иова [Потёмкина], еп. Феодосийского и Мариупольского//Изв. Таврической УАК. 1910. 44. С. 60-63; Беднов В. А. Док-ты, относящиеся к истории Екатеринославской ДС. Екатеринослав, 1912. Вып. 1: До 1813 г. С. 81-86; Скалозуб Ю. Г. История Екатеринославской епархии: 1775-1917 гг. Днепропетровск, 2001. С. 64-78; Правящие архиереи Минской епархии: (1793-2003)/Сост.: свящ. Н. Коржич, свящ. Ф. Кривонос, Г. Н. Шейкин. Минск, 2003. C. 43-48; Iob (Nomьoмkih), Катеринославський, Херсонський i Tabpiйcьkuй, як oprahiзamop духовноï ocbimu//Icmopiя i культура Npuдhinpob " я: Наук. щopiчhuk. Дhinponempobcьk, 2004. Вип. 1. С. 17-23; Тернавский Н. А. Войсковой судья А. Головатый: Ист. очерк. Краснодар, 2005; Модоров Н. С. Архим. Макарий - последователь и проповедник идей Паисия Величковского//Макарьевские чтения: Мат-лы 5-й междунар. конф. (21-22 нояб. 2006 г.). Горно-Алтайск, 2006; Днепропетровская епархия: Информ.-справ. изд. Днепропетровск, 2008. С. 23-24; Дело мира и любви: Очерки истории культуры и православия на Кубани/Ред.: О. В. Матвеев. Краснодар, 2009. Прот. Николай Коржич, Д. Б. Кочетов

http://pravenc.ru/text/578184.html

В 1875 г. в академии была образована комиссия для описания рукописей Соловецкой библиотеки и во главе комиссии был поставлен П. В. Знаменский . Под его редакцией вышло два тома описаний (1882 и 1885) и напечатано 22 листа III-ro. Но он был не только редактором, – он принимая деятельное участие и в работе по самому описанию. Даже в I том, посвящённом рукописям священного писания, из 52 листов им написано 7 , а во отведённом писаниям отцов и учителей церкви и церковный писателям, П. В-чем из 41 листа написано 27 ½ л. 60 Если в дальнейшем издание остановилось, то не по вине проф. Знаменского: остались не описанными рукописи не его специальности... Председателем комиссии П. В. числился до самой своей смерти. В 1881 г. он, и как председатель и как знаток соловецких рукописей, дал подробный отзыв, какие из них должны оставаться в академии в виду, их высокого научного интереса и какие могут быть возвращены в Соловецкий монастырь, по возбужденному братией монастыря ходатайству. 61 Кроме «Описания рукописей Соловецкой библиотеки», П. В. в разные времена состоял редактором и цензором академических журналов: с нач. 1873 г. до конца 1878 г. – Православного собеседника, 62 а в 1896 г. Пр. Соб. и Известий по Казанской епархии. Вступая в эту последнюю должность, П. В. напечатал «Нечто от редакции» (1896, 1, 27–30). Здесь он, говоря о задачах епарх. органа Каз. дух-ва, предлагает присылать в редакцию корреспонденции по вопросам истории и археологии края и о религиозном состоянии приходов. К этому же времени относится помещение им статьи: «Оставьте детей приходите ко мне ( Мрк. 10:14 )», в которой он восстаёт против безобразного поведения в церкви детей (Изв. 1896, 18, 332–337). С 21 янв. 1881 и не менее как до конца 1894 г. состоял, согласно избранию Совета, членом казанского комитета духовной цензуры. В 1890 г. под его редакцией подготовлялась к печати магистерская диссертации Ф. В. Благовидова . П. В. Знаменский хотя был кабинетный учёный, но не уклонялся от поручений корпорации и прежде всего учёного свойства. Таковы уже были редакторские и цензорские обязанности. Таково было и участие в археологических съездах: II в Петербурге (1871), III в Киеве (1874) и IV – в Казани (1878). В Казани П. В. был и членом комиссии по составлению вопросов для программы археологического съезда и по устройству археологической выставки. Когда же предварительный комитет съезда обратился в Казанскую академию с просьбой о поручении кому-либо из профессоров составления отзыва о статье проф. Брикнера: «Об учебных пособиях при изучении истории России», – Совет академии поручил это П. В. Знаменскому и В. В. Миротворцеву (Прот. Совета академии 1876, 207).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Вера бо человека обновляет и от грехов и суеты мира отвращает, и к будущим, обещанным благам руководствует, и оная яко видимая ему представляет». Сокровище духовное, от мира собираемое. 139 гл. 375 стр. Твор. Тихона Зад IV т. Изд. 6. Москва. 1899 г. 378 Глубоковского проф. Благовестие христ. свободы и пр. 120 стр. «В этом качестве, говорит далее ученый истолкователь благовестия ап. Павла, вера отражает в себе самую сущность избавления Христова. Но Господь был в нем абсолютною любовью и по условливающему мотиву, и по фактическому методу, и по конечной цели Своего мессианского служения. Понятно, что вера, будучи истинно-христианской, обязательно действует из себя самой и без всякого внешнего понуждения любовью и именно любовью Христовою». 380 «Спасение, говорит преосв. Феофан, от добрых дел, но в добрых делах преуспеть, как должно, нельзя без веры. Вера подвигает на добрые дела, вера указывает их, вера приводит и к получению сил на делание добрых дел. Почему вера – пособница к делам добрым. Главное – дело, а она – пособие». Письма к одному лицу. Стр. 99. 381 Литература. – Григоревского М. С. Значение благодати Божией, веры и добрых дел человека для оправдания его пред Богом, по р.-католическому учению (Хр. Чт. 1906 г. авг. – окт.). Сергия еп Православное учение о спасении. 12–91 стр. по изд. Спб. 1903 г. Беляева Н. Я. проф. Р.-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека. Каз. 1876 г. (то же в Пр. Соб. 1874–1876 г.) Теодоровича Н. И. Уч. тридентского собора о первородном грехе и оправдании. Почаев. 1886 г. 68 стр. и след. Сильвестра еп. Ответ православного на схему старо-католиков о добрых делах (Тр. Киев. Ак. 1875 г. Янв.). 382 «Начало оправдания в возрастных, учит тридентский собор, исходит от предваряющей благодати Бога Отца чрез Иисуса Христа, которая призывает каждого из нас, без всякой заслуги с нашей стороны. Она располагает человека к обращению, возбуждает его и помогает ему обратиться; – а человек со своей стороны свободно соглашается (с благодатным возбуждением) и содействует благодати, так что когда Бог коснется (tangente Deo) сердца человеческого чрез озарение Духом Св., то нельзя сказать ни того, чтобы сам человек ничего вообще не делал (neque homo ipse nihil omnino agat), воспринимая то наитие (Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Душа великая! He престани носиться над  нами и вдыхать в  сердца наши твои небесные чувствия и укреплять Церковь , твоим  отсутствием горестную сиротствующую. Долго, долго будут искать тебя взоры и сердца наши, и проводив  прах  твой в  жилище праха, не верить самим  себе, чтобы отец  оставил  детей своих». Источники для биографии митрополита Платона 1) Снегирёв И. М. «Жизнь Московского митрополита Платона». 4-е издание, в  2-х частях, 1890–1891. (Здесь помещена и «автобиография» Платона). 2) Смирнов С. К. прот. а) «История Троицкой семинарии». М. 1867. б) «История Славяно-греко-латинской Академии». М. 1856. 3) Его же. «Спасо-Вифанский монастырь». М. 1889. 4) Письма митроп. Платона: а) к  митроп. Амвросию и еписк. Августину, б) к Мефодию, архиеп. Псковскому (изд. прот. С. К. Смирновым ). 5) Слова и речи митроп. Платона, в  20-ти томах. 6) Поздравления митрополиту Платону от разных духовно-учебных  заведений в печатном и рукописном виде (хранятся в  библиотеках Вифанской духовной семинарии – часть таковых  издана свящ. С. Муретовым , – в  Московской духовной Академии, в  Московской духовной семинарии и в Московской Епархиальной библиотеке). 7) Надеждин прот. «Митроп. Платон  как  проповедник». Каз. 1883. 8) Лысогорский, проф. «Московский митрополит Платон  Левшин  как  против раскольнический деятель». Ростов  на Дону, 1906. Для характеристики времени митрополита Платона особенно важно сочинение проф. Знаменского, Чтения из  истории русской Церкви за время царствования Екатерины II (Прав. Собеседник, 1875, ч. 2). Немало ценного можно найти для той же цели в  сочинениях  Шильдера: а) Император Павел I и б) Император  Александр  I. Более подробно библиография о митрополите Платоне изложена в  статье доцента Моск. дух. Академии В. Виноградова: «Об  изучении жизни и трудов  и чествовании памяти Платона, митр. Московского» (Бог. Вестн. 1912, 5). Тому же автору принадлежит  последняя по времени характеристика митр. Платона («Платон  и Филарет, митрополиты Московские». Москва, 1913).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

еп. Уильяма Бевериджа ( Беверегия; Συνοδικν, sive Pandectae canonum ss. Apostolorum, et Conciliorum ab Ecclesia Graeca receptorum; nec non canonicarum ss. Patrum epistolarum. Oxonii, 1672). В 1798 г. Святейший Синод повелел преподавать Кормчую во всех духовных академиях. В ходе реформы духовного образования, начатой в 1808 г., в академиях было введено преподавание К. п. как особой дисциплины в рамках программы по богословию. Под К. п. понималось прежде всего право Русской Церкви ( Павлов. 1902. С. 26-27). На преподавателей возлагалась обязанность не только систематизировать канонический материал, но и давать его научный комментарий. С 1835 г. К. п. стало читаться на юридических факультетах ун-тов. Как и в духовных академиях, преподавание К. п. велось преимущественно с богословских позиций, без связи с др. университетскими юридическими дисциплинами. В 1863 г. новый университетский устав предписал создание кафедр К. п. на юридических факультетах. Заметным толчком к развитию канонической науки в России стало издание полного свода канонов - Книги правил (1839). Автором первого рус. учебника по К. п., «Записки по церковному законоведению» (К., 1848), является прот. Иоанн Скворцов , который преподавал К. п. в Киевском ун-те св. Владимира. Первая серьезная попытка не компилятивного, а научного изложения системы церковного права принадлежит знаменитому проповеднику, канонисту и богослову еп. Иоанну (Соколову) . Его труд, вышедший в 1851 г., озаглавлен «Опыт курса церковного законоведения». Курс еп. Иоанна отличается ясностью изложения, богословской глубиной интерпретации древних канонов, проницательным историзмом в оценке источников. Еп. Иоанну принадлежит ряд статей по отдельным каноническим вопросам, в т. ч. трактат «О монашестве епископов» (Каз., 1863). В нем он подчеркивает необходимость для епископа не только формального монашества, но и внутреннего аскетического отречения от мира; т. о., автор ставит акцент на единство церковно-правовых и нравственных норм. В 1874-1875 гг.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010