Там же. Кониси, профессор университета «Dosisha» (Киото). Воспоминания японца об архиепископе Николае//Христианин. Т. 1. 1912. Январь-апрель. — С. 667. Там же. Наши пленные в Японии//Прибавления к Церковным ведомостям. 1905. Май. 21. — С. 878. Архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников). Указ. соч. — С. 47. Казем-Бек А . Апостол Японии Архиепископ Николай (Касаткин). (К 100-летию Православия в Японии)//Журнал Московской Патриархии. 1960. Июль. — С. 44. Епископ Сергий . Празднование пятидесятилетия благовестнических трудов высокопреосвященного Николая в Японии//Прибавления к Церковным ведомостям. 1911. 41. — С. 1757. Приветствие Архиепископа Японского Николая Миссионерскому съезду в Иркутске//Православный благовестник. 1910. Т. 2. 16. Август. Кн. 2. — С. 146. Епископ Сергий (Тихомиров). Памяти преосвященного Николая, Архиепископа Японского (к годовщине кончины его 3 февраля 1912 г.)//Христианское чтение. 1913. Ч. 1. — С. 49. Там же. Архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников). Указ. соч. — С. 61. Казем-Бек А . Апостол Японии Архиепископ Николай (Касаткин). — С. 58. Архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников). Указ. соч. — С. 47.   © Архимандрит Георгий (Тертышников), 1998 Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 11 апреля, 2021 9 декабря, 2012 4 мая, 2012 1 января, 2011 12 декабря, 2011 2 сентября, 2011 10 августа, 2011 16 апреля, 2010 10 апреля, 2010 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/ne-bylo-stol-uvazhaemo...

Иноевс Владимир Константинович. Член церковного совета, председатель ревизионной комиссии Свято-Николаевского кафедрального собора в Харбине. Предприниматель. Р. Б. Владимир Казем-Бек Владимир Алексеевич. Происходил из знатного рода персидских князей. Родился в 1892 г. в Казани. Отец – профессор терапии. Окончил Казанскую гимназию и медицинский факультет Казанского университета. Военный врач в белой Армии. Разделял невзгоды военной жизни с полковым священником протоиереем Иоанном Сторожевым. В Харбине – с 1920 г. Ездил усовершенствоваться в Париж. Профессор медицины. Врач-бессребреник. Бедный народ лечил бесплатно, да еще тайно помогал. Скончался в Харбине 04.08.1931 г. Хоронить его вышел весь Харбин, русские и китайцы вместе. Похоронен на Успенском кладбище. В Харбине при мужском монастыре была открыта больница имени доктора Казем-Бека, а в городе вторая – памчти доктора Казем-Бека. Его прах и памятник в 1958 г. перенесены на третье Русское кладбище Харбина Хуаншань в район Санкешу. Памятник и могила до сих пор сохраняются. Р. Б. Владимир Канненберг Владимир Николаевич. Родился в 1872 г. в г. Вольске. Окончил гимназию в г. Казани, учился здесь в аптеке В. Ф. Грахе. Во время Первой мировой и Гражданской войн – заведующий аптекой подвижного военного госпиталя. В 1919 г. с госпиталем попал в Маньчжурию. В Харбине управлял аптекой Казанского мужского монастыря. Скончался 21.07.1937 г. в Харбине. Похоронен на Новом кладбище. Р. Б. Владимир Кислицин Владимир Александрович. Родился в 1879 г. близ г. Белая Церковь Киевской губернии в дворянской семье. Отец был морским офицером. Окончил Холмскую гимназию и Одесское юнкерское училище (1900 г.) С 1904 г. – в Отдельном корпусе пограничной стражи. Участник Русско-Японской войны. Участник Первой и Гражданской войн. С 1919 г. сражался на Северном фронте, затем в рядах армии адмирала А. В. Колчака. Генерал-лейтенант. Участник Сибирского Ледяного похода. В 1920 г. эмигрировал в Китай. В Харбине в 1936–1943 гг. возглавлял Главное бюро по делам российских эмигрантов. Оказывал содействие и помощь в построении православных храмов. Скончался 18.05.1944 г. в Харбине. Похоронен на Старом кладбище около Покровской церкви. Р. Б. Владимир

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

140-ЛЕТИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ (СИМАНСКОГО) 26.12.2017 11:40:01 Николай Бульчук Николай Бульчук: - Я беседую с Валентином Арсентьевичем Никитиным – исследователем русской богословской религиозной мысли, специалистом по культурологии, поэтом, литературоведом, который много лет работал в Издательском Отделе Московской Патриархии, непосредственно связан с семьей Флоренских-Трубачевых. Второй мой собеседник - Николай Сергеевич Георгиевский – основатель и первый регент Патриаршего хора Храма Христа Спасителя, семья его была особо приближена в 50-70-е годы к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию (Симанскому). - Мы вспоминаем в этом году 140 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского). Валентин Арсентьевич, вы – автор книги «Патриарх Алексий I  - служитель Церкви и Отечества. Что вас побудило к созданию этой работы? Валентин Никитин: - На создание книги меня подвигло личное знакомство и дружба с первым описателем жизни Святейшего Патриарха Алексия I Александром Львовичем Казем-Беком. Он был вождем движения «Молодая Россия» в эмиграции после окончания войны. В 1957 году ему удалось вернуться на Родину, и он стал активно сотрудничать с Русской Православной Церковью и ее Священноначалием. Святейший Алексий I принял личное участие в его судьбе. Скажу, что Патриарх просто оградил его своим Патриаршим омофором, и благодаря этому, Александру Львовичу удалось дистанцироваться от органов, от представителей властей предержащих, которые пытались его «ангажировать», использовать его огромные знания на службу советскому государству. Остаток своей жизни – начиная с 1957 года и до кончины – Александр Львович Казем-Бек полностью посвятил служению Русской Православной Церкви. Он был доверенным лицом Патриарха, имел честь с ним несколько раз беседовать, написал замечательное его жизнеописание, которое оставалось неизданным до 1998 года. В 1998 году оно было опубликовано в «Богословских трудах». С этой работой я был знаком еще в рукописи. Архиепископ (будущий митрополит) Питирим (Нечаев), являясь в 1977 году редактором Издательского отдела Московской Патриархии, призвал меня и поручил составить 5-й том Собрания сочинений Святейшего Патриарха Алексия I и написать к нему редакционную вступительную статью. В общем, я с этой задачей справился: работал усердно, мне дали рукописи Александра Львовича Казем-Бека, первого описателя жизни Святейшего, «для служебного пользования». На основе этой рукописи я и написал свою вступительную статью. Но тогда не были изданы ни 5-й том, ни моя вступительная статья. Все осталось под спудом…

http://radonezh.ru/analytics/140-letiyu-...

Из жизни Православных Церквей. Сербская Церковь . Румынская Церковь//ЖМП. 1970. Из жизни Православных Церквей. Сербская Церковь . Румынская Церковь//ЖМП. 1970. и др. История южных и западных славян. М.: Изд-во Московского университета, 1969. Истрин В. М. Очерки истории древнерусской литературы домосковского периода XI -XIII вв. Пг., 1922. И. X. Св. Арсений, Архиепископ Сербский (к 700-летию со дня преставле-ния)//ЖМП. 1966. Казанский С. Жизнь св. Саввы, первого Архиепископа Сербского//" При-бавл. к изд. твор. свв. отцев». М., 1849. Ч. 8. Казем-Бек А. Патриарх Сербский Викентий (Некролог)//ЖМП. 1958. Казем-Бек А. Преемник св. Саввы (к избранию Патриарха Сербского Германа)//ЖМП. 1959. Каптеров Н. Приезд в Москву Павловского афонского монастыря архимандрита Исайи в 1688 г. с грамотами от прежде бывшего Константинопольского Патриарха Дионисия, Сербского Патриарха Арсения и Валахского господаря Щербана с просьбою, чтобы государи освободили их от турецкого ига//" Прибавления к творениям свв. отцев в русском переводе». 1889. Ч. 44. Кашич Душан, проф. протп. Взгляд на прошлое Сербской Церкви. (По поводу 750-летия ее автокефалии)//ЖМП. 1969. Корсунский И. Н. Высокопреосвященный Михаил, митрополит Сербский. М., 1898. Костич Милан. Православная Сербская Церковь в Австрии при Патриархе Арсении III Чарноевиче в 1690 году до конца XVIII СТ.//ТКДА. 1869. Круглик Дамиан, свящ. Из жизни Сербской Православной Церкви (по журналу «Гласник» за 1967 год)//ЖМП. 1969. Круглик Д., свящ. Почитание святителя Василия, Острожского чудотворца в Сербской Церкви//ЖМП. 1974. Сулаковскмй. Начало русской школы у сербов в XVIII в. СПб., 1903. Кустодиев К. Церковь Угорская и Сербов; их взаимоотношения. М., 1873. Кутепов П. Братский визит Святейшего Патриарха Сербского Германа//ЖМП. 1975. Кутепов П. Взаимоотношения Русской и Сербской Православных Церквей в наше время//ЖМП. 1962. Кутепов П. Св. Савва-первый Архиепископ Сербский//ЖМП. 1962. Лебедев А. История Греко-Восточной Церкви под властью турок. СПб., 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

совершал таинство венчания в Крестовоздвиженской университетской церкви уездного предводителя Казанского и Царевококшайского дворянства, коллежского секретаря Николая Евгеньевича Боратынского (26 ноября 1835-1898) и Ольги Александровны Казем-Бек (20 ноября 1843-1918), дочери известного российского востоковеда XIX века Казем-Бек Александра Касимовича (Мирзы Мухаммед Али) (1802-1870). В 1871-1887 г. – протоиерей Михаил Михайлович Зефиров (1826 – 4 марта 1889), выпускник КДА (1850), заслуженный профессор богословия. В 1854-1862 г. – священник Богоявленского собора. 1869-1871 – ректор Тамбовской Духовной семинарии. В 1887-1896 г. – протоиерей Николай Константинович Миловидов (1844 – 4 июня 1896). Сын учителя Нижегородской Духовной семинарии, где и получил первоначальное образование. Выпускник КДА (1870), священник Пятницкой церкви, законоучитель 2-й Казанской гимназии, протоиерей Казанско-Богородицкого женского монастыря. В 1896-1912 гг. – протоиерей Александр Васильевич Смирнов (16 ноября 1857-1933), выпускник КДА (1884), доктор богословия, известный общественный деятель. Первоначальное образование получил в Алатырском духовном училище и Симбирской Духовной семинарии. Законоучитель учительского, Родионовского институтов (1889-1891). Настоятель Петропавловского собора, профессор КДА (1892-1896). Последним настоятелем университетской церкви, перед ее закрытием осенью 1919 г., был священник Николай Петров. С 1825 – по 7 сентября 1826 г. старостой университетского храма был Николай Иванович Лобачевский. С 12 марта 1891 по 27 сентября 1894 ктитором церкви был потомственный почетный гражданин, купец Алексей Андреевич Унженин. Как отмечает А.Смирнов, «это был один из самых щедрых жертвователей в истории университетской церкви; за свою службу в этом звании он был награжден большой золотой медалью». Отметим, что среди выпускников казанского университета были и деятели Церкви: епископ Анастасий (Александров) (1861-1918)32 и архиепископ Рязанский Тихон (Иван Иванович Оболенский (ум.

http://sobory.ru/article/?object=30209

На этом разговор кончился, и младороссы в Париже пристали к нам. Впрочем, в Нью-Йорке они были с карловчанами, также и в Бразилии. Один из них, Шевич, был усерднейшим и очень религиозным членом нашего приходского совета. Впоследствии, уже при немецкой оккупации Парижа, он после сидения в концлагере принял монашество с именем Сергий, в память о Московском митрополите Сергии, которого он глубоко чтил. Между прочим, как мне говорил в Америке Казем-Бек, немцы освободили его из лагеря именно ради вступления его в монашество. Казем-Бек, по моему мнению, недостаточно придал значения уходу видного своего сотрудника из партии: он больше смотрел на это как на частное, духовно прекрасное дело Шевича. Но тут нужно усмотреть и политическую сторону: Шевич разочаровался в политической эмигрантской деятельности вообще и младороссов в частности. Это я точно знаю из его письма ко мне в Америку. Единственно важным делом, полезным не только для себя, но даже и для родины, он стал считать прежде всего духовную работу над собой, без нее он перестал верить в правильность и политических принципов и установок и в самую возможность встать на правильный путь. Если угодно, его уход был не просто и не только личным религиозным актом, но и результатом сознания ошибочности младоросского движения, И выпустили его, конечно, не ради монашеского пострига, а как человека, разочаровавшегося в неприятной немцам политической антигерманской группе. Но они не учли того, что будущий монах станет на позицию того Сергия, имя которого он принял, то есть тоже будет патриотом в борьбе с ними... Только иным путем, чем младороссы... Я считаю его шаг хотя и необязательным, но правильным. Мое наблюдение над всей эмиграцией давно убедило меня тысячами фактов, что вся наша беда происходит от неправильной духовной установки, от недостаточной религиозности и от самочинного неверия в Православную Церковь. О. Сергий Шевич будет одним из церковно-общественных деятелей нового поколения - теперь ему около 37 лет. Дай Бог ему сил на это. Конечно, он не ради будущей деятельности ушел в монастырь, но тем ценнее и выше по своим добрым разным последствиям его постриг. Кто знает, какая значительная величина вырастет из него! А он человек редкой чистоты души, искренности и воспитанности, но в то же время и твердой решительности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

3 Питирим (Нечаев ; 1926–2003 гг.), с 1959 г. архимандрит, насальник Троице-Сергиевой лавры, инспектор Московских Духовных академии и семинарии; с 1962 г. ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии». С 23 мая 1963 г. епис­коп Волоколамский, викарий Московской епархии, председатель Издательского со­вета Московского Патриархата. В 1964–1965 гг. временно управлял Смоленской епархией. С 1971 г. архиепископ, с 1986 г. митрополит Волоколамский и Юрьев­ский. Народный депутат СССР от Советского фонда культуры, член Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов, член Комиссии по вопросам депутатской этики, член комиссии Священного Синода по вопросам издательства и церковной печати. Архив митрополита Питирима после его кончины был пере­дан в Отдел рукописей РГБ. 5 Младороссы – одно из течений в русской эмиграции, объединившее несколько ты­сяч человек. Оформилось в 1923 г. в Мюнхене. Лидером младоросского движения стал ветеран Белого движения Александр Львович Казем-Бек (1902–1977 гг.). С на­чалом Второй мировой войны младороссы ушли в вооруженное сопротивление нацистам. Организация, как таковая, перестала существовать. Казем-Бек был арес­тован, но ему удалось бежать в США, где он в 1942 г. официально объявил о рос­пуске организации. Вернувшись в СССР по личному разрешению Г. М. Маленко­ва, он до конца жизни проработал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. 7 Архив Н. В. Протасьева находится в ОР РГБ (ф. 687). Материалы Т. Н. Протасьевой присоединены к фонду. Часть документов Т. Н. Протасьевой хранится в архиве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 8 Венедикт (Пляскин; 1900–1976 гг.), с 30 января 1946 г. епископ Хабаровский и Вла­дивостокский, управляющий приходами Якутского и Читинского викариатств Ир­кутской епархии; с 3 июня епископ Петрозаводский и Олонецкий, 4 марта 1949 г. уволен на покой. С 1 сентября 1955 г. временно управляющий Омской епархией. С 1952 г. на покое. 10 Послание соловецких епископов заместителю Патриаршего Местоблюстителя мит­рополиту] Сергию по поводу Декларации от 16/29 июля 1927 года//Луч света. Учение в защиту православной веры, в обличение атеизма и в опровержение док­трин неверия. В 2 ч./Сост. и доп. архим. Пантелеймон. Ч. 2. Документальные дан­ные о начале раскола Русской Церкви на «советскую» и «катакомбную». М., 1970. С. 13–16. См. также: Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие докумен­ты о преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг./Сост.: М. Е. Губонин. М., 1994. С. 515–516.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

701 Константин Кириллович Малинин (род. 1937), медик (специалист по лечебной физкультуре и массажу), ответственный деятель НОВ. С 1958 – регент хора Воскресенской церкви в Медоне, с 1997 г. – регент Знаменской церкви в Париже. 703 Тамара Львовна Лукаш, ур. Унаньян (1900–1974), вдова писателя Ивана Лукаша, жила в Медоне. В 1951 г. уехала в Венесуэлу. 704 Генерал флота Мстислав Петрович Ермаков (1873–1960), инженер, участник Первой мировой и Гражданской войн. В эмиграции – в Париже, активный военно-морской и общественный деятель. 705 Александр Александрович Стахович (1884–1959), полковник л.-гв. Преображенского полка, участник Первой мировой и Гражданской войн. С 1921 г. жил в Аньере. Активный церковный и общественный деятель, один из основателей церкви Всемилостивого Спаса в Аньере и долголетний член ее приходского совета. 706 Лев Александрович Казем-Бек (1876–1952), корнет л.-гв Уланского полка, участник Первой мировой и Гражданской войн, отец главы Младоросской партии А.Л. Казем-Бека. 707 Арихиепископ Орловский и Брянский Фотий (Тапиро; 1884– 1952), будущий архиеп. Виленский и Литовский и экзарх патриарха Московского в Западной Европе (1949–1951). 708 Павел Алексеевич Соколов (1878–1966), присяжный поверенный, офицер-артиллерист, участник Первой мировой и Гражданской войн. С 1921 г. в Париже. Общественный деятель, член правления Союза русских адвокатов за границей, член Союза галлиполийцев. После войны член прих. совета Св.-Александро-Невского собора, сотрудник Епархиального управления. 710 УНРРА: United Nations Relief and Rehabilitation Administration, ведомство помощи беженцам при ООН. 711 Прот. Леонид (Трофимович) Хроль (1902–1982), в эмиграции в Праге, затем во Франции. Окончил Св.-Сергиевский богословский институт (1928), в 1931–1934 гг. псаломщик в храме Скорбященском и Св. Женевьевы в Париже (МП). Рукоположен во иерея в 1934 г. митр. Евлогием, настоятель Св.-Николаевской церкви в Тулузе (1934–1936), Скорбященской церкви в Монтобане (1936– 1982). С 1942 г. – в РПЦЗ. В 1944 г. спас город Монтобан от разгрома со стороны 4-го полка дивизии СС «Дас Райх», укомплектованного украинцами, за что одна из улиц города была названа его именем. С 1945 г. – в МП, с 1953 г. – в КП. С 1971 г. – настоятель Св.-Николаевской церкви в Тулузе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одна из последних записей в дневнике Патриарха также касается митрополита Никодима. 3 апреля 1970 г. он записал: «Вечером Митрополит Никодим вернулся из Америки» . Митрополит Никодим был последним иерархом, с которым беседовал Патриарх. Протоиерей Алексий (Остапов) говорил об этом в своем докладе 6 мая 1970 г. на заседании Совета МДА . Именно митрополит Никодим прибыл первым в Переделкино после смерти Патриарха и совершил первую панихиду . 15 апреля 1970 г. в Московской духовной академии состоялась защита митрополитом Никодимом диссертации на соискание степени магистра богословия на тему: «Иоанн XXIII, Папа Римский». Решением Ученого Совета МДА (из 18 голосовавших только один был против) митрополиту Никодиму была присуждена ученая степень магистра богословия. На защите присутствовал личный секретарь митрополита Никодима – иеромонах Кирилл (Гундяев) (ныне – Святейший Патриарх). Диссертация, сохранившаяся в библиотеке МДА, представляет из себя два тома, общим объемом 657 страниц. Диссертация имеет пять глав, первые две главы («Очерк жизни папы Иоанна XXIII до вступления на римский престол» и «Понтификат папы Иоанна XXIII», и предисловие составляют первый том, во второй — оставшиеся главы («Социальная деятельность папы Иоанна XXIII», «Папа Иоанн XXIII и Второй Ватиканский собор», «Миротворческое служение папы Иоанна XXIII») и библиография. Секретарь Совета протоиерей А. Остапов зачитал подробную биографию и список трудов митрополита . По данным архимандрита Августина (Никитина) в написании работы митрополиту помогал А.Л. Казем-Бек, известный специалист по истории РКЦ, и группа переводчиков ОВЦС: «Завершив огромный труд по составлению биографии Папы Иоанна XXIII, владыка представил машинопись на соискание степени магистра богословия. (Поставщиком материала был сотрудник ОВЦС Александр Львович Казем-Бек; литературу с иностранных языков переводили отдельские толмачи. Но, тем не менее, работа была дополнена, проштудирована и проредактирована самим митрополитом. Наиболее важные «источники и пособия» были напечатаны на пишущей машинке в пяти экземплярах и затем распределены по библиотекам академий и семинарий» .

http://bogoslov.ru/article/485916

Протоиерей Лазарь Новокрещеных Протоиерей Лазарь Новокрещеных за каждой Божественной литургией поминает почивших православных харбинцев — священнослужителей и мирян. В алтаре Казанской церкви хранится «Харбинский синодик», выпущенный очень малым тиражом, в нем — около 3500 имен. «Эта книга — одна из главных для меня»,— говорит отец Лазарь. В начале двадцатого века в Харбине было двадцать два православных храма. Их возвели небогатые русские эмигранты; каждый внес свою лепту. Эти люди были вынуждены покинуть родину, но при этом они остались русскими, сохранили язык, культуру, традиции, верность России и, прежде всего,— верность Православной Церкви. Милосердие и сострадание — вот основные черты эмигрантов. Их помнят за все то доброе, что они сделали на чужбине. Вот, например, митрополит Нестор в 1921 году открыл Дом милосердия, где юноши с физическими недостатками, русские и китайцы, обучались иконописи, рукоделию, языкам. Или доктор Владимир Александрович Казем-Бек, врач-бессребреник. Он был профессором медицины. Бедняков лечил бесплатно, да еще и тайно помогал. Когда он умер в 1931 году, хоронить его вышел весь Харбин — и русские, и китайцы. Его могила до сих пор сохранилась, именем доктора Казем-Бека называют новые больницы в Харбине. Русские бросали на родине все, не брали в изгнание ничего — кроме веры во Христа и совести… Моя жизнь — это целый калейдоскоп. Столько всяких событий случилось в течение ее долгих лет, что обо всем не упомнишь, не расскажешь… Родился я в 1935 году в Харбине, на Львовской улице, в семье казаков-забайкальцев. Папа мой служил в царской армии и эмигрировал в конце Гражданской войны с остатками Белой армии в Китай. Мама тоже из Забайкалья, дочь атамана Матафонова. Детей у них было четверо: я, два моих брата — Илья и Николай — и сестра Мария. Папа, приехав в Харбин, занимался хозяйством и частным извозом, чтобы прокормить большую семью. Почему он эмигрировал? Все очень просто. Он не мог нарушить присягу на верность русскому монарху, не мог встать на сторону богоборческого режима.

http://pravoslavie.ru/37537.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010