Заложенное  в юные годы сформировало особенный характер Марии Мейендорф, чертами которого стали истинный аскетизм (она не была привязана к комфорту и материальным благам), достоинство, благородство и редкое сегодня качество – отсутствие страха перед настоящим и будущим. Баронесса до конца дней сохранила благодарный и оптимистичный взгляд на жизнь. За рубежом она встретила многих близких, обо всех отзывалась и вспоминала с теплотой и прожила около ста лет. Семейные обстоятельства не были радужными. Братья Марии Федоровны Мейендорф после революции жестоко избиты и убиты махновцами. Вот что пишет брат Юрий в последнем письме своим детям( ее племянникам): «Милые мои, родные дети! Возможно, мы больше не увидимся с вами на этом свете. Простите меня, мои родненькие, я хотел скорее доставить вам радость свидания, а оказалось, принес вечную разлуку. Но, видно, так Богу угодно. Не горюйте обо мне, а терпеливо перенесите свое горе, и своей жизнью умножьте больше добра на земле и правды. Не мстите никому за мою смерть, ни делом, ни даже помыслом. Так попустил Господь. Молите только, чтобы Он простил мне все мои прегрешения. Я не боюсь смерти и иду к Господу дать ответ в своей жизни с теплой надеждой, что он примет мою жизнь. Я прошу бабушку взять вас под свое попечение. Будьте ей хорошими, добрыми внуками, утешьте ее в ее горе. Благословляю вас. Да хранит вас Господь и да направит вашу жизнь на все доброе. Ваш отец». Баронесса упоминает, что красный палач-махновец, читавший письма только что убитого им человека на публику – насмешливо, вслух, под конец чтения стал необычно серьезен. Окончили  это издевательское публичное чтение в полном молчании, и,  очевидно, глубоко уязвленные написанным, молча разошлись. Другая дворянка, автор дневниковых записей Мария Казем-Бек, урожденная Толстая, прекрасный православный педагог, стояла во главе институтов благородных девиц в Питере и Казани. Только с виду она была изнеженной аристократичной особой, тургеневской барышней. Как человек большой воли и энергии она отдавала всю себя делам воспитания, образования, благотворительности, умела поставить медицинский диагноз и подсказать лечение, самоотверженно помогала ближним в дни голода и испытаний.

http://azbyka.ru/deti/domashnee-vospitan...

Вот только некоторые выдержки из правил:  Вот на каких истинно христианских  нормах воспитывались дети в русских дворянских семьях XIX-haчaлa ХХ века. Вера в Бога помогла Наталье Николаевне  многое  перенести и принять – и то, как голословно и яростно обвиняли ее в гибели мужа, и те годы, что она прожила одна, и новое замужество. Удивительная  биография этой женщины с непростым духовным и житейским опытом превосходит  самые увлекательные  женские романы и сериалы. К сожалению, в отцифрованном виде найти этот текст не удалось, так что ищите в библиотеках и на своих книжных полках. Как читали баронессы? Светские дамы, о которых шла речь, были очень образованными, их домашнее обучение начиналось с младых ногтей, с 4 лет. Режим дня маленьких учениц подробно описан в вышеперечисленных книгах. Основной посыл дворянского образования  – то, что дети не  страдали от безделья, а постоянно были заняты делом.  Интересен и вопрос, часто ли читали  баронессы?  Из книг следует, что читали они постоянно, причем знали по несколько языков. Так, в дневниках Марии Казем-Бек можно найти немало размышлений о той литературе, которую она прочла. Сейчас появляется  много  книжных новинок,  в том числе духовных книг, которые полностью переворачивают устойчивые представления, привносят новизну в восприятие привычных явлений, и радостно, что они находят выход к читателю. Но есть проблема – молодое поколение не может оценить этого богатства, потому что мало  и неохотно читает. Наверное, это трагедия нации, что юные умы лишают себя важной части жизни, не представляя, что существует огромный  мир  литературы. Сегодня сложился стереотип: православный – значит, темный, безграмотный, некомпетентный. И виноваты в этом предубеждении мы сами, верующие, так часто выбирая вместо чтения книг короткий дайджест новостей в интернете. А ведь духовный поиск и развитие невозможны без непрерывного процесса познания, а значит, без чтения. Поэтому очень важно настаивать, чтобы молодые люди читали.  И именно на нас лежит ответственность  передать новым поколениям  знания и опыт Церкви о Боге и спасении.

http://azbyka.ru/deti/domashnee-vospitan...

5 Самарин Ю. Ф. Предисловие к первому изданию богословских сочинений A.C. Хомякова//Хомяков A.C. Полн. собр. соч. М., 1900. Т. 2. C. XIX (То же: Самарин Ю.Ф. Соч. М., 1887. Т. 6. С. 350). 6 Зуммер В., прот. Экклезиология Римской Церкви по определениям 1-го и 2-го Ватиканских Соборов. Московская духовная академия: Сектор заочного обучения, 1968. Машинопись. 8 Казем-Бек А. После третьей сессии II Ватиканского Собора//Журнал Московской Патриархии. 1965. 1. С. 68,71. 10 McBrearty W. J. Khomiakov, A.S.//New Catholic Encyclopedia. N.Y. etc., (1967). Vol. 8. P. 174. 11 Schultze B. Chomjakow//Lexikon fur Theologie und Kirche/Hrsg. von J. Hofer, K. Rahner. Freiburg, 1958. Bd. 2. S. 1076. 12 Muller E. Russischer Intellekt in europaischer Krise – I.V. Kireevskij. Koln; Graz, 1966. Автор считает, что социологический идеал Киреевского – это «государство истинно христианского общества». См.: Цимбаев Н. И. [Рец.]//Вопросы истории. 194.Gleason A. European and Muscovite. Ivan Kireevsky and the origins of slavophilism. Cambridge (Mass.): Harvard Univ. press, 1972. Ko y re A. La jeunesse d’Ivan Kireevski//Коуге A. Etudes sur l’histoire de la pensee philosophique en Russie. P., 1950. 18 Анна Каренина. Ч. VIII. Гл. 9. Кажется, в воспоминаниях об отце Сергей Львович Толстой пишет, что тот пытался принять веру «по Хомякову» («Очерки былого»). 19 Замечания были опубликованы через 25 лет после его смерти в «Богословском вестнике» за ноябрь 1900 года (с. 516–543). 22 См.: Хомяков А. С. Несколько слов православного христианина о западных исповеданиях//Полн. собр. соч. М., 1900. Т. 2. С. 235–236. 23 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Богословские труды. М., 1972. Сб. 8. С. 123. 24 См.: Там же. С. 93 (соборность), 33 (Filioque). О рационализме см.: Лосский В. Н. Искупление и обожение, а также в других статьях. 36 Соловьев В. С. История и будущность теократии//Собр. соч. СПб., (1902). Т. 4. С. 220–221, 223. Возражения Соловьева на доводы Хомякова против Рима достаточно опровергнуты в работе Д. Ф. Самарина (брата славянофила) «Поборник вселенской правды» (СПб., 1890).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

– Тем более что не только Куприн и Алексей Толстой, были и другие именитые «возвращенцы». – Да, ведь и Блок, и Волошин – они тоже приняли все это, потому что видели во всем этом нечто значительное. Видели право народа на перемены, от этого никуда не денешься! Взять, например, Волошина, который очень льнул к Ивану Алексеевичу Бунину. Он понял, что революция – это нечто братоубийственное, это Гражданская война! Народ был соблазнен, он был втянут в это «демонами глухонемыми», о которых так и говорит Волошин. Но Иван Алексеевич Бунин это неприятие просто в себе пестовал и хранил, как он сам говорил: «Не дай Бог мне забыть вот эту собачью ненависть». У Волошина же, несмотря на все его теософские извращения и увлечения, есть видение в этом какого-то величия, значительности некоей. Ведь именно ему принадлежат строки: Может быть, такой же жребий выну, Горькая детоубийца-Русь! И на дне твоих подвалов сгину, Иль в кровавой луже поскользнусь, Но твоей Голгофы не покину, От твоих могил не отрекусь. Доконает голод или злоба, Но судьбы не изберу иной: Умирать – так умирать с тобой, И с тобой, как Лазарь, встать из гроба! То есть нужно было верить, что Россия все равно остается, что она есть, что ее надо понимать. Смеются сейчас все над словами: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить... в Россию можно только верить», но, я считаю, в Россию надо именно верить! И почему-то Бунин себе в этом где-то отказал, что-то в нем не дало этому совершиться. Это мое, плебейское, может быть, мнение или ощущение, но я так себе это представляю! С Сильвой Борисовной Казем-Бек беседовал Николай Бульчук Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/02/uznav_...

И какие бы претензии или возражения ни были у него к «большевистской России», к «советской России», он прекрасно понимал, что если мы не победим в этой войне, то немцы нас уже добьют до конца. И он как раз писал об этом «усилии русского народа». Статьи о войне он писал почти каждый день, они меня поражают до сих пор ощущением уверенности в нашей победе и передачей такого накала, буквально физического трепета и призыва: надо, надо победить! Еще будучи в Америке, Александр Львович уже собирал средства для русской армии, какие-то посылки организовывал, призывал собирать средства... Сильва Борисовна Казем-Бек - Эти статьи были напечатаны в России? - Нет, но они хранятся у меня, они могли бы быть напечатаны даже в советское время, без оглядки на пристрастия автора, потому что в них ничего, кроме патриотизма, нет! Даже никакого монархизма нет... И потом Александр Львович говорил, что, несмотря на все противоречия со старым поколением (а противоречия у него были очень большие), с первой волной эмиграции, он был преданным русским человеком. Вообще говоря, волна эмиграции была единая, но поколения было два: отцы и дети. Вот «отцы» многие не принимали «советской России» ни в каком виде, ни в каком!.. А Александр Львович говорил, что в России нет ни белых, ни красных, а есть только русские. И что правление может быть каким угодно, власть - какой угодно, но Россия остается, народ остается, и мы должны радеть о России. Мы должны, я считаю, и сегодня оставить все свои политические разногласия перед лицом единой цели, одного общего направления - движения к победе! - А что произошло с возглавляемой им партией «Молодая Россия»? - Александр Львович ее распустил. Многие «младороссы», в частности те, кто остался во Франции, перешли в «Сопротивление». Некоторых из них не брали на войну, потому что они выступали за конституционную монархию, своим лозунгом имели «Царь и Советы». Интересно, что сегодняшние опросы в России показывают: чуть ли не треть населения России, отвечая на вопрос, какую форму правления они могли бы принять, отвечают: «монархия». И это совершенно поразительно - особенно спустя столько лет после монархии. И не только монархии как формы правления, но и как идеи!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

Одной из причин восстания называют принудительный набор в революционную армию. В марте 1793 в городке Шоле молодежь расправилась с командиром местной национальной гвардии. Спустя неделю противники рекрутского набора столкнулись с республиканцами в Машекуле: счет жертв среди последних пошел на сотни. На берегах Луары возник отряд повстанцев, возглавили который торговец полотном Жак Кателино и лесничий Ж. — Н. Стоффле. Вскоре, в середине марта, в стычке с ним была разбита небольшая республиканская армия в 3 тыс. человек. К руководству вооруженных отрядов начали привлекать местных дворян. Вандейцы являлись сторонниками короля и католицизма. Армия вандейцев называла себя «Королевской католической армией». В июне войска вандейцев заняли город Сомюр, открыв себе дорогу на Париж, но идти на столицу не осмелились. Напротив, они повернули на запад, вошли в Анжер, покинутый властями и защитниками, и в конце июня предприняли осаду Нанта, рассчитывая на помощь англичан. Нант удалось взять. 121. Бурбоны — европейская династия, младшая ветвь королевского дома Капетингов, происходящая от Робера (1256–1317, граф Клермон, по жене сир де Бурбон), младшего сына Людовика IX Святого. Вступили на французский престол с пресечением другой ветви Капетингов — династии Валуа — в 1589 (в лице Генриха IV Наварского). Династия является, вероятно, не только древнейшим, но и самым многочисленным из европейских монарших домов. 122. младороссы — эмигрантское русское националистическое движение 1920–х—1940–х годов. В 1923 году на Всеобщем съезде национально мыслящей русской молодёжи, прошедшем в Мюнхене, было решено образовать Союз «Молодая Россия». Его лидером стал А. Л. Казем–Бек. Позднее, в 1925 году, организация была переименована в Союз младороссов. Младороссы поддерживали великого князя Кирилла Владимировича, как претендента на российский престол. Он, в свою очередь, ввел в партийное руководство младороссов своего представителя — великого князя Дмитрия Павловича. В составе движения младороссов было несколько тысяч молодых национал–революционеров.

http://predanie.ru/book/219979-i-est-i-b...

КазДА являлась крупным востоковедческим, образовательным, переводческим, миссионерским и научным центром дореволюционной России, влияние к-рого распространялось на всю вост. часть Российской империи. Изучение вероучительных и нравственных основ ислама и буддизма (ламаизма), народного быта, языков и религ. верований нерус. народов России сформировало казанскую миссионерскую школу востоковедения. Ее представителями являлись воспитанники и преподаватели академии Ильминский, Бобровников, Саблуков, Остроумов, Малов, Машанов, М. Г. Иванов, П. К. Жузе , Коблов, Катанов, Н. В. Никольский, архим. Иннокентий (Ястребов), архим. Гурий (Степанов) и др. Перспектива христианизации инородческого и иноверческого населения вост. части Российской империи являлась одним из главных поводов к созданию КазДА. Однако на протяжении всего периода существования «новой» академии сталкивались интересы миссионерско-полемического и историко-этнографического направлений в изучении ислама, ламаизма и инородческих языков, при том что оба направления имели ярких представителей, в т. ч. из инородцев. В 1845 г. были открыты новые кафедры - турецкого, татарского и араб. языков и монгольского и калм. языков. Первыми преподавателями языков в КазДА (1845-1846) стали профессора Казанского ун-та Казем-Бек (турецко-татар. и араб. языки) и А. А. Попов (монголо-калм. язык). Они мало внимания уделяли полемическо-миссионерским вопросам, истории, этнографии и религии арабов, монголов и калмыков. Несмотря на небольшое число студентов, желавших изучать инородческие языки (в 1846/47 уч. г. из 60 студентов академии татар. языку обучались 14 чел., монгольско-калмыцкому - 7, в следующем учебном году - соответственно 10 и 5); из 1-го выпуска «новой» КазДА вышли 2 миссионера и востоковеда, во многом определившие будущее казанского миссионерского востоковедения - Ильминский и Бобровников. Первый по окончании КазДА поселился в татарской слободе Казани для практического изучения грамматических основ татарского языка, 2-й был командирован обер-прокурором Синода в калм. степи для изучения калм. и монг. языков. В 1849 г. Бобровников составил и издал «Грамматику монгольского языка», получившую высокую оценку АН, молодому ученому присудили 2-ю Демидовскую премию. «Грамматика...» была рекомендована Синодом к использованию во всех духовно-учебных заведениях с преподаванием калм. языка.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

Деятельность выпускника, позже бакалавра КазДА, российского историка А. П. Щапова развивалась вне церковной исторической науки, но его первый ученик Знаменский стал одним из известных церковных историков. В академии работали его ученики И. М. Покровский и Ф. В. Благовидов . Общую церковную историю (византологию) преподавал Ф. А. Курганов . В области рус. словесности работали Порфирьев (автор трудов по истории древнерусской лит-ры и публикатор памятников древней письменности) и его ученик А. В. Попов , занимавшийся исследованием акафистов. Русскую литературу XVIII в. и агиографию изучал Царевский, расколоведением занимались Ивановский и Васильевский. В первые годы существования академии профессора Казанского ун-та А. Казем-Бек, М. М. Махмутов преподавали основы ислама, араб. и татар. языки. Когда в 1852 г. были созданы кафедры вост. языков и религий, предполагалось, что основу преподавательских кадров составят университетские преподаватели. Но в 1854 г. Восточный разряд был переведен в столичный ун-т и все профессора покинули Казань. Собственные востоковедческие научные школы в КазДА формировались самостоятельно. Вплоть до 1917 г. Казань была единственным за пределами С.-Петербурга и Москвы центром востоковедения, а в научном изучении ислама и буддизма занимала 1-е место в России. Именно в КазДА Г. С. Саблуков сделал 1-й научный перевод Корана на рус. язык. Труды казанских исламоведов, арабоведов и татароведов (все они в одинаковой степени владели и араб., и татар. языками) Ильминского, Е. А. Малова, М. А. Машанова , монголоведов и буддологов А. А. Бобровникова, И. В. Попова , архиеп. Иннокентия (Ястребова) , В. В. Миротворцева , сщмч. Гурия (Степанова) , Остроумова, Я. Д. Коблова (татароведение) во многом способствовали развитию востоковедения, этнографии, языковедения, многие из них сохраняют научную значимость. С приходом в 1911 г. в академию Катанова научная деятельность миссионерских кафедр приобрела в основном светский характер, главные труды были посвящены различным аспектам культуры Поволжья, Сибири, Ближ. и Дальн. Востока. Духовное наставничество

http://pravenc.ru/text/1319800.html

В учении о пророках у мухаммедан важное значение имеет еще, так называемый, «Свет Мухаммеда». По представлению Рабгузы, свет этот составляет особенное преимущество пророков, находится у них на лбу, проявляясь здесь в особенном сиянии. Известный мухаммеданский историк и богослов, Мирхонд Балхский и другие мухаммеданские ученые думают, что этот свет составляет самое первое творение божественного всемогущества, как это видно из предания самого Мухаммеда: «Сказал пророк, мир ему! прежде всего Бог сотворил мой свет» 125 . Эта светлая, первосозданная эссенция, по сотворении, разделилась на две части. Тончайшая ее часть была названа «нур», т. е. »свет», а другая, более грубая, но все-таки лучшая среди прочих предметов, была названа «нар» т. е. " огонь». Из последней были сотворены джинны с их потомством, как это видно и из Корана 126 , тогда как из первой были образованы высшие горные сущсства, звезды и души пророков. Таким образом, душам пророков приписывается не только происхождение из Мухаммедова света, но и предсуществование их, что не противоречит и духу Корана. «По философии Корана, говорит Казем-Бек, души человеческие сотворены за несколько сот тысяч лет до создания вселенной. Эти души покоились и теперь покоятся в невидимом мире, и чтобы перейти в вечность, они должны принимать вещественную форму (т. е. тело) для испытания» 127 . Рабгузы доказывает эту мысль следующим рассказом: «Адаму было обещано, что его жизнь продолжится тысячу лет. В день этого обещания он увидел какие-то существа, у которых на главах блистал свет, сиросил Бога: «Боже мой! что это за люди?», – и получил ответ: «Это – твои потомки». Между ними Адам увидел одного, у которого лицо испускало луч света и спросил: «Боже мой! Это кто?». «Это – Давид, мир ему!», – был ответ. Тогда Адам еще спросил: «Сколько лет ему назначено для жизни?!, – «60 лет», – был ответ. Адам сотворил молитву: «Боже мой! Продли жизнь его!! Был ответ: «Адам! Перо уже написало на скрижали предопределения; прибавить нельзя!». Адам сказал: «Боже мой! Ты назначил мне тысячу лет для жизни; я уступаю Давиду 40 лет из моих годов». Явилось повеление: «Дай расписку в этих словах!». Адам дал расписку; свидетели подписали»... Лета Давида впоследствии действительно достигли, замечает Рабгузы, до ста, а жизнь Адама вместо 1000 лет продолжалась только 960 лет 128 . В этом рассказе душа Давида вместе с другими душами является существовавшею уже при жизни Адама. Подобным образом и Авраам видел и слышал голос всех своих будущих потомков, когда он построил с Измаилом Каабу и взывал к ним, по повелению Божью, о путешествии в Мекку на праздник, (хадж) 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Б. р. в России В 1852 г. российское правительство, единственное в мире, в лице своих дипломатов ходатайствовало об освобождении Бахауллы, когда тот был заточен в тюрьму, и предложило ему убежище. Посмертный портрет Баба был выполнен художником, приведенным для этой цели российским консулом в г. Тебризе. Рус. был первым европ. языком, на к-рый была переведена Китаб-и-Акдас (1899). Рус. востоковеды и дипломаты XIX - нач. ХХ в. были в числе первых, кто изучал Б. р. (напр., Казем-бек А. Баб и бабиды. СПб., 1865; Розен В. Р. Первый сборник посланий Бабида Бехауллаха. СПб., 1908). Первая в мире община бахаитов за пределами Ирана появилась на территории Российской империи, в Ашхабаде, в нач. 80-х гг. XIX в. (существовала до 1938). Там же в 1918 г. был построен первый бахаитский храм (здание храма простояло до 1963), общины бахаитов вновь появились в 1990 г. и в наст. время действуют на всем постсоветском пространстве. Численность бахаитов составляет ок. 6 млн чел. с центрами более чем в 200 странах мира. Крупнейшие общины находятся в Индии - свыше 1 млн и Иране - свыше 300 тыс. В России общины бахаитов находятся в основном в крупных городах - Москве, С.-Петербурге, Казани, Краснодаре, Красноярске, Мурманске, Хабаровске, Якутске, Чите, Петропавловске-Камчатском, Новосибирске, точная их численность неизвестна. Ист.: Китаб-е Акдес: «Священнейшая книга» современных бабидов/Текст, пер., введ. и прил. А. Г. Туманского//Зап. АН по ист.-филол. отд-нию. СПб., 1899. Т. 3; Абдул-Баха. Мысль мира: Речи и наставления Абдул-Баха о новой культуре мира. М., 1992; он же. Парижские беседы: Выступления Абдул-Баха в Париже в 1911 г. СПб., 1999. Лит.: Уманец С. Современный бабизм. Тифлис, 1904; Бертельс Е. Э. Бехаит об истории бехаизма//Восток. М.; Л., 1925. Кн. 5. C. 202-207; Эсслемонт. Дж. Э. Баха-улла и новая эра/Пер. с англ. проф. Д. В. Пивоварова. Екатеринбург, 1991; Хэтчер У. С. , Мартин Дж. Д. Новая мировая религия/Пер. с англ. С. Сухарева. СПб., 1995; Герлиц П. Религия Бахаи//Религии современности: История и вера. М., 2001.

http://pravenc.ru/text/77700.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010