И вот теперь они с их маниакальным перманентным троцкистским упорством, принялись доказывать, что Зураб и Елена Чавчавадзе не только придерживаются крайних антисоветских позиций, но даже являются сторонниками нацизма. Мне, человеку, весьма комплиментарно относящемуся к советскому периоду (и в частности – к личности И.В. Сталина), неоднократно доводилось обсуждать с Зурабом Михайловичем и Еленой Николаевной советскую проблематику. И я всегда поражался их рассудительности и трезвенности в оценках советского периода. Несмотря на огромный ущерб, нанесённый роду Чавчавадзе советской властью, Зурабу Михайловичу всегда доставало (и достаёт) ума и честности не давать обобщающих крайних оценок советскому времени. Он воспринимает это время и как в высшей степени трагическое, и как неотъемлемую часть русской истории. Взгляд Зураба Михайловича и Елены Николаевны на советскую эпоху – антиномичен. А ведь только антиномия как метод исследования способна хоть сколько-нибудь приблизить наши выводы к объективности. Поэтому «антисоветизм» супругов Чавчавадзе, как и мой «советизм», имеют гораздо больше точек соединения, нежели точек разрыва. Например, мы вместе не приемлем товарищей Владимира Ленина и Льва Троцкого. Да и кто же из нормальных православных русских людей может восторгаться этими двумя страшными и кровавыми большевистскими клоунами, словно выскочившими из кадра некого фильма ужасов? Елена Чавчавадзе в своих блестящих киноработах показала – кто такой Лев Давидович Троцкий и на чьих деньгах возросла его убийственная «перманентная революция». В то же время в своём уникальном фильме об адмирале Колчаке она раскрыла такие стороны Гражданской войны, о которых большинство из нас вообще не подозревало и не подозревает. Именно это и взорвало мозги российских неотроцкистов. Между тем, к сталинскому периоду советской истории у супругов Чавчавадзе отношение несколько иное, чем к периоду большевистскому. Зураб Михайлович неоднократно подчёркивал, что уже при Сталине (особенно – в период Великой Отечественной войны) начали возрождаться дореволюционные русские православные архетипы. Это касалось и государства, и культуры, и отношения к Церкви. Я помню, как 5 лет назад мы с Зурабом Михайловичем участвовали в программе радио «Радонеж», посвящённой нашей Великой Победе 45-го года. Так вот, князь Зураб Чавчавадзе рассказал, как его родной дед, полковник Ея Величества Уланского полка Лев Александрович Казем-Бек, находившийся во время войны в Париже, узнав о победе Красной армии под Сталинградом, взял простыню, выкрасил её в красный цвет, приладил древко и вывесил этот Стяг Победы в окне своего дома (надо ли напоминать, что Франция тогда была оккупирована гитлеровцами, и полковник Ея Величества Уланского полка, публично поддержавший Красную армию, а значит – и её военно-политическое руководство, очень сильно рисковал!).

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/25/sm...

Замечательно, что самый год рождения прославленного аравийского лжеприрока, исторически с точностью неизвестен. Одни относят его рождение к 360 году по Рожд, Христ,, другие к 577, – 580,– 600, и даже к 620 (Eludes sur l’Jslamisine, par E. Meynier, edit. 1808, p. 3). Первый ученый арабист Ганье, ознакомивший Европу с жизнью Мохаммеда по арабским источникам (Gagnier – смотр, у Meynier, р. 3; у Bartel, st. Hil. р. 17; Renan, Eludes ci bisi, relig.; p. 225), и Мазас, основываясь на Альбуфеде, историк Мохаммеда в XIII–XIV в., полагают рождение его в 578 году по Рожд. Христ. (Les homines ¡Ilustres de l’orient depths l’èlablis. .de rjslam., par Mazas, edil. 1847, t. 1; p. 10); архим. же Израиль – в 582 году Обозр ложи. рел. языч. и магомет; изд 1819 года, стр. 98). По Казимирскому и Вашингтону, Ирвингу Мохаммед родился 509 году по Р. Хр. (Коран перевод, с арабск. Казимирск., а парус. Николаевым, изд. 1865, стр. Vili; Жизнь Магомета, Ваш. Ирвинга, стр. 14;. Более же общепринятых мнений об этом вопросе два. Первое, основывающееся на свидетельстве историков Мохаммеда во II веке мохаммеданскаго времяисчисления Ибнъ-Исхака и Ибн Хишама, относит рождение Мохаммеда к 570 году по Рож. Хр.; этого мнения держатся например: Коссен де Персеваль (Essai etz, t. 1, р. 283. Седилло (Hist, etz, р. 37), Гаклюйя (Hisl. elz., р. 9) Мейние (Etudes elz, р. 3), Бартелеми Сент-Плер (Mahomet elz, р., 2, 59), Фёлльад (Examen critique dn Mahomelisme etz. edit. 182!, p. 190), и другие. По второму, также многими учеными разделяемому, мнению Мохаммед родился в 571 году по Р. X.; так говорят например, Вейль (Историко-критическ. введ. в Коран) изд. 1844, пер. Е. Малова в Труд. киев. духов, академ. 1863 г. октябрь, стр. 208) Саси (Memoirs de l’Acad. des inscript, lome XL Vili, p. 530; Caus, de Pere, Essai, t. I, p. 282 ; Мирза Казем-Бек (Рус. Слово, август, стр. 134), Потье (Livres Sacrées de l’Orient, p. ХХШ); Шпренгер (Das Lcben etz, 1 Band, s. 138) и другие. Шпренгер замечает, что: «Мохаммед сам вероятно не знал когда он родился».

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Ни в одной стране мира не было такой прослойки образованного общества, которая так бы принципиально, постоянно противилась любому действию своего государства в лице государственных властей. Этот подростковый комплекс – одна из важнейших проблем русской жизни. Один из тогдашних лозунгов во время Первой мировой войны: «Пусть победят немцы, только бы не Романовы!» Представляете, что это такое? Собственно, что особенного им сделали Романовы? Это потом они будут оплакивать в Парижах, в Белградах, за березки хвататься, слезы лить, а тогда… Один пример. У меня есть очень близкий друг – Зураб Михайлович Чавчавадзе, князь Чавчавадзе из семьи русской элиты, русской в широком, правильном смысле слова. Деникин говорил: «Тот русский, кто любит Россию». Так вот, его мама, которой в 1917 году было около семнадцати лет, рассказывает, что они жили в Царском Селе; русская аристократия, семья Казем-Бек – Чавчавадзе, восточные российские дворяне. К ним пришла на чай одна соседка, тоже аристократка из великосветского общества. И во время беседы ее мама (Марии Львовны Чавчавадзе, родительницы Зураба, тогда семнадцатилетней девочки) вдруг услышала от своей гостьи такие слова: «Ну когда же эти отвратительные мерзавцы освободят нас от своего присутствия?» Мать Марии Львовны спросила: «А Вы, собственно, кого имеете в виду?» Она говорит: «Ну, эти Романовы». Тогда хозяйка дома поднялась и сказала: «Я прошу Вас оставить мой дом и больше ко мне никогда не приходить». Это была такая действительно монархическая семья, правильная. Эта монархическая семья стала изгоем в Царском Селе, им объявили бойкот, с ними перестали здороваться. Мы говорили уже о высказывании Солоневича, замечательного русского философа, публициста, о том, что Россию сгубили сплетни. Цензура была отменена в 1906 году, и вдруг пресса и тогда, и позже, и во время войны наводняется огромным количеством совершенно жутких сплетен. Почему мы понимаем, что это сплетни? Во время войны это были сплетни о том, что императрица, которая была немка по происхождению, – немецкий шпион, что телеграф из Царского Села проложен прямо в ставку Вильгельма, все военные тайны она выпытывает у императора, передает в ставку, именно поэтому наше отступление происходит; Россией управляет грязный, пошлый, развратный мужик Распутин, который через императрицу, слепо ему верящую и являющуюся его любовницей, диктует Николаю Александровичу свою волю, и так далее, и так далее.

http://pravoslavie.ru/106253.html

Бытующие сейчас гласовые модели в большинстве своем основаны на мелодиях сокращенных киевского и греческого распевов, в которых распевность развита несильно, а ударность свойственна мелодике. Ощущение акцента, особенно в зонах окончаний строк, усиливается и движением баса, поэтому при исполнении гласовых напевов лучше придерживаться практики «безударного» пения: в этом случае представляется больше возможностей как с точки зрения сохранения цельности текста, который не будет прерываться кадансами в конце каждой строки, так и с точки зрения свободы использования в исполнении традиционных выразительных средств. Как видим, в певческой практике сложились определенные правила и закономерности, соблюдение которых позволяет так распеть текст на гласовый напев, чтобы он звучал в богослужении цельно и осмысленно. Этому служат грамотное разделение текста на строки и соединение его с напевом, выбор темпа, употребление хорового дыхания. Контрольные вопросы 1 . Какие этапы включает в себя подготовка к исполнению текстов? 2 . Назовите два уровня анализа словесного текста. Что требуется при соединении текста с напевом? 42 Некоторые вопросы и проблемы, которые будут разбираться в этом и следующим разделах, уже нашли отражение в дипломной работе Е.В. Прохоровой «Проблема пения богослужебных текстов» (ПСТБИ, М., 2000). 47 О подобном разделении церковного пения по типам богослужения П.М. Воротников писал еще во второй половине XIX века: он разделяет его на три основных рода (или, как он говорит, метода): придворное, приходское и монастырское пение, отдавая предпочтение последнему, если оно «ведется правильным образом» (Воротников П.М. Заметки по поводу рассуждений о гармонизации церковно русской мелодии//Русская духовная музыка... Т. 3. С. 141). 53 Кастальский А.Д. Практическое руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций. М., 1909. 54 Казем-Бек А.Л. Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I//Богословские труды. 34. М., 1998. С. 176.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Испрашиваю Ваших Святительских молитв Вашего Высокопреосвященства Милостивейшего Архипастыря и Отца смиренный послушник Нестор, Епископ Камчатский и Петропавловский. 37 82 Неизвестным лицам 27 июля 1928 г. [г. Харбин] ...С чувством горячего умиления я обращаюсь ныне с сердечной благодарностью к тем, кто в тяжелые дни моей болезни окружили меня своими исключительными заботами и попечениями. Ныне, благодаря этим заботам, я вернулся к себе, будучи на пути к полному выздоровлению, и могу выразить моим дорогим целителям и друзьям все, что живет в моем сердце. Прежде всего, с благодарным чувством, с молитвой, со скорбью в душе, вспоминаю я доброго моего друга и врача, покойного Дмитрия Николаевича Корелкина. Он не успел довести до конца дело моего лечения. Целя других, победоносно борясь с болезнями своих ближних, он сам пал жертвой жестокого недуга, погиб на посту, как доблестный воин. Но ряды смелых тружеников медицинской науки не опустели, их святое знамя держится по-прежнему достойными руками. Я был счастлив видеть наших врачей в святилище их работы, их святых трудов, в той исключительно светлой больнице, где я находился во все время своей болезни. Врачи ни на час не отходили от меня. Доктора Г. А. Бергман, Д. Т. Челахсаев, С. И. Тарновский, заведующая больницей К. С. Оглоблина, И. Д. Князев, В. А. Казем-Бек и А. М. Спасский окружили меня самой исключительной, самой трогательной заботой. Сестра милосердия М. Г. Волкова не оставляла меня ни на минуту в продолжение семидесяти дней. Все сиделки, санитары и весь персонал исполняли малейшее мое желание с самой исключительной предупредительностью. Только тот, кто побывал в этой лечебнице, кто столкнулся с этими светлыми людьми, может понять всю глубину человеческой доброты, человеческого сострадания. Моя душа будет всю жизнь полна благодарности к ним. Я был болен острым суставным ревматизмом, и врачи нашли необходимой для меня поездку в Японию, на курорт Унзен, который был мне рекомендован профессором Масуда. Он еще раз доказал мне, что все светлые прекрасные качества, пред которыми я преклонялся и благоговел у наших русских врачей, разделяются вполне их японскими коллегами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Сведения о миссионерском отделении Предположивши издать под названием «Миссионерского Противомусульманского Сборника» труды студентов миссионерского противомусульманского отделения, редакция этого Миссионерского Сборника считает весьма благовременным и уместным представить, вместо предисловия, некоторые сведения о самом миссионерском отделении. Миссионерские науки предполагалось ввести в казанской академии при самом почти ее открытии. Еще в 1842 г., сверх предметов общих для всех академий, из казанской академии предположено было учредить, со временем, особые кафедры для преподавания языков, употребляемых языческими народами в сибирских и других епархиях казанского духовно-учебного округа. После разных соображений, академическое правление признало нужным преподавать студентам казанской академии турецко-татарский и арабский язык, а также монгольский и калмыцкий языки, с целию приготовить некоторых воспитанников академии к занятию кафедр, имеющих открыться по этим языкам в академии и некоторых семинариях. Студентам академии предоставлен был свободный выбор изучать языки или турецко-татарский с арабским, или монгольский с калмыцким. Преподавание означенных языков в академии приняли на себя, во приглашению правления, безмездно, преподаватели казанского университета, А.К. Казем-Бек и А.В. Попов, первый преподавание языка турецко-татарского с арабским, второй – монгольского и калмыцкого. Преподавания этих языков началось в казанской академии с января 1845 года 1 . В 1846/7 учебном году кафедры этих языков заняли уже воспитанники казанской академии: кафедру турецко-татарского языка с арабским занял Н.И. Ильминский , монголо-калмыцкого – А.А. Бобровников 2 . В 1854 году произошла весьма важная перемена в постановке инородческих языков в казанской академии. Перемена эта была следствием усиленных забот тогдашнего высокопреосвященнейшего казанского, архиепископа Григория. В 1853 году он представлял в свят. Синод свои соображения об учреждении в казанской академии и семинариях казанского округа миссионерских отделений для приготовления деятелей к просвещению Христовым учением инородцев.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Зародившись как религ. движение, бабизм позднее приобрел на территории Ирана политический характер. Ученики Баба Мухаммад Али Барфорушский, Куррат уль-Айн и др. выступали за отмену всех налогов, повинностей и частной собственности, за введение общего имущества и за равенство женщин с мужчинами. Куррат уль-Айн (араб.- утешение глаз), названная так за свою красоту (наст. имя - Заррин Таги), происходила из семьи видных шиитских улемов (ученых) и получила религ. образование. Она придерживалась весьма радикальных для мусульм. среды взглядов. На съезде Б. в Бедаште в нач. лета 1848 г. Куррат уль-Айн заявила о том, что «барьеров между мужчинами и женщинами более не существует. Женщины могут и должны на равных заниматься любой деятельностью... Блага - собственность всех. Сделайте из бедняка равного богачу и не прячьте ваших жен от друзей: больше нет ни хулы, ни осуждения, нет ни обязанностей, ни запретов». Даже среди Б. ее выступление в Бедаште вызвало серьезное замешательство. 16 авг. 1852 г. сторонники Баба совершили покушение на жизнь иран. шаха Насир ад-дина, шах был ранен. Это послужило сигналом для начала репрессий против Б. по всему Ирану. Арестованные по этому делу Б., не отрекшиеся от своих убеждений, были казнены, Куррат уль-Айн сожжена. Главные Б. Мирза Хусейн Али (названный Бабом Бахаулла - Сияние Бога) и Мирза Яхья Нури (названный Субхи Азаль - Заря Вечности) были высланы в Багдад, а в 1863 г.- в Стамбул. В 1868 г. Бахаулла был отправлен в Хайфу, а Субхи Азаль - в Фамагусту (Кипр). Первый основал новую бахаи религию , второй остался верен учению Баба. Его последователей называют азалитами. Ист.: Le Beyan arabe/Trad. A.-L.-M. Nicolas. P., 1905; Le Beyan persan/Trad. A.-L.-M. Nicolas. P., 1913; Brown E. G. Materials for the Study of Babi Religion. Camb., 1918. Лит.: Казем-бек А. К. Баб и бабиды. СПб., 1865; Уманец С. И. Современный бабизм: Раскол в магометанстве. Тифлис, 1904; Крымский А. Е. Общий исторический очерк бабизма и обзор новейшей литературы о нем//Древности восточные. М., 1913; Иванов М. С. Бабидские восстания в Иране (1848-1852). М.; Л., 1939; Balyuzi H. M. The Bab. Oxf., 1973; Кузнецова Н. А. Иран в 1-й пол. XIX в. М., 1983.

http://pravenc.ru/text/77290.html

Ответ из Константинополя получен был в Париже только через пять месяцев – 20 марта 1947 г. Вселенский патриарх Максим, грамотой от 6 марта, утвердил «свободное существование Экзархата», под управлением архиепископа Владимира, с титулом Патриаршего Экзарха (стр.119). По случаю сорокалетия епископской хиротонии владыка Владимир «почтен» был грамотой патриарха Максима от 8 июля 1947 г. титулом митрополита (стр.132). Как явствует из всей деятельности митрополита Евлогия, у него всегда на первом плане стояло личное; уточним еще больше – карьерное. Этим объясняется его временная правизна в первые годы существования Государственной Думы, его постепенное полевение, когда удобнее было некоторое полевение. Проявлял он некоторую осторожность, когда стал иерархом-эмигрантом, и даже испуг, когда он вплотную столкнулся с силой масонства. А, в конечном итоге, – покорность таковому. Интересующимся русским масонством следует прочесть строки, посвященные ему Львом Любимовым в книге «На чужбине» (Москва, 1963 г.). Сын сенатора Д. Н. Любимова , учился он в Импер. Алек. Лицее, а в Париже, в начале 30-х годов, выдвинулся, как журналист-хроникер. Было известно, что он масон. Делал он рекламу пресловутому союзу младороссов, тогдашней опоре лжелегитимистов. После войны он, как и глава их, Казем-Бек, сменил вехи и оказался в СССР. Любимов не скрывает, что он был членом масонской ложи. На странице 239-ой можно прочесть следующие строки: «Некогда видный адвокат старик Слиозберг, талмудист, почитавшийся ученее самых знаменитых раввинов, объединялся с людьми, тесно связанными с православной церковью. Научившиеся в ложе терпимости, эсеры и меньшевики на дружественной ноге общались с монархистами и вместе смеялись над монархистом-изувером Горчаковым...» «Была еще и другая сторона дела. Связи парижского русского масонства уходили за океан, к американским «христианским» организациям…» Митрополит Владимир был всему этому чужд. Но выбраться из всего этого окружения у него не хватало сил. Об этом свидетельствует вся дальнейшая его деятельность. Епархиальный съезд, от 29 сентября 1949 г., возглавляемый митрополитом Владимиром, обратился с посланием ко всем православным, пребывающим в Западной Европе, призывая изжить страшное зло – церковные разделения. Как участники съезда, так и сам митр. Владимир, мыслят изжитие раскола только под омофором Вселенского патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

(2) Следует отметить при этом, что из корпорации профессоров-медиков ИКУ вышел целый ряд известных общественно-политических деятелей умеренно-монархического и правомонархического толка. К таковым относились, в частности, председатель Комитета «Казанской Партии Манифеста 17 октября» и ЦК КС17О, член Московского ЦК «Союза 17 Октября», товарищ (заместитель) председателя Государственной Думы третьего созыва профессор М.Я.Капустин (1847 - 1920), член Главного Совета «Союза Русского Народа», и.о. председателя «Совета Монархических Съездов», председатель фракции правых Государственной Думы четвёртого созыва профессор С.В.Левашов (Левашёв) (1857 - 1919). В этой же связи, помимо самого профессора Н.Ф.Высоцкого, необходимо упомянуть известного в Казани и за её пределами своими политическими взглядами профессора Н.А.Засецкого (1855 - 1917), который в одном из «классификаторов» Казанского губернского жандармского управления 1911 г. назывался «вдохновителем группы правых профессоров». В последнем к «правым» были отнесены также профессора-медики В.С.Груздев, И.М.Догель, А.А.Панормов, И.А.Праксин, к октябристам - Н.А.Геркен, М.Ф.Кандаратский, С.С.Зимницкий, А.Н.Казем-Бек и В.П.Тонков. (См., например: Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 199. Оп. 2. Д. 1273. Л.л. 3 - 4 об.) (3) Высоцкий Н.Ф. Очерки нашей народной медицины. Выпуск I-й. (С рисунками). - Москва: Печатня А.И.Снегирёвой, 1911. - С. 46. (4) Там же. - С. 45. (5) Там же. - С. 49. (6) Там же. - С. 51. (7) Здесь и далее даты приводятся по «старому стилю» (юлианскому календарю). - И.А. (8) См.: Отчёт Казанского Общества Трезвости с 31-го августа 1897 г. по 31-е августа 1898 г.//Деятель. - 1898. - 10 (октябрь). - С. 447. (9) См.: Деятель. - 1897. - 1 (январь). - С. 63.; - 3 (март). - С. 182. (10) См.: Высоцкий Н.Ф. Из воспоминаний врача о холере 1866 года//Памяти «Русалки», броненосца русского флота, погибшего в сентябре 1893 года. Сборник статей профессоров Императорского Казанского Университета. Под редакцией заслуженного профессора Н.Ф.Высоцкого. - Казань: Типография Товарищества Печёнкина и Кº, 1894. - С.с. 41 - 42.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/26/...

Для перевозки русских беженцев был зафрахтован старенький грузовой пароход " Иртыш " . Сели мы на этот пароход 16 января. Главной персоной среди отъезжающих был Сергей Николаевич Смирнов, управляющий делами князя Иоанна Константиновича, женатого на сербской королевне Елене Петровне. Ему с семьей и еще нескольким лицам были отведены каюты. Нам, архиереям, предоставили уголок в трюмном помещении; там мы потом и расположились на полу, покрытом брезентом… Когда все пассажиры оказались в сборе, я как старший из архиереев служил молебен. Обходя палубы после молебна с кроплением, я оступился и чуть не провалился в открытый трюм; матросы меня поддержали. Перед отходом парохода ко мне бросилась М.Л.Маклакова, провожавшая своего сына Ю.Н., и просила взять его под свое покровительство. Среди отъезжающих оказался и князь Жевахов. С нами ехали Евреинов с лазаретом Красного Креста, Казем-Бек, граф М.Л.Толстой и др. Когда мы отвалили от пристани и берега начали удаляться, — на душе стало бесконечно грустно… Но самые грустные минуты были впереди. Мы обогнули Крым с остановками в Феодосии, в Ялте: к нам еще подсели беженцы. И вот пароход повернул и стал держать курс в открытое море на юго-запад. За нами виднелся Крым, белый, зимний, весь в снегу, точно в саване. Потом родные берега исчезли… Вокруг лишь беспредельное, взволнованное море, а над нами — небо… 19. АРХИЕПИСКОП ВОЛЫНСКИЙ В эмиграции. Сербия (1920–1921) Плавание на " Иртыше " было долгим и мучительным. Битком набитый пассажирами трюм. Лежат вповалку мужчины, дамы, дети… Поднимешься на палубу, — та же картина. Брезент, покрывавший пол в нашем уголке, по зимнему времени от холода не предохранял, я чувствовал его сквозь теплую рясу и за ночь так продрог, что болело все тело. Я не спал до утра. На следующий день Евреинов меня выручил — дал больничные носилки. Денег у нас не было, достаточных запасов хлеба, сыру, сала — тоже. В первые же дни я съел почти все, что взял с собой, хоть и старался экономить. Утром кружка чаю и кусок хлеба — вот все, что пассажиры, " низшая братия " , получали. Как мы обрадовались, когда однажды кто-то нам принес миску бульону! Правда, не всем пассажирам было так плохо, как нам. На пароходе были и " привилегированные " — те, кто устроился в каютах: на них готовил пароходный повар; но в помещение " привилегированных " мы и сунуться не смели. Я хотел было пройти через рубку — меня остановили: " Вам, владыка, проходить здесь не полагается… "

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010