Такими естественными путями переходит история из страны в страны, из течения в течение. Мирза Александр Казем-Бек I Всякая реформа есть исход кризиса болезни в организме сословия или народа; дальнейшая ее судьба зависит от искусства медика и от поведения и воздержания пациента; малейшая ошибка и неосторожность могут вести к другим болезням, иногда совершенно пагубным. Семена отравы часто сеются невидимою рукою коварства и злобы: умы заболевают, чувства раздражаются и бессознательное увлечение, – эта опасная горячка, – ведет болезнь к счастливому или неблагополучному кризису. Тут проявляется борьба жизни со смертью – и искусный в науке или в счастье медик уносит венец славы. Свет предвечной истины, чрез призмы откровения, искони освещает мрачный мир наш разноцветными лучами единого слова; но зло, противопоставив свои скрижали, всегда пользовалось его слабыми отражениями и манило смертных к этим расходящимся и исчезающим отблескам. Моисеев закон, в котором хранились лучи истины, озарявшие слова и дела боговдохновенных людей, указывал на грядущего спасителя мира, Мессию, в котором должны были сосредоточиваться скопляющееся в одну точку лучи обетований правосудного Бога. Этот Мессия сделался «соблазном» для ожидавших его и «безумием» для язычников. Зло выставляло свои призраки, направляло к ним глаза ожидания людей; – и до сих пор язычный и книжный 8 мир ждет себе Спасителя. Истина, помраченная в самом начале, еще в первую эпоху развития человеческого, могла удержаться лишь за немногими избранниками, неотступно согревающимися ее благотворными лучами. Плоть взяла верх над духом юного мира и страсти одних отвлекли многих от их предназначения. Разрисовалось язычество соблазнами неправды; утвердилось безбожие во многих формах; лишь Израиль, теснимый массами увлеченных, хранил обетование потомству. Рядом с Моисеевым законом шли две главные формы богопочитания, буддизм и магизм. Из сплетения основ того и другого с философией Востока показывались и раскинулись по разным направлениям разные исповедания языческие; явились в Индии, Китае, Персии, Египте и Халдее разные мудрствования.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Ислам , или исламизм, сделался собственным именем для целого вероисповедания. Исповедующий его по-арабски называется муслим. Слово мусульман или мусэльман принадлежит персидскому языку, откуда оно перешло во все турецкие наречия. Русские взяли и переделяли его в мусульманин. Некоторые европейские ориенталисты ошибочно считают слово это мусульман двойственным числом (The Hist of Saracens etc. by Ockley. 1848, p. 13). 159 Абу-Талиб, по некоторым неудачам в торговых дедах, так обеднел, что не мог даже содержать свое семейство; потому братья и родные помогали ему и детей его брали к себе на воспитание. Али воспитывался у Мохаммеда и ему было лишь 10 лет, когда он принял ислам. 160 Абуджегль, известный своею враждою к Мохаммеду, всегда искал случая сделать ему неприятное, даже вопреки приличию. Родственники Мохаммеда, хотя многие из них и были противниками его учения, но, для поддержания чести своего семейства, не позволяли другим насмехаться над ним и бесчестить его. Однажды Хамзе, который славился между Арабами своею храбростью и самолюбием, донесли, что Абуджегль слишком явно ругался над Мохаммедом; он до того разгневался, что клялся отмстить дерзкому. Среди сонма Гкорейшского он явился с обнаженным мечем и в семи местах ранил Абуджегля, и потом принял ислам. Иные пишут, что он прежде принял ислам а потом уже отмстил своему ненавистнику. 161 Вес, по-турецки ока, заключает в себе от 7 до 40 драхм, смотря по месту и времени. Думаю, это соответствует Греко-Римской унции (uncia) и вероятно одно переделано из другого. 162 Оборот фразы очень ловкий: может значить, почти ислам через их обращение в эту веру, или через их неудачи и несчастие. Если бы и никто из них не принял ислама и Мохаммедов успех взял верх над ними, то и тогда молитва Мохаммеда имела бы свое чудное действие в глазах его прозелитов, тогда арабский разделительный союз или, на основании общего правила, был бы истолкован в смысле соединительного – и. Но когда Омар принял ислам, то прозелиты Мохаммеда восклицали: «κακοе чудо в молитве пророка!» 163 Первые годы, в особенности до обращения Омара, Мохаммед хотя проповедовал явно, но строго запретил ученикам своим обнаруживать новое исповедание. Об этом мы будем говорить подробно в следующей III главе. Понятно, почему сестра страшилась грозного своего брата. 164 Это было Хубаб, родственница Са’да, прежде него принявшая ислам. В устах женщины поэзия везде сладка; Хубаб читала и толковала новым прозелитам 20-ю главу Корана. 165 Трон Божий, который превыше всей воображаемой высоты и объем- лет непостижимое, невоображаемое пространство. Читать далее Источник: Казем-Бек А.К. История ислама. Обозрение Востока в политическом отношении перед появлением Мухаммада.//Русское Слово. 1860. 2, 5, 9. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Ясно видим, как Мохаммед собрал материалы из жизни и учений христианских расколов, господствовавших до него в Аравии, Сирии и в соседних странах. Учение об Иисусе Христе вместе об Иисусе и о Христе врознь (как преподавали евиониты и керинфиды) не могло не быть поводом к лжемудрствованиям ариан, павлинистов и несториан. Непонятная система Аполинария, взявшая свое начало из учения дацетов, разработанная у меркионистов, у манихиан и других гностиков, послужила основанием монофизитов. Все эти заблуждения наводняли христианство VI и VII века в отечестве Мохаммеда и пограничных с ним местностях. Он, с одной стороны, был прав в своем убеждении, что до него не могло дойти истинное христианское учение в первобытной его чистоте, как оно хранилось в православной кафолической Церкви. Он был окружен несторианами и монофизитами, которые действительно исказили учение Христово и приготовили поприще еретику. Самые первые основы учения Мохаммеда столько же почти различествуют от учения несториан и древних евионитов, сколько эти последние от истинного православного учения. Но преобразователь расколов, утвердив свое значение между своими соотечественниками арабами, этим единственным древним народом симетической расы, отличавшимся всегда призванием к пропагандизму, начал помышлять о другом, более соответствующем его успехам. На приведенных началах он устроил свою новую религию, вооружил ее неслыханным фанатизмом, и силою своей политики приготовил новый народ к новым подвигам, к новым победам, за чертою отечества – в странах громко-исторических. В следующей третьей главе нашего сочинения мы будем говорить об этом великом преобразователе Востока, основателе ислама и империи грозных в свое время сарацинов. Мирза Александр Казем-Бек С.-Петербург. 24-го февраля 1860 года. Eusebius, IV, 22. См. о разногласии о настоящей эпохе появления этих раздоров у Веслера (С. L. Giescler, Compend. etc.) § 32, примечание 6. Мохаммед Амин I. Посещение его ко мне 22-го апреля мне дано было знать, что прибывший сюда с Кавказа Мохаммед-Амин желает посетить меня и просит о назначении дня и часа, когда я могу принять его. Я назначил полдень следующего 23-го числа (в субботу); но десятью минутами раньше назначенного часа почтенный гость пожаловал ко мне, в сопровождении полковника, ориенталиста, г. Богуславского.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

IV. Перевод ответа на вопрос Мохаммед-Амина о счастливых и несчастливых днях месяцев и года, по восточной астрологии 71 «Во имя Бога милосердного, милостивого! Хвала Богу, Творцу небес и зодиаков, промыслителю движения звезд в их восходе и закате! Когда, милостивый государь, ученый и известный своими отличными познаниями, Мохаммед-Амин, сын Ходжио, Дагестанский и Гонёдаский, живущий в Абазехе, просил меня составить для него таблицу для узнания счастливых и несчастливых дней месяцев, для того, чтобы ею руководствоваться ему во время нужды, – я извлек для него из астрологических сочинений, чтимых на Востоке, употребляемых между составителями календарей, полное, хотя сокращенное, правило, по которому упомянутый милостивый государь может всякий раз, когда ему нужно, дойти до желанной цели. Итак, прибегаю к помощи Бога! – Говорит покорный раб Казем-Бек, что по астрологии счастие и несчастие дней в делах жизни узнаются, по большей части, по месту луны во время ее прохождения через зодиаки, смотря по собственному положению луны и отношению самых зодиаков к стихиям, – как присудили это давнишние ученые, чему однако же, нет никакой веры между европейскими. Итак, знайте, что зодиаков 12 (тут идут их названия). Эти зодиаки по свойству своему делятся на постоянные, непостоянные и смешанные или двухсторонние, т. е. и постоянные и непостоянные вместе. Постоянные суть: Телец, Скорпион, Лев и Водолей; непостоянные: Овен, Козерог, Рак и Весы; двухсторонние: Близнецы Стрелец, Дева и Рыбы. В отношении к стихиям они делятся: К огню относятся: Овен, Лев, Стрелец. К земле: Телец, Дева и Козерог. К воде: Рак, Скорпион и Рыбы. К воздуху: Близнецы, Весы и Водолей. Когда хотят предпринять какое-нибудь дело и желают знать, какой день месяца счастливый для его начатия, то должно найти место прохождения луны по зодиакам; потом найти, по приведенному выше описанию, характер зодиака и соотношение его к стихиям. После всего этого сообразить сущность дела предпринимаемого и из его соотношения к астрологическому содержанию зодиака выводить заключение.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

е., на счастие: ибо оно по своему относительному значению сильнее. Например, разводить плантацию 19 Шавваля нехорошо, потому что хотя Козерог принадлежит категории непостоянных, но намерение действующего заключается в постоянстве; при необходимости он может не опасаться действия несчастия, потому что Козерог, принадлежа стихии земле, предохранит это действие от несчастия, так как это действие входить в состав земледелия. Вот сокращенное общее правило, которое я составил для милостивого государя, ученого Мохаммед-Амина, 19-го Шавваля 1276 года.» Неправда ли, что это очень забавно. Взгляните в любой восточный, в-особенности персидский календарь, которого, впрочем, ни один ориенталист без предварительного изучения не поймет, – тут все почти счастливые и несчастливые дни недели и месяца составлены или выведены из этого общего правила. Тут есть много других вопросов, как-то: разные предсказания о буре, о пожарах, о голоде, о войне, о повальных болезнях; с другой стороны – об изобилии, о мирной жизни, о благоденствии, и т. п. – все это составляется еще по другим соображениям, как то: по характеру правителей года (семь планет), по-взаимному положению планет, по движению эклиптики и т. п. Все эти нелепости когда-то занимали и умнейших европейцев своего времени. Потому, осмеивая все это, не худо обратить ближе внимание на себя, ближе разглядеть суеверие, которое господствует даже и по сию пору в лучших наших обществах, в которое отличается от указанного нами, может быть, только по внешности. ПРОФЕССОР М. А. КАЗЕМ-БЕК. 14 Мая 1860 года Ислам III. Мохаммед Глава I. Отечество Мохаммеда; его происхождение и вероисповедание, в котором он родился. – Взгляд на состояние идолопоклонства. – Сабиизм. – Состояние арабской литературы в Мекке. 1. Отечество Мохаммеда и его род Меккэ, иначе Беккэ, 74 составляет одно из тех исторических достояний Аравии, с которым соединены воспоминания о глубокой древности народа, его самобытности, вероисповедании и литературе. Недостаток точных географических сведений, относительно древнейшего мира, лишает нас возможности указать на начало этого славного города.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Признаюсь, при всем равнодушии переводчика, я не мог скрыть крайнего удивления – слышать от горца, что он знал политику Англии еще в ту пору, когда мы были слишком уверены в непоколебимой ее дружбе с нами и когда вся Европа была занята участью орлеанского дома, судьбою Франция! Я, право, не знаю, могло ли это быть в самом деле, но Мохаммед-Амин утверждал это, – и обороты разговора, и вопросы, и допросы адмирала Серебрякова, и дополнительные на них ответы – все говорило в пользу его правоты. А в том, что Мохаммед-Амин имел тайную переписку с турецким правительством, нет ни какого сомнения. Мы помним, что десять или двенадцать лет тому назад, некоторые из его писем, адресованные на имя кого-то в Галате, были перехвачены нашими лазутчиками. В этих письмах Мохаммед-Амин, описывая свои удачи и неудачи, 55 всегда прибавлял: «доведи обо всем этом до сведения того, кому следует.» Как бы то ни было, весь разговор Между адмиралом Серебряковым и Мохаммедом-Амином касался только обстоятельств, предшествовавших объявлению войны между Россиею и Турциею, т. е. – до снятия и упразднения наших укреплений на берегах Черного моря; после чего адмирал наш совсем уже не имел сношения с Мохаммед-Амином. Утешительно было то, что вообще отзыва Мохаммед-Амина об адмирале Серебрякове, был весьма лестный и, по всему судя, совершенно искренний. III. Перевод мемуара, писанного собственноручно Мохаммед-Амином для меня, на арабском языке, ночью 25 апреля Во имя Бога милосердого, милостивого! Хвали Аллаху Всеблагому и мир на тех из рабов его, которых он удостоил избранничеством. «Когда ученый Казем-Бек Дербентский и Казанский, 56 живущий в Петербурге, просил меня написать несколько о том, что со мною было в Дагестане, Черкеской земле и в других странах,– я составил это для него, не смотра на свой недостаток в арабском языке; но Бог да благословит. «Говорит смиренный раб Божий Мохаммед-Амин сын Ходжио Дагестанский, Гонедаский, житель Абезаха (следующее В первые годы моей жизни я скитался в качестве тельмиза (ученика, студента). Это началось по кончин моего отца в 1245 году, и мне тогда было 11 лет. После, когда явился имам Шемуиль, я содействовал ему и около пяти лет ходил с ним. Наконец по возвращении из ахтинского дела, он послал меня в качестве наиба к Черкесам. Это было в 1852 году. 57 Я один у черкесов и ездил с места не место, увещевая их к повиновению, чего и достиг: все они мне подчинились и приняли присягу на покорность.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Однажды, произнося, как откровение свыше, стихи Корана 53:19–20: «Размышляли ли вы об Аллате, Аль-Уззе и о Менате, третьей, особой»? он присовокупил, или, как говорит мусульманское предание, ему внушил сатана следующий стих: «Они возвышенные гараник 737 и, вероятно, можно ожидать их заступничества». Когда он затем произнес эту главу Корана до конца и сделал земной поклон, то все присутствующие так же пали ниц на землю вместе с ним. Корейшитам были очень приятны эти слова Мухаммеда, и они сказали: «мы знаем, что Аллах дает жизнь и берёт её, и что Он творец и промыслитель. А наши божества ходатайствуют за нас пред Ним». 738 Таким образом, небольшая уступка со стороны Мухаммеда привлекла на его сторону арабов язычников, лишь только Мухаммед признал эти божества арабов заступниками пред Богом. Корейшиты тотчас уступили Мухаммеду и согласились с ним, как в вере в верховного Аллаха, так и во всём прочем, и даже вместе с ним сделали земной поклон Богу. Все это показывает, что действительно арабы считали своих идолов или второстепенных богов не за богов в собственном смысле, а как нечто среднее между верховным Аллахом и человеком, словом ходатаями, посредниками между Богом и людьми. Шахрастани приводит молитву, которую арабы язычники произносили, приступая к служению Богу. «Боже я готов на служение Тебе, готов на служение Тебе, готов на служение Тебе. Нет у Тебя товарища, кроме того товарища, над которым Ты властвуешь, и которого Ты царь» 739 . Казем-бек, приведя это молитвенное воззвание арабов, замечает: «это значит, что правители мира считались содетелями высочайшего Духа; но как они сами, так и все, что находилось в их власти, подчинялись этому единому Духу Владыке всего. Из этого следует, что действительно (самые древние) арабы поклонялись истинному Богу и признавали (только) непосредственную власть ангелов и других небесных духов, которым вверено было (единым Богом) (только) управление миром». 740 Шахрастани также прямо говорит, что арабы, верившие в будущую жизнь, говорили, что они чтили идолов для того, чтобы в будущей жизни иметь заступников пред Богом 741 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

[xxvii] См.: Кромиади К. За землю, за волю… Сан-Франциско, 1980. С. 23-24. [xxviii] РГВА, оп. 1, д. 17, л. 238, 242. [xxix] Gäde Kate, a.a.O., S. 244-245; Никитин А.К. Указ. соч. С. 226, 367; Казем-Бек А. Знаменательный юбилей. К полувековому служению архиепископа Брюссельского и Бельгийского Александра в архиерейском сане//ЖМП. 1959. 11. С. 13-16. [xxx] Никитин А.К. Указ. соч. С. 303. [xxxi] Григорий (Перадзе Григорий), архимандрит. Родился 13 сентября 1899 г. в с. Бакурцише Тифлисской губернии в семье сельского священника (грузин). В 1913 г. окончил ду­ховное училище и в 1918 г. – Тифлисскую Духовную семинарию, затем командирован Грузинской Православной Церковью в ас­пирантуру в Западной Европе, учился на филологических факуль­тетах Оксфордского, Лондонского и Лувенского университетов, окончил богословский факультет Берлинского университета, в декабре 1926 г. за­щитил докторскую диссертацию на тему истории монашества в Грузии в Боннском университете. В 1929 г. основал гру­зинский приход в Париже и в 1931–1933 гг. был его настоятелем. В начале 1931 г. пострижен в монашество, 19 апреля 1931 г. ру­коположен греческим митрополитом Германом Фиатирским в Лондоне во иеромонаха. 31 мая 1931 г. совершил первую Божественную литургию в Парижском грузинском приходе. С 1933 г. – профессор Православного отде­ления богословского факультета Варшавского университета по кафедре патрологии, позднее декан православного отделения. Осенью 1939 г. принят в клир РПЦЗ. 5 мая 1942 г. за помощь ев­реям и польским партизанам арестован немцами и заключен в тюрьму, 6 декабря 1942 г. погиб в концлагере Освенцим. [xxxii] Нивьер А. Указ. соч. С. 167; Protoierej Paprocki H.Archimandrite Grigol Peraze (1899-1942)//Revue des etudes georgiennes et caucasiennes. Paris, 1988. 4; Protoierej Paprocki H.Kanonizacja otcaarchimandrita Grzegorza Peradze//Przeglad Prawoslawny. 1995. 11 (125); Weise Ch.Peradze, Grigol/Gregor (1899-1942), Orientalist und Heiliger//Biographisc-Bibliographisches Kierchenlexikon. Band XVII. 2000.

http://bogoslov.ru/article/2202912

Случайная французская фраза, русская трагедия и помощь от Христа Михаил Чавчавадзе рассказывает эпизоды из богатой семейной истории 21 ноября, 2015 Михаил Чавчавадзе рассказывает эпизоды из богатой семейной истории Михаил Михайлович Чавчавадзе, главный режиссер петербургского «Белого театра», рассказывает эпизоды из богатой семейной истории. Мария Львовна Чавчавадзе Мы сидим в его квартире в Петербурге, по питерским крышам колотит ливень, серебрит их – оттого и рассказы за чаем интереснее, может, даже романтичней: «…Я помню мамины рассказы с шестилетнего возраста. Среди прочего – и рассказ о том, как Государь отдал ей честь. Дело было так. 1914 или 1915 год, война, маме пять лет. Мамин отец, мой дед, Лев Александрович Казем-Бек, был офицером Уланского лейб-гвардии Ея Императорского Величества полка после того, как окончил Пажеский корпус. Государь Николай II очень любил парады. Был уланский праздник, Вознесение. На каждое Вознесение Государь имел обыкновение приезжать к уланам в Царское Село и принимать торжественный парад. Солдаты маму, маленькую тогда девочку, обожали, сшили ей дивный мундир, абсолютно впору – смотрелось потрясающе. Обычная суета и сборы перед парадом. Приезжает Государь – тогда уже использовали автомобиль. Маленькая Мария Львовна крутится за строем богатырей-уланов, и вдруг, в последнюю секунду, какой-то солдат подтолкнул ребенка: давай, мол, иди в строй (ему бы потом на гауптвахте за это сидеть так, как никогда)! Это в принципе просто хулиганство было! Стоит командир полка и видит эту «оперетту», но уже ничего не может сделать, машина уже двигается, парад начался! Смотрит и с ужасом, наверное, ждет, какая будет реакция у Государя. Император, стоя, с машины: «Здорово, уланы!» – «Здравия желаем, Ваше Императорское Величество!!! Ура-а-а!!!», и она детским своим голоском: «Ура-ура-ура-а-а!!!» А она так стояла, с такой выправкой! И мундир – как влитой! Государь уже проехал было мимо, но увидел эту картину, дал знак шоферу, и машина остановилась. Он вышел, остановился, прошел назад, к ней и персонально ей честь отдал! Солдат тот не был наказан, он был вроде бы даже награждён. Вот лишь один из эпизодов».

http://pravmir.ru/sluchaynaya-frantsuzsk...

Пробовала омолодиться и часть эмиграции, я разумею партию так называемых младороссов. О ней нужно сказать уже потому, что она одна осмелилась найти причину общего эмигрантского течения и дала, быть может, толчок и другим подобным течениям: возвращенцам, утвержденцам, непредрешенцам и просто рядовой эмиграции. Суть этой партии, как я воспринимал ее, заключалась в стремлении найти для заграницы новый подход к России, не безоговорочное отрицание всего, что делается на родине, не абсолютное хуление всего, что там произошло и делается. Наоборот, признать и то светлое, что там есть, и попытаться найти общий с родиной язык. Но в то же время эта партия не хотела мириться со всем, что там совершилось, например, с материалистическим безбожным фундаментом марксизма и с какими-то социально-экономическими проектами коммунизма. Я никогда не читал их программы, поэтому эти мои сведения поверхностны. Помню лишь, что они решительно стали за систему Советов. Но в то же время они требовали православного царя. " Царь и Советы " - такова была их короткая и ходячая формула, обращавшаяся в массе. Притом они стояли за наследственного монарха, а таким был великий князь Кирилл. Такова была их политически-административная точка зрения. Другой принцип, а иной подумает, что он был самым главным, о примате духовного над материальным. В противоположность марксистскому материализму, из которого будто бы рождается все прочее, " младороссы " выставили обратное утверждение: духовное ставилось в их программе на первое место перед материальным. Они издавали всегда журнал или газету. И вообще, это была одна из активных групп за границей. С появлением ее пронесся какой-то освежающий ветерок, иначе все начало бы плесневеть. Конечно, старое поколение, " отцы " , смотрели на новое движение " свысока " , с усмешкою, как на мальчишеское дело молодых людей. И даже пробовали прозвать их большевиками, а другие винили их в фашизме. Но молодые люди не боялись кличек, это было смелое движение. Руководители его, особенно очень способный вождь А.А.Казем-Бек, из родовитой аристократической семьи, были не из робких и отстаивали свое место. По всему свету организовались их ячейки. Очевидно, это было своевременным историческим движением. Кажется, у них было до двадцати тысяч членов. Цифра исключительная по размерам среди других групп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010