Закрыть itemscope itemtype="" > Санкт-Петербург должен быть великим православным городом В День перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского в Северной столице прошел стотысячный Крестный ход по Невскому проспекту 14.09.2015 858 Время на чтение 4 минуты В субботу, 12 сентября, в Санкт-Петербурге отметили День перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. Праздник начался с Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, которую возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, сообщил «Русской народной линии» сайт Петербургской митрополии. Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе возглавил архиепископ Петергофский Амвросий в сослужении епископа Царскосельского Маркелла, епископа Гатчинского и Лужского Митрофана, настоятеля протоиерея Павла Красноцветова с клиром и других священнослужителей. После богослужения в Казанском кафедральном соборе по Невскому проспекту к Александро-Невской лавре в третий раз в новейшей истории России прошел крестный ход . В нем приняли участие духовенство митрополии, представители приходов города и области, городского правительства, Заксобрания, общественных организаций, учащиеся духовных школ, православные братства и верующие горожане. Во главе шествия по главной магистрали города была пронесена чудотворная Казанская икона Божией Матери. По данным полиции, число крестоходцев составило 100 тыс. человек. В полдень из Свято-Троицкого собора лавры вышел малый крестный ход с мощами святого Александра Невского. Два молитвенных шествия встретились на площади, носящей имя великого полководца и защитника Руси. Торжества продолжились на площади перед лаврой у памятника святому Александру Невскому. Митрополит Варсонофий возглавил праздничный молебен и поздравил горожан с днем памяти небесного покровителя северной столицы. По словам правящего архиерея, великий князь соединял в себе качества истинного христианина - беззаветное служение народу и личную святость. «Когда мы размышляем о делах минувших лет, приходим к одному чувству - благодарности Богу за Его великие милости к роду человеческому. Страна наша пережила много тяжелых времен, когда от внутренних раздоров и нападений соседних врагов она подвергалась опасности потерять самостоятельность, раздробиться на мелкие части и подчиниться иноплеменникам. Было время, когда наше Отечество долгие десятилетия страдало под монголо-татарским игом, а значительную часть своей территории должно было уступить захватчикам с Запада. Милосердный Господь никогда не оставлял нас Своей милостью и в самые тяжелые времена посылал мудрых и мужественных правителей, твердо и самоотверженно стоявших на страже рубежей нашего Отечества, и с помощью Божией направлявших его к миру, единению и славе. Одним из таких выдающихся личностей является прославляемый ныне Церковью и Отечеством нашим святой благоверный великий князь Александр Невский», - сказал архипастырь.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/14/sa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЬЦОВ Иван Григорьевич (нач. 80-х гг. XIX в.- после 1929), регент, композитор, преподаватель церковного пения и теории музыки. В детстве пел в церковном хоре в Астрахани. В 1902 г. окончил регентский класс Придворной певческой капеллы в С.-Петербурге по 1-му разряду. С дек. 1902 г. был регентом архиерейского хора в Тамбове. С 1903 г. преподавал церковное пение в Тамбовском епархиальном жен. уч-ще. В мае 1910 г. переехал в Тифлис (ныне Тбилиси), где стал регентом экзаршего хора. Е. принадлежит к с.-петербургской церковнопевч. школе. Несмотря на тяготение к традиц. церковному репертуару, в серии духовных концертов сводных хоров (300 чел.) 27, 31 марта и 3 апр. 1905 г. в Козлове (ныне Мичуринск) и Тамбове наметилось изменение репертуара в пользу произведений композиторов Нового направления. В концерте архиерейского хора (100 чел.) 25 марта 1907 г. в зале Дворянского собрания в Тамбове из 10 исполненных сочинений 7 принадлежало композиторам Нового направления. В концертах экзаршего хора 25 марта 1911 и 4 марта 1912 г. в Тифлисе в театре Артистического об-ва и во дворце наместника указанные тенденции были закреплены. 25 марта 1907 г. в честь дня рождения императрицы в тамбовском кафедральном соборе звучала певч. старина - литургия знаменного распева, исполненная по крюкам; в концерте 1911 г. в Тифлисе звучал унисон знаменного распева. Архиерейский хор под упр. Е. участвовал в различных памятных службах и концертах: в Тамбове - во всенощном бдении 13 нояб. 1907 г. в Казанском монастыре по случаю 1500-летия кончины свт. Иоанна Златоуста, в 1908 г. в литургии 19 февр. в кафедральном соборе в честь 47-й годовщины освобождения крепостных крестьян с молебном и вечной памятью имп. Александру II, в литургии 9 марта там же с покаянием и новой молитвой о водворении мира и тишины на Русской земле (по поручению Святейшего Синода), в литургии, крестном ходе и молебне 11 мая в кафедральном соборе при открытии отдела железнодорожных служащих козловских мастерских, при встрече 14 мая в Казанском монастыре чудотворной Вышенской Казанской иконы Божией Матери, в концерте объединенного хора 8 тамбовских церквей (350 чел.) 15 марта 1909 г.

http://pravenc.ru/text/189921.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИНГИСЕППСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ленинградской епархии (см. Санкт-Петербургская и Ладожская епархия ), названо по г. Кингисепп (Ленинградская обл.); существовало в 1897-1928 гг., до 1922 г. Кингисепп назывался Ямбург, викариатство - Ямбургское. Резиденцией Ямбургских (Кингисеппских) архиереев была Александро-Невская в честь Св. Троицы лавра в С.-Петербурге. 14 окт. 1897 г., при С.-Петербургском и Ладожском митр. Палладии (Раеве) , был утвержден синодальный доклад «О восстановлении в Санкт-Петербургской епархии кафедры 3-го викария с присвоением ему именования епископа Ямбургского». Первым епископом Ямбургским стал архим. Вениамин (Муратовский) , настоятель Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря , хиротонисанный митр. Палладием в Троицком соборе Александро-Невской лавры 26 окт. 1897 г. Важной сферой полномочий нового епископа стала цензура проповедей: в соответствии с распоряжением консистории всем священникам, служившим в Исаакиевском и Казанском соборах, было предписано представлять свои проповеди после цензуры благочинных на утверждение Ямбургскому еп. Вениамину. Еп. Вениамин поселился в Александро-Невской лавре, при этом некоторое время оставался настоятелем Череменецкого мон-ря. Новый архиерей занял должность председателя с.-петербургского епархиального братства Пресв. Богородицы, заведующего школой Об-ва распространения духовно-нравственного просвещения, возглавил совет с.-петербургского Исидоровского жен. училища и комитет Александровского дома призрения бедных духовного звания. 3 дек. 1898 г. еп. Вениамин (Муратовский) был назначен епископом Гдовским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии. 9 мая 1899 г. в Исаакиевском кафедральном соборе С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский) возглавил хиротонию ректора СПбДА архим. Бориса (Плотникова) во епископа Ямбургского. С тех пор все последующие Ямбургские епископы занимали должность ректора СПбДА до закрытия последней в 1918 г. и жили в ректорском флигеле академии. 20 янв. 1901 г. еп. Борис был уволен с Ямбургской кафедры. 24 янв. новым ректором СПбДА стал архим. Сергий (Страгородский) , к-рому 26 янв. определено также быть епископом Ямбургским; хиротония состоялась 25 февр. того же года в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Архиерейская хиротония архим. Сергия почти совпала по времени с синодальным определением «О графе Льве Толстом», в котором Л. Н. Толстой провозглашался отпавшим от Церкви (20-22 февр. 1901); в подготовке этого определения архим. Сергий сыграл большую роль. 24 февр. 1901 г. вышел 8-й номер «Санкт-Петербургского духовного вестника», содержавший проповедь архим. Сергия «Смысл и цель церковной анафемы», сказанную им в Неделю Православия; в ней содержалось обоснование синодального определения.

http://pravenc.ru/text/1684634.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Константинович Кулаков (19.04.1876, г. Вельск Вологодской губ.- 1.06.1938, г. Благовещенск Амурской обл.), сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из крестьянской семьи. Учился в Вельском городском 2-классном уч-ще, не окончил полного курса. Служил помощником бухгалтера в вологодском губ. земстве, затем волостным писарем. Тяготясь чиновнической жизнью, Н. сблизился с еп. Вологодским и Тотемским Никоном (Рождественским ; впосл. архиепископ), к-рый стал его духовным отцом. 12 авг. 1911 г. еп. Никон назначил Н. исполняющим должность псаломщика в Спасо-Всеградский собор в Вологде, 15 янв. 1912 г. определил священником к Афанасиевской ц. в том же городе. 22 янв. 1912 г. еп. Вельский, викарий Вологодской епархии сщмч. Антоний (Быстров) рукоположил Н. во диакона и 29 янв.- во иерея. 10 окт. того же года Н. был назначен членом ревизионной комиссии по проверке приходо-расходных книг епархии. В мае 1912 г. еп. Никон по своему прошению был освобожден от управления Вологодской епархией и как член Государственного совета и Синода переехал в С.-Петербург. Последовавший за ним Н. в 1913 г. был назначен священником в храм Митрофаниевского подворья в С.-Петербурге, одновременно исполнял обязанности секретаря архиеп. Никона. За время работы секретарем Н. разобрал и перевез из Петрограда в Троице-Сергиеву лавру, куда переехал в 1916 г. архиеп. Никон, его ценнейший архив (ныне хранится в РГБ НИОР). Летом 1918 г., за несколько месяцев до своей кончины, архиеп. Никон рекомендовал Н. как «старательного и способного иерея» митр. Петроградскому сщмч. Вениамину (Казанскому) и прот. сщмч. Философу Орнатскому . В церкви Митрофаниевского подворья Н. служил до ее закрытия 25 янв. 1927 г., после чего был принят сверхштатным священником в соответствии с выбором общины в ц. Владимирской иконы Божией Матери в Ленинграде. С 4 сент. 1930 по 20 янв. 1931 г. находился под арестом по обвинению в хранении серебряных монет на сумму 32 р.

http://pravenc.ru/text/2565746.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Николаевич Успенский (11.10.1863, с. Меньшие Можары (Меньшины) Сапожковского у. Рязанской губ.- 23.01.1930, г. Коломна Московской обл.), сщмч. (пам. 10 янв., в Соборе Московских святых, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Род. в семье священника. Окончил в 1878 г. Сапожковское ДУ по 1-му разряду и в 1884 г. Рязанскую ДС по 2-му разряду. После семинарии получил назначение на должность учителя начального народного училища в с. Князево Займище Скопинского у. Рязанской губ., затем был учителем в школах сел Юракова и Панкина Пронского у. Рязанской губ. В 1894 г. Михайловским еп. Иоанникием (Казанским), викарием Рязанской епархии, рукоположен во иерея к ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Макове Михайловского у. Рязанской губ. В 1903 г. переведен священником в Богородице-Рождественскую ц. в с. Радушине Зарайского у. Рязанской губ. Кроме с. Радушина в приход также входили соседние деревни Машоново, Пенкино, Широбоково и Титово. П. прослужил в Богородице-Рождественском храме 27 лет. Одновременно с пастырской деятельностью П. продолжал трудиться на учительском поприще: состоял заведующим церковноприходской школой, а также был законоучителем в этой школе и Пенкинском земском уч-ще (ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 52. Л. 134 об.). С 1914 г. являлся благочинным 1-го Зарайского благочиннического окр., возведен в сан протоиерея. После прибытия в сент. 1923 г. на Рязанскую кафедру архиеп. Бориса (Соколова) включен вместе с другими благочинными в состав учрежденной епархиальной канцелярии. 4 янв. 1924 г. архиеп. Борис был арестован и выслан в Москву без права возвращения в Рязань, но продолжил управление, поддерживая связь с епархиальной канцелярией по почте. В окт. и дек. 1925 г. П. вызывали на допросы о деятельности правящего архиерея и его канцелярии. П. утверждал, что такая структура при епископе имеет право на существование и это не противоречит церковным и государственным правилам.

http://pravenc.ru/text/2580234.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмц. Маргарита (Гунаропуло). Фотография. 1918 г. (Гунаропуло Мария Михайловна; 1866, Херсонская губ.- 22.08.1918, г. Мензелинск Уфимской губ.), прмц. (пам. 9 авг., в Соборе Казанских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), игум. Происходила из древнего священнического рода с о-ва Хиос (Греция), откуда ее предки переехали в Россию в XVIII в. Мария Михайловна Гунаропуло (в лит-ре также встречается др. написание фамилии - Гунаронуло) была потомственной дворянкой, дочерью херсонского землевладельца. Окончила курс Херсонской жен. гимназии. В кон. XIX - нач. ХХ в. проживала в Киеве, была прихожанкой Киево-Георгиевской ц. Ее духовником был настоятель храма прот. Александр Корсаковский. Она не создала своей семьи и мн. годы стремилась к монашеской жизни. Как писал в своих воспоминаниях хорошо знавший ее кн. Н. Д. Жевахов , «я видел в лице Марии Михайловны воплощение пламенной веры и горячей любви к Богу... Ее безмерная, рвавшаяся наружу любовь к ближнему, искавшая случаев проявить себя, ее безграничная снисходительность к человеческим немощам не создавали, однако, никаких компромиссов с совестью, не рождали двойственности, ни всего того, что обычно прикрывается благочестием, а в действительности выражает только равнодушие к христианскому долгу» ( Жевахов. 1993. С. 146). В 1906 г. Мария стала насельницей монашеской общины в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в имении Орловых-Давыдовых в Серпуховском у. Московской губ. 13 марта 1907 г. пострижена в рясофор. Проходила послушания зав. б-кой (1907), церковной чтицы (1908), пономарки (с 1910). 13 марта 1915 г. пострижена в мантию с именем Маргарита. Служение в серпуховской общине было для М. тяжелым испытанием, потребовавшим большого терпения и смирения из-за холодного и пренебрежительного отношения к ней престарелой игум. Магдалины (Орловой-Давыдовой), основательницы обители. Ставший в сент. 1916 г. товарищем обер-прокурора Синода кн. Жевахов предпринял неск. попыток убедить Синод в необходимости назначения М. на одно из вакантных мест игумений, поскольку считал, что ее происхождение, духовный опыт, ум, высокие нравственные качества делают ее незаменимой руководительницей обители, однако не встречал понимания. Наконец, указом Синода от 18 янв. 1917 г. М. была назначена настоятельницей мензелинского во имя пророка Илии женского монастыря с возведением ее в сан игумении. Торжество возведения М. в сан игумении происходило в Москве в присутствии вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны , которая с 1910 г. являлась августейшей покровительницей Уфимской миссии среди язычников и иных иноверцев Уфимской губ. и возглавляла Уфимский епархиальный комитет Православного миссионерского об-ва.

http://pravenc.ru/text/2561956.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ (1349 (?), г. Н. Новгород - 25.07.1444 (?), г. Унжа (ныне село Макарьевского р-на Костромской обл.)), прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых), Желтоводский и Унженский, основатель мон-ря в честь Богоявления на р. Лух, Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря, Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря . Житие Лит. история Жития М. полностью не реконструирована. Существует неск. классификаций списков памятника, учитывающих не только особенности его текста, но и количество, состав примыкающих к нему описаний чудес и статей монографических сборников, посвященных святому. В. О. Ключевский разделил известные ему 4 списка на 2 редакции: Краткую (Первоначальную) и Пространную ( Ключевский . Древнерус. жития. С. 324; эта классификация принята большинством исследователей). Краткая редакция (нач.: «Сей преподобный отец Макарий родился в Нижнем Новеграде, честна сын родителю…») встречается в списках XVI в. Пространная редакция (нач.: «Что убо похвала благоверию и что ино утверждение, разве еже ведати и внимати милосердию Божию…»), по мнению исследователя, возникла не ранее 1615 г., когда к чудесам Краткой редакции были прибавлены еще 6, первое из к-рых датировано 1615 г., и не позднее 1633 г.- времени включения ее в Минеи Германа (Тулупова) (РГБ. Троиц. 694. Л. 340). Составитель Пространной редакции пользовался Кратким Житием, украсив его словесно, но не распространив фактическую основу текста. Н. В. Понырко считает, что возникновение Краткой редакции Жития с чудесами может быть датировано временем, близким к завоеванию Казанского царства в 1552 г. ( Понырко. 1988. С. 291). Ее создание связано либо с Унжей (или Унженским мон-рем), либо с Солигаличем, где М. уже в XVI в. был местночтимым святым. Среди списков Краткой редакции исследовательница выделила те, в к-рых прижизненное чудо М.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

Николаевич Амасийский (1889, с. Савельевка Николаевского у. Самарской губ.- 26.12. 1938), сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Род. в семье диак. Николая Амасийского (см. Николай (Амасийский) , архиеп.). В 1897 г. поступил в Николаевское ДУ. В 1901 г. был исключен из 4-го класса за недисциплинированность, доучивался в Вольском ДУ. В 1904 г., по окончании ДУ, поступил в Самарскую ДС. В 1905 г. исключен из семинарии за активное участие в студенческих забастовках. Жил в с. Давыдовка Николаевского у., где служил священником его отец, готовился к экзамену на звание учителя. С кон. 1907 г. служил псаломщиком в с. Семёновка Николаевского у. В 1908 г. женился на дочери священника местного храма. В 1911 г. рукоположен во диакона в семёновском храме. В 1917 г. рукоположен во иерея, служил в одном из храмов г. Николаевска (с 1918 Пугачёв). С 1918 г. священник Казанского храма в с. Смородинка Пугачёвского у. В дек. 1922 г. его отец стал обновленческим епископом Пугачёвским. Н. также перешел в обновленчество и был переведен священником в Иоанно-Предтеченский «старый» собор Пугачёва. В кон. 1923 г. вместе с отцом оставил обновленчество и после принесения покаяния вернулся в Патриаршую Церковь. Продолжал служить в пугачёвском Иоанно-Предтеченском соборе. С 1931 г. являлсяблагочинным Пугачёва и Пугачёвского окр. В 1-й пол. 30-х гг. в условиях частой смены епископов на Пугачёвской викарной кафедре Саратовской епархии Н. с одобрения приходских советов благочиния в периоды отсутствия в Пугачёве архиерея осуществлял фактическое управление викариатством. По договоренности с Пугачёвским райисполкомом он оказывал юридическую помощь в регистрации приходским советам, впоследствии характеризовал свою деятельность как «законную защиту храмов». В 1933 г. ходатайствовал перед Пугачёвским горфинотделом о снижении установленного для духовенства повышенного налога. В результате усилий Н. для большей части пугачёвского духовенства налог был снижен. 17 июля 1934 г. Н. обратился в Московскую Патриархию с ходатайством о передаче Пугачёвскому вик-ству благочиннических округов Балаково и Дергачей, входивших в состав Покровского вик-ства на территории АССР немцев Поволжья. 5 сент. того же года Временный Синод одобрил передачу этих благочиний Пугачёвскому вик-ству.

http://pravenc.ru/text/2565654.html

Отдел II. Статьи по вопросам церковно – общественной жизни Казанской епархии Чествование 6 апреля 1885 года в Казанской епархии 295 . Славный день исполнения тысячелетия со дня блаженной кончины св. Мефодия, великого первоучителя Славян, по достоинству чествовавшийся всею Россией, прославлен был необычайным торжеством и в городе Казани, а также и во всем вообще крае Казанском, не исключая самых далеких и глухих уголков. Нет, конечно, возможности нарисовать полную картину сего торжества, но и из того, что так или иначе сделалось известным о повсюдном праздновании в этот приснопамятный день, можно видеть, как живо и грандиозно-велико было это всеобщее православное торжество. Начнем с описания торжеств, бывших в Казани и, потом, держась, вместо цифр, досточтимых Кирилло-Мефодиевских славянских букв, укажем некоторые из торжеств уездных городов, сел и деревень, отпраздновавших этот великий день единодушно и в тоже время оригинально, своеобразно, всеми и каждым по мере сил и возможности. А. Общее церковно-гражданское и учебное торжество в г. Казани. Многознаменательный день тысячелетия со времени кончины Св. Мефодия Казань торжествовала с живейшим одушевлением. Архиепископ Палладий, еще задолго до праздника, поручил Епархиальному Совету составить такую программу торжества, по которой в нем могло бы принять участие все православное население Казани. Накануне дня празднования, около 6 часов вечера, торжественный звон соборного колокола возвестил об архиерейском служении всенощной в Кафедральном Соборе. Когда несколько стемнело, то собор озарился множеством огней, распространявших яркий свет далеко вокруг, и видных из окрестностей. Всенощная совершилась с необычайным величием. Перед тем состоялось распоряжение Владыки, чтобы все присутствующие в храме стояли во время величания со свечами. Почти в одну минуту тысячи свеч, предлагавшихся молящимся в разных концах храма, морем огня осветили все уголки обширнейшего Кафедрального Собора, наглядно изображая тем величие света, внесенного трудами Свв. Мефодия и Кирилла во все концы необъятной земли русской. По велико-праздничному совершилась служба и во всех храмах Казанских, где также, как в Соборе, раздавались народу листки о Свв. Мефодие и Кирилле. В кафедральном соборе всенощная окончилась в 10-м часу. Шедшие из собора по Воскресенской улице неожиданно были подарены зрелищем туманных картин, изображавших разные обстоятельства из жизни Свв. Мефодия и Кирилла (те самые, которые показывались народу 31 марта при чтении в Городской Думе). На этот раз картины эти показывались из окон магазина Павловского. Долго здесь стояла толпа любопытствующих, жалея, что недостает толкователя значения картин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля в сослужении иерархов Зарубежной Церкви 20 мая 2007 г. 16:02 20 мая, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцев Первого Вселенского Собора, в Успенском соборе Московского Кремля состоялось Патриаршее богослужение. Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II сослужили митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр , архиепископ Берлинский и Германский Марк , архиепископ Истринский Арсений , архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл , епископы Домодедовский Евтихий , Женевский и Западно-Европейский Михаил , Штутгартский Агапит и Дмитровский Александр , Кливлендский Петр . За Литургией в храме молились архиепископ Корсунский Иннокентий и архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион . По запричастном стихе было оглашено послание Святейшего Патриарха архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с подписанием Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви. В Первосвятительском слове Его Святейшество назвал Успенский Патриарший собор Московского Кремля, в котором была совершена в этот день Божественная литургия, сердцем русского Православия. «Древний собор стал свидетелем многих событий русской истории. Его стены видели и славные, и скорбные, и смутные времена, — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. — В страшные годы Гражданской войны Святейший Патриарх Тихон говорил, что разделение народа — это плата за его грехи. Святитель писал: " Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей. Грех помрачил наш разум, разжег пламень страстей, вражду и злобу " . Именно в покаянии видел святитель Тихон путь избавления от нестроений. Не единожды были смутные времена на Руси, но преодоление смуты и нравственного падения всегда было сопряжено с покаянным возвращением к вере отцов. Сила веры вела наш народ к единству». Знаменательным считает Святейший Патриарх Алексий тот факт, что ныне национальным праздником России стал День народного единства, связанный с прекращением смуты XVII века и совпадающий с праздником в честь Казанской иконы Божией Матери: «Празднование этого дня, в который русские люди после поста и молитвы смогли изгнать неприятеля из священных стен Кремля, заменило навязанное прежними безбожными правителями празднование дня Октябрьского переворота, этой трагической даты, связанной со смутой, кровопролитием и восстанием против Бога. Мы благодарим Господа за то, что наш народ осознал гибельность для России братоубийства и разделения. Благодарим Господа и за нынешнее преодоление разделения церковного, тесно связанного с былым противостоянием в нашем обществе и разделением в теле народном».

http://patriarchia.ru/db/text/246087.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010