Тамбов. Казанский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты На высоком гребне речной долины открывается ансамбль зданий Казанского Богородичного мужского монастыря, который располагается здесь с давних времен. Жалованные грамоты на эти земли были выданы строителю монастыря старцу Иосифу в 1677 году. Еще совсем недавно в Казанском соборе находилось учреждение: все внутреннее пространство собора было разделено бетонными плитами на этажи. Замечательная настенная живопись, выполненная в воздушных голубых тонах, к сожалению, пострадала. Когда перекрытия сняли, то дыры, пробитые в стенах, как раны, проступили на изображениях Христа, апостолов, воскрешенного Лазаря, напоминая о трагических страницах нашей истории. Проект и возведение Казанского собора осуществляли саровцы, которые воздвигли его по подобию Успенского храма Саровского монастыря, только уменьшенных размеров. По своим формам тот храм в Сарове, в свою очередь, напоминает овеянный вековыми преданиями Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Так сохранялась преемственность архитектурной традиции с древнейших времен. Вторая церковь монастыря - Предтеченская - тоже, по счастью, дожила до наших дней, хотя и в сильно покалеченном виде. Сейчас храм отремонтирован, и в нем идут богослужения. Но купола с основаниями полностью утрачены, и восстановить их не удалось, поэтому истинный силуэт здания искажен. Казанский Богородичный монастырь был центром религиозной и духовной жизни Тамбовской епархии. " Золотые купола Тамбова " (заочное путешествие по православным храмам города) Л.А. Назарова, библиотекарь СШ 22 г. Тамбова " Царю и Государю и великому князю Алексию Михайловичу всея великия и малыя и белыя России самодержцу, бьет челом нищий твой богомолец Танбова города новой пустыни старец Иосиф " – так начиналась просительная челобитная, оставившая скудные свидетельства о начале Казанской обители. (далее из Патерика) Основанный на окраине города, в лесу, Казанский монастырь стал первой монашеской общиной в городе. Городские власти, как могли старались заботиться о благосостоянии новообразованного монастыря. В 1667 г. даны земля, покосы и выгон в Покровской слободе и в с. Татаново, в 1679 г. пожалована мельница на р. Студенец, а в 1692 г. тамбовский воевода А. А. Нестеров ниже плотины выделил усадебное место. Однако нормальная монашеская жизнь в монастыре так и не наладилась, а с закрытием епархии обитель пришла в совершенное запустение. Опасались, что даже некому будет служить в монастырских церквах, которых к 1734 г. было две и ещё 9 келий в которых жило 15 монахов. Все здания в крайне ветхом состоянии. В 1758 г. даже ограда монастыря упала во многих местах на землю.

http://sobory.ru/article/?object=07967

Закрыть itemscope itemtype="" > «Господу Богу угодно было прославить многие из списков с Казанской иконы, даже непервоначальных...» Дискуссии о местонахождении явленной Казанской иконы Божией Матери в XIX - начале XX вв. 18.04.2018 1763 Время на чтение 105 минут Несмотря на то, что история явленной Казанской иконы Божией Матери (первообраза) достаточно хорошо изучена и отражена в научной и церковной литературе, её местонахождение на протяжении уже более полутора веков продолжает оставаться предметом дискуссий. Согласно официальной церковной версии, явленная икона постоянно пребывала в г. Казани - в Казанском Богородицком женском (девичьем) монастыре (КБМ), основанном на месте её чудесного явления (обретения) (произошедшем, согласно церковному преданию, 8 июля 1579 г.), откуда она была похищена 29 июня 1904 г.(1) Однако с 1830-х гг. факт явленности («подлинности», «оригинальности») находившейся в КБМ Казанской иконы Божией Матери начал оспариваться. В изданиях по истории г. Санкт-Петербурга появились утверждения о том, что в Казанском соборе (соборе Казанской иконы Божией Матери) г. Санкт-Петербурга, построенном в 1801 - 1811 гг., пребывает явленный образ, который был принесён в начале XVIII в. по повелению Царя Петра I Алексеевича из г. Москвы, куда, в свою очередь, он был доставлен в «Смутное время» из г. Казани. Позднее данная версия «утвердилась» в книге религиозной писательницы А.С. Наумовой «Сказание о чудотворно-явленной Казанской иконе Божией Матери, с кратким описанием С.-Петербургского Казанского собора», изданной в г. Санкт-Петербурге в 1867 г.,(2) и в первом выпуске исследования «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», изданного в 1869 г. Санкт-Петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом под председательством епископа Ладожского, викария Санкт-Петербургской епархии, впоследствии - архиепископа Казанского и Свияжского Павла (в миру - П.В. Лебедева) (1827 - 1892)(3). Так, в исследовании «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» сообщалось, в частности, что в Казанском соборе (соборе Казанской иконы Божией Матери) г.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Герман, святитель, архиепископ Казанский и Свияжский (Садырев-Полев Григорий Федорович) († 1567, память 23 июня/6 июля, 25 сентября/8 октября, 6/19 ноября и в 1-е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Родился около 1505 года в городе Старице Тверской губернии в семье боярина Федора Афанасьевича Садырева-Полева. В конце 30-х годов XVI столетия удалился в Иосифо-Волоколамскую обитель, где вскоре принял монашеский постриг от игумена Гурия († 1563, память 20 июня/З июля, 4/17 октября и 5/18 декабря), впоследствии архиепископа Казанского, и находился под его духовным руководством. В 1551 году епископ Тверской Акакий вызвал Германа к себе и рукоположил его во иеромонаха; затем возвел его в сан архимандрита и поставил настоятелем Старицкого Успенского монастыря. В Старицкой обители архимандрит Герман ввел устав преподобного Иосифа Волоколамского. В обители в это время жил в заключении Максим Грек († 1556, память 21 января/3 февраля и 21 июня/4 июля), с которым отец Герман часто беседовал. В 1553 году был вызван в Москву на Собор по поводу еретических учений Матвея Башкина и Артемия, бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря. После учреждения Казанской епархии в 1555 году игумен Гурий был посвящен в архиепископа Казанского. Для создания в Свияжске обители в честь Успения Богородицы и проповеди христианства он взял с собой отца Германа. Новоустроенный монастырь за 8 лет управления архимандритом Германом стал центром просвещения Казанского края. Несколько тысяч магометан и язычников были обращены в христианство. Отец Герман заботился об обучении новокрещенных. Воздвигал храмы, заботился о насельниках монастырей, основал Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь, а при Зилантовом монастыре устроил школу для детей. 12 марта 1564 года архимандрит Герман был хиротонисан во епископа Казанского с возведением в сан архиепископа. В 1566 году, когда ушел на покой митрополит Московский и всея Руси Афанасий, царь Иван IV пожелал видеть на митрополичьей кафедре святителя Германа. По приказу царя он был вызван в Москву и помещен в митрополичьем доме. Архиепископ Герман настойчиво отказывался занять столь высокий пост, указывая на свое недостоинство. В то же время он «кроткими словесы» начал увещевать царя и обличал бесчинства опричников. Святитель Герман откровенно высказал царю, что если он будет митрополитом, то по долгу своего сана не станет молчать и скрывать творившиеся злодеяния, но будет обличать их пред всем народом. За это он был удален из митрополичьего дома и в течение двух лет жил в Москве, находясь в опале, а митрополитом был избран Филипп (впоследствии митрополит Московский и всея Руси; † 1569, память 9/22 января, 3/16 июля и 5/18 октября), который также вскоре попал в немилость за обличение царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Книги Людмилы Ильюниной о Святой земле представлены в Казанском соборе марта 2017 В крипте Казанского кафедрального собора 18 марта состоялась встреча с писательницей Людмилой Ильюниной, приуроченная к готовящейся 23-30 марта поездке прихожан на Святую землю, организованной паломнической службой Казанского собора. Автор представила несколько книг о Святой земле: " Иерусалимские встречи " , " Под сенью олив " , " Притчи Святой земли " , " Помяни, Господи, Давида и всю кротость его… " . В перерывах между рассказами Людмилы Ильюниной в исполнении музыканта Константина Иверского звучали авторские песни и песни на слова иеромонаха Василия (Рослякова), Аполлона Майкова, Сергея Есенина, демонстрировались видовые фотографии Израиля. Мероприятие открыл руководитель культурно-просветительского центра Казанского собора протоиерей Михаил Шастин . " Святая земля - особое место, где человек может встретиться с Богом, прикоснуться к благодати Божией. По этой земле ходил сам Христос, здесь рождалась Церковь, здесь дары Духа Святого преизобилуют в своей полноте. Покинув свой дом, отойдя от привычных обстоятельств, где мы подчас теряемся в суете жизни, и отправившись в паломничество, мы можем открыть сердце Богу и пережить радостный момент встречи с Ним " , - сказал отец Михаил. Людмила Ильюнина отметила, что к поездке на Святую землю, которую часто называют " встречей с пятым Евангелием " , обязательно нужно готовиться - и душой, и информационно. " Паломничество на Святую землю на Руси было традицией на протяжении многих веков. Первым, кто описал это путешествие, был игумен Даниил. Замечательный текст XII века " Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли " сохранился до наших дней, его переиздавали много раз. Потом о Святой земле писали многие, особенно в XIX веке, потому что в то время паломничество стало массовым. Примечательно, что в основном на Святую землю ездили простые крестьяне, которые всю свою жизнь копили деньги на эту поездку. Часто на одного человека собирали деньги всей деревней, он вез туда поминальные записки и привозил домой " святыньки " , - рассказала Людмила Ильюнина.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Людиново. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Каменный храм с приделами Илии Пророка и свт.Николая Чудотворца с каменной колокольней был построен в 1802 году Петром Евдокимовичем Демидовым (на готовом фундаменте). Древнее предание гласит, что некая грешница Ольга, раскаявшись в свох деяниях, пожертвовала деньги на строительство храма. В строительстве участвовали Российские промышленники Никита Демидов и Сергей Иванович Мальцев. Колокольня храма была увенчана островерхим шпилем. В храме имелся высокий купол, колонны были украшены лепными узорами. Детали иконостаса выложены из хрусталя Дятьковского хрустального завода. При соборе было два хора: взрослый и детский. Имелась большая библиотека для детей и взрослых. В годы советской власти храм закрыли, здание переоборудовали под кинотеатр. Храм был передан епархии 16 июня 1999 г. 16 декабря здание храма было освобождено прежними владельцами и началась расчистка территории и подготовка к передаче храма верующим. http://korolev.msk.ru/ В 1802 году в п.Людиново началось строительство большого трехпрестольного каменного храма с каменной колокольней. Средства на храм выделил крупный российский промышленник Петр Демидов. Главный престол храма был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Два других – в честь Николая Чудотворца и пророка Илии. Внешняя архитектурная часть храма была выдержана в типично классическом стиле. Уникальным же было его внутреннее убранство. Изумительный по красоте хрустальный иконостас сочетался с хрустальным престолом главного алтаря и резной деревянной сенью над ним. Над Царскими вратами находилась икона «Тайная вечерня», привезенная из Италии, написанная на холсте, предположительно Тицианом. Колоннада трехъярусных балконов-галлерей, сделанная из чугуна придавала храму особый интерьер, не характерный для русских церквей. При Казанском соборе была большая приходская библиотека, действовало " Общество любителей церковного пения " . В конце XIX - начале XX вв. при храме было два хора - взрослый и детский.

http://sobory.ru/article/?object=01754

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Петр Варламов, свящ. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Яковлевич Варламов (1897, с. Дияшево Белебеевского у. Уфимской губ.- 11.03.1930, г. Уфа), сщмч. (пам. 26 февр., в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи крестьян. Окончил местную земскую школу. В 1915 г. окончил дополнительные курсы при второклассной школе по подготовке псаломщиков и диаконов в с. Подлубове Уфимского у. и губ. (ныне Кармаскалинского р-на, Республика Башкортостан). В 1915-1919 гг. служил псаломщиком в Казанской ц. с. Преображеновка Стерлитамакского у. (ныне Стерлитамакского р-на, Республика Башкортостан). Во время гражданской войны 1917-1920 гг. П. продолжал служить в Казанской ц. В 1918 г. П. спас от смерти «красного» фельдшера, сумел защитить от расправы и семьи партизан-односельчан. В 1919 г. местный свящ. Иоанн Канин оставил приход и ушел из села. По многочисленным просьбам прихожан П. принял в 1919 г. сан диакона, а затем иерея и стал служить в Казанской ц. В священническом служении, проповеди и заботе о прихожанах проявлял большое усердие. Устраивал крестные ходы с почитаемым списком Табынской иконы Божией Матери, хранившимся в церкви; беседовал с молодежью о религии, дискутировал с баптистами. Совершал отчитки бесноватых. Знавшие батюшку подчеркивали его ум, образованность, интеллигентность и то уважение, к-рым П. пользовался у верующих. 9 марта 1929 г. в Преображеновке состоялось общее собрание коммунистов, комсомольцев и актива бедноты, к-рое единогласно постановило закрыть Казанскую ц. П. призывал верующих встать на защиту храма. Вскоре в Преображеновку прибыл 12-й батальон из Стерлитамака. На общем собрании жителей большинство проголосовало за сохранение храма. Вину за это власти возложили на священника. В сельсовете П. предлагали оставить служение и уехать, однако он отказался, не желая бросать свою паству. 26 мая 1929 г. П. был арестован в Преображеновке по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключен в тюрьму в Стерлитамаке.

http://pravenc.ru/text/2580136.html

Свобода слова и агитпроп Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 1 – 8 ноября. - Казанская икона Богородицы. – Конец Смутного времени. – Очернение Великой Отечественной. – Свобода ненавидеть Родину. – «Культурненькое» кощунство. – Истерика как жанр  журналистского пророчества.- Толерантный предмет. – Семеро по лавкам. - Сомневающиеся кришнаиты. – Памяти пастырей.   На прошлой неделе Русская Православная Церковь  отмечала праздника Казанской иконы Божией Матери. Как отмечает сайт «Регионы России» , Казанская икона – один из самых любимых народом чудотворных образов Богородицы. Своим особым заступничеством он прославился в Смутные  времена: «Во время ополчения, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский, воинам из Казани был прислан чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие послано за грехи, народ наложил на себя трехдневный пост и с молитвой обратился к Богородице. Молитва была услышана, и воодушевленные русские войска освободили Москву от захватчиков. После победы в той войне икона стала в России предметом особого почитания». «Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году», - уточняется в сообщении сайта «Православная Эвенкия» . «Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году», - также говорится в информации сайта. «Почти 300 лет до революции этот праздник отмечался на Руси как общенародный», - сообщает сайт «Вестей» . «Накануне дня празднования, 3 ноября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе Москвы», - передает «Русская линия» . «4 ноября, в день праздника в честь Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил праздничную Божественную литургию и молебен Пресвятой Богородице в Казанском соборе на Красной площади Москвы. Этот храм основан в память об освобождении Москвы от польских захватчиков 4 ноября 1612 года. В 30-е годы XX века он был разрушен, а ныне восстановлен. Его Святейшеству сослужил епископ Дмитровский Александр», - говорится в том же сообщении.

http://pravoslavie.ru/4912.html

В подвальных помещениях ряда храмов (например, в Спасо-Преображенском соборе) были устроены бомбоубежища. Под Казанским собором в период блокады находился детский сад и одно время — отдел штаба Ленинградского фронта. Многие храмы использовались для хранения культурных ценностей. Так, Сампсониевский собор был занят филиалом Эрмитажа, Крестовоздвиженскую церковь занимало фильмохранилище, Старо-Афонское подворье и Новодевичий монастырь — архивы, Владимирскую церковь — филиал Публичной библиотекии т. д. Особенно много музейных коллекций было размещено в Исаакиевском соборе в надежде на то, что германские войска, считая его гигантское здание ориентиром, не будут специально пытаться уничтожить храм. Этот расчет оказался правильным, за весь период блокады в собор не было прямого попадания бомб или снарядов, и бесценные коллекции уцелели. Целый ряд церковных зданий выполнял функции, связанные с патриотическим воспитанием жителей города и бойцов Ленинградского фронта. При этом особенно значительную роль играл собор Казанской иконы Божией Матери на Невском проспекте. Уже в 1938 г., к 125-летию со дня кончины погребенного в соборе фельдмаршала М. И. Кутузова, могила великого полководца была вновь украшена привезенными из Исторического музея в Москве трофейными французскими знаменами и ключами от взятых в ходе заграничного похода русской армии 1813 г. городов и крепостей. В первые месяцы после начала войны — в июле-августе антицерковная экспозиция занимавшего храм Музея истории религии была закрыта, и к осени 1941 г. в здании устроили выставку «Героическое прошлое русского народа». Живописные полотна, рассказывавшие о военной истории России, и плакаты, призывавшие к борьбе с захватчиками, были размещены сначала напротив собора, а в октябре — на его колоннаде. С 1942 г. в Казанском соборе была развернута выставка «Отечественная война 1812 г.», которую активно посещали делегации с фронта. На площади перед последним у памятников полководцам Отечественной войны 1812 г. Кутузову и Барклаю де Толли давали клятву уходившие на защиту Ленинграда воины и ополченцы. Для этой цели памятники в виде исключения не были закрыты мешками с песком. Одновременно воины посещали расположенную в соборе могилу фельдмаршала М. И. Кутузова и возлагали на нее цветы. В архивах имеются фотографии, запечатлевшие эту церемонию.

http://pravoslavie.ru/70589.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Анатолий (Грисюк), еп. Чистопольский (Грисюк Андрей Григорьевич; 20.08.1880, г. Ковель Волынской губ.-23.01.1938, Ухтпеслаг, с. Кылтово, Коми АССР), сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых), митр. Одесский и Херсонский. Род. в семье чиновника. Окончил Кременецкое ДУ и Волынскую ДС, в 1900 г. поступил в КДА. В 1903 г., будучи студентом 4-го курса, митр. Киевским Флавианом (Городецким) был пострижен в монашество с именем Анатолий. 15 августа того же года рукоположен во диакона, а 30 мая 1904 г. во иерея. Окончив академию в 1904 г. в числе первых студентов, А. был оставлен на год профессорским стипендиатом, 3 июня 1905 г. назначен на кафедру общей церковной истории исполняющим должность доцента КДА. В 1905/6 г. А. был командирован в К-поль для занятий в Археологическом русском институте . Работал с рукописями Патриаршей б-ки. В 4 авг. 1911 г. за соч. «Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века» удостоен степени магистра богословия, осенью того же года за «Исторический очерк» и за статьи «Памяти профессора В. В. Болотова (по поводу 10-летия со дня смерти)», «Профессор Амфиан Степанович Лебедев» А. присудили митр. Макария (Булгакова) премию . 29 авг. 1911 г. возведен в сан архимандрита. С 11 янв. 1912 г. экстраординарный сверхштатный профессор КДА, с 18 мая штатный экстраординарный профессор. За проповеди, произнесенные в Великий пост 1912 г., совет КДА постановил присудить А. премию имени проф. В. Ф. Певницкого . С 8 июня 1912 г. назначен инспектором и экстраординарным профессором МДА по кафедре Истории Древней Церкви. 30 мая 1913 г. переведен в КазДА на должность ректора и профессора по кафедре Истории Древней Церкви. 29 июня 1913 г. в храме Христа Спасителя в Москве состоялась хиротония А. во епископа Чистопольского, второго викария Казанской епархии, к-рую возглавил митр. Московский свт. Макарий (Невский) . С 1913 г. А. являлся председателем казанского Историко-археологического об-ва, а также свт. Гурия Казанского братства .

http://pravenc.ru/text/114964.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Митрофан (Краснопольский), еп. Гомельский. Фотография. 1912 г. (Краснопольский Дмитрий Иванович; 22.10.1869, слобода Алексеевка Бирюченского у. Воронежской губ.- 6.07.1919, Астрахань), сщмч. (пам. 23 июня, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов), архиеп. Астраханский и Царёвский. Из бедной крестьянской семьи. Отец работал на кирпичном заводе, мать была из семьи сельского церковнослужителя. Начальное образование получил в местной школе; затем на деньги, предоставленные его 1-м учителем, поступил в Бирюченское ДУ. В 1884 г. окончил училище по 1-му разряду и был принят на казенный счет в Воронежскую ДС. В 1890 г. окончил семинарию со званием действительного студента. 4 нояб. того же года Воронежский и Задонский еп. Анастасий (Добрадин ; впосл. архиепископ) рукоположил его во диакона и назначил в Казанскую ц. пригородной слободы г. Коротояка Воронежской губ. 15 дек. 1892 г. был перемещен в Преображенскую ц. слободы Матрёна-Гезева Бирюченского у. (ныне с. Матрёно-Гезово Алексеевского р-на Белгородской обл.), а 23 февр. 1893 г.- в Троицкую ц. в слободе Алексеевка. В 1893 г., овдовев, принял решение полностью посвятить свою жизнь Церкви. 13 сент. того же года поступил на церковно-историческое отделение КДА. Во время учебы в академии 11 авг. 1896 г. принял монашеский постриг с именем в честь свт. Митрофана, еп. Воронежского. 15 июня 1897 г. ректор академии Каневский еп. Сильвестр (Малеванский) в храме Киево-Братского в честь Богоявления мужского монастыря рукоположил его во иерея. В том же году М. окончил КДА со степенью кандидата богословия за соч. «Аскетика святого Василия Великого». 16 нояб. 1897 г. назначен инспектором Иркутской ДС, временно исполнял должность ректора семинарии. 25 янв. 1902 г. назначен ректором Могилёвской ДС, 2 февр. того же года возведен в сан архимандрита. С 1903 г. состоял цензором проповедей, произносимых в могилёвском кафедральном соборе, в 1905 г. назначен благочинным могилёвского Братского в честь Богоявления мужского монастыря . Активно участвовал в деятельности могилёвского Богоявленского братства.

http://pravenc.ru/text/2563414.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010