Архив Пн В праздник Вознесения Господня Предстоятели Русской и Болгарской Православных Церквей совершили Литургию в Казанском соборе Санкт-Петербурга 29 мая 2014 г. 14:13 29 мая 2014 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Болгарский Неофит совершили Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. Перед началом богослужения у врат Казанского собора архиереи и духовенство встретили прибывших вместе Предстоятелей Русской и Болгарской Православных Церквей, которые проследовали в собор и на кафедре были одновременно облачены в богослужебные одежды. За Божественной литургией Святейшему Патриарху Кириллу и Святейшему Патриарху Неофиту сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ; архиепископ Петергофский Амвросий , ректор Санкт-Петербургских духовных школ ; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; епископ Царскосельский Маркелл ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Кронштадтский Назарий , наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ; епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ; епископ Гатчинский и Лужский Митрофан ; протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии ; протоиерей Богдан Сойко, настоятель Николо-Богоявленского Морского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора г. Санкт-Петербурга; архимандрит Филипп (Васильцев) , настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии (Болгария); духовенство Санкт-Петербурга.

http://patriarchia.ru/db/text/3663047.ht...

Архив Пн В праздник Вознесения Господня Предстоятели Русской и Болгарской Православных Церквей совершили Литургию в Казанском соборе Санкт-Петербурга 29 мая 2014 г. 17:46 29 мая 2014 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и  Святейший Патриарх Болгарский Неофит  совершили Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. Перед началом богослужения у врат Казанского собора архиереи и духовенство встретили прибывших вместе Предстоятелей Русской и  Болгарской  Православных Церквей, которые проследовали в собор и на кафедре были одновременно облачены в богослужебные одежды. За Божественной литургией Святейшему Патриарху Кириллу и Святейшему Патриарху Неофиту сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ;  архиепископ Петергофский Амвросий , ректор  Санкт-Петербургских духовных школ ;  епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , председатель  Синодального отдела по делам молодежи ;  епископ Царскосельский Маркелл ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Кронштадтский Назарий , наместник  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ;  епископ Гатчинский и Лужский Митрофан ; протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь епархиального управления  Санкт-Петербургской митрополии ; протоиерей Богдан Сойко, настоятель Николо-Богоявленского Морского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора г. Санкт-Петербурга;  архимандрит Филипп (Васильцев) , настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии (Болгария); духовенство Санкт-Петербурга.

http://patriarchia.ru/db/text/3664148.ht...

Архив Пн В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви явил обретенный чудотворный образ и совершил Литургию в Успенском соборе Кремля 4 ноября 2023 г. 13:38 4 ноября 2023 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. В этот день в России отмечается государственный праздник День народного единства.  Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Успенский собор Московского Кремля с чудотворной Казанской иконой Божией Матери. У врат Успенского собора секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков и благочинный Воскресенского церковного округа Московской (городской) епархии , настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы протоиерей Александр Дасаев приняли великую святыню и перенесли на престол в алтаре Успенского собора.  После входных молитв и облачения Его Святейшества чудотворную Казанскую икону вынесли из алтаря на солею. Поднявшись на солею, Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал об обретении чудотворного Казанского образа Божией Матери, перед которым молились князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Икона была украдена в 1918 году из Казанского собора на Красной площади г. Москвы. Место ее нахождения до последнего времени оставалось неизвестным.  Святейший Патриарх Кирилл благословил чудотворным образом Божией Матери участников богослужения. При пении величания икона была перенесена на аналой в центре Успенского собора.  За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел , Патриарший наместник Московской митрополии ; митрополит Воскресенский Григорий , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Егорьевский Матфей ; епископ Истринский Серафим , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Наро-Фоминский Никандр , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; протопресвитер Владимир Диваков; протоиерей Александр Дасаев; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Дионисий Казанцев, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по Московской области; протоиерей Феодор Рожик, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской Слободе г.

http://patriarchia.ru/db/text/6074511.ht...

Архив Пн Доклад юриста Церковного Управления ЭПЦ МП Сергея Чуркина на Соборе Эстонской Православной Церкви 3 июня 2008 года 13 июня 2008 г. 23:07 Во вторник 3 июня состоялся очередной Собор Эстонской Православной Церкви . По благословению Святейшего Патриарха Алексия и содействием настоятельницы Пюхтицкого Успенского монастыря игумении Варвары он прошел в стенах святой обители. С докладом на Соборе выступил юрист Церковного Управления ЭПЦ МП Сергей Чуркин. Уважаемые участники Собора, В своем докладе хотелось бы остановиться на трех вопросах: 1) исполнение протокола о намерениях от 04.10.2002, подписанного с государством о передачи церковных храмов в пользование ЭПЦ МП; 2) результат работы комиссии по подготовке новой редакции Устава ЭПЦ МП и типового устава приходов; 3) некоторые обобщения работы консультативной комиссии при Синоде ЭПЦ МП.   1. Исполнение протокола о намерениях К настоящему времени остались не переданными по протоколу о намерениях только таллинские объекты, а именно: Казанская церковь на ул. Лийвалайа, церковь Иоанна Предтечи в Нымме вместе с приходским домом и Никольская церковь на ул. Вене. Недвижимости, на которых расположены Казанская и Никольская церкви готовы к передаче, предположительно к осени будет решен и вопрос закреплении в собственности государства и недвижимости в Нымме, и тогда состоится подписание договоров на установление права застройки в пользу ЭПЦ МП. Таким образом, можно ожидать, что в этом году протокол о намерениях будет исполнен.   2. О работе комиссии по подготовке новой редакции Устава ЭПЦ МП Согласно решению предыдущего Собора была создана комиссия по подготовке новой редакции Устава ЭПЦ МП, которая на своих заседаниях выработала новый проект и представила его на обсуждение Синоду. Также новый проект был обсужден в порядке консультаций с юристом Московской Патриархии К.А. Чернегой. По результатам этих обсуждения проекта нового Устава были сделаны определенные поправки и дополнения. Однако, в связи с тем, что по информации К.А. Чернеги Архиерейский Собор РПЦ намеревается летом с.г. утвердить типовой приходской Устав, в результате чего по всей вероятности пришлось бы снова изменять Устав ЭПЦ МП, так как Уставом в значительной степени урегулированы правовой статус и деятельность приходов, то на Синоде приняли решение отложить принятие новой редакции Устава.

http://patriarchia.ru/db/text/421840.htm...

М.М. Евреинов Некоторые воспоминания о митрополите Филарете Многие из почитателей покойного митрополита спрашивали меня: неужели вы не записывали о всех интересных разговорах его, бывая у него так часто? На что я всегда отвечал: в том-то и беда, что я этого не делал, о чем и сам очень сожалею, потому что слыхал много интересного, и теперь чрез столько лет многое вышло из памяти. На сие возражали мне: по крайней мере то, о чем можете теперь вспомнить, следует записать; почему и решаюсь к тому приступить 1 . В первый раз я увидел Филарета в 1814 году в Петербурге в тамошнем Казанском соборе; ему было тогда 32 года от роду, а он уже был архимандритом и ректором Петербургской Академии, украшенный панагиею и орденом св. князя Владимира 2-й степени со звездою. Награждение в то время редкое в звании архимандрита (в последствии, когда я с ним хорошо познакомился, он говорил мне, что когда ему пожаловали сей орден, то его называли скороспелкою). В тот день, как я его в первый раз увидел в 1814 году, было в Казанском соборе молебствие, по случаю полученного известия о взятии Парижа: в соборе собралось все знатное духовенство, начиная с бывшего тогда митрополита Амвросия. Императрица Мария Феодоровна с великою княжною Анной Павловной прибыла в собор в парадной карете, сопровождаемая верхами великими князьями Николаем Павловичем и Михаилом Павловичем. В соборе дожидались их все придворные и весь генералитет. Меня пригласила с собою ехать туда же Екатерина Владимировна Новосильцова, урожденная графиня Орлова, для которой отведено было место на малых хорах собора, чтобы видеть всю эту церемонию. Тут мне указали на знаменитого архимандрита Филарета. С того времени не видал я его до 1821 года, когда он уже был назначен архиепископом в Москву. 3 июля 1817 года, посвящен он был в епископа Ревельского оставаясь ректором и викарием С.-Петербургским, потом переименован был архиепископом Тверским, и назначен был синодальным членом; в 1820 году переведен был в Ярославль, в котором однако не успел побывать, потому что в 1821 году 5 августа назначен быть архиепископом Московским, на место митрополита Серафима, назначенного быть митрополитом С.-Петербургским.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ Александрович Сербаринов (25.01.1880, с. Н. Плуталово Зарайского у. Рязанской губ.- 8.01.1938, Казань), сщмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых), прот. Окончил Рязанскую ДС (1901), СПбДА (1905), канд. богословия. В нояб. 1905 г. назначен помощником инспектора Казанской ДС. С сент. 1906 г. библиотекарь ученической б-ки, исполнял обязанности казначея попечительства о бедных воспитанниках при семинарии, преподавал нем. язык. В 1907-1908 гг. делопроизводитель при Казанской ДС и член правления попечительства о бедных воспитанниках. С марта 1909 г. преподаватель по кафедре истории Церкви Вятской ДС, читал курсы истории и обличения рус. раскола, историю зап. вероисповеданий. В авг. 1909 г. назначен преподавателем рус. словесности и лит-ры на Вятских миссионерских инородческих курсах, избран членом Вятской архивной учебной комиссии. 26 сент. 1909 г., после смерти своего тестя, прот. Иоанна Шишова, определен на его место в домовом храме во имя св. апостолов Петра и Павла при Петропавловской больнице С.-Петербурга. 21 окт. 1909 г. рукоположен во иерея. В марте 1911 г. переведен в храм Происхождения честных древ Креста Господня и иконы Божией Матери «Тихвинская» (Спасо-Бочаринская ц.). С нояб. 1912 г. служил 3-м священником в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Скорбященская ц.) на Шпалерной ул. В сент. 1916 г. определен законоучителем в Ливальский приют ведомства учреждений имп. Марии. В 1916-1917 гг. окормлял больных и раненых воинов, находившихся на излечении в лазарете бывш. Императорских фарфорового и стекольного заводов. В февр. 1917 г. назначен членом Духовной комиссии по удовлетворению религиозно-нравственных нужд рус. военнопленных. В мае 1917 г. Епархиальным собором избран членом Епархиального миссионерского совета и членом правления Петроградской ДС. Проводил беседы в полицейских домах Петрограда и как известный городской священник проповедовал в Казанском соборе.

http://pravenc.ru/text/166579.html

«Перед гробницею святой…» Казанский собор в творчестве А.С. Пушкина Могила М.И.Голенищева-Кутузова в Казанском соборе 13 июня 1813 года состоялись похороны М.И. Кутузова в Казанском соборе Петербурга, в склепе у западной стены северного придела. Казанский собор – грандиозное творение замечательного русского зодчего А.Н. Воронихина, завершенное в 1811 году, – был избран местом погребения полководца не случайно. В 1812–1813 годах собор стал своеобразным пантеоном славы русских войск, которыми предводительствовал Кутузов. Сюда из действующей армии отправлялись трофейные знамена и штандарты, символические ключи от взятых крепостей и городов Европы. Всего в соборе было собрано 107 знамен и штандартов, 93 ключа и даже жезл французского маршала Л.-Н. Даву, командовавшего 1-м корпусом «великой армии», захваченный 5 ноября 1812 года в бою под городком Красным Смоленской губернии. В июне 1813 года собор стал местом всенародной скорби. Сюда, совершив последний поход из Бунцлау, прибыли и были опущены в склеп под собором останки фельдмаршала Кутузова. В полу собора над склепом была вмурована гранитная плита, вокруг которой в 1814 году была поставлена невысокая железная решетка, изготовленная мастером П.П. Ажисом. Передняя сторона решетки украшена бронзовым позолоченным изображением родового герба Голенищевых-Кутузовых. Над решеткой в стену собора вделана доска красного мрамора с надписью золочеными накладными буквами: «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813 году в городе Бунцлау». Гробница Кутузова стала источником вдохновения для А.С. Пушкина, написавшего в 1831 году знаменитое стихотворение «Перед гробницею святой…»: Перед гробницею святой Стою с поникшею главой… Все спит кругом; одни лампады Во мраке храма золотят Столпов гранитные громады И их знамен нависший ряд. Под ними спит сей властелин, Сей идол северных дружин, Маститый страж страны державной, Смиритель всех ее врагов, Сей остальной из стаи славной Екатерининских орлов.

http://pravoslavie.ru/36189.html

Антоний, епископ Казанский и Свияжский (Амфитеатров Яков Гаврилович) Родился 15 октября 1815 года в г. Миасс (на Урале) в семье священника. Первоначальное образование получил в Калужском духовном училище и семинарии, где в то время святительствовал его дядя, митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров ; † 1857). В 1835 году поступил в Киевскую духовную академию. В 1839 году окончил академию со степенью магистра и определен бакалавром Киевской духовной академии. 12 сентября 1840 года пострижен в монашество; 14 сентября рукоположен во иеродиакона, а 15 сентября – во иеромонаха. 16 декабря 1840 года назначен ректором Киево-Софийского духовного училища. С 19 июля 1841 года – инспектор и профессор Киевской духовной семинарии. С 12 марта 1845 года – ректор той же семинарии. 16 апреля 1845 возведен в сан архимандрита. 11 февраля 1848 года назначен настоятелем Киево-Николаевского монастыря. 22 декабря 1848 года удостоился степени доктора богословия. В 1848–1849 годах вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия и состоял членом Санкт-Петербургской духовной консистории. С 10 января 1851 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского Богоявленского монастыря. 30 марта 1858 года хиротонисан во епископа Чигиринского. 31 октября 1859 года переведен на Смоленскую кафедру. С 9 ноября 1866 года – епископ Казанский и Свияжский. 16 апреля 1867 года возведен в сан архиепископа. С 29 декабря 1876 года – почетный член Императорской Академии наук. Скончался 8 ноября 1879 года. Погребен в Казанском кафедральном соборе, в Рождественском приделе. Это место погребения было им избрано еще при жизни. Фамилия Амфитеатровых принадлежала той благословенной Богом семье, из которой в минувшем столетии вышли достойные представители Церкви и духовной науки. Во главе этой семьи и самой фамилии был высокопреосвященный Филарет, митрополит Киевский и Галицкий, которому Антоний приходился племянником («дитя сердца его»). Преосвященный Антоний был одним из выдающихся русских архипастырей как по своим личным качествам и административной деятельности, так и по литературным трудам.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вениамин II, архиепископ Иркутский и Нерчинский (Благонравов Василий Антонович) Родился в 1825 году в Тамбовской губернии в семье священника. В 1846 году окончил курс Тамбовской духовной семинарии и поступил студентом в Казанскую духовную академию. 27 августа 1849 года (на последнем курсе академии) пострижен в монашество, а 9 октября того же года рукоположен во иеродиакона. В 1850 году окончил академию со степенью магистра, 31 октября определен бакалавром той же академии на кафедру церковной истории и 20 ноября рукоположен во иеромонаха. С 1852 года – помощник инспектора Казанской духовной академии. 28 ноября 1856 года возведен в сан архимандрита. С 21 апреля 1857 года – профессор Казанской духовной академии. 21 января 1858 года назначен инспектором той же академии. С 22 апреля 1858 года – ректор вновь открытой Томской духовной семинарии. С 23 августа 1861 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богородицкого Игрицкого монастыря. 20 мая 1862 года хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, и назначен начальником Забайкальской духовной миссии. 4 июня 1868 года вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. С 18 марта 1868 года – епископ Камчатский. С 31 марта 1873 года – епископ Иркутский. 16 апреля 1878 года возведен в сан архиепископа. 30 августа 1887 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. В конце 1890 года избран почетным членом Московской духовной академии. Скончался 2 февраля 1892 года. Погребен в Иркутском кафедральном соборе. По отзыву историка Казанской духовной академии профессора Знаменского, архиепископ Вениамин в академии отличался талантливостью, редкой любовью к занятиям науками и безукоризненным исполнением всех требований тогдашней строгой дисциплины. Другие современники его сообщают, что он читал курс церковной истории так подробно, что студенты прозвали его «махиной в 1001 лист», находя в нем сходство с арабскими сказками «Тысячи и одной ночи». В его лекциях не было ни строгой научной системы, ни логического порядка, а все они были пропитаны монашеским духом и главное внимание обращали на высоту подвигов восточных аскетов, на темы о нестяжательности монахов, о целомудрии, смирении и т. п. Общий взгляд архиепископа Вениамина на науку выражался словами, которые он часто говорил студентам: «Что вы, господа, все хотите рассудком исследовать? В примраке-то лучше и спокойнее...» Очевидно, этими словами он хотел предупредить студентов, что не все в мире может быть познано рассудочным путем, и там, где тайна непостижима для разума, небезопасно освещать вопрос по своему личному разумению.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Священноисп. Николай Лебедев, прот. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Васильевич Лебедев (1869, с. Бережай Бежецкого у. Тверской губ.- 1.09.1933, с. Керчёмья (ныне Керчомья) Усть-Куломского р-на Коми (Зырян) автономной обл.), священноисп. (пам. 19 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи рано умершего пономаря. Окончил Бежецкое ДУ, в 1893 г.- Тверскую ДС, обучался за казенный счет. 3 июля того же года определен псаломщиком к Богородице-Рождественской ц. в родном селе. 2 февр. 1894 г. был рукоположен во иерея к ц. Рождества Христова в с. Красный Холм Зубцовского у. Тверской губ., но вскоре переведен к ц. Казанской иконы Божией Матери в с. Власьеве Тверского у. и губ. С начала служения в Казанской ц. Н. много времени уделял воспитанию прихожан в духе правосл. нравственности, принимал деятельные меры по искоренению порока пьянства. 22 окт. 1897 г. им было открыто Об-во трезвости во имя Казанской иконы Божией Матери, утвержденное как официально действующее 28 янв. 1899 г. Впоследствии Н. писал в тюрьме об обстоятельствах своей жизни: «...на первом же году своего служения в приходе мне с громадными усилиями удалось построить во Власьеве земскую школу, потом добился закрытия кабаков и пивных, угрозой уйти даже из прихода добился приговора от крестьян на то, что и впредь кабаков и пивных у себя они не будут открывать... В 1904 г. мне удалось построить вторую образцовую земскую школу в дер. Большой Перемерке». В 1901 г. для страдающих от пьянства Н. устроил приют со столярной, шорной, сапожной, переплетной, швейной, кузнечной мастерскими; кто не работали в мастерских, занимались сельским хозяйством; нек-рые ухаживали за скотом. Одновременно в приюте проживали до 47 чел., работа в мастерских была сдельная, пациенты приюта получали готовый стол, одежду, обувь, а остальной заработок выдавался им при выходе из приюта. Цель приюта заключалась в том, чтобы дать возможность опустившимся людям освободиться от своего недуга и начать новую жизнь. Приют просуществовал 5 лет.

http://pravenc.ru/text/2565922.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010