§ 1. Материалы, относящиеся к истории Первого Вселенского Собора, помещенные в «Деяниях Вселенских Соборов», изданных Казанской духовной академией (ст. ст. I-XIX) Материалы, включенные в 1-й раздел I тома сборника «Деяний Вселенских Соборов», изданного на русском языке Казанской духовной академией (Собор Никейский Вселенский Первый, с. 15–90, по 3-му изданию 1911 г.), могут быть разделены на следующие две группы: 1) Материалы, относящиеся непосредственно к деятельности Первого Вселенского Собора (статьи V-XVIII) и 2) Материалы, имеющие лишь косвенное отношение к истории этого Собора (статьи I-IV, XIX). Вторую группу материалов, затрагивающую вопросы предсоборной (I-IV) и послесоборной (XIX) деятельности, мы оставим без рассмотрения и обратимся прямо к материалам первой группы. § 2. Материалы, относящиеся непосредственно к деятельности Первого Вселенского Собора (статьи V-XVIII) Из 14-ти подлежащих рассмотрению статей сборника «Деяний Вселенских Соборов» наибольшее значение, естественно, имеют те, которые передают текст соборных «деяний», то есть документов, возникших в результате соборной деятельности и исшедших от лица Собора (статьи IX, XI и XVI). За ними следуют статьи, передающие текст документов, составленных отдельными участниками Собора: Евсевием, епископом Кесарийским (ст. XVII), и императором Константином 1 (статьи XIII, XIV и XV). Остальные статьи, заимствованные из сочинений церковных историков и писателей и содержащие 2 сообщения о соборной деятельности (статьи VIII, X) и о произнесенных на Соборе речах (статьи V, VI, VII, XVIII), имеют меньшее значение, как обладающие малой степенью достоверности (статьи VIII, X), или затрагивающие по преимуществу внешнюю деятельность Собора (статьи V-VII. XVIII). § 3. «Деяния» Первого Вселенского Собора, то есть исшедшие от лица Собора документы и акты (IX, XI, XVI) Следуя проф. В. В. Болотову 3 , под актами Собора (в смысле письменно изложенных соборных определений и постановлений) 4 мы подразумеваем те «деяния», или скрепленные подписями присутствовавших епископов документы Собора, в которых вкратце изложены положения, выработанные на Соборе и доводимые отцами Собора до сведения Церквей христианского мира в качестве обязательных церковных законов ( καννες в широком смысле слова). Сюда должны быть отнесены:

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Встреча кинолектория протоиерея Георгия Митрофанова прошла в Казанском соборе сентября 2016 На примере фильма Павла Чухрая " Вор " , вышедшего на экраны в 1997 году, состоялось обсуждение темы " Крестный отец в советском интерьере " . Участники встречи посмотрели фрагменты картины, после чего отец Георгий проанализировал их, разъясняя смысл и историческую подоплеку. " Вор " - одна из лучших кинокартин 1990-х. Лента создана Павлом Чухраем в определенном контрапункте с фильмами его отца, режиссера Григория Чухрая, в частности, с " Балладой о солдате " . Однако в высшей степени актуальный для своего времени " Вор " снят в иной, далеко не романтической манере. Работы в фильме актеров Владимира Машкова и Екатерины Редниковой стали настоящим прорывом в их кинокарьере " . Сюжет фильма таков: в послевоенные годы женщина, муж которой погиб на войне, встретила и полюбила человека, оказавшегося вором. Все события даны в восприятии маленького мальчика, ее сына.   " Ни в одной стране мира столько людей (в процентном отношении к общему числу населения и за столь короткий срок) не прошли лагеря и тюрьмы, сколько у нас, - отметил отец Георгий. - И большая часть тех, кто попал в заключение или стал спецпереселенцем, были безвинны. Они испытали на себе весь ужас карательной системы и террора уголовников. И если до революции на каторге политические заключенные пользовались определенными привилегиями по сравнению с уголовниками, в советской системе наказания все было наоборот. Эта приобщенность десятка миллионов людей к теме лагерной жизни привела к тому, что блатной язык и стилистика отношений укоренились в обычной жизни. Более того, возник феномен: в послевоенное время образ блатного становится модным, в том числе и в среде советской молодежи. Фильм " Вор " во многом помогает объяснить, почему для нескольких поколений в качестве идеала выступает уголовник " . Отец Георгий объяснил, что для маленького героя фильма, который нуждается в отце, отнятом у него войной, уголовник сразу становится " псевдоотцом " . Важно, подчеркнул отец Георгий, что вор одет в военную форму и представляется военным.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Гурий, святитель, архиепископ Казанский и Свияжский (Руготин Григорий Григорьевич) († 1563, память 20 июня/3 июля, 4/17 октября, 5/18 декабря и в 1-е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Родился в конце XV века (около 1500 г.) в г. Радонеже Московской губернии в небогатой дворянской семье. Родители его были небогаты, поэтому ему с юных лет пришлось служить у князя Ивана Пенькова в должности управляющего имением. С молодости Григорий был благочестивым, смиренным и незлобивым. В брак вступать он не захотел. Оклеветанный перед князем в преступной связи с его женой, Григорий был заключен в подземелье. Это подорвало его здоровье, но укрепило и углубило религиозное чувство. Выйдя из темницы, Григорий сразу же отправился в Иосифо-Волоколамский монастырь и там принял постриг с именем Гурий. В 1543 году он был избран братией игуменом монастыря и управлял им около 9 лет. В начале 1552 года, тяготясь игуменской властью, Гурий оставил игуменство и в течение двух лет жил в этом монастыре простым монахом. В 1554 году отец Гурий был назначен игуменом Троицкого Селижарова монастыря Тверской епархии. 3 февраля 1555 года он был хиротонисан во епископа Казанского с возведением в сан архиепископа. Преосвященный Гурий был первым архиепископом учрежденной в 1555 году Казанской епархии. Вскоре после завоевания Казани он был направлен туда царем Иваном Грозным с наказом заботиться о привлечении иноверцев к христианской вере, «приучать их к себе» ласкою и приветом, беседовать с ними «тихо и с умилением, а жестокостью с ними не говорить». Архиепископ Гурий с честью выполнил возложенное на него трудное поручение. Он положил прочное основание Православию в Казанском крае. Митрополит Ермоген (впоследствии патриарх Московский и всея Руси) так характеризовал святителя Гурия: «И жил преподобный богоугодно, кормя нищих и удовлетворяя неимущих всем потребным, заступаясь за бедных, больных и сирот и избавляя их от бед, труды к трудам прилагая и всенощное стояние постоянно совершая в молитвах пред Богом. И угождал всякими добрыми делами Богу, крепким житием по Богу живя и обращая к верным слово здравое, кроткое и учительское, уча и наставляя и неверных познать истинного Бога и Творца всего, и многих неверных в веру привел и крестил их множество».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Богородице Дево, радуйся»! В Казани прошёл крестный ход к месту явления чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы 05.11.2019 642 Время на чтение 3 минуты 4 ноября 2019 г. – в День празднования Казанской иконе Божией Матери – в столице Татарстана прошли традиционные церковные торжества , кульминацией которых стал многотысячный крестный ход к месту явления (обретения) чудотворного образа. В канун празднования – 3 ноября – в Крестовоздвиженском соборе Богородицкого монастыря, где ровно четыреста сорок лет назад произошло это великое событие, состоялось всенощное бдение, которое совершил Глава Татарстанской митрополии, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков), в сослужении наместника обители игумена Марка (Виленского) и монастырского духовенства. Утром следующего дня митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков), совместно с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом (Курьяновым), епископом Альметьевским и Бугульминским Мефодием (Зайцевым), епископом Елабужским, викарием Казанской епархии Иннокентием (Васецким), епископом Чистопольским и Нижнекамским Игнатием (Григорьевым) и сонмом духовенства, совершили Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского Кремля, куда заранее из Крестовоздвиженского собора был доставлен «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери. С начала службы на территорию Кремля подходили и располагались рядом с Благовещенским собором крестные ходы из местных приходов, а также многочисленные паломники. Среди участников церковных торжеств находился заместитель Председателя Государственного Совета Республики Татарстан (РТ) Ю.З. Камалтынов, который, вместе с митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном (Ашурковым), является сопредседателем организационного комитета IV Форума православной общественности РТ . Всего в торжествах приняли участие около семи с половиной тысяч человек. По окончании службы – без пятнадцати минут одиннадцать – духовенство и верующие вышли из Благовещенского собора с «Ватиканским» образом Казанской иконы Богородицы и проследовали крестным ходом вокруг Кремля к месту обретения чудотворного образа, расположившись на площадке между Крестовоздвиженским собором и воссозданным собором Казанской иконы Божией Матери, куда затем также прибыл Глава Татарстанской митрополии.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/05/bo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кому исповедовались декабристы 15.12.2015 831 Время на чтение 4 минуты Его благодарили заговорщики, наградил царь, а большевики назвали шпионом 190 лет назад в России едва не случился государственный переворот. Спустя полгода суд вынес приговор: главных зачинщиков четвертовать, ещё трём десяткам отсечь головы. Царь смягчил наказание, но пятерых казнили. На следующий день весь Петербург собрался на молебен. Горожане благодарили Бога за избавление «от неистовствующей крамолы». Сенатскую площадь, где пролилась кровь, окропили святой водой. Вечером один священник тихо отслужил в Казанском соборе панихиду по казнённым. Это был духовник декабристов Пётр Мысловский. Ангел-хранитель для заключённых «Он бросился ко мне на шею, обнял меня с нежностью и просил, чтобы я переносил своё положение с терпением и помнил, как страдали апостолы и первые отцы Церкви», - вспоминал о протоиерее Петре «меланхолический» Иван Якушкин. «Он вёл себя как истинный служитель алтаря, исполненный христианского милосердия», - писал несостоявшийся «диктатор» восстания Сергей Трубецкой. «Он сделался утешителем, ангелом-хранителем наших матерей, сестёр и детей, сообщая им известия о нас», - рассказывал о батюшке соратник Пестеля Николай Лорер. Пётр Мысловский был потомственным священником, родом с Валдая, окончил семинарию и к моменту восстания уже более 20 лет служил в Казанском соборе. Общение с декабристами стало значительным событием в его жизни. Он собирался написать воспоминания, но не успел. Остались его письма и добрые отзывы о нём в мемуарах ссыльных. Рылеев: «...умираю во Христе» Вот что писал отец Пётр после казни Рылеева его жене Наталье: «Я был свидетелем, когда он торжественно примирился с совестию своею и с Всеблагим Отцом Небесным». Когда арестованный Рылеев узнал, что Николай I оказал существенную помощь его семье, это вызвало в нём душевное потрясение, переворот. Ещё недавно он планировал убить царя и гордо признавал: «Не христианин и не раб,/Прощать обид я не умею». И вдруг появились такие стихи: «Приникни на моё моленье,/Вонми смирению души,/Пошли друзьям моим спасенье,/А мне даруй грехов прощенье/И дух от тела разреши».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Есть такая профессия - «детей водить». Это ответственная и сложная работа, которая не знает шаблонов, как и сама жизнь. Слово «педагог» имеет греческое происхождение и буквально означает «детоводитель», то есть ведущий, воспитывающий ребёнка. Православный педагог ведёт детей к вере, в храм, к Богу. Это достойный и благородный труд. И от того, какими способами и в каких условиях «ведут детей», во многом зависит их нравственный выбор и дальнейшая жизнь. ДЕТСКИЙ ХОР В Князь-Владимирском соборе с 2000 года существует детский хор при духовном попечении настоятеля храма протоиерея Владимира Сорокина. Официальным днем рождения коллектива считается 4 ноября - праздник Казанской иконы Божией Матери. Потому что именно в этом соборе с 30-х годов и до недавнего времени хранилась одна из почитаемых святынь Петербурга - чудотворная икона Казанской Божией Матери, старинный список явленного в Казани чудотворного образа. В 2002 году в дружной и творческой атмосфере родилось простое и емкое название хора - «Горчичное зернышко». Образ из евангельской притчи стал символом творческой деятельности коллектива. «Объявили конкурс среди детей и родителей на название хора, конкурс на лучший костюм для коллектива. Дети вместе с родителями придумывали. Присоединились художники, стали «делать» не только хор, но и поделки, сувениры, открытки на праздники. Так началась наша жизнь. Как воскресная школа, в которой вместе с хором родилось целое творческое объединение. После пения ребята идут на занятия по катехизации, занимаются иконописью, рукоделием», - рассказывает регент хора Елена Макарова. Первые выступления хора проходили перед прихожанами Князь-Владимирского собора и храма Новомучеников и Исповедников Российских. Потом были концерты в больницах, детских домах, приютах. В хор приходят дети из разных мест. Есть ребята, пережившие потерю родных и близких, прошедшие трудный период жизни в приюте. Сейчас они живут в приемных семьях, но несколько лет назад встретились с руководителем хора в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Дом милосердия», где Елена Макарова уже восемь лет служит воспитателем. Благодаря этой встрече и обретению приемной семьи, хор стал еще одной стороной их жизни, дорогой к храму.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/52...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Гаврилович Гаврилов (18.06. 1879, Лия-Шия, или дер. Уткино, Мамадышского у. Казанской губ. (ныне Уткино Мамадышского р-на, Республика Татарстан) - 29.07.1937, г. Бийск Западно-Сибирского края (ныне Алтайского края)), сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Пастырь-миссионер, трудившийся среди правосл. татар (кряшенов), а также удмуртов и марийцев, духовный писатель. Из семьи крестьян-кряшенов. В 1896 г. П. окончил Центральную крещено-татарскую школу в Казани, основанную Н. И. Ильминским , последователем просветительской и миссионерской системы к-рого и стал П. Он выдержал экзамен в Казанской учительской семинарии на звание учителя сельского начального инородческого уч-ща. Служил учителем с 1 сент. 1897 по 1 мая 1898 г. в школе миссионерского Гурия Казанского святителя братства в с. Владимировка (ныне дер. Владимирово) Мамадышского у., где законоучителем был брат П., свящ. Симеон. В 1898 г. П. закончил обучение церковному пению на Епархиальных педагогических курсах для учителей церковноприходских школ и школ грамоты Казанской епархии. С 1 мая 1898 по 28 авг. 1903 г. служил учителем в церковноприходской школе дер. Ташлыяр прихода Троицкой ц. с. Абди того же у. (ныне дер. Ташлиярово Тюлячинского р-на). В этой церкви П. в праздничные дни исполнял должность псаломщика, читал и пел на клиросе, а также руководил созданным им из детей школы хором. За детьми к церкви потянулись их родители. В каникулярное время П. исполнял должность псаломщика в приходе с. Юкачи, где священником был его брат Симеон. За свою деятельность П. трижды получал благодарность Казанского епархиального училищного совета. В 1903 г. он поступил на 2-годичные миссионерские курсы при КазДА. По окончании в 1905 г. татарского отдела курсов П. в том же году был рукоположен Сарапульским еп. Михеем (Алексеевым), викарием Вятской епархии, 21 авг.- во диакона и 28 авг.- во иерея к Петропавловской ц. с. Кырынды Елабужского у. Вятской губ. (ныне Крынды Аргызского р-на Республики Татарстан).

http://pravenc.ru/text/2580144.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495, г. Серпухов - 11.04.1576, Казань), свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых), еп. Тверской, Казанский чудотворец. Из семьи священника, помогал отцу за богослужением, готовился к принятию священного сана, учил прихожан грамоте. В мае 1512 г., во время набега крымских ордынцев под командованием царевичей Ахмата и Бурнаша, сыновей хана Менгли-Гирея, попал в плен, был увезен в Крым, продан в рабство, через 3 года выкуплен отцом. Живя в Крыму, овладел татар. языком. Согласно обету, созревшему еще в плену, поехал в московский Андроников мон-рь и принял там постриг с именем Варсонофий. В обители В. познакомился с свт. Акакием , еп. Тверским, предсказавшим, что тот будет его преемником на кафедре. В 1544 г. митр. св. Макарий назначил В. игуменом Никольского Песношского мон-ря . В 1553 г. на пути в Кириллов Белозерский в честь Успения Богородицы монастырь Песношскую обитель посетил царь Иоанн IV Васильевич , обративший внимание на В.- опытного настоятеля, знатока татар. языка и обычаев. В 1555 г. В., возведенный в сан архимандрита, вместе со святыми архиеп. Гурием (Руготиным) и архим. Германом (Садыревым-Полевым) был направлен в новоучрежденную Казанскую епархию для основания монастыря. 31 июля того же года (по др. данным, 27 июля) вместе с иноками Песношского мон-ря Тихоном, Феодоритом, Иовом, Андроником и Сильвестром, а также иноком Андроникова мон-ря Симеоном В. прибыл в Казань, ок. 1557 г. иноки основали казанский в честь Преображения Господня монастырь , вскоре В. освятил первый монастырский храм - каменную теплую ц. во имя свт. Николая Чудотворца (Ратного) с трапезной, немного позднее - собор в честь Преображения Господня. В 1565 г. братия мон-ря, в к-ром с самого начала была учреждена архимандрития , насчитывала ок. 100 чел., обитель имела обширные вотчины, 3 села и 7 деревень, получала ругу (чтобы «старцы не нужны были руками работати и землю орати... а да орют сердца, сеют словеса Божия»). В. занимался миссионерством среди татар, чему способствовало знание им татар. языка. Святой тайно от всех носил вериги, благодаря его способности исцелять душевные и телесные недуги имя его стало известно далеко за пределами Казани; немало больных, приходивших к нему за врачеванием, принимали христианство. До 1918 г. в Преображенском мон-ре хранился написанный В. устав мон-ря (не сохр.). 4 дек. 1563 г. В. совершил чин отпевания свт. Гурия, архиеп. Казанского.

http://pravenc.ru/text/154327.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иоасаф (Удалов). Икона. Нач. XXI в. (Удалов Иван Иванович; 5.04.1886, Уфа - 2.12.1937, Казань), сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Чистопольский. Сын ремесленника-часовщика, ставшего впосл. купцом. Окончил в 1900 г. Уфимское ДУ, в 1906 г.- Уфимскую ДС. На первых курсах семинарии познакомился с Уфимским и Мензелинским еп. Антонием (Храповицким ; впосл. митрополит). В 1906 г. поступил в КазДА. Окончил академию в 1910 г. кандидатом богословия за соч. «Этическая проблема в современном идеализме» (написано под рук. В. И. Несмелова ). В июле того же года Волынским и Житомирским архиеп. Антонием (Храповицким) пострижен в монашество с именем Иоасаф в Богоявленском мон-ре г. Житомира и рукоположен во иерея. С 1 сент. 1910 г. преподаватель Житомирского пастырского уч-ща. С 3 окт. 1911 г. помощник инспектора КазДА. В июле 1912 г. возведен в сан игумена, определен настоятелем казанского Спасо-Преображенского мон-ря. Строго следил за соблюдением устава и правил в духе древнего благочестия, начал возведение часовни над мощами Казанского митр. Ефрема . В это же время был назначен председателем Совета Казанских миссионерских курсов, находившихся в Спасо-Преображенском мон-ре. На курсах 2 года обучались слушатели с общим средним или педагогическим образованием, к-рые затем могли стать священниками. И. преподавал на курсах общую и рус. церковную историю. С 1915 г. заведующий Казанскими миссионерскими курсами, возведен в сан архимандрита; также был председателем курсовых Педагогического совета и Хозяйственного комитета. Возглавлял курсы до их закрытия в кон. 1917 г. В нач. сент. 1918 г. отказался покинуть Казань с отступавшими белыми частями. Поскольку Казанский и Свияжский митр. Иаков (Пятницкий) и викарный Чебоксарский еп. Борис (Шипулин) выехали из Казани, а викарный Чистопольский еп. сщмч. Анатолий (Грисюк ; впосл. митрополит) в это время пребывал в Москве на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , И. с 10 сент. фактически руководил епархией. 12 сент. провел чин отпевания убитых красными после взятия Казани преподобномучеников - иноков казанского Зилантова в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . 22 сент. кремль Казани был объявлен военным городком, после чего был закрыт казанский Спасо-Преображенский мон-рь. И. организовал вывоз из мон-ря и кафедрального Благовещенского собора святынь - мощей святителей Гурия и Варсонофия и др. С возвращением в Казань 26 сент. в качестве временно управляющего Казанской епархией еп. Анатолия И. стал его ближайшим помощником, вошел в состав епархиального совета. Пребывал в Иоанно-Предтеченском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/578054.html

Памяти протоиерея Павла Красноцветова марта 2020 Год назад, 9 марта 2019 года, скончался протоиерей Павел Красноцветов , настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге. Эта статья была написана в конце 2010 года к 200-летию Казанского собора. По не зависящим от меня причинам она была опубликована в сокращенном виде. В частности, убрали рассказ об отце Павле, о его отце и деде. К годовщине со дня ухода отца Павла публикую полный вариант статьи. С отцом Павлом он был согласован.  Знайте, кто здесь гость В сентябре 2011 года исполняется 200 лет Казанскому кафедральному собору в Петербурге. Большевики не сровняли его с землей, но надругались над храмом не менее грубо - открыли в нем в 1932 году музей атеизма. Назывался он Музей истории религии и атеизма, но сути это не меняло. 60 лет в стенах храма велась атеистическая пропаганда. И хотя в 1992 году богослужения в соборе возобновились, музейщики чувствовали себя хозяевами, оказывающими Церкви любезность. Именно как хозяева они встретили в 1996 году и нового настоятеля, протоиерея Павла Красноцветова. Директор музея объяснил священнику, что литургия в соборе совершается по воскресеньям, и ее необходимо закончить до 11 часов, чтобы потом никто не мешал проводить экскурсии. Не так лимитирована по времени субботняя всенощная, так как начинается она в нерабочее время, а в среду в музее выходной, поэтому можно служить хоть весь день. Именно по такому графику совершались богослужения при предыдущем настоятеле, и музейщики уверенно ознакомили с правилами отца Павла. " Извините, но это собор, и мы будем служить литургию, как положено - каждый день в 10 утра. Примерно до двенадцати, но можем и позже закончить. Никаких ограничений " , - вежливо, но твердо сказал отец Павел. " У нас экспозиции, экскурсии " ,- пытались возразить изумленные музейщики. " Пожалуйста, водите экскурсии, а мы будем служить " , - ответил новый настоятель. Он не ссорился, не скандалил, не качал права, никого не обличал, но сразу дал понять, кто здесь в гостях. Сотрудники музея были ошарашены такой решимостью немолодого священника. Но если бы они знали историю семьи Красноцветовых, поняли бы, что удивляться нечему.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010