«Дети мои, я прошу Господа, чтобы он облегчил путь мой к вам, чтобы опять мне придти и видеть вас. Я знаю, что и вы желаете меня видеть так же, как и я вас. Вы знаете, что на земле ничто не может сравниться с любовью родителей к детям и детей к родителям: и те и другие всегда желают видеть друг друга. Не гораздо ли большую любовь имеют друг к другу отцы и дети духовные? поскольку отцы духовные более знают, нежели отцы плотские; то первые всегда со страхом Божиим и любовью к Богу желают видеть детей своих. Притом известно, что любовь родителей к детям сильнее любви детей к родителям ( 2Кор.6:11–12 ). И моя любовь к вам, дети, сильнее вашей любви ко мне; потому что вы дети мои. Итак, будем вместе молить Бога, чтобы Он позволил нам видеть друг друга. Я уверен, что пришествие мое к вам доставит нам великую радость и веселье, как и Апостол некогда говорил о сем же к Римлянам: желаю видети вас, да некое подам вам дарование духовное, к утверждению вашему. Сие же есть соутешитися в вас верою общею, вашею же и моею ( Рим.1:11–12 )» 155 . Такою любовью полон был старец к своим детям инокам. В другое время, не могши сам придти, посылает для утешения их своего ученика. «Надеясь, что Бог благоволит мне ещё в теле видеть вас, и принести к вам радость, за ту радость, которую вы доставляете мне, я послал к вам возлюбленного сына моего. Господь, видя, что я люблю вас, как отец детей своих, в отсутствие мое Сам будет для вас утешением и радостью, Сам даст вам духовную силу и мир в вашем уединении» 156 . «Благословенные дети мои, я желаю, чтобы вы постоянным и сердечным исполнением дел Господних соответствовали моим молитвам о вас и моей великой любви к вам (письмо 15-е)». То он утешается их духовным совершенством. «Поскольку вы избрали Божественное, то я люблю вас всем духом моим. Вы имеете в себе Бога и стоите на высокой степени совершенства». То молит Бога о высшем совершенстве. «Я всегда молю Бога о вас, чтобы в ваших сердцах умножалась любовь к Богу, и открылись к вам великие таинства Божии, чтобы вы достигли той меры совершенства, на которой вы можете знать неисчислимые и безконечные богатства царства Божия. Я знаю, что немногие из иноков и дев достигли сей степени совершенства, таковые будут судить в последний день суда (письмо 13-е). Я молюсь непрестанно Богу о вас, чтобы вы были вместе со мною там, где я буду; потому что вы дети мои и во всем послушны мне (письмо 14-е). Возлюбленные мои, вы будете составлять мне радость, если будете помнить о моем ничтожестве (письмо 14-е). Прошу вас именем Господа нашего Иисуса Христа, исполняйте ревностно обязанности свои к Богу. Если умеете вы отличать истину от лжи, то можете видеть, что сие мое прошение проистекает из истинной духовной любви к вам. По сей-то духовной любви к вам я желал бы называть вас не плотскими и земными именами вашими, но именами духовными, которые без сомнения вы получили от Бога. Ибо каждый из нас, кроме земного имени, должен иметь от Бога имя духовное».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Для православных читателей статьи (а в настоящее время большинство русскоязычных жителей России относит себя именно к этой конфессии) ни Юджин Хиллман, ни Дэвид Джитари не являются авторитетами, тем более такими, чтобы из их " глубоких и серьезных " книг достаточно было бы приводить одни выводы, без аргументов. Гораздо весомее было бы, если бы наш казанский исследователь поместил бы в своей работе развернутые цитаты из церковных авторов первых веков, в которых бы говорилось о полигамии ранних христиан. Единственный аргумент, который нам предлагают: что в Новом Завете будто бы нигде нет прямого отрицания полигамии. Однако такое отрицание присутствует через однозначное утверждение моногамного брака: И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два (!) одною плотью, так что они уже не двое (!), но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:5-6, то же Мк 10:7-8, Еф 5:31). Моногамные браки однозначно утверждаются Господом как единственно естественная и законная форма семьи, при этом Он ссылается на то, что в начале создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть (Мк 10:6-8). Так же и в другом месте: Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (Мк 10:11-12, Лк 16:18). Употреблено все так же в единственном числе: один муж - одна жена. Рассмотрим же теперь указания ранних христианских авторов первых двух веков по Р.Х., свидетельствующих о браках христиан: " Мы охотно пребываем в узах брака, но только с одною женщиною, для того, чтобы иметь детей, и для сего имеем только одну жену или же не имеем ни одной " (Минуций Феликс. Октавий, XXXI). " И жену каждый из нас, которую он взял по установленным у нас законам, имеет только для деторождения " (Афинагор. Прошение о христианах, 33).

http://pravoslavie.ru/1454.html

Дом праведного Симеона Богоприимца, а позднее и гроб его находились на юго-западе от Иерусалима, в местности, называемой Катамон. Теперь здесь греческий монастырь. Главная его святыня – гроб святого Симеона. Из службы Сретения Господня Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром,/яко видеста очи мои спасение Твое,/еже еси уготовал пред лицем всех людей,/свет во откровение языков//и славу людей Твоих Израиля. Тропарь, глас 1 Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш,/просвещаяй сущия во тьме./ Веселися и ты, старче праведный,/приемый во объятия Свободителя душ наших,//дарующего нам воскресение. Кондак, глас 1 Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим/и руце Симеоне благословивый,/якоже подобаше, предварив,/и ныне спасл еси нас, Христе Боже,/но умири во бранех жительство и укрепи люди,//ихже возлюбил еси, едине Человеколюбче. Тропарь святому праведному Симеону Богоприимцу, глас 4 Симеон старец днесь веселится,/восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога,/от уз плоти разрешитися прося/и вопия:/видеста очи мои//спасение Твое мирови. Кондак, глас 4 Старец днесь отрешитися/от юз моляшеся сего жития тленнаго,//Христа восприят на руце, Зиждителя и Господа. Горняя. Айн-Карем Русский Горненский монастырь Евангелие от Луки 1, 39–58 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. Участок в месте, связанном с Иоанном Крестителем, купил для Русской Духовной Миссии приснопамятный архимандрит Антонин (Капустин). Он построил небольшую церковь в византийском стиле – в честь Казанской иконы Божией Матери и основал монашескую общину. Горненский монастырь – первая русская обитель в Иерусалиме и сегодня – самый большой монастырь на Святой Земле. Недавно сооружен храм в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Е. V, 6). В этих же мыслях и чувствах да утверждаются ныне правители и законодатели государственные примером Великого Константина, который ради пользы государственной защищал и поддерживал единую истинную Церковь ! Да будет и о сём наша молитва в настоящий день торжества церковного! Архимандрит Иларион Жданов А.А. Из лекций по Священному Писанию Ветхого Завета/Под ред. свящ. Д.В. Рождественского//Богословский вестник 1913. Т. 3. 9. С. 81–96 (4-я пагин.). (Продолжение.) —81— то весьма важное обстоятельство, что везде, где упоминается о публичном чтении книги закона Моисеева, необходимо разуметь Второзаконие. В 8-й главе кн. Неемии рассказывается следующее: собрался весь народ, как один человек, на площадь.., и сказали книжнику Ездре, чтобы он принёс книгу закона Моисеева, который заповедал Господ Израилю.. И принёс священник Ездра закон... и читал из него… от рассвета до полудня...; читали... внятно, и присоединяли толкование... И нашли написанное в законе, который Господь дал чрез Моисея, чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах 3755 . Если бы чтение закона началось с книги Бытия, то при том способе, каким оно совершалось (чтение с толкованием или переводом), в течение четверти дня, т. е. 6-ти часов, – с рассвета до полудня, сыны Израилевы не дошли бы до предписания о празднике кущей, потому что оно в первый раз упоминается в книге Левит 3756 . Если же читано было Второзаконие, дело объясняется легко: закон о празднике кущей есть в 16-й главе Второзакония, ст. 13 и далее. При освящении стен иерусалимских также состоялось чтение из книги Моисеевой (13, 1) и найдено написанное в ней: Аммонитянин и Моаеитянин не может войти в общество Божие во веки и пр. Приводится место из 23-й главы Второзакония, стихи 3-й и 4-й. – Свидетельства других исторических книг ( 1Мак.1:2 ; 2Макк. гл. 2 и 7) стоят в полном согласии с приведёнными выше. В книгах пророков, начиная с самых древних, иудейских и израильских, можно найти столько буквально заимствованных выражений из каждой книги Моисеевой, столько фактических подробностей, рассказанных в Пятокнижии, что при помощи Пятокнижия и пророков можно выбрать всю библейскую.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

е. заимствования: из них фактов и фраз во Второзаконии, окончательный результат обзора ветхозаветных, книг по занимающему нас вопросу можно формулировать так: существование Второзакония и принадлежность его Моисею доказывается с надлежащей ясностью, а вместе с тем доказывается принадлежность ему и других книг Пятокнижия, прямые свидетельства о которых начинаются около времени плена. Поэтому мы имели право сказать, что данные Пятокнижия. подтверждаются другими книгами В. Завета. Из времени, протекшего между периодом плена и первым веком христианского летосчисления, следует отметить: во-первых, усвоение Пятокнижия самарянами, во-вторых, в Иудейской Церкви – введение всех Пяти книг Моисеевых в богослужебное употребление, под общим наименованием „закона Моисеева“. Когда приняли Пятокнижие Самаряне – племя, смешанное из первоначальных обитателей Израильского царства и поселенцев из Вавилона, Куты, Аввы, Емафа и Сепарваима ( 4Цар.17:24,30–31 ), – вопрос ещё неразрешённый наукой 3760 ; спорят также, и о том, получили ли они Пятокнижие от Иудеев, или унаследовали от своих предков Израильтян. В 17-й, главе 4-й книги Царств о Самарянах рассказывается следующее: донесли царю Ассирийскому и сказали: народы, которых ты переселил и поселил в городах Самарийских, не знают закона Бога той земли, и за то Он посылает на них львов, и вот, они умерщвляют их, потому что они не знают закона Бога той земли. И повелел царь Ассирийский, и сказал: отправьте туда одного из священни-, —86— ков, которых вы выселили оттуда; пусть пойдёт и живёт там, и он научит их закону Бога той земли. И пришёл один из священников, которых выселили из Самарии, и жил в Вефиле, и учил их, как чтит Господа ( 4Цар.17:26–28 ). Весьма естественно предположить, что священник нарочито отправленный из Ассирии для научения закону, прибыл в Вефиль, имея при себе необходимые для исполнения своей миссии пособия, т. е. писанный закон Моисеев. В дальнейших стихах той же главы писатель 4-й книги Царств указывает на двойственность религии Самарян: Господа они чтили, и богам своим они служили ( 4Цар.17:33 ), вопреки уставам учреждениям, и закону, и заповедям, которые Иегова написал сынам Иакова, или Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Его, чтобы, отыскав какую-либо вину, погубить Его. Но жизнь Спасителя была чиста и превыше всякой укоризны, так что Он Сам спрашивал врагов Своих: Кто из вас обличит Меня в неправде? ( Ин. 8:46 .) Враги обвиняли Его за то, что Он исцелял больных в субботу; Спаситель отвечал: разве вы сами не водите в субботу поить домашних животных? Разве не вытаскиваете их, когда они упадут в яму? Неужели к людям нужно менее оказывать милосердия, нежели к животным? Укоряли Его за то, что ученики Его, не умыв рук, вкушают пищу; Он отвечал, что не сквернит человека входящее в уста, а сквернит все худое, зарождающееся в сердце и выражаемое наружу устами. Говорили: зачем Он ест с грешниками и мытарями; Господь отвечал, что таких-то людей Он и пришел призвать к покаянию, а не тех, которые, считая себя праведными, как именно книжники и фарисеи, не думают о покаянии. Желая выставить Его возмутителем народа против власти римского кесаря, спрашивали, следует ли давать дань кесарю, т.е. победителю и ненавистному для народа властителю Иудейской земли; но Он, повелевая воздавать должное Богу, увещевал и кесарю воздавать то, что ему следует, т.е. дань и повиновение. Однако ж ничто не могло успокоить врагов: затаив на время свою злобу, они выжидали удобного случая погубить Иисуса Христа. Эта ненависть врагов Его, старавшихся достигнуть своей цели, приводила в исполнение то, что предопределила премудрость Божия. Сын Божий для того и воплотился, чтобы, преподав людям Божественное учение, принести Себя на кресте в жертву за спасение человеческого рода, для удовлетворения Божественному правосудию. Иисус Христос не раз прямо говорил Апостолам о предстоящих Ему страданиях и смерти, но ученики не вполне понимали слова Его, ожидая, по общему тогдашнему понятию, что Мессия восстановит Израильское царство во всем древнем величии его. Дабы предохранить избранных учеников от соблазна при виде Своих страданий и смерти – утвердить их в мысли, что Он добровольно предает Себя на смерть, имея власть положить душу Свою и опять принять ее, – Иисус Христос через несколько дней после первого предсказания о Своем конце в Иерусалиме с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном взошел на гору Фавор и преобразился перед ними. Во время молитвы лицо Его просияло, как солнце, и одежды сделались блистающими, белыми, как снег; при этом явились из горнего мира – Моисей, великий вождь и законодатель израильского народа, и Илия, великий пророк и ревнитель веры: они и среди славы преображения беседовали о смерти Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,– то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». И ещё: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое». Задумалась Таня. Стала читать о трезвении, о духовном возрастании, о прелести. К наставнику духовному обращаться. Год в лавре пролетел незаметно. А в 1991 году произошло событие, которое в ее жизни сыграло важную роль. Перенесение мощей прп. Серафима. 1991 г. В этом году Казанский собор в Петербурге, бывший Музей истории религии, снова стал действующим храмом. Из запасников музея передали Церкви иконы, предметы богослужения, мощи святых. Тогда в простой рогоже, среди гобеленов, обрели мощи преподобного Серафима Саровского – великого заступника нашей земли. Эта радость всколыхнула много душ и даже изменила судьбы некоторых людей. Мощи привезли в Москву, в Богоявленский храм. И, один раз съездив к преподобному Серафиму , Таня стала отправляться в Москву каждые выходные. Два часа на электричке в одну сторону и два в другую. Только для того, чтобы постоять на молебне и приложиться к мощам преподобного. Услышала, что собираются крестным ходом идти с мощами из Москвы в Дивеево, и тут же к старцу, отцу Кириллу: – Батюшка, благословите, я пешком с крестным ходом за преподобным пойду в Дивеево. – Так не понесут мощи, а повезут. Ну что ж… поезжай с Богом в Дивеево. Так Таня после лавры оказалась в Дивеево. Сразу почувствовала, что люди здесь живут особенные. Во-первых, само место особенное – удел Пресвятой Богородицы. Во-вторых, когда монахинь разгоняли, многие осели у местных жителей, ютились в их избушках. И, конечно, принесли с собой монашескую молитву и образ жизни. И многие местные стали очень верующими людьми. Бабушка Анна, которая приютила Татьяну, была такая молитвенница! Правило вычитывала монашеское. И пока с утра 150 молитв Пресвятой Богородице не прочитает, чашки чая не выпьет.

http://pravoslavie.ru/59881.html

Еще прямое указание в Евангелии о различии жизни в мире и жизни в монастыре такими словами Господа: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф. 10, 37 ), а если оставит отца или мать, и жену, и детей, и братьев, и сестер, и все, что имеет, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (см. Мф. 19, 29 ), т.е. еще в настоящей жизни вместо пяти или семи братьев и сестер будет иметь сто или более сестер или братьев, как вы и видели в Оптиной пустыни и в Казанской женской общине. Пишете, что многих из сестер этой общины вы видели и говорили с ними, и удивляетесь, и недоумеваете, через что они получили спокойствие духа. Отвечаю: через то, что они отреклись от мирских забот и от своей воли и делают все и поступают по духовному совету, с откровением своей совести, и своих поступков, и намерений, и сердечных помышлений духовному наставнику и наставницам. Несправедливо некоторые толкуют вам, что удаление в монастырь есть проявление малодушия, боязнь борьбы, тогда как поступающие в монастырь должны поступать на борьбу с врагом с мужеством, и с верой, и надеждой на милость и помощь Божию. Из всего сказанного вы можете видеть различие жизни в мире и жизни в монастыре. Считаю нелишним объяснить вам, что мужчины в настоящее время так же, как и в древние времена, могут буквально исполнить евангельское слово Господа: Продай имение… и раздай нищим… и следуй за Мною (см. Мф. 19, 21 ). Говорю это о мужчинах, поступающих в монастырь. Женскому полу так нельзя. Для них требуется обеспечение и в монастыре, чтобы было на что иметь келью и себя содержать. В мужских штатных монастырях дается живущим жалование из доходов, а в общежительных дается и одежда, и обувь, и общая трапеза, а в женских монастырях, как показывают примеры, неудобно всего этого иметь от монастыря, а приходится прибавлять и свои средства и по слабости телесной или по воспитанию, и по другим причинам (2, ч. 1, с. 169–170). ...Ты сама себе противоречишь. Когда тебя не пускали, ты рвалась и томилась, теперь же тебя отпускают, а ты придумываешь разные изветы, чтобы остаться. Если теперь еще останешься и будешь медлить, то как бы после не пожалеть. Но, впрочем, рассуди сама и постарайся так, как признаешь за лучшее. Молись Богу, чтоб Он управил путь твой (2, ч. 3, с. 78).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Жених – мужчина, сговоривший себе невесту, или сговорённый с невестою; «суженый, зарученный, иногда и обрученный» 125 . В. Даль говорит о невесте: «...девица, вдова или разводка, сговоренная замуж; обычно разумеют девицу» 126 . Русское народное творчество называет невесту княгиней «первобрачной» 127 , а жениха – «первобрачным» князем 128 . Невестить девицу, значит сватать её; невеститься – молодиться, красоваться. «Всякая невеста для своего жениха родится... Кому невеста годится, для того она и родится» 129 . Эту народную мудрость можно выразить богословским языком. Господь, создавший первую супружескую пару в раю, в дальнейшем устанавливает, можно сказать, «закон, что и во все последующие века вселенной для одного мужчины таинственно творится Промыслителем жизни – Богом одна женщина» 130 . В.И. Даль, составитель Словаря, отмечает: «В деревнях, где нет особых свах, сват и сватья крестные родители жениха, или дядя и тетка, они и сватают» 131 молодых. «Велика роль сватов в свадебном обряде. Сватами посылали самых уважаемых людей: «Холостова сватать не посылают» 132 . Сват, сватья – «родители молодых и их родственники друг друга взаимно зовут сватами». Есть такая поговорка: «Кто на Казанской женится, счастлив будет. 22 октб.» 133 . Главная добродетель благоверных супругов – сохранение благой верности и преданности друг другу до гроба. Господь говорит о браке: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:5–6 ). Единство мужа и жены подобно единению Христа и Церкви, как об этом говорится в Апостольском чтении в Таинстве венчания ( Еф.5:20–33 ). В преддверии свадьбы «родители особенно много молятся и вместе с детьми и отдельно о счастливом браке, о благословении Божием» 134 . В Библии говорится, как Рагуил, отпуская свою дочь, вышедшую замуж за Товию, сказал ей: «Почитай твоего свекра и свекровь; теперь они – родители твои; желаю слышать добрый слух о тебе» ( Тов.10:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

" Жить молитвой " марта 2020 Митрополит Варсонофий совершил богослужения понедельника 1-й седмицы Великого поста В понедельник 1-й седмицы Великого поста, 2 марта,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  молился за уставным богослужением в  Казанском кафедральном соборе  - утреней, часами, изобразительными и вечерней. В тот же день правящий архиерей совершил великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в соборе. Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов с клиром и другие священнослужители. " Пост - это не человеческое изобретение, а установление Божие, - сказал владыка в проповеди. - Первую заповедь о посте Бог дал в раю Адаму и Еве: " От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него " (Быт. 2:16, 17). Господь не сказал, что если они вкусят запретные плоды, то убьет их. Но изрек: " В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь " (Быт. 2:17). Это означает, что человек свободно принимает в себя зло, а вместе со злом в душу вползает смерть. И вот, мы убеждаемся, что, совершая всякое зло, впускаем в душу грех, а тем самым - и смерть для души. Господь же хочет сделать нас счастливыми, ограждает нас заповедями Своими. Он заповедовал не убивать, не красть, не прелюбодействовать. Это та же первая заповедь в раю, когда Бог велел не вкушать плода. Если человек вкусит плод, то в его душу войдет смерть. А что вкушать велел Господь? Тело и Кровь Свои: " Тело Христово приимите, Источника Бессмертного вкусите " . Вот видите, мы, принимая Его Тело и Кровь, вкушаем бессмертие. А впуская в душу грех, принимаем смерть. Так что, мы - самоубийцы? Почему совершаем грех, в душу заводим смерть? Господь не хочет этого. " Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих " (Мф. 4:4), - сказано в Писании. Человек живет молитвой к Богу, предстоянием перед Ним. В великопостные дни мы должны ощутить себя грешниками и почувствовать нужду во Враче " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010