223. Кто из святых Церкви и кто из христиан нашего времени может служить образом кротости? Из великого множества можно назвать ученика св. Антония Великого (251–356) – пр. Павла Препростого (4/17 окт.), который своею жизнью дал пример, правило и образец блаженной простоты. Пр. Сергий Радонежский (25 сент. 8 окт.), который «тихими и кроткими словесы и благоуветливыми глаголами» учинял мир между враждующими князьями. Святую кротость и простоту явил на суде в 1922 году приговоренный к смерти Петроградский митрополит Вениамин (Казанский). Последнее слово подсудимого владыка выразил так: «Я не знаю что вы мне объявите в вашем приговоре – жизнь или смерть. Я с одинаковым благоговением обращу мои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все». Обритый, в лохмотьях, шепча молитвы, он спокойно шел к месту умерщвления и предстал пред Богом в ночь на 13-е августа. 224. Кто для нас навеки святейший образ кротости? Христос Спаситель , воплотивший учение о кротости в Своей земной жизни. Суд над Господом у Каиафы, у Пилата, минуты пригвождения Его ко Кресту и часы хуления Его, Распятаго, – запечатлели миру образ небесной кротости. «И вставь первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетелствуют. Иисус молчал« ( Mф. XXVI, 62, 63 ). »И когда пришли на место, называемое лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают что делають» ( Лyk. XXIII, 34 ). 225. Как разуметь награду, назначенную для кротких в 3-й Христовой Заповеди? 1) Христиане, носители кроткого нрава, от начала безпощадно истреблялись и языческий мир до наших дней ищет уничтожить евангельския основы жизни. Тем не менее повсюду они остаются идеальными в человеческой совести и в этом смысле кроткие «наследуют землю». Не взирая на одоление мира новым язычеством, путями Божиими заветы Христовы утверждаются в сердцах. 2) Приобщенные к блаженству кроткие Последним Божиим Судом будут водворены в Царство Небесное, названное «землею живых».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

—244— Но если мы остановимся на тех чертах, которые характеризуют истинную веру и которые встречаются и в вере людей, не принадлежащих к церкви, ибо Промысл Божий печется не только о пребывающих в Церкви, но и о находящихся за её оградой; если мы остановимся на таких чертах, как любовь к Богу, преданность Ему, сердечное умиление и радость по Боге, то мы никогда не найдем определенных и точных причин, которые бы вызвали их. Размышление прямо приводит нас к мысли, что никаких таких средств и нет, и что мы можем лишь желать достигнуть такого состояния, можем стремиться к нему, но получение его зависит не от нас. Так заключительным актом, вызывающим в человеке религиозную веру, является благодать, но должно оговориться теперь, что и ранее того, как в нас утверждается вера, предваряющая Божественная благодать направляет нас к вере. Об этом нас учит Слово Божие. Тот, кто есть первый и последний, говорил новозаветному тайновидцу: «се стою у двери, и стучу. Если кто услышит голос мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Апок.3:20 ). Воздействие предваряющей благодати должны предполагать и мы сами. Житейское море слишком мутно, и его волны слишком часто возмущаются злыми началами, чтобы в нем само по себе могло возникнуть благоприятное сочетание условий, наводящее человека на мысль о вере. Божественный Промысл направляет события – насколько это возможно при нестеснении человеческой свободы – наилучшими средствами к наилучшим целям, и кто хочет, тот идет по этому направлению и, придя к пониманию веры, начинает желать её и стремиться к ней и она дается ему свыше. Мы не пойдем далее за человеком, ставшим сыном веры и благодати, но будучи сами таковыми сынами, постараемся теперь на основании изложенного определить наши обязанности по отношению к тем, которые еще не имеют веры. Человек, владеющий религиозной истиной, обязан стремиться распространять эту истину и делать других её обладателями, при этом он, конечно, должен стремиться действовать так, чтобы достигать цели наи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—260— логические сказания, как эти народы привносили в свои сказания элементы из других религий. Будущее более интересует человека, чем прошедшее. Интересно, конечно, знать, как образовывался этот мир, но несравненно важнее знать, что будет с этим миром. Можно даже сказать, что вопрос о происхождении возбуждает в нас интерес лишь потому, что нам присуща мысль, что происхождение предмета всегда в некоторой мере объясняет его назначение и судьбу. Прошедшего не вернёшь, но зная прошедшее, можно догадываться о будущем. Однако будущее может быть узнано человеком и при незнании прошедшего. Оно может быть открыто человеку свыше. Оставив теперь в стороне научные гадания и языческие верования о конце мира, обратимся к тому, что возвещает нам об этом Богооткровенная религия. В пророческих книгах ветхого завета можно найти несколько мест, направляющих нашу мысль к последним судьбам мира. «Рыдайте, говорит пророк Исаия, ибо день Господа близок, идёт как разрушительная сила от Всемогущего... Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустыней и истребить с неё грешников её. Звёзды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своём, и луна не сияет светом своим. Я... потрясу небо и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его» 2187 . Полтора столетия спустя пророк Иезекииль, угрожая фараону Египетскому, говорит подобным же языком: «и когда ты угаснешь, закрою небеса и звёзды их помрачу, солнце закрою облаком, и луна не будет светить светом своим. Все светила, светящие на небе, помрачу пред тобою, и на землю твою наведу тьму, говорит Господь Бог» 2188 . Пророк Иоиль, обращаясь к израильскому народу и прозревая его будущие судьбы, говорит: «потрясётся земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся и звёзды потеряют свой свет... И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь, и столпы дыма. Солнце превратится в тьму и луна – в кровь, прежде не- —261— жели наступит день Господень, великий, страшный.... Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господ с Сиона, и даст глас свой из Иерусалима...» 2189 . Книгу пророка Даниила называют Ветхозаветным апокалипсисом. Действительно пророческие видения ветхозаветного тайновидца, описанные им в VII гл. его книги замечательно сходны с видениями св. Иоанна, описанными в XIII гл. апокалипсиса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2:11 Упав ниц, поклонились Ему, и открыли свои ларцы с сокровищами, и преподнесли Ему дары – золото, ладан и мирру. Земной поклон – ритуальная, «протокольная» почесть, воздаваемая великому Царю. Для стилистики Мт довольно характерен прием, при помощи которого он задерживает внимание читателя на сцене принесения даров, введя тавтологическое открыли свои ларцы с сокровищами. О будущем поклонении языческих народов мира «свету» Господней славы, который воссияет в Святой Земле и специально в Иерусалиме (в окрестностях которого расположен Вифлеем), см. Ис. 60:1–3 : «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою; и придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию». Тема даров намечена там же, 60:6: «Все они из Савы придут, принесут золото и ладан». В псалме 71/72 о грядущем мессианском царе говорится: «Цари Таршиша и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы поднесут ему дары. [...] И будет жить, и будут давать ему от золота Аравии» (10:15). Еврейский читатель должен был вспоминать, как чужеземная царица Савская некогда приходила на поклон к Соломону в сопровождении верблюдов, «навьюченных благовониями и великим множеством золота» ( 3Цар 10:1–2 ). Из апокрифической литературы вспоминалось пророчество I Кн. Еноха VIII, 53,1; «...И все живущие на тверди, и в море, и на островах принесут Ему дары, и подарки, и знаки верности…» (пер. А. Смирнова , см. А. Смирнов, Книга Еноха. Историко-критическое исследование, Казанская Духовная Академия, «Православный собеседник», 1888, с. 228). Золото, ладан и мирру. Уже преп. Ефрем Сирин предложил популярное в продолжении многих веков символическое истолкование: золото – нормальная дань царю, ладан по своей связи с богослужением – указание на божественность Младенца, мирра, благовоние, употреблявшееся для умащения покойников, – на будущую (страдальческую) смерть (Ephraemi In Diatessaron, Matth.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

3591 Апостол так печалился о Коринфе, что первоначально имел намерение даже прямо из Ефеса отправиться в Коринф, а потом сходить в Македонию, опять возвратиться в Коринф и потом уже направиться в Иудею, в Иерусалим. 3592 Смущенный дух св. Павла хотел скорее обличить на месте, лицом к лицу, заспоривших коринфских христиан, обличить строго и властно. Но потом любовь превозмогла над пастырской строгостью. Я рассудил сам в себе, признается Апостол, не приходить —429— к вам опять с огорчением; 3593 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, пишет Апостол коринфянам. 3594 Посему свой первоначальный план Апостол и оставил неисполненным. Свое посещение он заменил своим посланием. Писал я вам, говорит Апостол, дабы, пришедши не иметь огорчения от тех, от которых мне надлежало радоваться. 3595 Однако отправленное Апостолом к коринфянам Послание было словом строгим и сильным. Св. Павел очень опасался и жалел: не произвело бы оно на них слишком большого огорчения и глубокой печали. Я пожалел было, говорит Апостол коринфянам, если я опечалил вас посланием. 3596 Даже когда дух Апостола успокоился после получения вестей из Коринфа через Тита, и тогда однако он, как бы жалея и оправдываясь, писал коринфянам: от великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам; 3597 я для того писал, чтобы узнать на опыте: во всем ли вы послушны. 3598 Из приведенных мест можно видеть, как Апостол тревожился о том впечатлении, какое произведет его Послание в Коринфе. Выйдя из Ефеса, он сильно был занят этими тревожными мыслями и нетерпеливо ждал как можно скорее получить известия о действии Послания на коринфян. Вероятно, потому, что Тит был отправлен св. Апостолом в Коринф из Ефеса ранее других посланцев, или, быть может, по иным каким причинам, но только св. Павел надеялся получить первые известия о Коринфе именно от Тита, ожидая встретить его в Троаде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3633 Не лишнее отметить, что о. Герман был подвигнут к своей работе мистическим внушением. Сам он так рассказывает об этом в конце книги: „Я много лет был болен нервами и мозговым истощением (esaurimento cerebrale) в такой сильной форме, что, после бесплодных попыток лечения и при непрерывном возрастании болезни, я был принуждён наконец оставить всякие занятия. Однажды, в день поминания основателя титула св. Паммакия, когда я служил у его алтаря, я почувствовал внушение дать обещание написать работу об базилике и о мучениках в ней чтущихся и стал молиться, чтоб эту работу я стал в силах осуществить. Бог услышал мой обет и молитву, и в ту же минуту я почувствовал себя исцелённым”. 3634 „Ибо когда один говорит; „я Павлов”, а другой: „я Аполлосов” – то не плотские ли вы?.. Итак никто не хвались человеками, ибо всё ваше. Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее – всё ваше. Вы же Христовы, а Христос – Божий”. 3641 Пункты прошения москов. старообр. и мнения Митрополита Платона повторяются и в указе Св. Синода 1801 г. февр. 6. В архиве Моск. Дух. Консистории см. этот указ в кн. указов Св. Синода за 1801 г. 17. 3649 К этому слову относится следующая надпись, сделанная на документе рукой И.А. Ненарокомова: „Вероятно Гр. Игнатьеву была сообщена какая-то записка, поясняющая просьбу единоверцев, или проектировавшая решение по этой просьбе. Но записки этой в делах Св. Синода не имеется”. Конечно, не оказалось её и в бумагах Н. И. Субботина . 3650 Все приведённые здесь документы должны были послужить Н.И. Субботину материалом для предполагавшейся статьи в обличение всяческой лжи quasi-ucmopuчeckux исследований Карловича, но таковой статьи в печати не появилось. Почему не использовал эти документы сам Н.И. об этом мы не имеем сведений. Спр. в статье „Празднование 50-ти-летия церковно-общественной деятельности проф. Н.И. Субботина ”, Богосл. Вест. 1902 г. декабрь, где помещён перечень статей Субботина, им же самим просмотренный. 3652

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3635 Ранее, когда Апостол не имел известий о действии своего Послания, и предполагая, что оно опечалит коринфян, он пожалел было об этом; но теперь он уже не жалел об этом. Если я опечалил вас посланием, не жалею, 3636 ибо печаль коринфян была печалью доброй и благоплодной. Теперь я радуюсь, писал Апостол, не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога, продолжает Апостол, производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть. 3637 Печаль коринфян была печалью о том, что вот они так далеко уклонились от чистейшего и святого христианского идеала, так попрали Христов закон; они печалились об утраченном добром христианском настроении. Следствием этой печали было покаяние, ведущее к возвращению утраченного настроения и доброй жизни, к спасению. Тит говорил Апостолу о плаче коринфян, 3638 об извинениях, о страхе. 3639 В частности, на того кровосмесника, о котором сообщили Апостолу в Ефесе и о котором он отвечал в 1-м Послании к коринфянам 3640 они выразили негодование 3641 и привели над ним в исполнение повеление Апостола: отлучили его от церковно- —437— го общения 3642 и это сделали с такой строгостью, что Апостол счел нужным просить их о смягчении. 3643 По-видимому, исполнили коринфяне наставление Апостола, чтобы они удалились всего языческого. 3644 Вообще нужно полагать, что коринфяне решились исправить у себя все так, как это указано было им Апостолом в 1-м Послании, ибо он уже более о том не упоминает в своем 2-м Послании. К самому Апостолу они восчувствовали еще большую любовь и воспылали ревностию по нем, т. е. ко всем его повелениям. 3645 Самого Тита они приняли со страхом и трепетом, 3646 ибо тогда уже пребывали в печали и покаянии. «Они и возлюбили Тита, как отца, и убоялись, как начальника; в них ни страх не помрачил любви, ни любовь не ослабила страха»; 3647 посему они и оказали ему полное послушание. 3648 Когда Тит предложил им сделать пожертвования в пользу палестинских церквей, то они охотно откликнулись на это.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3694 Быть может, и на сей раз Апостол имел в Фессалонике местом своего пребывания дом Иасона, который пожелал его со- . —443— провождать в Элладу. 3695 Возможно, что из Македонии пошли с Апостолом в Элладу неизвестные ни по месту происхождения, ни по сотрудничеству Апостолу Луций 3696 и Тертий. 3697 По крайней мере, оба они были при Апостоле во время написания им Послания к Римлянам из Эллады. Шел, наконец, с Апостолом и Тимофей, недавно возвратившийся из Коринфа. Дивное зрелище представляло из себя это апостольское шествие. Хотя св. Дееписатель и не говорит прямо: где главнейше жил св. Апостол во время своего пребывания в Греции (пришел в Элладу. (Там) пробыл он три месяца), 3698 однако с полной несомненностью нужно утверждать, что если не все три месяца, то самая большая часть этого времени была проведена Апостолом в Коринфе. Еще в первом Послании он обещал коринфянам: я прийду к вам, когда пройду Македонию; у вас же, может быть, поживу, или и перезимую, ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит. 3699 Во втором же Послании коринфянам Апостол так ясно говорит, что он идет из Македонии именно к ним и намерен пробыть у них достаточно времени, 3700 что это его пребывание в Коринфе не подлежит уже никакому сомнению. В другие ближайшие из ранее основанных Апостолом церквей, Апостол, быть может, за их незначительностью или совсем не ходил или, если ходил, то на самое короткое время. Гостеприимного крова Прискиллы и Акилы, где Апостол имел пристанище во время своего второго путешествия, 3701 теперь в Коринфе не было. 3702 Он теперь поселился у Гаия, с которым у него были тесные благодатные узы 3703 ; его дом сделался —444— местом общих собраний всей коринфской церкви. 3704 Как и прежде, Апостол и теперь жил в Коринфе, питаясь трудами рук своих, ничего не беря от братий, хотя его враги и порицали за это. 3705 Здесь Апостол, конечно, встретил тех врагов его дела, о которых он писал еще во втором Послании.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3706 Если в Послании, на словах и заочно он грозно обличал их, то он, который говорил про себя: каковы мы на словах в Посланиях заочно, таковы и на деле лично, 3707 несомненно, теперь привел в исполнение свою угрозу: когда опять прийду, не пощажу. 3708 Бог знает: исполнилось ли или нет его опасение, о котором он писал коринфянам: я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю; также, чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете; чтобы (не найти у вас) раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков, чтобы опять, когда прийду, не уничижил меня у вас Бог мой, и (чтобы) не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде, и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какие делали. 3709 Нужно думать, впрочем, что если Апостол писал последнее Послание в Коринф с тем, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной ему Господом к созиданию, а не к разорению, 3710 то так и случилось: покаявшиеся еще ранее коринфяне утешали Апостола своим добрым житием. Сбор пожертвований для Иерусалима, начавшийся еще ранее в Греции, теперь, при деятельных заботах о нем Тита, шел очень хорошо. 3711 Это трехмесячное пребывание Апостола в Коринфе особенно замечательно тем, что тогда он написал свое —445— Послание к Римлянам. Св. Павел, обошедший со своей проповедью почти всю Малую Азию и Грецию, давно уже имел в мыслях отправиться с благовестием и в столицу Римской Империи, Рим и даже – дальше, в Испанию. Такой план у него был еще в Ефесе: я должен видеть Рим, говорил он тогда. 3712 Когда он, по пути в Элладу, проходил через Македонию, то все больше и больше утверждался в этой мысли; мы надеемся, писал он тогда в Коринф, и далее вас проповедовать Евангелие. 3713 Из Коринфа он также писал римлянам: скоро я отправлюсь через ваши места в Испанию. 3714 Замечательно: даже до описываемого времени, когда было писано Послание к римлянам, Апостол уже намеревался и не один раз отправиться в Рим. Не хочу, братия, писал он римлянам, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам (но встречал препятствия даже до ныне), чтобы иметь некий плод и у прочих народов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—415— этот раз, особенно сильно было заметно охлаждение к культу Дианы и расположение к христианству в среде собравшихся на празднество. По крайней мере, некоторые азиархи, так сказать, представители этого празднества были очень благосклонны к Апостолу Павлу. 3543 Димитрий, богатый представитель крупной торговой фирмы, дававшей заработок множеству мелких ремесленников, ясно предвидел, что его дело должно погибнуть, если проповедь Апостола не будет как-либо насильственно ослаблена или прекращена. И вот он, пользуясь праздничным и веселым временем, решил возбудить мятеж против Апостола сперва в среде своих подначальных ремесленников, а потом и в уличной толпе Ефеса. По-видимому, фабрика Димитрия была вне города 3544 . Он собрал к себе всех сообщников по своему ремеслу, художников и ремесленников, как зависевших от него, так и независевших, и, настроив эту толпу надлежащим образом, обратился к ней со следующей подстрекательной речью: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше. Между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии, этот Павел своими убеждениями совратил не малое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только наше ремесло придет в презрение, но и храм великой Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная (т. е. Римская империя, за исключением входящих в её состав варваров, у которых были свои боги). 3545 Эта искусно составленная речь, в которой Димитрий удивительно тонко сплетает —416— свои личные корыстолюбивые мотивы с общерелигиозными, свидетельствует, что он готовился к систематическому восстанию против св. Ап. Павла. Умело сказанная речь Димитрия, который, сам будучи богатым человеком, однако опасался скорого обеднения, подействовала на ремесленников, которые, может быть, только и жили своими дневными заработками. Выслушав это, они исполнились ярости 3546 против св. Павла и его сотрудников, которые были виновны в распространении христианства. Последние слова речи Димитрия, затронувшие религиозную славу Ефеса, возбудили сильный фанатизм в толпе ремесленников, и они стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская. 3547

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010