В праздник Казанской иконы Божией Матери (за литургией) 8 июля 1913 года Сердечно приветствую вас, братие и сестры, со светлым и радостным праздником Божией Матери. Святая Церковь , между прочими именами, называет Ее лествицею, которую Иаков видел во сне; лествицею высокою, ведущею к небу, соединяющею небо с землей. Откуда это название, которое мы слышали в одном из песнопений? Оно заимствовано из чтения, которое вы слышали вчера за всенощною 336 . Там рассказывалось, как внук праотца нашего Авраама Иаков, путешествуя в землю свою, застигнут был в пустыне ночью. Страшно стало ему: надвинулась ночь со своими страхами: рев диких зверей, шум змей, шипение скорпионов... И вот Иаков помолился Господу Богу, подложил под голову камень и заснул мирно и спокойно, как бы в своем доме. И видит он сон: лествица высотою до неба, и по ней восходят и нисходят ангелы, а наверху ее Господь Бог. Господь обратился к Иакову с такими милостивыми словами: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака... И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь... не оставлю тебя ( Быт.28:13 ). Когда Иаков проснулся, то сказал: Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий (ст. 17). И в память сего события он поставил камень и возлил на камень елей. А место сие назвал «Вефиль», что значит «Дом Божий». До сих пор это место считается священным... Что же означал этот сон? Он предзнаменовал то, что некогда Господь Иисус Христос сойдет с неба на землю как бы по этой лествице, чтобы примирить небо с землею, чтобы снять проклятие и открыть вечную жизнь. Вот почему Святая Церковь величает лествицею Божию Матерь, честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, – ибо через Нее, вселясь в Ее утробу, сошел Христос Спаситель. Вот почему Святая Церковь взывает к Ней: «Радуйся, лествице небесная, еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо» 337 . Истинно, Она соединила небо с землею, ибо пришел на землю Спаситель, жил среди нас, пострадал и открыл нам райские двери. Закончилось проклятие, Божество соединилось с человечеством...

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

В тот же день два ученика, Лука и Клеопа, шли из Иерусалима в селение Еммаус; дорогою присоединился к ним незнакомый путник. Беседа шла о событиях последних дней, причем незнакомец укорял учеников в незнании Писания. Каково же было удивление их, когда в Еммаусе, во время преломления хлеба, они в незнакомце узнали Господа, Который сделался после сего невидим. Поспешно встав, они возвратились в Иерусалим, и когда повествовали Апостолам о видении, то и от них получили уверение, что Господь истинно воскрес. В это время Сам Иисус стал посреди них и сказал: Мир вам! Испуганные ученики думали, что это дух. Но Господь показал им Свои прободенные руки и ноги и, для большего удостоверения, вкусил пред ними пищи. Потом дал им дар Святого Духа: разрешать и удерживать грехи. Апостол Фома не был тогда с ними и, услышав от Апостолов о явлении Господа, отвечал, что не поверит, пока сам не ощупает ран Иисуса. Через восемь дней Господь опять явился ученикам, среди которых был и Фома. Поднеси перст твой сюда и посмотри руки Мои, – сказал ему Иисус Христос, – поднеси руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим. Фома отвечал: Господь мой и Бог мой! Но Иисус ему заметил: Ты поверил потому, что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие ( Ин. 20:27–29 ). Господь и еще являлся ученикам Своим, и в одно из таких явлений, при Тивериадском озере, троекратным вопрошением Петра: Любишь ли ты Меня? – исправил и загладил троекратное отречение его. Иисус Христос повелел ученикам Своим проповедовать Евангелие во всем мире, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа, научая их соблюдать все, что Он заповедал. В сороковой день по воскресении Иисус Христос, явившись ученикам, повелел им не отлучаться из Иерусалима, пока не облекутся силою свыше при сошествии Святого Духа, вывел их из города до Вифании, на гору Елеонскую, и, подняв руки Свои, в последний раз благословил их. Когда благословлял, отступил от них и возносился на небо. Апостолы смотрели вверх во время восхождения Его; вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали, что Иисус так же некогда придет в славе, как теперь возносится. То были Ангелы, возвещавшие Второе Пришествие Христово. Апостолы поклонились вознесшемуся Господу и возвратились в Иерусалим с великою радостию, помня слово Господа, обещавшего всегда пребывать с верующими: се Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

В этих словах Спасителя мы должны выделить два момента: во-первых, этот подвиг является добровольным и, во-вторых, осуществляется только теми людьми, которым дано особое духовное дарование и которые могут его вместить. Призывы безбрачной жизни мы встречаем в Посланиях апостолов. Так, апостол Павел говорит: хорошо человеку не касаться женщины ( 1Кор.7:1 ). В другом месте: Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я ( 1Кор.7:8 ). И в дальнейшем апостол поясняет, что для некоторых семейные заботы могут послужить препятствием для личного самосовершенствования человека: Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском., как угодить мужу ( 1Кор.7:32–34 ). Идеал девственной жизни был широко распространён в Древней Церкви. Мученик Иустин Философ пишет: «И есть много мужчин и женщин, лет шестидесяти и семидесяти, которые, из детства сделавшись учениками Христовыми, живут в девстве; и я готов указать таких из всякого рода» 66 . Профессор П.С. Казанский пишет: «Стремление к девственной жизни так было сильно в первенствующие времена христианства, что нужно было ограничивать даже эту ревность и защищать святость брака» 67 . Необходимо отметить, что подобно тому, как проходил процесс формирования догматического учения Церкви, наблюдался процесс становления и аскетического богословия. Изучая историю подвижничества, мы видим, что наряду с истиной существовали и еретические учения, с которыми боролась Церковь . В аскетике особенно остро встал вопрос об отношении к девству и браку. Гностические секты, отказывающие признавать материю добрым творением Бога, полагали, что человеческое тело и всё, что с ним связано, является злом, и брак, который лежит не только в области психической, но и физической, не может быть совершенной формой христианской жизни. Часто встречались случаи не только отказа от вступления в брак, но и массовые разводы в среде вновь обращённых христиан. Церковь резко отреагировала на искажение истины. На Гангрском Соборе 343 года был принят ряд постановлений, осуждающих отрицательное отношение к браку. Приведём некоторые из них:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

" Верность Господу " мая 2020 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Казанском соборе " Мы вспоминаем сегодня свидетелей погребения и Воскресения Христа, - сказал владыка в проповеди. - Из Священного Писания и Предания Церкви известно, как совершалось это великое событие. Господь воскрес в запечатанном гробе, совершилось землетрясение, от которого разбежалась стража. Ангел Господень явился на землю, чтобы отвались камень от гроба, куда устремились рано утром святые жены-мироносицы помазать тело Иисуса. Они первыми получили известие о воскресшем Господе за свою любовь к Нему, потому что больше всего любили Его. Господь дал Своим ученикам заповедь о любви к Богу и ближнему. Лучше всего восприняли ее женщины, которые ходили с Господом по пустыне, по Святой земле, их сердца оказались ближе к Иисусу. Движимые любовью, преодолевая ужас страшной ночи, они пришли ко гробу. В пустой гробнице их встретил юноша и сказал: " Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам " (Мк. 16:6-7). Жены-мироносицы побежали со страхом и радостью сообщить, что им сказал ангел " . " Потом ученики пошли ко гробу и никого там не нашли, - продолжил архипастырь. - Так жены-мироносицы стали возвестителями Воскресения Христова апостолам, преодолели человеческую немощь, показали, как нужно любить Господа. Ученики " страха ради иудейского " (Ин. 19:38) испугались, закрылись в домах. Мы видим, как немощь человеческая мешает благодати Божией. Самые близкие не смогли справиться со страхами. В обычной жизни мы часто бываем смелыми, дерзновенными, а в испытаниях обо всем забываем " . " Мы сегодня вспоминаем также святых Иосифа и Никодима, которые участвовали в погребении Христа. Они были тайными учениками Спасителя, знатными людьми, членами Синедриона. Когда Господь умер на Кресте, они, боявшиеся огласки при Его жизни, пошли к Пилату просить, чтобы им дали Тело Христово. Иосиф отдал свой гроб, и они сделали все необходимое, чтобы достойно похоронить наставника и Учителя. Казалось бы, они были боязливыми, нерешительными, но когда пришла беда, Господь дал им благодать, и они нашли в себе силы пойти к Пилату. Мы должны извлекать уроки из тех событий: наше спасение совершается по любви к Богу. По-другому быть не может. Мы должны Господа любить, быть верными Ему, как жены-мироносицы, Никодим и Иосиф. Тогда нас ждет пасхальная радость, которая претворится в вечную радость Царствия Небесного " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Весьма утешительно и назидательно учение, которое Иисус Христос предлагал народу. Господь повелевал любить не только близких к нам и благодетелей, но и самих врагов: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф. 5:44 ). Он запрещал не дела только худые, но и всякое нечистое помышление, всякое порочное пожелание, требуя от всех последователей Своих чистоты сердца и поставляя образцом христианского совершенства совершенство Отца Небесного. Доброе дело, по Его учению, тогда только имеет полное достоинство, когда сопровождается совершенным смирением. Блаженными Он называл нищих духом, кротких, милостивых, чистых сердцем, миротворцев, терпящих охотно гонения и поношения ради Него. Во всех скорбях и нуждах жизни Он учил возлагать упование на Отца Небесного, Который равно благотворит добрым и злым, великолепно одевает растения и питает самых малых птиц; запрещал осуждать других, чтобы и самим не подвергнуться осуждению, и убеждал прощать другим согрешения их, чтобы и Отец Небесный простил нам прегрешения наши. Зная, что корень зла в человеке лежит в неумеренном пристрастии к земным благам и самолюбии, Господь говорил о необходимости более заботиться о небесном сокровище, не подвергающемся порче, и увещевал к такому самоотвержению, что кто хочет идти за Ним, тот должен возлюбить Его более отца, матери, имения и последовать за Ним. Чтобы сделать Свое учение понятнее простым людям и глубже укоренить в сердцах их, Господь часто излагал его в притчах, заимствуя подобия из обыкновенной жизни, близкой к каждому. Так, Он говорил: Вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его. А иное упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги. А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взошедши, принесло плод сторичный. Вот что значит притча сия, – объяснил Иисус Христос, – семя есть слово Божие. А упадшее при пути – это те слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слова из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. Семя, упадшее на камень, – это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня и временем веруют, а во время искушения отпадают. А семя, упадшее в терние, – это те, которые слушают слово, но, отходя, подавляются заботами, богатством и наслаждениями житейскими и не приносят плода. Семя же, упадшее на добрую землю, – это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении ( Лк. 8:5–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Видом он похож на коней; рыщут, как всадники, со стуком, похожим на стук колесниц; по хребтам гор скачут, с треском пылающаго огня, поядающаго хворост, подобно сильному народу, выстроенному в битве. При виде его трепещут народы; все лица теряют краску. Бегут, как храбрые воины, как ратники всходят на стену, каждый идет своею дорогой, и с путей своих не сбивается, не теснят друг друга, всяк идет своею стезею; и сквозь оружие пробиваются, не расстраиваются. Вбегают в город, скачут на стену, в домы входят, в окна влезают, как вор. При виде его трясется земля; дрожит небо; солнце и месяц меркнут, и звезды теряют свет свой» ( Иоил.2:2–10 ). «На землю мою пришел народ, сильный и безчисленный; зубы у него львовы и челюсти у него львицыны. Виноградную лозу мою он оставил пусту; и смоковницу мою сделал щепою; обгрыз ее до чиста и бросил; белеются сучья ея... Пресеклось хлебное приношение и возлияние в доме Иеговы; плачут священники, служители Иеговы. Опустело поле, сетует пашня: ибо нет хлеба, высох виноградный сок, изсякло в маслине масло. Земледельцы в стыде, рыдают садовники о пшенице и ячмене, потому что нет жатвы в поле. Виноградная лоза стыдится, и смоковница вянет: граната, и пальма, и яблонь и все дерева в поле засохли» ( Иоил.1:6–12 ) 18 . Вслед за этим постигло землю Иудейскую и другое несчастие – засуха. «Зерна задохлись под глыбами своими; опустели засеки; распадаются житницы, поскольку не стало хлеба. О, как стонет скот! Стада коров тоскуют, ибо нет пажити; и стада овец страдают. К тебе взываю, Иегова; ибо огнь пожрал степныя пастбища, и пламень попалил все дерева в поле. И полевые звери смотрят к Тебе вверх; ибо засохли потоки вод, и огнь пожрал степныя пастбища» ( Иоил.1:17–20 ). Эти несчастные события, постигшие народ, дают нам право предполагать, что религиозная и нравственная жизнь народа не была вполне безукоризненной; потребовались наказания для его вразумления и очищения. Несмотря на то, что при Иоасе господство идолопоклонства в царстве Иудейском было уничтожено, храм Соломонов был восстановлен, и доставлено было торжество истинной религии, дух блужения религиозного не совсем еще исчез из среды Иудейского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

Во втором своем показании, писанном собственноручно, Дмитрий объявил, что причина отделения его от православной церкви заключается в том, что когда он полагался только на исполнение обрядностей ее, то был как скот бессмыслен и ходил только по видению своих очей и по влечению своего сердца, и потому никогда не чувствовал мира душевного, как и написано: а нечестивые как море взволнованное, нет мира нечестивым ( Ис.57:20:21 ), и еще также написано: пути мира они не знают ( Ис.59:8 ). А потому, когда начал исследовать писание, по слову Господа, Который говорит: исследуйте писание, ибо вы думаете иметь чрез них жизнь вечную, а они свидетельствуют обо Мне ( Ин.5:39 ), заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией (Мф.22:29), – то, имея в виду это поведение Господне, он, по милости Божией, начал исследовать писание. При этом он задал себе вопрос: какие именно писания он должен исследовать, так как писаний много? И потому был в недоумении некоторое время относительно выбора писаний, и чтобы не впасть в ошибку, начал прежде всего исследовать Новый Завет , с Евангелия от Матвея до Откровения Иоанна. При этом, заметив ссылки в Новом Завете на Ветхий Завет, признал необходимым приобрести Библию, и приобрел ее. В ( 2Пет.1:19 ), —125— он прочел: и притом мы имеем вернейшее пророческое слово, и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших. Дмитрию в этом месте показалось неясно: которое пророческое слово нужно считать вернейшим. Окончательное убеждение он получил, читая следующие места Св. Писания: Иудеям вверено слово Божие ( Рим.3:1:2 ); Бог возвестит слово Свое Иакову, устны Свои и суды Свои Израилю. Не сделал Он того никакому другому народу ( Пс.147:8–9 ); и снисшел Ты на гору Синай и говорил с неба, и дал суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые ( Неем.9:13 ). Много есть и других мест в Св. Писании, которые ясно свидетельствуют, что слово Божие вверено еврейскому народу. Поэтому Дмитрий начал исследовать следующие писания. Здесь он записал поименно все книги Ветхого и Нового Завета. Исследуя их, он убедился, что следует искать спасения во Христе, Который прообразован в пророчествах ( Втор.18:15–19 : Пс.21:17–18; 117:22 ; Ис.7:14; 9:6; 53:1–1 2). Имея в виду эти места Св. Писания, Дмитрий убедился, что истина в Иисусе, в Которого поэтому и уверовал, что Он спас его не по делам праведности, которые бы он сотворил, а по Своей милости, которую доказал в Своей любви, умерев на кресте, когда он, Дмитрий, был еще грешником, «посему тем более будучи оправданный кровью Его спасусь Им от гнева» (Sic).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Воздержаться от передачи свечей нужно во время Евхаристического канона, чтения Евангелия. 1376. Когда наступает постный день? В предыдущий день с 16-ти, с 17-ти часов или с (24) часов ночи? И когда позволительно совершать половой акт в связи с этим? Постный день начинается с (24) часов ночи, церковный же день начинается с 17 часов предыдущего. В Церкви не венчают накануне среды, пятницы и воскресенья, и следовательно, и половой акт запрещен под среду, пятницу и воскресенье, а также под Великие праздники, в святки, Светлую седмицу, престольные праздники вашего прихода, под праздник Иоанна Богослова и праздник Казанской иконы Божией Матери, и сырную седмицу. 1377. Можно ли нарушить пост и исполнить супружеский долг по желанию маловерной (или неверующей) супруги (супруга)? Если нет, то как поступить после очередной просьбы, когда речь идет о поиске партнера на стороне? У святого апостола Павла есть такие слова: …во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа… Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. ( 1Кор. 7: 2–5 ). На основании этого послания Церковь имеет правило, чтобы не допускать блуда со стороны одного их супругов, уступать маловерующей (или неверующей) стороне в этом вопросе, однако верующий(ая) обязан(а) каяться в содеянном грехе невоздержания. Стараться ни под каким видом не иметь супружеского общения на первой и Страстной седмице Великого поста, под Великие праздники и за три дня до Причащения. 1378. Как правильно поступить, когда священник из-за большого количества людей не исповедует каждого, а всех вместе, и так каждую литургию – достойно ли причастие? Причащаться после общей исповеди могут те, кто не имеет смертных грехов, то есть грехов аборта, прелюбодеяния, блуда (в том числе супружеского сожития без церковного венчания), всякого рода половых извращений, воровства, пьянства, чародейства (в том числе занятий спиритизмом, экстрасенсорикой, астрологией, йогой и вообще оккультизмом).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

«Вот ты называешься христианином, – можно сказать христианину недостойному, а особенно недостойному пастырю церкви, – и успокаиваешь себя законом христианским, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научась из закона. И уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины. Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона безчестишь Бога?» ( Рим. 2, 14–23 ). Да, ради таких христиан, хулится имя Божие у язычников, магометан и евреев, как некогда ради дурных иудеев хулилось имя Божие среди язычников (ст. 24). Ревность о славе Божией требует от всех нас, чтобы мы и сами прославляли Бога доброю, святою жизнию, и других – и христиан, и магометан, и язычников – наставляли прославлять Господа святою, христианскою жизнию, отвлекая грешащих христиан от грехов, привлекая магометан и язычников ко Христу и жизни во Христе, по Его учению и закону. III. Так, братие и сестры в Господе, должна проявляться наша ревность о славе Божией: она должна проявляться в стремлении распространять между людьми истинное боговедение, истинную веру, и в насаждении между ними святой жизни. Таким образом ревновать о славе Божией обязаны все мы, по мере своих сил и разумения. (Сост. по «Слов. и реч.» Павла, архиеп. казанск. и свияжск.). Читать далее Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т./Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897./Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вот этот спор и продолжается до сих пор, и уйдёт в вечность. Христос народ придёт судить, а ещё всё будут спорить: Кто Он? – и не хотят обратиться. Да не спорить нужно, а обратиться к Тому, Кто может прекратить эти споры, и водворить в сердце великую тишину, и исцелить наши больные мозги. Апостол говорит: мы имеем ум Христов (см. 1Кор. 2:16 ). Так вот, если он не во власти Христа, в чьей же он власти? В чьей власти наш ум с утра до вечера? Может быть, только на краткое время во время молитвы он немножко общается с Богом. А в большинстве своём в сутках – с кем он? над чем он размышляет? что является предметом его мыслей? какую паутину он плетёт на Господа и на Христа Его, и в том числе и на Писания? Закончились гонения мечом, начались ещё более страшные гонения пером. Стали критиковать. И из самой же Церкви вышли они: вышли от нас, но не были наши, но не были с нами, потому и обнаружилось, что они не были наши (см. 1Ин. 2:19 ) – они вышли от нас, но не были с нами. Когда Осипов, инспектор Л.Д.А. выступил со своим заявлением об отречении – это 61-ый год по-моему – вот Патриарх Алексий I : «Да, они вышли от нас, но не были наши. Если бы они были с нами, они бы не вышли». А вот то, что они вышли, они  и показали . Не нужно ставить на нём < акцент>  и зацикливаться также. Много причин было для отказа, может быть, у человека. Может быть, он покаялся и оплакал своё такое отречение. Но, во всяком случае, споры безконечные. И почитайте его лекции – он преподавал Ветхий Завет – это блестящие лекции. А когда стал выступать как сотрудник вот этого Музея религии и атеизма в Казанском соборе ну, действительно, Бог отнял у человека разум. Книжечки, ну такие примитивные, что я не знаю, как он их и печатал. А ведь на него сделали ставку: если уйдёт профессор ДЦА – это резонанс, ведь Хрущёв спешил покончить с религией. Я не знаю, не так далеко 84-й год – страна должна жить при коммунизме, а тут религия – нужно под корень её истребить! Вот и истребили. Истребляли не религию, а самих себя истребили. Это самоистребление. Вот борьба с Богом безнаказанно не проходит никому – это самоистребление, а не борьба.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010